Буквы нн в наречиях. Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных

Одна и две Н в наречиях на –о, -е.

(продолжение темы)

Цели:

    Закрепить умения учащихся правописания н-нн в наречиях на –о,-е; научить различать сходные по форме части речи (краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия);

    развивать память, логическое мышление, навыки грамотного письма;

    воспитывать интерес к языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

Домашнее задание: упр. 258.

    Актуализация знаний учащихся.

1. Опрос.

- Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что нам нужно знать, для того, чтобы правильно написать наречия с Н или НН?

- Вспомните, когда мы пишем Н и НН в прилагательных

(В име­нах при­ла­га­тель­ных одна буква Н пи­шет­ся в суф­фик­сах -ИН-, -АН-, -ЯН-.

На­при­мер: ле­бе­ди­ный (в суф­фик­се -ИН- пи­шет­ся одна буква Н), ко­жа­ный (в суф­фик­се

АН- пи­шет­ся одна буква Н), шер­стя­ной (в суф­фик­се -ЯН- пи­шет­ся одна буква Н).

Исключения: ДЕРЕВ ЯНН ЫЙ, ОЛОВ ЯНН ЫЙ, СТЕКЛ ЯНН ЫЙ.

(Две буквы Н пи­шут­ся в име­нах при­ла­га­тель­ных, суф­фик­сы ко­то­рых на­чи­на­ют­ся с буквы О или Е.

На­при­мер, РЕ­ДАК­ЦИОННЫЙ, ТРА­ДИ­ЦИОННЫЙ, СОЛОМЕННЫЙ, КЛЮКВЕННЫЙ.

Исключение: ветреный

Две буквы Н пи­шут­ся в име­нах при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных при по­мо­щи суф­фик­са Н от су­ще­стви­тель­ных с ос­но­вой на букву Н.

Например: РАВ­НИН­НЫЙ = РАВНИН А+ Н)

Таким образом, в наречиях мы пишем столько же Н сколько в прилагательном и причастии от которого это наречие образовано. (слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Упр. 259.

Слово «былина» происходит от слова «быль». Но все ли, рассказанное в былинах, происходило на самом деле?

Рассказанное – полное причастие сов вида, значит пишем НН.

Исполнители былин всегда увлеченно, искренне повествовали о мужественных богатырях, которые бесстрашно сражались с врагами Русской земли.

Увлеченно- наречие (от прилагат. увлеченный); искренне-наречие (от прилаг.искренний), бесстрашно – наречие (от прилаг.бесстрашный)

Конечно, в былинах немало вымысла, но в них взволнованно повествуется о сражениях и подвигах богатырей, стойко переносивших самые трудные испытания.

Немало – наречие (можно заменить синонимом - много), взволнованно – наречие (взволнованный).

Внимательно слушая или читая старинные сказания, люди вспоминают памятные события русской истории.

Внимательно – наречие (образовано от прилаг – внимательный).

Народ неслучайно сложил былины о благородных заступниках, которые преданно, самоотверженно служат людям, оберегая их свободу и мирную жизнь.

Неслучайно –наречие (можно подобрать синоним-закономерно, логично), преданно – наречие (от прилагат-преданный) , самоотверженно – наречие (самоотверженный-прилагат)

    Объяснение нового материала.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше правило (на слайде) и скажите, какое правило и какие знания нам еще пригодятся при правильном написании Н и НН в наречиях?

(Нам понадобятся знания в правильном правописании Н и НН в причастиях, кроме того мы должны научиться различать краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия и наречия).

Рассмотрим примеры:

1. Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя .

Класс-подлеж, слушал – сказуемое; слушал – (как?) сосредоточенно – это обстоятельство образа действия, выражено НАРЕЧИЕМ. Относится к глаголу, можно заменить другим наречием - внимательно . Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н , сколько в слове сосредоточенный .

2. Лица всех были сосредоточенны , серьезны.

Сделаем этому предложению синтаксический разбор.

Лица – подлежащее; лица (были каковы?) – были сосредоточены – это сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенный , следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н , сколько н в полной форме).

3. Войска были сосредоточены на равнине.

Сделаем этому предложению синтаксический разбор.

Войска – подлежащее; были сосредоточены – сказуемое; Сосредоточены - можно заменить глаголом сосредоточились , следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква н .)

Таким образом,

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос к а к?) относится к глаголу - это наречие, в котором всегда пишется столько н , сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово - сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н .

Краткое прилагательное отвечает на вопрос к а к о в? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нем пишется столько н , сколько в полной форме.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Закрепление полученных знаний.

