Категориальное значение. Глагол категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки глагола как части речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Сегодня мы поговорим о… том, что такое глагол как часть речи; том, каково значение глагола; том, какими категориями и формами обладает глагол; том, какие виды глаголов существуют в русском языке.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Вид глагола Вид – это отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу. ВИД несовершенный совершенный (что делать?) (что сделать?) писать, читать, учить написать, прочитать, выучить

6 слайд

Описание слайда:

Наклонение глагола Наклонение глаголов в русском языке – это словоизменительный грамматический признак спрягаемых глаголов. Категория наклонения обозначает отношение называемого глаголом процесса к действительности и выражает это значение в глагольных формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений. Изъявительное наклонение – выражает действие прошлого, настоящего либо будущего времени, которое фактически протекает в действительности. (Я сделаю домашнее задание во вторник). Повелительное наклонение – выражает приказание, побуждение или просьбу к совершению действия. (Сделай домашнее задание завтра). Сослагательное наклонение – выражает действие, которое мыслится субъектом как возможное, желаемое, но зависящее от чего-либо. (Я сделал бы домашнее задание сегодня, но иду гулять).

7 слайд

Описание слайда:

Формы глагола в зависимости от наклонения Наклонение Грамматические категории, присущие глагольным формам наклонения Примеры наклонения глаголов Изъявительное наклонение Время; Число; Род; Лицо. Прошедшее время: Я бегал, она бегала, оно бегало, они бегали; Настоящее время: Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют; Будущее время: Я буду читать/прочитаю, ты будешь читать/прочитаешь, он будет читать/прочитает, мы будем читать/прочитаем, вы будете читать/прочитаете, они будут читать/прочитают. Повелительное наклонение Число; Лицо. 1-е лицо мн. числа: Давайте мы сделаем, пойдемте; 2-е лицо ед. и мн. числа: Ты собери, вы соберите; 3-е лицо ед. и мн. числа: Пусть он прочитает, пусть они пишут. Сослагательное наклонение Число; Род. Единственное число: Он сделал бы, она убрала бы, оно делалось бы; Множественное число: Они собирали бы.

8 слайд

Описание слайда:

Категория времени глагола Категория времени характерна только для форм изъявительного наклонения. Традиционно в русском языке выделяют формы трёх времён - настоящего, прошедшего и будущего. Повелительное и сослагательное наклонение не имеют форм времени. В основе определения времени осуществления процесса лежит абстрактная грамматическая точка отсчёта, такой точкой является момент речи. Глагол в прошедшем времени показывает, что действие происходило или произошло до момента речи: делал уроки, решал уравнения; сделал уроки, решил уравнения. Глагол в настоящем времени показывает действие в момент речи: делаю уроки, решаю уравнения. Глагол в будущем времени показывает, что действие будет осуществляться или осуществится после момента речи: буду делать уроки, буду решать уравнения; сделаю уроки, решу уравнения. Категория времени обнаруживает тесную связь с категорией вида глагола. Именно видом определяется возможность образования временны́х форм глагола. Глаголы несовершенного вида образуют формы всех времён: прошедшего (любить - любил), настоящего (люблю), будущего (буду любить). Глаголы совершенного вида образуют только форму прошедшего времени (полюбить - полюбил) и простого будущего (полюблю). Форм настоящего времени нет.

9 слайд

Описание слайда:

Категория лица глагола Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. 1 лицо – субъект действия сам говорящий (ед.ч.), говорящий и другие (мн.ч.); 2 лицо – субъект действия собеседник (ед.ч.), собеседник и другие (мн.ч.); 3 лицо – субъект действия кто-то, не участвующий в диалоге (ед.ч.), кто-то, не участвующий в диалоге, и другие (мн.ч.). Формальными показателями категории лица являются личные окончания глаголов.

10 слайд

Описание слайда:

Категории числа и рода Категория рода обозначает характеристику рода местоимения или существительного, с которым согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня. Средний род может также указывать на безличность глагола: Светало. Вечерело. Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения женского, мужского и среднего рода есть у форм прошедшего времени единственного изъявительного наклонения и у форм единственного числа условного наклонения. Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действие, при этом значение самого действия не изменяется: студент пришел, студенты пришли. Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам.

