Почему не любят поляков. Русские и поляки

Отношения между двумя народами, особенно если у них есть какая-то общая история – тема всегда скользкая и не лишенная определенного количества стереотипов. В полной мере это утверждение относится к взаимоотношениям между поляками и русскими. Поставим вопрос даже более категорично: почему поляки ненавидят русских?

Конечно, можно поспорить с этим утверждением, приводя примеры сотрудничества между представителями двух славянских народов, взаимопомощи и поддержки. Однако события последних лет убеждают, что некое напряжение между Польшей и Россией все-таки существует и со временем не ослабевает, а порой и серьезно усиливается.

Давайте остановим свой взгляд на взаимоотношениях между двумя народами и попытаемся выделить конкретные причины неприятия представителей русского мира среди поляков.

География

Соседние страны практически никогда не имеют хороших отношений – этот тезис можно подтвердить примерами целого ряда европейских государств, которые в лучшем случае сдержанно терпят друг друга.

Англичане не переносят французов, французы не любят испанцев. Обидные прозвища, высмеивание традиций и внешнего вида – все это есть в отношениях между народами, которые исторически проживают рядом.

Особо сильное неприятие возникает в том случае, если страны еще и являются непосредственными конкурентами за что-либо, будь то морское владычество, торговлю или протекторат над всей Восточной Европой, как это было в случае с Российской Империей и Речью Посполитой, в состав которой входило Польское королевство и Литовское княжество.

Религия

Важным элементом жизни любого народа является религия, которая является своеобразным маркером, позволяющим четко проводить линию «свой – чужой». Давайте посмотрим, как обстоят дела с этой частью общественной жизни в Польше и в России.

Немного статистики:

  • Согласно опросам, больше 86 процентов поляков относят себя к римско-католической деноминации.
  • В России около 75 процентов населения относит себя к православию.

С точки зрения религии, русские для поляков являются инославными; еще не еретики, но уже отклонившиеся от истинного христианского учения. В католической Европе православные долгое время и вовсе не считались христианами: так, восточные варвары, соединившие языческие верования с учением о Христе.

Кстати, образ восточных варваров, предпочитающих жить под деспотичной властью, активно культивировался и продвигался польской знатью на Западе, которая представляла свою страну неким буфером между просвещенной Европой и дикой Азией. Это клише прекрасно сохранилось в народном сознании, а последующие поколения западных славян впитывали его уже с рождения.

История

Изучив географические и религиозные аспекты взаимоотношений русских и поляков, можно переходить к историческим причинам нелюбви двух славянских народов.

Выше уже были задеты отношения между Российской империей и Речью Посполитой – двумя крупнейшими странами Евразии. Естественно, такое соседство не устраивало российских правителей, поэтому они всячески старались влиять на дела польского государства, не давая ему набирать силу.

Конечно, не только влияние Российской империи стало причиной распада польско-литовской империи. Но факт есть факт: в период с 1772 по 1795 гг. произошли три раздела Речи Посполитой, в результате которых польские и литовские территории отошли Прусскому королевству, Российской империи и Австрийской монархии.

Взаимоотношения в XX веке

Если события века XVIII еще можно было как-то забыть и со временем сгладить, то история XX века творилась совсем недавно и оказалась тоже «богата» на российско-польские конфликты.

Началось всё с советско-польской войны (польско-большевистская война в официальной польской историографии) 1919-1921 гг. Молодое советское государство в условиях страшной гражданской войны пыталось очертить границы нового государства. Руководство же Польши во главе с Юзефом Пилсудским предприняло попытку восстановить исторические границы Речи Посполитой, желая вернуть в свое распоряжение Белоруссию, Украину, Литву и еще целый ряд областей.

В результате этого вооруженного конфликта ни одна из сторон не достигла своих целей. Польша не смогла полностью вернуть утраченные в XVIII веке земли, но и не стала «красной», как этого желало советское руководство. Между странами был подписан мирный договор, но отношения между народами стали еще более напряженными.

Сюда же стоит добавить раздел Польши между Германией и Советским Союзом в 1939 году. Согласно официальной польской историографии, действия Красной Армии нужно интерпретировать как агрессию против Польши.

Одной из самых болезненных точек в российско-польских отношениях является Катынский расстрел. Число 4421 (количество убитых в Катынском лесу) знает каждый поляк. Несмотря на то, что официальные российские лица в 2010 году признали эту страшную трагедию преступлением сталинского режима, подавляющее число россиян, согласно опросам, считают разговоры о Катынском расстреле неактуальными. Эта позиция серьезно задевает чувства поляков и усиливает их неприятие русского мира.

Все описанные события оставили глубокий след в генетической памяти поляков. Уже давно нет на этом свете виновников многих трагедий, Советский Союз исчез с политической карты, а Россия выбрала другой путь развития, но нелюбовь между народами сохраняется и выливается в новые столкновения.

После изгнания евреев в 1492 году из Испании до 80% европейского еврейства переселилось в Польшу и умело натравливали славян на славян.

