Поурочные планы русскому языку 4. IV

Русский язык. 4 класс. Поурочные планы к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

К учебнику:

М.: 2017 - 494 с.

В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 4 класса к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдёт всё, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование учебного материала, подробные сценарии уроков, тексты диктантов, интересный игровой материал. Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических вузов и колледжей.

Формат: pdf

Размер: 9,4 Мб

Скачать: yandex.disk

Предлагаемое издание содержит поурочные разработки по русскому языку для 4 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебником В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: Просвещение).
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и работу на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления, проектной деятельности.
На подготовку проектов отводится не более двух недель. Работа ведётся совместно с родителями, учитель помогает только в выборе темы (при желании темы могут выбрать и сами учащиеся). Проекты ученики оформляют на листах формата А4, текст набирается на компьютере (с фотографиями). Работу можно выполнять в группах, парах или индивидуально.
Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков как полностью, так и частично, включая в собственный план урока.
Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков учащиеся используют приёмы само- и взаимопроверки.


Урок 1 . ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: учащиеся повторяют и обобщают существенные признаки предложения; наблюдают над ролью предложения в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

III. Каллиграфическая минутка.

IV. Словарно-орфографическая работа.

– В 4 классе мы продолжаем знакомство со словами с непроверяемым написанием букв. Посмотрите, какое слово вы узнаете сегодня (учитель выставляет карточку с новым словом):

Карточка 1. Списать текст. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

На п..лях р..ботают к..мбайны идёт уборка хлеба нашлось дело и р..бятам после к..мбайна остаются на поле к..л..ски. Ходят р..бятишки по полю к..л..сок к к..л..ску – будет б..льшой хлебный каравай спасибо детворе за помощь.

Карточка 2. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Расставить нужные знаки в конце предложений.

К осени на з..мле столько всего выросло Едут по д..рогам грузовики с жёлтой к..ртошкой, с красной м..рковью, с белой к..пустой Уже увезли с полей зерно, из с..дов – ябл..ки Чем бы ещё ос..ни уд..вить людей

Карточка 3. Списать текст, ставя нужные знаки в конце предложений. Указать вид предложения по цели высказывания.

Что ж вы заскучали, тёмные леса

Улетайте, птицы, от метелей-вьюг

Мне пора учиться, вам пора на юг

IV. Актуализация опорных знаний о предложении.

1. Повторение изученного о предложении по схеме, составленной на предыдущем уроке.

2. Работа с текстом, записанным на доске.

Пришёл сентябрь как красиво кругом а какие краски подарила нам художница-осень пойдём в лес, в парк там мы найдём ответ

– Можно ли сказать, что перед вами текст? Обоснуйте свой ответ.

– Найдите границы предложений. Какие знаки препинания нужно расставить и почему?

– Назовите виды предложений по цели высказывания.

– Вы сказали, что и первое, и второе предложения – повествовательные. Почему же поставили разные знаки в конце предложения? (Потому что эти предложения произносятся с разной интонацией.)

– Так зависит ли знак завершения предложения только от цели высказывания или ещё и от интонации? (И от цели высказывания, и от интонации.)

– Какие виды предложений по интонации вы знаете?

– Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания?

– Сравните свой вывод с выводом в учебнике (с. 6).

V. Работа со схемой.

– К составленной ранее схеме добавляем виды предложений по интонации.

VI. Работа с учебником: упражнения 5, 6, с. 5–6.

VII. Домашнее задание: упражнение 7, с. 6; подумать над вопросом Почемучки после выполнения задания.

VIII. Итог урока.

Урок 3 . ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: учащиеся вырабатывают умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; выполняют разбор предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Посмотрите на странице 8, какое новое слово из словаря мы узнаем на уроке.

– Чтобы записать число 11, в древнерусском языке нужно было употребить сразу три слова: один на десяте, что означало «один сверх десятка». С течением времени под влиянием произношения это сочетание слов преобразовалось в одно слово. Можете ли вы теперь объяснить, почему в этом слове надо писать две буквы н ?

– Запишите слово в тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните непроверяемые орфограммы и составьте с этим словом предложение.

IV. Проверка домашнего задания по вопросам учебника (упр. 7, с. 6).

На основании ответов детей составляется схема, обобщающая знания учащихся о главных членах предложения:

(грамматическая основа предложения)

подлежащее сказуемое

кто? что? что делает? (-ют)?

(имя сущ.) каков (-а)?

(глагол, прил.)

