Как интересно читать лекции. Как построить новую лекцию: советы профессионалов

1. Личность лектора

1. Личность человека иногда играет значительно большую роль его деловых успехах, чем глубокие знания.

2. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что Вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.

3. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что Вы рады находиться перед ними. «Подобное рождает подобное...»

4. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.

5. Не стойте на возвышении, а опуститесь на один уровень с ними.

Сделайте Ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.

6. Позаботьтесь о том, чтобы воздух в зале был свежим.

7. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал Вам прямо в лицо, и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.

8. Не становитесь за каким-либо предметами мебели.

2. Как начать лекцию

1. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, т. к. в этот момент ум слушателя свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

2. Покажите, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

3. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что Вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным.


3. Как закончить лекцию

Тщательно подготовьте концовку Вашей речи заранее. Прорепетируйте ее. Знайте, почти слово в слово, как Вы собираетесь закончить свое выступление. Не оставляйте незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Семь вариантов концовок:

Резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые Вы затрагивали в своем выступлении;

Призвать к действию;

Сделать слушателям подходящий комплимент;

Вызвать смех;

Процитировать подходящие поэтические строки;

Использовать цитату из Библии;

Создать кульминацию.

3. Подготовьте хорошее начало и хороший конец выступления и сделайте гак, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого. Помните: «После пика популярности очень скоро наступает пресыщение»

4. Как сделать ясным смысл Вашего выступления и заинтересовать слушателя

1. Очень важно, но и очень трудно быть ясным.

2. Делать незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Если вы хотите дать ясное представление о величине России, то на надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите страны, которые можно было бы поместить на ее территории.

3. Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией. Излагайте свои мысли настолько простым языком, чтобы они были понятны каждому.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, применяйте экспонаты, картинки, иллюстрации.

5. Будьте определенными. Не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «фокстерьера с черным пятном под правым глазом».

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводите их конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. Достаточно одного-двух разделов большой темы.

8. Заканчивайте свое выступление кратким резюме высказанных Вами положений.

9. Слушателя интересуют необычные факты об обычных вещах.

10. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрированное их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.

11. Насыщайте Вашу речь фразами, создающими образы, а также словами, которые вызывают перед Вашими глазами целую вереницу картин.

5.Как улучшить свой слог.

1. У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим Необходимая часть образования - точное и изысканное употребление родного языка.

2. Ваша манера речи в значительной мере отражает Вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию.

3. Читайте со словарем. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы Вы могли запечатлеть их в своей памяти.

4. Изучайте происхождение слов, которые Вы употребляете.

5. Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей. Используйте синонимы.


6. Как развить уверенность в себе.

1.Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя

потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хороню подготовленная речь - это на 9/10 произнесенная речь.

1. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.

2. Речь должна вызреть. Выберите тему на начале недели, обдумайте ее в свободное время , вынашивайте ее, не забывайте о ней на днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли

И примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в различное время - когда Вы принимаете ванну, едите в центр города, когда Вы ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.

3. После того, как Вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему.

4. Наполеон говорил, что «искусство войны - это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем военные действия. Оратор, который не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.

7. Методы оптимизации лекции.

1. Представление информации.

Объявление темы

Обоснование темы

Постановка целей

Сообщение плана лекции

Изложение материала лекции

Подчеркивание связи с практикой

Установление связи с материалом других дисциплин

Высказывание собственного отношения к излагаемому материалу

Повторение сказанного

Выделение главного

Обобщение

Проблемная ситуация

Анализ конкретной ситуации

Размышления вслух Вопрос, активизирующий память

Вопрос, активизирующий мышление Диалог Дискуссия

Подчеркивание важности информации

Ответы студентов на вопросы

Создание необходимого эмоционального настроя

Проявление доверия к слушателям

Отступления

Одобрение

Похвала

Изменение интонации

Проявление не удовольствия

Организация поведения студентов

Использование приемов для активизации внимания

Управления самостоятельной работой слушателей:

Указания для записи повторения

Замечания отдельным студентам

Нерабочий шум

Использование средств наглядности

Общая оценка качеств речи

- 8. Методы оптимизации семинара

1. Объявление темы

Обоснование темы

Формулировка целей

Сообщение плана практической деятельности

Подчеркивание практической значимости представляемой - информации

Проявление собственного отношения к излагаемому материалу

Обобщение

Выделение главного

Выдача инструкций к деятельности

Ответы на вопросы студентов

Выполнение групповых практических заданий

Выполнение индивидуальных практических заданий

Помощь со стороны преподавателя

Не так давно я был студентом, поэтому ещё свежо в памяти, какие преподаватели были интересными, а от каких откровенно мутило. И хотя свой стиль преподавания я ещё не успел выработать, но я знаю точно как не нужно преподавать. А именно - не стоит читать по книжке или бумажке под запись огромные конспекты. Это вряд ли кому-то будет интересно, так как в таком стиле ни один нормальный студент долго держать на вас внимание не будет.