11 слайд

Описание слайда:

Взаимосвязь глагольных категорий Вид и время У глаголов СВ 2 формы времени, нет формы настоящего времени (действие завершилось). Форма будущего времени - простая (поднял, поднимет, собрался, соберется возглавили, возглавят). У глаголов НСВ 3 формы времени. Форма будущего времени - сложная (поднимал, поднимает, будет поднимать, собирался, собирается, будет собираться, возглавляли, возглавляют, будут возглавлять). Время и наклонение По времени изменяются глаголы в изъявительном наклонении (поднял, поднимет, поднимал, поднимает, будет поднимать). У глаголов в сослагательном и изъявительном наклонении нет категории времени (поднял бы (вчера, сегодня, завтра?), соберись, пускай соберется (сейчас, через год?)). Лицо и род - взаимоисключающие категории Род есть только у форм глагола в пр.вр. изъявительного наклонения и у сослагательного наклонения (поднял, подняла, подняло, поднял бы, подняла бы, подняло бы, НО поднимает, поднимет (он, она, оно)). По лицам изменяются глаголы в наст. и буд. вр. изъявительного наклонения. В формах повелительного наклонения есть 2 лицо, 3 лицо и нет 1 лица (себе приказать нельзя) (я поднимаю, подниму, ты поднимаешь, поднимешь, он поднимает, поднимет, ты подними, вы поднимите, пусть поднимает, пусть поднимет). Переходность и возвратность Все возвратные глаголы непереходные поднимаю (что?), но поднимаюсь (что?). Переходность и залог Переходные глаголы образуют страдательные конструкции, непереходные не образуют. знамя поднято (кем-то), пыль поднимается (ветром) прыгнуть – прыгнуто (действие, которое не способно прямо переходить на предмет).

12 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых личных форм глагола 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить. Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (отгвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу» (от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить). Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (от тузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др. 2. Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят - чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий - чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. - Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости:почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтят присутствием. 3. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал. Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

13 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых личных форм глагола 4. Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной). Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает - движет (пружина двигает/движет часовой механизм). Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет); в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру). 5. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси - выбрось, выглади - выгладь, выдвини - выдвинь, выкраси - выкрась, вылези - вылезь, выплюни - выплюнь, высуни - высунь, выстави - выставь, выправи - выправь, высыпи - высыпь, вытаращи - вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т. д. Такое же соотношение форм у глаголов и т. д. Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите - порть, портьте; корчи, корчите - корчь, корчьте и т. д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обоими (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехай являются недопустимыми.

14 слайд

Описание слайда:

Варианты видовых форм Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о - а обусловливать - обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться; не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать. Видовые пары захлопнуть - захлопывать, озаботить - озабочивать, опозорить - опозоривать, опорочить - опорочивать, отсрочить - отсрочивать, приурочить - приурочивать, узаконить - узаконивать и др. сохраняют корневое о. В парах лазить - лазать, видеть - видать, слышать - слыхать, поднимать - подымать второй вариант разговорно-просторечный. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом - ну- вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб являются допустимыми. Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида достичь - достигнуть, застичь - застигнуть, настичь - настигнуть, постичь - постигнутьравноправны; личные же формы параллельных вариантов не образуют и обслуживают обе неопределенные формы.

15 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Используя приставки, образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида: верить(н.в.)- поверить(с.в.). Чувствовать,ужинать, делить, вязать, прятать,возить, шить, стараться, таять, верить, видеть, делать, шутить, чертить, тонуть, гасить, учиться, брать, пугаться, мучить, помнить, желать, гордиться, готовить.

16 слайд

Описание слайда:

Практическая работа От глаголов совершенного вида с помощью суффиксов образуйте глаголы несовершенного вида: успеть (с.в.) – успевать(н.в.). Открыть, завоевать, доказать, вылечить, выдержать,воспитать, сложить, взвесить, учесть, указать, спросить, сплотить, достать, вытолкнуть.

17 слайд

Описание слайда:

Практическая работа К неопределенной форме глаголов подобрать видовую пару. От каждого из глаголов образовать форму 1-го лица единственного числа, обозначить вид: повторять – повторяю (н.в.); повторить - повторю(с.в.). Прибыть, заходить, брать, войти,вынуть,сдать, узнать,восстать, вскрыть, передать, добыть, заболевать, овладеть, отдать, привлекать, исполнить, развивать, лечь, исчезать, изобрести, избегать, догонять, выйти,двигать, уточнить, уничтожить, ошибиться, напрячь,лишать, наносить, ударяться, повторить, публиковать, принести.

