Творческая эволюция В. Высоцкого

Среди многочисленных стихотворений Владимира Высоцкого есть такие, в которых звучит романтическое восприятие миря. Поэт-романтик, бескомпромиссный максималист в своих требованиях к человеку, Высоцкий искал героев, вступающих в единоборство со стихией, способных совершить подвиг во имя высоких целей. Поэтому так часто в его песнях возникали ситуации, требующие от человека предельного напряжения духовных и физических сил.

Многие из песен Высоцкого посвящены горам, альпинизму. Одна из альпинистских песен – это «Песня о друге», написанная в 1966 году. В ней говорится о настоящей мужской дружбе, которая возникает между людьми в горах.

Если друг

Оказался вдруг

И не друг, и не враг,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни –

Горы дают возможность проверить, какой человек рядом с тобой, насколько он надёжен:

Если шел он с тобой

Как в бой,

На вершине стоял – хмельной, –

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Горы как символ мечты, недосягаемого поиска, предстают в стихотворениях: «Здесь вам не равнина» и «Прощание с горами». О любви Высоцкого к горам свидетельствуют такие строки:

В суету городов и потоки машин

Возвращаемся мы – просто некуда

Деться! –

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах,

Оставляя в горах свое сердце…

Находясь в горах на съемках фильма «Вертикаль», Высоцкий понял, что лучше гор «могут быть только горы, на которых еще не бывал … « Песню «К вершине» Высоцкий посвятил погибшему в Альпах прекрасному скалолазу Михаилу Хергиани. Он не боялся опасности:

Ты идешь по кромке ледника,

Взгляд не отрывая от вершины

Горы спят, вдыхая облака,

Выдыхая снежные лавины…

В песне «Расстрел горного эха» Высоцкий описывает эхо, отзывающееся на человеческие крики. Оно может помочь человеку, попавшему в беду и ему нужна помощь. И если его стоны и крики никому не слышны, эхо подхватит крик о помощи и многократно усилит его. Но люди не хотели слышать эхо и «пришли умертвить, обеззвучить живое ущелье». Они расстреляли эхо и с гор посыпались камни, которые Высоцкий сравнивает со слезами:

К утру расстреляли притихшее горное,

Горное эхо –

И брызнули слезы, как камни, из раненых скал!..

Для лирики Высоцкого характерен творческий интерес к миру стихий, к внутренней диалектике природы, составной частью которой является человек с его радостями и страданиями. И как ни была бы жестока жизнь – мужество и стойкость человека всегда бывают вознаграждены: В стихотворении «Белое безмолвие» в условиях далекого Севера мужает и крепнет человек:

…Наше горло отпустит молчание,

Наше слабость растает как тень, –

И наградой за ночи отчаяния

Будет вечный полярный день!

Во многих песнях Высоцкого звучал мотив беспокойства, неустроенности, поиска своего места в жизни. Лирический герой стихотворения «Парус» напоминает нам лермонтовского героя в одноименном стихотворении. Он такой же свободный, мятежный и беспокойный:

Многие лета –

Всем, кто поет во сне!

Все части света

Могут лежать на дне,

Все континенты

Могут гореть в огне, –

Только все это –

Не по мне!

Парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

В одном из стихотворений Высоцкий сказал: «Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах. Я, конечно, спою, не придет и полгода… « Он сдержал свое слово, обращаясь к нам, своим современникам. Впрочем, он и не покидал нас, войдя в нашу жизнь прочно и навсегда. Прошло уже более двадцати лет, как Высоцкого нет с нами, а голос его по-прежнему звучит с такой же силой и предельной искренностью, заставляя тревожно биться сердце.

Время Высоцкого не прошло. Сегодня мы не только слушаем Высоцкого – мы его читаем и видим тот писательский путь, который был им пройден. Видим то место, которое он занял в литературе. Феномен Высоцкого – одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России XX века.

