Забытые корабли Революции. «Забияка», эскадренный миноносец Корабль забияка

November 23rd, 2017

Здравствуйте уважаемые
Мы тут недавно с Вами вспоминали о символах Революции (ну, или октябрьского переворота- если Вам так угоднее),важнейшим и главным среди которых до сих пор является крейсер "Аврора". И это не совсем справедливо. Точнее-совсем несправедливо. Ибо никакого залпа (напомню - этим термином называется одновременный выстрел 2 и более орудий) канониры крейсера не давали, а произведенный холостой выстрел большого влияния на ход восстания не оказал.

Но главное, как то затерто и забыто то, что окромя "Авроры" в тот день в акватории Невы находилось еще 10 (!) боевых кораблей. К 19 часам 25 октября 1917 года по заранее составленной диспозиции между Николаевским мостом и до Морского канала заняли свои места: эскадренные миноносцы «Забияка» , «Самсон» , сторожевой корабль «Ястреб» , минные заградители «Амур» и «Хопер» , тральщики № 14 и № 15, учебное судно «Верный» , яхта «Зарница» , линейный корабль «Заря Свободы».
Почему же так случилось? Наверное, потому, что "Авроре" повезло, а вот другим кораблям-не очень.

Самым крупным и мощным кораблем этой революционной эскадры был линкор «Заря Свободы ». Переименован он так был только в мае 1917, а до этого носил гордое имя «Император Александр II». Спущен на воду он был 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889-го, а фактически — летом 1891 года. Это был эскадренный броненосец типа "Александр II".

Достаточно мощный корабль- главный калибр был представлен двумя 305-мм орудиями Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров и массой 51,43 т, установленных в барбетной установке в носовой части корабля. Средний калибр был представлен четырьмя 229-мм и восемью 152-мм орудиями.

Прославился продолжительнейшим 61 месячным зарубежным походом, но в реальном бою не был ни разу. 25 октября корабль перешёл в Петроград, чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа. На следующий год броненосец пошёл на слом. Не повезло....

Эскадренный миноносец «Забияка » прожил долгую и славную жизнь. По сути - эскадренный миноносец типа «Орфей». Спущен 23 октября 1914 года, вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии.


Сражался в Первую мировую (участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе), Финской и Великой отечественной войне (водил Северные конвои. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолёта).


В 1950 году переклассифицирован в учебное судно. Погиб в результате испытания ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года утонул.
Дважды менял название. С 31 декабря 1922 года именовался «Урицкий», с 6 марта 1951 года — «Реут».

Брат-близнец "Забияк" по наименованию "Самсон " был спущен на воду 23 мая 1916 года, вступил в строй 21 ноября 1916 года. Во время Первой мировой войны «Самсон» нёс дозорную и конвойную службы, осуществлял минные постановки на коммуникациях противника, обеспечивал и прикрывал минные постановки других сил флота в Балтийском море, принимал участие в Моонзундской операции.

В 1936 году совершил по Северному морскому пути переход во Владивосток, где был зачислен в состав Тихоокеанского флота. В августе 1938 года участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан и боевой деятельности подводных сил флота в период Великой Отечественной войны.

В 1951 году переоборудован в плавказарму, а в 1956 году передан для разделки на металл.
С 31 декабря 1922 года носил название «Сталин», с 17 декабря 1946 года снова стал «Самсон», а с 16 июня 1951 года ПКЗ-37

Учебное судно «Верный» спущено на воду 28 ноября 1895 года. Длина — 68, ширина — 12, осадка — 4 м. Водоизмещение — 1287 тонн. У корабля была одна паровая машина мощностью 612 л. с., четыре котла. Скорость хода — 11 узлов. Запас угля — 132 тонны. Дальность плавания полным ходом — 1300 миль, экономическим (8 узлов при трех действующих котлах) — 1900 миль.

Вооружение: восемь 75-мм орудий, два — 47-мм и два 37-мм орудия, пулемет. Радиостанция. Экипаж — 191 человек.
Судно использовалось для практической подготовки матросов и унтер-офицеров артиллерийской специальности.


После 1918 года и до 1928 года служило плавбазой для подводных лодок. За это время его дважды переименовывали. В 1923 году он стал «Петросоветом» по причине того, что над ним взял шефство Петроградский Совет. A когда Петроград переименовали в Ленинград, то и судно с 1 января 1925 года стало называться «Ленинградсоветом».