18 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Подобрать к глаголам видовую пару, подчеркнуть чередующиеся согласные, указать вид. С несколькими видовыми парами составить предложения: оформить(с.в.)-оформлять(н.в). пригласить (с.в.) – приглашать (н.в.). Приглашать, защищать, снабдить, провожать, отразить, обсудить, составить, являться, возмущаться,встречать, сгустить,наряжать, посетить, оформлять, предупредить.

19 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Образуйте видовые пары от следующих глаголов. Составьте с ними предложения. Говорить, взять, класть, поймать, садиться, ложиться, стать, находить.

20 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Запишите глаголы в неопределённой форме. Ставят, везёт, бегают, цветёт, плачет, несёт, пахнет, завтракает, бредёт, делаете, знакомят, разгребёт, вешаем, плетём, трясёт, мокнут, квакают.

21 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Данные словосочетание замените глаголами в неопределённой форме. Оказывать помощь Очищать пол от пыли Вести наблюдения Давать совет Покрываться цветами Принимать решение

22 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Определите форму глаголов, подберите к ним синонимы. Запишите их в неопределённой форме. Строят, изумить, шумит, просил, бить, наблюдают, охранять, поймают, фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел. Превозносить, стережёт.

23 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Бить баклуши Вешать нос Витать в облаках задать головоломку зарубить на носу ждать у моря погоды дать слово дрожать как осиновый лист писать как курица лапой ходить на голове считать ворон держать в голове клевать носом наговорить с три короба держать в голове клевать носом наговорить с три короба держать язык за зубами

Значение предметности, которое модифицируется по-разному:

1) названия конкретных предметов живого и неживого мира: ручка, студент, гора ;

2) наименования растений: роза, ива, тополь ;

3) названия веществ: масло, кислород ;

4) географические названия: Магас, Грозный ;

5) качества в отвлечении от носителей: синева, зелень ;

6) действия, процессы в отвлечении от производителей действия: мышление, прыжок .

  • - 1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. 2) Содержание, связываемое с тем или иным выражением нек-рого языка. 3...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - 1) содержание, связываемое с тем или иным выражением некоторого языка. Каждое сказанное слово дает возможность судить о том, что имеет ввиду говорящий, т. е. что означает данное слово...

    Начала современного Естествознания

  • - один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем-нормой, ценностью и смыслом...

    Энциклопедия культурологии

  • - ЗНАЧЕНИЕ, ОЗНАЧАЮЩЕЕ, ОЗНАЧАЕМОЕ Франц. signification, signifiant, SIGNIFIE. Основные понятия современной лингвистики для описания знака, были обоснованы классиком этой науки Ф. де Соссюром...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия,...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - обобщенная форма отражения индивидом общественно - исторического опыта, запечатленного в схемах действий - , понятиях - , социальных ролях, нормах и ценностях...

    Психологический словарь

  • - см. СМЫСЛ И...

    Новейший философский словарь

  • - СМЫСЛ и понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи ‘знак - означаемое’ в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике, лингвистике и семиотике различно...

    История философии

  • - Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных - значение предметности, у имен прилагательных - значение признака, свойства, качества, у глаголов - значение...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Значение процесса, свойственное глаголу независимо от его лексического значения: действия, состояния, отношения представлены в глаголах как процесс, протекающий во времени...
  • - Значение признаковости. Например: вечерний звон – прилагательное вечерний обозначает непроцессуальный признак предмета – это его категориальное значение...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Признаковость признака: тихо веет. В отдельных случаях наречие обозначает признак предмета: плов по-узбекски...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Обычно это форма именительного падежа, единственного числа. У существительных pluralia tantum – форма именительного падежа множественного числа: сани, сливки...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи; категориальное значение имени существительного; 3) начальная форма имени существительного; вопрос к начальной форме имени существительного; вопрос к словоформе в тексте...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - прил., кол-во синонимов: 1 отыменный...