Войско Богдана Хмельницкого нехило сократило количество евреев.

После присоединения почти половины Польши к России значительная часть еврейства оказалась уже в Российской Империи, совершив в итоге в 1917 году еврейский переворот, заняв руководящие посты и устроив геноцид славян.


Оригинал взят у dakarmos в Почему поляки ненавидят русских и наоборот

Считаю, что среди стран, люто ненавидящих Россию, номер один в списке Польша. Я не знаю почему исторически так сложилось, но есть то, что есть. Эта страна на любых мировых дискуссионных площадках пытается задеть Россию. Они постоянно за любой "кипиш", лишь бы Россию обосрать и подосрать. Так давайте разберемся и попытаемся понять, почему поляки так ненавидят русских. Кстати, русские относятся к полякам явно более снисходительно, но тоже без особого энтузиазма.
На протяжении столетий Россия и Польша были недружественными соседями, мы очень часто воевали, и очень часто сильно били под сраку этим полякам, а гордый польский нородец копил злобу годами. Правда был один период истории, когда "паны" сумели покуражиться над Россией. Помните смутное время? Когда поляки в Московском Кремле хозяйничали и мечтали Россию разделить и разграбить. Но снова не получилось, опять получили подсрачников и бегом убежали.

Русские некоторое время вообще над Польшей верховенствовали, Польша была как одна из провинций Российской империи. Мы их территориально несколько раз делили, короче, что хотели то и делали с этим поганым народцем. Причем делали вполне заслуженно и на правах победителя. Все строго по закону войны.
Хотя наши народы очень родственны, все-таки мы все славяне, на деле Россия и Польша и сейчас злейшие враги. Они обвиняют Россию в оккупации, в геноциде, в гибели своего президента, такое впечатление, что во всех бедах Польши виновата всегда только Россия.
Через Западную Украину, которая всегда была близка к Польше, одно время это вообще была территория "Речи Посполитой", кажется так называлась Польша, они пытаются и сейчас вкладывать палки в колеса России. Даже когда между Россией и Польшей проходят футбольные матчи, поляки всегда пытаются наехать на наших болельщиков.
В ООН, ЕС, НАТО, просто везде Польша больше всех орет и наезжает на Россию. Так в чем же причина?
Мне думается, что когда-то у поляков были имперские замашки, но у них ничего не вышло, сейчас они маленькое, не суверенное государство, смотрящее в рот США и НАТО, а ведь так хотелось быть большими и сильными. А Россия хоть и потерпела ряд геополитических поражений, хоть у нас сейчас далеко не лучшие времена, все-равно большая и сильная страна, с бешеным потенциалом. Вот их жаба и душит, этот маленький, гнилой, панский народишко...

________________________________________ ____________________________________

все таки иногда полезно учить историю, чтобы не показывать свое невежество в такой грубой форме! Поляки и русские, когда то один народ, наши корни общие, точно также как немцы в большей частью вышли из славян, но это отдельная песня! что касается поляков, в большинстве своем поляки нормально относятся у русским, особенно старшее поколение, из молодых образованная молодежь нормально, ну а быдло, оно веде быдло! Сам проект Польша, создавался в противовес русским, обработка сознание и разжигание ненависти, это древний прием управления народами (сейчас мы имеем счастья наблюдать туже самую политику на Украине), тоже происходит и сейчас большая часть польских изданий и СМИ публикуют откровенно русофобские статьи, понимая что Польша не является самостоятельной страной, то карьеру могут сделать люди транслирующие определенные политические взгляды и т.п., в общем выстроена целая система по развитию и поддержанию определенного уровня русофобства в обществе! не видеть это и сводить всю к своей ненависти к полякам, это лучшее что могут придумать кукловоды сталкивая по сути один народ в братоубийственную войну! Нужно все таки учиться думать и знать историю, там много ответов сегодняшнего дня!

Американская компания Pew Research Center опубликовала результаты своих последних исследований, в которых она изучала отношение к России в разных странах. В опросах участвовали 45 000 человек из 40 государств, в том числе Польши. О своем негативном отношении к России заявили 80% наших соотечественников, лишь 15% продолжают относиться к нашему восточному соседу с симпатией.

Число русофобов среди поляков возрастает по мере того, как все более напряженной становится геополитическая обстановка. По данным Центра исследований общественного мнения (CBOS), в 1993 году их было 56%, год назад — примерно столько же, 54%, а сейчас их стало на 30% больше. Почему так произошло?

Нападение на Украину, захват Крыма, а также страх перед атакой со стороны России: вот основные причины перемен в общественных настроениях. «Отношения с Москвой стали для Польши вызовом», — подчеркивает в беседе с Wirtualna Polska профессор Эдвард Халижак (Edward Haliżak), специалист по международным отношениям из Варшавского университета. «У польской неприязни к России есть две причины. Первая — это события истории, все те поражения, которые наносила нам много веков Россия. То, что мы были под ее владычеством и много лет боролись с экономическим отставанием. Поляки это прекрасно помнят, и убежденность в вине россиян с течением времени лишь укрепляется, — говорит профессор Хенрик Доманьский (Henryk Domański) из Польской академии наук. — Кроме того поляки продолжают считать, что наш сосед находится на другом, более низком культурном уровне».

