Акунин история государства 4 том. Борис Акунин Между Европой и Азией

Цикл задуман писателем Борисом Акуниным, как многотомный исторический труд, дополненный серией беллетристических произведений. На реализацию проекта, по словам Акунина, он отвел 10 лет.

А началось все в марте 2013 года, когда писатель заявил в ЖЖ-блоге, что перестает писать детективы ("серию про Фандорина, конечно, закончу") и посвящает себя созданию новой многотомной "Истории Российского государства". Что ему всегда не давали покоя лавры Карамзина, и даже роман "Азазель" был в некоторой степени навеян "Бедной Лизой". И что с первых шагов в литературе Акунин лелеял "мегаломаниакальный план повторить карамзинскую траекторию и, начав с беллетристики, прийти к написанию истории государства".

Примечательно, что автором исторического труда является не профессиональный историк Григорий Чхартишвили, а его писательское "Я" Акунин. Григорий Шалвович, ссылаясь на Айзека Азимова, Питера Акройда и все того же Николая Карамзина, объясняет: когда дилетант-беллетрист рассказывает историю страны для таких же, как он, дилетантов, он в силу профессии старается быть нескучным. Почти все исторические труды скучны, идеологизированы и открывают лишь фрагменты истории. Акунин же поставил себе целью быть нескучным, дать цельное представление об истории ("как образовалось, развивалось государство и почему стало таким") без идеологической подоплеки ("я хочу знать, как было на самом деле; истина или версия, наиболее близкая к истине, - вот что мне нужно").

"Нового Карамзина" раскритиковали и писатели, и историки. По мнению одних, ныне картина мира слишком сложна, чтобы ее мог охватить взглядом один человек; повторить опыт Карамзина или Соловьева невозможно. По мнению других, Акунин все-таки излагает историю неинтересно. По мнению третьих, в его "Истории" много неточностей, а обращение с историческими источниками слишком вольное. Григорий Шалвович опередил последние возражения следующим заявлением: "Метод мой прост. Я читаю имеющиеся первоисточники, стараясь ничего не упустить, и смотрю, как содержащиеся там сведения интерпретированы различными авторами. Из всей массы фактов, имен, цифр, дат и суждений я пытаюсь выбрать все несомненное или, по меньшей мере, наиболее правдоподобное. Малозначительное и недостоверное отсекаю".

Рецензентами издания, подтверждая соответствие авторского изложения историческим фактам, выступили сотрудники Института славяноведения РАН, Института Российской истории РАН и Историко-архивного института РГГУ.

Историю России Акунин иллюстрирует художественными произведениями: параллельно с историческими томами он выпускает томики остросюжетных повестей, действие которых разворачивается в той или иной временной период. По замыслу писателя, герои этих повестей будут относиться к одному роду - этакая мегаповесть длиной в тысячу лет о жизни одной семьи. "История государства и человеческая история пойдут бок о бок, проверяя друг друга на прочность", - пообещал Акунин своим читателям.

Регулярно к книгам из акунинского цикла «История Российского государства» встречаются комментарии в духе «Акунин написал русофобскую книгу!» или «Акунин не писал русофобских книг!» Каюсь, из-за подобных отзывов я в своё время и приступил к чтению данного цикла, каждый том которого я снабжаю своими комментариями.

Что я могу сказать за русофобию/русофилию гражданина Чхартишвили? А ничего, ибо если ненависть к русскому народу и встречается в его книгах, то её следует искать в других произведениях. А вот что многие читатели не могут понять, так это то, что акунинская «История» вовсе не относится к числу исторических или хотя бы научно-популярных книг. Слишком много в ней субъективности, нелепостей и непрофессионализма автора как историка. И наоборот, в ней слишком мало прямого вранья или обжигающей «ПРАВДЫ», чтобы причислить этот цикл к криптоистории в стиле бушковской «России, которой не было».

Для определения жанра, в котором написан этот цикл, необходимо понимать, что Акунин в своих книгах рассказывает не о настоящей истории России, а о той истории России, которую ХОТЕЛ БЫ ВИДЕТЬ он сам. Если предположить, что перед нами фантазии на темы отечественной истории, то всё встанет на свои места. Княгиня Ольга – СкарлетТ О’Хара X века? Да почему бы и нет! Освобождение от монголо-татарского ига – национальная катастрофа? Автор так видит! Иван III Великий и Иван IV Грозный строили тоталитарное государство (не смотря на всю невозможность оного, о чём пишет даже сам Акунин)? Ну, так для сюжетной интриги приходится жертвовать исторической достоверностью!