    Словарь синонимов

  • - В школьной и вузовской грамматиках выделяются шесть падежей, каждый из которых не только многозначен, но употребляется в ед. и мн.ч. Падеж – это словоизменительная категория имени, выражающая его...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

1. Бытовое, или просторечное, значение и значение специальное

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

1. Бытовое, или просторечное, значение и значение специальное Необходимо иметь в виду, что, прежде, чем слово"космос"стало специально употребляться в значении"мир", оно довольно часто употреблялось и в чисто бытовом значении. В этот раннеклассический период говорилось

Значение

Из книги Мифологии автора Барт Ролан

Значение Мы помним, что в семиологии третий элемент системы есть не что иное, как ассоциация двух первых. Только он дается нам как нечто самодовлеюще-полное, только он реально и усваивается нами. Этот элемент я назвал значением. Как мы видим, значение - это и есть сам миф,

Значение

Из книги Библиотека Ошо: притчи путника автора Раджниш Бхагван Шри

Значение Любитель разгадывать значения буквенных сокращений пришел повидать учителя и с большой гордостью рассказал ему о своих поисках. Учитель сказал:- Хорошо! Иди же домой и размышляй над сокровенным значением букв ЭБНИНЗ.Человек долго пытался разгадать, что значит

Его значение

автора

Его значение Все эти данные имеют большую общеисторическую цену; но они относятся больше к истории нашей страны, чем к истории нашего народа. Наука пока не в состоянии уловить прямой исторической связи этих азиатских посетителей южной Руси с славянским населением,

Их значение

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Их значение В эти усобицы новгородское вече получало значение, какого оно не имело при нормальном течении дел. В обычном порядке оно законодательствовало и частью наблюдало за ходом управления и суда, сменяло выборных сановников, которыми было недовольно; в поземельной

Его значение

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Его значение Легко заметить, какое значение могли получить все эти законы. До сих пор в дворянской среде господствовал взгляд на крепостных крестьян, как на простую частную собственность владельца наравне с землей, рабочим инвентарем и т.д. Мысль, что такою

3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции

автора Гусева Тамара Ивановна

6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа,

6.9. Категория числа имени существительного

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.9. Категория числа имени существительного Категория числа имен существительных – лексико-грамматическая словоизменительная категория, находящая свое выражение в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа: студент – студенты,

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам,

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

2. Понятие о словарной форме существительного

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

2. Понятие о словарной форме существительного Существительные приводятся в словаре и заучиваются в словарной форме, которая содержит три компонента:1) форму слова в им. п. ед. ч.;2) окончание род. п. ед. ч.;3) обозначение рода – мужского, женского или среднего (сокращенно одной

14. Категориальное взаимодействие национальной идеи и народа

Из книги Анализ чеченского кризиса автора Мейланов Вазиф Сиражутдинович

14. Категориальное взаимодействие национальной идеи и народа «Гамсахурдиа открыл счет национальных вождей, атаманов, фюреров на территории бывшего Союза. Национальная идея неизбежно ведет к вождизму: «Одна нация – одна партия (одно движение) – один фюрер», – говорил

§ 6. Важность и значение догматов. Опровержение мнений, отрицающих значение догматических истин в христианстве.

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

§ 6. Важность и значение догматов. Опровержение мнений, отрицающих значение догматических истин в христианстве. I. Догматы веры, содержа в себе учение? Боге и домостроительстве человеческого спасения, выражают и определяют самое существо христианской религии, как

Глава 5. 1. Предстоящее Сиону унижение. 2-6. Рождение Владыки Израиля, Его свойства и значение для величия народа. 7-9. Значение "остатка Иакова" для других народов. 10-15. Преобразование Израиля

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 5. 1. Предстоящее Сиону унижение. 2-6. Рождение Владыки Израиля, Его свойства и значение для величия народа. 7-9. Значение "остатка Иакова" для других народов. 10-15. Преобразование Израиля 1 В евр. библии ст. 1-й отнесен в конец предшествующей главы, как заключение ст. 9-13. Но

Глагол как часть речи объединяет слова со значением процессуального признака, или действия предмета. Процессуальный признак – это частеречная, категориальная семантика. Ее имеют все глаголы. Особенности этой семантики выявляются при сравнении глаголов с существительными и прилагательными.

Существительное чтение и словоформа читаю лексическим значением называют одно и то же действие, но называют его по-разному: существительное – как независимую субстанцию, совокупность определенных свойств, а глагол – как деятельность предмета (в данном случае человека), т. е. как проявление субстанции, как ее признак. В предложениях Под окном зеленеет трава и Под окном зеленая трава обозначается одна ситуация, которая, однако, прилагательным и глаголом интерпретируется по-разному: прилагательное называет признак травы как нечто данное природой вещей, а глагол изображает «зеленость» как проявление свойств травы, как реализацию ее потенциальных возможностей.

