Ссср в 1945 1991 тест. Контрольная тестовая работа

Вариант 1
1. Какое событие произошло в 1492г.?
А) открытие Америки Б) открытие морского пути в Индию
Б) первое кругосветное путешествие Г) создание колоний в Африке
2. Свободу личности как основу общества проповедовали:
А) консерваторы Б) либералы В) социалисты Г) все перечисленные
3. Реформация – это:
А) проведение реформ в европейских странах в XVI – XVII вв. Б) борьба за переустройство церкви
В) движение рабочих за реформы Г) вооружённая борьба крестьян против феодалов
4. В 1640 – 1660 гг. произошла:
А) революция в Германии Б) революция в Англии
В) Великие географические открытия Г) Война между Францией и Пруссией
5. Какого сословия не существовало в Европе в новое время?
А) духовенство Б) крестьянство В) рабовладельцы Г) буржуазия
6. Что не является результатом великих географических открытий?
А) открытие новых торговых путей Б) начало создания колониальных империй
В) развитие работорговли Г) улучшение социально-экономического развития завоёванных стран.
7. Лидером капиталистического развития в Европе XIX века была:
А) Франция Б) Германия В) Великобритания Г) Италия
8. К странам «старого капитализма» во второй половине XIX в. можно отнести:
А) Великобританию Б) Испанию В) Германию Г) США
9. Революции появились именно в Новое время, так как
1. они являются одним из путей модернизации общества
2. они нацелены, в конечном счёте, на уничтожение традиционализма

10. Напишите и расшифруйте шесть (6) понятий, терминов, дат и т.д., которые связаны с Наполеоном I

Вариант 2
1. Кого называют первооткрывателем Америки?
А) Х. Колумба Б) Ф. Магеллана В) Б. Диаша Г) В. да Гама
2
·. Преклонение перед «святостью традиций» характерно для:
А) консерватора Б) либерала В) социалиста Г) всех перечисленных
3. Политический режим, при котором неограниченная власть в стране принадлежит одному лицу – монарху - это:
А) демократия Б) олигархия В) бюрократизм Г) абсолютизм
4. Назовите хронологические рамки Великой Французской революции:
А) 1789-1800 гг. Б) 1789 -1794 гг. В) 1755-1783 гг. Г) 1640-1660 гг.
5. Страной «классического абсолютизма» в Новое время называли:
А) Англию Б) Францию В) Германию Г) Италию
6. К французским просветителям XVIII не относится:
А) Д. Дидро Б) Вольтер В) Монтескье Г) Мюнцер
7. Республика – империя – республика – империя – республика – так шло в XIX веке политическое развитие:
А) Великобритании Б) Франции В) Италии Г) Германии
8. К странам «молодого» капитализма во второй половине XIX века можно отнести:
А) Великобританию Б) Вьетнам В) США Г) Францию
9. Верным является утверждение:
От Венского конгресса до Крымской войны в Европе
1. Не было больше войн
2. Шла череда межгосударственных войн
А) Верно только 1 Б) Верно только 2 В) Верно и 1, и 2 Г) не верно ни 1, ни 2
10. Напишите и расшифруйте шесть (6) понятий, терминов, дат и т.д., которые связаны с Мартином Лютером.

I вариант

I

1 . Какое из названных событий произошло в 1957 году?

а) первый полёт человека в космос

б) Карибский кризис

в) запуск первого искусственного спутника Земли

г) XX съезд КПСС

2. В каком году началось освоение целинных земель?

а) 1949 г. б) 1954 г. в) 1965 г. г) 1970 г.

3. Экономическая реформа А.Н.Косыгина проводилась в СССР в :

а) 1949-1953 гг. б) 1956-1960 гг. в) 1965-1975 гг. г) 1985-1991 гг.

4. Даты: 1953 г., 1964 г., 1985 г. связаны с (со)

а) принятием новых Конституций

б) вводом войск в другие страны

в) проведением в СССР Международных фестивалей молодёжи

г) Сменой руководителей страны

II

1. Какое из названных явлений связано с понятием «лысенковщина»?

а) ликвидация МТС и продажа техники колхозам

б) освоение целинных и залежных земель

в) принудительное распространение выращивания кукурузы

г) запрет исследований в области генетики

2. Период в истории СССР с середины 50-х до середины 60-х гг., характеризовавшийся обновлением духовной жизни общества, разоблачением культа личности, назывался периодом

а) деидеологизации

б) гласности

в) «оттепели»

г) «нового политического мышления»

III

1. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны ?

а) ввод войск СССР и других государств ОВД в Чехословакию

б) ввод советских войск в Афганистан

в) Карибский кризис

г) война во Вьетнаме

2 . Какая черта характеризовала экономику СССР в 1960-е гг. – первой половине 1980-х гг.?

