Кто хамелеон в рассказе. А.П

История создания рассказа Чехов дебютировал рассказами и сценками в мелких юмористических журналах. Он писал бытовые картинки, очерки, «мелочишки» , которые в сумме своей создавали особый мир, странный, вызывающий удивление. Люди в этих рассказах (помещики, чиновники, купцы, мещане) часто сравнивались с рыбами, животными, насекомыми. То появлялся герой толстый и круглый, «как жук» , и рядом с ним супруга - «тонкая, как голландская сельдь» («Папаша»), то человек, которого следовало бы называть не человеческим именем, а «так, как зовут вообще лошадей да коров» («За яблочки»), то просто баран в человеческом облике («Баран и барышня»), то свинья («Ряженые»).

История создания рассказа Самая большая известность среди этих человекоподобных животных Чехова выпала на долю хамелеона. Впервые «Хамелеон» , подписанный «А. Чехонте» , был опубликован в журнале «Осколки» , в 1884 году. Рассказ отличается острой сатирической направленностью. Чехов обличает здесь полицейский произвол, угодничество перед начальством и грубость по отношению к нижестоящим. Главный объект сатиры писателя - рабская психология человека. «Осколки» - юмористический литературно-художественный еженедельный журнал. Издавался в Петербурге с 1881 по 1916 год.

Название рассказа Тут имеешь дело с глупостью или со старыми дурными привычками. . . Во всяком случае негодование и суровые попреки тут беспомощны, и скорее нужно смеяться; одна хорошая насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей. А. П. Чехов Название литературного произведения, особенно у писателя-классика, всегда значимо: в нем в сжатом виде заключено содержание произведения. Рассказ Чехова назван «Хамелеон» , и идея затем развертывается в рассказе в переносном, метафорическом смысле. Совершенно очевидно, что рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. В переносном смысле хамелеон - беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки» .

Художественные особенности рассказа По своему жанру это типичный чеховский рассказ-сценка. Авторское повествование сведено к минимуму. Оно воспринимается как развернутые ремарки к действующим лицам и декорациям. Для рассказа-сценки характерны парные персонажи (Очумелов и Елдырин). Присутствуют тут и «внесценические» парные персонажи: генерал Жигалов и его брат. «Хамелеон» . Фарфоровая статуэтка, 1950 -е гг.

Говорящие фамилии персонажей рассказа Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта. Персонажи рассказа - люди самые разные, представляющие народ, «улицу» , человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики, имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте.

«Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» - это и есть его полное, создающее комический эффект «имя» , потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия). «Елдырин - рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» , он «шагает» , следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.

«Золотых дел мастер Хрюкин» - вздорный человек со вздорными претензиями («золотых дел мастер» может иметь такую фамилию, разумеется, только в сатирическом произведении). Генерал Жигалов - внесценический персонаж, слово «генерал» как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы. Владимир Иванович Жигалов - брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.

Особенности композиции Основной композиционный прием в рассказе - повторение. Повторяемость, запрограммированность поведения персонажей вызывает смех читателя. В «Хамелеоне» повторяется ситуация выяснения («чья собака» ?). Несколько раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. Экспозиция. Здесь нет предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию - оно начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Описание базара, на котором происходит действие рассказа, кратко и выразительно. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина. Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий подобно бесконечной синусоиде. Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не проясненной, а участники событий уже разошлись…

Художественные особенности рассказа Композиция рассказа кольцевая. Действие начинается и завершается на базарной площади. Такая композиция, подчеркивая заурядность случившегося, в то же время придает истории завершенный, притчевый характер. Центральный эпизод рассказа драматизирован. Через речь действующих лиц отчетливее обозначается их внутренний мир и отношение к факту, вырастающему в ограниченном сознании в целое событие. Комедийную основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон обсуждения этой несерьезной «проблемы» . Комический элемент заключен также в самой конструкции центрального эпизода. В соответствии с заглавием рассказа и с его идейным содержанием - это цепь «превращений» . Через «трансформации» Очумелова Чехов в предельно лаконичной форме создает впечатление, что деспотизм и рабство являются двумя концами одной и той же цепи.

Важную роль играет смена регистров в речи Очумелова: грубость мгновенно сменяется угодливостью. Укажем также такие детали, как узел в руке Очумелова и решето с «конфискованным» крыжовником у Елдырина. Это взятки «борзыми щенками» . Текст читает Олег Табаков

В качестве примера повторяющейся детали отметим снятие и надевание Очумеловым шинели: его бросает то в жар, то в холод - в зависимости от ситуации. Так, вначале Очумелов говорит: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто! Ужас как жарко!» При перемене ситуации он произносит: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто! Что-то ветром подуло! Знобит!»

Сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе, который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой цвет. Чехов писал в письме брату Александру 10 мая 1886 года: «В сфере психики тоже частности. . . Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев» .

Хрюкин так же, как и Очумелов, поставлен в положение сильного (по отношению к собаке) и в положение слабого (по отношению к Очумелову). Чехов показывает, что окраска Хрюкина меняется при Очумелове и находится в полной зависимости от того, оказывает ли Очумелов покровительство Хрюкину или, напротив, обвиняет его. Раболепие его возрастает, а уверенность в выигрышности своего положения уменьшается по мере приближения к финалу: в последней части рассказа Хрюкин, убедившись в том, что сила не на его стороне, рабски присмирев, умолкает.

Очумелов для Чехова - отвратительное и безобразное воплощение порядка, построенного на неравенстве. Как было дело, кто в действительности виноват - это не имеет для Очумелова никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Хамелеонство Очумелова - не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших» , на «толстых» и «тонких» .

Тема урока: А.П.Чехов. Слово о писателе. “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире.

Задачи урока:

Обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века;

Расширить представления о многогранности А.П.Чехова как личности и его творчества;

Провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное;

Сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество;

Учить детей выразительному чтению и работе с словарями.

Ход урока

Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя с использованием мультимедийной презентации)

Изучение нового материала.

  1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.

80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Цензурный комитет закрывает журнал Салтыкова-Щедрина “Отечественные записки”. Историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству Чехов чувствовал особенно остро и болезненно. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели.

  1. История создания рассказа “Хамелеон”.

“Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии, и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.

  1. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике.

3.1. Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника.

3.2. Вопросы по статье учебника.

Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?

— Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

— назовите лексическое значение слову «псевдоним»

  1. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”.

Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.)

тельное чтение отрывка из рассказа со слов “Так ты кусаться окаянная” до слов “Чья собака, спрашиваю”?

— Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств?

Правда и справедливость не имеют для полицейского надзирателя никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и виновнику скандала. Как это его характеризует?

Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов?

Почему рассказ назван “Хамелеон”?

Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это?

Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, топо-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона.

Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа.

Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие.

Языковые и художественные особенности рассказа.

– Назначение детали в рассказе.(Вспомнить с учащимися определение детали).

В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима: новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина, «конфискованный» крыжовник, «говорящие» фамилии.

– Композиция рассказа.

Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака.

– Речевая структура рассказа.

Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога – речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства.

Словарная работа: бакалейная лавка, дровяной склад, постановление.

Подведение итогов урока.

  1. Задание на дом.

Письменный ответ на вопрос. (Почему рассказ назван “Хамелеон”?)

Юмористический рассказ «Хамелеон» написан А.П.Чеховым на раннем этапе его творчества. Писать Чехов начал ещё будучи гимназистом. Тогда «Антоша Чехонте» печатал свои короткие юмористические миниатюры в различных юмористических журналах.

Создание «Хамелеона» относится к 1884 году, когда он после окончания учёбы уже работал врачом. В это время продолжается сотрудничество с журналами, что наложило определённый публицистический отпечаток на рассказ, что придаёт ему некоторую особенность и особую прелесть. Тогда он был ещё малоизвестен, хотя уже чувствуется стиль и глубина опытного писателя.

Анализ рассказа

Идея рассказа заключается в высмеивании приспособленчества, подхалимства, что выражается в самом названии рассказа и на примере поведения главного героя полицейского Очумелова, который мы видим в различных ситуациях. Данный персонаж, конечно, собирательный, представляющий лишь одного представителя из огромной армии хамелеонов в человеческом обличье. Им нет никакого дела до справедливости, понятие совести у них отсутствует. Главная их цель -приспособиться к окружающему миру как можно комфортнее используя тень сильных мира.

Судьба собаки напрямую зависит от социального статуса её хозяина. Подобные ситуации показательны и характерны во все времена. Хамелеоны бессмертны. Это тип человека без принципов, мгновенно меняющего своё мнение в зависимости от сложившейся ситуации. Они были, есть и, к сожалению, ещё долго будут жить в нашем обществе. Психология раба, которого по капле предлагал выдавливать из себя Антон Павлович, во все времена была выгодна для власть имущих.

Произведение написано в стиле реализма. Это можно понять даже не прибегая к анализу литературных приёмов. Благодаря особой чеховской форме изложения при чтении возникают образы героев рассказа, в которых нет пространных описаний, а лишь небольшие характеристики персонажей. По форме изложения рассказ похож на стенограмму и это позволяет увидеть всех участников повествования максимально чётко и ясно.