Обозначение признака, в своем существовании обусловленного предметом, которому он приписывается, является отличительной чертой глагольного значения. Каждый глагол включает в себя анафорическую предметную сему, т. е. отсылает к предмету как источнику действия, что соответствует традиционному определению: «глагол как часть речи называет действие предмета». В личных формах глагола эта особенность проявляется в том, что глагольное окончание предопределяет тип действующего предмета, ограничивает возможности его морфемного выражения (пишу я, пишешь ты, пишет он, она, оно, человек). В неличных формах (инфинитиве, причастии и деепричастии) – в синтаксических связях и синтаксической дистрибуции.

Второй специфической чертой процессуального признака является его охарактеризованность во времени. Это свойство глагольного значения также неразрывно связано с морфологическими категориями глагола, а именно с категориями времени и вида. Значение процессуального признака потому и является категориальным, что оно формируется с опорой на грамматическую оформленность глагола.

Как значение грамматической предметности не совпадает с лексическим значением предмета, так и категориальная семантика действия (процессуального признака) не тождественна с лексической семантикой глаголов. Лексически глаголы могут называть как действия, так и недействия: процессы (гнить), события(жениться), состояния (болеть), отношения (граничить) и др. Но что бы ни называл глагол, глагольный признак дается в отнесенности к его источнику и предполагает временную характеристику.

Как в существительных значение предмета или выражается дважды, лексическим значением основы и грамматическими категориями (стол, книга), или зависит только от грамматического оформления слова (пение, бег, нежность), так и в глаголах значение действия может передаваться и лексически, и грамматически (бежать, пилить, умываться) или только грамматически (иметь, принадлежать, состоять, существовать).

Итак, глагол как часть речи обозначает признак предмета, облигаторно охарактеризованный в двух измерениях:

1) признак дается как результат проявления свойств предмета (см. школьный вопрос к глагольному сказуемому: Что делает – делал – будет делать?),

2) признак имеет временные параметры (последнее свойство глагола иногда определяется словом «динамический»: глагол называет динамический признак предмета).

Такова семантическая особенность глагола.

Глагол богат морфологическими категориями. Одни из них – вид, залог, наклонение, время, лицо – есть только в глаголе. Другие – род, число – являются едиными для глагола и имен. С морфологической стороны глагол специфически характеризуется обязательностью словоизменения. Как уже отмечалось, в языке нет неизменяемых глаголов, хотя у глагола есть неизменяемые формы.

Морфологические категории неодинаково характеризуют разные глагольные словоформы. Одни категории обнаруживаются во всех глагольных словоформах. Их называют постоянными глагольными категориями. Таковы категории вида и залога. Другие категории – наклонение, время, лицо, число, род – имеют не все глагольные словоформы. Их называют непостоянными грамматическими категориями глагола. Наклонение, время, лицо в спрягаемом глаголе неразрывно связаны с выражением синтаксической предикативности, т. е. грамматического значения предложения. Поэтому их называют также предикативными категориями глагола.

В грамматическом строе языка глагол как часть речи оформлен и словообразовательными средствами. Важно, что многие суффиксы образуют только глагольные основы: и-ть (белить), е-ть (белеть), а-ть (охать), ну-ть (охнуть), нича-ть (лентяйничать) и др.

Первичной синтаксической функцией глагола является функция сказуемого в глагольном предложении. Существует своего рода симметричность между словоизменительными формами глагола (или тем, что называют финитным, т. е. определенным, глаголом) и их синтаксической ролью. Эти формы не бывают другими членами предложения (речь идет о собственно глагольном употреблении). Подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством глагол может быть только в форме инфинитива, причастия и деепричастия, в связи с чем их можно было бы назвать внутричастеречными синтаксическими дериватами.

Значение процесса (процессуальность), свойственное глаголу независимо от его лексического значения: действия (бежать, пилить), состояния (любить, спать), отношения (включать, обладать) представлены в глаголах как процесс, протекающий во времени.

  • - вид глаго́ла грамматическая категория, объединяющая все глагольные формы. Общее значение вида глагола – осуществление события во времени...