1. Коллективная работа с классом.

Используя схему рассуждения, объясните написание Н и НН в разных частях речи.

1) Мысли сосредоточены (сосредоточились) на докладе (в кратком причастии всегда пишется одна буква н ).

кр. прилаг. кр. прилаг.

2) Девочка (к а к о в а?) внимательна и сосредоточенна (внимательная и сосредоточенная; в кратком прилагательном пишется столько н , сколько н в полной форме).

нареч.

3) Она слушала (к а к?) сосредоточенно (пишется столько н , сколько н в слове, от которого образовано наречие).

Выставка организована спонсорами (краткое причастие,можно заменить - организовали спонсоры).

Экскурсия прошла (к а к?) организованно (наречие, образовано от слова организованный, в слове организованный два н )

Ученица (к а к о в а?) дисциплинированна и организованна (краткое прилагат, можно заменить полной формой дисциплинированная и организованная)

Собрание взволновано сообщением (краткое причастие, можно заменить глаголом - собрание взволновало сообщение).

Все слушали сообщение (к а к?) взволнованно . (наречие, образованно от слова – взволнованный, в котором пишется НН)

Семена рассеяны по полю (краткое причастие, можно заменить глаголом- семена рассеяли)

2. Работа в парах.

Задания: выписать СС с наречиями. Объяснить правописание Н и НН.

увлеченно кричали

очень сильно

сильно пахло

разбросанно лежали

ужасно скучные

усиленно держали

совершенно неинтересно

увлеченно – увлеченный (причастие)

сильно – сильный (прилагательное)

разбросанно – разбросанный (причастие)

ужасно – ужасный (причастие)

усиленно – усиленный (причастие)

совершенно – совершенный (прилагательное)

интересно – интересный (прилагательное)

По завершении работы, происходит взаимопроверка.

    Самостоятельная работа.

Взволнова..о говорить

Безум..о посмотрел

Отчая..о закричал

Внимание ребят рассея..о

Ветром рассея..ы семена по полю

Медле..о шел по городу

Заснеже..о белели крыши домов

Взволнованно говорить (наречие)

Безумно посмотрел (наречие)

Отчаянно закричал (наречие)

Внимание ребят рассеянно (прилагательное)

Ветром рассеяны семена по полю (причастие)

Медленно шел по городу (наречие)

Заснеженно белели крыши домов (наречие)

Критерии оценок.

«5» - 8

«4» - 6-7

«3» - 4-5

    Подведение итога урока. Рефлексия.

С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой?

С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

    Домашнее задание.

Упр. 258 стр. 107. (по заданию)


Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Сейчас мы с вами запишем под диктовку предложение и проанализируем его.

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

- Объясните устно и обозначьте графически условия поста новки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кон чился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сде лав? или что дела я?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

- Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно неожиданный.

- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно сильный.

- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предла­ гаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях.

Работа со словами, приготовленными до урока на листах. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обознача ют орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

взволнова..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый

Выполненную работу сверяем с образцом на экране:

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

взволнованный (взволнованно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)

Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действ ия - как совершается действие.)

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с по­ мощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от кото­ рого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н

искл.

3) стеклянный оловянный деревянный

Ан-, -ян-

Ин-

Ен-, -н- (в прилагательных, обра­ зованных от глаголов несовершен­ ного вида: соленый)

3. Отличать наречие от краткого причастия.

Сколько н пишется в кратком при­ частии (письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предло­жения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим воп­ рос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от ка­ кой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ дейст­ вия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени сущ ествительного) - краткое причастие.

Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организован но. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ре­ бенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя ис пугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; быва ет так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

- Когда же так бывает?

Работа в учебнике читают предложение под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятель­ство, выраженное наречием, которое образовано от прилагатель­ ного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а крат­ кое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в крат­ ком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (таблица выведена на экране):

Обстоятельство

как?

наречие VIII . Домашнее задание : п.38, орф.59, упражнение 236

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 14).

Количество букв Н в суффиксе зависит от части речи слова.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных

Одна Н пишется в суффиксах:

  • -АН- и -ЯН- (глиняный, песчаный и др.), кроме исключений: стеклянный, оловянный, деревянный;
  • -ИН- притяжательных прилагательных (муравьиный, мышиный и др.).

Удвоенная Н пишется:

  • если прилагательное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффикса -Н- (туманный, ценный и др.), кроме исключений: юный, румяный, свиной, рьяный, буланый, синий, зеленый, багряный;
  • в суффиксах -ОНН- и -ЕНН- (лекционный, бесчисленный и др.), кроме исключения: ветреный (однако безветренный – с приставкой НН).

