Николай судзиловский николас руссель. Русский президент гавайских островов - как русский революционер на гаваях правил

Вуяля - наш герой.
Николай Константинович Судзиловский (он же Николас Руссель ).
Родился 15 декабря 1850 в городе Могилеве, умер 30 апреля 1930 в городе Чунцине (Китай).
Большой человек! Сенатор Территории Гавайи (c 1900 г.), президент сената Территории Гавайи (c 1901 г. по 1902 г.).
А заодно - деятель революционного движения в России, Швейцарии, Франции, Болгарии, США, Японии, Китае, один из зачинателей социалистического движения Румынии.
А также учёный-этнограф, географ, химик и биолог, член "Американского общества генетиков".

Родился в обедневшей дворянской семье. В гимназии начитался Чернышевского, Добролюбова, Писарева и Герцена и постиг, что учебные заведения царской России - «орудия полицейской муштровки, где голову забивают «метафизическим, лингвистическим и теологическим» хламом. Обе его сестры, Надежда и Евгения, тоже стали революционерками. Братья оказались стойкими к пропаганде и в революционной деятельности не замечены.
Судзиловский был хулиганом, но он был умным человеком. "Орудие полицейской муштровки", Могилёвскую гимназию, он окончил с отличием и в 1868 году поступил на юрфак Петербургского университета, откуда его выперли за участие в студенческих беспорядках. В 1869-м перевелся на медицинский факультет Киевского университета, так как проходить обучение участникам беспорядков в других вузах было запрещено.
В 1873-1874 устроился фельдшером в тюремную больницу в Николаевске и попытался устроить побег заключённых. Его план был раскрыт, он скрылся и бежал из России.

С этого времени Судзиловский оставляет детские забавы и выходит на серьезную международную орбиту.

С 1875 обретается, естественно, в Лондоне . И естественно, что здесь он ни в каких беспорядках не участвует. Взявшись за ум, работает в больнице святого Георгия, общается с Карлом Марксом.

В Википедии сказано, что в 1877 Судзиловский окончил университет в Бухаресте. Итого, в студентах он мыкался с 1868 по 1877 - в Петербурге, Киеве, Лондоне и Бухаресте.
Был среди организаторов социалистического движения в Румынии.

В 1876 взял себе новую фамилию и перебрался в Турцию, Руссель поучаствовал в апрельском восстании в Болгарии. С этого времени он именует себя Николас Руссель.
Турки режут болгар, Россия вводит войска, начинается Балканская война 1877—1878 годов. Руссель ведёт революционную пропаганду в русских войсках.

Война окончилась. Отметившись в Болгарии и Греции, агент Руссель возвращается в Румынию. Но ненадолго. За подрывную деятельность румынское правительство высылает его из страны. Румыния - союзник России на Балканах, так что до этого момента всю деятельность Русселя можно свести к формуле "Всё, что угодно, лишь бы как-нибудь навредить ненавистной Родине".

Для начала в 1887 Руссель переезжает в Сан-Франциско . Здесь он организует кампанию травли православного епископа Владимира, обвиняя его в растрате церковных денег и всяческих смертных грехах. Одновременно он общается с другими такими же мутными фраерами Е.Е. Лазаревым и Л.Б.Гольденбергом на тему как бы организовывать регулярные побеги политзаключенных из Сибири в Америку.

В 1892 году Руссель вдруг перебрался на Гавайские острова. Тут он остепенился и резко пошел вверх. Стал владельцем кофейной плантации, занимался также врачебной практикой.

Любопытно в этой истории вот что. Между Россией и Гавайями не видно никакой связи. Гавайи - это совсем другая статья Британской политики. Вопрос: зачем Руссель в 1892 вдруг попёрся на Гавайи?

Вспомним историю.

Гавайские острова открыл английский капитан Джеймс Кук в 1778 году. Европейцы застали на Гавайских островах несколько государственных образований, которые в начале XIX века слились в единое королевство.
Развитие интереса к производству сахарного тростника заставило США озаботиться прогрессом демократии на Гавайях.
В Википедии говорится, что местное население, столкнувшись с занесёнными извне инфекциями, к которым у него не было иммунитета, вымерло: к концу века от 300-тысячного полинезийского населения осталось около 30 тыс. человек.
В 1887 году вооружённые отряды белых заставили принять "Конституцию", которая так и осталась в истории под названием "Конституции штыка". Так как Лилиуокалани , последняя королева островов, попыталась оспорить положения этой "конституции". Тогда группа местных американского происхождения, призвав на помощь американских моряков со стоявшего в бухте корабля, в 1893 году совершила переворот и свергла королеву. 4 июля 1894 года временным правительством была провозглашена Республика Гавайи . Первым и единственным президентом республики стал Сэнфорд Доул , который занимал эту должность с 1894 по 1900 год. Его правительство устояло после нескольких попыток восстановления монархии, в том числе заговора Уилкокса в 1895 году. Республика Гавайи была признана всеми государствами, которые признавали в своё время королевство. В 1900 году Гавайи получили статус территории США , а Доул занял должность её губернатора.

Теперь читателю, думаю, уже понятно, отчего нашего Русселя вдруг одолело в 1892 году желание стать плантатором на Гавайях! Ведь прямо на его глазах хищный американский империализм окончательно уводил Гавайи из сферы влияния Британии.

Руссель и здесь на Гавайях использует методы русских "народников". И его "хождение в народ" пользуется большим уважением среди аборигенов (канаков). У Русселя появлется новое прозвище - Каука Лукини (что означает «русский доктор»). Он проводит разъяснительные беседы, учит аборигенов революционной борьбе, и организует «партию самоуправления гавайи» (гомрулеров), призванную бороться за интересы коренных жителей.