Таким образом, мы можем определить акунинскую «Историю Российского государства» как цикл фентезийных романов в декорациях Древней Руси, Московского княжества, Московского царства и Российской империи. И отношения к исторической или научно-популярной литературе данная «История…» имеет не большее, чем, например, цикл Джорджа Мартина «Песнь льда и огня» к Войне Алой и Белой розы.

Беда в том, что сам автор подаёт свой труд как нечто претендующее на научность и правдоподобие. Будь это вольные сочинения на исторические темы, как сочинения Александра Дюма, то за биографией альтернативного (во всех смыслах) Петра I было бы интересно следить. Однако желание Акунина написать ПРАВИЛЬНУЮ историю России настолько велико, что толкает его на обман читателей. В самом начале первой книги он обвинил историков в предвзятости и субъективности и что же он сам сделал? Своими трудами он лишь умножил мифы и заблуждения.

Итог: «История Российского государства» даёт прекрасную возможность увидеть, как Акунин воспринимает отечественную историю. Наблюдать за тараканами в голове либерального писателя порой бывает очень забавно (именно поэтому я не бросил чтение его книг), однако никакой практической пользы принести не может. Если вам интересна история России, то поищите что-нибудь другое.

Оценка: 4

Пишу только за историческую часть проекта. Несмотря на историко-филологическое образование в анамнезе автора, профессиональным историком он всё же не стал, что и видно в полной мере. По сути он переписал общепринятую версию истории, снабдив ряд фактов и событий своими оценочными суждениями. Как бы можно признать, что Акунин справедливо указывает в некоторых местах на недостаточную основательность некоторых данных, однако тут же сам предлагает свои столь же безосновательные (например при оценке численности войск в Куликовской битве). Несимпатичные ему факты он ставит под сомнение, а те, что укладываются в его картину мира, повторяет за официальной историей без купюр. Видно к примеру, как не нравится ему Иван IV , и он повторяет и смакует весь трешак, который про него написан за последние лет 150: и блуд, и безумие, и не имевшее в действительности места убийство сына (гробница вскрывалась в 1963 году, никаких повреждений на черепе Ивана Ивановича, могущих привести к смерти, обнаружено не было, попытки представить, что они якобы были, совершенно лживы). Опричнину описывает в маргинальной версии, и не стесняется писать и неправду, видимо просто повторяя чужие слова, не разбираясь особо. Например - о полной недееспособности опричного войска, не способного якобы защитить страну, потому де вернулись обратно к земскому. Видимо самую значимую битву того времени он даже не знает (да и не упоминает) - битву при Молодях 1572 года, когда опрично-земское войско (причём опричники и земцы отлично взаимодействовали) разгромило сильно превосходящего врага.Равно как и в битвах Ливонской войны (первая часть которой протекала вполне успешно) опричники воевали как отдельно, так и вместе с земцами весьма недурно и побеждали. Но у Акунина опричники - просто подлые ублюдки, способные только грабить и мародёрствовать. Ну, про жертвы «грознеских репрессий» автор не удержался, и дополнил лживые россказни по мотивам писем Курбского своими фантазиями. В общем - историческая часть работы совершенно слабая и местами весьма лживая. Тех, кто хочет знать историю России, призываю читать профессиональных историков. Лучшей такой профессиональной работой на данный момент является пятитомник для вузов Евгения Спицына «История России».

Оценка: 2

Чего-то я не понял, а с какой стати Акунина так обливали грязью за эту серию как русофоба? Ничего такого я лично не увидел. Человек просто пытался разобраться как оно было. Чего-то упустил, да, но совсем непредвзято, и в целом работа получилась довольно основательная и безо всяких идеологических перекосов. То что я до этого вычислил касательно истории вполне совпадает с написанным. И выводы примерно такие же. Многие детали по прочтении обновил в памяти, многие детали для себя дополнил. И если для кого история России чистая книга, вполне можно рекомендовать акунинскую «Историю» как самообразовательную книгу.

