Тест на тему деепричастный оборот. Тест деепричастие и деепричастный оборот методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Контрольный тест по теме "Деепричастный оборот"

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот:

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (А.Алексин)
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (А.Иванов)
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.(Э.Казакевич)
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (И.Чесноков)
2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (И.Бунин)
3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Л.Князев)
4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (М.Алексеев)

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (А.Иванов)
2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)
3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (В.Беляев)
4) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (А.Фадеев)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова. (А.Иванов)
2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (А.Фадеев)
3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Б.Савинков)
4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (И.Чесноков)

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены):

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото. (А.Куприн)
2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (В.Курочкин
3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (А.Грин)
4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (К.Воробьёв)

6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку. (В.Дудинцев)
2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его. (В.Дудинцев)
3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу. (В.Дудинцев)
4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ. (Ю.Шаньков)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены):

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола. (А.Бек)
2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (А.Фадеев)
3) Сухой степной ветер все усиливался разгоняя в ярком весеннем небе белые облака делая даль бесконечной.(И.Бунин)
4) Очутившись наверху красноармеец отошел в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (К.Воробьёв)

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (М.Булгаков)
2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (А.Беляев)
3) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Э.Казакевич)
4) Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (А.Бруштейн)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына... (И.Бунин)
2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (В.Шишков)
3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (А.Рыбаков)
4) У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (А.Куприн)

10. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (А.Куприн)
2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (В.Дудинцев)
3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (В.Дудинцев)
4) Зыбин вошел, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Ю.Домбровский)

Вариант 2

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

Вариант 3

1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия – ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.

4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

1) -а, -я, -вши, -ши;

2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);

3) -ова, -ева, -ыва, -ива.

5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ

«Узнавание в лицо»

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений .

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба )

Задание 2. К этому тесту возвращаюсь еще раз после изучения темы «Деепричастия совершенного вида»:

1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида .

Задание 3. После изучения темы «Деепричастный оборот» провожу сначала тест на узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами .

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба )

Задание 4. Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом -вш- от деепричастия с суффиксом -вши-.

1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом .

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

Задание 5. Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи. После разъяснения, как следует строить предложения с причастным оборотом, предлагаю следующий тест.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки.

к о манда

Спортсмен, выполняющий сложные фигуры

вр а тарь

Звание, присуждаемое победителю в спортивных соревнованиях, играх на первенство, а также лицо, команда, удостоенная такого звания

сп о р тс мен

Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью

ф и гурист

Краткий устный приказ командира по установленной форме

ч е мпион

Спортивная командная игра с мячом или с шайбой на льду или на траве

х о кк ей

Тот, кто систематически или профессионально занимается спортом

э кспре сс

В некоторых спортивных играх игрок, защищающий ворота

р е портаж

Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений

а рена

Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению

с и гнал

Большая круглая площадка посередине цирка, на которой даются представления

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Причастие и деепричастие

1. Укажите неверное утверждение. 1) Причастие имеет вид, залог, переходность. 2) Деепричастие – неизменяемая особая форма глагола. 3) Времена причастия такие же, как времена глагола. 4) Причастия могут переходить в прилагательные, теряя при этом глагольные признаки. 5) Причастие в предложении может быть сказуемым.

2. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.
брезж_щий рассвет, муч_щий животных, пол_щий огород, мол_щий о помощи
1) а, а, я, я 2) у, а, ю, я 3) у, у, ю, ю 4) а, у, ю, я 5) у, а, я, ю

3. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.
кле_мый, прируча_мый, гоня_мый, ненавид_мый
1) и, е, е, и 2) е, и, и, е 3) и, и, е, и 4) е, е, и, е 5) и, и, е, и

4. Укажите причастия, в суффиксах которых нужно писать Е.
1) растер_нный вид 2) замеч_нная опечатка 3) раскле_нный объявления 4) разве_нные сомнения 5) высме_нный окружающими 6) застрел_нный на границе

5. Найдите предложения, где в выделенных словах нужно писать Н.
1) Броски баскетболистов были точны и увере_ы. 2) Сыновья были избалова_ы судьбой. 3) У затопле_ой печи расположилось всё семейство. 4) Жаре_ые грибы были вкусны. 5) Будучи ране_ым, командир ещё отдавал приказания.

6. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать слитно.
1) Не_подготовленный ученик молча стоял у доски и смотрел в пол. 2) Количество не_успевающих по химии в классе было невелико. 3) Вдали видны горы, но не_обожжённые, а все заросшие лесом. 4) Только не_сжата полоска одна.