а) первоочередное развитие лёгкой промышленности

б) преимущественное финансирование ВПК

в) создание банковской системы

г) интенсивный характер развития экономики

1. Последствием Второй мировой войны было:

а) заключение советско-американского договора

б) расширение политического и военного влияния СССР

в) укрепление связи СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции

г) образование Лиги Наций

2. Что послужило причиной отказа СССР от принятия «плана Маршалла» после окончания Второй мировой войны?

а) надежда на помощь стран Восточной Европы

б) ожидание помощи от стран «третьего мира»

в) боязнь оказаться в политической и экономической зависимости от США

г) расчёт на восстановление экономики с помощью Франции и Англии

V

1.Установите соответствие:

Понятия, названия

1) И.В.Сталин

2) Н.С.Хрущёв

3) Л.И.Брежнев

4) М.С.Горбачёв

А) Правозащитное движение

Б) депортация

В) фермеры

Г) шестидесятники

Д) ваучеры

1

2. Установите соответствие между событиями и их датами

События

Даты

1) Карибский кризис

2) Ввод советских войск в Венгрию

3) Создание СНГ

4)Подписание Хельсингского Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству

А) 1956 г.

Б) 1962 г.

В) 1975 г.

Г) 1982 г.

Д) 1991 г.

3. Установите соответствие между фамилиями деятелей отечественной культуры и сферами их деятельности

Сфера деятельности

1) Р.И.Рождественский

2) М.Л.Ростропович

3) И.С.Глазунов

4) В.И.Мухина

5) Б.Л. Пастернак

А) скульптор

Б) художник

В) поэт

Г. музыкант

Д. кинорежиссёр

Е) писатель



Контрольный тест по истории по теме:

«СССР в 1945-1991 гг.» (11 класс)

2 вариант

I . Задания на знание дат, хронологии

1. В каком году.С.Хрущёв был избран Первым секретарём ЦК КПСС?

а) 1976 г. б) 1985 г. в) 1964 г. г) 1953 г.

2. В каком году произошли важные для СССР события – испытание первой в СССР атомной бомбы, создание Совета экономической взаимопомощи?

а) 1945 г. б) 1949 г. в) 1955 г. г) 1970 г. д) 1990 г.

3 Диссидентским движением в СССР называли:

а) политическую парламентскую оппозицию исполнительной власти

б) граждан, имевших родственников за границей

в) всех граждан СССР, уехавших за границу

г) деятельность групп и лиц, не разделявших господствующей идеологии

4. В связи с какими событиями в СССР появилось понятие волюнтаризм?

борьбой за власть после смерти И.В.Сталина

б) отстранением Н.С.Хрущёва со всех постов

в) организацией ГКЧП

г) отменой 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС

II . Задания на знание понятий, терминов:

1. Какое понятие относится к первым послевоенным годам в СССР ?

а) либерализация цен

б) карточная система

в) банкротство

г) инфляция

2 . Какое из названных событий, явлений относится к понятию «холодная война»?

а) подписание Антикоминтерновского пакта

б) политическая конфронтация СССР и США

в) советско-югославский конфликт 1948-1949 гг.

г) открытое вооружённое столкновение двух «центров силы»

III . Задания на установление соотношений фактов и понятий, характерных признаков явлений

1. Одним из результатов процесса разрядки международной напряжённости в 1970-х гг. было:

г) проведение в г. Хельсинки Совещания по безопасности в Европе

2. Какая черта характеризовала общественно-политическую жизнь СССР в период «оттепели»?

а) Разоблачение культа личности И.В.Сталина

б) проведение политики гласности

в) отказ от идеологического контроля

г) переход к многопартийности

IV . Задания на объяснение причин и следствий событий

1. К причинам смещения Н.С.Хрущёва со всех постов в 1964 году относилось:

а) стремление группы партийных руководителей к власти

б) решение о вводе войск ОВД в Чехословакию

в) проведение значительного сокращения в руководстве КПСС

г) принятие курса на переход к рыночной экономике

2. Одним из результатов процесса разрядки международной напряжённости в 1970-х гг. было :

а) установление сотрудничества СССР и НАТО

б) прекращение всех вооружённых конфликтов

в) принятие резолюции ООН об уничтожении ядерного оружия

г) проведение в г. Хельсинки Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

V . Задания на установление соответствия

1. Установите соответствие между политическими событиями в СССР теми периодами, когда они происходили

Передача Крыма в состав Украины; отставка Г.М.Маленкова с поста председателя Совета Министров;

события в Новочеркасске.

