Старое название благовещенского моста. Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы

Мост Лейтенанта Шмидта

Это мост во многом первый. Первый построенный постоянный мост через реку Неву . Построен он был в 1842 - 1850годах по проекту инженера С.В. Кербедза (архитектурное оформление архитектора А.П. Брюллова). Это был 8-пролетный чугунно-арочный мост длиной 300 и шириной 20 метров.На тот момент это был самый протяженный мост в Европе. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Стыки между чугунными блоками были заполнены прокладками из свинца. Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Масса всех металлических конструкций составляла ни много ни мало 95000 тонн.

Творческий спор за лучший проект первого постоянного моста через Неву был необычно продолжителен.
Первый проект, который рассматривался
60 лет. Русские и иностранные инженеры и архитекторы предложили множество проектов, пока в этом соревновании не победил молодой петербургский инженер Станислав Валерианович Кербедз. Строительство определили там, где в Неву впадал Крюков канал. Поэтому часть канала заключили в каменную трубу и засыпали. Так Петербург получил еще одну приневскую площадь. Одновременно на правой стороне Невы у Васильевского острова значительно расширили набережную.

«Сама постройка моста, - писала 16 сентября 1844 года газета «Северная пчела», - дело гигантское. Едва ли в новые времена проводилась работа по такому огромному плану с такой удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита, переброшенные сюда из Финляндии, и, как нежный воск, повинуются гигантской мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем, как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

В газетной заметке процесс сооружения прочных каменных фундаментов запечатлен радужно и с некоторой легкостью. На самом деле грунтовые условия на трассе строительства оказались крайне неблагоприятными, да и вести подводные работы при тогдашней технике было делом и невообразимо рискованным, и немыслимо трудным.

Неудивительно, что в городе ходила молва, будто Николай I за установку каждой опоры приказывал повышать в чине главного строителя. Вряд ли это отражало реальность. Однако Кербедз, представивший свой первый проект в чине инженер капитана, закончил строительство генералом.

И еще одна интересная деталь: мало кто знает, что мост менял свое имя вовсе не три раза. (Благовещенский, Николаевский, Лейтенанта Шмидта). В самом начале, когда будущая Благовещенская площадь только оформлялась, а изящная Благовещенская церковь только воздвигалась, он носил исключительно точное название - Невский. Как же иначе назвать единственный постоянный мост через Неву!

Мост торжественно открыли 21 ноября 1850 г. Н азвали его Благовещенским по одноименной церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега.

В 1854 г. по проекту А.И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролета моста была сооружена часовня, освященная во имя Святого Николая Чудотворца. В связи с кончиной императора Николая I, в феврале 1855 году мост переименовали в Николаевский.

Чугунная решетка была выполнена по проекту архитектора А.П. Брюллова. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент.

Первый этот мост еще и по тому, что стал первым со стороны гавани, соединяющим Васильевский остров с центром города.

Для увеличения, нажимаем на фото


В честь лейтенанта Петра Петровича Шмидта (1867-1906 гг.), возглавившего восстание на крейсере «Очаков» Черноморского флота в 1905 году, мост был переименован в октябре 1918 года и получил с овременное название.

В настоящий момент, мост Лейтенанта Шмидта, украшенный двумя павильонами и высокими фонарными столбами, является единственным из подобных сооружений на Большой Неве, опирающийся на деревянные сваи середины 19 века и славится своей прекрасной панорамой, открывая великолепный вид на исторический центр города с Исаакиевским собором, Адмиралтейством, и живописной Университетской набережной.

