Самый мощный крейсер в мире. Оружие века


Неотъемлемой составляющей военного могущества любого государства являются его военно-морские силы. На протяжении всей истории военных кораблей при строительстве военного флота в разработки внедрялись передовые технологии, использовались новые материалы, совершенствовалось вооружение.

Это позволяло постоянно повышать живучесть кораблей и экипажа, решать разноплановые боевые задачи судами с малыми и большим водоизмещением. Представленный ниже ТОП 10 военных кораблей мира отражает результаты проводимой работы, а также их значение в отдельном историческом периоде.

Рейтинг ТОП-10 военных кораблей мира и России

10. МДКВП «Зубр» (СССР/Россия)

Водоизмещение корабля позволяет доставить к месту выполнения боевых задач до трёх современных танков или десяти БТР с личным составом до ста сорока бойцов десанта.

3 танка, позволяет доставить водоизмещение МДКВП «Зубр».

Это же определяет возможность быстрой доставки грузов военного назначения весом не менее ста тридцати тонн.

В настоящее время МДКВП «Зубр» находится на вооружении в Российской Федерации и морских подразделениях греческих ВС. Базируются корабли в акватории Средиземного моря на острове Кипр.


9. Линкор «Ямато» (Япония)

Девятую строчку ТОП-10 самых лучших военных кораблей мира по праву занимает линкор японских морских сил, спущенный на воду в годы Великой отечественной войны.

Лучший корабль Японии был потоплен США на тихоокеанских просторах.

Несмотря на всю мощь вооружений и высокие ходовые характеристики, самый крупный военный корабль в мире не принимал участия в морских баталиях.

Он вошёл в историю военных кораблей как линкор, не успевший сделать хотя бы один выстрел из головных орудий, способных поразить объекты противника на удалении до 45.0 километров.


Линкоры серии «Айова» разработаны и построены в преддверии Второй мировой войны. Вошли в историю мореходства, как самые крупные корабли своей категории.

«Айова» показала свою состоятельность при выполнении боевых операций в Тихом океане.

Впоследствии известно, что современные корабли обеспечивали морское прикрытие американских операций на территории Вьетнама и корейской кампании.

Из четырех спущенных на воду судов этого класса, три переоборудованы в музеи, один — до настоящего времени находится в резерве судов ВМФ Соединенных Штатов.


7. Легендарный «Бисмарк» (Германия)

Гордость третьего рейха — линкор «Бисмарк» вышел из судоверфи в 1939 году.

Его габариты и вооружение могли составить конкуренцию только аналогичным моделям кораблей японских и американских судостроителей («Ямота» и «Айова» — самые мощные корабли мира того времени).

«Бисмарк» один из самых мощных кораблей ВОВ.

Активное участие в Великой отечественной войне принять не смог. В его боевой истории документально зафиксирована одна победа — на дно было отправлено британское военное судно «Худ». Впоследствии «Бисмарк» был затоплен силами военно-морского флота, той же Британии.


6. Парусник Santisima Trinidad («Святейшая Троица», Испания)

Заслуженно вошел в рейтинг крупнейший в истории парусного судостроения испанский гигантский корабль «Святейшая Троица». Он был спущен на воду в 1769 году и находился на бессменном боевом дежурстве Испании еще тридцать пять лет.

Боевая мощь парусника состояла из 140 орудий различных калибров.

А прочность обеспечивалась применением особо твёрдых пород деревьев.

За время своего существования корабль прошёл достойный боевой путь. Достаточно напомнить, что во время Трафальгарского сражения ему пришлось вступить в бой с семью английскими боевыми судами.

Бой был проигран из-за фатального поражения живой силы испанцев. Но деревянный корабль не потерял своей плавучести, а его самопроизвольное потопление произошло во время буксировки англичанами.


5. Крейсер «Петр Великий» (Россия)

Пятое место в номинации «Самые большие военные корабли мира» отведено российскому атомному крейсеру «Петр Великий». Он покинул стапели в 1977 году.

Боевое предназначение флагмана российского флота — уничтожение авиагрупп противника.

Вооружение крейсера позволяет выполнить эту задачу при любых условиях ведения морского боя, даже шторма.

«Петр Великий» находиться на вооружении ВМФ России по сей день.

Дальность поражения целей штатным вооружением составляет не менее пятисот пятидесяти километров.

Знаменитый военный корабль России находится на вооружении ВМФ с 1996 года по настоящее время. Приписан к Северному военному флоту страны.


Крейсер «Петр Великий»
Длина/ширина/высота/осадка, м 262.0/28.5/59.0/10.3
23750.0/25860.0
Двигатель ядерный реактор, шт./л.с. 2.0/140000.0
Винты, шт. 2.0
Скорость, узлов 32.0
Автономность. суток 60.0
Артиллерия, АК-130.0, шт. 1.0Х2.0
Ракетное вооружение разных образцов, пусков 344.0
ЗУ, «Кортик», шт. 6.0
Минно-торпедное оружие, шт./пусков 10.0/20.0
Экипаж, человек 635.0
Борьба с подлодками, орудий 3.0
Самолёты Ка-27, шт. 3.0

4. Линкор HMS Dreadnought («Неустрашимый», Великобритания)

Знаменитый «Неустрашимый» положил начало разработкам серии линкоров класса броненосец. Самые большие военные корабли Великобритании морально устарели и могут нести угрозу только странам третьего мира.