«Сейчас в Польше, действительно, преобладают антипутинские настроения. Это в значительной мере переносится на негативное отношение к государству и, в меньшей степени, к российскому населению. Этот подход проистекает из того факта, что российское общество в основном поддерживает действия президента Путина, особенно в контексте соперничества с Западом. Если бы россияне относились к нему критично или хотя бы нейтрально, то настроения поляков были бы другими», — полагает сотрудник Института международных отношений варшавского университета Мачей Рась (Maciej Raś).

«Отношения с Россией следует оставить на уровне свободного дрейфа. Польша от России ничего получить не может, там для нас ничего нет», — резюмирует Эдвард Халижак.

Не только поляки

Вопрос об отношении к державе Путина задавался не только полякам, но и, в частности, австралийцам, американцам, немцам, украинцам и японцам. Не испытывают уважения к России соответственно 62, 67, 70, 72 и 73% из них. Почему? «Помимо нескольких полезных ископаемых России нечего предложить», — говорит профессор Халижак.

С равной неприязнью относятся в мире к России помимо поляков только иорданцы: 80% из них говорят о негативном отношении к восточной державе, хотя в симпатии к ней признается чуть больше респондентов, чем в Польше — 18%. Американские эксперты из Pew Research Center полагают, что низкий уровень симпатий к России в этой стране связан с российской поддержкой режима Башара Асада: это вызвало массовый наплыв в Иорданию иммигрантов.

Хотя половина мира и почти вся Европа не любит Россию, 30% опрошенных не видят ничего дурного в той политике, которую проводит путинская держава. Больше всего сторонников России обнаружилось во Вьетнаме (75%), Гане (56%) и Китае (51%).

Не только Россия

Мир не любит не только Россию, но и самого Владимира Путина. И его даже сильнее. Российского президента критикуют три четверти государств, в основном с европейского и североамериканского континента. Здесь первое место занимают испанцы: 92% из них считают политику Путина неверной. О негативном отношении к президенту России заявили также 87% поляков. Путин не может рассчитывать на поддержку французов (его критикует 85% респондентов) и украинцев (84%).

Почему поляки не любят Путина? «По нескольким причинам. В первую очередь потому, что Путин перевел Россию на курс, который сильно отличается от западной модели развития как во внутреннем аспекте, так и в сфере международной политики. Речь о вездесущей в России коррупции, иной экономической модели. Кроме того Путин отчетливо дает понять, что Россия будет воплощать в жизнь свои интересы даже в противостоянии Западу, в том числе Польше, — говорит Мачей Рась. — В прошлом поляки тоже негативно относились к лидерам России и СССР. Так было при царях, при генеральных секретарях партии, так осталось при Путине».

О своих симпатиях к российскому президенту говорят между тем 70% вьетнамцев, а также большинство жителей включенных в опрос африканских государств. Однако американские эксперты подчеркивают, что такое мнение связано в основном с отсутствием четкого мнения и информации на тему политики российского президента, а не с реальной поддержкой.

Такие голоса остаются тем не менее в меньшинстве. Как подчеркивает в беседе с Wirtualna Polska Мачей Рась, люди часто видят в президенте России угрозу для всей западной цивилизации. «Путина считают не только недемократическим руководителем, деспотом, тираном, агрессором на Украине, но также источником конфликта, угрозой западному миру. Кем-то, кто впитал неприязнь к Западу с молоком матери, и сделал из этой неприязни суть российских действий на международной арене», — указывает эксперт.