В это время на Гавайях против усиливающихся прямо на глазах США борется другой агент и правдолюбец - Роберт Уильям Уилкокс , по прозвищу «Железный герцог Гавайев» (англ. Iron Duke of Hawaiʻi), отчаянно пытающийся предотвратить неизбежное поглощение Штатами Гавайских островов. Уилкокс выступает как сторонник свергнутой королевы Лилиуокалани и подымает угнетенные американцами народы на борьбу против ненавистного американского колониализма.

Роялисты и республиканские войска столкнулись у подножья Алмазной Головы 6 и 7 января 1895 года. Маноа была полем боя 9 января. Потери были незначительными, и только Картер, член известной семьи острова, был убит. Роялисты были быстро разгромлены, и Уилкокс провёл несколько дней в бегах, прежде чем попал в плен. Все роялистские лидеры были арестованы 16 января, когда Лилиуокалани была взята под стражу и заключена во дворце Иолани. Уилкокс был арестован и осуждён за государственную измену. На этот раз он был осуждён 23 февраля 1895 года и приговорён к смертной казни вместе с пятью другими лидерами. Некоторые из них были освобождены в связи с дачей показаний против других, и его приговор был смягчён до 35 лет лишения свободы. 1 января 1898 года он был помилован Сэнфордом Доулом, президентом Республики, который оказал давление на Лилиуокалани , чтобы она отказалась от претензий на престол в обмен на жизнь и свободу тех, кто был приговорён к смертной казни .
Королева была отдана под суд. Прокурор обвинил её в измене, так как она должна была знать, что оружие предназначалось для свержения республики. В ответ королева произнесла речь, в которой расценила события 1893 года как государственный переворот, сказала, что она не присягала ни временному правительству, ни Республике Гавайи, что она не признаёт права республики судить её, но что она не знала о заговоре и в целях блага своего народа выступает против насильственных действий. Она была приговорена к пяти годам тюремного заключения и трудовых работ, а также оштрафована на 10 тысяч долларов. Своё заключение она отбывала в спальне во дворце Иолани в Гонолулу, который находился под круглосуточной охраной. Через восемь месяцев распоряжением Доула она была переведена на домашний арест, а через год была амнистирована и уехала в Вашингтон.
Там она затеяла тяжбу с федеральным правительством из-за коронных земель; в конце концов легислатура Гавайев выписала ей пенсию в 4 тысячи долларов в год, также оставило за ней доход с сахарной плантации в 24 км². Она умерла в 1917 году от инсульта.
Лилиуокалани известна как писательница и автор песен; в тюрьме она написала гавайский гимн Алоха Оэ , а также книгу об истории страны.
Так окончилась история Гавайской королевской семьи.

В 1898 году, в разгар испано-американской войны, США аннексировали Гавайи и в 1900 году президент США Уильям Маккинли подписал «Акт о предоставлении правительства Территории Гавайи» (также известный как «Гавайский Органический Акт»), в соответствии с которым, создавались:

институт Губернатора Территории, назначаемого действующим президентом США,
двухпалатный Законодательный орган Территории, состоявший из избираемых Палаты представителей и Сената,
Верховный суд.

США предоставляет местным жителям выбор между республиканской и демократической партией.

Однако в предвыборную борьбу внезапно включается третья партия, созданная к этому времени Русселем-Судзиловским

В 1900 году, при поддержке коренного населения, Николай Судзиловский и ряд его сторонников проходят в сенат гавайских островов, а в 1901 Н. К. Судзиловский-Руссель был избран первым президентом Сената Гавайских островов. На этом посту успел провести реформы в поддержку коренных жителей , но не смог противостоять влиянию США.
В 1902 года вынужден покинуть пост после предательства сторонников.

Гавайская эпопея - это несомненный апогей биографии нашего героя.

Проиграв последнюю битву за Гавайи, агент Руссель снова перебрасывается на русский фронт. Он направляется в Японию, которая вскоре должна начать войну с Россией (1904).
Во время русско-японской войны ведет активную социалистическую пропаганду среди русских военнопленных в Японии. Издаёт газету «Россия и Япония».
Одним из его сотрудников по газете является Алексей Новиков-Прибой , позднее написавший книгу о Цусимском сражении.
Этот Новиков-Прибой - матрос Балтийского флота. В 1903 году был арестован за революционную пропаганду. Как «неблагонадёжный» был переведён во 2-ю Тихоокеанскую эскадру на броненосец «Орёл». Участвовал в Цусимском сражении, попал в японский плен, а вернувшись из плена в родное село в 1906 году, Новиков написал два очерка о Цусимском сражении: «Безумцы и бесплодные жертвы» и «За чужие грехи», изданные под псевдонимом А. Затёртый. Брошюры были сразу же запрещены правительством, а в 1907 году Новиков был вынужден перейти на нелегальное положение, так как ему грозил арест. Он бежал сначала в Финляндию, а затем, естественно, в Англию . С 1912 по 1913 год писатель жил у М. Горького на Капри. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Но вернемся в начало века. После начала революции 1905 года Руссель с Прибоем вынашивают идею вооружить и отправить в Россию для помощи восставшим 60 тысяч пленных. По настоянию министра иностранных дел России Судзиловский был лишён американского гражданства — за «антиамериканскую деятельность».

