Короткая (насколько это возможно) история Иерусалимского королевства крестоносцев. Иерусалимское королевство: основание и жизнь в королевстве во времена существования Иерусалимского королевства

Ни для кого не секрет, что Ближний Восток сегодня является одним из самых неспокойных регионов нашей планеты, и оттуда исходят угрозы европейской цивилизации. Существует мнение, что корни этих явлений следует искать в глубине столетий, ибо они являются отголоском Крестовых походов. Именно поэтому для того, чтобы понять причины противостояния Востока и Запада, а также найти пути к их мирному сосуществованию, некоторые исследователи рекомендуют внимательно изучить историю. Например, интерес представляют Иерусалимское королевство, графство Эдесса и соседние государства, где христиане, прибывшие из Европы, и их потомки со временем научились мирно существовать с местным мусульманским населением.

Предыстория

Иерусалимское Королевство появилось на карте мира в 1099 году как результат захвата крестоносцами города, где был распят Спаситель. Они прибыли в регион по призыву Римского папы Урбана Второго, к которому с просьбой о защите христиан от турок обратился византийский император Алексей Первый. Этому предшествовала битва при Манцикерте. Поражение Византии привело к потере Армении и восточной части Малой Азии, что, по мнению историков, стало началом конца этой великой империи. Кроме того, появились слухи о зверствах как сунитов, так и шиитов в отношении христиан Палестины.

Защита единоверцев была не единственной причиной, заставившей папу благословить воинов на Крестовый поход. Дело в том, что к этому времени на большей части Европы установилась относительная стабильность, и тысячи хорошо подготовленных рыцарей остались без дела, что приводило к вооруженным стычкам по самым пустяковым поводам. Их отправка на Ближний Восток обеспечивала мир, а также давала надежду на экономический подъем в будущем (за счет трофеев).

Изначально освобождение Иерусалима не входило в планы крестоносцев. Однако позже они изменились, и 15 июля 1099 года город был захвачен и... разграблен.

Основание

Безусловным лидером крестоносцев был Готфрид Бульонский, которому в средневековых хрониках приписывают все добродетели настоящего рыцаря, верного христианским заповедям. Основав Иерусалимское королевство, бароны и графы обратились к нему с просьбой стать первым правителем нового государства. Оставаясь верным своим принципам, Готфрид отказался от короны, мотивировав это тем, что он не может носить ее там, где сам Спаситель носил терновый венец. Единственное, на что он согласился, — принять титул «Защитника Гроба Господня».

Правление первого короля Иерусалимского королевства

Готфрид Бульонский умер в 1100 году, не оставив потомства мужского пола. Его брат Балдуин сразу же короновался и стал править Иерусалимом, хотя не принимал никакого участия в его осаде и освобождении, так как был занят захватом армянских христианских княжеств Тарса, Тель-Башира, Равендана и Эдессы. Более того, в последнем городе-государстве он был усыновлен правителем Торосом и женился на его дочери. Она вошла в историю как первая королева Иерусалима Арда Армянская. Однако, убив впоследствии тестя и основав собственное графство Эдессу, Балдуин развелся, чем навлек гнев римского папы.

Тем не менее, будучи искусным политиком, Балдуин Первый расширил Иерусалимское королевство, захватив несколько портовых городов, и стал владыкой Антиохии и графства Триполи. Также при нем там выросло число жителей католического вероисповедания.

Умер Балдуин в 1118 году, не оставил наследников.

Короли Иерусалимского королевства до Второго крестового похода

Преемником бездетного Балдуина Первого, в обход родного брата, находящегося во Франции, стал его родственник — граф Эдессы де Бурк. Он также расширил границы государтва. В частности, де Бурку удалось сделать своими вассалами правителя Антиохского княжества — малолетнего Боэмунда Второго, внука а в 1124-м году им был взят Тир.

Задолго до восшествия на трон, с целью укрепления своих позиций в регионе, Балдуин де Бурк женился на дочери армянского князя Габриэла — Морфии (см. Жан Ришар, «Латино-Иерусалимское королевство», первая часть). Она подарила супругу трех дочерей. Старшая из них — Мелисенда — стала третьей и одной из самых известных королев Иерусалима. Перед смертью ее отец предпринял все меры, чтобы зять-вдовец — Фульк Анжуйский — не смог развестись с ней и передать трон своим детям от первого брака. Для этого еще при жизни Балдуин Второй объявил первого своего внука, носящего его имя, и дочь соправителями.

После убийства Фулька на охоте Мелисенда стала единолично руководить королевством и прослыла покровительницей церкви и искусств.

Став совершеннолетним, ее старший сын Балдуин Третий решил, что пора сделать ве возможное, чтобы Иерусалимское королевство крестоносцев перешло под его власть. Он вступил в конфронтацию с матерью, которая бежала вместе с его младшим братом Амори. В результате вмешательства духовенства сын отдал под управление Мелисенды город Наблус, однако она продолжала заниматься дипломатической деятельности на благо королевства.

Второй крестовый поход

После падения Эдессы в 1144-м Мелисенда отправила к римскому папе послание с просьбой о помощи в освобождении графства. Оно не было оставлено без внимания, и понтифик объявил о начале Второго крестового похода. В 1148 году войска из Европы, возглавляемые французским королем его супругой Алиенорой Аквитанской и германским императором Конрадом, прибыли в Латино-Иерусалимское королевство. Будучи 18 лет от роду, молодой Балдуин Третий проявил достаточную рассудительность, поддержав позицию матери и своего коннетабля, считавших, что следует атаковать Алеппо, чтобы поскорее вновь водрузить флаг Иерусалимского королевства над Эдессой. Однако прибывшие монархи имели совсем другие планы. Они намеревались захватить Дамаск, несмотря на то, что Иерусалимское королевство крестоносцев имело с этим городом-государством хорошие дипломатические отношения. В итоге победили "гости" из Европы, что впоследствии имело катастрофические последствия для христиан Ближнего Востока.