Оценка: 10

Сразу же стоит оговориться - это не исторический труд. Это некая компиляция наших стареньких Карамзина, Ключевского, Соловьева, Костомарова и прочих, написанная более современным языком. Я бы назвал это науч-поп. Для науч попа - вполне себе неплохо. Несмотря на действительно сильную субъективность. Однако, и шквала критики который на Акунина полился после того, как писатель негативно и якобы «однобоко» высказался о царе Иване 4 я не понимаю. Есть множество аргументов за и против Ивана Грозного, и как когда-то Карамзин не любил Грозного за жестокость, так же не любит Ивана и Акунин. Я могу предположить, что ноги такой критики растут из Клима Жукова и Дмитрия Пучкова, и нескольких их роликов, где они критикуют данное произведение. Но, честно говоря, в чем-то уважая данных деятелей, критика данных книг дана там весьма слабо. Например, Клим Жуков на полном серьезе распекает Акунина за неправильное использование слова «Монарх» в отношении Ивана III. Будь это сугубо исторический труд - это бы имело определенный смысл, но это науч-поп, с ярой, и не отрицаемой субъективщиной, и на мой взгляд, для более акцентированного вовлечения читателя, более простой мысли, этот термин можно использовать в отношении Ивана Великого. И откровенно говоря, как ни странно, историк Жуков, критикуя Акунина, сам сваливается в субъективщину, доказывая, что личность Ивана Грозного сыграла положительную роль в Российской истории, что, мягко говоря, всегда было дискуссионным вопросом. И немножко отвечу предыдущему обзору - убийство Ивана Ивановича очень дискуссионный вопрос. Прочитайте про Герасимова, и про то что говорят нам кости Ивана Ивановича. Череп Ивана Ивановича не сохранился, но например, некоторые историки отмечают огромный рост вложений царя в Церковь во время агониии и смерти сына. Поэтому, что смешно - критикуют Акунина за субъективность те еще субъективисты. Субъективность не есть плохо. Плохо ругать вещь, которая не совпадает с твоим мнением только за субъективность. Поэтому, семерку Акунину я поставлю - как науч.попу. Иллюстрации красивые, документы издаются, в целом, канва русской истории передана верно. Как когда-то «Историю государства Российского» Карамзина читали домохозяйки и им нравилось, так ничего не изменилось и сейчас. Поэтому, я скорее рекомендую для ознакомления. Нет в этих книгах инновации, но и ничего плохого ведь тоже нет. Может заинтересовать.

Эта статья полностью посвящена такого легендарному писателю как Борис Акунин. Список в хронологическом порядке всех его произведений вы найдете ниже. Это полная библиография автора и все его самые знаменитые книги, составленные по порядку. Здесь есть и История российского государства, и книги про Фандорина.

Жанры

Шпионский роман

События развиваются в СССР, в 1941 году. Великая Отечественная война только началась, но интриги вокруг нее достигли своего накала. Разведка Советского Союза существенно проигрывает немецкому противнику. В Москву приезжает агент Вассер. Его задание – доказать Сталину, что война начнется не раньше 1943 года. Майор КГБ Алексей Октябрьский с помощником Дориным хотят понять настоящие замыслы противника. Но получится ли это у них? Дальше

Фантастика

После серьезной аварии с автобусом все пассажиры погибли, кроме двух подростков – Роберта и Сережи. Первый был примерный учеником из необеспеченной семьи, второй учился в техникуме. Каким-то образом авария дала им сверхспособности: Роберт способен читать мысли, а Сережа получил сверхскорость. Через 10 лет после этого парни встречают Марианну – немую девушку, которая управляет эмоциями людей. Дальше

Квест. Роман и коды к роману

Борис Акунин покажет новую точку зрения на известных исторических деятелей. Такого Решилье, Наполеона, Сталина и Гитлера вы еще не видели. Как у них получилось стать лидерами? Что для этого нужно? Как принимались решения, которые потом влияли на тысячи людей и ход истории? Роман состоит из двух частей. В первой события развиваются в 30-ые года 20 века, а во второй части мы окажемся в 1812 году. Дальше

Приключения магистра

Алтын-Толобас

Николас Фандорин – внук английского аристократа Эраста Фандорина. К этому внуку на глаза попалось завещание, оставленное его далеким предком Корнелиусом фон Дорном, жившим в 17 веке. Последний обнаружил тайну, которая была скрыта в Московии. Чтобы понять, как разгадать загадку и докопаться до истины, Фандорин отправляется в Россию – на свою историческую родину. За 300 лет в этом государстве многое изменилось, но не все. Дальше