Необычный для советского мировоззрения расклад: США и Россия - естественные союзники против общего врага , Британской владычицы морей. Так оно и было вплоть до 1917 года.

Последние годы жизни провёл на Филиппинах и в Китае, где пересекался с доктором Сунь Ятсеном . Советское правительство с 1921 года внезапно выплачивало ему пенсию , как персональному пенсионеру Всесоюзного общества политкаторжан. Ни на каторге, ни в ссылке Руссель ни разу не было, но зато он пописывал в журнальчике "Каторга и ссылка".

Но в осчастливленный долгожданной Революцией СССР Судзиловский не поехать не изволил. Не того полета птица. Умер 30 апреля 1930 года (в возрасте 79 лет) в городе Чунцин, в Китае.

Владел 8 европейскими, китайским и японским языками.

Автор поста изобретает велосипед. Николай Константинович Судзиловский (1850-1930) - не "авантюрист", как он обзывается ниже (меня тоже удостоил такого прозвища Николай Митрохин в изданной в 2003 году поверхностной книге "Русская партия. Движение русских националистов в СССР 1953-1985 годы"), а русский пассионарий, которому земной шар был тесен. Он - патриот России, и где бы он ни оказывался, все его обращались к России - по его признанию, "я не расставался с ней ни на минуту". И когда он в 1877 году в условиях революционной деятельности вынужден был взять другую фамилию, то избрал таковой "Руссель", что в переводе означает "Русский". Он начинал как народник-семидесятник из фракции "деятельных", самоотверженно "ходил в народ", основал Киевскую коммуну революционеров, считается основателем социалистического движения в Румынии, общался с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и со многими другими революционерами России и Европы, дружил с основателем современной китайской нации Сунь Ятсеном и японским социалистом Котоку Дэндзиро. Он прославился как великолепный врач, им открыты т.н. "тельца Русселя", появляющиеся при воспалительных процессах в слизистых оболочках. Он - один из основателей агрофизики. Он - любознательный этнограф. Его философско-социалистические и публицистически-политические произведения обретают новую актуальность в нынешней фазе глобализации. Завоевав своей врачебной и политической практикой чрезвычайную популярность среди коренных гавайцев-канаков, он был избран от них в местный сенат и в 1901-1902 годах являлся президентом Гавайских островов,бился за присоединение этой стратегической и богатейшей территории к будущей прогрессивной России, справедливому преображению которой посвятил жизнь.

Под рукой одна из основательных книг о нём - Иосько Михаил Иванович. Николай Судзиловский-Руссель. Жизнь, революционная деятельность и мировоззрение (Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 1976. - 336 стр.). Эпиграф - его слова, отзвук известной заповеди Иисуса Христа (Евангелие от Луки 9:60): "Кто стоит лицом к прошлому, а не к будущему, тот не революционер. Оставив Россию в 1875 году, я не я не переставал отстаивать свои позиции и одновременно спасать свою душу от засилия хищников в разных пунктах земного шара... Счастлив, что после 40-летней службы делу революции в России дожил до падения нашей Бастилии".

Кстати, Николай Судзиловский - не первый выходец из России, оставивший славный след в истории дальних краев. Например, известен камчатский ссыльный Морис Самуэлович Беневский, который в 1771 году поднял восстание в Большереченском остроге, захватил галион "Святой Петр" и с группой соратников из 70 человек отбыл в Южные моря, попытался неудачно захватить остров Тайвань, на некоторое время обосновался во Франции, там из оставшихся и примкнувших русских и французов собрал отряд из 21 офицеров и 237 моряков и в 1774 году высадился на Мадагаскаре, где 1 октября 1776 года местные старейшины провозгласили его "новым Анпансакабе", верховным правителем острова. Французы убили его 23 мая 1786 года при штурме Мавритании (основанная им столица Мадагаскара), там же он похоронен рядом с двумя русскими товарищами, вместе с которыми осуществил побег с Камчатки. И в истории Морис Беневский остался как "Император Мадагаскара".

С нижеприводимым же несколько легковесным постом о Николае Судзиловском-Русселе полезно ознакомиться, тем более, что серьёзные академические монографии трудновато освоить. - Оригинал взят у leon_rumata в Как русский революционер на Гаваях правил

Вы не поверите, но это - быль!
И это самое удивительное в этой невероятной истории...
**************************************** *******************************

Русский президент американского штата


Президентский дворец в Гонолулу, Frank Davey, 1898 год

20 февраля 1901 года правительством США был создан Сенат Территории Гавайи. Во время первых выборов в молодой республике, сначала сенатором, а затем президентом первого республиканского правительства Гавайских островов был избран бежавший от царской Охранки русский авантюрист — Николай Судзиловский, удивительный ученый, географ, химик, деятель революционного движения в России, Швейцарии, Англии, Болгарии, США и Китая.

Николай Судзиловский — сын в прошлом крупного могилевского помещика , вынужденного переехать в Саратовскую губернию к родственникам. Будучи еще студентом медицинского факультета Киевского университета, Николай примкнул к группе бунтаря-народника Владимира Карповича Дебагория-Мокриевича. Не окончив пятого курса, Судзиловский прибыл на Волгу для ведения антиправительственной пропаганды среди рабочих и крестьян. Николай Александрович устроился конторским служащим на железнодорожную станцию Покровск. Свою работу выполнял прилежно, добросовестно, без показной суеты.

Начальнику станции и невдомек было, что молодой, интеллигентного вида конторщик под форменной железнодорожной курткой приносит на станцию запрещенной царской цензурой книги, брошюры, газеты и читает их железнодорожникам и крестьянам слободы Покровской в каком-нибудь пустом товарном вагоне, загнанном в тупик..