Следует различать суффиксы -ЕНН- и -ЯН- : Суффикс -ЯН- обычно присутствует в слове одновременно с ударный окончанием -ОЙ (травяной, ветряной и др.), кроме слов, образованных от существительных, заканчивающихся на -МЯ (семенной, именной, племенной и др.).

Также нужно отличать прилагательные масленый (отглагольное, значение «с маслом на поверхности») и масляный (отымённое, значение «изготовлено из масла»): масленая сковорода (покрытая маслом) и масляный крем (изготовлен на основе масла).

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Чтобы определить количество букв Н в суффиксе, нужно воспользоваться алгоритмом:

  1. Определить вид глагола, от которого образовано причастие или отглагольное прилагательное (задать вопрос к глаголу: если вопрос «что делать?», то вид несовершенный, если вопрос «что сделать?», то вид совершенный. Также проверить вид глагола можно иным способом: если у глагола (и у причастия или отглагольного прилагательного соответственно) есть любая приставка, кроме НЕ- и ПОЛУ-, то вид совершенный, иначе вид несовершенный):
    • Если вид совершенный, в суффиксе пишется -НН- (вымоченный, поджаренный и др.);
    • Если вид несовершенный, перейти ко 2 шагу;
  2. Проверить, есть ли зависимые слова у причастия или отглагольного прилагательного:
    • Если есть, то в суффиксе пишется -НН- (жаренные в масле и др.);
    • Если нет, то перейти к 3 шагу;
  3. Проверить, есть ли в причастии или отглагольном прилагательном суффикс -ОВА- или -ЁВА-:
    • Если есть, то суффиксе пишется -НН- (маринованный, командированный и др.);
    • Если нет, то в суффиксе пишется -Н- (жареный, раненый и др.).

Стоит запомнить написание следующих слов и словосочетаний:

  • с одной Н : кованый, жеваный, клеваный, смышленый, бешеный, приданое, названый брат, посаженый отец, прощеное воскресенье, топленое масло, латаный-перелатаный (и подобные слова);
  • с удвоенной Н : нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, жеманный, нечаянный, считанный, виданный, слыханный, деланный, виденный, неожиданный, священный, медленный, обиженный, решенный, лишенный, плененный, брошенный, сказанный, данный, пущенный, прощенный, обещанный, купленный, внушенный, топленный дом.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах кратких причастий и прилагательных и наречий

Количество Н зависит от части речи:

  • Краткие причастия всегда имеют одну Н в суффиксе (отвечают на вопросы «что делан(о/а/ы)?», «что сделан(о/а/ы)?», есть зависимое слово или оно подразумевается, краткое причастие можно заменить на глагол в предложении): он уверен в друге;
  • Краткие отглагольные прилагательные имеют в суффиксе столько Н, сколько их в полной форме (отвечают на вопрос «каков(о/а/ы)?»): она была уверенна и горда;
  • Наречия, оканчивающиеся на -О, образованные от прилагательных или причастий, имеют в суффиксе столько Н, сколько их в прилагательном или причастии, от которых они образованы (отвечают на вопрос «как?»): он чувствовал себя уверенно.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах существительных

Если существительное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффиксов:

  • -НИК- или -НИЦ-, то в слове пишется -НН- (поклонник, поклонница и др.);
  • -ОСТЬ-, то в слове пишется -Н- (леность и др.).

Если существительное образовано от прилагательного или причастия с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффиксов -ИК-, -ИЦ-, -ОСТЬ-, то оно имеет в суффиксе столько Н, сколько их в прилагательном или причастии, от которого оно образовано: копченость (от «копченый»), запутанность (от «запутанный») и др.

Тема урока:

« Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »

Тип урока: Объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
  2. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
  3. Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода

Учащиеся должны уметь:

  1. образовывать наречия от прилагаетльных;
  2. отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия среднего рода;
  3. объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  4. конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
  5. употреблять наеречия в речи

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  1. изучение материала по теме « Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »;
  2. формирование навыка написания Н и НН в наречиях;

Развивающий аспект цели:

  1. развитие внимательности, логического мышления;
  2. развитие речи.

Воспитывающий аспект цели:

  1. формирование нравственных качеств личности;

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. организация внимания.
  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

На доске записаны дата, вид работы (классная ) , тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

  1. Сообщение учителем темы урока и цели.

Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».

Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)

Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.