Отправившиеся на Дамаск Конрад и Балдуин ничего не добились и были вынуждены снять осаду. Отступление христиан воодушевило их врагов, а потери нанесли большой урон боеспособности Иерусалимского королевства. Так что после того, как Людовик и Конрад со своими армиями покинули Ближний восток, ситуация там стала намного более напряженной, чем прежде.

Амори Первый

Балдуину Третьему с трудом удалось заключить перемирие с Дамаском, а одержанная им в 1158 году победа на Тивериадском озере восстановила прежний авторитет страны. Это позволило королю жениться на племяннице императора Византии — Феодоре Комнина. Спустя 4 года монарх скончался, возможно, от отравления, не оставив наследников.

После смерти Балдуина Третьего Иерусалимское королевство возглавил его брат, восшедший на престол под именем Амори Первого. В 1157 году он женился на Агнес де Куртенэ — дочери графа Эдессы Жослена и правнучке Костандина Первого. Церковь не хотела благословлять этот брак, так как у молодых был общий прапрадед, но они настояли на своем. У пары родилось трое детей: Сибила, Балдуин и Аликс. Тем не менее Агнес не стала королевой, хотя в течение большей части следующего столетия короли Иерусалимского королевства были ее прямыми потомками.

Амори Первый направил свои усилия на захват территорий в Египте и усиление своего влияния в этой стране, что ему удалось частично. В то же время он сочетался вторым браком с племянницей императора Византии Марией, укрепив связи с этим государством. Она родила ему дочь Изабеллу.

Ситуация на Ближнем Востоке кардинально изменилась после того, как в январе 1169 года халиф аль-Адид назначил визирем тогда еще малоизвестного Салах ад-Дина. В 1170 году последний с войском вторгся на земли Иерусалимского королевства и захватил Эйлат. Все обращения Амори Первого к европейским монархам остались без отклика. В 1974 году он без поддержки извне осадил Баниас, который часто называли ключом к воротам Иерусалима. Не добившись успеха и заразившись брюшным тифом, он вернулся в свою столицу, где и умер. Перед смертью он подарил город Наблус жене Марии и их общей дочери Изабелле, а также назначил наследником сына Балдуина, которому на тот момент было всего 13 лет.

Правители Иерусалимского королевства: потомки Амори Первого

Вступив на трон, юный Балдуин Четвертый оказался полностью под влиянием своей матери Агнес де Куртенэ. Вскоре он заболел проказой, и этот недуг стал причиной его ранней смерти (в возрасте 24 лет). Однако с момента достижения совершеннолетия и до своей кончины молодой король, несмотря на недуг, успел проявить себя мудрым правителем.

Так как было очевидно, что юноша не сможет оставить потомство, его сестру Сибиллу выдали замуж за Гильома де Монферрата. Таким образом, она стала родственницей короля Франции и императора Брак продлился недолго, так как супруг скончался через несколько месяцев после свадьбы, не увидев рождения сына Балдуина.

Тем временем прокаженный король разбил войско Салах ад-Дина в битве при Монжизаре. С этого времени его стычки с войсками мусульман не прекращались до заключения мира в 1180 году. Тогда же овдовевшая Сибилла была выдана замуж за Ги де Лузиньяна. Однако вскоре новый зять потерял расположение монарха, который решил сделать своим наследником малолетнего сына сестры - Балдуина де Монферрата.

Весной 1185 года, после смерти дяди, мальчик стал королем, но процарствовал всего год. Затем страной фактически стал править второй супруг его матери — Ги де Лузиньян, которому Сибилла прилюдно отдала корону, сняв ее со своей головы. Таким образом, если не считать царствования Балдуина де Монферрата, Арденн-Анжуйская династия владела государством крестоносцев в Святой земле с 1090 по 1185 годы (Ришар, "Латино-Иерусалимское королевство", первая часть).

Сдача города

В правление Ги де Лузиньяна случились ужасные несчастья, приведшие страну к краху. Все началось с битвы при Хаттине в 1187 году, когда армия Иерусалимского королевства была разбита войсками Салах ад-Дина. Сам Ги де Лузиньян попал в плен, а в 1187 году Сибилла и известный рыцарь-крестоносец Балиан де Ибелин были вынуждены организовать оборону Иерусалима. Силы были неравны, и стало очевидно, что осажденным христианам грозит истребление. Балиан де Ибелин проявил себя искуснейшим дипломатом, добившись сдачи города на почетных условиях. После оставления Иерусалима Сибилла написала Салах ад-Дину письмо с просьбой отпустить супруга и смогла воссоединиться с ним в 1188 году.

Иерусалимское государство крестоносцев в 13 веке

Летом 1190 года Сибилла и ее дочери умерли во время эпидемии чумы. Хотя ее супруг Ги де Лузиньян продолжал считать себя королем, править страной стала Изабелла — дочь Амори Первого от второго брака. Ее развели с первым супругом и выдали замуж за Конрада Монферратского. Последний получил подтверждение своего титула, но не успел короноваться, так как его убили двое ассасинов. Всего 8 дней спустя Изабелла, беременная его дочерью Марией, вышла замуж за Генриха Шампанского, прислушавшись к совету Ричарда Львиное Сердце. Брак завершился со смертью супруга от несчастного случая. Затем Изабелла снова вступила в брак с родным братом Ги де Лузиньяна, который стал называться Амори Вторым.

Король и королева умерли практически одновременно в 1205 году, якобы от отравления несвежей рыбой.

Им наследовала старшая дочь королевы Мария де Монферрат. Она вышла замуж за Жана де Бриенна и умерла после родов. Ее дочь Иоланта была коронована, однако страной правил ее отец. В возрасте 13 лет ее выдали замуж за императора Священной Римской империи. В приданое Фридрих Второй получал титул короля Иерусалима и обязался вступить в крестовый поход. В Палермо королева родила дочь и сына Конрада. В 1228 году, после ее смерти, Фридрих отплыл в Святую землю, где короновался. Там он не нашел ничего лучшего, как начать войну с тамплиерами, попытавшись захватить Акру, где находился патриарх. Однако вскоре император передумал и решил увезти с собой вооружение, оставляя христианское население королевство Иерусалима практически беззащитным.