    • Строительство арочного чугунного моста им. лейтенанта Шмидта, б. Николаевского моста, по проекту русского инженера путей сообщения С. Кербедз, было начато в декабре 1842 года и закончено в ноябре 1850 года, т. е. через 8 лет от начала постройки. Стоимость моста составила по исполнительной смете 4,381 тыс. руб. До постройки этого моста на р. Неве существовали лишь одни плавучие мосты на плашкоутах. <…> Находясь 86 лет в эксплоатации, мост имени лейтенанта Шмидта уже давно не удовлетворял растущим требованиям судоходства и городского движения как изношенным состоянием отдельных элементов, так и своими ограниченными размерами. Еще в дореволюционное время при Петербургском округе путей сообщения были составлены два проекта переустройства моста: в 1906 году профессором Кривошеиным (автором Охтенского моста через Неву) и в 1909 году инженерами Витол и Глушковым. Но задача переустройства б. Николаевского моста, очень сложная в техническом отношении, осталась неосуществленной в дореволюционное время. В 1934 году постановлением Совета Труда и Обороны была образована междуведомственная комиссия по вопросу переустройства мостов Ленинграда с точки зрения устранения препятствий для судоходства. Комиссия, рассмотрев представленные четыре варианта переустройства моста имени лейтенанта Шмидта, постановила перестроить разводную часть по второму из представленных вариантов, согласно которому новый разводный пролет располагается у правого берега, но несколько выдвигается в реку. Этот вариант постановлением СТО от 5 сентября 1935 г. было предложено разработать в технический проект и представить на утверждение в Народный комиссариат коммунального хозяйства. Составление проекта было поручено проф. Г. П. Передерий, который в процессе разработки нашел, что приведение в исполнение переустройства моста по намеченному варианту представляет большие трудности, причем исключает даже гарантии успеха самой работы. Эти обстоятельства привели к тому, что, взамен указанного варианта проф. Передерий предложил новый вариант переустройства моста, который принят к осуществлению. Решение, предложенное проф. Передерий, было одобрено президиумом Ленинградского совета и внесено на утверждение правительства. Совнарком СССР 6 мая 1936 г. окончательно утвердил вариант переустройства моста по схеме, предложенной проф. Передерий. Полная длина перестраиваемого моста по верху между устоями получается равной 331 м. Число пролетов остается прежнее. Восьмой правобережный пролет на месте старого разводного пролета, перекрывается железобетонными двухшарнирными арками с гранитной облицовкой. Полотно проезжей части моста устраивается по железобетонной плите из асфальтового бетона, в трамвайном полотне укладываются торцы; тротуары, шириной 3 м каждый, устраиваются асфальтовыми на консолях. При этом полезная ширина моста между перилами тротуаров против существующей увеличивается. Местоположение моста им. лейтенанта Шмидта, как первого моста при входе в Неву в старой части города с законченными архитектурными ансамблями, в окружении замечательных архитектурных памятников, требовало особого внимания при выборе отдельных конструкций и силуэта моста. Если старый мост с чугунными арками, покоившимися на гранитных устоях с пилонами, представлял удачное сочетание инженерной части с внешней архитектурной частью, то новый проект уступает тем внешним качествам, которые были в старом мосте. От старого моста сохраняются решетка (арх. Штакеншнейдер) и фонари {арх. Перетяткович), представляющие собой образцы высокохудожественного чугунного литья. С внешней стороны, для придания большей легкости линиям несколько тяжелой и сухой по очертаниям балки, ей дается некоторая орнаментовка по консолям и нижним поясам. Этим самым она связывается с богатой старой решеткой. Павильоны управления, в виде низких башен, решаются в каменных формах, не доминирующих в силуэте моста и не нарушающих общего городского ансамбля. В декабре 1936 г. были начаты работы по переустройству моста имени лейтенанта Шмидта. Общая стоимость реконструкции моста составит 23 миллионов рублей.

(Смирнов И.А. Переустройство моста им. лейтенанта Шмидта // Архитектура Ленинграда. 1937. № 3. С. 28-31).