Действительно, намного интереснее слушать тех преподавателей, которые во-первых знают предмет, который преподают, а во-вторых - рассказывают, а не читают по бумажке.

Как правильно преподавать, нас должны были научить на дисциплине "Психология и педагогика" на втором или третьем курсе, но нас научили только психологии. Никакой педагогики у нас так и не было.

Делюсь своей методикой преподавания. Я никогда не готовлюсь к занятиям. Всё дело в том, что я беру те дисциплины, в которых я ориентируюсь очень хорошо. И могу держать монолог или диалог об этом в течение сколь угодно большого количества времени. Однако, я всё-таки советую перед тем, как начать вести лекцию таким образом, составить хотя бы какой-то список тем, которые вы бы хотели раскрыть своим студентам. Это позволит вам избежать неловких пауз и существенно упростит работу.

Иногда бывает такое, что вы вычитываете материал слишком быстро и вдруг у вас заканчиваются идеи того, что же ещё можно рассказать студентам. Вот как раз на такие случаи вам и нужен план.

Студентам хочется рассказать очень много всего. И если вы начнёте всё им рассказывать в одну кучу, то есть вероятность, что они совершенно ничего не поймут.

Отлично, если вы будете давать домашние задания своим студентам. Это позволит оценить их уровень вовлеченности, уровень подготовки, а также позволит дать каждому из них обратную связь.

Я очень ценю свое время и время своих студентов. Если получается так, что я завершаю лекцию раньше, чем заканчивается пара, но я уже всё рассказал и дал задание - я отпускаю студентов отдыхать, так как особого смысла их держать в течение длительного времени, растягивая время, я не вижу.

Как научиться преподавать? Нужно больше практики. Самую первую лекцию было вести откровенно говоря, некомфортно и даже страшновато. Но чем дальше, тем больше вы увереннее ведете занятия. Появляются какие-то наработки, опыт, умение держаться на аудиторию и так далее.

Преподавать не так-то просто, как кажется со стороны. После нескольких лекций подряд устаешь очень сильно. Я даже не думал, что это такой ресурсоёмкий процесс. В первое время даже язык начинает заплетаться с непривычки. Редко в обычной жизни приходится говорить несколько часов без остановки.

Конечно самое лучшее, когда у студентов возникает интерес, вопросы, обратная реакция. В таком случае вы уже даете им не то, что считаете нужным, а то, что они запрашивают.

Добиться этого не всегда бывает просто. Студенты, у которых идёт пятая пара подряд - делают такое лицо, что непонятно - им неинтересно или же они действительно очень сильно устали.

Встаньте таким образом, чтобы иметь возможность видеть всех слушателей. Уберите лишние предметы, создающие преграды для передвижения. Используйте трибуну только как место для складирования записей, а также во вступительной и заключительной частях лекции: лектор, который на протяжении всей лекции прячется за трибуной, не владеет пространством.

Шаг 2: Соблюдайте регламент


Не ждите опаздывающих, но и не акцентируйте свое внимание на тех, кто пришел позже. Это отвлекает аудиторию от темы.

Шаг 3: Начните интересно


Расскажите интересную историю, анекдот, случай из жизни, любопытный факт.

Подcказка

Если вы завоевали внимание слушателей в самом начале, то вам будет что удерживать и впоследствии.

Внимание

Переход от начала к основному содержанию должен быть логичным.

Шаг 4: Используйте демонстрационные материалы


Если есть проектор – используйте презентации, если есть видеоаппаратура – короткие видеоролики, если ресурсы ограничены – демонстрируйте плакаты, отправляйте «по рукам» рисунки, предметы (образцы), фотографии, раздаточные материалы и пр.

Шаг 5: Используйте метафоры и цитаты


Образно насыщенная речь лучше воспринимается на слух, нежели прямой поток информации. Подберите для ключевых мыслей вашей лекции удачные высказывания.

Подcказка

Не используйте «заумные» цитаты, это приведет к обратному эффекту.

Шаг 6: Используйте голос, мимику и жесты


Разнообразьте интонацию, меняйте громкость и темп речи, подчеркивайте мимикой и жестами содержание лекции.

Шаг 7: Стойте лицом к аудитории


Не поворачивайтесь к слушателям спиной. Если вы пишете на доске, стойте вполоборота и поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.

Подcказка

Меняйте свое положение относительно доски или флипчарта с позиции слева/справа. В противном случае половина аудитории будет обделена вашим вниманием.

Шаг 8: Рассказывайте, а не читайте


Чтение по конспекту – самый занудный тип лекции. Потеря зрительного контакта с аудиторией приводит к утрате интереса слушателей. Если вы не уверены в своих силах, подготовьте шпаргалку: краткий план, куда вы будете иногда подглядывать.

Игорь Стрелков (Гиркин) 14 апреля прочитал лекцию (именно так назвал свое выступление сам автор) на тему "Геополитические конфликты на постсоветском пространстве". Мероприятие проходило в РАНХиГС.