Зная, что полиция, и не только покровская, дотошно выявляет личность всякого, кто попадает в поле ее зрения, Николай Константинович счел за разумное не дразнить гусей и покинуть Покровскую слободу. Куда бы Судзиловский не приезжал, везде он чувствовал за спиной дыхание догоняющих полицейских ищеек. Это обстоятельство вынудило подпольщика нелегально перебраться за границу.

«На Земном шаре, — писал Судзиловский, — вряд ли отыщется другой такой благодатный уголок, как Гавайские острова...»

В Румынии Николай Константинович снова засел за оставленные некогда в Киеве учебники медицины, чтобы завершить, наконец, прерванное образование. Подавая прошение в местный университет о сдаче экзаменов на звание врача Судзиловский вынужден был скрыть, что обучение в Киевском университете прервалось из-за ареста.

Радость при получении аттестата доктора медицины была омрачена вестью, что русская полиция снова напала на его след. Судзиловский меняет фамилию, теперь он называется доктор Руссель.

Спасаясь от преследования агентов Третьего отделения, Николай Константинович оказывается в Турции, затем во Франции. Потом Судзидиловский-Руссель уезжает за океан, в Северную Америку. Обосновавшись в Сан-Франциско, он, благодаря отличным познаниям в медицине и добросовестному отношению к делу, приобрел вскоре широкую практику среди местного населения.

И в Сан-Франциско Николай Константинович не чувствует себя в безопасности. Теперь он боялся не только ищеек Российской империи, но и американского правосудия, с критикой которого он осмелился выступить. Пришлось в очередной раз оставлять обжитое место.

«Он становится достопримечательностью острова, его посещают иностранные путешественники. В том числе русский врач Сергей Сергеевич Боткин»

В 1892 году Николай Руссель устроился судовым врачом на пароход, отправлявшийся на Гавайские (Сандвичевы) острова. Новая земля поразила Николая Константиновича и своим внешним видом, и разнообразной тропической растительностью, и пестротой шестидесятитысячного населения. «На Земном шаре, — писал Судзиловский-Руссель несколько лет спустя в своих очерках, опубликованных под псевдонимом в русском журнале „Книги Недели“, — вряд ли отыщется другой такой благодатный уголок, как Гавайские острова...»

Коренных гавайцев там проживало не более половины всех жителей, остальные пятьдесят процентов составляли североамериканцы, англичане, французы, немцы, австрийцы, но особенно много было японцев и китайцев. На острове Саху разместились десятки переселившихся из России семей. К ним присоединилось и семейство Русселя. Потом, ища уединения, Николай Константинович переселился на остров Гавайо. Близ одного из потухших вулканов он арендовал участок в 160 акров, выстроил дом и занялся разведением кофе. Затем на его плантациях появились бананы, ананасы, лимоны, апельсины...

Откровенная эксплуатацмя американцами коренное населения возмущала доктора Русселя. Он, как прежде в России, стал организовывать среди туземцев-канаков подобие революционных кружков, где разъяснял гавайцам творимое над ними беззаконие.

«Руссель-Судзиловский и сам понимал, что долго противостоять такой крупной державе, как Америка, не сможет»

Шли годы. Куака-Лукини («Русский Доктор») стал популярнейшим человеком на островах. Он не только восстанавливал здоровье больным, но и давал множество деловых советов туземцам, справедливо разбирался в их спорах и распрях. Куака-Лукини, как достопримечательность острова, посещают иностранные путешественники; приезжает русский врач Сергей Сергеевич Боткин.

В 1892 году американцы решили образовать на Гавайских островах вместо королевства республику. В предвыборной компании, по заведенному обычаю, проходила борьба республиканской и демократической партий. Но нашелся человек — доктор Руссель — вставший во главе только что организованной третьей национальной партии. Новое объединение называло себя «Партией Независимых» Вождь партии, прошедший в России школу агитационной работы, умело вел пропаганду среди канаков и пользовался их бесконечным доверием. Поэтому, когда год спустя на островах Гавайи состоялись государственные выборы, Куала-Лукини был избран сначала сенатором, затем президентом первого республиканского правительства Гавайских островов.

«Он постоянно искал возможности лично поучаствовать в революционной борьбе»

Островитяне не обманулись в выборе нового президента. Русский доктор провел несколько широких прогрессивных реформ, значительно облегчив участь канаков...

Руссель-Судзиловский и сам понимал, что долго противостоять такой крупной державе, как Америка, не сможет. Ему не только республику, себя лично защитить было трудно. У Гавайского государства не было своей армии, лишь отряд милиции во главе с полковником поддерживал порядок на островах. И все же доктор Руссель президентствовал до 1902 года. За это время много доброго успел он сделать для туземного населения.

В какой бы стране ни оказывал Николай Руссель, судьба Родины всегда волновала его. Он постоянно искал возможности лично поучаствовать в революционной борьбе . Отойдя от политической жизни гавайцев, Руссель отправляется в Шанхай, чтобы организовать вооруженный отряд и освободить каторжан в Сибири. Конечно же, эта наивная идея не нашла нужной поддержки у русских эмигрантов, и от нее пришлось отказаться.

Когда началась война России и Японии, у Русселя родился новый план: не поехать ли на театр военных действий для распространения революционной пропаганды среди русских моряков. И он использовал эту возможность.