«Неустрашимый» начал боевое дежурство в 1906 году.

Основным отличием британского корабля от аналогов, было представлено максимальным увеличением количества главных орудий, вместо средних калибров. Применение газотурбинного движителя повысило тактическое превосходство.

Следует отметить, что армейские судостроители иных государств ускорили создание и доработку своих проектов кораблей с подобной или более высокой огневой мощью. К началу первой мировой войны, каждая морская держава имела хотя бы один корабль такого класса.


Тактико-технические характеристики
Длина/ширина/осадка, м 160.74/25.01/9.05
Водоизмещение своб./нагрузочное, т 18412.0/21067.0
Двигатель паровой/турбина/мощность шт./л.с. 18.0/4.0/23000.0
Броня (мм) корпус/рубка/палуба/башни 179.0-279.0/35.0-76.0/305.0-76.0
Винты, шт. 4.0
Скорость, узлов 21.6
Автономность, миль/суток 6620.0/28.0
Артиллерия, калибр 305.0 мм, шт. 5Х2
Артиллерия, калибр 76.0 мм, шт. 27.0
Минное оружие, шт. 1.0
Экипаж, человек 685.0-692.0
Кормовые пулемёт «Максим», шт 5.0

3. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (СССР/Россия)

Третье место в ТОП-10 занял российский крейсер «Адмирал Кузнецов». Он был принят на вооружение в 1991 году. Несёт службу до настоящего времени в военно-морских частях Северного флота. Авиационная группа защищена мощным вооружённым прикрытием.

«Гранит» ракетный комплекс, которым оснащен «Адмирал Кузнецов».

Особенность представлена несвойственным для кораблей данного класса включением противолодочного реактивного комплекса «Гранит».

Несколько снижает ходовые качества армейского крейсера использование в качестве движителя котлотурбинной установки. Но при этом самый большой военный корабль в мире имеет характеристики автономного «поиска» и дальности похода, для современных условий, являются достаточными.


2. Подводная лодка проекта 941 «Акула» (СССР/Россия)

Первое подводное судно проекта 941 было принято на вооружение в 1981 году.

Возможности длительного автономного плавания, низкая шумность хода, глубина погружения, позволяют экипажу нести боевое дежурство практически на любом приближении к территории противника.

Самый большой в мире военный корабль был сконструирован в России. Это разведывательное судно носило название «Урал».

Уникальная разработка стала настоящим плавучим бедствием отечественного флота. А началось все с номера. Удивительно, но из сотен комбинаций был выбран вариант 1941. Не стоит даже объяснять, какие ассоциации вызывают эти цифры у миллионов людей. В мистике дело или нет, но проект «Урал», на который был затрачен не один миллиард советских рублей, в итоге не принес никакой пользы.

Для чего он был нужен

Чтобы понять, с какой целью советские конструкторы создали самый большой в мире военный корабль, обратим свой взор на южный участок Тихого океана. Именно там располагается сверхсекретный американский полигон, где приземляются межконтинентальные типа МХ и «Минимен», стартующие из Калифорнии для проведения испытаний. С 1983 года это место играло роль еще и одного из научно-исследовательских центров Штатов, реализующих стратегическую оборонную инициативу. Идея его создания принадлежит Рональду Рейгану, планировавшему обезоружить Вскоре с этого полигона стали запускать ракеты, целью которых был перехват и уничтожение советских ядерных боеголовок. Телеметрические сведения о подобных испытаниях могли бы пролить свет на козни Рейгана, однако как их можно было добыть? Гражданские корабли вроде «Академика Королева» или «Космонавта Юрия Гагарина» для разведывательных целей не годились. Хотя эти суда и были оснащены особыми контрольно-измерительными комплексами для наблюдения за космическими объектами, они не могли добывать разведданные о происходящем на вышеописанной базе в Кваджалейне.

Основная причина заключалась в том, что они не имели функционирующих радиолокаторов и выполняли лишь прием сигналов, посылаемых отечественными спутниками. Вот почему появилась задумка построить мощный военный корабль, способный улавливать всю доступную информацию о любом субкосмическом объекте на любом участке траектории во всех районах Мирового океана. Так возник проект под номером 1941 - «Титан». Он разрабатывался на базе Ленинградского конструкторского бюро под названием «Айсберг», а строили корабль на Балтийском заводе имени Орджоникидзе.