7. Найдите предложение, в котором находится причастие со следующими признаками: в полн. форме, прош. вр., им. п.
1) Смотри, как роща зеленеет. 2) Я встретил вас – и всё былое в отжившем сердце ожило. 3) Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой… 4) Море вешнее в заливе, светлея, не колыхнет день… (Ф. Тютчев).

8. Укажите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены).
1) Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру (А. Пушкин). 2) Занятый своим делом Алексей не замечал происходящего (Б. Лавренёв). 3) Окаймлённое кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит (И. Никитин). 4) Чуть желтеющие от засухи июльские дни сливались в один протяжный успокоительный день (К. Паустовский).

9. Укажите, в каких предложениях надо обособлять деепричастный оборот.
1) Нельзя жить сложа руки. 2) Говоря это я принял воинственную позу. 3) Он ушёл несолоно хлебавши. 4) Он шёл бодро и не уступая дорогу встречным людям.

Согласны ли вы с утверждением:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие.

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши .

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными.

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я.

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым.

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать .

Вьются над цветущими ивами, / собирая золотую пыльцу/, вылетевшие из улья пчёлы.

Деепричастный оборот выступает в роли одного члена предложения – обстоятельства и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? (когда? как? каким образом? с какой целью? почему?). Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. / Судя по его тону/, я подумал, что он и вправду раздражен моей неуклюжестью.

В предложении деепричастный оборот (а также и одиночное деепричастие) выделяется с обеих сторон запятыми независимо от места в предложении. И дым, /ленивою куделью сливаясь с светлой полосой/, синеет, тает.

Помните! 1. В составе фразеологизмов деепричастия на письме запятыми не выделяются: Мать слушала его затаив дыхание.

2. Деепричастные обороты не следует смешивать с обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами благодаря, несмотря на, невзирая, включая, исключая, образованными от деепричастий, которые обособляются, как правило, но не всегда.

3. Одиночные деепричастия не следует смешивать с образованными от них наречиями стоя, лёжа, молча, не спеша, шутя, не шутя, играючи, припеваючи которые не выделяются запятыми.

Тренировочный тест №1 по теме: «Деепричастный оборот».

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (А. Алексин) 2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (А. Иванов) 3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк. (Э. Казакевич) 4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть. (В. Катаев)

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота.

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (И. Чесноков) 2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (И. Бунин) 3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Л. Князев) 4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (М. Алексеев).

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены).

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (А. Иванов) 2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Г. Адамов) 3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (В. Беляев) 4) Метелица миновав два переулка сверну в третий. (А. Фадеев)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошел на Шатрова. (А. Иванов) 2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого ни глядя. (А. Фадеев) 3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Б. Савинков) 4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (И. Чесноков)

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены)?

1) Одинокие кочки покрытые мягким мхом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болота. (А. Куприн) 2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (В. Курочкин3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (А. Грин) 4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (К. Воробьёв)

6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены).

1) В двенадцать часов следуя жесткому расписанию Дмитрий Алексеевич шёл на прогулку. (В. Дудинцев) 2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу схватившись за верхний край забора одним махом перескочил его. (В. Дудинцев) 3) Через минуту генерал решительным мягким шагом держа руку в кармане прошёл через курилку к выходу. (В. Дудинцев) 4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и поднявшись на третий этаж нашёл столовую. (Ю. Шаньков)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжёлое кресло выбрался из-за стола. (А. Бек) 2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (А. Фадеев) 3) Сергей постояв ещё минуту медленно направился к груде угля и аккуратно подстелив полу шинели сел на большой кусок антрацита. (К. Воробьёв) 4) Очутившись наверху красноармеец отошёл в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (К. Воробьёв)

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым.

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (М. Булгаков) 2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (А. Беляев) 3) Молодые солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Э. Казакевич) 4) Позавтракав, папа ложился поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (А. Бруштейн)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) Павел Антонович все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына… (И. Бунин) 2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьём на смолкший голос. (В. Шишков) 3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (.Рыбаков) 4) У перекрёстков он (пудель) останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (А. Куприн)

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (А. Куприн) 2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (В. Дудинцев) 3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (В. Дудинцев) 4) Зыбин вошёл, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Ю. Домбровский)

Тренировочный тест №2 по теме: «Деепричастный оборот» (А 4)

1 вариант.

1. Выбирая стиль одежды,

1) это занимает много времени. 2) руководствуйтесь определенными правилами. 3) подчеркивается индивидуальность. 4) большую роль играет цвет.

2. Спеша на экзамен,

1) волнение не должно Вас одолевать. 2) оказалось, что я забыл шпаргалки. 3) не забывайте то, что выучили. 4) часы бежали стремительно.