Перед своим позорным тайным побегом в Европу он поручил управление государством Бальану Сидонскому.

Изменение титула

Точку в истории господства крестоносцев в Святой земле поставил захват королевства хорезмийцами в 1244 году. Тем не менее в течение нескольких последующих веков некоторые европейские аристократические династии передавали по наследству Иерусалима. В 1268 году он был отменен. На смену ему был учрежден титул короля Иерусалима и Кипра. Первым его носителем стал Гуго Третий — сын Изабеллы де Лузиньян. Он изменил герб Кипра, добавив к нему символы Иерусалимского королевства. Его потомки носили этот титул до 1393 года. После он был изменен, так как Жак Первый стал еще и королем Армении.

Жизнь простых людей в христианских государствах на Святой земле

Новое поколение, родившееся в Палестине, считало ее своей родиной и негативно относилось к крестоносцам, недавно прибывшим из Европы. Многие знали местные языки и женились на христианках, женщинах других конфессий, чтобы обзавестись родней, которая могла бы оказать поддержку в трудных ситуациях. При этом если аристократы жили в городах, то местное население - в основном мусульманское - занималось сельским хозяйством. В армию призывались только франки, а восточные христиане обязаны были снабжать ее продовольствием.

В искусстве, литературе и в мультимедийных продуктах

Самым популярным произведением об Иерусалимском королевстве стал фильм Ридли Скотта «Царство небесное», который рассказывает о противостоянии с Салах-ад-Дином и сдаче Иерусалима. Некоторые события из истории государства крестоносцев нашли свое отражение в компьютерных играх. Например, в Assassin"s Creed. Кстати, сегодня доступен и новый мод Stainless steel 6.1. Иерусалимское королевство (озвучка, движок, типы земли и климата обновлены) там представлено вполне реалистично, и каждый регион имеет собственные ресурсы.

Теперь вы знаете, кто правил такими государствами крестоносцев, как Иерусалимское королевство, графство Эдессия и Антиохия, и какие события происходили на Ближнем Востоке после завершения Первого крестового похода и до фактической потери христианами контроля над регионом.

Носил терновый, зато он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri ("Защитник Гроба Господнего"). Готфрид умер в следующем году, его брат и преемник Балдуин I не был таким благочестивым и сразу принял титул "Король Иерусалимский".

Взятие Иерусалима в 1099 году

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города: Акру, Сидон и Бейрут , а также утвердить свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на севере - графством Эдесса (им же основанным), княжеством Антиохия и графством Триполи . При нем увеличилось количество жителей - латинян, пришедших из Арьергардним Крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция , Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.


2. Жизнь в королевстве

Латинское населения королевства было всегда малым, несмотря на устойчивый поток поселенцев и новых крестоносцев. Большинство участников Первого Похода просто вернулись домой. Под властью королевства находилось гораздо больше мусульман, греков и сирийцев. Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей родиной, объединив много культурных черт различных народов. Многие франков учились говорить на греческом и арабском языках, часто вступали в браки с христианами местного происхождения (греками, сириец или армянами) и с конвертируемыми в христианство мусульманами.


2.1. Политическая структура

Устройство во многом основывался на феодальных порядках тогдашней Западной Европы , но со многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С давних времен в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владевших землями, предпочли жить в Иерусалиме и других городах. Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - икта (система наделов), этот порядок не был изменен.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, нежели в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армии.

Нехватка войск в значительной степени компенсовувалася созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским, они были в значительной степени самостоятельны и не были обязаны нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.


2.2. Демография

В тринадцатом сторлитти Джон Ибелин составил перечень феодальных поместий и количество рыцарей, принадлежавшие каждому из них. К сожалению, этот перечень вероятно отражает королевство 13го века, а не 12го, и не оказывает никакого указания на размер неблагородного, нелатинского населения. Сначала королевство было фактически лишено лояльного подвластного населения и имело лишь немногих рыцарей-служащих, которые бы следили за исполнением законов и приказов королевства. Однако, поскольку в королевство активно прибывали представители европейских торговых предприятий и рыцари военных орденов, дела королевства быстро улучшились. Дальнейшая иммиграция продолжалась в течение какого-то времени и увеличила франкское населения королевства до примерно 25-35% в 1180-х . Много мусульман, бежавших сразу после завоевания, также вернулись в королевство, с востока прибывали и другие иммигранты.

Хотя мусульмане, евреи и православные фактически не имели никаких прав в сельской местности, где они теоретически собственностью лорда-крестоносца, который владел землей, толерантность к другой веры была в целом выше, чем в любом другом месте на Ближнем Востоке. Греки, сирийцы и евреи продолжали жить, как они жили до того, под властью собственных законов и судов, просто их бывшие мусульманские повелители были заменены крестоносцами, а мусульмане присоединились к низких рангов общества. Раис, лидер мусульманского или сирийского общества, был своего рода вассалом для дворянина, который владел землей, но поскольку лорд-крестоносец часто отсутствовал, раисы и их общества имели определенную автономию. В городах мусульмане православную были свободны, хотя мусульманам не разрешалось жить непосредственно в Иерусалиме. Однако, они были гражданами "второго сорта" и не играли никакой роли в политике или законотворческой деятельности, их также принимали к военной службе. Так же не несли никаких повинностей и итальянцы, жившие в портовых городах.

В Королевстве также всегда было определенное количество мусульманских рабов. Христиане, как католики, так и православные, не могли быть рабами по закону, но эта доля была обычной для мусульманских военнопленных, поскольку то же самое делалось с христианскими пленниками, захваченными мусульманами. Побег был, вероятно, не тяжелой, и рабы-беглецы всегда были проблемой, но единственным законным средством освобождения было обращение в христианство.