Затем использовалась для штурманской практики слушателей параллельных классов и курсантов военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Были и зарубежные походы.
Пережило войну, активно работая на оборону, а в 1949 году судно было разделано на металлолом

Яхта "Зарница" была спущена на воду в 1914 году. Длина — 39, ширина — 6, осадка — 3 м. Водоизмещение — 245 тонн. Паровая машина мощностью 375 л. с., один котел. Скорость хода — 10 узлов. Запас угля — 25 тонн. Дальность плавания около 500 миль. Вооружение: одно 45-мм орудие. Экипаж — около 30 человек. Забавно, что этот корабль часто путают с Яхтой Его Императорского Высочества Государя наследника и Великого Князя Михаила Александровича. Но это совсем другой корабль, пусть название и совпадает.

Весной 1918 года она участвовала в очень важной операции — разрушении форта Ино.
В 1921 году ее переделали в тральщик и переименовали в "Змея".
"Змей" честно работал весь довоенный период и героически погиб в районе пролива Соэла-Вяйн в Балтийском море к конце июля 1941 года подорвавшись на мине.

Сторожевой корабль "Ястреб " вступил в строй в 1900 г. По сути своей это пароход, и его первое наименование «Боре-II». Водоизмещение — 1150 т, длина — 57,9 м, ширина — 8,8 м, углубление — 4,9 м. Мощность машин — 1222 л. с. Скорость — 12 узлов. Дальность плавания — 1000 миль. Вооружение: 2 — 105-мм орудия. Экипаж — 60 чел.

Первоначально обслуживал туристско-экскурсионную линию между финскими портами Або и Ханко и столицей Швеции Стокгольмом. С началом 1 Мировой мобилизован в Балтийский флот.
В конце лета 1919 года «Ястреб» зачислили в Ледокольно-спасательный отряд. Зиму 1919/20 года он стоял в Петрограде под парами, отапливая несколько других судов. В кампании 1920 года использовался как база отряда. Затем работал как тральщик.
Некоторое время он находился в составе Балтийского пароходства, а затем был передан в Черноморско-Азовское пароходство для коммерческого использования. Так переход «Ястреба» с Балтики на Черное море был первым рейсом советского судна вокруг Европы.


После пограничная служба, работа во Вторую мировую, а затем опять демобилизация-и приписка к Мурманскому государственному пароходству. Пароход-ветеран еще полтора десятка лет трудился на нелегких морских путях Севера. Вот такой вот славный путь.
Несколько раз переименовывался. Соответственно «Ястреб» — «16 октября» — «Ястреб» — «ПС-49» — «Ястреб».

Минный заградитель «Амур» был спущен на воду в 1907 году. Длина — 98, ширина — 14, осадка — 5 м. Водоизмещение — 3600 тонн. Две паровые машины общей мощностью 5306 л. с., двенадцать котлов. Скорость хода — 17 узлов. Запас угля — 670 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1600 миль, экономическим (12 узлов при восьми действующих котлах) — 3200 миль. Вооружение: девять 120-мм орудий, четыре пулемета, 323 мины. Радиостанция. Экипаж 322 человека.

Это судно строили именно как минный заградитель, а не переделывали его с гражданских, поэтому и получил он свое название в память о другом военном корабле -минном заградителе «Амур», совершившем немало славных дел во время обороны Порт-Артура и погибшем там в 1904 году.
Во время Первой мировой войны «Амур» принимал участие в большом количестве минно-заградительных операций. Особенно памятна операция в районе острова Борнхольм. В результате минирования здесь погибли, подорвавшись на минах, немецкие пароходы «Кенигсберг» и «Бавария», тральщики «Т-47» и «Т-51».

В 1923 году его чуть не списали - уж очень в плохом состоянии он был, без присмотра почти 3 года. Но энтузиасты и любители корабля смогли отстоять и восстановить его. Снова вошел в состав флота и стал боевым кораблем.
Его затопили в Таллине в 1931 году, посчитав возврат в Кронштадт нецелесообрзным.

Минный заградитель " Хопер" первоначально звался пароход «Константин». Он был спущен на воду в 1866 году. 25 августа 1915 года мобилизован в Балтийский флот в качестве посыльного судна. Длина — 65, ширина — 9, осадка — 3 м. Водоизмещение — 1100 тонн. Две паровые машины общей мощностью 710 л. с. Скорость хода — 10,5 узла. Запас угля — 57 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1100 миль, экономическим (9,5 узла) — 1300 миль. Вооружение: два 47-мм орудия, два 37-м орудия. Радиостанция. Экипаж — 75 человек.

В начале 20 века пароход принадлежал Балтийской конторе Восточно-Азиатского пароходства и был приписан к порту Рига. Обслуживал он грузопассажирские линии между портами Латвии и Эстонии. Перед началом первой мировой войны «Константин» в основном ходил между Ригой и Аренсбургом (Кингисепп), но иногда совершал рейсы и в заграничные порты.
В 1920 году был переименован в "Триангулятор" и окончательно списан в 1924

Тральщик № 14 известен первоначально как буксир «Лебедянь». Он спущен на воду в 1895 году. 3 июня 1915 года мобилизован в Балтийский флот, переименован в тральщик № 14. Длина — 38, ширина — 6, осадка — 2 м. Водоизмещение — 140 тонн. Две паровые машины общей мощностью 477 л. с., два котла. Скорость хода — 10 узлов. Запас нефти — 40 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1680 миль. Вооружение: одно 45-мм орудие, два пулемета. Экипаж — 34 человека.