– Мы ответили на вопрос Почемучки о главных членах предложения?

– А разве в предложениях нет других слов, кроме подлежащего и сказуемого? (Есть.)

– Как такие слова называются? Для чего они нужны?

V. Наблюдение (наличие главных и второстепенных членов в предложениях). Упражнение 8, с. 6–7.

– Какими были предложения во втором тексте? (Состояли только из главных членов предложения.)

– Вспомните, как называют такие предложения? (Нераспространенные.)

– Что можете сказать о предложениях в первом тексте? Почему? (Распространенные, так как, кроме главных, в них есть ещё и второстепенные члены.)

VI. Составление схемы.

VII. Упражнение в распространении предложений.

– Прочитайте текст. Что можете о нем сказать? (Невыразительный, так как состоит только из нераспространенных предложений.)

– О чем говорится в тексте? Как можно его озаглавить?

– Запишите текст в тетрадь, распространив предложения. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Хмурится небо. Ревет ветер. Несутся тучи. Начинается гроза. Слышны раскаты. Застучали капли. Хлынул дождь.

VIII. Самостоятельная работа.

Составить из данных слов предложения. Озаглавить текст. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

Жили, летом, братья, пасеке, на.

Помогали, пчелами, дедушке, за, они, ухаживать.

Мальчики, из, носили, ручья, воду.

Вместе, с, собирали, мёд, дедом, душистый.

Изучали, пчёл, повадки, ребята.

Осенью, готовили, внуки, пчёл, с, зимовке, дедом, к.

IX. Обобщение (по вопросам упр. 9).

X. Домашнее задание: упражнение 10, с. 8.

XI. Итог урока.

Урок 4 . СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цели: учащиеся обобщают знания о словосочетании; вырабатывают умение выделять их в предложении; составляют предложения по данным словосочетаниям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске (или на демонстрационных карточках) записаны слова:

б..рёза, пш..ница, к..ртофель, з..мляника, п..мидор, ..вёс, м..лина, ..сина.

– Прочитайте слова. Что можете о них сказать? (Слова с непроверяемыми буквами из словаря.)

– Какие группы можно выделить из всех этих слов? (Варианты ответов: береза и осина – деревья; пшеница и овес – зерновые культуры; картофель и помидор – овощи; земляника и малина – ягоды.) Возможно, дети разделят слова на группы, ориентируясь по их написаниям: с безударной гласной е (берёза, пшеница, картофель, земляника), с безударной гласной о (осина, овёс, помидор), с безударной гласной а (картофель, малина). В этом случае слово картофель попадёт в две группы, так как имеет две безударные гласные.

– Как можно назвать все эти слова одним словом? (Растения.)

– Запишите слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы, обозначив ударение.

Для индивидуальных заданий можно использовать карточки к уроку 2.

IV. Актуализация опорных знаний о словосочетании.

– Подберите подходящие по смыслу прилагательные к слову берёза , которое мы только что записали. (в ысокая берёза, белоствольная берёза, кудрявая берёза, молодая берёза и т. д.)

– Что у вас получилось? (Словосочетания.)

– Что вы знаете о словосочетаниях? (Они являются частью предложения, состоят из двух слов – главного и зависимого.)

– Определите главное и зависимое слово в каждом из названных словосочетаний. Как задаем вопрос? (От главного слова к зависимому.)

V. Повторение.

1. Слово учителя.

– Сегодня мы с вами работаем над словосочетаниями: выделяем их из предложения, составляем предложения на основе данных словосочетаний, устанавливаем связь между словами в предложении.

2. Работа с учебником.

1) Вопрос Почемучки: «Как связаны слова в предложении между собой?»

2) Сопоставление ответов учащихся с выводом в учебнике (с. 8).

3) Упражнение в разборе предложений и выделении словосочетаний (упр. 11, с. 8).

VII. Составление рассказа по опорным словосочетаниям.

Под корнями старого дерева, лисья нора, родились весной, слепые маленькие лисятки , заботливо ухаживала, согревала их, прорезались вскоре, любили играть, весело резвились, грелись на солнышке, внимательно следила, заботливая мать.

– О чём будет ваш рассказ? (О лисе и ее детёнышах.)

– Что помогло вам узнать это? (Заголовок и опорные словосочетания.)

– Устно назовите главное и зависимое слово в каждом словосочетании.

– Запишите текст. Если посчитаете нужным, измените заголовок рассказа. Сделайте письменно разбор любого предложения.