Сюжет

Сюжетная линия рассказа незамысловата. Идущему по улице полицейскому Очумелову и его помощнику Елдыринуна пути попадается укушенный маленькой собачкой мастер Хрюкин. Окружившей его толпе он демонстрирует окровавленный палец. В ходе разбирательства и выяснения того, кто является хозяином собаки, Очумелов демонстрирует чудеса мимикрии. Когда люди говорят, что это собака бездомная, он велит её утопить. При упоминании о том, что это собака генеральская, он начинает ругать самого Хрюкина. И так до тех пор, пока всё-таки не принимается решение в пользу генеральской собаки. Очумелов с помощником следует дальше.

Герои рассказа

Персонажи в рассказе - самые разные люди и, в силу того, что при небольшом объёме рассказа довольно сложно дать каждому образу развёрнутую характеристику, автор использует приём «говорящих фамилий», которые сами по себе могут охарактеризовать персонаж. Например, полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Шинель - это символ власти, узелок в руке - символ мздоимства. Его помощник Елдырин рыжий городовой с решетом, наполненным крыжовником. Очумелова и Елдырина рассказчик называет только по фамилии, что подчёркивает их официальный статус. «Золотых дел мастер Хрюкин» - вздорныйчеловек со вздорными претензиями. Сама фамилия уже говорит немало о её носителе.

Главным героем, конечно же, здесь является Очумелов. Именно его уникальная способность менять свои решения в зависимости от ситуации и находится в центре внимания. Причём делает он это настолько виртуозно, что порой даже вызывает восхищение. О его низком культурном уровне свидетельствует грубость по отношению к Хрюкину, хотя он заискивает перед одним только именем генерала. Само название рассказа раскрывает суть произведения.

Слово «Хамелеон» после чеховского рассказа стало нарицательным. Название произведения "Хамелеон" А.П. Чехова, уже показывает нам его суть. В его произведение "хамелеон" становится именем нарицательным, обозначающее человека подлого, предателя, который действует не в интересах общества, а личных.Так и образ Очумелова меняет краски, как хамелеон в природе.

В этой небольшой статье мы рассмотрим анализ рассказа "Хамелеон" Чехова. Это произведение было напечатано более ста лет назад - в 1884 году его опубликовал журнал "Осколки". Интересно, что Чехов не стал подписываться своей фамилией, использовав псевдоним, а популярность рассказа была невероятной - его не только перевели для читателей разных стран, но и включили в список обязательных произведений для изучения в российских школах. Кроме того, по мотивам рассказа сняли киноленту. Учитывая такое широкое распространие, можно смело говорить о глубине и яркости произведения, поэтому мы и делаем анализ рассказа "Хамелеон" - он поможет нам лучше увидеть замысел автора.

Сюжет рассказа и определение жанра

Базарная площадь, обычный день. Мы видим полицейского надзирателя, у которого весьма красноречивая фамилия - Очумелов. После некой ситуации с мастером Хрюкиным, которую он наблюдает своими глазами, начинается самая настоящая неразбериха. Дело в том, что Хрюкина укусила за палец борзая собака, и он жалуется людям: как же так, мол? Вроде бы рядовой случай, но люди начинают дознаваться, а чья это собака - генеральская или простая бродяга.

Сам полицейский Очумелов наблюдает со стороны, какой статус присваивается животному, и это сильно влияет на его решение по данному инциденту, потому что Очумелов то решает уничтожить щенка, то пускается в крайность, и хочет отправить в тюрьму самого пострадавшего Хрюкина.

Проводя анализ рассказа "Хамелеон" Чехова, мы не только обратим внимание на сюжет произведения, но и разберемся, к какому жанру он относится. Безусловно, жанр рассказа самый привычный и любимый у его автора - юмористический. Ранний период творческой биографии Чехова отметился тем, что появился целый ряд похожих по жанру рассказов, которые были направлены на высмеивание и подчеркивание тех или иных человеческих недостатков. А как известно, когда проблема выявлена и подчеркнута, ее легче решить. Чехов преследует именно эту цель.

Несколько слов нужно сказать о говорящих фамилиях произведения "Хамелеон", ведь каждая из них уточняет облик персонажа, указывает на его характер. Например, одного из главных героев зовут Хрюкин. Его лицо одутловато, а вид полупьяный, и Чехов замечательно достигает комического эффекта благодаря явному несоответствию между его фамилией и должностью, ведь Хрюкин известен как золотых дел мастер.

Детали анализа "Хамелеон"

Не зря Чехов именно так назвал свое произведение. "Хамелеонство" действительно становится основной темой, и это очень злободневно, ведь тот, кто готов резко менять свое решение или мнение, опираясь на переменчивые взгляды других людей или действие обстоятельств, "достоин" того, чтобы его высмеяли. Конечно, отказ от своего мнения всегда дурно пахнет, и такие непостоянные люди даже опасны для общества.