Буксир «Лебедянь» построен в Гельсингфорсе по заказу частных лиц. Затем его провели на Волгу по Мариинской речной системе. Он работал в ее нижнем течении, иногда выходя в Каспийское море. В ходе первой мировой войны буксир был мобилизован и зачислен в списки Балтийского флота как тральщик № 14. В 1915-1917 гг. он участвовал в боевых действиях: тралил мины, ставил их. В мае 1916 года, например, он ставил мины на передовой минно-артиллерийской позиции.

После революции его переименовали в "Фугас", а в 1924 году списали.

Очень похож был на предыдущий корабль и Тральщик № 15 , который первоначально назывался буксир «Вольск». Он был спущен на воду в 1895 году. 3 июня 1915 года мобилизован в Балтийский флот, переименован в тральщик № 15. Длина — 39, ширина — 6, осадка — 2 м. Водоизмещение — 135 тонн. Три машины общей мощностью 450 л. с., два котла. Скорость хода — 13 узлов. Запас нефти — 60 тонн. Дальность плавания — 1800 миль. Вооружение: одно 47-мм орудие, один пулемет. Экипаж — 35 человек.

«Вольск» строился в Выборге по заказу Восточного общества товарных складов. Также как «Лебедянь» был переведен по Мариинской системе на Волгу. Так же, как и «Лебедянь», он работал в нижнем течении реки.
Списали его окончательно в 1928 году.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.

Г. Левченко. «Урицкий»

Г. ЛЕВЧЕНКО,
адмирал

И ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО ПАРТИЯ БЫЛА НА СТРАЖЕ, ЧТО ПАРТИЯ БЫЛА СТРОЖАЙШЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАНА, И ПОТОМУ, ЧТО АВТОРИТЕТ ПАРТИИ ОБЪЕДИНЯЛ ВСЕ ВЕДОМСТВА И УЧРЕЖДЕНИЯ. И ПО ЛОЗУНГУ. КОТОРЫЙ БЫЛ ДАН ЦК, КАК ОДИН ЧЕЛОВЕК ШЛИ ДЕСЯТКИ, СОТНИ, тысячи И В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ МИЛЛИОНЫ. И ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО НЕСЛЫХАННЫЕ ЖЕРТВЫ БЫЛИ ПРИНЕСЕНЫ. - ТОЛЬКО ПОЭТОМУ ЧУДО, КОТОРОЕ ПРОИЗОШЛО, МОГЛО ПРОИЗОЙТИ. ТОЛЬКО ПОЭТОМУ, НЕСМОТРЯ НА ДВУКРАТНЫЙ, ТРЕХКРАТНЫЙ И ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЙ ПОХОД ИМПЕРИАЛИСТОВ АНТАНТЫ И ИМПЕРИАЛИСТОВ ВСЕГО МИРА. МЫ ОКАЗАЛИСЬ В СОСТОЯНИИ ПОБЕДИТЬ. В. И. Ленин.

Мой рассказ о славном «Забияке», который вместе с другими революционными кораблями Балтийского флота по приказу главного адмирала - партии большевиков пришел в Петроград на защиту революции.

Я служил на этом эскадренном миноносце артиллерийским унтер-офицером.

«Забияка» был тогда одним из новейших русских эсминцев. Свое задорное название корабль получил по наследству. Все эсминцы типа «Новик», к которому принадлежал и он, именовались в честь морских побед русского флота и в память о кораблях, прославившихся в этих сражениях: «Гренгам», «Гогланд», «Азард», «Гавриил»,


«Забияка». Корабль был спущен на воду 5 ноября 1914 года, а через год вступил в строй.

Весть о Февральской революции 1917 года большая часть команды нашего эсминца, стоявшего тогда в Ревеле (Таллине), встретила восторженно. Был избран судовой комитет. Председателем его стал матрос-большевик котельный машинист Заикин, секретарем избрали меня. До призыва на флот Заикин работал на заводе Леснера, был тесно связан с питерскими рабочими, прошел хорошую революционную закалку. Росло влияние большевиков в команде эсминца, и в канун Октября «Забияка», как и большинство кораблей Балтики, был готов по первому зову партии выступить за власть Советов. Дл я команды корабля 1917 год был годом возмужания.

Как и на других кораблях, жизнь на «Забияке» в это время бурлила. Мы были против продолжения войны.