Эх!
Вот ни фига я понять не могу, за что поляки так меня не любят. А ведь я до сей поры ни разу ни с одним этническим поляком не встречался. Я не мог перейти ему дорогу, не мог наступить ему на ногу, не мог соблазнить его девушку, не мог после стакана русской водки или стакана польской водки, они ведь тоже пьют водку, набить морду одному из поляков. Я не разу не был в зарубежной Европе, поэтому я даже окурка не мог бросить на польской земле.
Не любят потому что я русский?
А почему поляки не любят русских?
Я же обожаю Шопена. Я могу бесконечно слушать полонез "Прощание с Родиной” Огинского, и от прослушивания этого шедевра, у меня по коже мурашки серыми мышами, да что там мышами, крысами бегают. Я запоем читал Пруса, Мицкевича, Сенкевича. Я обожал Станислава Лема. Его «Звёздные дневники Ийона Тихого» перечитывал сотню раз, не говорю уже о более серьезных вещах вроде «Магелланово облако», «Вторжение с Альдебарана», «Солярис».
Так за что поляки не любят русских в общем, и в частности меня?
За то, что дали пинка Лжедмитрию в Кремле? Ну, уж не обессудьте, это наша вотчина. За то, что Иван Сусанин не те наши достопримечательности пошел показывать польским завоевателям? Так пусть не любят Сусанина, причем здесь остальные? За то, что Украина в свое время отошла от Польши к России, а потом и большая часть Польши вошла в состав Российской империи? Так ведь и Речь Посполитая немало народов в свое время под себя подобрала. А большой кусок Польши входил в состав Австро-Венгрии. Поляки также не могут терпеть венгров и австрийцев? Вон и Финляндия так же провинцией России была, а такой ненависти к русским от финнов вроде, как и нет. За то, что в двадцатых годах Буденный и Тухачевский решили Львов и Варшаву кавалерийским наскоком захватить. Так там же они по ушам и получили. За то, что в 1939 году СССР присоединил к своей территории Западную Украину и Западную Белоруссию? Позвольте, но Польша лишь обрела те границы, которые были ей определены Брестским Договором. А сами поляки в то же время, договорившись с Германией, кусочек Чехии для себя оттяпали. Да и те земли, что к СССР были присоединены, сегодня русским уже не принадлежат. А кровью советского солдата, в том числе и русского солдата поляки получили после второй мировой войны большую часть Восточной Пруссии, ранее принадлежавшей Германии. Здесь, конечно, можно припомнить Польскую Народную Республику под «покровительством» Советского Союза с 1944 года по 1989 год. Братцы, так поляки уже избавились от «гнета» русских и их «прихлебателей» 28 лет назад, Польша в составе объединенной Европы, а где прорыв? Экономика растет как на дрожжах?
Ой, блин, надоело, надоело писать, и надоело все это грязное белье перетряхивать. Русских многие не любят, русских и многие русские не любят, но это не оттого, что все мы поголовно плохие. Просто потому…
Владимира не любят многие, и на то есть множество причин. А Александра не любит только его жена, и то, только тогда, когда он с работы пьяный приходит. Почему? Просто Александр сантехник домоуправления, а Владимир президент большого государства.

О, это длинная история. Очень загадочная. Тут столько факторов...

Сразу оговорюсь, украинцев поляки не любят даже больше, но по другой причине. Я знаю многих чудных поляков, которые прекрасно относятся и к русским, и к украинцам. Но общий момент неприязни присутствует.

Поляки очень любят свою историю, а в этой истории бывало много разных моментов.

Если помните, они не хотели признать Ивана Грозного царем, а продолжали именовать Великим Князем Московским, что порождало конфликты. А эти походы на Москву... Они же сидели в Кремле, как у себя дома. Поляки и сегодня считают, что русские вероломно нарушили обязательство, в котором признали право польского короля на русское царство.

Они так круто стояли, а потом вдруг все пропало. Восстание Хмельницкого, вследствие чего они потеряли все Левобережье Днепра. Дальше - больше. Все эти разделы Польши, превращение ее в русскую провинцию. Подавление русскими войсками неоднократных восстаний (кстати, одно из них подавлено Суворовым). И так далее, и так далее. Они шли с Наполеоном - надеясь вернуть утраченное. Уже в начале ХХ века новую надежду им дал диктатор Пилсудский. Он обещал возродить Речь Посполитую от моря до моря. И в 1920 году начал реализовывать обещание. Когда в ответ казаки Буденного пошли на Львов, а Тухачевский на Варшаву, поляков это так обидело...

А 39-й год? Русские оккупанты! Почему-то никому не пришло в голову, что Польшу всего лишь вернули в границы 1918 года, зафиксированные Брестским договором. Почему-то никто и не вспомнил, что перед этим Польша имела точно такой же договор с Германией и оттяпала по договоренности с немцами кусочек Чехии.

Наконец, 1945 год. Русские тут как тут. Опять оккупанты!

Не будем анализировать обоснованность их позиции, просто это и есть причины неприязни. Русские плохие, они варвары, они агрессивны, грубы и жестоки. Они угнетали и уничтожали польский народ! А украинцы, кроме всего прочего, еще и быдло, которое раньше им прислуживало.

За что их любить, этих русских?

Но если спросить какого-нибудь польского профессора Яноша Тазбира: за что вы не любите русских? Он ответит очень красиво и с аргументами

ПОЛЬСКО-РУССКАЯ ВОЙНА

Беседа с профессором Янушем Тазбиром

- Почему мы не любим русских?

Начать нужно с того, что ближайших соседей вообще не любят. Французы не терпят англичан, а испанцы - французов и т.д. Я читал «Наброски перышком» [Анджея Бобковского] - записки времен II Мировой войны, - и там видно, насколько двойственным и противоречивым было отношение французов к [гитлеровским] налетам на Великобританию, а некоторые даже задумывались, кто им больше враг - немцы или англичане. Когда-то я спрашивал чехов, какой народ они любят. Мне ответили полушутя, полувсерьез, что новозеландцев, потому что они очень далеко. Во-вторых, если одно государство отнимает у другого часть территории и пытается уничтожать коренное население и лишать его национального облика, то трудно рассчитывать, чтобы поляки любили русских. В свою очередь, русские не любили поляков, в частности, из-за того, что те зазнаются и смотрят на других свысока. Возьмем, к примеру, воспоминания в «Записках из Мертвого дома» Федора Достоевского. Там ссыльные шляхтичи гордятся своими мучениями и задирают нос, потому что страдают за родину, иными словами, за правое дело.