    Литературная энциклопедия

  • - вре́мя глаго́ла словоизменительная категория спрягаемых форм глагола в изъявительном наклонении...

    Литературная энциклопедия

  • - грамматическая категория Глагола многих языков, обобщённо отражающая те или иные типы протекания действия...

    Большая Советская энциклопедия

  • Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - Глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме...
  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. см.будущее время, настоящее время, прошедшее время. см. также абсолютное время, относительное время...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, обозначающая различные отношения между субъектом и объектом действия, находящие свое выражение в формах глагола...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных - значение предметности, у имен прилагательных - значение признака, свойства, качества, у глаголов - значение...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. Субъектом действия может быть сам говорящий, его собеседник или же лицо, не участвующее в речи...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Грамматическая категория глагола, обозначающая особые свойства, характер протекания данного процесса, т.е. в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.п. В русском языке...
  • - Грамматическая категория, соотносящая действие с моментом речи. Это соотношение может нарушаться в разных стилях...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Значение признаковости. Например: вечерний звон – прилагательное вечерний обозначает непроцессуальный признак предмета – это его категориальное значение...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Признаковость признака: тихо веет. В отдельных случаях наречие обозначает признак предмета: плов по-узбекски...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Значение предметности, которое модифицируется по-разному: 1) названия конкретных предметов живого и неживого мира: ручка, студент, гора; 2) наименования растений: роза, ива, тополь; 3) названия веществ: масло, кислород...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Значение, характерное для глаголов настоящего времени и несовершенного вида, употребляемых в сочетании с наречиями всегда, обычно, вечерами. Например: Поезд в Москву обычно отправляется вечером...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Словоизменительная категория, характерная для глагольных форм наст. и будущ...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ»

Из книги Изумрудное оперение Гаруды (Индонезия, записки) автора Бычков Станислав Викторович

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ» Корнелис де Хутман, голландец по происхождению, авантюрист по натуре, много лет жил в Лиссабоне. Брался за торговлю, нанимался на суда, подвизался на ниве ростовщичества, но все время ждал того самого часа, который, верил он, перевернет его

По поводу глагола "ложить".

Из книги Креативы Старого Семёна автора

По поводу глагола "ложить". Многие помнят сцену из "Доживем до понедельника", диалог героя В.Тихонова с молоденькой учительницей, которая жалуется на непослушных учеников:- Я им говорю не ложьте, а они ложат!Учительницу сыграла актриса Нина Емельянова, недавно ушедшая из

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ

Из книги автора

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ Федор Михайлович Зявкин сидел за столом, положив перед собой руки, с обычным для него твердым, спокойным выражением лица, и лишь по тому, как он изредка щурил глаза и у него почти неприметно вздрагивали краешки губ, Калита догадывался, с каким

Этапы Солнечного Глагола

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

Этапы Солнечного Глагола Брахманская религия и цивилизация представляют первый этап постатлантического человечества. Этот этап кратко резюмируется так: завоевание божественного мира исконной мудростью. Великие последующие цивилизации Персии, Халдеи, Египта, Греции и

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА В языке предложение есть то же, что представление в мышлении: его форма одновременно самая общая и самая элементарная, поскольку как только ее расчленяют, то обнаруживают уже не дискурсию, а ее элементы в разрозненном виде. Ниже предложения находятся

№ 39: Залог глагола

Из книги 50 Приемов Письма автора Кларк Рой Питер

№ 39: Залог глагола Выбирайте между действительным и страдательным залогом в зависимости от смысла.Золотое правило для пишущих: «Используйте активные глаголы». Эта фраза повторяется бессчетное количество раз на всех семинарах с такой убедительностью, что это должно

XL. Употребление форм глагола

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. Употребление форм глагола § 171. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм),

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА § 173. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных

Вид глагола

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

6.42. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола

автора Гусева Тамара Ивановна

6.42. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает), но и

6.44. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование и синтаксическое употребление

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.44. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование и синтаксическое употребление По происхождению инфинитив – это форма дательного – местного падежа единственного числа отглагольного существительного, впоследствии утратившего остальные падежные формы и

6.45. Понятие классов глагола

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.45. Понятие классов глагола По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса позволяет более экономно характеризовать

II. История глагола «стушеваться»

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

II. История глагола «стушеваться» <…> В литературе нашей есть одно слово: «стушеваться», всеми употребляемое, хоть и не вчера родившееся, но и довольно недавнее, не более трех десятков лет существующее; при Пушкине оно совсем не было известно и не употреблялось никем.

