Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Тема свободы в поэме "мцыри" Тема внутренней свободы в поэме мцыри

1. Идея свободы в более ранних поэмах.

2. Исповедь Мцыри.

3. Бой с барсом - кульминация поэмы.

4. Тщетность попыток вырваться на свободу.

Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Поэма «Мцыри» - это последняя романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым. Ее замысел («написать записки молодого монаха 17-ти лет»), поэт вынашивал десять лет. Но попытки воплотить идею личности, рвущейся к свободе из «душных келий» были предприняты писателем в более ранних поэмах.

Еще в 1830 году шестнадцатилетний он пишет небольшую поэму «Исповедь». Юный монах, осужденный на смерть за «преступную» любовь, поверяет старику свои мечты о несбывшемся счастье и жизни на свободе. Герой более поздней поэмы «Боярин Орша - раб, который также страстно мечтает о свободе. Более того, он осмеливается полюбить дочь своего господина, за что также предстает перед судом монахов. Строчки из этих двух поэм Лермонтов впоследствии включил в поэму «Мцыри».

Весной 1837 года, сосланный на Кавказ, поэт проезжал мимо станции Мцхеты, под Тифлисом. Там когда-то существовал монастырь, от которого остались лишь развалины. Среди этих развалин поэт встретил старого монаха-горца. Тот рассказал ему, как в юности был послушником в этом монастыре и страшно тосковал по родине, мечтая о возвращении домой. Но постепенно привык, втянулся в монастырские будни и принял постриг. Рассказ старого монаха наложился на собственные размышления писателя. Возможно, эта встреча подсказала Лермонтову и название поэмы - «Мцыри», что по-грузински означает «послушник», «чужеземец», «пришелец». Известно, что первоначально он хотел назвать поэму «Бэри» - по-грузински значит монах. Но, видимо, название «Мцыри» показалось автору более соответствующим замыслу.

Лишь в двух первых главах поэмы рассказывается о жизни героя с того момента, как он был привезен в монастырь ребенком, до того, как вновь оказался там после неудачного побега. Вся остальная поэма - это исповедь Мцыри, которая раскрывает нам его внутренний мир, его переживания за те три дня, что он прожил на воле. Именно эти три дня он считает настоящей жизнью, за которую он с радостью отдал бы две жизни, проведенных в плену: Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог…

Ты хочешь знать, что делал я

Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Выросший «в сумрачных стенах», юноша сохранил воспоминания о своей прежней жизни на родине. Как сон проносятся перед ним воспоминания: перед его мысленным взором предстает отец - отважный и гордый воин. Ему слышится звон отцовской кольчуги, голоса и песни его юных сестер. Юноша признается, что замысел побега созрел у него давно:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

И вот ночью в грозу, «в ужасный час», когда трепещущие от страха монахи лежат ниц перед алтарем и молят бога о защите, юноша убегает. Его не страшит гроза. Он опьянен свободой и чувствует свое родство с силами природы. Он долго бежал, не зная куда, пока не выбился из сил. Тогда он прилег в высокую траву и молча лежал, слушая голоса зверей. Но их крики не вызвали в нем страха. Он и сам чувствует себя зверем, который прячется от людей.

Утром герой проснулся на краю бурлящей пропасти и на мгновение испытал страх. Но это лишь минутное чувство. Он поражен красотой природы, которую увидел словно впервые:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев…

Томясь жаждой, юноша спускается к потоку. И здесь происходит его встреча с грузинкой - одна из кульминационных сцен поэмы. Откинув чадру, уверенная, что среди гор никто ее не увидит, девушка скользит по горной тропе. Эта встреча так взволновала и смутила юношу, что он опомнился лишь тогда, когда девушка уже ушла далеко Пока она идет к сакле, он смотрит ей вслед и любуется стройностью ее стана и легкостью шага:

Она была уж далеко;

И шла хоть тише, - но легко,

Стройна под ношею своей,

Как тополь, царь ее полей!

После дневного отдыха юноша устремляется к заветной цели - «пройти в родимую страну» и ради этого превозмогает трудность дороги и муки голода. Но, казалось, сама природа, частью которой ощущает себя путник, становится на его пути. Зайдя в лес, он теряет из виду горы и сбивается с пути. И вот этот юноша, из глаз которого даже в детстве ни отчаянье, ни телесные страдания не могли выдавить ни слезинки, падает на землю и иступленно рыдает.