Кропотливая работа

Для того чтобы создать самый большой в мире военный корабль, оснащенный по последнему слову техники, нужна была мощная электроника, иначе сбор огромного количества информации о пробных запусках американских ракет не представлялся возможным. Над созданием необходимого для «Урала» оснащения трудились восемнадцать министерств при активном участии собственных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Для оснащения корабля аппаратурой были привлечены специалисты созданного в этих целях Ленинградского производственно-технического предприятия.

Результаты труда

Самый большой в мире военный корабль был оснащен мощной системой наблюдения «Коралл». В ее основе было семь высокоэффективных радиоэлектронных комплексов. Информацию обрабатывали уникальные по тем временам ЭВМ. Они предоставляли возможность расшифровывать характеристики любых космических объектов на удалении до полутора тысяч километров. Как утверждали создатели, по составу выхлопных газов движущихся объектов экипаж «Урала» имел возможность определить секретные компоненты топлива. Кроме того, самый большой российский военный корабль обладал выдающимися оборонительными характеристиками. Так, он был оснащен артиллерией, приблизительно соответствовавшей вооружению эсминца. Боезапаса хватало как минимум на двадцать минут непрерывного боя. На корме имелся авиационный ангар, в котором ждал своего часа вертолет Ка-32.

Экипаж машины боевой

Для управления «Уралом» необходима была команда в тысячу человек, из них не менее четырехсот мичманов и офицеров. При этом предполагалось разделение экипажа разведывательного комплекса на шесть служб.

Конструкторы позаботились и об условиях для отдыха корабельной команды. Так, на «Урале» были предусмотрены курительная комната, кино- и спортзал, бильярдная, игровые автоматы, бассейн и две сауны, а также салон природы.

Естественно, для размещения техники и всего остального необходим был корпус соответствующих размеров. За основу взяли конструкцию проекта 1144 «Киров» (атомного ракетного крейсера). В результате «Урал» мог похвастаться длиной в два футбольных поля и высотой от киля до клотика с двадцативосьмиэтажный дом!

Большие планы

Надежды, возлагавшиеся на «Урал» Министерством обороны СССР, были просто огромными. Об этом свидетельствует тот факт, что главному конструктору проекта Архарову, никак не связанному с военной службой, после окончания работ было присвоено звание не только Героя Социалистического Труда, но и контр-адмирала.

Спуск «Урала» на воду состоялся в 1983 году. Через шесть лет он вошел в боевой состав СССР. В этом же году корабль отправился к месту своего постоянного базирования в водах Тихого океана.

Вначале все шло хорошо. Экипаж успешно опробовал все возможности уникальной аппаратуры. «Урал» без труда обнаружил стартующий американский космический челнок «Колумбия», находящийся за тысячу километров. С корабля поступали все новые и новые сведения о перемещениях боевой техники противника. Однако работать с постоянно выходящими из строя системами была очень сложно. Ситуация усугубилась, когда «Урал» прибыл в Тихоокеанск - на место постоянной дислокации.

Первый поход уникального корабля оказался и последним. Причальная стенка для него подготовлена не была, поэтому ни электричества, ни топлива, ни воды с берега подавать не представлялось возможным. Котлы и дизель-генераторы «Урала» никогда не выключались, снижая драгоценный моторесурс, расходовать который предполагалось лишь во время походов. Можно сказать, что корабль "съел" сам себя. Кроме того, в 1990 году на «Урале» случился пожар, в результате чего из строя вышло кормовое машинное отделение. Более года запасы электроэнергии пополняла носовая машина, однако затем сгорела и она. После этого единственными источниками энергии были только аварийные генераторы. Средств на ремонт не находилось.

Бесславный конец

В 1992 году были заглушены ядерные реакторы корабля. Его поставили у отдаленного пирса и превратили в огромное офицерское общежитие. ССВ-33 «Урал» стали язвительно называть каютоносцем, а аббревиатуру расшифровывать как «специальный спальный вагон».

Современное положение дел

Российские военные корабли на все сто отвечают классификации, принятой в мире. Морально устаревающие суда сменяются модернизированными образцами. Флот постоянно совершенствуется.

«Адмирал Кузнецов»

Самые большие военные конечно же, представлены классом авианосцев. Гордость флота - авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». На его палубах шириной в семьдесят метров размещаются пятьдесят вертолетов и самолетов разных типов. Корпус судна бронированный. Он в состоянии выдержать прямое попадание заряда массой до четырехсот килограмм.

«Петр Великий»

Российские военные корабли пополняют и ряды крейсеров. Так, ударный ракетный корабль «Петр Великий» воплощает мощь современного флота. Его ядерная энергоустановка рассчитана на пятидесятилетнюю эксплуатацию. Это флагманское судно Северного флота - гроза ударных авиагрупп. Скорость в тридцать два узла может бесконечно поддерживаться при ходе на ядерной установке. Автономного жизнеобеспечения экипажа хватит на шестьдесят суток.

Ударные комплексы крылатых ракет рассчитаны на дальность более пятисот километров. Поистине уникальна система группового наведения: она была построена на многовариантном интеллектуальном алгоритме управления.