Непосредственно перед лекцией Стрелков сделал потрясающие вступление (стенограмму вступления можно прочитать в конце статьи):

На основе выступления новоиспеченного лектора я составил памятку "Как не надо читать лекции", проиллюстрировав каждый пункт цитатой Стрелкова:

1. Не надо рассказывать, что вы не изучали предмет, по которому собираетесь читать лекцию. И вообще, лучше воздержаться от чтения лекций на темы, в которых вы не разбираетесь.
"Я хотел сказать, что, действительно, поскольку политология - это не та наука, которую я всегда изучал... "

2. Не надо говорить, что тема слишком сложная для вас. И опять же, лучше воздержаться от чтения тем, с которыми вы не справляетесь.
"...тему «Геополитические конфликты на постсоветском пространстве» обозначили очень серьезно, я не обещаю, что я ее отражу ее в какой-либо полной мере ..."

3. Не надо говорить, что вы не умеете читать лекции и предпочли бы другой формат общения. Если считаете, что можете более доступно изложить своим мысли в другом формате, то зачем вообще читать лекцию? Используйте удобный для вас формат.
"Остальное, я думаю, мы сможем обсудить в рамках живой беседы. Я думаю, что это у меня лучше даже в какой-то степени получится ."

4. Не надо говорить, что вы читаете лекцию только потому, что у вас есть некоторый текст. Наличие у вас текста не является основанием для его публичного чтения.
"Тем не менее текст написан, и я его, с вашего позволения, все-таки прочту ".

5. Если лекцию написали не вы, то не рассказывайте, что писали сами. Просто умолчите об этом. А то слушатели сразу поймут, что текст написал кто-то другой. И не в коем случае не говорите, что такой-то человек не писал эту лекцию. Вы этим выдадите реального автора.
"...поскольку писал сам, писал вживую... Аппарата какого-либо, который готовит для меня в движении «Новороссия» тексты и речи не существует ".

9. Не говорите, что ваша лекция - это просто компиляция чужих трудов. И уж тем более не хвастайтесь этим - компиляция чужих текстов не повод для гордости.
"Конечно, не могу сказать, что вот совсем все, поскольку я много читаю. И читаю различных публицистов, ученых. Поэтому, наверняка, текст является частично компиляцией, частично заимствованием. Но тем не менее все-таки я комплектовал его сам ".

10. Не надо предупреждать, что вы не владеете научно-справочным аппаратом.
"...не владею ни научно-справочным аппаратом ..."

11. Не надо предупреждать, что вы неспособны обосновать ваши выводы. Лучше воздержитесь от тезисов, которые не можете доказать.
"Не ожидайте от меня научного обоснования суждений, как и ссылок на труды известных политологов и научно-справочный аппарат ".

12. Ни в коем случае не говорите, что писали лекцию на коленке. Это крайнее неуважение к слушателям.
"Лекция писалась на коленке и не претендует на научность ".

Если захотеть, можно еще что-нибудь найти. А если серьезно, то это вступление - яркая иллюстрация ничтожности Гиркина. В этих двух абзацах весь его психологический портрет. Портрет труса и предателя, не отвечающего ни за что. Даже за свою лекцию, за которую он оправдывается еще перед прочтением.

Полный текст всутпления (курсивом выделен текст, который был прочитан по бумажке):

Я хотел сказать, что, действительно, поскольку политология - это не та наука, которую я всегда изучал… вот… и не владею ни научно-справочным аппаратом (ну это… я об этом я еще скажу в ходе лекции), поэтому на тему «Геополитические конфликты на постсоветском пространстве» обозначили очень серьезно, я не обещаю, что я ее отражу ее в какой-либо полной мере. Тем более, что стремился ну… задать как бы определенный вектор… а… этим текстом, который я вчера подготовил. А… Остальное, я думаю, мы сможем обсудить в рамках живой беседы. Я думаю, что это у меня лучше даже в какой-то степени получится. Тем не менее текст написан, и я его, с вашего позволения, все-таки прочту, поскольку писал сам, писал вживую. Ну и какой-какой законченный текст получился, лучше будет, если я его озвучу с бумаги.

ПС Если после этого вступления вы все еще хотите послушать лекцию Стрелкова, то это можно сделать

Логика проектирования современной лекции

Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

· Анализ предлекционной ситуации
· Изобретение замысла лекции
· Обоснование целей лекции
· Придумывание темы
· Отбор содержания лекции
· Выбор вида лекции
· Разработка формы лекции
· Разработка способов активизации внимания слушателей
· Разработка способов поддержки понимания лекции
· Разработка способов создания обратной связи
· Изобретение формы завершения лекции

Несколько практических советов преподавателю

Нужно ли размышлять о целях лекции? Мудрецы говорят про это как-то так: «Для корабля, который не знает в какую гавань плыть никогда не бывает попутного ветра».
Цели лекции это то, что отвечает на вопросы – зачем эта лекция? какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.


Основные требования к формулировке целей:
· они должны быть операциональны, т.е. должна быть возможность их проверки на достижимость;
· они должны быть конкретны;
· они должны быть сформулированы “на языке деятельности обучающихся”;
· они должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).