3. Возражая собеседнику,

1) я привёл свои аргументы. 2) часто не учитываются законы психологии. 3) у нас возникло взаимопонимание . 4) ему позвонили.

4. Исполняя эту пьесу,

1) было чувство радости. 2) я старался передать своё настроение. 3) должен учитываться авторский замысел. 4) зал хорошо слушал пианиста.

5. Возвратившись из поездки,

1) произошёл интересный случай. 2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями. 3) мне не спалось. 4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

6. Прочитав новую книгу,

1) меня увлёк её сюжет. 2) началась подготовка к читательской конференции. 3) я увлёкся историей. 4) это помогает лучше понять окружающий мир.

7. Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием. 3) самостоятельность очень важна. 4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

8. Изучая историю,

1) понадобилось много времени. 2) наши современники усваивают уроки прошлого. 3) есть возможность гордиться её прошлым. 4) это помогает лучше понять настоящее.

9. Играя в шахматы,

1) у меня заболела голова. 2) мы развиваем логическое мышление. 3) незаметно пролетел вечер. 4) воспитывается воля и наблюдательность.

10. Возвращаясь из школы,

1) наступил вечер и стало темно. 2) меня обогнал автомобиль соседа. 3) пошёл сильный снег. 4) мы встретились с родителями Максима.

11. Покупая подарок маме,

1) мой кошелек быстро опусменя охватила нежная любовь к ней. 3) постарайтесь устроить её настоящий праздник. 4) изменились наши планы.

12. Читая воспоминания о Толстом,

1) моё впечатление изменилось. 2) книга оставила приятное впечатление. 3) у меня возникло желание съездить в Ясную Поляну. 4) понимаешь его величие как писателя и человека.

13. Смеясь над своими пороками,

1) мне стало грустно. 2) постепенно освобождаешься от них. 3) радостное возбуждение долго не проходило. 4) родилась привычка анализировать собственные поступки.

14. Отправляясь покорять горные вершины или бурные реки,

1) рюкзаки были тщательно уложены. 2) решимость туристов не знала предела. 3) необходимо изучить маршрут следования. 4) медицинская аптечка никогда не помешает.

2 вариант.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1. Закрыв книгу,

1) всё сразу забылось. 2) персонажи остаются в нашей памяти. 3) попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения. 4) мне вспомнилось вчерашнее утро.

2. Находясь в пути,

1) нам приносили свежие газеты. 2) всегда вспоминается дом. 3) мне понравилась поездка. 4) обычно думаешь о доме.

3. Пользуясь толковым словарём,

1) сначала читается вступительная статья. 2) меня поразило богатство нашего языка. 3) обратите внимание на иллюстративный материал. 4) многие слова окажутся вам знакомыми.

4. Обдумав план сочинения,

1) я стал подбирать эпиграф, 2) композиция не должна быть нарушена. 3) мною было распределено время. 4) требуется знание художественного произведения.

5. Работая над рецензией,

1) главная мысль определяется не сразу. 2) была дана оценка тексту. 3) определите сначала главную мысль текста. 4) анализируются языковые средства выразительности текста.

6. Окончив школу,

1) нас направили в училище. 2) нам выдали аттестат. 3) многие поступают в институт. 4) учителя советовали мне учиться дальше.

7. Готовясь к экзамену,

1) выучите сначала теорию. 2) преподаватели провели консультации. 3) требуется много времени. 4) у вас должны быть конспекты.

8. Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,

1) не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации. 2) необходимо повторение всего школьного курса. 3) советы учителей могут вам помочь. 4) нужно воспользоваться словарями.

9. Выдвинув Фарадея в члены Королевского общества,

1) душная волна тайной зависти захлестнула некоторых его противников. 2) ученые признали его огромный вклад в науку об электричестве. 3) удача сопутствовала ему. 4) наука о магнетизме вышла на широкую дорогу.

10. Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

11. Читая книги зоолога А. Брема,

1) это не исследования, а жизнеописания животных. 2) становится очень интересно. 3) основные мысли выражены в ней правильно. 4) радостно удивляешься причудливости мира.

12. Переходя улицу,

1) можно только на зеленый свет. 2) часто нарушаются правила. 3) меня оштрафовал милиционер. 4) не нарушайте правила движения.

13. Размышляя о смысле жизни,

1) сориентироваться вам помогут герои Л. Толстого. 2) любимые герои Л. Толстого идут непростыми путями. 3) мои симпатии принадлежат героям Л. Толстого. 4) сердца читателей раскрыты для любимых героев.