  1. На слайде:

Серебряный Посеребрённое Посеребрено

Ветреный Обветренное Обветрено

Ломаная Сломанное Сломано

Ценный Оценённое Оценено

Беседа по вопросам:

1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)

2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)

3) Объясните правописание слов 1 столбика

А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?

4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?

5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?

Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых словарных слов

  1. На карточках слова

Нежданный

Негаданный

Подлинный

Неслыханный

Невиданный

Рьяный

Румяный

Свиной

Смышлёный

Слайд № 2

Спишите предложения с объяснением.

1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.

2) И в мыши…ую нору проникает луч света.

3) Испуга…ый зверь далеко бежит.

4) Согласие крепче каме...ых стен.

5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

Из данных предложений выпишите прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:

Учитель на доске записывает:

Мужественный – мужестве…о (бороться)

Испуганный – испуга…о (посмотреть)

Почему нельзя образовать наречия от прилагательных мышиную, каменных ? (это относительные прилагательные)

Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?

Запишите их в составе словосочетаний.

А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный , то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?

(запишите словосочетание с этим наречием)

Бешеный - бешено

Итак, сделайте вывод: отчего же зависит правописание Н и НН в наречиях?

Проверьте себя по учебнику на с. 41 .

Закрепление

Упр. 569 с комментированием.

В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о улыбаться, лома…ая линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.

Карточка № 2

Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы, задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка, овся…ая каша.

Проверка

Найдите слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.

Слайд 3.

сосредоточе нн о смотрит - войско сосредоточе н о в лесу

Почему ты, …, написала с НН, а ты, …, с Н?

Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.

Как это сделать, прочитайте в учебнике на с. 42.

Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом):

Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)

Закрепляем. Упр. 572 с комментированием

1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.

Разберите эти слова по составу.

Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у них нет окончаний).

А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.

Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)

Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.

3 и 4 по вариантам самостоятельно.

(Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)

Проверочная работа

Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса

1 вариант 2 вариант

1. радиофицирова…й класс

2. местность пусты…а

3. песча…ый берег

4. гружё…ый кирпичом вагон

5. време…о не работать

6. организова…о собраться

7. хорошо организова…о

8. явиться нежда…о-негада…о

9. увере…о ответить

1. изуче…о досконально

2. насыще…ый влагой

3. тренирова…ый спортсмен

4. исследование законче…о

5. нежда...ый гость

6. искре…е пожелать

7. оживлё…о говрить

8. подли…ые украшения

9. самоотверже…о служить

3 вариант

1. речь торжестве…а

2. ране…ый боец

3. написа…о пером

5. увлече…на музыкой

6. свяще…ый долг

7. всё переплете…о

8. асфальтирова…ая дорога

9. скоше…ая трава

Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?

2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?

Д/з упр. 570.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)

(урок русского языка в 7 классе

по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)

Разработала Полканова Наталия Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

САРАТОВ - 2011


Мы сталкиваемся с письменной речью повсеместно: в социальных сетях, коротких сообщениях друзьям и близким, в служебных письмах коллегам, а кто-то и в школе. Очень часто у детей и взрослых возникают трудности при написании одной и двух "н" в наречиях, ведь эта тема является одной из сложнейших в русском языке.

Наречие - это...

Как вы обычно смеетесь? Весело, громко, скромно? И что же это за часть речи характеризует ваш смех? Это наречие, оно помогает нам описывать наши действия (шагать быстро, жить дружно), какой-либо признак (очень быстро, сильно веселый), предмет (чтение вслух, прогулка пешком). Чтобы найти наречие в тексте, достаточно задать вопрос: "как?", "где?", "когда?", "куда?", "откуда?", "почему?", "зачем?". Наречия относятся к неизменяемым морфологическим единицам, они не могут склоняться или спрягаться, не имеют окончаний, рода и числа. И только качественные наречия могут иметь степени сравнения.

Значения наречий

По смыслу наречия делят на две категории: обстоятельственные и определительные.

Обстоятельственные (обозначают признак действия):

  • Времени (пришел вчера).
  • Меры и степени (немного опоздал).
  • Образа действия (бежит быстро).
  • Места (идет вдалеке).
  • Причины (накричал сгоряча).
  • Цели (уронил нечаянно).

Определительные (обозначают признак качества, другого признака):

  • Количественные (много спал).
  • Качественные (страшно устал).
  • Сравнения и уподобления (по-волчьи выл).
  • Способа и образа действия (путешествовать вплавь).
  • Совокупности (сидели вдвоем).

Степени сравнений наречий

Наречия, как и прилагательные, могут иметь сравнительную и превосходную степени.