Значительной работой была реконструкция моста имени лейтенанта Шмидта, связывающего центральную часть города с Васильевским островом. Старые арочные фермы, возведенные Кербедзом, были заменены новыми, балочными, сварной конструкции, со сплошной стенкой (рис.395). Работы по сварке ферм моста явились крупнейшим в то время достижением в этой области. Для улучшения условий судоходства по Неве железные фермы моста установлены на более высоком уровне, для чего пришлось перестраивать все опоры моста. Разводной пролет моста, располагавшийся раньше около берега, перенесен теперь на середину реки. Старая узорчатая чугунная решетка сохранена и служит связующим звеном между новой конструкцией моста и набережной. Старые чугунные фермы моста были в таком хорошем состоянии, что их применили в Калинине на мосту через р. Тверцу. (Щусев П. В. Мосты и их архитектура. 1952. С. 301)

Б лаговещенский мост, он же Невский мост, он же Николаевский мост, он же мост лейтенанта Шмидта...
Это один из самых знаменитых мостов Петербурга - когда-то это был самый длинный (постоянный) мост Европы, а возможно и мира! Это первый постоянный мост через Большую Неву. Он соединяет Васильевский остров с центральной частью города (2-й Адмиралтейский остров).

Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной. Именно на этом мосту заканчивается река Нева и начинается Финский залив — Невская губа.
Изначально он должен был называться "Невский мост". Но открытый 12 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви (снесённой в 1929 г.).


До строительства постоянного моста с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе современной Сенатской площади.

П.А.Александров. Исаакиевский мост и новая церковь. Литография. 1825 г. Такое впечатление, что Александров Исаакий рисовал по памяти или его башенки сильно болели и усохли...

Проект однопролетного, деревянного моста через Неву предлагал и механик Кулибин. Но увы, его идею и проект отвергли.

Василий Садовников.Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова.

Строительство моста началось в 1843 году под руководством С. В. Кербедза. В сооружении моста принимал участие американский инженер Дж. Уистлер.

Численность занятых рабочих приближалась к полутора тысячам. Чугунные конструкции пролетного строения моста были изготовлены на заводе Берда. Сборка арок велась на передвижных деревянных фермах Гау. Петербургская газета "Северная пчела" писала 16 сентября 1844 года:

Самая постройка моста - дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте.

Массивные и одновременно ажурные перила, спроектированные архитектором А. П. Брюлловым, изображают символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа.

В процессе строительства моста возник замысел украсить его устои аллегорическими скульптурами. В 1846 году П. Клодту и Н. Пименову поручается составить проект украшения моста. Клодт предложил поставить на мосту фигуру всадника на вздыбленном коне, с кинжалом защищающегося от напавшего на него тигра.

Скульптор Н. С. Пименов в течение 4 лет создал 7 проектов аллегорических скульптур: «Торжество над водой», «Торжество христианства или ниспровержение идолов», «Александр Невский вкладывает меч в ножны, благодаря Бога за победу», «Аллегория Москвы, устоявшей от трех нашествий: татар, поляков и французов», «Аллегория Санкт-Петербурга как приемника европейского просвещения в России» (из четырех фигур), «Аллегория Казани», «Аллегория Сибири» (из четырех фигур).

Судя по надписям на чертежах, статуи, символизирующие «Торжество над водой», «С.-Петербург» и «Москву», предполагалось установить на первом правобережном быке; другим аллегорическим скульптурным группам и статуям отводились места на береговых устоях. Однако деньги на изготовление этих скульптур для постановки на мосту Министерство финансов не отпустило.

В 70-х годах XIX века скульптор Антокольский предложил установить на мосту 4 конные статуи деятелей Русского государства: Владимира Святославича - просветителя, Ярослава Мудрого - законодателя, Ивана III - собирателя и Петра I -преобразователя России. Но и в этот раз из-за финансовых трудностей скульптуры не были установлены на мосту.

Мост был восьмипролётным, пролёт у правого берега был разводным; впервые в России была использована поворотная система разводного пролёта.