Было много попыток привлечь поселенцев из Европы, которые экономически освободили Королевство от зависимости от арабского, сирийского и греческого населения, но значительная иммиграция и колонизация были за пределами возможностей средневековой Европы. Поэтому, хотя Франкское сельское население и росло, оно оставалось относительно малым, и армии крестоносцев тоже были маленькими, набранными из франкского населения городов. Это означало, что меньшинство уроженцев мероприятия должны были управлять большим и нелояльным населением арабов, греков и сирийцев.

После потери Иерусалима в 1187 году, фактически все население Франко и итальянцев ушло обратно в Европу. Повторный захват средиземноморского побережья в течение Третьего Похода позволило восстановить франкское население береговых городов. Города, оставшиеся имели более однородное западное католическое население, и остатки населения Королевства были преимущественно франкским и итальянским.


2.3. Экономика

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей, теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромные прибыли, что повлияло на их расцвет в последующие века.

Иерусалим также собирал деньги в виде дани, сначала от береговых городов, которые еще не были захвачены, а позже других соседних государств, таких как Дамаск и Египет, которые крестоносцы не могли завоевать. После того, как Болдуин I расширил свою власть над Трансиордании , Иерусалим также получал доход от налогообложения мусульманских караванов, проходивших из Сирии в Египет или Аравии. Денежная экономика Иерусалима означала, что частично проблема человеческого ресурса могла быть виришена через привлечение наемников, практика нетипична тогдашней Европе. Наемники могли быть как крестоносцами, так и мусульманскими солдатами, в том числе знаменитые туркополы.


2.4. Образование

Иерусалим был центром образования в королевстве. При церкви Гроба Господня существовала большая школа, относительное богатство класса торговцев означало, что их дети воспитывались там вместе с детьми знати - возможно, что Вильгельм Тирский был одноклассником будущего короля Болдуина III. В школе церкви Гроба Господня преподавали основные навыки чтения и письма на латыни, но высшее образование приходилось получать в одном из университетов Европы: создание университета было невозможным в культуре Иерусалима крестоносцев, где война была гораздо более важной, чем философия или теология. Однако, дворянство и большинство франкского населения имели высокий уровень грамотности: было много адвокатов и клерков, а изучение закона, истории и других академических наук были излюбленным времяпрепровождением королевского семейства и дворянства. Иерусалим также был обширную библиотеку не только древних и средневековых латинских работ, но и арабской литературы, многие из которой было очевидно восторженно от Усамы ибн Мункыз и его окружения в течение набега 1150-х. Церковь Гроба Господня также содержала королевские рукописные мастерские, где производились официальные документы королевства. За исключением латинского языка, стандартной грамотного языка средневековой Европы, простой народ Иерусалима крестоносцев также беседовал народными формами французского и итальянского языков, греческий, армянский и арабский также были несколько распространены среди франкских поселенцев.


2.5. Искусство и архитектура

В самом Иерусалиме величайшим архитектурным проектом было расширение Храма Гроба Господня в западном готическом стиле . Это расширение объединило все отдельные гробницы в одного здания и был завершен в 1149 году. За пределами Иерусалима, главным элементом строительства были замки и крепости: Крак и Монреаль в Трансиордании и Ибелин у Яффы - лишь несколько из большого числа этих замков.

Искусство государства крестоносцев было смесью западной, византийского и исламского стилей. В главных городах существовали бане , водопровод и другие передовые гигиенические сооружения, которых так не хватало во всем мире. Передовым примером искусства крестоносцев может считаться Псалтырь Мелисенды, что сейчас находится в Британской библиотеке , иллюминированную рукопись создан между 1135 и 1143 годами, и лепни назаретским капители. Живопись и мозаики были популярными формами искусства в королевстве, но многие из них уничтожили мамлюки в 13-м веке, только прочные крепости выдержали это нашествие.


3. Середина 12 века

3.1. Правление Мелисенды и Второй крестовый поход

После Балдуина II трон унаследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фулько Анжуйским. Во время их царствования был достигнут крупнейший культурный и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между и годы. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабек Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 году. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в . Королева Мелисенда, ставшая регентом при своем сыне Болдуине III, назначила нового коннетабля Манассе ДьИержа, который возглавил армию после смерти Фулька. В году к королевству прибыли участники Второго крестового похода .


3.2. Альянс с Византией

Мелисанда управляла страной как регент, пока ее собственный сын Балдуин III не свалил ее правительство в году, но уже в следующем году он назначил его регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон в Фатимидов , последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение государств крестоносцев ухудшилось, поскольку Нур ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Правительство Балдуина начал сталкиваться со значительными трудностями. Он стражджав от хронической нехватки людей и ресурсов для защиты королевства, а помощь с Запада почти исчезла. В поисках альтернативных союзников, Балдуин обратился за помощью к византийскому императору. Для укрепления защиты королевства против растущих мусульманских сил, он заключил первый прямой альянс с Византийской империей в истории королевства, женившись с Теодором Комнин, племянницей императора Мануила I Комнина . Мануил, в свою очередь, также женился на кузине Балдуина Марией. Как писал историк Вильгельм Тирский , Балдуин надеялся что Мануил сможет "за счет собственного благосостояния облегчить участь королевства и изменить его бедность на изобилие". Хотя Болдуин умер бездетным в 1162 году, через год после своей матери Мелисенды, королевство перешло к его брату Амальрика, который возобновил альянс с Византией. Значение альянса было продемонстрировано в 1164 году, когда крестоносцы потерпели очень серьезное в Харимський битве под стенами Антиоха. Принц Антиохський, Богемунд III попал в плен к

Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали cвои кварталы для торговли.

Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии» .

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - iqta (система наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.

Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником - Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.

Бедствие и восстановление

Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным королём и военным командующим.