У Марии Домбровской существует очень интересное высказывание в «Ночах и днях» - героиня читает Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, и их произведения очень ей нравятся, но потом она говорит: «А за что же вы нас угнетаете, коль вы такие?» - подразумевается «замечательные».

Мне кажется, сейчас наблюдается отчетливый перелом, и в Польше стереотип русского меняется. На стадионе 10-летия можно купить советские ордена или папахи со звездой. Видно, как империя распродает всяческие остатки, и это означает крупномасштабную разрядку тех комплексов, которые накопились за долгие годы. Один русский, живущий в эмиграции в Париже, говорил мне: «Я ненавижу большевизм, но испытал столько унижений от французов, что, видя их страх перед советской армией, радуюсь, - для меня это какое-то удовлетворение».

Русские в XVIII веке лишили нас территории и суверенитета, но каким было у нас представление о русском человеке и отношение к России до разделов Польши?

Столько говорилось о нашем вхождении в Европу. Это ерунда. Мы никогда ни из какой Европы не выходили. Европа как единая военная общность никогда не существовала. Да и как экономическая общность - тоже нет. Зато она существовала как общность культурно-нравственная, и к ней мы принадлежали, так как, к примеру, учились в тех же университетахы, что и французы, итальянцы или немцы. А вот Россию, равно как и Турцию, которая теперь хочет войти в Евросоюз, к этому сообществу не относили. Русские считались варварами. Отрицалось даже, что православные - это христиане. Следовательно, на русских смотрели очень даже «сверху вниз» и относились к ним с необычайным пренебрежением.

- А какими видели нас в ту пору русские?

Русские полагали, что, возможно, свобода в Речи Посполитой и имеется, но, как они говорили полякам: «У нас один только царь, который и горлом нашим, и имуществом распоряжается, а у вас что ни боярин, то тиран». XVII век - это в России период презрения к Польше, а с другой стороны восхищения нашими достижениями. Польские интервенты, оккупанты, авантюристы - все они были людьми, знавшими западную культуру, привозившими с собою в Москву латинские книги, и именно они помогли завязать первые сколько-нибудь прочные культурные контакты России с Западом. Но это отнюдь не означает, что пребывание поляков в Кремле принадлежит к числу славных страниц нашей польской истории.

Александр Брюкнер очень любопытно заметил в свое время, что каждый раз установление Россией культурных контактов с Западом означало конец польского культурного влияния. При Петре I русские непосредственно контактировали с Францией или Англией, а при Горбачеве у них исчезла потребность в том окне в мир, которое было довольно широко открыто в ПНР, потому что они сами открыли себе двери.

В России трудно в это поверить, но в XVI в. там напечатали всего 17 наименований книг - и все они были церковными. За этот период в Польше было опубликовано шесть тысяч книг. Русские переводили наши сочинения, и они распространялись среди тамошней элиты. При российском дворе во второй половине XVII в. польский язык играл такую же роль, как французский язык - в тот же период при польском дворе. В российской историографии - уже не советской - принят сейчас тезис, что всё русское барокко представляло собой запоздалое Возрождение, взращенное и построенное на польских корнях.

- Но ведь уже Советский Союз гордился гигантским количеством издававшихся книг.

В Советском Союзе некоторые книги печатались тиражом 50-100 экземпляров и распространялись среди членов политбюро. Собственными глазами я видел такое издание моей любимой книги, своего рода памфлета на Французскую революцию, - «Боги жаждут» Анатоля Франса. Революция представлена там в таком свете, что выглядит посмешищем, и она порождает слишком много ассоциаций с террором и постоянными торжествами, чтобы публиковать эту книгу большим тиражом. Лишь только после смерти Сталина эту книгу стали публиковать тиражом побольше.

Интересно вращается колесо истории. Когда в XVII в. король Сигизмунд III хотел после бунта Миколая Зебжыдовского избавиться от анархиствующей шляхты, то придворная пропаганда подталкивала последнюю к участию в покорении России. При этом говорилось: «Московиты более многочисленны, но это варвары, и вы с ними справитесь так же, как испанские конкистадоры совладали с толпой индейцев». Наступает конец XVIII в., разделы Польши, и в ту пору у нас о русских говорится, что это конкистадоры, которые нас завоевали и относятся к полякам, словно к индейцам.

В свое время, в 1920-е, главой советской дипломатической миссии в Варшаве был назначен один из убийц Николая II и его семьи [П.Л.Войков]. Польский МИД запротестовал против этого. Тогда Чичерин - кстати говоря, аристократ, исполнявший у большевиков роль министра иностранных дел, - сказал: «Ведь вы же на протяжении всего XIX века хотели убивать царей. Так в чем же дело сейчас?»

- Кто первым начал не любить вторых - мы русских или они нас?