    Преобразование Совнаркома в Совет Министров; борьба с космополитизмом;

    Взрыв на Чернобыльской АЭС; отмена статьи Конституции о руководящей роли КПСС

4. Принятие Конституции «развитого

социализма»

А) 1945 -1953 гг.

Б)) 1953-1964 гг.

В)1965-1985 гг.

Д) 1985-1991 гг.

1) М.Шолохов

2) А.Солженицын

3) А.Платонов

4) Б.Пастернак

5) И.Эренбург

А) «Доктор Живаго»

Б) «Оттепель»

В) «Котлован»

Г) «Архипелаг ГУЛАГ»

Д) «Судьба человека»

Е) «Горячий снег»

    Установите соответствия между внешнеполитическими событиями в СССР и датами

1) Начало Афганской войны

2) Подписание в Москве советско-американского договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)

3) Введение войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию

4) Подписание в Хельсинки Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

А) 1975 г.

Б) 1968 г.

В) 1972 г.

Г) 1979 г.

Контрольная тестовая работа

Вариант I

б) освоение целинных земель;

в) раскол Германии;

е) Карибский кризис;

2) попытка путча ГКЧП;

2) Плисецкая М.; б) кино;

3) Бодров С.; в) театр;

4) Табаков О. г) литература;

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ

3) роспуск ОВД;

4) «Пражская весна».

Вариант II

1. Расположите в правильном порядке следующие события истории России 1945-1991 гг.;

а) разгон КПСС на территории России;

б) избрание Ельцина Б.Н. Президентом РСФСР;

в) образование совнархозов;

г) «дело врачей»;

д) проведение «Косыгинских» реформ;

е) правление Черненко К.У.

2. Выберите из приведенного списка события, связанные с правлением Брежнева Л.И.

1) увеличение количества чиновников;

2) политика гласности;

3) рост привилегий номенклатуры;

4) неосталинизм;

5) межнациональный конфликт в Ферганской долине.

3. Установите правильное соответствие между характерными чертами развития культуры и периодами истории.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРИОДЫ

1) жесткий контроль; а) оттепель;

2) гласность; б) застой;

3) стиляги; в) перестройка;

4) самиздат г) послевоенное время.

4. Установите правильное соответствие между событиями и периодами проведения внешней политики СССР

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ

1) распад мировой системы социализма; А) 1953-1964 гг.;

2) новое политическое мышление; Б) 1985 - 1991 гг;

3) возобновление дипломатических отношений с Японией;

4) создание Организации стран Варшавского договора.

5. Назовите по 1 факту из области экономической, внутриполитической и духовной жизни советского общества, доказывающих, что период с 1985 по 1991 гг. действительно является периодом «перестройки».

6. Дайте определения:

теневая экономика, кадровая революция

7. Укажите не менее 2 направлений внешнеполитической деятельности Брежнева Л.И. Определите не менее 2 итогов (результатов) его руководства.

8. Назовите не менее 3 причин обострения межнациональных конфликтов в эпоху перестройки.

Вариант III

1. Расположите в правильном хронологическом порядке следующие события истории России с 1953 по 1991гг.:

а) правление Андропова Ю.В.;

б)переименование наркоматов в министерства;

в) проведение XX съезда партии;

г) политика разрядки в международной политике;

д) избрание Генеральным Секретарем ЦК Компартии Горбачева М.С.;

е) полет Гагарина Ю. в космос.

2. Выберите из приведенного списка преобразования Н.С. Хрущева.

1) кукурузная эпопея;

2) всеобщее бесплатное образование;

3) ликвидация отраслевых министерств;

4) передача МТС в собственность колхозов;

5) принятие Конституции «развитого социализма».

3. Установите правильное соответствие.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

1) Ростропович М.Л.; а) опера;

2) Любимов Ю.; б) театр;

3) Солженицин А.; в) музыка;

4) Образцова Е.. г) литература;

4. Установите соответствие между событиями и периодами проведения экономических реформ.

МЕРОПРИЯТИЯ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ

1) создание совнархозов; А) «перестройка»

2) переход на самофинансирование и самоокупаемость; Б) оттепель.

3) развитие кооперативного движения;

4) увеличение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства.

5. Назовите по 1 факту из области экономической, внутриполитической и международной жизни советского общества, доказывающих, что в послевоенный период действительно произошло восстановление страны.

6. Дайте определение:

застой, конверсия.

7. Назовите не менее 2 направлений политики перестройки. Определите не 2 последствий (итогов) её проведения.

8. Назовите не менее 3 причин распада СССР.

Эталоны и «цена» ответов.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

цена

1

Бегдав

Вдбега

Вдебаг

2

421

134

145

3

1г 2д 3б 4в

1в 2г 3б 4д

1в 2д 3г 4а

4

Абба

Ббаа

Бааб

5

Допускаются любые формулировки, не искажающие общий смысл ответа

Макси -

мально

6

7

8

Критерии оценки.