В Японии Судзиловский-Руссель прожил до 1930 года . Все время жизни за границей он мечтал о поездке в Россию, долго и трудно готовился к отъезду. Наконец, восьмидесятилетним старцем решил он отправиться в дальний путь. Прервала поездку внезапная болезнь, воспаление легких. Смерть настигла Николая Константиновича 30 апреля 1930 года года на вокзале в чужом китайском городе Чунцыне... Русская граница была уже совсем близко...

Имя сегодняшнего героя - Николай Константинович Судзиловский (псевдоним Николас Руссель , 15 декабря 1850 — 30 апреля 1930). В энциклопедиях про него говорится — учёный этнограф, географ, химик и биолог; революционер-народник, один из первых участников хождения в народ. Деятель революционного движения в России, Швейцарии, Англии, Франции, Болгарии, США, Японии, Китая. Один из зачинателей социалистического движения Румынии, президент сената Гавайев .

Родился он 3 (15) декабря 1850 г. в семье секретаря могилевской палаты гражданского и уголовного суда Константина Судзиловского. Всего в семье Судзиловских было восемь детей. Как старший из них, Николай Константинович не только помогал матери по хозяйству, но и отцу по его работе.
Будучи ещё совсем подростком, Николай стал свидетелем жестокой расправы над участниками польского восстания в 1863-64 гг. Эти события оказали большое влияние на его дальнейшую судьбу и выбор жизненного пути.

Учеба в гимназии (1864—1868 гг.) не удовлетворила его, но в это время он знакомится с произведениями своих «учителей»: Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и А.И.Герцена. В остальном же Судзиловский считал учебные заведения царской России «орудиями полицейской муштровки, инкубаторами чиновничества», где головы людей забивают различным «метафизическим, лингвистическим и теологическим» хламом.

Осенью 1868 г. в Петербурге возобновились студенческие волнения, вызванные изданием правила, ставящего студентов под усиленный контроль начальства и полиции. Вместе с выпускниками университета, Технологического института и Медико-хирургической академии первокурсник Николай Судзиловский организует сходки и участвует в выработке требований, которые будут отвергнуты властями.

5 июля 1869 г. Судзиловский был вынужден перевестись на медицинский факультет Киевского университета, так как проходить обучение участникам беспорядков в других вузах было запрещено (да и медицина привлекала его больше юриспруденции; вспомните Базарова из "Отцов и детей").

В 1873—1874 гг. он был одним из организаторов Киевской общины, социалистической студенческой организации. Участвовал в "хождении в народ", перебравшись для этого на Волгу (в Покровск).

В эти годы Судзиловский знакомится с Желябовым; устроившись фельдшером в тюремную больницу в Николаевск, Судзиловский пытался устроить побег заключенных. Когда его план был раскрыт, скрывается под документами немца-колониста. До конца жизни Судзиловский входил в число самых разыскиваемых государственных преступников Российской империи, хотя в возрасте 25 лет он бежал из России и больше никогда не возвращался на родину.

С 1875 Судзиловский в эмиграции в Лондоне. Работал в больнице святого Георгия.

Скитания по Европе подарили молодому человеку встречу с самим Карлом Марксом, после которой его решимость борьбы с царизмом ещё больше окрепла. Русские эмигранты предложили ему участвовать в подготовке восстания (1876 г.), которое организовывали болгарские революционеры. Николай принял предложение, взял себе псевдоним Николас Руссель, и его дом стал центром подготовки, через который шли поставки оружия и боеприпасов из разных стран. В те годы он сблизился с болгарским революционером Христо Ботевым. В 1876 под псевдонимом Николас Руссель принимал участие в апрельском восстании в Болгарии, жестоко подавленном турецкими войсками. С тех пор Николай Судзиловский носил новую фамилию — Руссель.

В отличие от многих революционеров, Судзиловский имел профессию, которой зарабатывал себе на жизнь - он был врачом. В 1877 г. в Бухарестском университете он даже защитил диссертацию «Об антисептическом методе, применяемом в хирургии», затем возглавил столичный госпиталь. Но его революционная сущность не менялась, и в 1879 г. Николай написал политический памфлет, виртуозно замаскированный под научный трактат. Был среди организаторов социалистического движения в Румынии. Вёл революционную пропаганду в русских войсках во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В 1881 г. революционеры всей Европы готовились отметить 10-летие Парижской коммуны, полиция была начеку, и о легальной сходке не могло быть и речи. В России в результате теракта погиб император Александр II - это был повод для собрания русских эмигрантов-революционеров, якобы скорбевших по императору. Однако во время встречи кто-то из них умудрился водрузить красный флаг над придорожным трактиром, снимать который приехали жандармы. Судзиловского попросили покинуть Румынию…

О следующих годах жизни Судзиловского известно мало. Он переезжает из одной страны Европы в другую, некоторое время живет в Болгарии, а затем Греции.

В 1887 году Николай Судзиловский переезжает в Сан-Франциско. Тогда в Америке хорошо принимали европейских врачей, и Судзиловский, имевший диплом доктора медицины, легко открыл там собственное лечебное заведение. Его женой и помощником стала Леокадия Викентьевна Шебеко, получившая степень доктора Бернского университета (в Швейцарии они и познакомились). Близкая родственница ведущих чиновников империи (так, Вадим Николаевич Шебеко с февраля 1913 г. станет саратовским вице-губернатором; с октября 1913 г. гродненским губернатором, а с февраля 1916 г. московским градоначальником), она порвала со своей семьей, чтобы разделить судьбу политэмигранта.