«Варяг»

Современные военные корабли представлены еще одним мощным крейсером - «Варяг». Он схож с американскими ракетными судами серии «Тикондерога», однако развивает большую скорость и отличается внушительной огневой мощью.

Новейшие военные корабли в скором времени будут представлены классом универсальных десантных судов. Российские специалисты планируют спустить эти новинки на воду ближе к 2020 году. В процессе создания все больше совершенствуются корветы и фрегаты.

Самые большие военные корабли типа «Стерегущего» обеспечивают уверенность в силах ВМФ. Российские корабли становятся мировыми лидерами по следующим показателям: наличию бортовой авиации, универсальности выполняемых заданий, огневой мощи, автономности, сверхсовременной электронике, прекрасным ходовым качествам.

Большинство современных проектов отличаются невысокой стоимостью создания и эксплуатации, что соответствует мировым тенденциям. Согласно статистике, в настоящее время численность составляет не менее двухсот единиц. К сожалению, некоторые корабли устарели физически и морально, не отвечают последним требованиям морского боя, нуждаются в модернизации или хотя бы в ремонте. Кроме того, дополнительного финансирования требуют гидрографические службы, морские части и вспомогательные суда.

Самый большой парусный военный корабль

«Сантисима Тринидад» - настоящий гигант в ряду парусных военных судов. Его спустили на воду в Гаване в далеком 1769 году. Он числился за флотом Испании на протяжении тридцати пяти лет. Весь корпус корабля был сделан из очень прочного дорогого материала - кубинской красной древесины. Толщина бортов доходила до шестидесяти сантиметров, что делало судно практически непотопляемым.

Вооружение этого морского гиганта состояло из ста тридцати пушек самых разных калибров. После модернизации на палубе было уже сто сорок четыре мощнейших по тем временам орудия. Экипаж корабля включал от восьмисот до тысячи двухсот человек.

Важная миссия

В ходе американской революционной войны перед «Сантисима-Тринидадом» стояла задача отпугивать корабли британских противников в Ла-Манше. Во время боя возле мыса Сент-Винсент судно чудом избежало английского плена.

Финальный аккорд

Последним для «Сантисима-Тринидада» стало Трафальгарское сражение. Это был самый широкомасштабный парусный бой девятнадцатого столетия. Описываемый корабль играл роль флагмана франко-испанских сил. Ведущим английским судном было «Виктория». Оно сконцентрировало всю свою мощь на «Сантисима-Тринидаде» как на самом опасном сопернике. На корабль одновременно напали восемь британских линкоров. У каждого из них было не менее семидесяти двух орудий, однако с возложенной задачей они не справились: «Сантисима-Тринидад» оставался на плаву. был взят на абордаж уже после того, как около четырехсот членов экипажа были ранены и примерно столько же убиты. Через два дня после окончания сражения судно было решено затопить. Так ушло в небытие уникальное творение людских рук.

Самым необычным боевым кораблем в мире является, пожалуй, американский тримаран Independence (LCS-2). К 2035 году американцы планируют постройку до 55 кораблей этого класса двух типоразмеров – малого (до 1000 т) и большого (2500–3000 т), но на сегодняшний день готов лишь первый корабль, основатель нового класса. Он был спущен на воду в 2008 году, а в январе 2010 года поступил на службу ВМС США.

Самый крупный: авианосцы типа «Нимиц»

Страна: США
Спущен на воду: 1972
Водоизмещение: 100000 т
Длина: 332,8 м
Мощность полного хода: 260000 л.с.
Скорость полного хода: 31,5 узла
Экипаж: 3184 чел.

В настоящее время самый крупный надводный корабль в мире – тяжелый атомный авианосец типа «Нимиц». Головной USS Nimitz был спущен на воду 13 мая 1972 года и вступил в строй ВМС США тремя годами позже. Всего построено десять кораблей, названных в честь известных американских политических деятелей. Честер Нимиц, давший свое имя всей серии, был главнокомандующим Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны.

По своей архитектуре «Нимиц»– гладкопалубный корабль с угловой полетной палубой. Площадь полетной палубы– 18200 м2. Корабль имеет надводную и подводную конструкционную защиту. Днище защищено бронированным настилом второго дна и третьим дном. Четырехвальная главная энергетическая установка включает два водоводяных ядерных реактора и четыре главных турбозубчатых агрегата.

Конструктивно корабли класса «Нимиц» одинаковы, однако шесть последних имеют увеличенные водоизмещение и осадку. Период перезарядки топливом их ядерных реакторов – до 20 лет. Основу вооружения авианосцев типа «Нимиц» составляет авиация: «Джордж Буш» – последний, десятый корабль авианосцев типа «Нимиц» – введен в боевой состав ВМС США 10 января 2009 года. Он стал «переходным» кораблем к новому поколению авианосцев класса Gerald R. Ford.