30 - 33 баллов

Оценка « 5 »

24 - 29 баллов

Оценка « 4 »

16 – 23 баллов

Оценка « 3 »

15 и менее баллов

Оценка « 2 »

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11 ПО ТЕМЕ: СССР В 1945 – 1991 ГОДАХ

Контрольная тестовая работа

Вариант I

1. Расположите в правильном порядке следующие события истории страны с 1945 по 1991 гг.:

а) избрание М.С. Горбачева Президентом СССР;

б) освоение целинных земель;

в) раскол Германии;

г) ввод советских войск в Афганистан;

д) провозглашение курса перестройки;

е) Карибский кризис;

2. Выберите из приведенного списка мероприятия, относящиеся к процессу распада СССР.

1) подписание Беловежских соглашений;

2) попытка путча ГКЧП;

3) принятие Конституции 1993г.;

4) выход Прибалтийских республик из состава СССР;

5) продписание договора ОСВ-1.

3. Установите правильное соответствие.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

1) Солженицын А.И.; а) балет.

2) Плисецкая М.; б) кино;

3) Бодров С.; в) театр;

4) Табаков О. г) литература;

4. Установите соответствие между событиями и периодами истории СССР:

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ

1) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе; А) 1964-1985 гг.;

2) вывод советских войск из Афганистана; Б) 1985-1991 гг.

3) роспуск ОВД;

4) «Пражская весна».

5. Назовите по 1 факту из области экономической, внутриполитической и духовной жизни советского общества, доказывающих, что период с 1964 по 1985 гг. действительно является периодом «застоя».

6. Дайте определения: сверхдержава, оттепель.

7. Укажите не менее 2 направлений внутриполитической деятельности Хрущева Н.С. Определите не менее 2 итогов (результатов) его руководства.