Внеклассное чтение

В романе пересекаются две исторические линии – последний год правления императрицы Екатерины Великой и начало 20 века. Митридат был любимчиком императрицы – семилетним мальчуганом, который случайно узнал о замыслах и заговорах против Ее величества. Чтобы спасти Екатерину Вторую, этот мальчик готов на что угодно. Во второй сюжетной линии Николас Фандорин работает репетитором у дочери обеспеченного предпринимателя. Девочке предстоит стать всего лишь разменной монетой в великой игре бизнеса. Дальше

Ф. М.

У Николаса Фандорина новое дело. Некий владелец агентства под названием «Страна советов» получил в руки рукопись ранней и неизвестной части романа Достоевского «Преступление и наказание». Фандорин хочет найти рукопись и перстень, который когда-то принадлежал писателю. Но соперник сделает все, чтобы ему помешать. Дальше

Сокол и Ласточка

Некогда в Средиземном море спрятали клад. Возможно, несметные сокровища так и остались бы нетронутыми, но тетя Николаса Фандорина сделала ему подарок. Он заполучил письмо, которому уже больше 300 лет и в нем сохранилась реликвия семьи – послание, которое может привести наследника к пиратскому сокровищу, а заодно раскроет тайны. В это время в такой же путь, но по другой причине отправляется некая особа – она пытается найти отца. Дальше

Приключения Эраста Фандорина

Инь и Ян

Миллионер Сигизмунд Борецкий скончался и в его усадьбе зачитывают завещание. Племянница Инга получила весь его капитал и фамильное поместье, а племянник Ян заполучил один только веер. Пока Инга грезит мечтами выйти замуж за кузена, Ян думает исключительно о создании вакцины. Чтобы объяснить, почему веер такой важный, в поместье прибывает Эраст Фандорин. Оказалось, что эта вещица магическая, и умеет менять людей в лучшую или худшую сторону, если провести особый ритуал. Дальше

Азазель

У молодого служащего сыскной полиции Эраста Петровича Фандорина новое дело – нужно расследовать самоубийство богатого студента. На вид парень сам принял такое решение, но если разобраться в уликах, то станет понятно, то это масштабный и немыслимый заговор. Пока Фандорин не знает, что расследование приведет к десяткам смертей, взрывам и совершенно непредсказуемой развязке. Один вопрос – получит ли убийца по заслугам, учитывая такие жертвы? Дальше

Русско-турецкая война. 1877 год. Варвара Суворова – смелая девушка, которая не побоялась отправиться в самый разгар военных событий в Турцию, чтобы сказать своему жениху, что она согласна выйти за него замуж. Путешествие оказалось не из легких и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на пути у нее не оказался Эраст Фандорин. Дальше

Ново-Араратский монастырь переживает не лучшие времена. Послушники жалуются, что видят тень святого Василиска, а Черный монах настолько пугает людей, что даже случаются смерти. Братия просит помощи у Митрофания, который в свою очередь отправил в монастырь Алешку неверующего. Через время Алешка стал слать очень странные письма, а позже угодил в психушку. Разобраться в обстоятельствах едет полковник Лагранж, но с ним тоже случилась беда. Тогда на помощь отправляется Пелагея. Дальше

Последнее дело набожной женщины. На этот раз ей нужно отправиться на пароход «Севрюга», где собралась престранная компания: тут и вор, и содомиты, и жиды, и немцы-колонисты. Несколько людей на пароходе были убиты в ходе плавания и обстоятельства их смерти выдались очень странными. Неужели здесь замешана мистика? Или просто совпадения? Дальше

Смерть на брудершафт

Младенец и черт

События перед Первой Мировой войной. Разведка Германии делает все возможное, чтобы украсть генеральный план размещения русских войск, если вдруг те соберутся в атаку. У них почти получилось, но контрразведка успела перехватить документы. Обычный студент Алексей Романов вмешался в большие игры и совершенно случайно сорвал захват немецкого резидента. Теперь ему предстоит помочь родине, так как он – последний, кто видел объект. Дальше