И тут неожиданно у героя появляется враг - на поляну выходит могучий барс. И в его сердце зажигается жажда борьбы. Сжав рогатый сук, он ждет нападения, и хотя бешеный скачок зверя грозит ему страшной смертью, он предупреждает его верным ударом, рассекая зверю лоб:

И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Но раненый зверь еще опаснее, и бой закипает снова. Барс кидается на героя:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом и во мгле Бой продолжался на земле.

И юноша сам чувствует себя зверем, таким же злым и диким, казалось, забывшим человеческую речь.

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

И герой выходит победителе

м из этой схватки. Но, как и положено воину, он отдает дань уважения поверженному врагу:

Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Но эта победа - последние минуты его торжества. Выйдя из леса, юноша вскоре понимает, что вернулся снова к своей тюрьме, понимает тщетность всех своих надежд и мечтаний. Он еще не хочет верить этому, не соглашается признать, что все его стремления оказались напрасны:

Я думал - это страшный сон…

Вдруг дальний колокола звон

Раздался снова в тишине -

И тут все ясно стало мне…

И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.

Таким образом, мы видим эволюцию переживаний героя - от радужных надежд и упоения свободой до осознания невозможности отыскать путь на родину. Он понимает, что «в тюрьме воспитанный цветок», не способен жить в цветущем саду. Его сожжет первый же луч солнца. Это осознание окончательно лишает героя сил. Он падает и томится в бреду. В таком состоянии его находят и приносят в обитель. Приносят умирать. И дело не в том, что он изможден физически. Когти барса нанесли ему глубокие раны. Он умирает, потому что не хочет и не может жить дальше, после крушения всех его надежд. Не хочет снова жить в неволе. Он просит своего воспитателя перенести его в сад, где он надеется получить прощальный привет с далекой родины.

Образ Мцыри противоречив и трагичен.’Герой неудержимо стремится на волю, но, выросший в тюрьме, он не приспособлен к жизни на свободе и никогда не найдет пути на родину.

  • Категория: Сборник сочинений 5-11 класс

Поэма "Мцыри" - одно из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова. На мой взгляд, главной его темой является тема свободы, желание вырваться на волю. Герой поэмы - обобщённый образ, который очень близок по духу автору, самому Лермонтову. Он изображён энергичным, нацеленным на свободу.
В первых главах поэмы рассказывается о детстве героя - как он был привезён в монастырь, будучи ребёнком. Большая часть произведению - исповедь молодого монаха, в которой мы можем узнать его внутренний мир, и чювства, которые он испытал за три дня проведённые на воле. Юноша трепетно хранит воспоминания о родине, о семье, о том, как давно задумал побег. И вот в грозу, в "ужасный час", он вырывается на волю, его не пугает непогода. Он чувствует себя частью природы. Лермонтов красочно описывает встречу героя с юной грузинкой, его попытки найти путь на родину, превозмогая муки голода и трудности дороги. Кульминацией поэмы является схватка юноши с барсом, когда он познал напряжение битвы и радость победы. Но эта победа - завершение его радости. Выйдя из леса герой понимает, что снова вернулся к своей тюрьме, что все его надежды были напрасны. Поэма помогает нам проследить, как менялись его чувства: от мечты выбраться на волю, наслаждения свободой, до понимания невозможности найти путь на родину. Крах надежд приводит его к гибели. Он умирает не столько от ран принесённых барсом, сколько от того что не хотел снова жить в неволе.
Образ героя поэмы "Мцыри" очень трагичен. Поскольку он не может жить без свободы и вместе с тем никогда не сможет существовать на воле.

Многочисленные определения темы поэмы "Мцыри" рациональны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова.

Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения. (А. В. Попов)

"Мцыри" - поэма "о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени". (И. Л. Андроников)

В поэме "Мцыри" "выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема "веры гордой в людей и жизнь иную". (Б. Эйхенбаум)

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или "принять монашеский обет", или, "глотнув свободы", умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен "пламенной страстью", живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри - "любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью". По мысли Н. П. Огарева, Мцыри у Лермонтова - "его самый ясный или единственный идеал".