Одновременно. Предмет спора и столкновения между нами составляла Литва. Русь была слаба, и Литва захватила те русские земли, которыми та раньше владела. Соперничество продолжалось, и на этом фоне обязательно должно было дойти до конфликтов.

В России мы имели дело (а, может быть, и до сей поры имеем) с сакрализацией власти, тогда как на Западе выработалась система контроля власти. Пожалуй, не так уж странно, что обладавшие золотой шляхетской вольностью поляки не испытывали особых симпатию к народу, который терпел ярмо деспотизма?

Русские считали, что золотая вольность - это анархия. Принципиальная разница заключалась в том, что у нас политическая оппозиция всегда считалась гражданской добродетелью, а у них - преступлением. Человек, который выступает против власти, непременно должен быть безумцем. Царь Николай I велел объявить Чаадаева сумасшедшим. Писатель был отдан под надзор своего личного лекаря, посещавшего его раз в месяц. Это случилось за сто лет до того, как Советский Союз начал заталкивать диссидентов в «психушки». На мой взгляд, не без причины в СССР не устроили в свое время особой шумихи вокруг уотергейтской аферы. Что для россиян означает фраза: «...установлена нелегальная подслушивающая аппаратура в штаб-квартире оппозиции»? Ведь это же оппозиция нелегальна, а власти позволено всё!

На все ли времена сформировалась в России одна, а в Польше другая ментальность власти и подданных? Быть может, именно это различие и образует фундамент взаимной неприязни?

Приведу иной пример. У нас в Польше повсеместно презирали профессию палача. Ему полагалось жить за городскими стенами, выбирать себе жену из числа приговоренных и т.д. А вот если в России (вплоть до времен Екатерины II) происходила публичная казнь, то палач мог в любую минуту подобрать себе помощника из толпы, собравшейся поглядеть, и тот не мог отказаться. Документально зафиксирована такая отвратительная деталь. Однажды кто-то хотел отказаться, и Иван Грозный заметил это. Тогда он повелел, чтобы человек, не желавший участвовать в казни, отрезал у приговоренного гениталии и сам их съел.

Не только поляки с ужасом смотрели на Россию и русских. Маркиз Астольф де Кюстин в своей книге «Россия в 1839 году», которая разошлась по Европе в сотнях тысяч экземпляров и переводилась на много языков, писал о деспотизме, всепроникающем страхе, маразме, атрофии творческих подходов и с сочувствием высказывался о судьбе поляков. Он настолько симпатизировал нам, что не захотел возвращаться во Францию через Царство Польское, дабы не столкнуться с нашими недостатками, которые все-таки должны были у нас, по его мнению, иметься.

Да, но Кюстин был исключением. Адам Мицкевич писал о настолько уступчивом и раболепном отношении французского правительства к России, что, по его мнению, дело может дойти до того, что казаки вновь расположатся биваком на Елисейских Полях. Уже в XVIII в. подкупленные энциклопедисты прославляли правление Екатерины II. Когда Вольтера упрекали, что он так лестно пишет о деспотизме царей, тот ответил: «Да, но я такой мерзляк, а она прислала мне великолепную шубу». Философы XVIII в. были настолько очарованы Россией, потому что царица вводила их в заблуждение, представляясь человеком эпохи Просвещения. А они поверили, что имеет место идеальный случай, когда могучая властительница в варварской стране способна проводить их идеи в жизнь. Нужно также отметить, что французы мало интересовались польскими проблемами. Когда на исходе XIX в. происходило торжественное перезахоронение Мицкевича на Вавеле [в Кракове, тогда принадлежавшем Австро-Венгрии], газета «Фигаро» написала, что царь смягчил свою политику по отношению к Польше, разрешив похоронить останки великого антирусского писателя на Вавеле... под Варшавой. А когда после окончания I Мировой войны в Польшу ехал первый французский посол, он был убежден, что у нас большинство населения говорит по-русски.

А была ли неприязнь русских к Польше составным элементом их недоброжелательного отношения к Западу в целом? Вдобавок православные еще и видели в католиках виновников раскола вселенского христианства .

Это связано с моей любимой теорией заговоров, в которую я не верю, но которую изучаю. Итак, нам приятно считать себя такими могучими, что против нас затевается заговор. По мнению православной пропаганды, главная цель Рима всегда состояла в уничтожении православия. Тем временем в Речи Посполитой XVII века печаталось кириллицей больше книг, чем в России. А когда на границе эти книги изымали, то их сжигали. При этом утверждалось, что хотя они и распространяют православную веру, но в действительности заражены «латынской ересью». Второй фактор неприязни состоял в том, что русские отлично знали: мы им портим репутацию на Западе. А третья причина: люди вообще не любят тех, кого обидели и кому причинили вред, а обиженные к тому же еще и предъявляют какие-то претензии.

Мало кто знает, но как раз мы начали портить мнение о русских на Западе. Стефан Баторий был первым из польских королей, которому пришла в голову мысль, что когда он отправляется на войну, то ему нужны не только гусары, пехота, мощные осадные машины, но и полевая типография. Там он печатал всякие бумажки, причем не только латиницей, где изображал свою победу на востоке как триумф над ордами чудовищных варваров.