VIII. Домашнее задание: упражнение 12, с. 9.

IX. Итог урока.

Урок 5 . ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

Цели: учащиеся уточняют свои представления о тексте, его структуре; сопоставляют различные виды текстов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока.

1. Постановка проблемного вопроса.

– Перед вами, ребята, две записи. Прочитайте их. Что интересного заметили и что можете сказать?

1) Кит – огромное млекопитающее. Млекопитающее – это животное, которое вскармливает детенышей своим молоком. Молоко – полезный продукт. Многие продукты нужно хранить в холодильнике, иначе они испортятся. При отравлении продуктами обратись к врачу.

2) Самое большое животное в мире – кит. Сам громадный, а глотка маленькая. Китовая пасть словно перегорожена множеством роговых пластинок с бахромой по краям – китовым усом. Наберет кит полную пасть воды, потом ее через ус процедит. Вода выльется, а рачки и мелкие рыбешки останутся. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. И дышат киты, как все звери, воздухом.

– Можете ли вы согласиться с утверждением, что перед вами два текста? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Текстом является только вторая запись, так как предложения там связаны по смыслу и имеют общую тему.)

2. Формулирование темы урока.

– А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока.

– Теперь сопоставьте свои предположения с вопросами Почемучки на с. 10.

III. Актуализация и обобщение знаний учащимися о тексте.

1. Повторение изученного о тексте.

– Итак, мы повторяем то, что уже знаем о тексте. Вы уже упоминали, что предложения в тексте связаны по смыслу и имеют общую тему. Может ли текст состоять из одного предложения? Почему? Сколько предложений должно быть, чтобы они считались текстом? (Два и более.)

2. Составление схемы.

– Давайте попробуем составить схему, в которой отразим наши сведения о тексте.

3. Работа с учебником.

– Сравните свои выводы с правилами в учебнике (с. 10).

4. Выполнение упражнения 13, с. 10.

IV. Сопоставление текстов различных видов.

1. Самостоятельное чтение учащимися текстов из упражнений 14, 15, 16.