Мука разбитого сердца

Алексей Романов пребывает в горе – его возлюбленная выходит замуж за другого мужчину. Если бы не долг, Романов бы покончил жизнь самоубийством. В это время начинается Первая Мировая война. Поля боя окровавлены, но и разведка трудится вовсю, чтобы закончить это адское месиво мировых масштабов. Алексею предстоит поехать в Швейцарию, чтобы узнать важные секреты. Дальше

Летающий слон

Российская империя получила большое преимущество во время Первой Мировой войны, когда решилась использовать сверхмощные летательные аппараты «Илья Муромец». Германии предстоит сделать все возможное, чтобы императорский наблюдатель не счел новые технологии опасными. В страну врага отправляется Зепп – шпион и диверсант. Дальше

Детская книга для мальчиков

Переиздание «Детской книги». У потомка Эраста Петровича Фандорина просто не может быть обычной жизни – школьник Ластик переживает приключения покруче, чем у предка. Он познакомится с Соломкой, Шуйским и даже увидит самого Лжедмитрия и все это на фоне поиска огромного алмаза. Дальше

Детская книга для девочек

Продолжение «Детской книги», которое написала Глория Му по сценарию Б.Акунина. Ангелине Фандориной не с кем было дружить. Зато у нее был отличный брат. Хотя и его она тоже лишилась, когда мальчика отправили в математический лицей. Скучая, Геля с неожиданностью для себя узнает, что способна спасти мир. Она – простая школьница из Москвы! Однако для того, чтобы это осуществить, ей предстоит отправиться в чужое прошлое. Дальше

Любовь к истории

Хотите узнать, что скрывается в прошлом? Что случилось на перевале Дятлова? Или кто был первым гением в английском уголовном сыске? Сколько кладов еще не раскрыты общественности? Вы погрузитесь в мир чудовищ, героев и вояк, без которых жизнь не была бы жизнью. Дальше

Это истории простых людей, о которых история забыла. Обыкновенные герои должны остаться в памяти людей, и Акунин с удовольствием рассказывает о них. Когда красота оказывается выше морали? Действительно ли мир такой, каким мы его себе представляем? Есть ли на планете люди, у которых жизнь отличается от общепринятой? И главное – как улучшить жизнь в России? Дальше

В сборник вошли интересные истории про Японию, генералов, летчиков. Вы погрузитесь в мир дуэлей, истории. Вас ждут море интересных фактов, мифов и анекдотов. После прочтения вы узнаете, какой он – идеал мужчины и женщины; кто у нас герой и нужно ли нам жить вечно? Дальше

Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период

В становлении Российского государства нет более печального времени, чем татаро-монгольское нашествие. Это эпоха великих страданий и печали, когда русский народ потерял свою самобытность. Однако то, что губило Российское государство, создало огромную мощь. Теперь страна и народ могли возродиться. Это история 13 – 15 веков. Дальше

Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова

История меняется не сразу и только спустя время можно увидеть, как незначительные на первый взгляд личности изменили судьбу многих народов. 15 – 16 века. Время, когда русская земля была освобождена от иностранного влияния и время, когда началась великая Смута. Государство утратило свою независимость под натиском врагов и внутренних кризисов. Дальше

Библиотека проекта Б. Акунина «История Российского государства»

В данном списке представлены в виде сборников образчики исторический литературы, которые рекомендует к прочтению и ознакомлению писатель Борис Акунин. Он же является и составителем сборников. Здесь собраны памятники и документы, отражающие все основные вехи страны, начиная с ее истоков.

  • Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия (сборник)
  • Первые русские цари: Иван Грозный, Борис Годунов (сборник)
  • Ордынский период. Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский, Сергей Платонов (сборник)
  • (сборник)
  • Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия (сборник)

История Российского государства (сборник)

Он контролирует московскую стражу, стоит на защите городского порядка и расследует громкие преступления. Пока главный герой занимается охотой на убийц и шарлатанов, читатель погрузится в историю 17 века и поучаствует в приключениях, где без бунтов и разбойников не обойтись. Дальше

13 век. Время, когда Русь переживает раздробленность и упадок. Ингварь считает свою власть тяжким грузом, а между тем его небольшое княжество вынуждает каждый день принимать сложные решения. Кажется, народ стал хоть немного лучше жить, и соседи поддерживают худой мир. Но что, если тот, на кого Ингварь рассчитывает, как на самого себя, не выдержит искушения властью? Дальше