Но когда флот кайзеровской Германии стал угрожать Петрограду - центру революционного движения в России, команда единогласно решила драться с врагом.

«Забияка» принял участие в решающем бою 14 октября 1917 года вместе с «Громом», «Победителем», «Константином» и двумя канонерскими лодками. Мы выдержали неравный бой с германскими линкорами и 17-ю эсминцами. «Гром» геройски погиб в этом бою, повторив бессмертный подвиг «Стерегущего». Наш эсминец получил повреждения, потерял 4 матроса убитыми и 5 ранеными. Но метким огнем своих орудий мы вывели из строя вражеский эсминец...

24 октября около 10 часов вечера к нам прибыл председатель Центробалта П. Е. Дыбенко и сообщил, что срочно нужно отправить в Петроград в распоряжение Военно-революционного комитета три эскадренных миноносца, в том числе и «Забияку», для участия в вооруженном восстании. Несмотря на поздний час, судовой комитет созвал общее собрание команды миноносца, на котором было принято решение идти в Петроград. 25 октября утром в строю других кораблей мы взяли курс к Петрограду. Матросы «Забияки», которые только недавно геройски сражались с германским флотом в Моонзунде, готовились к новым предстоящим боям.

Эскадренные миноносцы «Самсон» и «Забияка» явились значительным пополнением революционных сил. На их мачтах развевались красные полотнища с надписями: «Вся власть Советам!», «Долой министров-капиталистов!» Восставший пролетариат и гарнизон Петрограда с восторгом встретили приход кораблей. С берега раздавались дружные приветствия и крики «ура». На набережных происходили митинги матросов, солдат и рабочих.

Председатель комитета корабля Заикин ушел на берег за дальнейшими распоряжениями, поручив мне привести корабль в полную боевую готовность и выделить отряд матросов на случай отправки на берег. Были подготовлены к бою орудия и другие средства миноносца, команде розданы винтовки.

Вскоре на корабль возвратился Заикин в сопровождении нескольких гражданских. После короткого совещания распределили обязанности. Мне поручили возглавить группу в 30 человек, присоединиться ко 2-му Балтийскому экипажу и следовать вместе с ним к Зимнему. Мы выступили.

Прозвучал орудийный выстрел с «Авроры». Мы двигались на Дворцовую площадь. Вместе с революционными рабочими Петрограда и с нашими братьями-солдатами ринулись на штурм Зимнего дворца.

Революция победила, но победу надо было отстоять. Когда вспыхнул контрреволюционный мятеж Керенского - Краснова, «Забияка» вместе с другими кораблями перешел вверх по Неве, к селу Рыбацкому. Расположенное вблизи железнодорожной станции, оно оказалось в зоне обстрела нашей корабельной артиллерии. Путь к Петрограду контрреволюционным частям по Северной дороге был отрезан огнем эсминцев...

После окончания гражданской войны наш «Забияка» одним из первых вошел в строй Красного Балтийского флота. Но теперь он уже назывался «Урицкий» - в памят ь о пламенном революционере, зверски убитом эсерами в Петрограде в 1918 году. Началась другая жизнь эсминца, и служило на нем новое, молодое поколение моряков. «Урицкий» участвовал в первых больших походах Балтийского флота.

В июне 1925 года он ходил в Кильскую бухту. В следующем году эсминец вместе с другими кораблями нанес визит в Хельсинки и Таллин.

В 1933 году, когда создавался Северный флот, «Урицкий» вместе с другими боевыми кораблями по Беломорско-Балтийскому каналу пришел на Север. Здесь он нес боевую вахту по охране наших северных морских границ. Экипаж «Урицкого» высоко держа л и преумножал славные революционные и боевые традиции матросов «Забияки». Достаточно сказать, что на протяжении ряда лет команда «Урицкого» держала первенство по боевой подготовке. В 1936 году эсминец носил на своих трубах пять звезд - символ высокого мастерства пяти боевых частей на корабле. «Урицкий» участвовал в выполнении ряда специальных правительственных заданий, за что несколько наиболее отличившихся офицеров были награждены орденами.

В годы Великой Отечественной войны «Урицкий» с первого и до последнего дня оставался в боевом строю. Храбро сражался с фашистскими захватчиками его экипаж.

Овеянный славой эсминец вместе с другими нашими славными боевыми кораблями совершал смелые налеты на позиции засевших в скалах гитлеровцев, на их батареи, командные пункты, участвовал в конвоях, охраняя транспорты с боеприпасами и оружием, шедшие в наши порты. Он прошел тысячи огненных миль, вступал в бесстрашные схватки с вражескими самолетами и подводными лодками. «Урицкий» с честью выдержал все испытания. Он прожил долгий век как верный боец революции, идущий через годы и моря неизменным курсом - курсом «Авроры».

