Некрасов о поэтическом труде. Н


Николай Алексеевич Некрасов

Певец труда и страданий народных

Основные темы и идеи лирики Некрасова

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге" ("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как Лермонтова, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной (гражданской). Вспомним хрестоматийные строки 1848 года "Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова.

Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни. В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к А.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского "Что делать?". Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная", женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка", "Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице". Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в знаменитых строках: "От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему". То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения "Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864). В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ - возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/ Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую обитель...". За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все "страшно эффектное", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному труду простого народа. Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип - революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и последние три строфы второй части "Железной дороги". Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ. Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.

^ Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней", связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две "сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод автора: "Хоть плачь?", "Но не краше и город богатый". В стихотворении воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то раздался выстрел -Кто-то покончил с собой". Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни - смерть.

Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике. Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Блажен незлобивый поэт...». В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, - незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем «мало желчи, много чувства», его лира миролюбива. В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином:

Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать... -

призывает Гражданин - один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими «чистое искусство», и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

^ Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений “В дороге”, “Тройка”, “Буря” до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов “Мороз, Красный нос”, “Орина, мать солдатская”, “Коробейники”.

У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством.

Большинство произведений русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси жить хорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы рекомендуем нашим читателям еще раз перечесть ее текст перед экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.

Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице Некрасова, чутко уловившего требование времени, поэзия стремилась раздвинуть свои пределы. Поэт исповедуется перед обществом, считает себя ответственным перед ним. С высочайших нравственных позиций судит он свои несовершенства, казнит себя за малейшие колебания и слабости. Его политическое слово участвует в общественной борьбе, в деле народного освобождения. Становление Некрасова-поэта отмечено особыми чертами. Чтобы стать самим собой, ему надо творчески преодолеть себя. Чтобы стать подлинным поэтом, надо быть личностью со своей судьбой, необходимо пройти жизненную школу. Она оказалась суровой. В первых некрасовских стихотворениях слышатся прежде всего две интонации: сатирически разоблачающая и скорбно-поэтическая.

Будешь ты чиновник с виду

И подлец душой,

Провожать тебя я выйду –

И махну рукой!

В день привыкнешь ты картинно

Спину гнуть свою…

Спи, пострел, пока невинный!

Баюшки-баю.

(«Колыбельная песня»)

А вот совсем другой сюжет и другие ритмы:

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

Некрасовский поэтический мир – это мир социальных противоречий, жестокой борьбы; мир тружеников, неимущих и угнетенных, с их насущными нуждами и интересами; мир нищеты, одиночества, промозглой сырости и пронзительного ветра. Сюжеты Некрасова – обычно истории неблагополучные: смерть ребенка, неравный брак, проводы рекрута. Некрасов ввел в поэзию великое многообразие лиц всех сословий и положений; собственными голосами заговорили у него городская улица, сельская сходка и ярмарка. В его произведениях с яркой характерностью и непринужденностью «высказываются» самые разные, не похожие друг на друга герои – от «убогого странника» до княгини Болконской, от провинциального чиновника до поэта Пушкина. Автор при этом выступает в особой роли. Он – свидетель, слушатель, собеседник, соучастник. Многие некрасовские стихотворения строятся как рассказ на увиденном и услышанном, как живой диалог автора с героем. Порой автору было достаточно лишь глянуть в окно, чтобы окружающая жизнь начала раскрываться в сценах и эпизодах. Так возникло знаменитое стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Среди городской сутолоки появляется группа крестьян, пришедших к «парадному подъезду» издалека с просьбой. Это «правдоискатели», ходоки по делам крестьянского мира. Из-за житейской забитости, убогости, выступают одухотворенность, стойкость. Автор выступает в роли трибуна, обращенный к народу с вопросом – «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» Характерное некрасовское мироощущение с особой силой проявилось в стихах о любви – они полны беспокойного напряжения, «мятежной страсти». По традиции «она» являлась герою из какого-то таинственного мира. Чаще всего любящие у Некрасова – союзники в жизненной борьбе, трогательно и бескорыстно поддерживающие друг друга, причем в героине порой даже больше душевных сил, какого-то веселого сопротивления невзгодам:

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм, оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум…

В поэзии Некрасова выразилась тесная, кровная связь поэта с родиной, с ее прошлым и настоящим. Вне России он не мыслит ни жизни, ни творчества.

В Европе удобно, но родины ласки

Ни с чем несравнимы…

Материнская любовь олицетворяет для Некрасова высшее духовное, нравственное начало. Отношение поэта к Родине – всегда глубокое сыновнее чувство. Оно пронизывает лирику и мощно отзывается в поэмах:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

С Некрасовым в литературу, в поэзию вошло нечто такое, что не устарело с годами, а развивалось, росло. Это – новый уровень народности и гражданственности, накал лирического чувства, новые поэтические открытия.