Во все времена поэзия оказывала огромное влияние на общественную жизнь. Творчество поэтов способствовало духовному раскрепощению, вскрывало людские пороки, заставляло нас задуматься над окружающей жизнью. Одним из таких поэтов был Владимир Высоцкий — олицетворение совести народа.
Творчество Высоцкого — это биография нашего времени. В огромном количестве стихов, написанных в разные периоды, поэт затронул очень важные вехи истории. Три основные темы заняли значимое место в гражданской поэзии Высоцкого: Великая Отечественная война,

Трагедия народа в период культа личности Сталина, тупость и косность советской бюрократии.
Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне звучат с такой пронзительной силой, насыщены такой обжигающей правдой, что кажется, будто автор сам хлебнул лиха на войне. Потрясает стихотворение «Мы вращаем землю». Символический образ солдата останавливает движение фашистских полчищ:
От границы мы землю вертели назад,
Было дело сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Казалось бы, что все рухнуло, пропало, «солнце отправилось вспять и едва не зашло на востоке». Но «сменные роты на марше» остановили вращение Земли и «закрутили» планету обратно, пока не дошли до Берлина. Конечно, подвиги наших солдат в этой войне были воспеты еще до Высоцкого, но

С каким чувством пишет он об этом! О мужестве русских воинов рассказывает поэт в стихотворении «Вцепились они в высоту…»:
Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный.
Но снова мы лезем, хрипя, на нее
За вспышкой ракеты сигнальной.
И крики «ура!» застывали во рту,
Когда мы пули глотали,
Семь раз занимали мы ту высоту,
Семь раз мы ее оставляли.
И эта высота, на которую бойцы шли в атаку, стала для них перекрестком всех судеб и путей, олицетворением Родины, которую обязательно надо отстоять.
В произведениях Высоцкого война предстает не парадным своим портретом, а суровой правдой, некрасивой, жестокой, но всегда верной. В стихотворении «Тот, кто стрелял…» поэт рассказал о солдате, отказавшемся приводить в исполнение несправедливый приговор. В другом произведении Высоцкий обратился к судьбе людей из штрафного батальона. Этих солдат на фронте мало жалели и еще меньше берегли. Они своими телами устилали пространство перед укреплениями врага, прокладывали путь для других частей:
У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль поймаешь за отвагу.
Писать о «штрафниках» до недавнего времени было запрещено. Но Высоцкий писал. Писал и о них, и о стрелковых ротах, штурмующих безымянные высоты, и о летчиках, гибнущих в неравном бою, о сражениях с альпийскими стрелками в горах, о десантниках и подводниках. Война — это не только победы, но и кровь, и смерть. Раз были погибшие, значит остались вдовы, сироты. Поэту в своих стихах удалось передать тоску жен, матерей, невест, проводивших своих мужчин на войну:
Ивы плачут о вас,
И без ваших улыбок
Бледнеют и сохнут рябины…
Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне — дань памяти и уважения тем, кто погиб за наше будущее. Но погибали не только на фронте. В жестокие и мрачные годы культа личности Сталина миллионы честных людей были расстреляны, посажены в тюрьмы и лагеря. Эта судьба не миновала и участников войны. «Великий вождь» заявил, что у нас нет попавших в плен, а есть только предатели. И многие бывшие солдаты стали «врагами народа». Высоцкий открыто сочувствовал жертвам репрессий. Его стихи на эту запретную в те времена тему были особенно заметны среди почти всеобщего молчания. В стихотворении «Попутчик» поэт написал о том, как становились «врагами народа». Двое людей встретились в поезде, разговорились:
Мой язык, как шнурок, развязался,
Я кого-то ругал, оплакивал.
А потом мне пришили дельце
По статье уголовного кодекса.
Успокоили — все перемелется.
Дали срок, не дали опомниться.
В «Охоте на волков» и ее продолжении — «Охоте с вертолетов» автор рассказал о психологии людей, становившихся без вины виноватыми. Они понимали ужас и противоестественность происходящего, но не могли восстать:
Вы легли на живот и убрали клыки,
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тот, кого даже пуля догнать не могла б, —
Тоже в страхе взопрел и прилег — и ослаб.
Среди стихов Высоцкого, повествующих о времени культа личности, особое место занимает стихотворение «Банька по-белому». От него мороз по коже! Сюжет немудреный, но поэт так сумел передать чувства и мысли невинно осужденного человека, что мы чувствуем себя участниками событий. Несмотря на то, что люди вдруг становились «врагами народа», они продолжали верить в Сталина:
А потом на карьере, в топи ли,
Наглотавшись слезу и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как бьются сердца.