Балдуин IV умер весной 1185, и Балдуин V стал королём.

Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход

Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).

В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.

После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

  • - государство, созданное участниками 1-го Крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099 г. Территориально оформилось в начале 12 в. после новых завоеваний крестоносцев в Восточном Средиземноморье...

    Исторический словарь

  • - Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода...

    Католическая энциклопедия

  • - наименование монархич. гос-ва, главой к-рого является король...

    Советская историческая энциклопедия

  • - монархическое государство, во главе которого стоит монарх, имеющий титул короля. Из современных государств К. являются, напр., Великобритания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Иордания, Саудовская Аравия...

    Словарь юридических терминов

  • - разновидность монархии: государство, во главе которого стоит монарх, имеющий титул короля...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - государство, основанное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099...

    Большая Советская энциклопедия

  • - государство, созданное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099...

    Большой энциклопедический словарь

  • - напр.: Соединённое, Иорданское Хашимитское, ...
  • - ; мн. короле/вства, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - КОРОЛЕ́ВСТВО, -а, ср. Государство, во главе к-рого стоит король...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОРОЛЕ́ВСТВО, королевства, ср. Монархическое государство, верховная власть в котором принадлежит королю. Королевство Италия...

    Толковый словарь Ушакова

  • - короле́вство I ср. 1. Титул короля или королевы. 2. Пребывание в положении короля или королевы. II ср. Монархическое государство, во главе которого стоит король I 2. или королева I 1....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - корол"евство, -а; но Корол"евство, -а, напр.: Соединённое Корол"евство, Иорд"анское Хашим"итское Корол"евство, Корол"евство Нидерл"...

    Русский орфографический словарь

  • - Королевство кривых зеркал. Разг. О том, что не может быть объяснено с позиций здравого смысла; о месте, где всё наоборот. /i> Название кинофильма. Дядечко 2, 156–157...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Иерусалимское королевство" в книгах

КОРОЛЕВСТВО

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

КОРОЛЕВСТВО

Из книги Мольер автора Бордонов Жорж

КОРОЛЕВСТВО Его территория занимает примерно четыре пятых нынешней Франции. В нее не входят Эльзас и Лотарингия (независимое герцогство), Франш-Конте, Артуа, Савойя и Руссильон. Внутри страны некоторые области сохраняют автономию: Оранж принадлежит дому Нассау, графство

4 КОРОЛЕВСТВО иерусалимское и египетская реакция

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

4 КОРОЛЕВСТВО иерусалимское и египетская реакция Гильом Тирский и средневековая география Акра: Этот город возвышается на берегу моря, на земле, которая зовется Финикия. У него есть гавань, весьма надежная и защищенная крепостными стенами, но корабли могут в полной

КНИГА V ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (1099-1146 гг.)

автора Мишо Жозеф-Франсуа

КНИГА V ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (1099-1146 гг.) 1099 г. Если бы все земли Палестины с ее цветущими городами и областями находились под властью Готфрида, он бы, бесспорно, мог соперничать в могуществе с многими мусульманскими монархами. Однако Иерусалимское королевство,

Иерусалимское королевство

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Иерусалимское королевство 17 июля 1099 г. вожди похода собрались, дабы оформить результаты завоевания и вручить одному из своей среды власть как над покоренными землями, так и над теми, которые еще предстояло покорить. Раздавались голоса в пользу того, чтобы сделать

Италия (Савойя) Савойское герцогство с 1416 г., Сицилийское королевство с 1713 г., Сардинское королевство с 1720 г., Итальянское королевство с 1861 г.

автора

Италия (Савойя) Савойское герцогство с 1416 г., Сицилийское королевство с 1713 г., Сардинское королевство с 1720 г., Итальянское королевство с 1861 г. 1047-1051 Амадей I (даты имеют альтернативы)1051-1060 Отгон (даты имеют альтернативы)1060–1078 Петр I1060–1079 Амадей II1080–1103 Умберто II

Неаполь Королевство Обеих Сицилий (Сицилии и Неаполя) с 1130 г., королевство Неаполитанское с 1282 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Неаполь Королевство Обеих Сицилий (Сицилии и Неаполя) с 1130 г., королевство Неаполитанское с 1282 г. Королевство Обеих Сицилий1061–1101 Роджер I1101–1105 Симон1105–1154 Роджер II1154–1166 Вильгельм I1166–1189 Вильгельм II1189–1194 Танкред1194–1194 Вильгельм III1194-1197 Констанция и Генрих I1197–1250

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г. 913–923 Ордоньо II923–924 Фруэла II924–930 Альфонс IV930–950 Рамиро II950–957 Ордоньо III957–958 Санчо I958–959 Ордоньо IV Злой959–966 Санчо I (вторично)966–982 Рамиро III982–999 Бермудо II999–1027 Альфонс V1027–1037

Глава V

Из книги Иерусалим: три религии - три мира автора Носенко Татьяна Всеволодовна

Глава V Латино-Иерусалимское королевство «Не терпит Бог людской гордыни; Не с теми он, кто говорит: «Мы соль земли, мы столб святыни, Мы Божий меч, мы Божий щит!» А.С. Хомяков. «Мы род избранный…» В последние десятилетия XI в. в Иерусалиме вновь сменились правители. Новые

Латино-Иерусалимское королевство

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

Латино-Иерусалимское королевство

Иерусалимское королевство

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Иерусалимское королевство

Из книги Я познаю мир. Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Иерусалимское королевство Решительный штурм начался ранним утром 15 июля 1099 года. Главный удар христианские воины нанесли там, где сарацины меньше всего его ожидали. Крестоносцам удалось вскарабкаться на стену и завязать на ней рукопашный бой. В других местах арабы

Иерусалимское королевство

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЕ) автора БСЭ

XIII. Иерусалимское пророчество

Из книги Александр Великий или Книга о Боге автора Дрюон Морис

XIII. Иерусалимское пророчество Во время осады Тира, когда Александру было необходимо собрать как можно больше сил, он обратился к жителям Самарии и Иерусалима с просьбой предоставить ему такую же помощь, какую они оказывали до сих пор своему повелителю Дарию.Самаритяне