14. Решая сложное тестовое задание,

1) ошибка может появиться из-за невнимательности. 2) нужно быть предельно внимательным. 3) невнимательность привела к ошибке. 4) у меня возникло чувство неуверенности.

Деепричастие и деепричастный оборот.

1.Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета по действию; б) признак признака; в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом; г) действие предмета.

2.Найти словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп; б) укрепил болт; в) вырастив урожай;г) запер на замок.

3.Деепричастие и деепричастный оборот обособляются, когда:

а) стоят после определяемого слова; б) перед определяемым словом; в) всегда: в начале, в середине, в конце предложения, кроме деепричастий, выраженных фразеологизмом.

4. Имеет ли деепричастие окончание:

а) да; б) нет.

5 . Выбери деепричастие, которое пишется с НЕ слитно:

а) (не) прекращая; б) (не) годуя; в) (не) завидуя; г) (не) увлекаясь.

6. Найдите деепричастия:

а) увидел; б) поднявши; в)принявший; г) шлепая; д) спеша; е) свежий.

7. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время; б) вид; в) лицо.

8. Деепричастный оборот – это:

а) одиночное деепричастие; б) деепричастие с зависимыми словами; в) деепричастие с глаголом.

9. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

  1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
  2. Не замечая меня, лебеди плавали у берега.
  3. Отошедший от станции поезд резко затормозил.
  4. Наевшись, вороненок успокоился.

10. Не пишется слитно в примере:

  1. (не)сделанная работа
  2. (не)выполненный вовремя заказ
  3. (не)решаясь сказать
  4. трава (не) скошена

11. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

  1. Усеянное звездами небо манило к себе.
  2. Потрескивая, горел костер.
  3. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
  4. Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.

12. Какое слово является деепричастием ?

1) поглядывая; 2) умевший;3)взлететь;4) стремящийся.

13. Какое деепричастие относится к несовершенному виду?

  1. окутывая; 2) набрав;3) одумавшись; 4) не услышав.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Накинув нарядные уборы(1)березы первыми вступили(2) в осенний танец(3)яростно захвативший(4)весь лес .

1)1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,4.

15. Установите соответствие: А. Несовершенный вид Б. Совершенный вид

1) ликуя от радости 2) набив ватой 3) дивясь ошибке 4) махая другу 5) выскочив раздетым

6) испекши булочки

Ответ: 1___2___3___4___5___6___.

16.Каким членом предложения является деепричастный оборот ?

  1. Определением 2) Сказуемым 3) Обстоятельством) Дополнением

1 7. Найдите деепричастия несовершенного вида :

а) играя б)увидевши в)кружась г) просохнув

1 8. Отметьте предложения с деепричастными оборотами, расставьте в них знаки препинания .

а) Человек увидев меня проворно снял с плеча винтовку.

б) Опомнившись учитель увидел привязанного медведя.

в) Люди побежали в конюшню и возвратились неся в охапках сено.

19. Отметьте случаи правильного написания не с деепричастиями .

а) Не годуя г) Неответив

б) Не дыша д) Неустояв

в) Не взлюбив е) Недомогая

20. Отметьте те пункты, где верно определён вид деепричастия .

а) Ржавея – сов. д) Требуя – несов.

б) Взвалив – несов. е) Показываясь – несов.

в) Невзлюбив – сов. ж) Нахлынув – сов.

г) Распорядившись – несов. з) Улыбаясь – сов.
21. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот:

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.

22. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего.
2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты.
3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег.
4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор.

23. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана.
2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери.
3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше.
4) Метелица миновав два переулка свернул в третий.

24. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова.
2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя.
3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя.
4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу.

25. В каком предложении два деепричастных оборота

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото.
2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу.
3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика.
4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы.

26. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку.
2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его.
3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу.
4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ.


Тест по теме « Деепричастие»

1 .Укажите слово, называющее добавочное действие и показывающее, каким образом совершается действие основного глагола – сказуемого.

Потоптавшись на лужайке, коровы понуро уходят на пастбище.

1.Потоптавшись

3.На пастбище.

2.Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

1.Признаки глагола.

2.Признаки прилагательного.

3. Признаки наречия.

3.Какими грамматическими признаками обладает деепричастие?

1.Вид, возвратность, неизменяемость.

2.Вид,возвратность, лицо, число.

4. Что называется деепричастным оборотом?

1.Деепричастие с глаголом, который оно поясняет.

2.Деепричастие с зависимыми от него словами.

5.В каком предложении есть деепричастный оборот?

1.Он смутился и сел, краснея, как девушка.