8. Назовите не менее 3 источников восстановления народного хозяйства после войны.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: СССР В 1945 – 1991 ГОДАХ Контрольная тестовая работа Вариант I 1. Что из названного произошло в СССР в первые послевоенные годы? 1) принятие новой Конституции СССР 2) смена высшего партийного и государственного руководства 3) денежная реформа 4) начало освоения целинных земель 2. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран: 1) Л.П. Берия 2) Г.М. Маленков 3) В.М. Молотов 4) Н.С. Хрущев 3. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил: 1) Н.И. Рыжков 2) Н.А. Вознесенский 3) А.Н. Косыгин 4) В.М. Молотов 4. Расположите в правильном порядке следующие события истории страны с 1945 по 1991 гг.: а) избрание М.С. Горбачева Президентом СССР; б) освоение целинных земель; в) раскол Германии; г) ввод советских войск в Афганистан; д) провозглашение курса перестройки; е) Карибский кризис; 5. Выберите из приведенного списка мероприятия, относящиеся к процессу распада СССР. 1) подписание Беловежских соглашений; 2) попытка путча ГКЧП; 3) принятие Конституции 1993г.; 4) выход Прибалтийских республик из состава СССР; 5) продписание договора ОСВ­1. 6. Установите правильное соответствие. ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ 1) Солженицын А.И.; 2) Плисецкая М.; 3) Бодров С.; 4) Табаков О. 7. Установите соответствие между событиями и периодами истории СССР: СОБЫТИЯ 1) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе; 2) вывод советских войск из Афганистана; 3) роспуск ОВД; 4) «Пражская весна». 8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ а) балет. б) кино; в) театр; г) литература; ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ А) 1964­1985 гг.; Б) 1985­1991 гг. События __________(А) Переименование наркома­ тов в министерства __________(В) Даты 1962 г. 1946 г. 1986 г. Принятие Конституции «развитого социализма» __________(Д) Руководитель СССР в данный период Н. С. Хрущев __________(Б) __________(Г) __________(Е) Пропущенные элементы: 1) катастрофа на Чернобыльской АЭС 2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске 3) 1953 г. 4) учреждение поста Президента СССР 5) испытание первой советской ядерной бомбы 6) И. В. Сталин 7) Л. И. Брежнев 8) М. С. Горбачёв 9) 1977 г. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е 9. Прочтите отрывок из заявления политического деятеля. «Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Коми­ тет не сумел занять решительную позицию осуждения и противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руковод­ ства, ряд партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных пре­ ступников. Это поставило коммунистов в ложное положение. Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как граждан от необоснованных обвинений. В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республи­ канских компартий и местных партийных организаций определят они сами. Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост. 2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев. 3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом РФ. 4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков. 5) Заявление сделано в 1993 г. 6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России. 10. Рассмотрите изображение и выполните задание Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Плакат появился в годы восстановительной пятилетки. 2) Руководителем страны в период появления плаката был Н. С. Хрущёв. 3) Период, когда появился данный плакат, вошёл в историю как «оттепель». 4) При освоении целины зерновая культура, которой посвящён плакат, была пре­ обладающей. 5) Результатом кукурузной компании было решение проблемы снабжения страны продовольствием. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: СССР В 1945 – 1991 ГОДАХ Контрольная тестовая работа Вариант II 1. Как называли в конце 1960­х – середине 1980­х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию? 1) диссидентами 2) космополитами 3) лишенцами 4) анархистами 2. Какое событие произошло в связи с празднованием 300­летия вхождения Украины в состав Российского государства? 1) проведение в Киеве фестиваля молодежи и студентов 2) передача Крыма из состава РСФСР в состав УССР 3) пуск гидроэлектростанции на Днепре 4) открытие Академии наук Украины 3. Что из названного относится к причинам перехода советского руководства к политике перестройки? 1) распад мировой социалистической системы 2) «застой», кризисные явления во всех сферах жизни общества 3) требования международных организаций 4) массовые выступления населения против режима 4. Расположите в правильном порядке следующие события истории России 1945­1991 гг.; а) разгон КПСС на территории России; б) избрание Ельцина Б.Н. Президентом РСФСР; в) образование совнархозов; г) «дело врачей»; д) проведение «Косыгинских» реформ; е) правление Черненко К.У. 5. Выберите из приведенного списка события, связанные с правлением Брежнева Л.И. 1) увеличение количества чиновников; 2) политика гласности; 3) рост привилегий номенклатуры; 4) неосталинизм; 5) межнациональный конфликт в Ферганской долине. 6. Установите правильное соответствие между характерными чертами развития культуры и периодами истории. ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) жесткий контроль; 2) гласность; 3) стиляги; 4) самиздат 7. Установите правильное соответствие между событиями и периодами проведения внешней политики СССР СОБЫТИЯ 1) распад мировой системы социализма; 2) новое политическое мышление; 3) возобновление дипломатических отношений с Японией; 4) создание Организации стран Варшавского договора. 8. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. ПЕРИОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ а) оттепель; б) застой; А) 1953­1964 гг.; Б) 1985 ­ 1991 гг; ПЕРИОДЫ в) перестройка; г) послевоенное время. События Даты Руководитель СССР в __________(А) переименование наркома­ тов в министерства __________(В) принятие Конституции «развитого социализма» 1962 г. 1946 г. 1986 г. данный период Н.С. Хрущев __________(Б) __________(Г) __________(Д) __________(Е) Пропущенные элементы: 1) катастрофа на Чернобыльской АЭС 2) Карибский кризис 3) 1953 г. 4) учреждение поста Президента СССР 5) испытание первой советской ядерной бомбы 6) И. В. Сталин 7) Л. И. Брежнев 8) М. С. Горбачев 9) 1977 г. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е 9. Из статьи маршала С. Ф. Ахромеева. «В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40­й армии обходился в 6,0­6,5 млн. рублей. < .. > Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных Сил. Им была поставлена неправо­ мерная и нереальная задача: военным путём заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться не­ популярному правительству, опирающемуся на советские штыки <...> Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое­кто насчет того, что воевать советским войскам в Афга­ нистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится сама афганская армия. Ре­ альная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилет­ нюю кровавую авантюру <...>». Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под ко­ торыми они указаны. 1) участие советских войск в войне, о которой говорится в тексте, получило одобрение Организации Объеди­ ненных Наций. 2) война, о которой говорится в тексте, началась для советских войск в 1979 г. 3) в ходе данной войны противник советских войск использовал партизан­ ские методы борьбы. 4) руководителем страны в начале войны, о которой говорится в тексте, был М. С. Горбачев. 5) по мнению автора, советские войска не могли решить в этой войне по­ ставленные перед ними задачи. 6) война, о которой говорится в тексте, длилась менее трёх лет. 10. Рассмотрите изображение и выполните задание Какие суждения, связанные с данным изображением, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В период проведения Олимпиады, символика которой представлена на изображении, Советским Союзом руководил Н. С. Хрущёв. 2) Олимпиада, символика которой представлена на изображении, стала второй Олимпиадой, проведённой на территории СССР. 3) На данном изображении представлена символика Зимних Олимпийских игр, проходивших в Москве. 4) В Олимпиаде, символика которой представлена на изображении, не принимала участия команда США. 5) СССР бойкотировал следующие Олимпийские игры, которые проходили в США после Олимпиады в Москве.