Заработав известность как врач, Судзиловский, однако, не мог унять своего революционного темперамента. В репортаже "По Калифорнии", который сан-францискские газеты отказались печатать, он писал: "Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме... Они - центр мира, и мир и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения... Опираясь на всемогущество своих капиталов, как грецкая губка, как раковая опухоль, всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей среды без пощады ".

У Судзиловских лечился и русский консул в Сан-Франциско. По его предложению в 1889 году Николай Константинович обратился в Санкт-Петербург с просьбой выдать ему паспорт, что дало бы ему возможность жить под собственной фамилией в любой стране. "На эту просьбу , - вспоминал он позже, - я получил ответ, что по какому-то манифесту амнистии подлежат те из политических эмигрантов, которые выразили раскаяние, а так как в моем прошении никакого раскаяния не было, то в выдаче мне паспорта отказать ".

Тут у него появился новый противник. В связи с переносом епархиального управления Русской православной церкви в Сан-Франциско в 1889 году сюда прибыл епископ Владимир. Существуют две версии дальнейших событий. По одной, Судзиловский "организовал кампанию травли православного епископа Владимира", по другой - тот в самом деле был виновен в растрате церковных денег, жестоком обращении с учениками местной семинарии и педофилии.

Скандал расколол небольшую русскую общину Сан-Франциско на два враждующих лагеря. Судзиловский направил собранные им материалы в адрес обер-прокурора Священного Синода К.П.Победоносцева, который был когда-то его профессором. В ответ в январе 1890 года епископ Владимир от имени православной церкви объявил Судзиловскому анафему и запретил православным прихожанам лечиться у него. Тогда Судзиловский подал на Владимира в гражданский суд с требованием возместить материальный ущерб, вызванный таким запретом.

В результате безобразного скандала страдала репутация церкви и самой русской общины. Сам Победоносцев прислал Судзиловскому телеграмму, сообщив об отзыве епископа.

Также Руссель установил контакты с русскими политэмигрантами, проживавшими в начале 1890-х гг. в США. В Сан-Франциско он общался и взаимодействовал со своим старым соратником Егором Егоровичем Лазаревым. При участии еще одного русского революционера из Нью-Йорка Л.Б. Гольденберга, они активно обсуждали идею организации регулярных побегов политзаключенных из Сибири в Северную Америку. Русселю, который уже имел к 1891 г. американский паспорт, отводилась важная роль посредника между российскими и американскими участниками операции. В 1891 году Судзиловский услышал много новостей о своих друзьях-революционерах, наполнивших в тот период сибирскую ссылку, от Дж.Кеннана, который приехал в Сан-Франциско читать лекции о каторге и ссылке в Сибири. Однако побеги из Сибири наладить так и не удалось.

В 1892 году Судзиловский устроился врачом на пароход, курирующий между Сан-Франциско и Гонолулу. В этот период он, похоже, переживает "кризис середины жизни", и хочет сменить место и образ жизни.

Ах если б мне крылья, крылья как у птицы,
Далеко, далеко полетел бы я...
В пустыне устроил бы гнездо себе!
И остался бы там отдыхать навеки!
(Стихотворение Судзиловского того периода)

В том же году Николай Константинович Судзиловский поселился на Гавайях. Отсюда он писал репортажи в русские журналы.

Помещая один из материалов серии "Писем с Сандвичевых островов" доктора Русселя, газета "Восточное обозрение" - орган русских ориенталистов - 18 апреля 1903 года писала: "Автор настоящих писем давно известен в русской современной литературе как знаток Америки... Поселившись окончательно на Сандвичевых (Гавайских) островах, он несколько лет тому назад своими статьями в "Книжках недели" вызвал среди русской читающей публики огромный интерес к этому заброшенному где-то среди Тихого океана небольшому и до того незнакомому нам архипелагу ".

"Это тропическая страна без всяких неудобств тропических стран ", - писал Н.К.Судзиловский. Здесь нет "каких бы то ни было крупных хищных зверей", "змей и пресмыкающихся вообще". "При таких условиях , - говорилось в статье, - по всем оврагам, лесам и трущобам можно прогуливаться с такой же безопасностью, как по собственному саду ".

Вначале Судзиловские поселились на острове Оаху. Судзиловский некоторое время пребывает в роли плантатора, выращивая кофе, а заодно врачуя местных жителей, за что получил от них прозвище Каука Лукини -- "добрый доктор". Каука-Лукини, как достопримечательность острова, посещают иностранные путешественники; приезжает известный русский врач Сергей Сергеевич Боткин; рядом купил дом и поселился пасынок знаменитого романиста Стивенсона Ллойд Осборн, тоже писатель.

Авторитет Кауки Лукини, учившего население, как выживать, вести хозяйство, рос. Способствовало этому и то, что он, конечно же, выступал против американцев, грабивших и унижавших островитян. Откровенная эксплуатация американцами коренного населения возмущала доктора Русселя. Он, как прежде в России, стал организовывать среди туземцев-канаков, как еще назывались гавайцы, подобие революционных кружков, где разъяснял канакам творимое над ними беззаконие. По памяти, своими словами Николай Константинович пересказывал целые главы из книг Карла Маркса и статьи русских революционеров-народников.

Посчитав, что отдохнул достаточно, Судзиловский принимает участие в первых парламентских выборах Гавайской республики, становится сенатором.