Иерусалимское богослужение IV в. по «Паломничеству», приписываемому Сильвии

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Иерусалимское богослужение IV в. по «Паломничеству», приписываемому Сильвии Если «Апостольские Постановления» сохранили для нас образцы молитвы за суточным богослужением IV–V в. и потому знакомят нас с внутренним содержанием последнего, то «Путешествие ко св. местам»

[лат. regnum Hierosolymitanum], христ. гос-во, основанное западноевроп. рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода. Состояло из собственно И. к. и вассальных гос-в - Антиохийского княжества , графств Триполи и Эдесса , к-рые, хотя и признали сюзеренитет И. к., фактически сохраняли независимость. И. к. просуществовало с 1099 по 1291 г. В период наибольшего могущества И. к. контролировало полосу земли шириной в 150 км от моря до Заиорданского плато и ок. 450 км в меридиональном протяжении от Эйлата до Бейрута.

Первым правителем И. к. был избранный рыцарями-крестоносцами Готфрид Бульонский . Он отказался принять титул короля и 22 июля 1099 г. был провозглашен «защитником Гроба Господня» (advocatus S. Sepulchri). После его смерти в 1100 г. возник вопрос о юридическом статусе нового гос. образования. Лат. патриарх Иерусалима Даиберт , под властью к-рого фактически оказался Иерусалим, стремился создать теократическое гос-во, но, не получив поддержки среди духовенства и баронов, был вынужден признать светского правителя - Балдуина I (1100-1118), брата Готфрида Бульонского. На Рождество 1100 г. Балдуин был коронован как «первый латинский король Иерусалима» (rex Latinorum Hierusalem primus). При нем были существенно расширены границы И. к., захвачены Арсуф, Бейрут, Сидон и Кесария, и вскоре он добился признания сюзеренитета над вассальными гос-вами - Антиохийским княжеством, графствами Триполи и Эдесса. При Балдуине I благодаря участникам арьергардного крестового похода (1101) в И. к. увеличилось количество жителей-латинян. Важную роль в королевстве стали играть итал. города-гос-ва (Венеция , Пиза и Генуя), к-рые в случае захвата портов получали там кварталы для торговли. После смерти Балдуина I правителем был выбран граф Эдессы Балдуин II (1118-1131), чья политика упрочила позиции крестоносцев. Но уже при преемнике Балдуина II, Фульке Анжуйском, к-рый в 1131-1143 гг. правил И. к. вместе с супругой Мелисендой († 1161), мусульм. Сирия начала объединяться под предводительством атабека Мосула Имада ад-Дина Зенги (1127-1147). В 1144 г. мусульмане взяли Эдессу. Сын Имада ад-Дина Зенги, Нур ад-Дин (1146-1174), правитель Халеба и Дамаска, объединил под своей властью всю Сирию. В Европе был организован 2-й крестовый поход (1147-1149), в котором приняли участие франц. кор. Людовик VII и герм. имп. Конрад III. Этот поход не принес существенных результатов.

В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 единолично) - 1162) и Амори I (1162-1174) И. к. сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину , к-рый провозгласил себя султаном. Кор. Балдуин IV Прокаженный (1174-1185), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела И. к. к краху. В 1187 г. Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192), в к-ром приняли участие западноевроп. государи (герм. имп. Фридрих I Барбаросса , франц. кор. Людовик VII, англ. кор. Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе И. к.). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового гос-ва стала Акра, или Сен-Жан-д"Акр, ныне г. Акко , Израиль).

Первый правитель нового гос-ва Конрад Монферратский 24 апр. 1192 г. был убит асассинами (см. Неоисмаилиты). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205), стремились защищать границы И. к. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу И. к. от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 гг. как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 г. ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата.

Чтобы получить помощь с Запада, Иоанн Бриенний выдал дочь Изабеллу замуж за герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена, к-рый сверг своего тестя с престола и встал во главе И. к. Путем переговоров с мусульм. правителями имп. Фридриху II удалось вернуть Иерусалим. По договору, подписанному 18 февр. 1229 г. в Яффе, перемирие с егип. султаном аль-Камилем продлевалось на 10 лет 5 месяцев и 40 дней; оговаривались территориальные уступки для франков: Сидонская сеньория (без Бофора) в своих прежних границах, сеньория Торона, область Назарета и Сефории, земли Лидды и Рамлы, «дорога паломников», Вифлеем и Иерусалим возвращались христианам (в Иерусалиме священные для мусульман места - мечеть Аль-Акса и мечеть Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) - оставались в их руках, никому из христиан входить туда не дозволялось). Император также обещал султану помощь в борьбе против его врагов, как мусульман, так и христиан. Фридрих II вступил в Иерусалим 17 марта 1229 г., провозгласив себя на следующий день правителем И. к. Политикой Фридриха II в И. к. были недовольны бароны. Начавшиеся «ломбардские войны» между императором и баронами завершились в 1243 г. победой баронской коалиции. Сохранив формальное господство Гогенштауфенов, бароны пытались организовать коллегиальное правление под главенством Иоанна (Жана) Ибелина, потом его сына Балиана. В 1244 г. Иерусалим был вновь взят мусульманами.

С 1250 по 1254 г. гос-вом правил организатор 7-го и 8-го крестовых походов франц. кор. Людовик IX Святой , но после его отъезда усилились анархия, соперничество генуэзцев и венецианцев («война св. Саввы») и распри между претендентами на престол (Гуго III и Карлом Анжуйским). Мамлюкский султан Бейбарс захватывал города и крепости И. к. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев на Востоке - крепость Сен-Жан-д"Акр.