- Каким выглядел этот варвар в подобных пропагандистских публикациях?

Жестоким, безжалостным, малопросвещенным. Шляхта, как мы уже говорили, не могла питать уважения к тем, кто так легко позволяет тиранической власти подчинить себя. Вроде тех татар, которые у Сенкевича говорят, что надо их побыстрее вешать, а то Кмитиц гневается.

Может быть, как раз некая вынесенная Пилсудским из молодости неприязнь к русским и привела к тому, что он не помог «белым» и не спас Россию и весь мир от большевизма?

По сей день остается нерешенным вопрос о том, не Пилсудский ли предрешил победу большевиков, отказавшись помочь белым генералам. Не знаю, были ли эти генералы настолько честными либо попросту настолько глупыми. Большевики обещали всё на свете и не намеревались сдержать ни единого из своих обещаний. Когда Пилсудский спрашивал у белых генералов, что будет после того, как он им поможет, те отвечали, что после победы об этом примет решение Учредительное собрание, а они сами ничего обещать не могут. Финны тоже были в 1918 г. готовы нанести удар по Петрограду, но и им генералы тоже не хотели давать конкретных обещаний.

- А вы думаете, что если бы они обещали, то Пилсудский им бы помог?

Помог бы. Он знал одно: если его станет атаковать красная Россия, то он может рассчитывать на какую-никакую помощь Запада, но если нападающей стороной будет белая Россия, то нет. Нас отдали Советскому Союзу в 1945 году. Мы оказались едва ли не первым государством в истории, которое сражалось на стороне победителей, но после победы вышло из войны территориальными потерями и утратив суверенитет. Тем более нас отдали бы России тогда, в 1920-м.

Приглядимся повнимательнее к тому, что, может быть, объединяет нас с Россией, - к той особенной ситуации, в которой и поляки, и русские начинают считать, что Бог предназначил им неповторимую миссию .

Россия считала себя Третьим Римом. У нас так далеко никто не зашел. Русские, как и мы, видели самих себя в качестве оплота и твердыни христианского мира. В 1980 г., в 600-ю годовщину Куликовской битвы, поэт Евтушенко написал, что если бы русские тогда не разбили татар, то не было бы Эйфелевой башни и культуры Ренессанса и что они спасли культуру Европы. Появлялся тот же самый аргумент, что у нас в Польше в XIX в.: «Мы не могли развивать культуру в такой же степени, как на Западе, потому что должны были ее защищать». В связи с этим русские считали, что когда они защищают культуру, православие, а мы с ними боремся, то тем самым нарушаем славянскую солидарность и вбиваем им «нож в спину».

В нас видели также Иуду общеславянского дела, трамплин для вероломных предателей-иезуитов, для тех, кто вместо того, чтобы творчески разжигать в себе славянский первоэлемент, идут поверхностным, облегченным путем и по-обезьяньи копируют Запад, хотя ради собственного блага должны держаться вместе с Россией. К счастью, были также - что мы знаем от Мицкевича - и «русские друзья», например декабристы .

Благородный Бестужев, тот самый, из стихотворного послания Мицкевича «К русским друзьям», в реальной действительности рвался в 1831 г. на борьбу с поляками, которые, по его мнению, никогда не будут искренними друзьями русских. «Кровь их зальет, но навсегда ли? Дай-то Боже», - писал он. И жалел, что сидит в Сибири , ибо охотно сразился бы с «панами-добродеями». Декабристы выступали за «Россию великую» и по-своему демократическую, но к полякам они относились вряд ли дружественно.

У нас есть и другой литератор-пророк - Зыгмунт Красинский и его стихотворение «К москалям». Вот цитата оттуда: «Коль мог бы задушить вас всех в одном объятье / И ввергнуть всех в одну и ту же пропасть, / То после вашего ниспроверженья в ад хотел бы стать…» [перевод подстрочный] Лирический герой не различает угнетаемых и угнетателей, а лишь ненавидит всех русских.

Мы не любим русских, потому что они победили нас и в политическом, и в военном смысле, а мы старались как-то компенсировать этот комплекс проигравшей и надломленной стороны. Кроме того, у русских не было того, чем они могли бы нам особо импонировать. Мерошевский, один из столпов парижской «Культуры», высказал меткое замечание о том, как нам повезло, что в 1917 г. не победили кадеты, потому что если бы это они внедрили демократию и благосостояние, то поляки оказались бы весьма податливыми к русификации.

- И все-таки определенная русификация происходила.

Да, но она тормозилась памятью о вооруженных конфликтах, а более всего, на мой взгляд, - репрессиями. Добавим к этому наше ощущение культурного и морального превосходства над русскими.

Однако в Москве мы в первые годы XVII в. учиняли жуткие вещи. «Не токмо бояр, мужиков и девиц секли, но даже младенцев у материнской груди надвое рассекали». Это фрагмент польского донесения.