По легенде Николай I обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролёт, отчего якобы инженер быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролётов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста, однако начиная строить мост, инженер уже получил звание подполковника.

На фото император НиколайI и С. В. Кербедз.
На быке у разводного пролёта по проекту А. И. Штакеншнейдера была возведена часовня, освящённая 9 (21) мая 1854 года в честь св. Николая Чудотворца. Ниже на фото 1013 года она хорошо видна.

Старый мост с часовней и поворотным механизмом развода можно увидеть в фильме Эйзенштейна «Октябрь». В честь постройки моста была выпущена серебряная памятная медаль.

На аверсе изображена Афина Паллада переводящая Геракла через водный поток по положенной поперек его дубинке, вверху написано "БЫСТЪ", на реверсе изображен внешний вид моста с летящим над ним двуглавым орлом.

После кончины императора в 1855 году мост стал называться Николаевским.

17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта - руководителя восстания на крейсере "Очаков" в 1905 г.

В 1938 году мост перестал выполнять свою функцию и не мог пропускать суда, поэтому его разобрали и построили заново на старых опорах, переместив разводную часть в центр моста, в связи с изменениями условий и требований судоходства.
Реконструкция моста проведена по проекту инженеров Г. П. Передерия и В. И. Крыжановского.

Суда у моста. Выше ледокол "Санкт-Петербург", ниже круизный лайнер.
Здесь стояла и Аврора во время своего памятного выстрела в сторону Зимнего дворца.

Чугунные арки старого моста разобрали и отправили на склад. Их блоки оказались в прекрасном состоянии и было решено использовать эти конструкции вновь. Всю войну и блокаду блоки пролежали в Ленинграде. И только после войны чугунные арки Благовещенского моста применили для перекрытия пролетов нового моста через Волгу в Твери.

Мост был построен в 1953-1956 годах. Предполагалось дать ему имя М.И.Калинина, но это так и не было воплощено в жизнь, хотя на быках даже были укреплены картуши с вензелем «МК».

В народе мост прозвали "Новым", так он неофициально и называется до сих пор.

В истории мостостроения это уникальный случай "переезда" металлического моста с одной реки на другую.

Фонари и перила Благовещенского моста тоже обрели вторую жизнь. Фонари перенесли в центр Марсова поля, а перила, созданные по проекту А.П.Брюллова, установили на реконструированном мосту.

Новый стальной мост Лейтенанта Шмидта был построен в 1936-1938 годах по проекту инженера Г.П.Передерия при участии архитектора К.М.Дмитриева. Со временем и новый мост стал тесен для потоков транспорта, которые пошли по нему на рубеже XX и XXI веков и в 2005-2007 была осуществлена новая реконструкция моста по проекту института "Стройпроект". После реконструкции мост получил свое прежнее историческое название-Благовещенский и фрагменты перил, созданных А.П.Брюлловым.

Таким образом, с момента открытия моста в 1850 году его длина увеличилась от 300 м. до 331 м., а ширина от 24 м. до 37м.

Санкт-Петербург известен во всём мире, как город набережных и разводных мостов. Тысячи туристов приезжают со всего мира, чтобы посмотреть, как разводят мосты в летний период. Зрелище действительно потрясающее. Удалось пробраться в самые недра Мостотреста, и посмотреть, как разводят Благовещенский мост изнутри.

Немного истории. Благовещенский мост, он же Николаевский мост, он же мост лейтенанта Шмидта. Это первый постоянный мост через Большую Неву, а когда-то самый длинный постоянный мост Европы. Он соединяет Васильевский остров с центральной частью города (2-й Адмиралтейский остров). За свою полуторавековую историю мост несколько раз менял название и дважды перестраивался.