Самый оригинальный из современных: тримаран USS Independence

Страна: США
Спущен на воду: 2008
Водоизмещение: 2784 т
Длина: 127,4 м
Скорость полного хода: 44 узла
Экипаж: 40 чел.

Самым необычным боевым кораблем в мире является, пожалуй, американский тримаран Independence (LCS-2). К 2035 году американцы планируют постройку до 55 кораблей этого класса двух типоразмеров – малого (до 1000 т) и большого (2500–3000 т), но на сегодняшний день готов лишь первый корабль, «основатель» нового класса. Он был спущен на воду в 2008 году, а в январе 2010 года поступил на службу ВМС США.

Своеобразный дизайн тримарана продиктован необходимостью построить максимально скоростной военный корабль; корпус разработала компания Austral, уже испытавшая эту концепцию на гражданском пароме Benchijigua Express, курсирующем между Канарами, Тенерифе, Гомерой, Иеррой и Пальмой в Атлантическом океане.

Independence – это боевой корабль прибрежной зоны, способный разгоняться до 50 узлов (90 км/ч) и проводить боевые операции при пятибалльном волнении моря («неспокойное море», высота волны 2,5–4 м). Основной классовый конкурент тримарана – корабли класса Freedom, разработанные компанией Lockheed Martin. Последние имеют классическую компоновку. Что лучше – покажет время.

Самый большой из неавианесущих: «Пётр Великий»

Страна: Россия
Спущен на воду: 1996
Водоизмещение: 25 860 т
Длина: 250,1 м
Мощность полного хода: 140000 л.с.
Скорость полного хода: 32 узла
Экипаж: 635 чел.

Мощнейший на сегодня неавианесущий корабль – российский атомный крейсер «Петр Великий», относящийся к серии крейсеров проекта 1114 «Орлан» . Первый корабль этого проекта, тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) «Киров», был спущен на воду в 1977 году и передан флоту в 1980-м. Сегодня в строю лишь «Петр Великий», остальные три крейсера проходят модернизацию, а пятый ТАРК проекта («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») так и не был заложен из-за распада СССР.

«Петр Великий» предназначен для уничтожения авианосных групп противника; он был заложен в 1986 году и передан флоту в 1998-м. Его дальность плавания практически неограниченна, а крылатые ракеты П-700 «Гранит» способны поражать цель на расстоянии до 550 км. Энергетическая установка крейсера оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами.

Самый совершенный ракетный крейсер: ракетные крейсеры типа «Тикондерога»

Страна: США
Спущен на воду: 1980
Водоизмещение: 9750 т
Длина: 173 м
Мощность полного хода: 80000 л.с.
Скорость полного хода: 32,5 узла
Экипаж: 387 чел.

Крейсеры класса «Тикондерога» считаются наиболее опасными среди судов такого типа. Они спроектированы с учетом работы в условиях применения оружия массового поражения и способны вести бой при семибалльном волнении.

На «Тикондерогах» применяются две установки вертикального пуска по 61 ракетной ячейке каждая. Типовую их загрузку составляют 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». С 1981 по 1992 год на воду спущено 27 ракетных крейсеров этого класса, пять из них уже списаны; к 2029 году планируется полностью заменить класс «Тикондерога» новым поколением ракетных крейсеров.

Самый известный корабль второй мировой: линейный корабль «Бисмарк»

Страна: Германия
Спущен на воду: 1939
Водоизмещение: 50900 т
Длина: 251 м
Мощность полного хода: 150170 л.с.
Скорость полного хода: 30,1 узла
Экипаж: 2092 чел.

«Бисмарк» был одним из самых совершенных и мощных кораблей Второй мировой войны, головным кораблем класса «Бисмарк» (вторым линкором серии стал «Тирпиц»). Даже сегодня тип «Бисмарк» входит в тройку крупнейших линкоров всех времен, уступая лишь «Айове» и «Ямато», построенным несколько позже.

Мощное вооружение (в том числе восемь 380-мм пушек) позволяло «Бисмарку» противостоять любому кораблю подобного класса. Правда, первый же рейд нового линкора обернулся его гибелью: после того как «Бисмарк» потопил флагмана английского флота линкор «Худ», за немецким гигантом открыли целенаправленную охоту и уничтожили явно превосходящими силами.

Самый крупный линкор: линкор типа «Айова»

Страна: США
Спущен на воду: 1942
Водоизмещение: 45000 т
Длина: 270,43 м
Скорость полного хода: 33 узла
Экипаж: 2637 чел.

Американский линкор типа «Айова» – самый крупный надводный корабль в мире до эпохи постройки ударных авианосцев. Его создатели достигли максимального сочетания вооружения, мореходных качеств и средств защиты. Всего было построено четыре линкора этого типа: «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин». Вошли в боевой состав ВМС США в 1943 году, выведены из боевого состава в 1990-м.

Принимали участие во Второй мировой, в войнах в Корее и Вьетнаме, а после модернизации с установкой в дополнение к орудиям главного калибра (406 мм) противокорабельных комплексов «Гарпун» и крылатых ракет типа «Томагавк» наносили высокоточные удары по береговым объектам в ходе операции «Буря в пустыне».