И. к. занимало только юж. часть владений крестоносцев - от Аскалона на юге до Бейрута на севере. Кроме Иерусалима ему принадлежали города Наблус, Акра и Тир; они же составляли часть королевского домена. Вся остальная территория распадалась на 4 баронства и др. сеньории. Баронствами считались княжество Галилея со столицей в Тивериаде, графство Яффы и Аскалона, сеньория Сидона, сеньория Керака. Правители этих владений обладали правом иметь свой суд, чеканить монету и иметь собственную печать. Бароны являлись вассалами короля. Кроме 4 баронств в И. к. было 22 крупные сеньории - Арсуф, Хеврон, Бейрут, Ибелин и др. Значительным влиянием обладали католич. иерархи: за помощь и участие в крестовых походах Римско-католическая Церковь получила обширные земельные владения.

Королевская власть в И. к. существенно ограничивалась Высокой палатой (Haute Cour), состоявшей из представителей высшей знати и рыцарства. Специальные законоположения (ассизы) Высокой палаты определяли порядок феодальной службы, права сеньоров, обязанности вассалов, принципы юрисдикции, касавшиеся высших слоев И. к. Для простолюдинов был учрежден др. суд - Палата горожан (Cour des Bourgeois). Впосл. законоположения обеих палат составили правовой кодекс «Иерусалимские ассизы» (Assises de royaume de Jérusalem), куда также вошли юридические трактаты, написанные, в частности, Иоанном (Жаном) Ибелином.

Знать в И. к. жила в основном в Иерусалиме и др. крупных городах, владела как земельными, так и безантными (в виде доходов от торговли, поступлений от рыночных налогов и проч.) фьефами. Итал. города обеспечивали связь И. к. с Зап. Европой, но, поскольку целью их торговли были внешние рынки, в И. к. не создалось предпосылок для экономической и политической консолидации. Связи между отдельными гос-вами крестоносцев и сеньориями были весьма слабыми. Вместе с тем у И. к. были тесные контакты с Киликийской Арменией и Византийской империей, «восточные» черты социальной и политической организации к-рых оно унаследовало. На социальные структуры И. к. повлияли и прежде существовавшие мусульм. институты. Уже после 1-го крестового похода и взятия Иерусалима большая часть рыцарей вернулась в Зап. Европу. За счет последующей эмиграции с Запада увеличивалось население зап. владений на Востоке, с течением времени получивших общее название «Outremer» (Заморье). В целом И. к. представляло собой гос-во, где небольшая прослойка западных рыцарей правила араб. и сир. населением.

Римско-католическая Церковь стремилась держать под контролем церковные владения на Востоке (о Иерусалимском лат. Патриархате см. ст. Латинские Патриархаты). Не реже 1 раза в год Св. землю посещали папские легаты, папы нередко вмешивались в выборы лат. Иерусалимского патриарха. Местное христ. население было подчинено лат. церковной иерархии. Большинство правосл. архиереев перебрались в Византию, где сохранялась ветвь Иерусалимских патриархов в изгнании. В то же время в источниках XII-XIII вв. упоминаются неск. правосл. епископов, живших в И. к. Они рукополагали священников и отправляли богослужение для местного восточнохрист. населения, но не обладали адм. властью. Католич. прелаты не вмешивались во внутреннюю жизнь палестинских арабов-христиан, которые, выплачивая установленные сборы лат. епископам, продолжали вести богослужение по визант. обряду и поминать на литургии правосл. патриархов в изгнании.

Армия И. к. была немногочисленной и состояла в основном из «латинян». Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордены тамплиеров и госпитальеров (см. Мальтийский орден) были созданы в нач. XII в. Они подчинялись непосредственно папе Римскому, в основном были самостоятельными и не несли воинскую повинность, хотя на самом деле участвовали во всех главных сражениях. Франки, родившиеся и выросшие на лат. Востоке, считали Св. землю своей родиной и негативно относились к вновь приезжающим крестоносцам. Нек-рые из них знали греч., араб. и др. вост. языки, женились на вост. женщинах.

Благодаря мусульманско-христ. контактам в И. к. быт и нравы крестоносцев подверглись существенной ориентализации: они стали украшать дома коврами, добавлять в пищу специи, посещать бани и проч. Искусство И. к. представляло собой своеобразную смесь зап., визант. и мусульм. стилей. Крестоносцами были построены крепости Крак-де-Моав (ныне Эль-Карак, Иордания), Монфор, Бофор и др. Мн. архитектурные сооружения крестоносцев целенаправленно разрушались: культовые постройки в Иерусалиме уничтожены после 1187 г., большинство замков после их взятия мусульманами срыто. Из художественных мастерских г. Сен-Жан-д"Акр происходят иллюминированные рукописи исторических и литургических сочинений, из которых наиболее известна иллюминированная Псалтирь кор. Мелисенды (Melisende Psalter - Lond. Brit. Lib. Egerton, 1139). В И. к. было создано немало лит. и исторических сочинений, представляющих большой интерес для исследователей (в частности, «Хроника» Вильгельма Тирского).

Ист.: Fulcherii Carnotensis Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913; Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 1986. 2 vol.; La Continuation de Guillaume de Tyr (1184-1197) / Éd. M. R. Morgan. P., 1982; Regesta regni Hierosolymitani, 1097-1291 / Ed. R. Röhricht. Oeniponti, 1893-1904. N. Y., 1960r. 2 vol.; Le cartulaire du chapitre du Saint-Sépulcre de Jérusalem / Publ. par G. Bresc-Bautier. P., 1984; Papsturkunden für Kirchen in Heiligen Lande / Hrsg. v. R. Hiestand. Gött., 1985; Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185 / Ed. J. Wilkinson. L., 1988; Die Kanzlei der lateinischen Könige von Jerusalem. Hannover, 1996. 2 vol.