2. Опираясь на гранит, он стоял и смотрел на тяжёлые волны реки.

6. Укажите первое и последнее слово деепричастного оборота.

Мальчик шёл, отыскивая знакомую торговку, мимо корзин, кишевших прозрачными светло-зелёными раками.

1.Отыскивая….торговку.

2.Шёл….отыскивая.

3.Кишевших….раками.

7.Какой морфологической характеристике соответствует приведённое в предложении

деепричастие?

И, преклоняясь к лавровому кусту, дышала роза молодая.

1.Совершенный вид, возвратное, неизменяемое, зависящее от глагола дышала ,выполняющее роль обстоятельства образа действия в составе деепричастного

2.Несовершенный вид, возвратное, неизменяемое слово, зависящее от глагола дышала ,

выполняющее роль обстоятельства времени.

8.Как пишется не с деепричастиями?

1.Согласно правилам употребления не с наречиями, так как это неизменяемые слова.

2.Согласно правилам употребления не с глаголами – отдельно, так как это особая форма

9. Укажите слитно пишущееся деепричастие с не.

1.(Не)вернувшись.

2.(Не)играя.

3.(Не)годуя.

10. Как пишутся деепричастия с не в пословицах?

1.(Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2.(Не)положа, не ищут.

3.(Не)учась и лаптя не сплетёшь.

А). Слитно

Б). Раздельно.

ОТВЕТЫ

1 - 1; 2 – 1,3; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 1; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 1Б,2Б,3Б

6 класс

Тест по теме «Деепричастие»

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета по действию, б) добавочное действие, в) действие предмета.

2. Деепричастие объединяет признаки

А) глагола и прилагательного,

Б) глагола и наречия,

В) глагола и существительного.

3. Синтаксические признаки деепричастия:

А) зависит от существительного и является определением,

Б) зависит от глагола и является обстоятельством.

4. Деепричастный оборот – это а) одиночное деепричастие, б) деепричастие с зависимыми от него словами, в) деепричастие с глаголом.

5. Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов: а) –а,

б) –вш,

в) –ши,

г) –я,

д) –в,

е) –вши,

ж) –ш.

6. Деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов:

а) –а,

б) –вш,

в) –ши,

г) –я,

д) –в,

е) –вши,

ж) –ш.

7. Укажите признаки глагола у деепричастия: а) время,

б) вид,

г) лицо,

д) возвратность.

8. Найдите деепричастия: а) увидел,

б) поднявши,

в) принявший, г) шлепая,

д) спеша,

е) свежо.

9. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)
а) Ребятишки прыгали любуясь на елку.
б) Прыгающие ребятишки любовались на елку. в) Ребятишки прыгали и любовались на елку. Г) Прыгая ребятишки любовались на елку.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,
а) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. б) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус. в) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.

11. Как надо писать не со словами? 1.(Не)давши слова, крепись, а давши, держись. 2.(Не)годуя, он ушел. а) В 1 случае слитно, во 2 – отдельно. б) В1 случае раздельно, во 2 – слитно. в) В обоих случаях слитно. г) В обоих случаях раздельно.

12. Найдите деепричастия совершенного вида, выделите суффикс : а) глядя,

б) прочитав, в) отнявши,

г) улыбаясь.

13. Найдите деепричастия несовершенного вида, выделите суффикс:
а) играя,

б) увидевши, в) кружась,

г) просохнув.

14. Найти словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп,

б) укрепил болт,

в) вырастив урожай,

г) запер на замок.

15. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков?

А) Герасим шёл, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки.

Б) Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении.

В) Медсестра, негодуя, вбежала в палату.

Г) Кто-то не спеша шёл по аллее.

16. От какого глагола нельзя образовать деепричастие: а) крыть,

б) лить,

в) жить,

г) плыть.

17. Выберите правильный ответ. а) б) в) Г..лерея а о а К..мбинация о о а Д..ректор и е и Уч..ник е е и П..лисадник а а о

18. Определите часть речи

а) делая- ______________________________________________________________________________

б) указка- _____________________________________________________________________________

в) школьный- __________________________________________________________________________

г) рассказывающий- ____________________________________________________________________

д) написал- ____________________________________________________________________________

е) нигде- ______________________________________________________________________________

ё) одиннадцать- ________________________________________________________________________

ж) а- _________________________________________________________________________________

з) за- _________________________________________________________________________________

и) бы- ________________________________________________________________________________

19. Образуйте деепричастие от глагола «принести»_________________________________

20. При морфемном разборе надо учитывать, что у деепричастия отсутствует _____________________________________________________________________________________