Самый современный боевой корабль: Type 45 Daring
Страна: Великобритания
Спущен на воду: 2006
Водоизмещение: 8100 т
Длина: 152,4 м
Скорость полного хода: 29 и более узлов
Экипаж: 195 чел.

Самым современным и совершенным боевым кораблем в мире на сегодняшний день считается британский эскадренный миноносец типа 45 («Дэринг»). На данный момент в распоряжение британского флота поступили первые два «Дэринга» – Daring D32 и Dauntless D33.

Эти корабли предназначены в первую очередь для противовоздушной обороны в зоне действия флота, а системы корабля способны координировать действия прибрежной авиации. С другой стороны, дальность плавания свыше 5000 морских миль позволяет 45-му типу быть достаточно мобильной автономной платформой для размещения комплексов ПВО в любых точках планеты.

Самый первый серийный беспилотный: Protector

Страна: Израиль
Запущен в серию: 2007
Длина: 9 м
Скорость полного хода: 50 узлов
Вооружение: оружейная платформа typhoon weapon system с возможностью установки 7,62-мм пулемета, 12,7-мм пулемета или 40-мм гранатомета

В 2007 году израильская компания Rafael Advanced Defense Systems Ltd запустила в серийное производство беспилотный катер Protector («Защитник»), который стал первым беспилотным боевым плавсредством, поступившим на вооружение, причем не только в Израиле, но также в Сингапуре.

Рассматривается и вариант постановки его на вооружение в ВМС США. Основное назначение беспилотного катера – разведка и патрулирование прибрежных территорий, когда использование обычных средств опасно для личного состава.

Лучший корабль первой мировой: паротурбинный эскадренный миноносец «Новик»

Страна: Россия
Спущен на воду: 1913
Водоизмещение: 1260 т (1620 т после модернизации)
Длина: 102,43 м
Мощность полного хода: 42000 л.с.
Скорость полного хода: 37 узлов
Экипаж: 117 (168 после модернизации) чел.

Долгие годы эскадренный миноносец «Новик», спущенный на воду в 1913 году, считался лучшим в мире кораблем своего класса – самый быстроходным, неуязвимым, маневренным. 21 августа 1913 года (еще до официального представления публике) на мерной миле корабль достиг скорости 37,3 узла – на тот момент это являлось мировым рекордом.

Миноносец «Новик» изначально рассчитывался на несение 60 шаровых мин без компенсации веса, в то время как с его английских конкурентов, для того чтобы принять на борт такое количество, приходилось снимать кормовую пушку и кормовой двухтрубный торпедный аппарат.

Лучший тяжелый крейсер второй мировой: крейсеры класса «Тонэ»

Страна: Япония
Спущен на воду: 1937
Водоизмещение: 15443 т
Длина: 189,1 м
Мощность полного хода: 152000 л.с.
Скорость полного хода: 35 узлов
Экипаж: 874 чел.

Лучшими кораблями класса тяжелых крейсеров за всю историю считаются, как ни странно, не американские или английские разработки, а французский «Альжери» и японские крейсеры типа «Тонэ». Два крейсера этой серии («Тонэ» и «Чикума») вошли в строй в 1937 и 1938 году соответственно.

В сравнении с изначальным проектом (они планировались как легкие крейсеры) «Тонэ» были сильно перегружены, а команда жила в сильной тесноте, зато по уровню вооружения, броневой и противоторпедной защиты, мерам контрзатопления они не знали себе равных в мире.

На данный момент российский ВМФ опирается на четырех китов: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский флоты, а также на краснознаменную Каспийскую флотилию. По последним данным в них располагаются не только боевые надводные линкоры, но и числятся субмарины и около двухсот боевых единиц. Да, России есть чем гордиться, не зря ее флот считается одним из самых величественных на планете. Познакомьтесь с десяткой самых крупных кораблей ВМФ России.

Принадлежит Северному флоту Российской Федерации, несколько лет назад назван крупнейшим на планете ударным крейсером. И было за что: его длина больше 250 метров, а ширина – почти 30 метров! Основные технические показатели: два ядерных реактора (между прочим их можно спокойно эксплуатировать целых полстолетия); скорость до 31 узла. Команда, состоящая из тысячи человек можно спокойно уходить в независимое плавание сроком в шестьдесят дней. Вооружение «Петра Великого» впечатляет: артустановки с дальностью поражения больше двадцати километров, разнообразное ракетное вооружение, которое с легкостью может уничтожать цели в радиусе семисот километров. А еще на «Петре» имеется три вертолета. Именно поэтому атомный гигант является столь внушительным кораблем.