Но слишком много потом было «веры и лесу повалено». И вот, очевидно, уже после смерти Сталина бывший заключенный с исковерканной судьбой все чаще думал о том, что профиль вождя у него на груди — это клеймо преступника на безвинном человеке.

Стихи поэта о жестоких уроках истории являются поэтическим реквием всем невинно осужденным и служат предупреждением против опасности повторения «мрачных времен».
Высоцкий всегда откликался на события, происходящие в ст ране. В тяжелые годы застоя, когда давилось все новое и прогрессивное, преследовалось каждое честно сказанное слово, поэт не мог примириться с окружающей действительностью, уйти в себя. В стихотворении «Старый дом» он с болью и горечью писал.
Кто ответит мне — что за дом такой?
Почему во тьме — как барак чумной?
Свет лампад погас, воздух вылился…
Али жить у вас разучилися?
Главный герой искал «край, где светло», но нет никаких надежд на перемены к лучшему. Наивной представляется мечта о какой-то другой жизни:
О таких домах не слыхали мы,
Долго жить впотьмах привыкали мы
Испокону мы в зле и шепоте
Под иконами в черной копоти.
Поэт неоднократно обращался к вопросу о том, как трудно сохранить себя, остаться честным среди окружающей атмосферы лжи и лицемерия. В «Песне микрофона» Высоцкий сказал горькие, но очень верные слова
Часто нас заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью
Поэт бы автором и многих сатирических стихотворений. Высоцкий высмеивал бюрократов, чиновников, подхалимов, обывателей. Он был беспощадной судьей и самому себе, своим слабостям и ошибкам. Именно Это давало ему моральное право силой сатиры бичевать чинуш и трибунных фразеров, респектабельных проходимцев и воинствующих обывателей. Так, стихотворение «Спасите паши души» повествует о судьбе моряков, гибнущих на подводной лодке. Оно отражает состояние нашего общества в период брежневского «безвременья»:
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Всем сердцем любил Высоцкий Родину. Он говорил: «Без России я ничто!» Страдал за свой народ, гордился им, переживал все его невзгоды, криком кричал в своих стихах, чтобы его услышали, чтобы достучаться до сердец и умов людей. Ведь и первый сборник его стихов, который, к сожалению, увидел свет после смерти поэта, назывался «Нерв». Правдивые произведения поэта читались запоем, вызывали широкий общественный резонанс. Это был своего рода подвиг. Сейчас у нас в стране идет процесс обновления, и как нам не хватает Высоцкого. Существует мнение, что он был хорош для своего времени. Я думаю, такие, как он, нужны и сейчас точно так же, как и тогда, люди высокого гражданского мужества.

«Высоцкий еще при жизни был поистине легендарен и насущно, как воздух, необходим людским толпам, стекавшимся его слу-шать… Высоцкий всякий раз пел на всю страну: знал, что каждое его слово, каждую интонацию ловят на лету и мгновенно тиражи-руют магнитофонные ленты. В момент исполнения Высоцкий по-сылал песню в огромный мир. Это вот простейшее обстоятельство радикально изменило и самую песню, и характер пения. Песня об-рела силу набата и сокрушительность взрыва. Окуджава волнует до глубины души. Высоцкий потрясает душу… Оба они на протя-жении десятилетий сопутствовали духовной жизни нашего общест-ва и помогали нам осознать себя», — отмечал К. Рудницкий.

Свою первую песню «Татуировка» Высоцкий написал в 1961 го-ду. В первой половине 60-х г. он начал исполнять свои песни, ак-компанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, несколько позднее — на публичных вечерах и концертах. Благодаря магни-тофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно рас-ширялся, за короткое время он приобрел всенародную популяр-ность. По словам И. Бродского, «это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихо-творец. Рифмы его абсолютно феноменальны. С одной стороны, его трагедия, с другой, удача — то, что он избрал карьеру барда, шан-сонье…» Материал с сайта

Творчество Высоцкого — значительное и необычное событие в истории русского литературы. Оно было вызвано к жизни и соци-ально-духовными, и внутрилитературными факторами. Высоцким обогатил поэзию элементами живой разговорной речи, колоритными персонажами, острой сюжетностью и новеллистичностью повествования. Широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию (из восьмисот стихотворений были опубликованы пять-шесть стихотворений). Это обуслови-ло глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считав-шего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, а также пробовавшего свои силы и в прозе (повесть «Жизнь без сна», неоконченный «Роман о девочках», киносценарии).

Высоцкий писал о людях, находящихся в самой крайней ситуации, заглядывающих в лицо смерти, нередко становящихся бессмысленными жертвами войны, и при этом особо подчеркивал, что это «проблема - наша, нынешняя», - говорит о многом. Очевидно, он уже тогда, особенно в начале 1980 г., когда только что был осуществлен ввод войск в Афганистан, остро чувствовал, предощущал, что война еще долго будет оставаться нашей национальной трагедией. В одном из ключевых стихотворений военного цикла «Он не вернулся из боя» (1969) трагическая смерть одного из бесчисленных рядовых Великой войны осмысляется как обыденный факт, приобретающий символическое звучание. Горечь утраты, кровная связь живых и погибших по контрасту оттеняются здесь картиной столь безмятежной на фоне людской трагедии вечной и прекрасной природы:

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» - а в ответ - тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде, -

И деревья стоят голубые.

Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого живой и одушевленной. В «Песне о Земле» (1969) заглавный образ раскрывается как синоним души человеческой. Отсюда - проходящие рефреном строки-олицетворения: «... кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время...

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя...

Обнаженные нервы Земли

неземное страдание знают...

Ведь Земля - это наша душа,

сапогами не вытоптать душу».

В поэзии Высоцкого крупные и общие планы тесно связаны между собой. Жестокая правда войны, грубая реальность изображаемого («Как прикрытье используем павших... Животом - по грязи, дышим смрадом болот...») призваны утвердить высокую меру подвига всех и каждого в стихотворении «Мы вращаем Землю» (1972). В стихах военного цикла поэт достигает особой емкости и проникновенного лиризма в создании поэтического образа. Таков оживающий на наших глазах и наполняющийся новым предметно-ощутимым смыслом символ Вечного огня в стихотворении «Братские могилы», которое впервые прозвучало в кинофильме «Я родом из детства» (1966) и которым обычно Высоцкий открывал свои выступления-концерты - вплоть до самых последних 1980 г.

А в Вечном огне - видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

Помимо военной, или, быть может, точнее - антивоенной темы важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, взятая в ее сегодняшнем дне и далеком историческом прошлом. Русские, российские мотивы и образы - сквозные в произведениях Высоцкого, но есть среди них такие, где они выразились с особой отчетливостью.

В «Песне о Волге» («Как по Волге-матушке, по реке-кормилице...») все напоено свежестью источников народно-поэтического творчества. Мерное ритмико-интонационное движение, вкрапления архаической лексики, создающие временной колорит («все суда с товарами, струги да ладьи»), специфические глагольные формы («не надорвалася», «не притомилася»), характерные инверсии в сочетании эпитета с определяемым словом («города старинные», «стены древние», «молодцы былинные») - это дает возможность прикоснуться к истокам нынешнего дня не только великой русской реки, но и самой Родины-матери.