© С.К. Свечников, 2007

I. Работа с хронологией

1. Какое из названных событий
произошло раньше других?
1) начало реабилитации жертв
политических репрессий 1953-1955 гг.
1947 г.
2) отмена карточной системы
3) запуск первого искусственного
1957 г.
спутника Земли
1956 г.
4) ХХ съезд КПСС

I. Работа с хронологией

2. Какое из названных событий
произошло позже всех других?
1) начало освоения целинных земель
2) принятие Конституции «развитого
1977 г.
социализма»
3) избрание Н.С. Хрущева Первым
1953 г.
секретарем ЦК КПСС
4) создание Совета Экономической
1949 г.
Взаимопомощи
1954 г.

I. Работа с хронологией

3. В каком ряду названы события,
связанные с выступлениями
против проводившейся
государственной политики?
1)
2)
3)
4)
1946 г., 1953 г.
1957 г., 1961 г.
1962 г., 1968 г.
1972 г., 1977 г.
Новочеркасск
Чехословакия
Диссиденты

I. Работа с хронологией

4. В каком году в СССР был издан закон о
средствах массовой информации,
освобождении печати от цензуры?
1) 1977 г.
2) 1982 г.
3) 1990 г.
4) 2000 г.

I. Работа с хронологией

5. Расположите в хронологическом
порядке следующие события:
А) ввод советских войск в Афганистан
Б) Карибский кризис
1962 г.
В) создание Организации Варшавского
Договора
1955 г.
Г) подписание советской делегацией
1975 г.
Хельсинкских соглашений
ВБГА
1979 г.

I. Работа с хронологией

6. Установите соответствие между датами и
событиями, процессами:
А) 1957 г., 1961 г.
Б) 1953 г., 1957 г.
В) 1977 г., 1990 г.
Г) 1979 г., 1989 г.
1954 г., 1955 г.
1) участие советских
в афганской войне
2) принятие конституции
СССР, внесение в нее поправок
3) борьба за власть после
смерти Сталина
4) достижения в освоении
космоса
5) освоение целинных земель,
кукурузная эпопея

II. Работа с фактами

1. Что из названного произошло в СССР в
первые послевоенные годы?
1) принятие новой Конституции СССР
2) смена высшего партийного и
государственного руководства
3) денежная реформа
верный ответ
4) начало освоения целинных земель
1947 г.

II. Работа с фактами

2. В первые послевоенные годы
произошел конфликт между И.В.
Сталиным и руководством:
1) Польши
2) Чехословакии
3) Югославии
4) Китая
верный ответ
1948 г.

10. II. Работа с фактами

3. Первым секретарем ЦК КПСС после
смерти И.В. Сталина был избран:
1)
2)
3)
4)
Л.П. Берия
Г.М. Маленков
В.М. Молотов
Н.С. Хрущев
верный ответ

11. II. Работа с фактами

4. Проведение экономической реформы в
1965 г. возглавил:
1)
2)
3)
4)
Н.И. Рыжков
Н.А. Вознесенский
А.Н. Косыгин
В.М. Молотов

12. II. Работа с фактами

5. Кто из названных ученых, конструкторов
руководил созданием первых советских
космических кораблей?
1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау
2) С.П. Королев, В.Н. Челомей
3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов
4) А.С. Яковлев, А.Н. Туполев
это они

13. II. Работа с фактами

6. Какие из названных театров возникли как
театры-студии в годы «оттепели»?
1) МХАТ, Театр Сатиры в Москве
2) «Современник», Театр на Таганке
3) Большой Драматический театр, Театр
комедии в Ленинграде
4) театр «Ленком», театр «Сатирикон» в
Москве

14. II. Работа с фактами

7. Какой из названных документов был
принят в годы перестройки?
1947 г.
1) «О проведении денежной реформы и
отмене карточек на продовольственные
и промышленные товары»
1956 г.
2) «О культе личности и его последствиях»
1982 г.
3) Продовольственная программа
4) «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»
1991 г.

15. II. Работа с фактами

8. Кто из названных деятелей активно
участвовал в борьбе за власть после
смерти И.В. Сталина?
А) А.А. Жданов
Б) Н.С. Хрущев
В) Г.М. Маленков
Г) Л.П. Берия
Д) А.А. Громыко
Е) А.Н. Косыгин
1) АБВ
2) АБЕ
3) БВГ
4) БГЕ

16. II. Работа с фактами

9. Установите соответствие между событиями
и фамилиями их активных участников:
А) выступление ГКЧП
1) Б.Н. Ельцин
Б) Карибский кризис
2) А.И. Лукьянов
В) роспуск СССР
3) М.С. Горбачев
Г) введение политики
гласности
4) Ю.В. Андропов
5) Н.С. Хрущев

