Поэма демон романтическое произведение. Поэма «Демон» вершина русской романтической поэзии

Cадриева А.Э.

Место работы, должность:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Альметьевска Республики Татарстан

Регион:

Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Все уровни образования

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

8 класс

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Познакомить учащихся с лермонтовской поэмой «Демон»;

Повторить особенности романтизма как литературного направления;

Учить давать аргументированные, логично построенные ответы.

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории):

Краткое описание:

1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая. А «Демон», с вашей точки зрения? Сегодня мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма. - Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя.

1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая.

А «Демон», с вашей точки зрения?

Сегодня мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма.

Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя. Для романтизма характерно:

Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставляемый всем, не может обрести счастье в реальной жизни;

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)

Характерное особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом. (Слайд на доске)

2.Работа с текстом поэмы «Демон» (текст прочитан заранее)

Дайте характеристику главному герою поэмы, Демону?

На какие черты главного героя обращает внимание поэт? Ответ аргументируйте цитатами из текста.

Это герой- одиночка(«Печальный демон», «дух изгнанья»), мечтающий о свободе, противопоставленный всем(« давно отверженный», «сеял зло без наслаждения», «изгнанник рая», не может обрести счастья в реальной жизни.

Это исключительный герой. Это дух, демон, живущий вне пространства и времени(2 признак).

3.Прервем ход наших мыслей и поговорим о сюжете поэмы.

Сообщение ученика. Замысел и сюжет поэмы «Демон» (Слайды с презентацией)

Замысел поэмы возник у Лермонтова еще в 1829году. Уже тогда определился основной конфликт: падший ангел, несущий на себе бремя вселенского проклятия влюбляется в смертную, ища в любви перерождения и выхода из космического одиночества. Но его избранница, монахиня, любит ангела и надежда на возрождение сменяется ненавистью и жаждой мести. Демон обольщает и губит монахиню, торжествует над соперником.

Зарождение любви героини к искусителю- особая тема. Место действия- Кавказ, сюжет погружается в сферу народных преданий. Фигура Тамары почти символический образ, равноценный образу Демона. Мотив любви ее к ангелу теряет свое значение, а в «грехопадении»ее открывается высший смысл. Она наделена полнотой переживания, которая исчезла в современном мире.

Она способна к самоотверженной любви и искупительному жертвенному страданию, которые ставят ее на грань святости:

Она страдала и любила,

И рай открылся для любви.

Демон погубил свою возлюбленную, он не только наказан, но и побежден в самый момент своей мнимой победы, ибо его жертва возвысилась над ним.

Побежденный Демон- существо бунтующее и страдающее. В монологе искусителя проступает отрицание существующего миропорядка, и голос героя сливается с голосом автора.

Концовка поэмы «Демон» как будто соотносится с концовкой поэмы «Мцыри»: Демон живет с проклятием на устах-Мцыри умирает «никого не проклиная»

4.-Чем привлекла Демона Тамара? (ответ аргументируйте цитатой из текста)

Как повела себя Тамара, искушенная злым духом?

Изменила ли Демона любовь к Тамаре?

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!...

ИТАК, сделаем вывод.

1.Герой поэмы «Демон»- одиночка, измученный своим одиночеством, он ищет в любви выхода из своего одиночества, в любви надежда на возрождение, новую жизнь.

2. Это исключительный герой- чуть ли не фантастический. Он живет вне и времени и пространства; живет в непривычной среде, паря над миром.

3.Для произведения характерно двоемирие: мир героя, мир Демона без радости, без чувств, вне времени и пространства. Ему противопоставлен реальный мир Тамары, мир любви, чувств, страдания, искренности, добра. Эти два мира противопоставлены друг другу. И когда пытается Демон их совместить- Тамара гибнет; Демон говорит, что она его.

Но оказывается, что она заслужила прощение, своим отрешением, жертвенностью любви.

«Демон»- романтическое произведение.

Д.задание: опережающее задание к следующему уроку внеклассного чтения. Тему можно посмотреть на стенде.