От автора
Тематическое планирование 170 ч (5 ч в неделю)
Тематическое планирование 136 ч (4 ч в неделю)
Повторение
Урок 1. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык
Урок 2. Язык и речь. Формулы вежливости
Урок 3. Текст и его план
Урок 4. Обучающее изложение
Урок 5. Анализ изложения. Типы текстов
Урок 6. Предложение как единица речи
Урок 7. Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Урок 8. Диалог. Обращение
Урок 9. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения
Урок 10. Контрольный диктант по теме «Повторение»
Урок 11. Словосочетание
Предложение
Урок 12. Однородные члены предложения (общее понятие)
Урок 13. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Урок 14. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Урок 15. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Урок 16. Наши проекты
Урок 17. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного
Урок 18. Сложное предложение и предложение с однородными членами
Урок 19. Обучающее изложение
Урок 20. Контрольный диктант по теме «Предложение»
Слово в языке и речи
Урок 21. Слово и его лексическое значение
Урок 22. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова
Урок 23. Синонимы, антонимы, омонимы
Урок 24. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Урок 25. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Урок 26. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Урок 27. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Урок 28. Правописание гласных и согласных в корнях слов
Урок 29. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах
Урок 30. Правописание приставок и суффиксов
Урок 31. Разделительные твёрдый и мягкий знаки
Урок 32. Обучающее изложение
Урок 33. Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи
Урок 34. Склонение имён существительных и имён прилагательных
Урок 35. Имя числительное. Глагол
Урок 36. Наречие как часть речи
Урок 37. Правописание наречий
Урок 38. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Урок 39. Контрольный диктант по теме «Части речи»
Имя существительное
Урок 40. Распознавание падежей имён существительных
Урок 41. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных
Урок 42. Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже
Урок 43. Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах
Урок 44. Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные
Урок 45. Три склонения имён существительных (общее представление). 1‑е склонение имён существительных
Урок 46. Упражнение в распознавании имён существительных 1‑го склонения
Урок 47. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Урок 48. 2‑е склонение имён существительных
Урок 49. Упражнение в распознавании имён существительных 2‑го склонения
Урок 50. 3‑е склонение имён существительных
Урок 51. Упражнение в распознавании имён существительных 3‑го склонения
Урок 52. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Урок 53. Обучающее изложение
Урок 54. Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3‑го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
Урок 55. Именительный и винительный падежи
Урок 56. Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Урок 57. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
Урок 58. Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
Урок 59. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Урок 60. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Урок 61. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже
Урок 62. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже
Урок 63. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже
Урок 64. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже
Урок 65. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Урок 66. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных
Урок 67. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных
Урок 68. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
Урок 69. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Урок 70. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Урок 71. Склонение имён существительных во множественном числе
Урок 72. Именительный падеж имён существительных множественного числа
Урок 73. Родительный падеж имён существительных множественного числа
Урок 74. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа
Урок 75. Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа
Урок 76. Обучающее изложение
Урок 77. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе
Урок 78. Контрольный диктант за первое полугодие
Урок 79. Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа
Урок 80. Наши проекты
Имя прилагательное
Урок 81. Имя прилагательное как часть речи
Урок 82. Род и число имён прилагательных
Урок 83. Описание игрушки
Урок 84. Склонение имён прилагательных
Урок 85. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова “Мика Морозов”»
Урок 86. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Урок 87. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже
Урок 88. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Урок 89. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
Урок 90. Именительный, винительный, родительный падежи
Урок 91. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Урок 92. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
Урок 93. Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты
Урок 94. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
Урок 95. Склонение имён прилагательных женского рода
Урок 96. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
Урок 97. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода
Урок 98. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода
Урок 99. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных
Урок 100. Изложение описательного текста
Урок 101. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Урок 102. Склонение имён прилагательных во множественном числе
Урок 103. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
Урок 104. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа
Урок 105. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
Урок 106. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа
Урок 107. Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Урок 108. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Урок 109. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний
Урок 110. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Урок 111. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Местоимение
Урок 112. Местоимение как часть речи
Урок 113. Личные местоимения
Урок 114. Изменение личных местоимений 1‑го и 2‑го лица по падежам
Урок 115. Изменение личных местоимений 3‑го лица по падежам
Урок 116. Изменение личных местоимений по падежам
Урок 117. Изложение повествовательного текста с элементами описания
Урок 118. Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»
Урок 119. Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Урок 120. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Глагол
Урок 121. Роль глаголов в языке
Урок 122. Изменение глаголов по временам
Урок 123. Неопределённая форма глагола
Урок 124. Неопределённая форма глагола
Урок 125. Изменение глаголов по временам
Урок 126. Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Урок 127. Анализ изложения. Спряжение глаголов
Урок 128. Спряжение глаголов
Урок 129. 2‑е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
Урок 130. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Урок 131. I и II спряжение глаголов настоящего времени
Урок 132. I и II спряжение глаголов будущего времени
Урок 133. Наши проекты
Урок 134. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок 135. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок 136. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок 137. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок 138. Возвратные глаголы
Урок 139. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Урок 140. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Урок 141. Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок
Урок 142. Правописание глаголов в прошедшем времени
Урок 143. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Урок 144. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
Урок 145. Изложение повествовательного текста по вопросам
Урок 146. Контрольный диктант по теме «Глагол»
Урок 147. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Урок 148. Обобщение по теме «Глагол»
Урок 149. Обобщение по теме «Глагол»
Урок 150. Изложение повествовательного текста
Урок 151. Проверка знаний по теме «Глагол»
Урок 152. Анализ изложения, тестовой работы. Повторение
Урок 153. Язык. Речь. Текст
Урок 154. Предложение и словосочетание
Урок 155. Предложение и словосочетание
Урок 156. Предложение и словосочетание
Урок 157. Лексическое значение слова
Урок 158. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина “Рожь”»
Урок 159. Состав слова
Урок 160. Состав слова
Урок 161. Состав слова
Урок 162. Состав слова
Урок 163. Части речи
Урок 164. Части речи
Урок 165. Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Урок 166. Анализ изложения. Части речи
Урок 167. Итоговый контрольный диктант
Урок 168. Анализ контрольного диктанта. Повторение
Урок 169. Звуки и буквы
Урок 170. Игра «По галактике Частей Речи»

Список литературы

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс

Урок 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.

Планируемые результаты; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, поль­зуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока Знакомство с учебником

Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?

Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писа­теля-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

-~ Какие открытия поможет сделать учебник?

Для чего нужно знать законы культуры речи?

Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)

Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте ше­потом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.} . \

Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)

III . Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,)

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть. "

IV . Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.

На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бы­вает речь Г) Упр. 1 (с. 6).

Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе,

и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.) Упр. 2 (с. 6).

Как думаете, какая речь возникла раньше - устная или

письменная? Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-" нении.

Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, ис­пользуя рисунки.

Спишите предложение. Что вам поможет правильно ег(списать? (Памятка на с. 132.)