Изначально он назывался Благовещенский, по имени церкви возведенной рядом. После смерти императора Николая I в 1855м году мост переименовали в Николаевский. Следующий раз мост сменил имя 17 ноября 1918го года - его переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, участника революции 1905го года, возглавившего мятеж в Севастополе на крейсере "Очаков". И наконец 14 августа 2007го года мосту возвратили его первое название - Благовещенский.

Начну с того, что многие люди и не подозревают, что внутри мостов кипит настоящая жизнь. Каждый день проезжая или проходя по одному из мостов, часто ли мы обращаем внимание на будки,которые стоят на них. Вот именно, что нет. Я помню, когда-то думал, что там ГАИ там сидит или милиция, чтобы регулировать дорожное движение и перекрывать мост. На самом деле, такие будки это центры управления мостами.

А МОСТОТРЕСТ -отдельная огранизация, которая следит за исправностью и безопасностью мостов. Управление процессом разводки моста проходит в этой небольшой башенке. Благодаря проекту #блогерыразводятмосты посмотрел на всё это изнутри.

Внутри мостов пропускной режим, и попасть туда можно только предъявив паспорт. Да-да. Именно так. Мосты в городе -это всегда режимные и стратегические объекты.

Помещение, из которого производится управление всеми процессами разводки и наводки моста. Никаких рычагов и шестеренок там, конечно, нет. Вместо них пульт управления и мониторы. После реконструкции Благовещенский самый компьютеризированный мост, наравне с Дворцовым. Датчики и камеры буквально опутывают его, позволяя механикам централизованно следить за всем, что происходит на пульте управления.

После небольшого рассказа о мосте, спускаемся вниз посмотреть его до разводки. Вид снизу. Очень необычно.

Через несколько минут огромные гидроцилиндры поднимут крылья моста весом более 2 тысяч тонн каждая.

Самое сердце моста. Комната с гидравлическим оборудованием. fotomanya удивила своей подкованностью в технических вопросах. Я вот и половины не знал.

Именно отсюда управляются огромные гидроцилиндры. Все данные датчиков выводятся на экраны в диспетчерскую на пульты управления.

Все датчики полностью компьютеризированы, плюс дублируется аналоговым способом.

Перед началом разводки механики проверяют работоспособность и готовность всех систем. Звучит сигнал, и нажимаются кнопки разводки моста. Мосты всегда разводятся по расписанию, кроме особых случаев. А вот сводиться могут чуть раньше. Это зависит от судовой навигации. "Поехали!"

Огромное крыло моста двигается вверх. Вблизи зрелище просто завораживающее.

С моста мелкий мусор начинает падать вниз. А если идет дождь, то потоки воды стекают с него водопадом.

Буквально две минуты и мост уже разведен.

Вблизи смотрится невероятно круто.

Снова лезем в самые недра моста, чтобы посмотреть на разведенный мост уже изнутри.

Очень длинная лестница ведет под сам Благовещенский мост.

Странное ощущение, когда над твоей головой крыло моста весом более двух тысяч тонн из бетона и металла. Пугает и завораживает одновременно.

Когда смотришь на обратную сторону крыла моста снизу вверх, поражает размах инженерной мысли человека. А мы ведь ещё и в космос летаем.

Когда мост разведен, начинается проход судов под мостами.

Вот вам видео для передачи атмосферы. Грузовой танкер, гроза, Благовещенский мост.

Вдалеке виден разведенный Дворцовый мост.

Поднимаемся наверх, чтобы еще раз оценить вид сверху. Дорога перекрыта. Обычно смотришь на мосты из за ограждения. Теперь наоборот.

Массивное крыло моста просто разрезает небо.

Финальный взгляд.

Через несколько минут на пульте будут снова нажаты кнопки, и мост начнет сводится. Баржи уже прошли.

Благовещенский Мост наводке готов!

Огромное крыло моста медленно начинает опускаться.

И через пару минут мост уже сведен. Машины трогаются. За ночь Благовещенский разведется и сведется еще раз.

Люди спешат по мосту. Жизнь продолжается.