Лит.: Dodu G. Histoire des institutions monarchiques dans le Royaume latin de Jérusalem. P., 1894; Grousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jérusalem. P., 1934-1936, 19912. 3 vol.; Richard J. Le Royaume latin de Jérusalem. P., 1953 (рус. пер.: Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002); Prawer J. Histoire du Royaume latin de Jérusalem. P., 1969-1970, 20072. 2 vol.; idem. Crusader Institutions. Oxf.; N. Y., 1980; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. 3 vol.; Mayer H. E. Bistümer, Kloster und Stifte im Königreich Jerusalem. Stuttg., 1977; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States: The Secular Church. L., 1980; Outremer: Stud. in the History of the Crusading Kingdom of Jerusalem presented to J. Prawer / Ed. B. Z. Kedar, H. E. Mayer, R. C. Smail. Jerusalem, 1982; Hoch M. Jerusalem, Damaskus und der Zweite Kreuzug: Konstitutionelle Krise und äussere Sicherheit des Kruezfahrerkönigreiches Jerusalem, A. D. 1126-1154. Fr./M., 1993; Pringle R. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993-2007. 3 vol.; Mayer H. E. Kings and lords in the Latin Kingdom of Jerusalem. Aldershot; Brookfield, 1994; Лучицкая С. И. «Иерусалимские ассизы» - памятник средневекового права // Из истории социально-политической и культурной жизни античного мира и средневековья. М., 1985. С. 79-95; она же. Источниковедческие особенности «Иерусалимских ассиз» в медиевистике XIX-XX вв. // СВ. 1988. Вып. 51. С. 51-68; она же. Как умирали иерусалимские короли // В своем кругу: Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала Нового времени / Ред.: М. А. Бойцов, А. Г. Эксле. М., 2003. С. 191-229.

С. И. Лучицкая

Государство было создано в результате Первого крестового похода . После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году королевская корона была предложена одному из предводителей крестоносцев герцогу Нижней Лотарингии Готфриду Бульонскому. Но он отказался от высокой чести, приняв только титул «защитника Гроба Господня». Готфрид умер через год, а наследовавший ему брат Бодуэн, бывший в то время графом Эдессы, стал первым королём Иерусалимским.

Арденнская династия, 1099-1131 гг.

Арденнско-Анжуйская династия, 1131-1186 гг.

Фулько I/V Анжуйский 1131-1143

Бодуэн V Монферратский 1185-1186

Короли из разных родов

Эти короли, представители разных династий, получали власть посредством браков с наследницами престола.

Ги (Гвидо) Лузиньян 1186-1192

Конрад Монферратский 1192

Генрих I Шампанский 1192-1197

Амори (Амальрик) II Лузиньян 1197-1205

Мария-Иоланта Монферратская 1206-1219

Жан де Бриенн (муж Марии-Иоланты) 1210-1225

Династия Гогенштауфенов, 1225-1268 гг.

В 1225 году император Священной Римской империи Фридрих II женился на дочери Жана де Бриенна Иоланте (Изабелле), после чего принял титул короля Иерусалимского. Бывший до этого королём Жан де Бриенн вынужден был сложить с себя королевскую корону.

Во время крестового похода в 1228/1229 годах Фридрих II отобрал у мусульман Иерусалим, заключил мирный (и даже союзнический) договор с египетским султаном, а затем навсегда покинул Святую Землю, сохранив, впрочем, за собой титул короля Иерусалимского. Наследовавшие ему Конрад II и Конрад III (Конрадин) также признавались королями Иерусалимскими.

Фридрих II Гогенштауфен 1225/9-1250

Конрад II Гогенштауфен 1250-1254

Конрад III (Конрадин) 1254-1268

Династия Лузиньянов, 1243-1267 гг.

С отъездом в Европу в 1229 году Фридриха II регентшей королевства была избрана дочь Генриха 1 Шампанского и Изабеллы Иерусалимской Алиса. В 1243 году у Гогенштауфенов было отнято право осуществлять свои королевские прерогативы, но управлявшие остатками Иерусалимского королевства короли Кипра до 1269 года носили только титул правителя.

Алиса Кипрская (Шампанская) 1229/43-1246

Генрих I Кипрский 1246-1253

Гуго II Кипрский 1253-1267

Аквитано-Норманно-Лузиньянская династия, 1267-1291 гг.

После пресечения в 1268 году династии Гогенштауфенов, правитель Иерусалимского королевства Гуго III Кипрский принял для себя и титул короля Иерусалимского.

Гуго III Кипрский 1267-1277/84

Карл Анжуйский (номинально) 1278-1286

Генрих II Кипрский 1284/1286-1291

В 1291 году крестоносцы были окончательно изгнаны из Палестины. Далее титул королей Иерусалимских сохранили в своей титулатуре короли Кипра.

Иерусалимские Латинские Патриархи

во времена существования Иерусалимского королевства

Арнуль 1099

Даиберт 1099-1102

Эбремар 1102-1105

Даиберт (вторично) 1105

Эбремар (вторично) 1105-1108

Гибелин 1108-1112

Арнуль 1112-1118

Гварамунд (Гармон) 1119-1128

Стефан 1128-1130

Вильгельм I де Малине 1131-1145

Фульхерий 1146-1157

Амальрик 1157-1180

Ираклий... 1180-1191

Альберт I (?) 1191-1193

Геймар Монах 1194-1202

Соффред 1202-1203/4

Альберт II Авогардо 1204/1205-1214

Радульф (Рауль де Меренкур) 1214-1225

Фома Капуанский (не признан папой) 1225

Герольд Лозаннский 1225-1238

Роберт Нантский 1240-1254

Обиццо, патр. Антиохийский (не признан Папой) 1254

Иаков Панталеон 1255- 1261

Вильгельм II д"Ажен 1261-1270

Фома Агни Козенцкий 1272-1277

Иоанн Верцелльский 1278-1279

Илия (в Риме) 1279-1287

Николай де Анапис 1288-1291

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 350-352, 359-360.

Далее читайте:

Иерусалимские короли (генеалогическая таблица).

Иерусалим , древнееврейское Иерушалаим. Город в Палестине.