Океан. Выпуск тринадцатый Баранов Юрий Александрович

«Забияка», эскадренный миноносец.

«Забияка», эскадренный миноносец.

Эсминец пришел из Гельсингфорса (ныне г. Хельсинки в Финляндии) в Петроград за два часа до штурма Зимнего. Он высадил на набережную Невы десант - 135 вооруженных матросов. По предложению большевиков был сформирован отряд из команды корабля, командиром назначили Г. И. Левченко, будущего заместителя наркома ВМФ СССР.

Отряд с «Забияки» одним из первых ворвался в Зимний дворец.

1 ноября по приказу Военно-морского революционного комитета поднялся вверх по Неве и стал у с. Рыбацкого для охраны подъездных путей к столице.

В 1919 году матросы «Забияки» участвовали в обороне Петрограда от белогвардейских полчищ генерала Юденича.

В декабре 1922 года в память пламенного революционерам. С. Урицкого, убитого эсерами в Петрограде в 1918 году, корабль получил имя «Урицкий».

В августе 1933 года эсминец совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север. В период Великой Отечественной войны прошел, участвуя в боях, около 70 тысяч миль, отконвоировал 370 транспортов, отбил 115 атак авиации и подводных лодок.

В одном из походов на нем побывал и ветеран корабля адмирал Гордей Иванович Левченко.

Вступил в строй в 1915 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

ЮРИЙ ДАНИЛОВИЧ Забияка Великому князю Юрию Даниловичу, с легкой руки писателя Дмитрия Балашова, досталась репутация правителя-сорвиголовы, авантюриста, дикого честолюбца без тени нравственности. Репутация, по большей части, ложная. В действительности это был умный и

Из книги Океан. Выпуск тринадцатый автора Баранов Юрий Александрович

«Самсон», эскадренный миноносец. В октябрьские дни семнадцатого года корабль стоял в Гельсингфорсе на ремонте. Вечером 24 октября на «Самсон» поступило распоряжение Центробалта: идти в столицу на помощь Петроградскому Совету. Офицеры запротестовали: механизмы

Из книги автора

«Деятельный», миноносец. «Миноносцы должны войти в Неву около села Рыбацкого, - отстукивал телеграф слова Предсовнаркома В. И. Ленина в Гельсингфорс, где находился Центробалт, - чтобы защищать Николаевскую дорогу и все подступы к ней».Военно-морской революционный

В 1930 году «Амур» стал учебным кораблем ленинградских осоавиахимовцев. На его борту приобщались к военно-морскому делу будущие Герои Советского Союза командир подводной лодки Евгений Осипов, командир катера-тральщика Иван Ларин, летчик-торпедоносец Николай Афанасьев.

Перед войной «Амур» снова был призван на флот, стал плавучей базой катеров. Затоплен 28 августа 1941 года, чтобы закрыть доступ гитлеровским кораблям в таллинскую гавань.

Вступил в строй в 1909 г. Водоизмещение - 2926 т, длина - 91,4 м, ширина - 14,0 м, углубление - 4,4 м. Мощность машин - 5000 л. с. Скорость - 17 узлов. Дальность плавания - 3200 миль. Вооружение: 5 - 120-мм, 2 - 75-мм орудия, 8 пулеметов, 324 мины. Экипаж - 322 чел.

«Забияка», эскадренный миноносец.

Эсминец пришел из Гельсингфорса (ныне г. Хельсинки в Финляндии) в Петроград за два часа до штурма Зимнего. Он высадил на набережную Невы десант - 135 вооруженных матросов. По предложению большевиков был сформирован отряд из команды корабля, командиром назначили Г. И. Левченко, будущего заместителя наркома ВМФ СССР.

Отряд с «Забияки» одним из первых ворвался в Зимний дворец.

1 ноября по приказу Военно-морского революционного комитета поднялся вверх по Неве и стал у с. Рыбацкого для охраны подъездных путей к столице.

В 1919 году матросы «Забияки» участвовали в обороне Петрограда от белогвардейских полчищ генерала Юденича.

В декабре 1922 года в память пламенного революционерам. С. Урицкого, убитого эсерами в Петрограде в 1918 году, корабль получил имя «Урицкий».

В августе 1933 года эсминец совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север. В период Великой Отечественной войны прошел, участвуя в боях, около 70 тысяч миль, отконвоировал 370 транспортов, отбил 115 атак авиации и подводных лодок.

В одном из походов на нем побывал и ветеран корабля адмирал Гордей Иванович Левченко.

Вступил в строй в 1915 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

«Самсон», эскадренный миноносец.

