Я воспитан природой суровой анализ. Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого

В последние годы жизни Николай Алексеевич Заболоцкий создал целый ряд стихотворений, ставших впоследствии хрестоматийными. Произведение «Я воспитан природой суровой» — гимн природе и взгляд на место человека в мире.

Стихотворение написано в 1953 году. Его автору — 50 лет. Жить ему оставалось только 5 лет. Поэт много пишет после периода молчания, когда, из опасений за свою свободу, он больше занимался переводом. Все созданное в это время войдет в его очередной прижизненный сборник, четвертый по счету. Стихотворение по духу и форме напоминает .

По жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф, композиция одночастная, единая. Лирический герой — сам автор.

Первая строка не отсылает читателя к детству поэта под Казанью, где он рос. Школу воспитания «природой суровой» он прошел в Хабаровском крае, куда был сослан по обвинению в антисоветской агитации. Именно там поэт научился ценить каждую былинку, видеть красоту в простоте, среди природы чувствовать себя свободным, не бояться за свою жизнь так, как приходилось бояться среди людей. Его манит спокойствие и цикличность природы. Даже в ее кратковременных явлениях он видит отблеск вечности.

Эпитеты: очарованных трав, беспредельных полей, светящейся пыли. Метафоры: запрокинув лицо в небосвод, подорожника твердый клинок, заливая лучами. Олицетворение: ручей, задыхаясь, поет. Сравнение: жизнь как пыль. Кульминационная метафора: жизнь текла сквозь листы. Повтор слов усиливает зримость этого образа.

Аллегория: государстве ромашек. Поэт ощущает таинственную жизнь цветов, в которой есть место и порядку, и законам, и общим для всех целям. В описанном пейзаже можно узнать не только север, но и приметы средней полосы России. Одуванчик в чужих краях — тот же, что и растет у дома близких сердцу людей. Дума поэта глубока, много в ней горечи и потерянности. Он надеется излечиться от боли и горя среди трав и звезд. Лирический герой хотел бы проникнуть в думы вековых деревьев, научиться у них принимать жизнь. Возможно, эта «ночь до утра» нужна ему и для того, чтобы выплакаться.

Поэт и переводчик Н. Заболоцкий после многих лет ссылки и почти полного запрета на творчество, сумел вновь возвысить свой поэтический голос. За несколько лет до смерти он пишет стихотворение «Я воспитан природой суровой», навеянное размышлениями о прошедшей жизни.

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»
Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения.
Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой» является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире.
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый.
Подорожника твердый клинок.
Эти строчки говорят о неразрывной связи между самим поэтом и окружающим миром. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике — «одуванчика шарик пуховый». Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
Поэты—удивительные люди! Они способны всерьез рассуждать о самом незначительном, на что не сразу внимание-то обратишь. Мало кто из людей задумывается, сколь прекрасно «первых листьев появленье». А ведь это — замечательный дар самой природы, и тот, кто умеет вовремя разглядеть это настоящее чудо, является истинным счастливцем. Поэт говорит о том, что его волнует каждое растение. Ведь даже самая маленькая травинка или листочек — это часть огромной, непознаваемой жизни вокруг себя. И важно не пропустить ни одного мгновения из всего великолепия, которое окружает человека. Рассвет весеннего дня — это награда, которую природа дарит далеко не всем. Люди способны жить, не обращая абсолютно никакого внимания на то, что творится вокруг. И пусть каждый рассвет весенних дней радует глаз, волнует душу, все это остается незамеченным. А поэт отличается от равнодушных людей, он намного богаче их. Для него все имеет значение, все влияет на эмоциональный настрой.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Поэт создает удивительную картину окружаю щею мира. «Государство ромашек», «поющий ручей» — все это свидетельствует о незаурядной натуре автора, который подмечает малейшие детали в огромном мире вокруг. Он готов забыть все свои дела, чтобы всю ночь оставаться на природе, любоваться ее красотой, ощущая себя крохотной частичкой большого мира.
охотной частичкой большого мира.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
Пусть жизнь идет своим чередом, главное, чтобы вокруг были такие же листочки, неторопливо шуршащие в тиши лесной. И звезды откуда-то издалека таинственно взирают на всю красоту природы, будто знают какие-то сокровенные секреты мироздания.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Весенний шум радует человека, потому что дарит ему какую-то удивительную силу и бодрость. Поэт чувствует каждое дуновение ветерка, и жизнь природы, такая загадочная и неповторимая, заряжает его бодростью, дарит силу и уверенность. Можно сколько угодно времени провести среди этой красоты, размышляя о быстротечности времени и о незыблемости самих жизненных основ бытия.

неожиданные эпитеты и метафоры. (" Одуванчика шарик пуховый, / Подорожника твердый клинок"). Найдите ещё подобные примеры и покажите их особую выразительность, позволяющую читателю по-новому взглянуть на мир.
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.


Где ручей, задыхаясь, поет,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ И ИДЕЮ СТИХОТВОРЕНИЯ Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звезды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму

Посреди очарованных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение «Я воспитан природой суровой» было написано в 1953 г. зрелым поэтом. Вся жизнь Заболоцкого прошла в больших городах, Москве и Ленинграде, и только детство – на природе, в помещичьем имении близ Казани, где отец работал агрономом и управляющим. Зрелый поэт возвращается к ценностям детства и переосмысливает их.

В этот период своего творчества поэт почти не обращался к выражению в стихах своей гражданской позиции, опасаясь новых запретов и гонений. Поэт вынужден был прибегать к намёкам и иносказаниям, как «государство ромашек» в данном стихотворении.