Этот гигантский крейсер с максимальным водоизмещением в 58,6 тысячи тонн также находится на Северном флоте России. На нем числятся двадцать самолетов и семнадцать вертолетов, и это не единственные летательные аппараты – всего их около пятидесяти. Авианосец прекрасно вооружен, что не может не восхищать: на нем ракетные комплексы «Кортик», «Гранит», «Кинжал», а также шестьдесят глубоководных бомб.


Некоторое время назад начали модернизировать этот крейсер, поэтому он на данный момент выбыл из строя, но все же нельзя о нем не рассказать в нашем ТОПе. И до этого атомный гигант славился своим ракетным оружием и артустановками, а после завершения обновлений руководством ВМФ было обещано приобрести множество современных устройств и комплексов. К 2018 году усовершенствования должны были завершить. С нетерпением ждем, чем поразит крейсер весь мир!


Исполин водоизмещением почти в 12 тысяч тонн известен своей мощью и разнообразным вооружением: у него шестнадцать пусковых установок, различные артустановки, зенитно-ракетные комплексы, противолодочное вооружение и вертолет.


Еще одна гордость Северного флота с внушающим ужас вооружением: множеством ракетных комплексов, в том числе «Кинжал», «Кортик», «Водопад» и «Удав», гидроакустическим комплексом, навигационными системами и собственной авиагруппой, состоящей из двух Ка-27. Этот противолодочный корабль отличается маневренностью и высокими огневыми показателями.


Второй по размерам и вооружению варяг после ГРК «Москва» принадлежит Черноморскому флоту. Он может развивать скорость до 33 узлов и отправляться в независимое плавание сроком до месяца. Его вооружение включает в себя две установки противолодочного комплекса «Метель», зенитно-ракетный комплекс «Шторм», вызывающую уважение суперартиллерию и торпедные аппараты, кстати, имеется и вертолет.


Каждая подлодка ВМФ отечества заслуживает нахождения в нашем ТОПе, тем более «Дмитрий Донской» – самая гигантская из всех, что делает ее одной из самых больших подлодок на планете. В течение четырех месяцев «Донской» может плавать в морских водах, полностью обеспечивая команду, состоящую из более 160 человек. На линкоре имеется ракетный комплекс «Булава» с шестью ядерными боеголовками.


Одна из мощнейших современных лодок Северного морского флота. Вооружена «Булавами», баллистическими ракетами (БРПЛ), боевым стартовым комплексом, множеством торпед, ракет и мин.


Еще один подводный гигант хоть и меньше предыдущих и не самый быстрый, но зато может погрузиться до 480 метров. «Владимир Мономах» вооружен торпедными аппаратами, ракетами, “Булавами” (всего их шестнадцать) и переносными зенитными комплексами.


Завершает наш список эскадренный миноносец, принадлежащий российскому Северному флоту. На вооружении гиганта числятся палубные артиллерийские установки и зенитная артиллерия, авиагруппа с вертолетом, ракетные комплексы, множество мин и ракет-торпед.

Все корабли нашего ТОПа служат ВМФ Российской Федерации, в скором будущем на воду спустят другие, современные корабли, столь же мощные, а иногда и более внушительные. Ждем с нетерпением новых гигантов, защищающих Россию.

В разное время эти гиганты наводили ужас на неприятеля. Но мир запомнит их не только как грозное орудие войны. Названия самых больших военных кораблей своего времени навсегда вписаны золотыми буквами в мировую историю.

7. Атомный крейсер проекта 1144 «Орлан»

страна: Россия
длина: 250 м
ширина: 28,5 м
водоизмещение: 25 860 т (полное)
экипаж: 1035 человек

«Петр Великий» – именно такое гордое имя носит единственный на сегодняшний день тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» (всего было построено четыре таких корабля). Проект 1144 во всех смыслах знаковый. Сейчас «Петр Великий» является крупнейшим военным кораблем в мире, не считая авианосцев. Но крейсер знаменит не только своими размерами. В открытом бою он превосходит любой неавианесущий корабль. Крылатые ракеты П-700 «Гранит» дальностью до 625 км несут угрозу даже авианосцам (хотя, если быть честными, и сам корабль из-за размеров представляет собой удобную мишень). Вскоре «Петр Великий» может получить новые гиперзвуковые ракеты «Циркон», став таким образом еще опасней.

«Петр Великий»

6. Универсальные десантные корабли типа «Америка»

страна: США
длина: 257,3 м
ширина: 32,3 м
водоизмещение: 45 700 тонн (полное)
экипаж: 1059 человек экипажа + десант

Универсальные десантные корабли, как можно догадаться, созданы для проведения операций по высадке десанта. Но американцы основательно расширили это определение. Новый УДК типа «Америка» это, по сути, мини-авианосец, который способен нести солидную авиационную группировку из 22 истребителей пятого поколения F-35B. Эти самолеты будут взлетать с палубы, используя укороченный разбег, а садиться они будут вертикально. Но есть и другие конфигурации: УДК может нести множество конвертопланов V-22, которые смогут доставить десант по воздуху намного быстрее, чем это сделают обычные вертолеты. Головной корабль серии USS America (LHA 6) ввели в состав флота США в 2014-м, а всего американцы хотят получить двенадцать таких кораблей. Они в перспективе сменят УДК типа «Уосп».