Спасибо Мостотрест за возможность посмотреть на мост изнутри. Кстати, если вы не знали, то у них на сайте mostotrest-spb.ru самая актуальная система оповещения о разводке и наведении мостов. Разведен или наведен мост - уможно смотреть в режиме реального времени.

Спасибо spbblog за очередную движжуху, и спасибо ТАКСИ 068 которые развезли нас по домам ночью после разводки мостов.

P.S. Ах, ну да! А как же байка, скажете вы!

Ребята снимали видеоклип, и хотели запечатлеть пролет дрона под Благовещенским мостом. Погода была ветреная, и одним из порывов ветра дрон подкинуло, он ударился об крыло моста снизу и застрял где-то в его недрах. Парни, не долго думая, откуда-то надыбали лодку, и решили дрон спасать. Дорогой же, жалко. Подплыли к мосту, с фонарями нашли его, и что вы думаете. Ага. Полезли на самое сведенное крыло моста снизу, изнутри. Надо ли говорить, что датчики видеонаблюдения сработали, охрана мигом среагировала. Парней повязали и привели в будку охраны, где стали пытать невской водой и током. Шучу. Вызвали полицию просто. Какого было удивление ребят, когда они узнали, что все мосты охраняются, снабжены датчиками и видеонаблюдением. ДА, еще и режимные объекты. В итоге, разбитый дрон достали, а ребят отпустили. Но впечатлений у них осталось выше крыши.

Первая постоянная переправа через Неву и одна из трёх масштабных и грандиозных строек первой половины XIX столетия наряду с Исаакиевским собором и железной дорогой между Санкт-Петербургом и Москвой, Благовещенский мост соединяет Васильевский остров со 2м Адмиралтейским. Туристы со всего мира приезжают в град Петра, чтобы в период белых ночей посмотреть на разводные мосты с одетых в гранит набережных. А от уникального шанса побывать внутри моста во время разводки и наводки точно никто не откажется, и я не смог!

6 ноября 1842 года император Николай I утвердил "Положение о сооружении в Санкт-Петербурге постоянного моста через реку Неву", включавшее в себя подробный план работ на 3 года:
"1) Осенью 1842 года устроить все временные сооружения, заготовить машины, инструменты, лесные материалы для фундаментов левого берегового устоя, примыкающих к одному закруглению набережной, и подземной трубы на месте Крюкова канала, набережных на Васильевском острове от Императорской Академии художеств до моста и от оного до 8 линии и первого от Английской набережной речного быка. Как скоро невский лёд будет довольно крепок, приступить к устройству стен, перемычек и к забивке свай, что и привести к окончанию до весны 1843 года. По вскрытии реки, весною будущего года приступить к сломке частей домов г-жи Холодковской и барона Шабо, к устроению подземной трубы и к производству каменной работы быка, устоя и набережен и к осени довести эту последнюю работу до начала чугунных арок. Работы же по устроению подземной трубы окончить к осени 1843 года, кроме устроений мостовой новой улицы, каковую произвести в начале лета 1844 по окончательной осадке насыпи;
2) Осенью 1843 года заготовить материалы для правого берега устоя, для толстого быка вращающегося моста и для двух ручных быков, зимою же с 1843 года и по 1844 год набить сваи и весной приступить к каменной кладке и кончить её до начала арок к осени 1844 года, продолжая притом кладку быка и набережен до их окончательного возведения;
3) Таким же образом с 1844 по 1845 год поступить с тремя остальными быками и кончить притом в течение 1845 года каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 года устроить кружальные подмостки, положить в дело чугунные арки, вращающийся мост с механизмом и привести к совершенному окончанию все остальные работы по верхнему строению моста, так, чтобы езда по постоянному мосту могла быть открыта до времени разведения невских плашкоутных мостов."