В октябрьские дни семнадцатого года корабль стоял в Гельсингфорсе на ремонте. Вечером 24 октября на «Самсон» поступило распоряжение Центробалта: идти в столицу на помощь Петроградскому Совету. Офицеры запротестовали: механизмы разобраны, эсминец не готов к плаванию.

- «Самсон» выполнит свой долг перед революцией! - заявил судовой комитет.

За ночь матросы сделали то, что офицеры считали невозможным: ввели машины в строй. На борт «Самсона» поднялись 130 вооруженных десантников, корабль взял курс на Питер. Между мачтами колыхалось полотнище «Вся власть Советам!».

Войдя в Неву, эсминец нацелил орудия на Зимний. Десантники и часть команды направились на помощь революционным войскам. А трое матросов во главе с большевиком Георгием Борисовым пошли в Смольный. Они передали президиуму II Всероссийского съезда Советов письмо Центробалта. От имени ста тысяч моряков Центробалт заявлял, что Балтийский флот «поддержит борьбу съезда за власть всеми своими вооруженными силами».

Среди участников штурма Зимнего был матрос с «Самсона» Василий Купревич, впоследствии выдающийся советский ботаник, академик и президент Академии наук Белорусской ССР, Герой Социалистического Труда.

После гражданской войны эсминец получил имя «Сталин». В 1936 году совершил переход Северным морским путем во Владивосток. В 1945 году участвовал в войне с империалистической Японией.

Вступил в строй в 1916 г. Водоизмещение - 1260 т, длина - 98,0 м, ширина - 9,3 м, углубление - 3,0 м. Мощность машин - 30 000 л. с. Скорость - 35 узлов. Дальность плавания - 2800 миль. Вооружение: 4 - 102-мм, 1 - 40-мм зенитное орудие, 2 пулемета, 3 трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж - 150 чел.

«Верный», учебный корабль.

«В Петрограде восстание, - сообщили из Кронштадтского Совета на учебный корабль «Верный», стоявший в Биорке, что южнее Выборга. - Предлагается срочно выйти в столицу, поддержать рабочих…»

На борт корабля поднялись две роты матросов учебно-артиллерийского отряда. 25 октября в 12 часов 20 минут «Верный» направился в Питер. Контрреволюционно настроенный командир корабля и несколько эсеров пытались под разными предлогами задержать «Верный» в пути, но матросы, руководимые большевиком Федором Кузнецовым-Ломакиным, сломили сопротивление врагов революции. В 20 часов 15 минут «Верный» вошел в Неву и стал у набережной Васильевского острова. Десант матросов корабля штурмовал Зимний.

В 1924 году корабль переименован в «Ленинградсовет». Многие годы на корабле проходили практику курсанты военно-морских училищ.

В период Великой Отечественной войны защищал Таллин, участвовал в героической обороне Ленинграда.

Вступил в строй в 1896 г. Водоизмещение - 1287 т, длина - 62,3 м, ширина - 11,0 м, углубление - 4,4 м. Мощность машин - 612 л. с. Скорость - 11,1 узла. Дальность плавания - 1900 миль. Вооружение: 4 - 75-мм, 2 - 47-мм, 2 - 37-мм орудия, 1 торпедный аппарат. Экипаж - 191 чел.

«Зарница», яхта.

В 1917 году ее экипаж дважды выполнял революционные задания в Петрограде. 4 июля корабль вошел в состав флотилии транспортов и катеров, на которых кронштадтские матросы прибыли в столицу для участия в демонстрации рабочих и солдат, проходившей под лозунгом «Вся власть Советам!».

25 октября «Зарница» пришла в Петроград с десантом вооруженных моряков. Высадив его на берег, яхта превратилась в госпитальное судно: на ней находилось более полусотни врачей и санитаров из Кронштадтского морского госпиталя и фельдшерской школы для оказания помощи раненым участникам вооруженного восстания. На мачте яхты был поднят флаг Красного Креста.

После взятия Зимнего дворца отряд моряков «Зарницы» охранял дворец и находившиеся в нем художественные ценности. На ее борт перешел штаб морских частей Кронштадта, действовавших в Петрограде.

Яхта участвовала в гражданской войне.

В 1921 году переоборудована в тральщик. Очищая голубые дороги для торгового флота, корабль (ему присвоили новое имя - «Змей») уничтожил множество мин, поставленных интервентами в Финском заливе.

В начале Великой Отечественной войны «Змей» тралил вражеские минные заграждения. Героически погиб в конце июля 1941 года, подорвавшись на мине при выполнении боевого задания командования.

Вступил в строй в 1914 г. Водоизмещение - 245 т, длина - 39 м, ширина - 6 м, углубление - 3 м. Мощность машин - 375 л. с. Скорость - 10 узлов. Дальность плавания - 500 миль. Вооружение: 1 - 45-мм орудие. Экипаж - 30 чел.