Надо сказать, что главная тема, о которой мы говорим, ярко прослеживается и в сути самого сюжета, и в диалогах героев. Взять, к примеру, полицейского надзирателя Очумелова. Когда он узнает, что борзой щенок является генеральским, он заискивает перед ним, и в этом видна продажность Очумелова и его зависимость от мнения влиятельных лиц. Отметив эту мысль, продолжим анализ рассказа "Хамелеон".

Очумелов смотрит на своих подчиненных несколько презрительно, не уважает их, хотя когда сам встречает человека по положению выше себя, начинает перед ним расстилаться, и даже готов унизиться. За основу рассказа автор взял короткую, веселую и занимательную историю, а одной из отличительных особенностей произведения является факт большого количества диалогов, в то время как описанию Чехов уделил минимум внимания. Скорее, описание событий можно назвать даже авторскими ремарками.

Порой рассказ начинает напоминать некую драму, что тоже является задумкой автора. Подумаем, например, о том, что на первом плане не внешняя оболочка обстоятельств, а внутренние события. Раскрывается психология того или иного персонажа. На Очумелове хорошо виден эксперимент Чехова. Этот герой выслуживается перед более высоким лицом - генералом, но в то же время полон решимости показать народу, что он весьма значителен и имеет вес. Также переменчива толпа, что точно так же напоминает нам самого настоящего хамелеона.

Вы прочитали выше анализ рассказа "Хамелеон", который написал Антон Чехов. В нашем блоге вы найдете много статей с похожей тематикой, а кроме того вашему вниманию представляем раздел кратких содержаний . Возможно, вас также заинтересует

Несмотря на небольшой объем, рассказ "Хамелеон" Чехова (1884) насыщен большим количеством действующих лиц, мастерски обрисованных писателем. Центральный образ рассказа - образ Очумелова, который изображен Чеховым сатирически. Очумелов высмеивается автором за свое одновременно и подобострастное поведение (когда речь идет о сильных), и пренебрежительное, высокомерное (когда ему кажется, что он хозяин положения). Название рассказа "говорящее", однако и здесь Чехов очень оригинален: ведь в природе хамелеон изменяет окраску, приспосабливается для того, чтобы защитить свою жизнь, тогда как Очумелов ведёт себя так просто потому, что не может преодолеть в себе внутреннего рабства, заставляющего его пресмыкаться перед сильным и помыкать слабым.

Сюжет рассказа "Хамелеон" прост, но он мотивирован характером главного героя: и шинель, которую то снимает, то надевает Очумелов, и его речь, то льстивая, то грубая, но всегда неискренняя, и его жестикуляция, призванная подчеркнуть власть, но становящаяся иногда просто жалкой, - всё это не случайно, всё это отражает подлинную сущность насмерть перепуганного "нижнего чина", которому необходимо сделать правильный выбор и который смертельно боится ошибиться... Следует отметить, что в рассказе Хамелеон одним из важнейших средств характеристики героя является речевая характеристика, и здесь Чехов умело показывает (на лексическом и синтаксическом уровнях прежде всего) ограниченность и примитивность героя, его неспособность к выражению своих мыслей (правда, можно предположить, что это также связано и с почти полным отсутствием последних...).

Кроме образа пивного героя, привлекают внимание образы Хрюкина и толпы. Хрюкин, "золотых дел мастер", вызывает неприятие своим нечеловечески жестоким поведением по отношению к беззащитной собаке ("Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха..." - говорит кто-то из толпы, объясняя, почему собака "тяпнула" Хрюкина), своим стремлением "урвать положенное" тогда, когда он сам виноват в произошедшем. А толпа, настроение и симпатии которой постоянно изменяются, которая в финале рассказа "хохочет над Хрюкнным", представляет собой худшую часть общества, интересы которой выражены в известной формуле "Хлеба и зрелищ!", в ней люди теряют человеческий облик, превращаясь в безмозглое стадо, топчущее слабого и трусливо заглядывающее в рот сильному.

Единственный персонаж рассказа, который вызывает к себе сочувствие, - это собака. Ее-то как раз и по-человечески жаль, потому что она оказалась втянута людьми в их "человеческие" забавы, и от этого ей плохо и страшно...

Нравственная позиция автора в рассказе "Хамелеон" однозначна: он осуждает Очумелова, который теряет человеческое достоинство, стараясь угодить сильному и унижая слабого; он сочувствует живому существу, которое безвинно страдает в жестоком мире людей-нелюдей.