Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные Тем не менее подчинительный союз

Прежде чем начать изучать тему «Сочинительные союзы», рассмотрим, в какой раздел русского языка они включены. В русском языке есть служебные части речи, где и изучаются частицы, предлоги, союзы и связки. Они не имеют номинативной функции, т.е. не называют предметы, признаки, явления, а помогают выражать отношения между ними. В предложении они не являются членами и используются, как формальное грамматическое средство языка. У них отсутствует ударение, они неизменяемы и морфологически неделимы.

Союзы

Союзы соединяют однородные члены простых предложений и части сложного предложения. Они бывают сочинительные и подчинительные.

Однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения могут связывать сочинительные союзы.

Союзы и их группы

По значению эти союзы делятся на следующие группы:

1. Соединительные: и, да (и), ни…ни, и…и. Например: Пиши и читай на русском языке. Весь день лил дождь, и ветер продолжал свистеть за окном. А он все слушает, да мотает себе на ус. Ни ветер, ни буря, ни гром не могли удержать его от поездки. И первое, и второе, и третье подавалось на стол без задержки.

2. Противительные: а, но, да (но), зато, однако, же. Например: Отец рассказывал, а вся семья внимательно слушала. Сегодня пасмурно, но тепло. Маленький, да удаленький. Трудно там было, зато очень интересно. Офицер приблизился к зданию, однако не торопился зайти в подъезд.

3. Разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то. Например: То ли солнце, то ли снег, то ли любишь, то ли нет. Быть или не быть? Мокрые собаки бродили возле или сидели в ожидании еды. Либо надо было идти вперед, либо остаться и ждать. Резкие порывы ветра то срывали листья с деревьев, то пригибали ветки к земле.

4. Сопоставительные: как…так и; не только…но (и). Например: Гости как неожиданно приехали, так и внезапно и уехали. Они побывали не только в Москве, но и в Киеве.

5. Присоединительные: да и, также, тоже. Например: Мы учимся, взрослые учатся тоже. Он рассмеялся, нам также стало весело. Нас похвалили за труд, да и за детей тоже

Сочинительные союзы. Виды

Различаются:

Одиночные: но...

Повторяющиеся: и…и, или…или, либо…либо, ни…ни...

Двойные: как…так и, не только…, но и...

Правописание сочинительных союзов. Знаки препинания

Запятая ставится перед союзом и , когда он связывает части сложного предложения.

Перед союзом и запятая не ставится, если он соединяет два члена предложения.

При повторении союза и запятая ставится после каждого соединяемого им члена предложения.

Перед противительными союзами а, но, да (но ) всегда ставится запятая: Небо было пасмурно, но дождя уже не было. Мы направились к коменданту, а сын пошел в комнату. Мал золотник, да дорог.

Слитно пишутся союзы: тоже, также, зато . Чтобы убедиться, что тоже, также, зато союзы, нужно вместо тоже, также подставить союз и , а вместо зато - союз но . Если такая подставка возможна, то это союзы и писать их нужно слитно.

Сочинительные союзы: примеры

1. Я тоже писал, но и в то же (местоимение то и частица же ) время слушал внимательно.

2. Поэт также хорошо пел. Они все так же (наречие так и частица же ) каждый день ждут писем от детей.

3. Спрячься за то (предлог за и указательное местоимение то ) дерево. Много поработали, зато все закончили.

Заключение

Предложения с сочинительными союзами очень широко используются в научной, разговорной, официальной лексике русского языка. Они делают нашу речь богатой и интересной.

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Русский язык

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

К девятому классу школьники должны знать, что такое союз, его функции, особенности по строению и значению; соотношение союзов и значений сложносочиненных предложений; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях.

Назначение союзов

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:


Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:


2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:


3) Союз можно заменить только другим союзом:


4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:


Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем - с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).

  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).

  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с. 69).

  • Какие два значения может иметь предложение Ученик знал, что надо отвечать ? Как в зависимости от смысла произносится это предложение и чем в нём в каждом случае является слово что (упражнение 99 на с. 70)?
  • Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких - союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).

  • Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

    Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

    По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

    Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни; сопоставительные: не только...но и, как...так и; противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато; разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли; присоединительные: да и, также, тоже.

    Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в простом предложении для связи членов предложения. Например: Он известен как хороший бригадир; Она мне как пecня.

    Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотносительное слово в главной части предложения, другая — союз в придаточной.

    Подчинительные союзы делятся на временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только, с тех пор как), причинные (так как, потому что, оттого что, вследствие того что), целевые (чтобы, для того чтобы), следствия (так что), условия (если, ежели, коли), уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что), сравнительные (как, как будто, будто, словно), изъяснительный (что).

    Различие между сочинительными и подчинительными союзами как в отношении морфологическом, так и в отношении синтаксическом не является устойчивым. Так, союз хотя (хоть) может соединять однородные члены и части сложноподчиненного предложения: Он стрелял быстро, хотя не точно (Купр.); Хоть видит око, да зуб неймет (Кр.).

    В функции союзов могут использоваться местоимения и местоименные наречия, которые в таком случае называются союзными, или относительными, словами. Выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, союзные слова, в отличие от союзов, являются членами придаточной части предложения. Ср.: Что посеешь, то и пожнешь (посл.) (что — относительное слово, дополнение); Я глуп, что осердился (П.) (что — союз).

    Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

    Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

    Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

    По строению союзы делятся на:

    1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо ;

    2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.

    Разновидностями составных союзов являются

    1) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и ) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как ) второй частью,

    2) повторяющиеся , то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или ).

    По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные .

    Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

    Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

    1) соединительные (значение ‘и это, и то’): и, да (в значении ‘ и’ ), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как... так и, тоже, также ;

    2) разделительные (значение ‘или это, или то’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли... то ли;

    3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да (в значении ‘ но ’), однако, зато .

    Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.

    Например: подчинительный союз ХОТЯ связывает однородные члены предложения: Книга интересная, хотя немного затянутая .

    Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день . Пруд словно зеркало.

    Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

    1) временные: когда, пока, едва, лишь ;

    2) причинные : так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

    3) условные : если, кабы (устар.), коли (устар.);

    4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

    5) уступительные: хотя, несмотря на то что ;

    6) следствия : так что ;

    7) сравнительные : как, словно, будто, точно, чем ;

    8) изъяснительные: что, как, чтобы .

    Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.

    Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

    Морфологический разбора союза

    Союз разбирается по следующей плану:

    I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

    II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

    Образец морфологического разбора союза:

    Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).

    I. Но - союз

    II. Сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

    I. Что- союз

    II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

    I. А - союз

    II. Сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

    I. Так как - союз

    II. Подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.

    По синтаксической функции, т. е. в зависимости от того, сочинительные или подчинительные отношения они оформляют, союзы бывают сочинительными и подчинительными.

    Сочинительные союзы служат для связи синтаксически равноправных единиц (однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения).

    По значению, т.е. по характеру выражаемых ими отношений, сочинительные союзы подразделяются на:

    1) соединительные , выражающие отношение перечисления: и, да (в значении и ), и... и, ни... ни, тоже, также: Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны ;

    2) противительные , выражающие отношения противопоставления, несоответствия, различия: а, но, да, однако, же, зато, а то: Березы все еще горели, но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья, которых много лежало вокруг каждой березы ;

    3) разделительные , выражающие отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков: или, либо, ли... ли, то... то, то ли... то ли, не то... не то: Вечерами Тарас Семенович либо читал вслух какую-нибудь книгу, либо рассказывал сказки ;

    4) пояснительные , выражающие отношения пояснения: именно, а именно, то есть, или (в значении то есть ), как то и др.: Узнавание себя – это обычно медленный, подчас растягивающийся на десятилетия процесс, связанный и даже в известной мере обусловленный узнаванием других, то есть жизненным опытом, который приходит не скоро ;

    5) присоединительные , выражающие отношения присоединения, т. е. служащие для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания, не предусмотренные первоначальным планом высказывания: да и, также, а также, тоже и др. (в присоединительном значении употребляются и другие сочинительные союзы): За чаем дядя приказал мне разобрать мой склад в сенной, а также сходить к дворничихе, чтобы она перечистила посуду, вымыла пол и привела квартиру в порядок .

    Подчинительные союзы служат для связи синтаксически неравноправных единиц (главной и придаточной частей сложного предложения, реже – членов простого предложения) и для выражения тех или иных смысловых отношений между ними.

    По семантическому признаку подчинительные союзы подразделяются на:

    1) временные : когда, как только, лишь только, едва, едва лишь, только, лишь, прежде чем, с тех пор пока, пока, пока не, после того как и др.: Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиком забила вода ;

    2) изъяснительные : что, чтобы, как: Лес был по-прежнему набит людьми, и сколько бы их ни отправлялось под командой в разные стороны, казалось, что они никогда не рассосутся ;


    3) причинные : так как, потому что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что и др.: Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля ;

    4) следствия : так что: Снег выпал в два аршина, так что лошадь тонула в нем ;

    5) сравнительные : как, как будто, словно, точно, подобно тому как и др.: Через мгновение мы мчались с такой скоростью, словно в машине был установлен реактивный двигатель ;

    6) уступительные : хотя, пускай, пусть, несмотря на то что и др.: Нет, он не думал сейчас о том, чтобы оказаться со своей дивизией там, в самом центре сотрясающего равнины южной России землетрясения, но, хотя его ум был неподатлив к таким мыслям, его сердце чувствовало доносившиеся оттуда торжественные и страшные толчки ;

    7) условные : если, ежели, коли, кабы, раз и др.: Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коли спорить, так уж смело ;

    8) целевые : чтобы, для того чтобы, затем чтобы и др.: На пиджак Саша приколол значок сельскохозяйственной выставки, чтобы все видели, что он побывал в Москве .

    Частицы

    В классе частиц объединяются неизменяемые незнаменательные (служебные) слова, которые, во-первых, участвуют в образовании морфологических форм слов и форм предложения с разными значениями ирреальности (побудительности, условности,); во-вторых, выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики и оценки сообщения или отдельных его частей; в-третьих, участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания; в-четвертых, характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления. Перечисленные функции частиц группируются, с одной стороны, в функции формообразования, с другой стороны, в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения. Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует значение отношения: или отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности, или отношения говорящего к сообщаемому, причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы. Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.

    Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.