В современном прочтении "Мцыри" актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не "природный человек", он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.

Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Характер конфликта

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри - это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного "безумной силой", вопиющей "против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения".

Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

Основные герои

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А. П. Ермолов) . Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. "Жизнь, полную тревог" противопоставляет Мцыри "жизни в плену", "чудный мир тревог и битв" - - "душным кельям и молитвам". Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести "родную душу" становится единственной возможностью для существования.

Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и "естественный человек", и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри - ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.


Тема свободы в поэме «Мцыри» является ключевой, она раскрывается с помощью сопутствующих ей тем любви к жизни и любви к Родине. Такой выбор главной темы не случайный: «Мцыри» - произведение, принадлежащее романтическому направлению, в котором главенствует идея борьбы отдельно взятой личности с самой судьбой, недовольство настоящим и стремление к высшим идеалам через преодоление препятствий. Зачастую конфликт между личностью и судьбой трагичен. Подтверждение данной мысли мы находим в сюжете поэмы: главный герой, избрав путь борьбы, путь лишений, прикоснувшись к мечте, погибает. Но в своей смерти он находит такую вожделенную свободу! Автор необычно изображает Мцыри – внешне он совсем не боец, не романтический герой, а слабый, хилый мальчик, но в этом и заключен авторский замысел: главное не внешняя, а внутренняя свобода, свобода личности, свобода духа.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Мцыри рожден свободным, он – дитя гор, дитя Кавказа (воплощения свободы для Лермонтова), он не может примириться с жизнью в неволе, а хочет домой, туда, где воля, свежий ветер. Недаром автор нарекает своего героя Мцыри, что значит «чужеземный»: он на чужой земле, так или иначе он несвободен. Мцыри выбирает три дня прожить на свободе и умереть, нежели до конца дней своих существовать в монастыре, являющимся для героя тюрьмой. Природа как воплощение абсолютной свободы отзывается на каждое волнение души лирического героя, сопереживает ему. Сцена побега, являющаяся переломной в судьбе плененного черкеса, сопровождается бурей, грозой; стихия является выразителем душевных переживаний беглеца: «Скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой?». Оказавшись вне стен монастыря, беглец встречен ласковой природой, дарящей ему свои красоты: «Вокруг меня цвел божий сад. Растений радужный наряд хранил цветы небесных слез…». Столь значимая для раскрытия идеи произведения и, в частности, для раскрытия темы свободы, природа наделена всем спектром человеческих эмоций, она одушевлена. Для достижения этой цели автор прибегает к приему олицетворения. Так же широко использованы метафоры, эпитеты, сравнения. Средства художественной изобразительности, стремительность сюжетной линии направлены на раскрытие центральной темы произведения: темы свободы, достигающейся путем противостояния, борьбы с внешним миром, борьбы, полной трагизма, лишений. Но только стремление вперед, преодоление препятствий могут привести героя к его цели – свободе, не важно в этом мире он достигнет ее или в ином.

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок-беседа

Понимание свободы в поэме

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Нефёдова В.В.

Урок-размышление

Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В.Г. Белинский.

Задачи:

    Образовательные:

    • Знать всё о глаголе как часть речи

      находить изученную часть речи.

      обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов

      правильно использовать глаголы в речи.

2)Развивающие:

Развитие памяти

Развитие внимания

Развитие речи

3).Воспитывающие:

Чувства ответственности за свои поступки

Воспитание любви к природе, родным, близким

Цель:

    помочь учащимся увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы,

    определить в нём основные стремления к свободе, к родным, к родине,

    определить способы создания образа,

    обозначить связь между заглавием, эпиграфом, темой и идеей произведения,

    воспитать патриотизм и любовь к родине.

Оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер,

    презентация,

    тестовая оболочка КРАБ

Словарная работа : исповедь, смирение, раскаяние.

Предварительная работа учащихся : Выписать, какие художественные средства, использует поэт, рисуя своего героя? Исследовать историю названия поэмы. Выучить понравившиеся отрывки из поэмы,

Ход урока

I . Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

а) Вступительное слово учителя.