Тема назначения поэтического творчества — одна из центральных тем русской поэзии XIX века. У Некрасова она неразрывно связана с темой гражданского служения. Его поэт не только творец, воспевающий добро и справедливость, но и настоящий гражданин, посвящающий свою жизнь борьбе за счастье людей.

В период общественного подъёма Некрасовым было написано стихотворение «Поэт и гражданин » (1855 — июнь 1856). Некоторые исследователи творчества Некрасова считают, что в этом стихотворении представлены два противоположных взгляда на поэта и поэзию, другие, напротив, говорят о соприкосновении этих точек зрения, о том, что Некрасов понимает поэзию как важное общественное дело.

Герои стихотворения ведут диалог не друг с другом, а с читателем. Оба они убеждены в святости и благородстве гражданских чувств, но гражданин больше обличает и убеждает, а поэт исповедуется, его голос звучит не торжественно, а печально и сурово.

В юности поэт мечтал о высоком жребии, но жизненные невзгоды сломили его, «с душой ленивой, самолюбивой и пугливой» невозможно быть «избранником неба», невозможно провозглашать истины людям. Последняя строфа стихотворения рисует нам боль и раскаянье поэта, который не может найти в себе силы для борьбы и робко склоняет голову. Гражданин же не только призывает поэта быть «глашатаем истины», но признаёт, что цель творца — служение искусству на благо ближнему, верность «всеобнимающей любви» к людям. В финале стихотворения перед читателями предстаёт угрюмая Муза в терновом венке — идеал красоты и гражданской поэзии. Так в лирике Некрасова утверждается новая эстетика: прекрасное в изображении неприглядных сторон жизни и страданий людей. Не каждый поэт способен быть верным этому идеалу; главное — не изменить своему призванию, не «погнуться душой», не дать ей остыть в бесплодных попытках найти благородную цель и следовать ей всю жизнь.

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи! —

восклицает некрасовский гражданин. Однако «незлобивый поэт», который поклоняется исключительно искусству, не думая об «обличении страстей и заблуждений» толпы, по мысли Некрасова, не способен «проповедовать любовь».

В отличие от стихотворения «Поэт и гражданин», стихотворение «Блажен незлобивый поэт... », написанное на смерть Н.В. Гоголя, строится не на антитезе «поэт — гражданин», а на противопоставлении двух типов художника, которое когда-то было заявлено Гоголем в поэме «Мёртвые души». Незлобивый поэт превыше всего ценит собственное спокойствие, он не будет обличать общественные пороки и служить добру и справедливости. Гоголь, по мысли Некрасова, представляет тип художника, который прежде всего думает о других людях и «проповедует любовь враждебным словом отрицанья», а значит, его жизненный и творческий путь тернист и тяжёл. Поэт страдает за истину, за своё служение общественному благу, он обречён на непонимание и упрёки толпы.

Тема поэта и поэзии у Некрасова тесно связана с темой народа — поскольку именно любовь к народу вдохновляет поэта на создание стихов.

Одним из программных произведений Некрасова, посвящённых не только теме поэта и поэзии, но и теме народа, является стихотворение «Элегия » (1874). Казалось бы, неожиданный жанр для гражданской поэзии, но Некрасов придаёт ему новое злободневное звучание. В «Элегии» лирический герой в очередной раз задается вопросом народного счастья и размышляет о поэтическом предназначении. Он сомневается в том, что освобождённый народ счастлив, и подобно поэту из пушкинского «Эха», не получает ответа — народ, как и прежде, безмолвствует. Однако Некрасов вновь настойчиво обращается к молодому поколению, призывая не обманываться мнимым спокойствием и кажущимся благополучием. Все надежды на будущее он, как и прежде, связывает с юными свежими силами, им передает свои мечты и стремления.

Сам же поэт в этом стихотворении подводит итоги: подобно словам из пушкинского «Памятника» звучат строки о том, что считает он наивысшей заслугой поэта, однако, в отличие от Пушкина, Некрасов согласен на безвестность и забвение, довольствуясь сознанием того, что его подвиг гражданского служения народу выполнен до конца. Некрасов называл «Элегию» одним из самых задушевных и дорогих его сердцу произведений, написанных в последние годы жизни. Это была своеобразная вариация на тему пушкинских стихотворений, окрашенная горячей любовью автора к простому народу. Таким образом, гражданская поэзия под пером Некрасова достигла небывалых лирических высот.