Стихотворение напечатано впервые в журнале «Дружба народов» № 4 за 1956 г.

Жанр стихотворения

Стихотворение относится к пейзажной лирике, которая, в лучших традициях поэзии 19 в., неотделима от лирики философской.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь к родной природе.

Основная мысль: лирический герой ощущает себя частью природы, наблюдая её простую скромную красоту; даже мысли героя навеяны природой.

Композиционно стихотворение распадается на 2 части. В первых двух строфах лирический герой делится своей особенностью – видеть тихую и незаметную жизнь растений. Ему «довольно заметить» простое растение и наблюдать его жизнь. Довольно для счастья и удовольствия.

В первой же строке герой указывает на причину такого отношения к природе: «Я воспитан природой суровой». Инверсия подчёркивает последнее слово-эпитет. Сурова природа родины поэта – средней полосы России. Понятия о прекрасном у человека закладываются сызмальства. Природа действительно стала воспитательницей, привив лирическому герою эстетические предпочтения.

Последние 3 строфы написаны в условном наклонении. Лирический герой описывает, как провёл бы чудесную весеннюю ночь до рассвета. Герой мечтает остаться неподвижным, лежать, внимать, думать. Но это не означает бездействия. Герой занимает активную жизненную позицию, перемещается из реальности в «государство ромашек», край, где поёт ручей.

Это стихотворение – попытка бегства из действительности в государство природной гармонии, где жизнь течёт с небес и душа природы становится мыслями лирического героя. Условное наклонение проявляет несбыточность мечты лирического героя.

Тропы и образы

Основной троп, на котором строятся все образы стихотворения, описывающего живую природу – олицетворение: ручей, задыхаясь, поёт, дума полей и дубрав . Оживляют неживое и метафорические эпитеты: суровая природа, очарованные травы.

Метафоры создают зрительные образы «обычных простых растений», делая их яркими индивидуальностями: «одуванчика шарик пуховый», «подорожника острый клинок».

В трёх последних строфах поэт с помощью тропов показывает слияние человека и природы, растворение в ней. Герой запрокидывает лицо в небосвод (метафора), сливающийся с землёй. Жизнь с небес течёт сквозь листы (метафора), а звёзды заливают лучами кусты (метафора).

Сравнение, выраженное творительным падежом («жизнь потоком светящейся пыли всё текла бы»), создаёт образ звёздной ночи, где между небом и землёй установлена непрерывная связь.

Для лирического героя важно место, где он наслаждается жизнью, совершенно конкретное и, вместе с тем, такое, где герой будет в безопасности, где его невозможно найти: государство ромашек, край, где поёт ручей (метафоры). Там лирический герой вбирает в себя думы «беспредельных полей и дубрав» (эпитет).

Время события так же конкретно, как и место. Герой упоминает о нём дважды: рассвет весеннего дня, весенний шум (эпитеты). Для поэта важно показать время начала, рождения и развития жизни растений. Он по умолчанию противопоставляет это время социальному времени, с природой не связанному.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Некоторые рифмы необычны, свежи: у края – с утра я . Эта составная рифма отличается одни согласным звуком.

  1. Каким вы себе представляете героя стихотво-рения? Прокомментируйте первую строку.
  2. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, — надежное, прочное, но не любящее эффектов. Желание приобщиться к такому ми-ру, какой он есть — скромному и прекрас-ному, — больше всего заметно при чтении этих строк.

  3. Опишите образ «природы суровой», создан-ной в стихах.
  4. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.

    Названы только подорожник и ромаш-ка, и именно они для автора «очарован-ные травы».

  5. Какие тропы, образные выражения использует поэт для описания природы?
  6. В мире обычных, простых растений сов-сем не прост мир приемов, которые ис-пользует автор. Олицетворения диктуют выбор эпитетов: природа суровая. Но это как раз и есть придание природе качеств, присущих живому существу. В суровой природе сравнения видимы и осязаемы. Одуванчика шарик пуховый — это уже какой-то предмет. Эпитет пуховый толь-ко помогает лучше представить это объем-ное существо. Так же точно предстает перед нами подорожника твердый клинок.

    Перед читателем система образов, кото-рая живет лишь в стихах Н. А. Заболоц-кого, в его «государстве ромашек».

  7. Как вы понимаете последние две строки сти-хотворения? Ответьте на этот вопрос письменно.
  8. Все лежал бы и думал я думу Беспредельных полей и дубрав.

    Общение с полями и дубравами требует от нас не только восхищения. Понять при-роду, в нее вжиться не так-то легко. Ведь «душа беспредельных полей и дубрав» хранит память многих поколений, через природу мы общаемся с прошлым. Материал с сайта

  9. Выучите наизусть понравившееся вам стихо-творение о родной природе.
  10. Выбор стихотворения непрост. Всем яс-но, что нужно будет объяснить, почему именно избрано это стихотворение. И ко-нечно, нельзя будет сказать, что выбрано самое короткое, потому что его легче за-помнить. Нужно будет и для быстроты и осмысленности заучивания внимательно вчитаться в его строки и уметь объяснить возникшие при чтении мысли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • я воспитан природой суровой соченение
  • стихотворение николая заболоцкого я воспитан природой суровой вопросы
  • николай заболоцкий я воспитан природой суровой каким вы представляете героя стихотворения
  • ответы на вопросы заболоцкого - я воспитан природой суровой
  • разбор стихотворения на эпитетыя воспитан природой суровой