Ребята, в течение нескольких уроков вы находились во власти лермонтовской поэмы. Радовались, когда Мцыри удалось бежать из монастыря. Как хотелось помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но умер от ран. Мы слушаем его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяния? Или это протест против неволи? Ответ мы получим в ходе дальнейшего анализа произведения.

(Слайд № 1 с презентации)

Тема нашего урока: «Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Цели урока: глубже понять духовный мир юноши, увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы, определить способы создания образа, выявить авторское отношение к герою. Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Г. Белинского:

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В конце урока вы должны мне ответить, раскрывает ли данный эпиграф тему нашего урока?

II . Подготовка к восприятию нового материала.

- Скажите, вы встречались когда-нибудь со значением слова исповедь, что, по-вашему, оно обозначает?

Работа с компьютером

(Слайд № 2 с презентации ):

Словарная работа.

-Прочитаем точное лексическое значение этого слова.

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

Запишем ещё несколько новых слов, узнав значение которых, вы, надеюсь, будете употреблять сегодня на уроке в своих ответах

Смирение – готовность подчиняться чужой воле.

Раскаяние - признание в совершённой ошибке.

III . Проверка домашнего задания.

Ребята, вспомните, в чём особенность композиции поэмы «Мцыри»? Напомните, что такое композиция произведения.

(Композиция-это построение произведения, расположение его частей, способ повествования, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).)

(Особенность композиции поэмы Лермонтова «Мцыри» в том, что она состоит из 26 глав, две из которых- экспозиция, описание героя, причём автор не даёт нам подробного портрета юноши, а указывает на основные качества его натуры; 24 главы составляет рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых им на воле.)

К сегодняшнему уроку я попросила найти и выписать вас цитаты из текста поэмы на тему, какова цель побега Мцыри? И что значит, для него быть свободным?

Цитаты:

(а) Давным –давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б) …Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если мог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.)

- Какой вывод мы можем сделать, читая цитаты?

(Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой»)

(Слайд № 3с презентации)

-Да, ребята, живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

-В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

IV . Объяснение нового материала.

(Лермонтов доверяет Мцыри самому рассказать о пережитом, так как герой лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания, герой сам даёт оценку всему, что видел и испытал на воле.)

(Слайд № 4 с презентации)

-Как называет свой рассказ герой?

(Исповедью.)

-Давайте ещё раз прочитаем значение этого слова.

(Слайд № 5 с презентации)

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

2- откровенное признание в чём–нибудь;

3- сообщение своих мыслей, взглядов.

- В каком значении оно употреблено в произведении?

(Здесь нет покаяния, так как герою не в чем каяться. У Мцыри нет грехов. Герой излагает свои взгляды на жизнь, говорит о своих мечтах, рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.)

- Начинает он своё повествование словами: «А душа можно ль рассказать?»

(Слайд № 6с презентации)

-Давайте зачитаем этот отрывок. (Гл 3.)

На прошлом уроке мы с вами установили, что автор не даёт подробного портрета Мцыри, так как это не является важным для раскрытия характера героя.

(Слайд № 7 с презентации)

- А почему мы не знаем имени Мцыри?

(Главное в герое – душа, внутренний мир, именно это находится в центре внимания Лермонтова. Имя героя – в тайне. Вместо него – слово «Мцыри»)

- Что означает оно? У нас было индивидуальное задание исследовать историю названия поэмы. Пожалуйста, Алёша.

(Мцыри в переводе с грузинского: 1) неслужащий монах, послушник; 2) «пришелец», «чужеземец». Первоначальное заглавие поэмы – «Бэри» (по-грузински – монах) Лермонтов заменил на более подходящее для выражения идеи произведения – «Мцыри».)

- Кто такой монах?

(Монах – человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни (среди людей, в миру), тот, кто желает вести строгую, полную ограничения жизнь, отказавшись от любви к человеку противоположного пола, от свободы, человек, подчиняющий свою жизнь строгим рамкам и запретам. Решение о принятии монашеского сана должно быть добровольным, так как не всякий человек найдёт в себе силы вынести все запреты.)

- Как вы считаете, характер Мцыри позволяет ему стать на такой путь?