В написанной в 1975 г. для кинофильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», в котором Высоцкий играл главную роль Ибрагима Ганнибала, песне «Купола» (вариант названия: «Песня о России») возникает сугубо земной, подчеркнуто реалистический и вместе с тем - таинственный и загадочный образ Родины, от судьбы которой поэт не отделяет собственную жизнь.

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!

Воздух крут перед грозой, крут да вязок.

Что споется мне сегодня, что услышится?

Птицы вещие поют - да все из сказок.

Я стою, как перед вечною загадкою,

Пред великою да сказочной страною -

Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,

Голубою, родниковою, ржаною.

Смешанные чувства радости и печали, тоски и надежды, очарован-ности тайной и предвестья будущего воплощают возникающие в этом стихотворении вещие птицы из древнегреческих мифов, христианских - русских и византийских легенд и апокрифов: Сирин, Алконост, Гамаюн. В подаваемой ими надежде и, главное, в синем небе России, в ее медных колоколах и куполах церквей, крытых чистым золотом, видит поэт путь своего духовного исцеления и возвышения.

И это выразительно передано в структуре каждой строфы - средствами звуковой организации стиха, умело использованными анафорами, внутренними рифмами, разнообразными созвучиями: ассонансами, аллитерациями и пр. Особенно характерна в этом плане заключительная строфа стихотворения:

Душу, сбитую утратами и тратами,

Душу, стертую перекатами, -

Если до крови лоскут истончал, -

Залатаю золотыми я заплатами -

Чтобы чаще Господь замечал!

Будучи всегда остро современным и глубоко историчным, творчество Высоцкого неизменно обращено к «вечным» темам лирики - природе, жизни и смерти, судьбе человеческой, искусству, времени... В «Песне о времени» (1975) поэт вспоминает «о походах, боях и победах», о тайнах и легендах прошлого, воскрешая такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. В этом разгадка его последовательного обращения к опыту минувшего:

Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки - из прошлого тащим, -

Потому что добро остается добром -

В прошлом, будущем и настоящем!

Высо́цкий Владимир Семёнович (1938, Москва – 1980), русский поэт, артист. В произведениях Высоцкого отчётливо ощущался социальный протест против несправедливости, его глубоко волновало ограничение творческой свободы в тоталитарном обществе. Долгое время его стихи и песни не могли пробиться к аудитории через кордоны запретов и цензурной правки. Этим объясняется тот факт, что при жизни Высоцкого его произведения не печатались. Лишь в 1981 г. был выпущен его первый поэтический сборник «Нерв». Однако творчество Высоцкого было широко известно по магнитофонным записям с концертов

Высоцкий известен прежде всего как поэт-бард. Однако его деятельность в сфере искусства не ограничивается рамками поэзии. Высоцкий работал в театре, снимался в кино, для многих кинокартин («Я родом из детства» (1966), «Вертикаль» (1967), «Хозяин тайги» (1968), «Интервенция» (1968, восстановлен в 1987), «Опасные гастроли» (1969), «Иван да Марья» (1974), «Одиножды один» (1974)) написал песни.

Параллельно с работой в театре и кино, нередко в непосредственной связи с нею, В.Высоцкий ярко раскрывает своё поэтическое дарование, создаёт многочисленные и получившие широчайшую известность стихи-песни, отвечавшие духовным запросам людей, потребностям времени.

О рождении нового жанра «авторской песни », своеобразии этого художественного феномена у Высоцкого свидетельствуют его собственные слова, а также высказывания и характеристики современников. В своих выступлениях Высоцкий неоднократно подчёркивал отличие авторской песни от эстрадной, а с другой стороны - от «самодеятельной», считая, что в основе первой всегда лежит собственное, оригинальное поэтическое творчество, неотделимое от сугубо индивидуального, авторского, «живого» исполнения, выявляющего тончайшие смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов.

В 1980 г. на одном из концертов он говорил: «...когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить ещё музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам». Что же касается специфики песенного творчества В.Высоцкого, то, по верному замечанию Р.Рождественского, он создавал «песни-роли», органически вживаясь в образы персонажей - героев его стихотворений. Может быть, одно из самых удачных определений этой специфики принадлежит перу актрисы Театра на Таганке Аллы Демидовой: «Каждая его песня - это моноспектакль, где Высоцкий был и драматургом, и режиссёром, и исполнителем ». И - надо непременно добавить: прежде всего - поэто м.