Тральщики № 14 и № 15.

«Окружить и отрезать Питер, взять его комбинированной атакой флота, рабочих и войска… - такова задача, требующая искусства и тройной смелости», - писал В. И. Ленин осенью 1917 года.

Ленинское указание выполняли многие корабли Балтийского флота разных классов. И среди них тральщики № 14 и № 15. В прошлом это были волжские буксиры «Лебедянь» и «Вольск», водившие караваны по реке и Каспию. В 1915 году в один день их призвали на военную службу, перевели на Балтику, вооружили артиллерией и тралами, дали бортовые номера.

Двум тральщикам срочно перейти в Петроград, - сказал ему Павел Дыбенко. - Быть в боевой готовности.

Узнав о предстоящем походе в столицу, механик «Четырнадцатого» сбежал. Его место занял матрос машинист Сорокин. 24 октября оба корабля были в Неве. В ночь на 25 октября «Пятнадцатый» сопровождал крейсер «Аврору» в его переходе от Франко-русского завода до Николаевского моста.

С.-Пб.: Издатель М.А. Леонов, 2008. - 100 с.: илл.

Корабли и сражения

Санкт-Петербург 2008 г.

ISBN 978-5-902236-18-5

На 1-й - 4-й стр. обложки: клипер «Забияка» в различные периоды службы.

Текст: 1-я стр. Клипер «Забияка». С рисунка В. Игнациуса из альбома «Русский флот». Издание великого князя Александра Михайловича. С.-Пб., 1892 г.

Тех. редактор Ю.В. Родионов

Лит. редактор С.В. Смирнова

Корректор Н.В. Евсеева

Проектирование

Крейсер №4, вступивший в строй российского Императорского флота под названием «Забияка», своим рождением был обязан нежелательному для Англии ходу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эта война стала причиной последовавшей вскоре цепочки важных событий и привела в конце концов к заказу ряда истребителей английских коммерческих судов в странах, враждебных в то время Англии, -в Америке и Германии.

Навязанный России Сан-Стефанский мирный договор (19 февраля 1878 г.) подвиг Морское министерство реанимировать разработанные с 1863 года варианты крейсерской войны с британской торговлей. Теперь был выработан конкретный план с разбивкой Атлантического, Индийского и Тихого океанов на сектора патрулирования каждым крейсером, с судами снабжения в отдалённых уголках мирового океана; словом, немецкая морская стратегия в обеих мировых войнах была изобретена не в Германии.

План предполагал осуществление дальней блокады эскадрой, состоящей из 15 крейсеров. Фрегат «Князь Пожарский», корвет «Аскольд» и семь клиперов типа «Джигит» либо уже находились в составе флота, либо вступали в строй. Остальные корабли и, в частности, крейсера №1, №2, №3 и №4 требовалось построить.

Удивительное дело: директива ставила задачи ещё не построенным крейсерам. Для №4, например, были зарезервированы следующие районы и задачи блокады: остров Ньюфаундленд и берега Канады, а также Вест-Индия. В первом случае он должен был преследовать суда, идущие в Англию с морепродуктами, во втором: препятствовать поставкам хлопка.

Морское министерство принялось изыскивать возможности покупки кораблей за границей. 11 апреля 1878 г. учреждается Комитет по устройству Добровольного флота и открывается подписка на сбор пожертвований. Первыми результатами его деятельности стали купленные в Гамбурге три быстроходных парохода: «Россия», «Москва» и «Петербург».

Несколько ранее была создана комиссия по изучению возможности приобретения судов в Североамериканских соединённых штатах (САСШ). В итоге, 27 марта 1878 г. Император Александр 11 распорядился немедленно отрядить в САСШ экспедиционную партию под командованием капитан-лейтенанта К.К. Гриппенберга. Руководство всем предприятием было возложено на адъютанта генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича капитан- лейтенанта Л.П. Семечкина.

Казённые средства выделялись щедрые: 3 млн. долларов, из которых на 1,8 млн. разрешалось приобрести и переоборудовать три парохода, плюс к этому 0,7 млн. на обеспечение «сговорчивости» продавцов. Обстановка секретности в конце концов вызвала нездоровый интерес у англоязычной прессы и среди морских кругов потенциального врага.

16 апреля зафрахтованный германский лайнер «Цимбрия» доставил в безлюдное местечко Сауз-Уэст Харбор (штат Мэн) по-военному дисциплинированных русских пассажиров (66 офицеров и 606 матросов). 26 апреля на французском трансатлантике прибыли Л.П. Семечкин, лейтенанты А.Р. Родионов и А.М. Хотинский и поручик Корпуса корабельных инженеров Н.Е. Кутейников. Активная деятельность началась сразу же по прибытии руководителя.