В пику существующим на Гавайях отделениям американских республиканской и демократической партий, он создает партию "независимых", программа которых предусматривает независимость от США, освобождение бедных от налогов, реформу здравоохранения, упорядочение продажи спиртного, строительство консерватории. А в 1901 году проклятый церковью "нигилист и материалист" Николай Руссель становится первым президентом сената (спикером) Гавайев!
Законопроекты Русселя были направлены против спаивания туземцев, антисанитарии, против разбойничьей налоговой системы. Планами первого спикера предполагалось отменить смертную казнь, ввести бесплатное народное образование, намечалось открытие консерватории. Оценки его деятельности, как водится, полярно противоположны. Видимо, действительно, зацепил он многие интересы.

Доктор Руссель президентствовал в гавайском сенате до 1902 года. Против него плетут интриги и заговоры, и в конце концов он был вынужден сложить с себя полномочия и уехать в Китай.

Отойдя от политической жизни гавайцев, Руссель отправляется в Шанхай, чтобы организовать вооруженный отряд и освободить политкаторжан в Сибири. Конечно же, эта наивная идея не нашла нужной поддержки у русских эмигрантов, и от нее пришлось отказаться.

Когда началась война России и Японии, у Русселя родился новый план: не поехать ли на театр военных действий для распространения революционной пропаганды среди русских моряков. И он использовал эту возможность.

В Японии Судзиловский-Руссель прожил до 1930 года. Все время жизни за границей он мечтал о поездке в Россию, долго и трудно готовился к отъезду. Нахонец, восьмидесятилетним старцем решил он отправиться в дальний путь. Прервала поездку внезапная болезнь, воспаление легких. Смерть настигла Николая Константиновича 30 апреля 1930 года на вокзале в чужом китайском городе Чунцыне… Русская граница была уже совсем близко…

Спасибо Сергею Нехамкину за материалы, использованные для этого сюжета.

Источники : Геннадий Онуфриев. Николай Константинович Русссель-Судзиловский, 1850-1930 . вики , Н.К. Судзиловский (Руссель) // Истории города Энгельса , список руководителей законодательных органов Гавайев , Иосько М. И. Николай Судзиловский -Руссель . Жизнь, революционная деятельность и мировоззрение. Минск, 1976 .

Николай Константинович Судзиловский родился 15 декабря 1850 г. в Могилёве в дворянской семье мелкого судейского чиновника Константина Владимировича Судзиловского. Семья была состоятельной, но затем разорилась и вынуждена была перебраться в поместье родственников, расположенное близ Новоузенска Саратовской губернии. Старший из восьми детей, Николай с детства помогал родителям по хозяйству.

Окончив с отличием гимназию, в 1868 г. он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Еще в гимназии став свидетелями расправы над участниками польского восстания 1863–1864 гг., а затем познакомившись с сочинениями модных тогда А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, Судзиловский рано пришел к выводу, что Россия - «тюрьма народов», а российские высшие учебные заведения являются «орудиями полицейской муштровки», и решил посвятить себя борьбе за права студенчества.

В октябре-ноябре 1868 г. он принял участие в нескольких студенческих демонстрациях, за что был отчислен с курса. Впрочем, это не особенно расстроило Судзиловского - к тому времени он разочаровался в юриспруденции, куда больше его интересовала медицина. Единственным университетом, в который ему разрешили перевестись, был Киевский.

В 1873 г. 23-летний Николай встал во главе так называемой Киевской коммуны - одного из первых в России студенческих объединений социалистического толка. От чтения эмигрантской литературы и мечтаний о борьбе с деспотизмом молодые люди решили перейти к делу: Николай участвовал в «хождении в народ» в городе Покровске (ныне Энгельс) Саратовской губернии, а затем устроился фельдшером в тюремную больницу города Николаевска (ныне Пугачёв Саратовской области) и участвовал в организации побега заключенных: подсыпал снотворное в чай караульным.

Но один из них все-таки поднял тревогу, побег провалился, и на Судзиловского началась настоящая охота. В полицейской ориентировке, где фамилия разыскиваемого значилась под номером 10, говорилось: «Лет 25; роста немного ниже среднего; волосы русые; лицо чистое; нос довольно большой; борода небольшая редкая; одевается небрежно; по костюму похож на мастерового». Скрывшись под именем немца-колониста, через Нижний Новгород, Москву и Одессу Судзиловский в 1875 г. бежал за границу. Местом его пристанища стал Лондон, где новоявленный эмигрант устроился работать в госпиталь Святого Георгия.

В 1876 г. эмигрантские круги привлекли Николая к подготовке антитурецкого восстания в Болгарии. Тогда Судзиловский взял себе псевдоним Николас Руссель, который со временем стал его новым именем. Параллельно с революционной деятельностью он продолжал заниматься медициной, в 1877 г. защитил в Бухарестском университете диссертацию «Об антисептических методах, применяемых в хирургии», а затем возглавил больницу в Яссах. Но в апреле 1881 г. после сходки местных революционеров, отмечавших десятилетие Парижской коммуны и заодно гибель Александра II, Судзиловского выслали за пределы Румынии.

Начались странствия Николаса Русселя по Европе - Турция, Болгария, Греция, Франция, Бельгия… В 1887-м он по приглашению брата перебрался в Сан-Франциско, где открыл собственную клинику. Его верной помощницей была супруга, Леокадия Викентьевна Шебеко. К 1891-му Судзиловские получили американские паспорта. Тем не менее о своей новой родине врач-революционер отзывался крайне скептически. «Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме, - писал он. - Они - центр мира, и мир и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения… Опираясь на всемогущество своих капиталов, как грецкая губка, как раковая опухоль, всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей жизни без пощады».