17. II. Работа с фактами

10. Установите соответствие между
фамилиями писателей и названиями их
произведений:
А) А.Т. Твардовский
Б) Б.Л. Пастернак
1) «Живые и мертвые»
2) «Архипелаг ГУЛАГ»
В) К.М. Симонов
3) «Василий Теркин»
Г) А.И. Солженицын
4) «Доктор Живаго»
5) «Судьба человека»
М.А. Шолохов

18. III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Возмещение военных потерь и
убытков, получаемое Советским
Союзом от Германии в послевоенные
годы, называлось:
1)
2)
3)
4)
контрибуцией
репарациями
реабилитацией
репатриацией

19. III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

2. Жертвами какой репрессивной акции
стали А.А. Кузнецов и Н.А.
Вознесенский:
1) кампании против «космополитов»
2) «дела врачей»
3) «Ленинградское дело»
4) критика журналов «Звезда» и
«Ленинград»

20. III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

3. Понятие «реабилитация» впервые
вошло в жизнь советского общества:
1)
2)
3)
4)
во второй половине 1940-х гг.
в середине 1950-х гг.
в конце 1960-х гг.
во второй половине 1980-х гг.

21. III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

4. Появившееся во второй половине 1950-х гг.
понятие «совнархозы» было связано:
1) с укрупнением колхозов
2) с частичной децентрализацией управления
экономикой
3) с освоением целинных и залежных земель
4) с усилением государственного контроля над
экономикой

22. III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

5. Как называли в конце 1960-х –
середине 1980-х людей, не
разделявших господствовавшую в
СССР идеологию?
1) диссидентами
2) космополитами
3) лишенцами
4) анархистами

23. III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

6. Что из названного относилось к политике Н.С.
Хрущева в годы его руководства страной?
А) предоставление права на пенсию колхозникам
Б) неоднократное снижение цен на продукты питания
В) широкое жилищное строительство
Г) поддержка арендного подряда в деревне
Д) проведение «кукурузной» кампании
Е) поддержка новых течений в искусстве
1) АБГ
2) АВД
3) БВЕ
4) ВГД

24. III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

7. Какие из названных понятий, терминов вошли в
жизнь советского общества в годы перестройки?
А) реабилитация
Б) диссидентство
В) гласность
Г) новое политическое мышление
Д) плюрализм
Е) развитой социализм
1) АБГ
2) АВД
3) БВЕ
4) ВГД

25. III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

8. Установите соответствие между терминами,
понятиями и их объяснением:
А) конверсия
1) принятие решения на основе
Б) депортация
В) консенсус
общего согласия
2) перевод военных предприятий на
Г) приватизация
выпуск мирной продукции
3) перевод государственной
собственности в частную
4) насильственное переселение
5) обесценивание денег
девальвация

26. IV. Объяснение причин и следствий событий

1. Что из названного относится к причинам
возобновления репрессий после Великой
Отечественной войны?
1) массовые выступления населения против
политического режима
2) стремление И.В. Сталина подавить возросшее
самосознание людей
3) возникновение оппозиционных группировок в
партии
4) стремление И.В. Сталина укрепить страну перед
угрозой «холодной войны»

27. IV. Объяснение причин и следствий событий

2. Какое событие произошло в связи с
празднованием 300-летия вхождения
Украины в состав Российского
государства?
1) проведение в Киеве фестиваля молодежи и
студентов
2) передача Крыма из состава РСФСР в состав
УССР
3) пуск гидроэлектростанции на Днепре
4) открытие Академии наук Украины

28. IV. Объяснение причин и следствий событий

3. Решения ХХ съезда КПСС способствовали:
1) прекращению возвеличиванию роли партийных
руководителей
2) усилению идейного единства и сплоченности
советского общества
3) раскрепощению сознания советских людей
4) укреплению авторитета СССР в
социалистическом лагере

29. IV. Объяснение причин и следствий событий

4. Что из названного относилось к итогам
проведения во второй половине 1960-х гг.
экономической реформы под руководством
А.Н. Косыгина
1) передача функций министерства совнархозам
2) акционирование промышленных предприятий
3) рост объема промышленного производства
4) приватизация мелких предприятий торговли

30. IV. Объяснение причин и следствий событий

5. Результатом процесса разрядки
международной напряженности в 1970-е гг.
было:
1) прекращение региональных вооруженных
конфликтов в Азии
2) принятие резолюции ООН об уничтожении
ядерного оружия
3) установление сотрудничества СССР и НАТО
4) проведение Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе

31. IV. Объяснение причин и следствий событий

6. Что было одной из причин свертывания
политики разрядки в конце 1970-х гг.?
1) ввод войск СССР и других государствчленов ОВД в Чехословакию
2) возведение Берлинской стены
3) ввод советских войск в Афганистан
4) принятие «доктрины Брежнева»