В сборник вошли две абсолютно разные по стилевым особенностям повести, которые соединены, между тем, общей темой: одна рассказывает про начало татаро-монгольского нашествия, а вторая – про его окончание. Как это было и что происходило. Дальше

Еще из серии:

  • Огненный перст (сборник)
  • Вдовий плат (сборник)

Семейный альбом

Аристономия

Борис Акунин

Между Европой и Азией. История Российского государства. Семнадцатый век

В оформлении использованы иллюстрации, предоставленные агентствами Shutterstock, МИА «Россия сегодня», Diomedia и свободными источниками


© B. Akunin, 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

* * *

Рецензенты:

К. А. Кочегаров

(Институт cлавяноведения РАН)


Ю. М. Эскин

(Российский государственный архив древних актов)


С. Ю. Шокарев

(Историко-архивный институт РГГУ)

Предисловие

Движение истории неравномерно. Памятные для потомства происшествия – обычно это какие-то эпохальные перемены или потрясения – чередуются с периодами, про которые в древних летописях коротко сообщается «ничего не бысть» (то есть всё было неплохо и рассказывать особенно не о чем). Темп событий то ускоряется, то замедляется; быстрые «вдохи» сменяются протяжными «выдохами»; иногда государство начинает рывкообразно развиваться, – как правило, это происходит при появлении целеустремленного вождя, реализующего некую программу; бывают столь же стремительные кризисы – по причинам как внутренним, так и внешним.

Вот почему рассказывать о разных периодах удобнее по-разному, приспосабливая методику изложения к особенностям и «важности» эпохи. Русский семнадцатый век, которому посвящен данный том, в этом смысле труден для описания. В сравнительно небольшой отрезок истории спрессованы и «минуты роковые», требующие детального изучения, и целые десятилетия неспешного развития, когда интереснее говорить не о событиях, а о явлениях и тенденциях.

Этим объясняется асимметричная структура книги. Ее первая часть отдана подробному рассказу всего о нескольких годах, а три следующие части куда более лапидарны. Впрочем, такая же пропорция наблюдается и во всем массиве исторических исследований о русском семнадцатом веке: о его драматическом начале написано гораздо больше, чем о последующих событиях – вплоть до самого конца столетия, когда Россия словно проснулась или же перешла с медленной ходьбы на быстрый бег.

Однако реформы Петра I будут темой пятого тома, четвертый же закончится 1689 годом. Наиболее тугим узлом этой эпохи является Смута – опыт крушения государства. Сопоставимый по масштабу кризис в России повторится лишь триста лет спустя, в начале XX века.

Русское государство, разрушенное Смутой, было по исторической преемственности вторым. Первое – Киевское великое княжество – возникло в IX веке, когда род Рюриковичей взял под контроль торговый путь «из варяг в греки». Раннее русское государство сохранялось до тех пор, пока речной транзит в XI–XII веках не утратил своего прежнего значения. После этого центральная власть ослабела и страна начала дробиться на отдельные княжества, ставшие легкой добычей для монгольского нашествия.

Вторая централизация была осуществлена московским князем Иваном III (1462–1505), который взял за образец устройство Чингисхановой империи, самого великого государства, известного тогдашним русским людям. Крепость Орды зиждилась на пирамидальной иерархичности власти, единственным носителем которой являлся великий хан. Страна управлялась не по общим для всех законам, а по ханским указам, которые издавались с учетом конкретной ситуации и могли в любой момент изменить прежние «правила игры». Морально и религиозно принцип такой ничем не ограниченной власти поддерживался сакрализацией особы монарха, заступника и посредника за народ перед богом.

«Второе» русское государство архитектурно представляло собой очень простую конструкцию. Все сколько-нибудь важные решения принимались исключительно государем, который не только ведал всеми направлениями политики, но и стремился полностью контролировать жизнь в регионах своей немаленькой страны. При этом центральное правительство и областная администрация находились в зачаточном состоянии. Страна управлялась как личная вотчина одного хозяина.

В условиях Средневековья подобная структура безусловно имела свои плюсы, к числу которых относились неплохая управляемость, аккумуляция ресурсов и высокая мобилизационная способность. Главным соперникам московских самодержцев – польско-литовским королям – для войны требовалось заручиться согласием аристократии и получить санкцию на сбор финансов, поэтому западный сосед всегда запаздывал с началом боевых действий, а потом часто оказывался не в состоянии воспользоваться плодами побед из-за безденежья. Русскому же государю было достаточно просто приказать – все людские и материальные ресурсы страны находились в его полной воле.