Откройте и прочитайте памятку.

Объясните значение выражения «до глубокой старости» ч (Очень старый.) >

Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно крепко.) с

Какие знакомые орфограммы встретились в предложении":ц

Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)

Какие буквы выделены в этом предложении? *- - Спишите, диктуя себе по слогам. т - Проверьте написанное. Оцените себя, !ь (Учитель рисует на доске условные обозначения и расшифровку],|наст их.)

э? «!» - выполнил все правильно и аккуратно. п, «+» - есть незначительные ошибки или исправления. «-» - допустил больше 2 ошибок, много исправлений.

Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письмен­ной - записывали предложение, устной - отвечали на во­просы, речью про себя - размышляли.)

V . Рефлексия

Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

Слушаем ответ ученика.

Мама читает сказку малышу.

з Обдумываем решение задачи.

>/ Пишем диктант.

Читаем про себя.

Поем песню.

е (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)

«+» - понял тему и не сделал ни одной ошибки. ,ь «-» - еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.

VI . Подведение итогов урока

Е1; - Какие виды речи существуют?

Какой речью чаще пользуетесь вы?

Урок 2. Что можно узнать о человеке с по его речи?

Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, » что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

о Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы

о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулиро-

1:иать учебную проблему; анализировать и делать выво:,ы; оцени-вать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний Орфографическая минутка

Отгадайте загадки. Запишите отгадки. ., (- (... Сидят на палочке В красных рубашках, Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник.)

Мы живем под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост, Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее душистый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)

Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)

Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)

Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Под­черкните сочетания ЖИ и ШИ.

III . Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Снежьшки весной превращаются в лужы.

Прочитайте очень странное предложение на доске.

Какой это вид речи? (Письменная речь.)

Что можете сказать о предложении? (Б нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩЛ.)

Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превраща­ются, лужи.)

Что можете сказать о человеке, который написал это пред­ложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)

Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.

IV . Работа по новой теме

1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).

Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Про­читаем стихи В.В. Маяковского.) (Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)

Что можно узнать по речи еобеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)

2. Словарная работа

Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».)

Что обозначает слово «здравствуйте»? (Это слово-привет­ствие. Когда говорят «здравствуйте», .желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желато - здравствуйте!

Я для вас тетю души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка-Земля пусть хлебом-солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

Т. Лаврова

Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не про­износится.)

Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здо­ровье», военные говорят «Здравия желаю».)

Запишите слово, подчеркните орфограмму.

V . Физкультминутка

Раз - нагнуться, разогнуться. Два - нагнуться, потянуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь -лень отбросим.

М.: 2014. - 341 с.

Пособие входит в новую серию поурочных разработок «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ», адресованную учителям общеобразовательных учреждений и методистам. Пособие обеспечивает методику преподавания русского языка в 4-м классе с использованием УМК системы «Школа России» согласно положениям ФГОС. Материал организован в виде технологических карт уроков, что позволяет показать деятельность учителя по достижению учащимися планируемых результатов - личностных, предметных, метапредметных - и по формированию у них универсальных учебных действий. Особенность данных пособий в том, что: - материал структурирован по этапам и видам учебной деятельности обучающихся и учителя; - межпредметные связи раскрыты на конкретном материале; - разработан инструментарий оценки достижений каждого ученика.