32. IV. Объяснение причин и следствий событий

7. Что из названного относится к причинам
перехода советского руководства к политике
перестройки?
1) распад мировой социалистической системы
2) «застой», кризисные явления во всех сферах
жизни общества
3) требования международных организаций
4) массовые выступления населения против
режима

33. V. Задания для работы с источниками

1. Прочтите отрывок из материалов заседания в
Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) и
укажите, в какой период происходило это заседание:
«На заседании было установлено, что в работе
некоторых
советских
историков
были
допущены
серьезные
ошибки
космополитического
характера.
Историческая наука является одним из участков
идеологического фронта, на котором кучка безродных
космополитов пыталась вести свою вредную работу,
распространяя
антипатриотические
взгляды
при
освещении вопросов истории нашей Родины и других
стран».
3) 1965-1984 гг.
1) 1945-1953 гг.
2) 1954-1964 гг.
4) 1985-1991 гг.

34. V. Задания для работы с источниками

2. Прочтите отрывок из заявления МИД СССР и
укажите, о создании какой организации идет речь:
«Для осуществления более широкого экономического
сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание
признало
необходимым
создать
______________
из
представителей стран-участников совещания на основе
равноправного
представительства
с
задачей
обмена
хозяйственным опытом, оказания друг другу технической
помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием,
машинами, оборудованием и т.п.».
1) Коминформа
3) ОВД
4) СНГ
2) СЭВ

35. V. Задания для работы с источниками

3. Прочтите отрывок из письма советского лидера и
укажите его фамилию:
«Уважаемый г-н Президент,
Получил ваше письмо от 25 октября. Из Вашего письма я
почувствовал, что у вас есть некоторое понимание сложившейся
ситуации и сознание ответственности…
Если бы были даны заверения Президента и правительства
Соединенных Штатов, что США не будут сами участвовать в
нападении на кубу и будут удерживать от подобных действий других,
если вы отзовете свой флот, - это сразу все изменит. Я не говорю за
Фиделя Кастро, но думаю, что он и правительство Кубы, видимо,
объявили бы о демобилизации и призвали бы народ приступить к
мирному труду. Тогда отпал бы и вопрос об оружии…»
1) И.В. Сталин
3) Л.И. Брежнев
4) М.С. Горбачев
2) Н.С. Хрущев

36. V. Задания для работы с источниками

4. Прочтите отрывок из статьи публициста
Л.Карпинского и укажите, в какой период происходили
события, о которых идет речь:
«…Почти
все
требования,
выданные
«на-гора»
бастующими, касающиеся, казалось бы, самых обыденных
условий труда и быта шахтеров, требования, которые по
традиции именуются экономическими, на самом деле прямо
выходят на политику.
Все они сконцентрированы на одном: провозглашенную
экономическую реформу надо проводить в жизнь, пусть,
наконец, станут реальностью самостоятельность предприятий,
самоуправление трудовых коллективов, самофинансирование и
хозрасчет».
1) 1945-1953 гг.
3) 1965-1984 гг.
2) 1954-1964 гг.
4) 1985-1991 гг.

37. V. Задания для работы с источниками

5. Прочтите отрывок из сообщения
Российского информационного агентства и
укажите год, когда происходили описываемые
события:
«По сведениям из достоверных источников,
Президент СССР М.С. Горбачев, отстраненный в ночь
на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с
неспособностью
управлять
государством
из-за
состояния здоровья», находится сейчас под домашним
арестом на даче в Крыму».
1) 1985 г.
3) 1991 г.
2) 1989 г.
4) 1993 г.

38. V. Задания для работы с источниками

6. Прочтите отрывок из статьи современного
историка и напишите фамилию руководителя, о
котором идет речь:
«Будучи сам продуктом определенной эпохи,
социальной и политической среды, он хотел преодолеть
ее законы, разрушить ее во многом теми же методами.
Сломать бюрократию, действуя бюрократически.
Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от
создания собственного культа, хотя и без массовых
репрессий, но тоже достаточно откровенно».
Н.С. Хрущев

39. V. Задания для работы с источниками

7. Прочтите отрывок из книги М.С. Горбачева
«Жизнь и реформы» и напишите фамилию главы
правительства,
под
руководством
которого
проводилась описываемая реформа:
«Предприятия во второй половине 60-х гг. …
реформа была для своего времени достаточно смелой,
прежде всего в плане расширения самостоятельности
предприятий и товарно-денежных отношений между
ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в
обществе,
какие
породила
надежды,
оказав
положительное влияние на развитие экономики в
восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в
послевоенные годы».
А.Н. Косыгин