После множества трудностей, возникших в процессе строительства и связанных со сложным грунтом и сильным течением Невы, официальное открытие Благовещенского моста наконец-то состоялось 21 ноября 1850го года, в день празднования введения во храм Пресвятой Богородицы. "Драгоценное ожерелье красавицы Невы", как его окрестили современники, имел 7 арочных пролётов, а 8й двукрылый пролёт был разводным. На тот момент Благовещенский мост стал самым длинным в Европе - 298,2 метра, а ширина составляла 20,3 метра. После освящения моста император Николай I с сыновьями пешком перешёл на Васильевский остров, а обратно проехал в коляске с наследником.

Изящные чугунные перила с морскими коньками и трезубцами, являющиеся настоящим украшением выдающегося инженерного сооружения, были отлиты по проекту архитектора А.П. Брюллова.

За свою полуторавековую историю мост несколько раз менял название и дважды перестраивался. Начнём с того, что в проекте инженера С.В. Кербедза рабочим названием моста значилось Невский. Однако поскольку в проект входило также обустройство примостовых территорий, то на месте нынешней площади труда возвели Благовещенскую церковь, по имени которой и назвали первый постоянный мост через Неву. После смерти императора Николая I в 1855м году мост переименовали в Николаевский. Следующий раз мост сменил имя 17 ноября 1918го года - его переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, участника революции 1905го года, возглавившего мятеж в Севастополе на крейсере "Очаков". И наконец 14 августа 2007го года мосту возвратили название Благовещенский.

Первый раз мост реконструировали в 30е годы прошлого века, были увеличены длина - до 331 метра, ширина - до 34 метров, и разводной пролёт - до 42 метров. На разводных опорах возвели два павильона, в одном из которых нынче располагается центр управлениями механизмами моста, а во втором - пункт охраны. Модернизации подверглись и механизмы, осуществляющие разводку крыльев - в изначальном варианте крылья поворачивались в горизонтальной плоскости, процесс занимал аж 40 минут. Вторичная реконструкция проводилась в 2005м году: бетонные опоры несмотря на почтенный возраст превосходно сохранились, а вот стальные конструкции из-за усталостного износа пришлось полностью заменить. Чтобы не усложнять транспортную ситуацию в городе, рядом была возведена временная переправа.

Возможно, удивитесь, но за разводку моста отвечают буквально несколько человек: бригада из двух механиков и группа охранников, устанавливающих барьеры по обе стороны мосты и препятствующих проникновению на разводящийся мост нежеланных посетителей. Старший механик Юрий работает на Благовещенском мосту уже более 20 лет - сегодняшней ночью он ответственный за разводку и наводку моста.

Негласным талисманом-хранителем Благовещенского моста служит скульптура рабочего, принесённая невесть откуда и когда одним из сотрудников.

Второй механик поведал нам, что такой специальности, как механик по обслуживанию разводных мостов, не существует, поскольку, скажем прямо, разводные мосты в мире не так часто можно встретить. Поэтому попадают на мосты из смежных областей, а потом прикипают душой к таинству разводки одного из символов Санкт-Петербурга и остаются на долгие годы.

На монитор выводится изображение с установленных на мосту камер, тем не менее перед тем, как нажать главную кнопку, старший механик должен обязательно выйти наружу и своими глазами удостовериться, что никто не проник сквозь кордоны охраны. Посколько желающих в последний момент перебежать на Васильевский остров или обратно всегда хватает.

Накануне ночью через пролёт Благовещенского моста возвращался после ремонта в Кронштадте крейсер "Аврора". Символично, что в 1917м году "Аврора" стояла за, на тот момент, Николаевском мостом у Английской набережной, когда был произведён выстрел в сторону Зимнего дворца. Наша экскурсия изначально планировалась как раз в ночь прохода "Авроры", но накануне руководство "Мостотреста" решило, что блогеры будут только отвлекать механиков в столь ответственные минуты, поэтому визит на Благовещенский мост перенесли на один день позже.

Перед началом разводки механики проверяют работоспособность и готовность всех систем, чтобы в итоге финальным нажатием кнопки запустить процесс разводки.

Юрий доверил уникальную возможность развести мост и открыть ночную навигацию одному из блогеров.

В процессе разводки в целях безопасности категорически запрещается находиться под поднимающимся крылом, посколько есть минимальная вероятность падения посторонних предметов, каким-то образом оказавшихся в конструкциях и асфальтовом покрытии моста.

Процесс разводки моста занимает теперь всего несколько минут, а не 40, как в первичной конструкции.

За ночь происходит две разводки, чтобы пропустить в акваторию Невы суда. Первая - с 1.25 до 2.45, вторая - с 3.10 до 5.00. Тем не менее, как отметил Юрий, если водный трафик ожидается небольшой, наводиться можно и раньше, дабы не прерывать сообщение между островами дольше необходимого временного отрезка.

Теперь спустимся на нижний уровень моста. Массивные противовесы закрыты стальными конструкциями, а между штоками гидроцилиндров видны Академия Художеств и павильон моста, где расположен пункт охраны.

Блогеры вовсю делают уникальные снимки, а Юрий делится опытом и рассказывает занятные истории, случившиеся за годы его работы. Например, однажды его срочно вызвали днём, чтобы произвести экстренную разводку моста. В акватории Невы прямо напротив Медного всадника начал тонуть военный корабль. То ли на корабле что-то испытывали, то ли мощность учебного взрыва оказалась чрезмерной. Пришлось спешно буксировать тонущее судно на ремонт, дабы оно не стало вечным памятником среди островов Санкт-Петербурга.

Парочка технических моментов. Кнопок аварийного останова несколько в различных местах на мосту, чтобы в экстренном случае как можно быстрее приостановить процесс разводки или наводки.

В случае возгорания в помещении с компактной гидравлической станцией автоматически сработает порошковая система пожаротушения, о чём персонал будет предупреждён подсветкой табло при входе.

Пока второй механик наблюдает за состоянием системы и давлением масла наверху, на пульте управления, Юрий готов ответить на любые вопросы, возникающие в пытливых умах блогеров.

У гидравлической станции поддерживается чистота, собственно, как и во всех остальных помещениях. График уборки строго регламентирован.

Пока ждём наводки и через разводной пролёт проходят несколько судов, не упускаем возможность поснимать необычных ракурсов в системе координат "мост-набережные". Дворцовый мост тоже уже развели.

Посещение моста организовано в рамках специального совместного летнего проекта "Блогеры разводят мосты" от "Сообщества Питерских Блогеров" spbblog и СПб ГБУ "Мостотрест" . Итоговым мероприятием проекта станет осенняя фотовыставка лучших работ блогеров, а также возможность попасть со своим снимком в издаваемую книгу, посвящённую мостам, которую ГБУ "Мостотрест" начинает готовить к 85-летию своего предприятия.

Во время последней реконструкции основная сложность заключалась в увеличении прочности конструкций разводного пролёта с учётом планировавшегося увеличения ширины моста с 24 до 37 метров.

Инженерные изыскания и расчёты позволили облегчить крылья разводного пролёта и перенести часть веса на опоры стационарных пролётов.

Также были сняты трамвайные пути, установлены разделительные барьеры для транспортных потоков встречных направлений. Ширина тротуаров увеличилась в 2 раза - с 1,5 до 3 метров.

Стрелки часов приближаются к 2.45, и Юрий просит всех перейти на тротуарную часть.

Считанные секунды и крылья моста смыкаются, чтобы через несколько минут после открытия движения накопившиеся у площадей Труда и Трезини потоки машин и пешеходов смогли пересечь Неву и попасть на Васильевский остров, либо наоборот, на 2й Адмиралтейский.

Настало время прощаться с механиками и молчаливым хранителем Благовещенского моста. Теперь мы,