Да, постоянно происходили обращения к прошлому. 1612 год представляет собой одну из нескольких самых важных дат в сознании русских - наряду с 1812-м, 1917-м и Отечественной войной 1941-1945 гг. Польская оккупация Кремля и совершавшиеся тогда жестокости служили и часто продолжают служить оправданием тех актов насилия, которые русские на протяжении трех столетий творили над поляками. Даже резня Праги [правобережного района Варшавы, 1794] считалась справедливым возмездием. Александр Пушкин писал: «И вы, бывало, пировали / Кремля позор и царский плен, / И мы о камни падших стен / Младенцев Праги избивали». Как и сегодня, когда мы начинаем говорить о Катыни, - русские вспоминают о якобы 60-90 тыс. военнопленных, погибших в польском плену в 1920-м.

Когда мы, говоря о несуверенной Польше, можем говорить о сотрудничестве, а когда - о коллаборационизме? Да и вообще - имеет ли здесь смысл такое слово?

Не надо смотреть на те времена только через призму тех, кто погибал и страдал. Установлено, что на полмиллиона ссыльных поляков набрались тысячи тех, кто сделал там состояние и карьеру. Это были параллельные течения. В коренной России, чтобы идти ааерх по ступенькам социальной иерархии, не требовалось переходить в православие, как в Царстве Польском.

А на территории Царства знали об этих польских карьерах и состояниях? Каково было отношение к ним? Сталкивались ли такие поляки с остракизмом?

О них знали, но старались замалчивать происходящее или морально сомневаться в нем. Поляков убеждали, что те, кто сделал карьеру и состояние в России, - это отступники, отщепенцы, фигуры, подозрительные в моральном отношении. Стендаль говорил, что роман - это зеркало, которое несут по большой дороге жизни. Я утверждаю, что наша литература ходила только по тропинкам национальной мартирологии. В Польше петербургских карьер не демонстрировали из дидактических соображений. Об остракизме, пожалуй, не может быть и речи, потому что эти богатые поляки не тратили свои состояния на девиц легкого поведения и предметы роскоши, а очень часто помогали научным учреждениями в Царстве Польском. Например, Варшавское научное общество жило на доходы от сырой нефти, добывавшейся на Кавказе. Кто знает, возможно, часть такого рода богачей хотела немного развеять угрызения совести, вызванные таким везением на российской службе. Нужно сказать, что, зарабатывая подобные, зачастую фантастические состояний, никто не терял возможности быть польским патриотом.

- Чему учатся в России по учебникам истории?

Часть историков занимает позицию даже не советскую, а царскую. Несомненно, молодежь учится восхвалять царей и прославлять их победы. То, что реально воздействует на массы, - это, к примеру, такие фильмы, как «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, с его безусловной националистической направленностью.

Когда читаешь современные известия из России, то видишь оживающий национализм - кстати говоря, они тоже аналогичным образом интерпретируют события у нас в Польше. Каким образом, на ваш взгляд, русские справляются с осознанием крушения своей империи?

Они это страшно переживают. Им столько лет объясняли, что если приходится выстаивать в очередях, то зато весь мир их боится, так как у них есть атомная бомба, они летают в космос и борются за лучший мир. До возникновения Советского Союза в истории не бывало такой империи, где населению метрополии жилось бы хуже, чем в колониях. А ведь именно такая ситуация существовала в Чехословакии, даже в Польше. Многие люди говорили мне в Москве: «У нас было плохо, потому что нам приходилось вас содержать, ибо вы не организовали у себя колхозов...»

Мне кажется, что в России до сегодняшнего дня сохраняется уверенность в нашей неблагодарности. И если раньше мы, поляки, бунтуя, «изменяли славянскому делу», то и теперь мы точно так же совершаем нечто, по их мнению, похожее, когда входим в Евросоюз и, что еще хуже, в НАТО. Согласны ли вы, что можно говорить об определенной непрерывности, преемственности российского восприятия Польши?

Да, а в дополнение к этому русские считают, что пролитой кровью они каким-то образом обрели право на ту землю, которую освободили.

А как протекают расчеты российских граждан с их собственным советским прошлым? Когда Энн Эпплбаум напечатала книгу «ГУЛАГ: история», то оказалось, что ни одно издательство в России не заинтересовано в ее публикации.

После периода перестройки и гласности, когда много писалось о коммунистических преступлениях, наступила, возможно, некоторая усталость. Хотя надо помнить, что в лагерях сидели главным образом русские. Посему они - вполне обоснованно - чувствуют себя жертвами и пока что не хотят возвращаться к этой теме. Это каким-то образом понятно. По мнению Солженицына, большевистская революция была таким свинством, что русские не могли устроить ничего подобного своим соплеменникам. Именно поэтому, с его точки зрения, руководящую роль в ней сыграли «иноземцы»: евреи, латыши, поляки или даже китайцы. Есть такой анекдот о Дзержинском, который объясняется перед соотечественником: «В чем вы меня обвиняете? Кто убил больше москалей? Наши повстанцы в XIX веке или я?»

Вел беседу Томаш Дятловицкий