14. Категориальное взаимодействие национальной идеи и народа

Из книги Анализ чеченского кризиса автора Мейланов Вазиф Сиражутдинович

14. Категориальное взаимодействие национальной идеи и народа «Гамсахурдиа открыл счет национальных вождей, атаманов, фюреров на территории бывшего Союза. Национальная идея неизбежно ведет к вождизму: «Одна нация – одна партия (одно движение) – один фюрер», – говорил

Потомки русского глагола

Из книги Литературная Газета 6440 (№ 47 2013) автора Литературная Газета

Потомки русского глагола Замечательная идея потомков и наследников великих писателей созвать Российское литературное собрание для обсуждения проблем активного включения культурного наследия в контекст жизни и деятельности современного человека находит глубокое и

Глагол - знаменательная часть речи, которая обозначает действие (отношение, состояние) предмета как процесс и выражает его в формах вида, залога, наклонения, времени, числа, лица или рода, выступает в функции сказуемого, (личные или спрягаемые формы) определения (полное причастие) , обстоятельства (деепричастия) любого члена предложения, начиная с подлежащего и заканчивая инфинитивом.

Процесс в грамматике понимается широко. Под этим словом понимается самая разнообразная деятельность: действие, состояние, движение, речь, проявление и изменение признака, интеллектуальная деятельность, восприятие, отношения. Этими группами не исчерпывается, но основная масса дана. Процесс предполагает действие, которое изменяется во времени. Временная отнесенность действия – важнейшая характеристика слов, относящихся к глаголу. Все явления (слова) способны в своих грамматических формах обозначать изменения, осуществляющиеся во времени (читал, читаю, буду читать). Морфологические особенности глагола: спряжение (изменение по лицам и числам), большой набор морфологических признаков. Глагол отличается самой разветвленной системой грамматических категорий. Вид и залог явл. универсальными категориями. Наименьшее кол-во гр.кат. хар-ны инфинитиву, деепричастию; для причастия – вид, залог, время, падеж, род, число. Личные или спрягаемые формы – 6 форм -> принято выделять 4 формы глагола: спрягаемая (личная) в одном из наклонений, инфинитив, причастие, деепричастие. Личные составляют ядро системы, тем не менее, спряг. И неспряг. Объединяются в единую с-му форм глагола, т.к. обладают рядом общих признаков: общность лексич. Значений(читал, читаю, читая), общность видовых и залоговых образований и значений(читать-прочитать), общность управления(читаю книгу-читая книгу), общность наречного распределения (ПОЯСНЕНИЯ НАРЕЧИЯ). Спряг. Формы гл. используются исключительно в синтакс. Роли сказуемого или предиката. Прич., деепр. Могут выступать в роли второстеп. Членов предл-я, их называют атрибутивными формами. Инфинитив занимает особое место. И-в (неопр. Форма) явл. Неспрягаемой, неизменямой формой гл., но входит в с-му глаг. Форм, хотя и отлич. Своеобразной стр-рой. Семант-ки и-в аналог Им. п. сущес-го. (ловить-ловля), но при общем значении действия сущ-е обозначает действие, как предмет, а и-в обозначает процесс. Неразрывная связь и-ва с гл. поддерживается морф-ки и синт-ки: выражает видовые и залоговые значения, перех-ть - неперех-ть, возвр-ть – невозвр-ть. По своему происх-ю и-в тесно связан и с именем, и с гл.: это форма дат-го, местного падежа, ед. ч. Отглагольного сущ-го. Впоследствие остальные формы утратились, а форма –>в с-му гл.. Неопределенное – обобщенное наименование действия, неопределенного с т.з. лица, времени, наклонения, поэтому, этио обобщенное значение делает и-в начальной формой гл.. Особенно своеобразие и-ва проявляется на синтаксическом уровне. И-в, управляя сущ-м, сочетаясь с наречием, в предложении может быть любым членом: учиться всегда пригодиться (составное именное сказуемое). Ира плакать (в составном глагольном сказуемом и-в будет обязательно!!!)Мы хотим учиться. Может быть и второстепенным членом: у неё большое желание учиться(определение), он заставил её учиться(объектное дополнение), Она приехала учиться (обстоятельство цели).