Узнай кто ты мыслитель или художник. Диагностическая методика "художник или мыслитель"
Ученые провели эксперимент, поочередно отключая оба полушария, и установили, что человек, у которого активно левое полушарие, становится смешливым, возбужденным и болтливым. Рассудок сохраняется, а творческие способности, если они, конечно, были, куда-то исчезают. Если левое полушарие отключить, творческие способности останутся, но пропадет хорошее настроение.
У большинства художников, скульпторов, музыкантов, актеров доминирует правое полушарие. Благодаря этому у них возникают яркие зрительные или слуховые образы, которые они передают нам в виде произведений искусства.
- «Мыслитель или художник»
1. Я не вижу причин для печали. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Я помню то, чему меня учили несколько лет назад. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Мне трудно дается алгебра. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Мне легко первому начать разговор. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Я легко запоминаю незнакомые лица. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Я не вижу особых причин для радости. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов отдельно по нечетным и по четным пунктам утверждений.
Если первая сумма (Л) больше, чем на 5 превышает вторую (П), вы принадлежите к логическому типу. Вы склонны действовать под влиянием разума, а не эмоций. При принятии решений чаще полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Больше доверяете внешней информации, чем внутренним впечатлениям. Ваша сильная сторона – логика. Вы оптимистичны, жизнерадостны и общительны. Вы можете стать математиком, преподавателем, программистом, конструктором, инженером.
Если вторая сумма (П) больше, чем на 5 превышает первую (Л), вы – человек художественного типа. Вероятно, вы принимаете решения на интуитивном уровне, больше полагаясь на эмоции, чем на рассудок, доверяете больше своим чувствам, чем внешней информации. Вы ранимы и впечатлительны, поэтому не испытываете потребности в широком круге общения, цените независимость. При наличии специальных способностей можете быть успешны в эстетических видах деятельности.
Чем больше разница между двумя суммами, тем сильнее доминирует соответствующее полушарие
(Л - левое, П - правое). Если разница мала, значит, вы в равной степени сочетаете характеристики «мыслителя» и «художника». Умение мыслить образно и логично, анализировать и синтезировать информацию, руководствоваться при принятии решений не только разумом, но и сердцем открывает перед вами широкое поле деятельности.
Уточнить свою принадлежность к «мыслителям» или «художникам» можно с помощью простого теста:
- Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Большой палец левой или правой руки оказался сверху?
- Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом?
- Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
- Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.
Можно определить ведущее полушарие, но «просчитать» творческие способности с помощью тестов нельзя – наличие у вас способностей к музыке, живописи, литературе, науке можно выявить по результатам – музыкальным произведениям, рисункам, стихам, сочинениям, оригинальным решениям задач.
Когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу… Стихи …
- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй …
Собеседником Моцарта был Гете.
Не всем дано писать музыку, как Моцарт, или стихи, как Гете. Но в каждом человеке скрыт свой талант. Очень важно, чтобы рядом с вами оказались люди, которые помогут вам поверить в свой талант – родители, учителя, друзья.
Главная > ИнструкцияТест 1 «Художник или мыслитель» Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности. Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.
- У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.
ответ | Ответ | ответ | ответ | Ответ |
|||||
Выборка | Норма | Уровень | Стандартные отклонения |
Школьники 7 – 9 классов | |||
Школьники 10 – 11 классов |
Методика «Воспроизведение рядов цифр»
Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:Тесты по обществознанию. Введение
ТестыВВЕДЕНИЕ. На современном этапе реформирования российской системы образования проводится внедрение компьютерных технологий для достижения объективности итогового контроля знаний школьников и входящего контроля знаний абитуриентов.
Тест: Определение основных мотивов выбора профессии > Тест: Ваша мотивация к успеху > Тест: Структура мотивации. Командовать или подчиняться?
ДокументПрофессионал Третьего тысячелетия… Каким он будет, кто станет у штурвала или у пульта организации деятельности людей, какими качествами должны обладать эти люди? Есть ли ответы на эти вопросы, которые интересуют многих? Революции,
Тест Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1 Архитрав; 2 Минотавр; 3 Аид; 4 Лабиринт Тест 3
ДокументРельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:
Книга ориентирована не только на читателя-специалиста. Она доступна студенту, ученому, занимающемуся общественными науками, или обычному читателю, который хочет разобраться в психологических проблемах современного человека.
КнигаПытаемся ли мы разобраться в психологических причинах кризисов в политике, экономике, предпринимательстве, профессиональных или домашних неурядицах, хотим ли углубиться в сущность современного изобразительного искусства, поэзии, философии,
Внутри вас
Документ
Для художественного типа, т.е. людей, у кото-рых доминирует правое полушарие мозга, характер-ны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительно-го типа - левопролушарного - преобладают аб-стракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого вос-приятия мира. Мыслитель со слабыми художествен-ными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистра-ция и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, пред-ставить общую картину явлений, без художественно-го мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мысли-тельным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конеч-но, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавля-ющее большинство художников, скульпторов, музы-кантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональ-ной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.
Инструкция:
Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрица-нию соответствует 0 баллов, безоговорочному согла-сию - 10. Но, если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в Вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему училась несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу пра-вильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первой начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настрое-ние.
Результат:
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).
1. Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем га 5 баллов превышает «правополушарны» (П), то значит, Вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, вообще-то оптимистка, и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоя-тельно.
Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полу-ченной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требую-щие логического мышления. Если профессия, к кото-рой Вы стремитесь, требует именно логических спо-собностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструк-тором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником... продолжите этот список сами.
2. П больше Л. Это означает, что Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.
3. Перед человеком, в равной степени сочетаю-щим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных техни-ческих систем, лектор и переводчик - все эти проф-ессии требуют гармоничного взаимодействия проти-воположных типов мышления.
«Жизнь отчетливо указывает на 2 категории людей - художников и мыслителей, - писал И.П.Павлов. – между ними резкая разница. Одни – художники во всех родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».
Ученые проделали эксперимент, поочередно усыпляя то правое, то левое полушарие. Оказалось, что человек с отключенным правым полушарием, сохраняя рассудок, впадает в эйфорию: становится возбужденным словоохотливым, сыплет глупыми шутками… Если такое произойдет с писателем, композитором или ученым, то они лишаться творческих способностей, будто растратив их на словесный поток. С отключенным левым полушарием они будут работать по-прежнему, он зато хорошее настроение их покинет, уступив место депрессии, мир предстанет в мрачных тонах. И только слаженная работа обоих полушарий дает возможность воспринимать мир полно и объективно. Но не всегда у человека эти 2 типа мышления – логический и художественный находятся в гармоническом единстве.
Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Если он останется всю жизнь неграмотным и будет заниматься примитивной работой, то эта асимметрия у него почти не разовьется. И напротив, активная деятельность способствует специализации полушарий.
Для художественного типа, то есть людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного - преобладают абстракции, теоретизирование, логическое рассуждения. Говорить, кто из них умнее нет смысла, так как речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успеха в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ фактов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления.
Чтобы узнать, кто ты – художник или мыслитель, ответь на вопросы, пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию -10. но если вопрос ставит вас в тупик, постарайтесь поставить себе справедливую оценку - от 1 до 9.
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно ее воспроизвести.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его себе в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие).
Если ваш «левополушарный» (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть проблем решите самостоятельно. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, программистом и т.д.
Если П больше Л. Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может работать даже в неблагоприятных условиях (шум и проч.). его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.
Перед человеком, в равной степени сочетающем в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальных ситуациях. Управленец и испытатель, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположного типа мышления.