Он смог создать яркие, колоритные художественные образы, типические характеры современников, поднялся до глубокого психологического восприятия человеческой натуры. Герои песен Высоцкого – люди самых разных общественных слоёв. Это и фронтовики, и уголовники, и обычные обыватели. Художественные образы, от лица которых вёлся разговор со слушателем, получались у поэта столь зримыми и выразительными, что ему часто приходили письма, где люди спрашивали, в каком полку он служил и в какой тюрьме сидел, хотя в реальной жизни поэт никогда не был осуждён, а в войну был ещё ребёнком.



В связи с тем что в творчестве поэта ироничные, юмористические песни соседствуют с серьёзными лирическими монологами, жанровая палитра его произведений довольно широка. Однако Высоцкий тяготеет к балладе, жанру, удачно совмещающему лирическое начало с развёрнутым эпическим сюжетом. В автобиографичной «Балладе о детстве» (1975) поэт воссоздаёт легко узнаваемые реалии военной и послевоенной эпохи: коридорная система московских коммуналок, воздушная тревога, долгожданная победа и, наконец, метрострой как символ общественных перемен. Израненное многочисленными доносами и репрессиями общество нуждалось не только в материальных прогрессивных переменах, но и в изменении идеологического климата. Народ-победитель уже не хотел и не мог быть узником в своей стране. Единый лирический герой – сильный, волевой человек с чёткими нравственными ориентирами, мир для которого разделён на чёрное и белое, без полутонов, связывает цикл баллад, написанных для фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975). Чувствуется, что автору был близок этот образ благородного разбойника, в чём-то жестокого, но и великодушного героя. Основная идея цикла – утверждение общечеловеческих ценностей, неизменных во все времена. Конкретно-историческое начало в балладах сопрягается с общечеловеческим:



Уже после смерти поэта, одна за другой стали появляться публикации его произведений в периодике, а затем и отдельные книги: «Нерв» (два издания: 1981 и 1982), «Кони привередливые» (1987), «Избранное» (1988), «Четыре четверти пути» (1988), «Поэзия и проза»(1989), «Сочинения в 2 тт.» (с 1990 по 1994 годы выдержало семь изданий) и ряд других. В 1993 г. начало выходить «Собрание сочинений в 5 томах».

Высоцкому не нравилось, когда о его ранних песнях говорили как о блатных, дворовых, он предпочитал связывать их с традицией городского романса. Выбор им на раннем этапе именно этой формы и жанра представляется совсем не случайным, а совершенно естественным и осмысленным. Вот его слова: «Начинал я с песен, которые многие почему-то называли дворовыми, уличными. Это была такая дань городскому романсу, который в то время был совершенно забыт. И у людей, вероятно, была тяга к такому простому, нормальному разговору в песне, тяга к не упрощённой, а именно простой человеческой интонации. Они были бесхитростны, эти первые песни, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, любовь к его друзьям, женщине, близким людям». Конечно, в этих песнях есть элементы стилизации, особенно ощутимые в воссоздании уличного колорита, а в других случаях - мелодики городского или цыганского романса. Но главное в них - обращение к живому, невыхолощенному слову, взятому из жизни, из разговорной речи. Существенным качеством стиля Высоцкого, уже на раннем этапе, было погружение в народную (бытовую и фольклорную) речевую стихию, её творческая обработка, свободное владение ею.

Именно это качество дало ему возможность уже в первой половине 60-х годов, особенно - ближе к их середине, создать такие замечательные образцы своего песенного творчества, как «Серебряные струны», «На Большом Каретном», «Штрафные батальоны», «Братские могилы». Собственно, последние две песни уже как бы открывают следующий большой и важный период в творческой эволюции поэта.

В середине и второй половине 60-х годов заметно расширяется тематика и разнообразятся жанры стихов-песен Высоцкого. Вслед за песнями военного цикла, куда вошли «Песня о госпитале», «Все ушли на фронт», появляются «спортивные» («Песня о сентиментальном боксёре», «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную»), «космические» («В далёком созвездии Тау Кита»), «альпинистские» («Песня о друге», «Здесь вам не равнина», «Прощание с горами»), «сказочные» («Про дикого вепря», «Песня-сказка о нечисти»), «морские» («Корабли постоят - и ложатся на курс...», «Парус. Песня беспокойства»), пародийно-сатирические («Песня о вещем Олеге», «Лукоморья больше нет. Антисказка»), лирические («Дом хрустальный...») и многие, многие другие.

Особенно плодотворным оказался для Высоцкого конец 60-х годов. Именно тогда он пишет великолепные, созданные на пределе эмоции и выразительности песни «Спасите наши души», «Моя цыганская» («В сон мне - жёлтые огни...»), «Банька по-белому», «Охота на волков», «Песня о Земле», «Сыновья уходят в бой», «Человек за бортом». Относительно «Баньки...» и «Охоты на волков», в которых, говоря словами Л.Абрамовой, чувствуются «выходы за пределы» и, быть может, прорывы в гениальность, следует добавить, что они были написаны в 1968 г., во время съёмок кинофильма «Хозяин тайги», на Енисее, в селении Выезжий Лог, и не случайно В.Золотухин назвал этот период «болдинской осенью» В.Высоцкого.

В 70-е годы песенное творчество Высоцкого развивается вширь и вглубь. Обогащаясь всё новыми приметами живой жизни, штрихами и чёрточками почерпнутых непосредственно из неё характеров и ситуаций, не утрачивая проникновенного лиризма, оно приобретает качество углублённой философичности, раздумий о главных вопросах бытия.

В очень разных стихах, написанных в самом начале десятилетия («Нет меня - я покинул Расею...», «Бег иноходца» «О фатальных датах и цифрах»), осмысляются собственная судьба и творчество, судьбы великих предшественников и поэтов-современников. А в конце 70-х («Райские яблоки», 1978) и в первой половине 1980 г., в том числе в самых последних стихах - «И снизу лёд и сверху - маюсь между…», «Грусть моя, тоска моя» (авторская фонограмма 14 июля 1980 г.), - поэт обращается к раздумьям о трагических судьбах народа и ещё раз - о самом себе, с полным основанием приходя к выводу: «Мне есть что спеть, представ перед всевышним, / Мне есть чем оправдаться перед ним».

Но, несомненно, самый яркий взлёт в последнее десятилетие творческой деятельности Высоцкого приходится на 1972 - 1975 годы. Именно тогда им были написаны трагические песни-баллады «Кони привередливые», «Натянутый канат», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял», сатирические зарисовки «Милицейский протокол», «Жертва телевидения», «Товарищи учёные», жанровые картинки «Диалог у телевизора», «Смотрины», автобиографическая «Баллада о детстве», лирико-философские «Песня о времени», «Баллада о Любви», «Купола», «Две судьбы» и др.

Помимо военной, или, быть может, точнее, - антивоенной темы важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, взятая в её сегодняшнем дне и далёком историческом прошлом. Русские, российские мотивы и образы - сквозные в произведениях Высоцкого, но есть среди них такие, где они выразились с особой отчётливостью.

Что касается любовной лирики, то Высоцкому принадлежат великолепные её образцы, созданные на разных этапах его творческого пути и в самых разных формах. Достаточно назвать «Дом хрустальный» (1967), «Песню о двух красивых автомобилях» (1968), «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» (1970), «Люблю тебя сейчас...» (1973) и др.

Откликаясь в своих песнях на сегодняшние события, поэт видел и осмыслял их масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, время, вечность, мирозданье - живут в его стихах, нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное - с вечным. Отсюда - пространственно-временная распахнутость, широта и масштабность его поэтического мира.