Под сравнительной степенью понимается какой-либо признак, проявляющийся в большей или меньшей степени. Она образуется с помощью слов "более", "менее", суффиксов "-ее", "-ей", "-е", "-ше". Например, более тихо, тише.

Используется для добавления экспрессии, обозначения высшего разряда какого-то качества. Образуется такая степень с помощью сравнительной степени и слов "всех", "всего". Например: тише всех, громче всего.

Сколько букв "н" писать?

Сколько же букв писать? Давайте вспомним, когда пишется одна и две "н" в наречиях. Правило звучит коротко и ясно: в наречии ставится столько же букв "н", какое количество их находится в слове, от которого оно образовано. Например: ветреный (прилагательное) - ветрено (наречие), огненный (прилагательное) - огненно (наречие).

Почему возникают ошибки?

Если правило такое простое, как кажется на первый взгляд, тогда почему возникают ошибки в написании одной и двух "н" в наречиях? Давайте рассмотрим основную причину.

Неумение определять часть речи. Правила написания одной и двух букв "н" для всех частей речи разные, поэтому, если не определить морфологическую принадлежность слова верно, можно ошибиться. Наречия могут быть образованы от прилагательных и причастий. Следовательно, для того чтобы определить, пишется одна или две "н" в суффиксах наречий, нам нужно для начала выяснить, как пишется слово, от которого это наречие образовано.

Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно вспомнить правило выбора одной и двух букв "н" в именах прилагательных. Как мы помним, в именах прилагательных пишется две буквы "н", если;

  1. Оно образовано с использованием суффиксов "-енн-", "-онн-".
  2. Лексическая единица образуется с помощью существительного с основой на "н".
  3. В словах-исключениях "оловянный", "деревянный", "стеклянный".
  4. Одна буква "н" пишется, если прилагательное образовано с помощью суффиксов "-ан-", "-ян-", "-ин-". Например, наречие "обыкновенно" образовано от прилагательного "обыкновенный". Так как в прилагательном "обыкновенный", образованном при помощи суффикса "-енн-", пишется две буквы "н", то и в наречии "обыкновенно" - тоже.

В причастиях двойная буква "н" пишется в следующих случаях:

  1. Есть приставка кроме "не-".
  2. Слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме "раненый").
  3. Есть зависимое слово.
  4. Эта языковая единица образована с помощью суффиксов "-ованн-", "-еванн-". Слова-исключения: "кованый", "жеваный", "клеваный".

Одна буква "н" пишется, если:

  1. Причастие происходит от глагола несовершенного вида без приставки. Слова-исключения: "желанный", "нечаянный", "нежданный", "негаданный".
  2. Это краткое причастие. Например, наречие "организованно" образовано от причастия "организованный". Так как это причастие образовано при помощи суффикса "-ованн-", в нем пишется две буквы "н", следовательно, и в наречии тоже.

Как не ошибиться?

Как же не допустить ошибку при использовании правила одной и двух буквы "н" в наречиях? Для этого, когда вы видите перед собой слово, в написании которого затрудняетесь, в вашей голове должен возникать определенный алгоритм действий.

Каким он должен быть?

Определяете часть речи, находящуюся перед вами (можно задать вопрос). Итак, перед вами наречие. Теперь нужно узнать, от какого слова оно образовано.

  • Если от имени прилагательного, то вспоминаем, не является ли это слово исключением. Если нет, то пользуемся правилом написания одиночной и двойной "н" в именах прилагательных.
  • Ставим столько "н", сколько их в прилагательном.
  • Если наречие образовано от причастия, определяем, одиночная или двойная "н" пишется в этом слове согласно правилу.
  • Пишем такое же количество "н", сколько в причастии.

Для закрепления алгоритма по правилу одной и двух "н" в наречиях используем в качестве примера словосочетание "местность пустынна". "Пустынна" - это качественное наречие, отвечает на вопрос "какова?", образовано от прилагательного "пустынный", поэтому пишется удаленная "н".

Попробуйте потренироваться. Определите написание выделенных слов:

  • идти медле_о;
  • праздник прошел организова_о;
  • слушать задание рассея_о;
  • одеваться изыска_о;
  • говорить пута_о;
  • нечая_о уснуть;
  • говорить восторже_о;
  • смотреть разочарова_о;
  • отчая_о бороться;
  • улыбаться смуще_о;
  • медле_о плыть;
  • мысле_о прощаться.

Как видите, для безошибочного написания наречий нужно хорошо знать правила русского языка и умело использовать их на практике. Если вы не будете пренебрегать законами орфографии, то проблем не возникнет!