Формат: pdf

Размер: 5,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Урок № 1 6
Урок № 2 8
Урок № 3 10
Урок № 4 12
Урок № 5 14
Урок № 6 16
Урок № 7 18
Урок № 8 20
Урок № 9 22
Урок № 10 24
Урок № 11 26
Урок № 12 28
Урок № 13 30
Урок № 14 32
Урок № 15 34
Урок № 16 36
Урок № 17 38
Урок № 18 40
Урок № 19 42
Урок № 20 44
Урок № 21 46
Урок № 22 48
Урок № 23 50
Урок № 24 52
Урок № 25 54
Урок № 26 56
Урок № 27 58
Урок № 28 60
Урок № 29 62
Урок № 30 64
Урок № 31 66
Урок № 32 68
Урок № 33 70
Урок № 34 72
Урок № 35 74
Урок № 36 76
Урок № 37 78
Урок № 38 80
Урок № 39 82
Урок № 40 84
Урок № 41 86
Урок № 42 88
Урок № 43 90
Урок № 44 92
Урок № 45 94
Урок № 46 96
Урок № 47 98
Урок № 48 100
Урок № 49 102
Урок № 50 104
Урок № 51 106
Урок № 52 108
Урок № 53 ПО
Урок № 54 112
Урок № 55 114
Урок № 56 116
Урок № 57 118
Урок № 58 120
Урок № 59 122
Урок № 60 124
Урок № 61 126
Урок № 62 128
Урок № 63 130
Урок № 64 132
Урок № 65 134
Урок № 66 136
Урок № 67 138
Урок № 68 140
Урок № 69 142
Урок № 70 144
Урок № 71 146
Урок № 72 148
Урок № 73 150
Урок № 74 152
Урок № 75 154
Урок № 76 156
Урок № 77 158
Урок № 78 160
Урок № 79 162
Урок № 80 164
Урок № 81 166
Урок № 82 168
Урок № 83 170
Урок № 84 172
Урок № 85 174
Урок № 86 176
Урок № 87 178
Урок № 88 180
Урок № 89 182
Урок № 90 184
Урок № 91 186
Урок № 92 188
Урок № 93 190
Урок № 94 192
Урок № 95 194
Урок № 96 196
Урок № 97 198
Урок № 98 200
Урок № 99 202
Урок № 100 204
Урок № 101 206
Урок № 102 208
Урок № 103 210
Урок № 104 212
Урок № 105 214
Урок № 106 216
Урок № 107 218
Урок № 108 220
Урок № 109 222
Урок № ПО 224
Урок № 111 226
Урок № 112 228
Урок № ИЗ 230
Урок№ 114 232
Урок№ 115 234
Урок№ 116 236
Урок№ 117 238
Урок№ 118 240
Урок№ 119 242
Урок№ 120 244
Урок№ 121 246
Урок№ 122 248
Урок№ 123 250
Урок№ 124 252
Урок№ 125 254
Урок№ 126 256
Урок№ 127 258
Урок№ 128 260
Урок№ 129 262
Урок№ 130 264
Урок№ 131 266
Урок№ 132 268
Урок№ 133 270
Урок№ 134 272
Урок№ 135 274
Урок№ 136 276
Урок№ 137 278
Урок№ 138 280
Урок№ 139 282
Урок № 140 284
Урок№ 141 286
Урок№ 142 288
Урок№ 143 290
Урок № 144 292
Урок№ 145 294
Урок№ 146 296
Урок№ 147 298
Урок№ 148 300
Урок№ 149 302
Урок№ 150 304
Урок№ 151 306
Урок№ 152 308
Урок№ 153 310
Урок№ 154 312
Урок№ 155 314
Урок№ 156 316
Урок№ 157 318
Урок№ 158 320
Уроки № 159-160 322
Урок№ 161 324
Уроки № 162-163 326
Уроки № 164-165 328
Уроки № 166-167 330
Уроки № 168-169 332
Уроки № 170 334
Список литературы 336

Технологические карты уроков (ТКУ) для 4-го класса завершают серию поурочных разработок «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ», адресованную учителям начального общего образования. Учителю, работавшему с использованием ТКУ в 1-3-м классах, хорошо знакомо это учебно-методическое пособие как полезный, удобный, эффективный инструмент, позволяющий осуществлять проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Поурочные разработки в форме ТКУ для 4-го класса имеют ряд существенных отличий от предыдущих, вследствие того что 4-й класс - последнее звено начальной школы и, по сути, преддверие школы основной. Четвероклассники владеют значительным багажом знаний, умений и навыков, поэтому форма подачи теоретического материала в данном пособии более сложная. Теперь учитель может предлагать не описание понятий, а их определение, что и отражено в технологических картах. Алгоритм выполнения учебных действий теоретического и практического плана также усложнён в расчёте на возрастные особенности учащихся. В ТКУ для 4-го класса отражена возросшая доля самостоятельности детей в выполнении заданий индивидуально, в парах и в группах. Система предлагаемых упражнений по-прежнему реализует метод «от простого к сложному», но сопровождается такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, размышление, приводящее к логическому выводу, поиск причинно-следственных связей.
Как известно, приоритетное направление УМ К системы «Школа России» - обучение проектной деятельности, поэтому в технологических картах одним из обязательных типов урока является урок-проект. В пособии представлено достаточное количество уроков-проектов с детальным изложением этапов: предпроектное исследование, работа индивидуально, в паре и в группе, подготовка презентации проекта, выступление с презентацией, коллективное подведение итогов, оформление выставок, ведение папок «Мои достижения» и др. Дети, которых обучали по технологическим картам, приходят в основную школу с хорошо отработанным навыком проектной деятельности.