В «Последних песнях », звучащих подобно реквиему, вновь возникает образ бледной «кнутом иссечённой Музы», которая словно сплетает воедино основные темы и мотивы поэзии Некрасова: тему народа и народных страданий; тему поэзии и поэта, строго оценивающего себя и противостоящего людской молве; мотивы одиночества и трагической отчужденности поэта-гражданина. Кроме того, этот образ в полной мере отражает глубоко национальный, народный характер некрасовской лирики, духовное единение поэта с народом.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.А.Некрасов о поэтическом творчествеПодготовила Чурсина А.А., учитель ОУ ОЛ «Довузовский комплекс ТвГУ» Цели:Выявить своеобразие лирики Некрасова о поэтическом труде как служении народу.Раскрыть идейно-художественное содержание стихотворений о поэтическом творчестве.Совершенствовать навыки анализа и выразительного чтения стихотворного текста.Расширять и углублять предметную компетенцию.Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учеников. Актуализация опорных знаний Принято считать, что роль Некрасова в развитии русской поэзии так же значительна, как и роль Гоголя в развитии русской прозы. В чем новаторство лирики Некрасова? Какие темы раскрывает поэт в стихотворениях? Мотивация учебной деятельности Лирика Н.А.Некрасова - необычное явление в русской литературе. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Некрасов полностью переосмысляет роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой являются слова: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Лекция (составить конспект) Муза Некрасова – муза «мести и печали», «сестра народа» – так называл ее поэт. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином. Он стал певцом народа, поэтическим глашатаем революционеров-демократов 50-70-х годов XIX века. Лекция (составить конспект) В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа: Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь… Иди и гибни безупречно. Лекция (составить конспект) По мнению Некрасова, судьба истинного поэта должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает в стихотворении «Элегия» (1874), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написанных в последние годы: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна – Не верьте, юноши! Не стареет она. Некрасов выступает против тех, кто из моды проявлял сочувствие народу, но в годы реакции отвернулся от него. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества. Лекция (составить конспект) В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ». В произведениях поэта очень часто встречается размышление о музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил («Муза», «Вчерашний день часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…»). Некрасовская муза – страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…»Вчерашний день, часу в шестом,Зашел я на Сенную;Там били женщину кнутом,Крестьянку молодую.Ни звука из ее груди,Лишь бич свистал, играя...И Музе я сказал: "Гляди!Сестра твоя родная!" 1848 Аналитическая беседа1. Кто такая муза?2. Кто является музой творчества Некрасова?3. Каков символический смысл образов стихотворения?4. Есть ли аналогия между образом крестьянки и иссеченной музой поэта? Обобщение Это стихотворение является первым поэтическим манифестом Некрасова. Необычность его заключается в том, что ни в русской, ни в мировой поэзии мы не встретим примера, когда поэт осмелился бы назвать свою музу сестрой истязаемой крестьянки. Аналитическая работа со стихотворением «Элегия».1. Докажите, что это стихотворение – элегия.2. Кому адресована «Элегия»?3. Почему поэт обращается именно к молодому поколению?4. Как развивается тема поэта и поэзии во второй части «Элегии»?5. Какой народ поэт называет «своим»?6. Что значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»? Обобщение Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое грустью. (Словарь Ожегова). Некрасов назвал это стихотворение самым задушевным и любимым. «Я видел красный день: в России нет раба! – Некрасов говорит о реформе 1861 года – освобождение крестьян от крепостничества. «Современник» в лице своих публицистов и, главным образом, Чернышевского скептически отнесся к освобождению крестьян, поскольку оно оказалось по сути «освобождением» от земли. И все же Некрасов приветствовал даже это половинчатое освобождение. «Элегия», написанная через 13 лет после реформы как бы подводит итог надеждам. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Поэт и гражданин»1. О чем спорят герои стихотворения?2. Какова идея этого произведения?3. Чья позиция ближе Некрасову?4. Почему, по вашему мнению, именно это стихотворение открывало сборник «Стихотворения Н.Некрасова»1856 года?5. С какой целью обращается поэт к форме диалога?6. Найдите в стихотворении афористические выражения и строки, раскрывающие гражданские чувства Некрасова, его взгляды на назначение поэзии.7. Воссоздайте по монологу Поэта его жизненную и творческую судьбу. Что заставляет Поэта назвать себя «больным сыном больного века»? Рефлексия. Подведение итогов урока. Дискуссия. Способна ли поэзия Некрасова согревать душу сегодня? Есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет истинное искусство?Есть мнение, что:поэзия Некрасова устарела и не может вызвать интерес у современного читателя;Некрасов отказался от светлых сторон в жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ;Стихи Некрасова – это газетная поэзия, репортаж в стихах. Заключение В поэзии Некрасова получила воплощение тема народных страданий, в ней отразились все стороны народной жизни и важнейшие аспекты человеческого существования вообще. Эта неоднородность, многогранность поэтического мира Некрасова дает возможность по-разному «прочитывать» его творчество. Поэзия Некрасова как живое, немеркнущее явление русской культуры по-разному соотносилась с духом того или иного времени. Домашнее задание1. Выполнить сравнительный анализ (письменно на отдельном листе) стихотворения К.Ф.Рылеева «Гражданин» и стихотворения Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин».2. Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворения Некрасова.

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен "глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом" в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой...

Муза ведет поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт" рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники "при жизни памятник готовят".

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его "карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение - служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, "что тема старая - страдания народа и что поэзия забыть ее должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна "изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" - этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения "Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам..." Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает ответа".

Подобно Пушкину в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии" подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, "Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии".