Связь слов предложении что значит. Урок "Предложение

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении - предложения не получится.

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке . Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка . Что делает кошка? Сидит . Кошка какая? Пушистая . Сидит где? На крылечке .

Рис. 2. Схема порядка слов в предложении 1

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение. Пушистая кошка сидит на крылечке.

Рис. 3. Кошка сидит на крыльце ()

Вопросы помогли нам составить предложение.

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

Схема порядка слов в предложении

Связь слов можно показать схемой.

Рис. 4. Схема порядка слов в предложении 2

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

Что? Черёмуха . Что делала? Цвела .

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

Черёмуха какая? Душистая .

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

Цвела где? У забора .

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

У забора какого? Старого .

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора .

Рис. 5. Черёмуха ()

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки .

Рис. 6. Пчёлы летят ()

Проверим, что получилось:

Кто? Пчёлки . Что сделали? Вылетели . Пчёлки какие? Первые . Вылетели когда? Утром .

Рис. 7. Схема порядка слов в предложении 3

Порядок слов в предложении

Мы узнали, что слова в предложении связаны по смыслу, связь в предложении можно установить с помощью вопросов. Если взять бусы и поменять местами бусины, изменится их порядок. А что произойдёт, если изменить порядок слов в предложении?

Давайте понаблюдаем.

Прочитаем предложение. С севера дует резкий ветер .

Поменяем местами слова в предложении. Резкий ветер дует с севера. Это предложение.

Ветер севера с резкий дует. Это набор слов.

С дует ветер севера резкий. Это набор слов.

Делаем вывод: При составлении предложения помните о порядке слов.

Закрепление знаний на практике

Выполним задание. Из данных слов составим предложение. Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

раскрылись, белые, на, кувшинки, реке

Рис. 8. Белые кувшинки ()

Проверим. Вот один из вариантов ответа: На реке раскрылись белые кувшинки.

Что? Кувшинки. Что сделали? Раскрылись. Кувшинки какие? Белые. Раскрылись где? На реке.

Рис. 9. Схема порядка слов в предложении 4

Мальчик-иностранец записал предложения. Найдите и исправьте ошибки, которые он допустил.

У нашего кота пушистая хвост. Дети играли в сад. Утром дети идти в школу.

Проверим: У нашего кота пушистый хвост. Хвост какой? Пушистый .

Дети играли в саду. Играли где? В саду .

Утром дети идут в школу. Дети что делают? Идут .

Установим связь слов в предложении с помощью вопросов.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.

Рис. 10. Перелётные птицы ()

Проверим. Птицы что делают? Улетают. Птицы какие? Перелетные. Улетают когда? Осенью. Улетают куда? В края. В края какие? Тёплые.

Рис. 11. Схема порядка слов в предложении 5

На этом уроке мы узнали, что установить связь слов в предложении можно с помощью вопросов.

На следующем уроке мы узнаем правила правописания безударных гласных в корне слова и выполним множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ).
  2. Nsportal.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ( .
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 177, 178 С. 129.
  • Составьте из предложенных слов предложения. Если сможете, запишите несколько вариантов.

1. выросли, спелые, дереве, на, вишни, высоком.

2. Вася, бабушку, видел, не, маленький, давно, свою.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений и начерти схемы порядка слов в этих предложениях.

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

  • формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  • Находим в предложении подлежащее и сказуемое?
  • Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
  • Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

во 2 классе на тему:

«Связь слов в предложении»

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

Ø формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

Ø развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Ø формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование:

Репродукции картин (Левитан «Весна. Большая вода», Саврасов «Грачи прилетели»);

Алгоритм установления связи слов в предложении;

Иллюстрации с изображением ежа, лопаты;

Образец написания буквы З;

Карточки с деформированным текстом для самостоятельной работы;

Листочки для рефлексии.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Всем-всем… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ!!!)

Тихонечко садитесь на свои места.

Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво и слушать учителя.

  1. Актуализация знаний.

Какое сейчас время года? (Весна)
- Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
- Сейчас вам нужно будет составить 1 предложение о весне. В этом вам помогут репродукции картин Левитана «Весна. Большая вода» и Саврасова «Грачи прилетели». (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)

А вот Ваня и Маша из 2 класса составили такие предложения:

Ваня : Появляется трава весной молодая.
Маша : Весной появляется молодая трава.

Чье предложение вам больше нравится?
- Почему? (В предложении Вани нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
- О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)

  1. Целеполагание

Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
- Чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
- А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

  1. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою -

Ручку я ВОТ ТАК держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа.

Подумайте, о каком звуке идет речь:

Везде найдешь ты этот звук -

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Правильно, это звук [з].

Что мы знаем о звуке [з]? (Согласный, твердый, звонкий)

Что мы знаем о звуке [з"]? (Согласный, мягкий, звонкий)

Какой буквой обозначается звук [з] на письме? (Буквой З)

Назовите соседей буквы З (Ж и И)

Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву З заглавную и букву з строчную.

Показ по образцу со счетом «раз-и-два-и…», письмо по воздуху.

Прописываем первую строку.

Зи Зл За зи зл за

Найдите самое красивое буквосочетание и поставьте под ним точку.

Посмотрите на вторую строку. Прочитайте.

Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя на урок идет.

Как мы называем такие предложения? (Скороговорка)

Прочитайте хором. Прочитайте быстро (по одному).

Какие еще скороговорки вы знаете?

Почему слово «Зоя» написано с заглавной буквы?

Спишите с доски скороговорку и запомните.

  1. Новый материал.

Давайте запишем предложение Маши и подчеркнем главные члены предложения.

Дети: В предложении говорится о травке. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Травка что делает? Появляется. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
- А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
- Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее травка? (Зеленая)
-Поставьте вопрос. (Травка какая? Молодая)
- В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
- Какое слово поясняет сказуемое появляется? (Весной)
- Почему вы так думаете? (Задали вопрос. Появляется когда? Весной.)

Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
- Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

· Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

· Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

· Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется запись (каждый шаг на отдельной карточке).

А теперь пользуясь этими шагами, давайте разберем предложение.

Один ученик работает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Проверка усвоения материала.

Следующее задание выполните самостоятельно. Установите связь слов в предложении.

В небе светит яркое солнышко.

Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим.

Кто не допустил ошибок, поднимите руки.
- Легко ли было вам выполнять задание?

2. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 67. Найдите упражнение 336.

Прочитайте задание.

Прочитайте текст. Что вы заметили?

Давайте вставим подходящие по смыслу слова. В этом нам помогут слова для справок, расположенные под текстом.

Что получилось?

О ком говорится в тексте? (В тексте говорится о ежике.)

Что вы знаете о еже?

Послушайте интересную информацию об этих удивительных животных.

Ежик - колючий. Это сразу все запоминают. Иглы - это колючий панцирь, который защищает от врагов. У взрослого ежа бывает до 16 тысяч иголок, длиной по 2-3 см. Цвет их серый, однако если присмотреться, можно увидеть на иголочках темные и светлые полоски.

Вес взрослого ежика около 1 кг. Ежата рождаются голыми, не колючими, но уже через несколько часов они покрываются иголками. У ежей очень хорошо развит спинной мускул, с помощью которого ежик сворачивается в клубок в момент опасности. Попробуй разверни!

Давайте озаглавим наш текст.

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

В каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

ФИЗМИНУТКА

- разминка для тела «Часики»,

- разминка для пальцев «Замок»,

- упражнение на внимательность «Нос, пол, потолок».

3. Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Я землю копала -

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (ЛОПАТА)

Какое лексическое значение имеет слово «лопата»? (Сельскохозяйственный инструмент, предназначенный для того, чтобы копать землю)

Это слово из орфографического словаря. Его написание нужно запомнить.

Давайте позовем слово «лопата» и поставим ударение.

Назовите «опасную» букву в слове «лопата».

Составьте предложение со словом «лопата».

4. Игра «Найди и докажи».

Придвиньте к себе листочки с №1.

Определите, предложения это или нет. Докажите свою точку зрения.

  1. Однажды поздним весенним вечером.
  2. Расцвела под моим окном душистая сирень.
  3. В, бушевала, день, лесу, целый, гроза.
  4. Грачи слетелись на вспаханное поле.
  5. В, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.
  6. Во время перемены наши дежурные.
  7. Летом мы жили в деревне у бабушки.
  8. Вчера ученики решали трудную задачу.

5. Самостоятельная работа (работа с деформированным текстом).

Придвиньте к себе листочки с №2.

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

на, лучи, играют, солнца, изумрудных, полянах

дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики

пестрит, в, от, глазах, цветов

над, звенят, лесом, веселые, песни

Из данных слов составьте предложения.

Сколько предложений у вас должно получиться? (5)

Как мы будем писать каждое новое предложение?

Что будем ставить, когда предложение закончится?

Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

Проверка (если правильно - ставим в конце предложения +).

1 вариант, установите связь между словами третьего предложения (алгоритм на доске)

2 вариант, установите связь между словами последнего предложения (алгоритм на доске)

Проверка.

Кто не допустил ни одной ошибки?

Кто допустил одну ошибку?

Кому было легко выполнять это задание?

V. Итог. Рефлексия.

Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

Что нового вы узнали на уроке?

У вас на партах лежит маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте его синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

VI. Домашнее задание

Составить 2 предложения о весне, разобрать и показать связь слов в предложении.

Шугурова Наталья Михайловна

МБОУ СОШ №5 г. Лянтор

Учитель начальных классов

Русский язык. 2 класс. Урок проведён с элементами по системе Ю. А. Поташкиной

Тема : Предложение. Связь слов в предложении.

Цел и:

Развивать умение выделять предложение из потока речи и оформлять его на письме; развивать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов в предложении;

Дать понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения;

Воспитывать интерес к предмету «русский язык».

Оборудование: иллюстрации на тему «Весна», предметные картинки, карточки для работы в парах, ребусы, запись на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- Как ярко светит сегодня солнышко. Наверное, это потому что к нам пришли гости. Вы любите принимать гостей? -А сами любите, ходить в гости?

Сегодня мы отправимся в гости к весне и приготовим для неё подарки.

1. Минутка чистописание.

Напишем её букву.

Спишите с доски:

В в Вв Ввв вс вл весна

2. Словарная работа.

Второй подарок - расшифрованные слова.

Расшифруй слова:

[ салав " эй "] , [ з " абл " ик ] , [ п " итух ], [ сквар " эц ] , [ л " эб " ит "] .

Какое слово лишнее? Почему?

Петух – домашняя птица, остальные дикие

3. Разминка.

Разведи по значению:

А) [ ир "ис] (ирис- цветок, ирис- конфета)

Б) Установи диагноз: бежит, шубка, ручьи (бежит - безударная гласная «е», проверочное слово «бег», «жи – ши»; шубка – парная согласная «б», проверочное слово «шуба»; ручьи – разделительный «Ь»)

В) Определи часть речи: спелая, сидит, взвизгнул, гром

Г) Верни со знаком, дай характеристику предложению:

- Артур, сядь правильно. (Побудительное, невосклицательное).

Маша, закрой форточку! (Побудительное, восклицательное)

III. Сообщение темы и целей урока.

Докажите, что в последнем задании вы работали с предложениями.

(Предложение - это законченная мысль)

В предложении всегда

Согласованы слова,

И по роду, по числу,

И по смыслу одному.

Как оформляются на письме предложения? (первое слово пишем с большой буквы, а в конце ставим точку, ? или!)

На доске запись: Слов связь предложении в.

Можно ли данную запись на доске назвать предложением? (Нет. Это слова.)

Почему эту запись нельзя назвать предложением, ведь первое слово написано с большой буквы, а в конце стоит точка? (Слова не связаны по смыслу).

Поставьте слова в нужном порядке и назовите тему урока. (Связь слов в предложении.)

Тема записывается на доске.

IV. Новая тема.

1. Работа по учебнику.

С. 89

Прочитайте, что сегодня на уроке мы будем повторять и чему учиться?

(Вспомним, как отличить предложение от группы слов.

И узнаем, какие слова в предложении называются главными членами предложения.)

С. 89, № 1.

Прочитайте пословицу.

(На экран выводится иллюстрация.)

Подумайте, почему так говорят. Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?

Физкультминутка

(Сколько предложений - ситуаций?) Девочки и мальчики,

Готовим для работы пальчики.

Это живой уголок. Тут свистят чижи. Шипят ужи. Пищат мыши. Пушистые крольчата грызут морковь.

Идёт лесник лесом. Вышел он на поляну. Вокруг стеной смородина растёт.

2. Работа в парах:

1.Разбейте текст на предложения. Сколько предложений в тексте. Можно ли назвать последнюю запись предложением? Составьте третье предложение самостоятельно:

Б…гут в…сёлые руч…и (при)летели скв...рцы и гр…чи

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

3. Проверка.

Сколько предложений у вас получилось?

Где возникли трудности?

(2 предложения были составлены, а третье пришлось составлять самим).

Прочитайте предложения.

4. Письмо со следами размышлений.

Записать со следами размышления 1 и 2 предложение.

Выделить грамматическую основу в данных предложениях.

На доске и на партах схема:

Вводятся понятия «подлежащее» и «сказуемое».

5. Решение орфографических задач.

Ещё раз прочитайте 3 предложение.

Как решили орфографические задачи в данном предложении?

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

Решение на доске и в тетрадях:

Устное рассуждение : (над) полем - это действие? Нет. Есть такая приставка в начальной форме? (что? поле) Нет. Следовательно, пишем раздельно: над полем.

Письменное оформление: (над) полем - д-е , ¬ (что? поле), => над полем.

Выделить грамматическую основу (устно).

V. Закрепление нового материала.

1. Выполнение упражнения №4, с. 90.

Учащиеся устно определяют границы предложений, находят грамматические основы.

Предложения записывают самостоятельно.

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Достигли целей урока?

Кто работал на «5»? На «4»?

Кто остался недоволен своей работой?

VII. Домашнее задание: соберите корзину родственных слов: друг, с. 91, №6.

VIII. Резерв. Ребус.