Главная слабость «второго» государства, как водится, была обратной стороной его силы. При деятельном и способном правителе страна крепла и росла, с правителем средних способностей – оказывалась в состоянии застоя, плохой правитель вел страну к упадку. И совершенной катастрофой становилось отсутствие самодержца, оно приводило государство к параличу.

Именно это произошло в апреле 1605 года, о чем было рассказано в предыдущем томе и к чему мы вернемся опять, посмотрев на те же события с другой стороны – стороны Самозванца. Мы увидим, что его авантюра была плохо организована и несомненно закончилась бы поражением, если бы в Москве внезапно не скончался царь Борис. Здесь совпали два роковых фактора. Во-первых, наследник Бориса был подростком и не мог править самостоятельно. Во-вторых, новая династия, возникшая всего семь лет назад, еще не успела обрасти ореолом сакральности (обстоятельство, сохранившее страну во время малолетства Ивана Грозного).

Если формулировать совсем коротко, главной причиной краха «второй» Руси стало слишком сильное самодержавие при слишком слабом государстве. Сочетание безграничной власти монарха с неразвитостью институтов сделало политическую систему хрупкой. Стоило переломиться единственному стержню, на котором она держалась, – и государство рассыпалось.

История Смуты (как и события 1917 года) демонстрирует, что вроде бы могучая держава может развалиться очень быстро. Это поистине страшное и захватывающее зрелище.

По сравнению со Смутой следующая часть книги выглядит тусклой. Пропадает высокий драматизм, исчезают яркие личности, всё словно бы мельчает и обесцвечивается. Рассказ о царствовании Михаила Романова менее выигрышен – но история получения раны всегда сюжетно интереснее, чем описание ее лечения. Вместе с тем, с точки зрения истории государства, процесс заживления и восстановления сил страны, процесс создания новой системы вместо рухнувшей не менее важен.

Московское царство семнадцатого века при внешнем сходстве сильно отличается от Московского царства века шестнадцатого. Я полагаю, что тут речь идет о несколько иной модели, и подробно объясню, почему считаю это государство «третьим».

Центром развития мировой цивилизации стала Европа, и Россия политически, технологически, культурно все больше дрейфует в западном направлении. В семнадцатом веке она уже находилась ближе к Европе, чем к Азии, но «ордынский фундамент» оставался прежним, и построить на нем нечто принципиально новое было трудно. Всего через семьдесят лет возникнет необходимость в новой модификации.

Книга «Между Европой и Азией» состоит из четырех частей, которые соответствуют стадиям жизни почти всякого государства: предшествующему хаосу; рождению и росту; зрелости и застою; наконец – исчерпанности и кризису.

Гибель государства


В семнадцатый век Россия вошла, по внешней видимости, крепкой и благополучной державой. С пятнадцатимиллионным народом она была одной из самых населенных стран Европы, а по размерам – первой. Москва поддерживала мир с соседями, которые уважали ее мощь; казна была полна; торговля процветала; росли города. На престоле сидел опытный правитель Борис Годунов, вроде бы державший страну в ежовых рукавицах: запуганная аристократия боялась интриговать, забитые крестьяне не бунтовали. Казалось, на Руси после тяжелых испытаний, пережитых во второй половине предыдущего столетия, надолго установились спокойные, мирные времена.

Однако эта прочность была иллюзией.

Важнейшим элементом системы самодержавия, основанной Иваном III, являлось обожествление царской власти – только этим с религиозной и рациональной точек зрения можно было оправдать безраздельную власть одного человека над огромной страной, все жители которой считались его «холопами». Если такая власть установлена самим Богом, роптать не на что: на небе – Господь, и все Его рабы; на земле – Государь, и все его холопы.

Однако Годунов тоже вышел из «холопов», о чем знала и помнила вся держава. Он и сам отлично понимал эту свою уязвимость и компенсировал ее неким подобием «народного мандата», для чего при воцарении впервые в русской истории устроил нечто вроде выборов – не самовольно уселся на престол, а был «упрошен» патриархом с боярами и «выкрикнут» столичной толпой, то есть заменил небесную сакрализацию земной легитимизацией.