УДК типа «Америка»

5. Универсальные десантные корабли типа «Уосп»

страна: США
длина: 257,30 м
ширина: 42,67 м
водоизмещение: 40 532 тонны (полное)
экипаж: 1147 человек экипажа + десант

Вплоть до появления «Америки» корабли типа «Уосп» не имели конкурентов по своим размерам среди УДК. Они создавались специально для обеспечения транспортировки морем и высадки на необорудованное побережье экспедиционного батальона морской пехоты, численность которого может достигать почти 1900 человек. Поддержку десантникам могут оказать боевые самолеты с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B Harrier II (их число может достигать 20). А еще морпехи имеют в своем распоряжении ударные вертолеты AH-1W Super Cobra. В кормовой части «Уоспа» находится крупное помещение, где может находиться техника, используемая для десантных операций. Всего американский флот получил восемь таких кораблей.

УДК типа «Уосп»

4. Авианосцы типа «Клемансо»

страна: Бразилия
длина: 265,0 м
ширина: 51,2 м
водоизмещение: 32 780 т (полное)
экипаж: 1338 человек

По сути, авианосцы типа «Клемансо» создавались не в Бразилии, а во Франции, причем еще в 50-е. После появления гораздо более современного «Шарля де Голля» их сняли с вооружения, а один из кораблей был передан бразильскому флоту, где он продолжает нести службу по сей день. В Бразилии корабль получил имя «São Paulo». Даже в наши дни он остается достаточно грозной боевой единицей, которая может нести до 40 летательных аппаратов, включая пятнадцать французских палубных штурмовиков Super Étendard.

3. Авианосец «Шарль де Голль»

страна: Франция
длина: 261,5 м
ширина: 64,36 м
водоизмещение: 42 000 тонн (полное)
экипаж: 1200 человек

Это единственный атомный авианосец ВМС Франции: власти хотели заложить еще один, однако от этой идеи отказались, учитывая огромную стоимость боевого корабля. В любом случае перед нами крупнейший европейский авианосец. Основа мощи этого корабля – истребители поколения 4++ Rafale M. Всего же он может нести до 40 летательных аппаратов. По своему боевому потенциалу «Шарль де Голль» проигрывает американским авианосцам (они крупнее по размерам и могут нести большее число крылатых машин). Однако и «Шарль де Голль» тоже не раз доказывал свою боеспособность, в частности во время операции в Сирии. Британские авианосцы типа «Куин Элизабет» вскоре потеснят «Шарля де Голля»: когда они будут введены в эксплуатацию, то станут самым большими в Европе боевыми кораблями.

Авианосец «Шарль де Голль»

2. Авианесущие крейсера проекта 1143

(характеристики соответствуют ТАВКР «Адмирал Кузнецов»)
страна: Россия
длина: 306,45 м
ширина: 71,96 м
водоизмещение: 59 100 т (полное)
экипаж: 1980 человек

Уточним: под определением «проект 1143» скрывается несколько подтипов авианесущих кораблей. Четыре из них («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку») могли использовать штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. В дальнейшем на базе проекта 1143 был построен корабль проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов», а также еще два авианесущих крейсера («Варяг» и «Ульяновск»), получивших расширенную взлетную палубу и возможность использовать самолеты с обычным взлетом и посадкой, такие как Су-33. Судьба всех этих кораблей сложилась по-разному. «Адмирал Кузнецов» стал единственным российским авианосцем. А вот «Варяг» превратился в китайский «Ляонин». Корабль «Баку» прошел модернизацию и пополнил ряды ВМС Индии под именем «Викрамадитья». «Ульяновск» так и не был достроен, хотя концептуально был самым совершенным из всей серии: он имел паровую катапульту и в теории мог использовать самолеты ДРЛОиУ.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

1. Авианосцы типа «Нимиц»

страна: США
длина: 332,8 м
ширина: 78,4 м
водоизмещение: 106 300 тонн
экипаж: 5680 человек

Наконец, заслуженное первое место нашего рейтинга досталось американскому гиганту «Нимицу» – самому большому и самому мощному боевому кораблю из всех, которые эксплуатируются в настоящее время. На его борту могут разместиться без малого 90 летательных аппаратов! Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» может нести не больше 50 ЛА. В авиагруппу «Нимица» входят истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2C и другая авиатехника. Американцы ввели в строй десять таких кораблей: они активно использовались, в частности, во время кампаний в Ираке и Афганистане. Но «Нимиц» не вечен, и вскоре этот тип кораблей сменят другие авианосцы типа «Джеральд Р. Форд». Они будут столь же огромны, а кроме того, смогут нести истребители пятого поколения F-35C. В целом, «Форд» станет экономичней своего «старшего брата» при сохранении высоких боевых возможностей.

Авианосцы типа «Нимиц»