(Мцыри не создан для монастырской жизни, он слишком любит свободу, природу, чтобы запереть себя, он ещё не жил, поэтому его побег – стремление узнать, что же такое мир, свобода, жизнь.)

(Слайд № 8 с презентации)

-А что значит жить для героя?

(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.)

-Что же является высшей ценностью для героя?

Свобода и родина.

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.)

(Побыв 3 дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страшная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в борьбе с барсом.)

(«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможности счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)

(Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

(Слайд № 9 с презентации)

-От чего страдает герой? Чего ему не хватает?

Мцыри страдает от одиночества, от несвободы, от отсутствия «души родной».

- Он даже произносит клятву: (гл4)

«Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть незнакомой, но родной»

-Что вы считаете важным в приключениях Мцыри?

(Он обрёл желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел жизнь, ощутил своё родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.)

-Почему умирает Мцыри?

(Испытав ощущение свободы и снова оказавшись в тюрьме (в монастыре), он не может жить, так же, как вольный зверь или птица, попавшие в клетку. Теперь герой знает, что такое жизнь, а пребывание в монастыре для него равносильно смерти.)

(Слайд № 10 с презентации)

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви поёт ему рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря, когда Мцыри бежал из плена)

-Докажите это словами из текста.

(Слайд №11 с презентации)

(«И в час ночной, ужасный час,// Когда гроза пугала вас, // Когда, толпясь при алтаре,// Вы ниц лежали на земле».)

(Слайд №11 с презентации)

(Оба в детстве были лишены родительского тепла, оба страдали от одиночества, оба любили вольную природу Кавказа, оба любили родину. Мцыри близок Лермонтову своим свободолюбием).

-Попробуйте ещё раз сформулировать тему произведения .

(Трагическая судьба Мцыри, стремящегося обрести свободу и вернуться на родину .)

-В чём заключается идея этого произведения?

(Утверждение идеала свободной личности, её права на жизнь, свободу, сочувствие герою, восхищение силой духа)

Ещё одно задание вы были должны выполнить дома. Это, какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…»)

-Дайте определение Гиперболы

(Гипербола - это чрезмерное преувеличение)

(Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей// И полз и прятался как змей». Эпитеты: «Но юность вольная сильна, //И смерть казалась не страшна!»)

-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана четырёхстопным ямбом. Рифмы только мужские.) -

- Докажите, что произведение написано четырёхстопным ямбом?

И стихотворный размер и мужские размеры, ребята, помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придаёт мужественность, чеканность, красоту стихам.

V . Закрепление материала. Работа с тестами.

-А теперь поработаем с компьютером. С помощью теста проверим ваши знания по усвоению материала.

-Кто хочет поработать с компьютером?

Пока 4 человека работают на компьютере (работа по тестовой оболочке КРАБ).

-Давайте послушаем чтение наизусть понравившихся вам эпизодов. (Чтение наизусть)

(Закрыть тест.)

VI . Подведение итогов.

-Давайте подведём итог нашему разговору. О чём мы сегодня говорили на уроке?

(Мы говорили о том, что в центре поэмы – образ свободолюбивого юноши, которой сам рассказывает о своей жизни и трёх счастливых днях, проведённых на воле, о своих мечтах и желаниях.

Лермонтов сочувствует своему герою, который не успел найти в этом мире «души родной», был одиноким, но не мирился с этим.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли данный эпиграф тему урока?

VII . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.

Большое спасибо, ребята, за урок. Вы мне сегодня очень понравились своей активностью. Особенно хочется отметить, ответы… Можете быть свободны .

Отчего Мцыри говорит «Но тщетно спорил я с судьбой». Что он называет спором с судьбой? Примеры рассуждений над текстом главы:

Спором с судьбой Мцыри называет свою мечту, ведь он мечтал о родных, о Родине, о любви. Он мечтал о том, о чем в монастыре мечтать бесполезно. Но это для него уже в прошлом, поэтому он и говорит “Тщетно спорил”

Мцыри в конце жизни говорит, что “тщетно спорил... с судьбой”. Почему? Спором с судьбой Мцыри называет свой побег из монастыря, бездну, которой он любовался и ужасался, молодую грузинку, борьбу с барсом - все это и было его спором с судьбой послушника. Но герой поспорил с ней, и не жалеет об этом”