1890 год ознаменовался крупным конфликтом между Судзиловским и епископом Алеутским и Аляскинским Владимиром (Соколовским-Автономовым). Судзиловский начал настоящую кампанию его травли, обвиняя церковного иерарха в педофилии и растрате казенных средств. В ответ епископ предал эмигранта анафеме и запретил прихожанам лечиться у него, Судзиловский подал иск в суд… Разразился грандиозный скандал, в дело вмешался обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, и в итоге епископ Владимир 8 июня 1891 г. был переведен из Сан-Франциско в Воронеж. Впрочем, длительная тяжба поставила крест и на американском житье-бытье Судзиловского - окончательно разочаровавшись в США, он устроился судовым врачом на пароход, курсировавший между Сан-Франциско и Гавайскими островами. Эта отдаленная американская провинция настолько понравилась ему, что в скором времени семья переселилась на самый цивилизованный и густонаселенный из Гавайских островов - Оаху.

Возле потухшего вулкана Судзиловские арендовали участок земли размером 160 акров, построили дом, обзавелись небольшой кофейной плантацией. Параллельно Судзиловский продолжил врачебную практику, за что получил от местных жителей почетное имя «каука лукини» - «добрый доктор». Николай Константинович быстро завоевал доверие туземцев, начал пользоваться в их среде огромным авторитетом.

Устройство жизни на Гавайях во многом казалось Судзиловскому несправедливым, и вскоре он начал создавать из местных жителей некое подобие революционных кружков, на заседаниях которых своими словами пересказывал аборигенам главы из трудов Маркса. Со временем это вылилось в создание партии «независимых», выступавших за независимость островов от США, реформу налогообложения и здравоохранения.

В 1900 г. на Гавайских островах согласно решению президента США была проведена административная реформа - там появился двухпалатный парламент, состоявший из палаты представителей и сената. «Независимые» во главе с Судзиловским вступили в предвыборную борьбу и во многом неожиданно для себя добились крупного успеха - сначала Судзиловский стал сенатором, а в 1901-м - первым президентом сената, то есть главой парламента Гавайев. (Во многих источниках его называют «президентом Гавайев», что не соответствует действительности.)

Будучи спикером гавайского парламента, Судзиловский намеревался провести на островах поистине революционные преобразования. Им планировались отмена смертной казни, введение бесплатного среднего образования, коренная реформа налоговой системы. Такие масштабные изменения, естественно, затрагивали интересы местных землевладельцев и колонизаторов, и в парламенте завязалась серьезная подковерная борьба. Неискушенный в тонкостях легальной политики Судзиловский проиграл эту схватку и в 1902 г. вынужден был оставить пост. Его очередным пристанищем после Гавайев стал Китай.

Во время жизни в Шанхае Судзиловский опять «взялся за старое» - начал вынашивать планы вторжения в Россию вооруженного отряда революционеров-эмигрантов, которые должны были освободить политкаторжан в Сибири. С началом Русско-японской войны 1904–1905 гг. он запланировал еще более грандиозную акцию - вооружить на японские деньги 40 тысяч русских военнопленных и, высадив их десантом на Дальнем Востоке, овладеть ключевыми станциями Транссибирской магистрали, а дальше двинуться на Москву. Самое удивительное, что Судзиловскому практически удалось убедить правительство Японии освободить пленных и даже предоставить суда для их перевозки на континент!.. Неизвестно, чем закончилась бы эта авантюра, если бы о планах Судзиловского не стало известно Азефу, а через него и русскому правительству. Кроме того, война подошла к концу, и прожект Судзиловского стал попросту неактуальным. В итоге по настоянию российского МИДа эмигранта лишили гражданства США… за антиамериканскую деятельность.

Разочарованный провалом своей идеи, Судзиловский переехал на Филлипины, где основал частную лечебницу. После пяти лет, проведенных в Маниле, он перебрался в японский город Нагасаки, где тоже занимался врачебной практикой.

Весть о Февральском перевороте 1917 г. обрадовала старого эмигранта. Но еще больше восхитили его известия об октябрьских событиях в России. «Вы сделали величайшую революцию в октябре, - писал Судзиловский брату Сергею в Самару. - Если вас не раздавят противники революции, то вы создадите небывалое общество и будете строить коммунизм… Какие вы счастливые, как бы я хотел быть с вами и строить это новое общество».

Родственники и сами звали Николая Константиновича вернуться на Родину, тем более что благодаря ходатайству Общества бывших политкаторжан ему, как «ветерану русской революции», была назначена правительственная пенсия - 100 рублей золотом ежемесячно. Но, по всей видимости, у Судзиловского были серьезные сомнения по поводу того, стоит ли приезжать в Советскую Россию. Он ссылался на наличие у него двух приемных сыновей, которых он не мог бросить на произвол судьбы. Да и третья жена Судзиловского, японка Охара, не горела желанием ехать в далекую и не понятную для нее страну.

Только в 1930 г. престарелый эмигрант окончательно решил переехать в СССР. Самарских родственников он известил об этом письмом. Но здоровье 79-летнего человека не выдержало долгого переезда. 30 апреля 1930 г., заболев воспалением легких, Николай Константинович скончался на перроне вокзала китайского города Тяньцзинь. Урна с его прахом до 1946 г. хранилась в семье, а затем была захоронена в фамильной усыпальнице семьи Охара на японском острове Амакуза.

В некрологе по поводу смерти Н. К. Судзиловского, размещенном в советском журнале «Каторга и ссылка», говорилось: «Если подвести итоги его изумительно содержательной жизни и всему тому, что он сделал и что видел, конечно, этого содержания с избытком хватит не на одну столетнюю человеческую жизнь».