Уже спустя три дня, следуя наиболее убедительным в САСШ путём: дача взяток должностным лицам, им удалось за 400 тыс. долларов перекупить строившийся за 365 тыс. долл. на верфи «В. Крамп энд санз» в Филадельфии железный пароход «Стейт оф Калифорния» (крейсер № 1, позднее «Европа»). Следующие суда были куплены в течение двух ближайших недель.

Из числа претендентов, обслуживавших срочное сообщение Нью- Й орк-Гавана, были выбраны два парохода. Один, «Колумбус», выстроенный у Крампа в 1873 г. и с 1874 г. перевозивший сахар, кофе и т.д., был куплен у торгового дома «В.П.Клайд и К°» в Филадельфии за 275 тыс. долларов; другой, «Саратога», - у торгового дома «Д.Е.Уорд и К°» за 335 тыс. долларов. Оба судна считались одними из лучших по ходовым и мореходным качествам на линии. «Колумбус» получил обозначение «Крейсер №2». 29 мая 1878 г. номерным крейсерам присвоили имена: №2 назвали «Азия», «Саратога» же- «Крейсер №3»- стала «Африкой».

Таким образом, стоимость трёх пароходов без переделок составила 1010 тыс. долл., другие источники говорят вообще о сумме в 860 тыс. долларов. Собственно переоборудование обошлось русской казне в 966318 долларов 72 цента («Европа» - 269 тыс. 81,43 долл., «Азия» - 372 тыс.237,29 долл., «Африка» - 325 тыс. долл.).

Общие расходы на первые три крейсера, таким образом, составили 1.826,3 тыс. долларов. Проектные работы над четвёртым кораблём ведут свой отсчёт от первых чисел июня 1878 г., когда Семечкину ещё не было известно об итоговом превышении лимита выделенных средств. Так что история «Забияки» началась исключительно благодаря инициативе Л.П. Семечкина. Перерасход по завершении работ на первых трёх крейсерах выяснился, но №4 был уже спущен на воду.

Абстрагируясь от чисто рейдерских задач, крейсер №4, по мысли лейтенантов А.К. Гриппенберга- младшего (младшего брата К.К. Гриппенберга) и А.Р. Родионова, должен был нести функции эскадренного разведчика и посыльного судна, а в мирное время выполнять роль стационера.

Будущий корабль, таким образом, должен быть быстроходным (под парами не менее 15 узлов, под парусами - 13 уз), иметь незначительное водоизмещение (меньшее в 2-2,5 раза против предыдущих крейсеров) и осадку при том же крупном калибре вооружения (152- и 107-мм, боезапас 250 выстрелов на ствол) и максимально допустимом запасе угля и наиболее экономичные котлы. Экипаж не должен быть чрезмерным - не свыше 100 человек, особо оговаривались удобства: с «настоящим морским комфортом».

Вполне понятно, что Семечкин не нашёл на американских стапелях судно, отвечающее таким противоречивым тактико-техническим условиям, поэтому техническое задание было решено разослать на верфи Филадельфии (В. Крамп), Бостона и Нью- Йорка (В. Уэбб и Полион) для заказа корабля. По результатам конкурса русская сторона смогла уточнить его размеры, основные характеристики, сроки постройки и цены. С болезнью и кончиной 24 июня 1878 г. А.К. Гриппенберга-младшего работы по проектированию, а в дальнейшем и наблюдению за постройкой были возложены на капитан-лейтенанта Л.Н. Ломена.

Американцы предложили в целом схожие проекты. Это должен быть корабль с железным корпусом, водоизмещением, не превышающим 1200 т, длиной около 70, шириной 9,1 м. Вертикальная паровая машина системы компаунд будет работать на неподъёмный, четырёхлопастной гребной винт. Котлы с рабочим давлением 5,6 атм. позволят достичь частоты вращения 100 об/мин. В помощь машине предусматривался рангоут и паруса; запасы угля на 15 суток полного хода, провизия на четыре месяца. Несмотря на заявленную бостонской верфью скорость - 15,5 уз, наивысшую среди всех претендентов, и наинизшую цену - 250 тыс. долл., предпочтение было отдано Крампу, так как крейсера №1, 2 и 3 переоборудовались здесь же.

Эскизный проект Крампа имел водоизмещение 1202 т, длину между перпендикулярами 69,5 м, наибольшую ширину 9,144 м, среднюю осадку без учёта наружного деревянного киля 3,66 м. Паровая машина с вертикально-опрокинутыми цилиндрами системы компаунд при естественной тяге в ходе 48-часовых испытаний должна была обеспечить скорость хода не менее 13,5 узлов. Предусматривался и двухчасовой пробег с форсированной тягой, скорость при этом проектировалась 15 уз. Расход угля в любом случае не должен был превышать 23 т/сут.