Окт 26 2010

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее возник еще в 1829 году. работал над ним почти всю свою творческую , создав восемь вариантов поэмы. нарисовал яркий - портрет Кавказа - из совокупности экзотических пейзажей, зарисовок патриархального быта и оригинальных персонажей, на фоне которых предстал главный герой. Но более всего оригинальный авторский подход виден в понимании конфликта и в раскрытии Демона: здесь сказались отзвуки новейших для того времени воззрений на проблему личности. Демон Лермонтова - образ человечный и возвышенный, вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление.

Он воплощение абсолютного одиночества. Демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжкого одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Демон существует как бы на грани разных миров, и потому-то Тамара представила его следующим образом: То не был ангел-небожитель, Ее божественный хранитель:

  • Венок из радужных луней
  • Не украшал его кудрей.
  • То не был ада дух ужасный,
  • Порочный мученик - о нет!
  • Он был похож на вечер ясный:
  • Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!..

В поэме Лермонтова предстает не дерзкий претендент на власть небесного владыки, не возмутитель спокойствия и порядка во вселенной, не враг человечества. Лермонтов создал образ жертвы несправедливого мироустройства.

Демон тоскует по гармонии. Он страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, потому что не может быть справедливым мир, основанный на борьбе противоположностей. Демон не только сам страдает, но и обязан мучить людей. Ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья, Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья - И зло наскучило ему. И он искал примирения с извечным противником, жаждал возрождения к новой участи, искал общения с чистой душой, пытался полюбить с «неземной страстью» - бескорыстно и самозабвенно.

В этом смысле его встреча с Тамарой не случайна, а подготовлена всеми предыдущими нравственными исканиями. Демон не намеревался искушать ее: он искренне полюбил, а такая любовь предполагает готовность приносить добро. И столь же искренним он был, когда явился на необычное свидание:

  • И входит он, любить готовый,
  • С душой, открытой для добра,
  • И мыслит он, что жизни новой
  • Пришла желанная пора.

Демон готов отказаться от свободы в одиночестве, чтобы обрести расцвет души в общении. Однако его намерениям не дано сбыться. Примирение с небесами не состоялось: Демона оттолкнули. Чистая любовь не осуществилась: его опять заставили сыграть роль искусителя. В келье Тамары его уже поджидает Ангел:

  • «И вместо сладкого привета
  • Раздался тягостный укор».

Посланец небесного владыки назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел. Не стерпев унижения, Демон вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон совершил поворот вспять. «И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд» - эта психологическая мотивировка объясняет срыв намечавшегося перерождения Демона.

У современников Лермонтова постоянно возникали вопросы о том, почему в основе мироустройства лежит трагичная дисгармония. У реалистов и романтиков ответы были разными по выражению, но почти одинаковыми по существу. Так, например, и у Пушкина в поэме «Медный всадник» возникал вопрос: кто виноват в трагедии «бедного Евгения», чье разбито наводнением?

И Пушкин помогал читателю понять: не император-преобразователь, не «разъяренная Нева», не случай и слепые стихии виноваты, а историческая необходимость всему причиной. Лермонтов же обратился к древнему мифу, чтобы в духе романтических воззрений представить извечно трагедийную основу мира. В поэме Лермонтова «Демон» особенным образом преломились настроения и духовные искания 1830-х годов. Однако ее значение шире тех исторических рамок: поэма увлекла своим содержанием и эстетическими достоинствами многие поколения русских читателей.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Поэма «Демон» вершина русской романтической поэзии . Литературные сочинения!

Михаил Юрьевич Лермонтов в своем творчестве нередко затрагивал тему «одинокого» человека. Романтизм, в коем жанре, помимо присутствия героя-одиночки, имеются еще и другие особенности, отличающие его от других литературных направлений, можно увидеть в таких произведениях писателя, как «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича..», «Герой нашего времени», а также во множестве стихотворений и в поэме «Демон».

К основным особенностям этого жанра можно отнести: экзотический пейзаж (у Лермонтова - Кавказ, Грузия), противостояние героя с обществом, особенный акцент на внутреннем мире человека, в некоторых случаях - двоемирие.

Так, в «Демоне» идеально переплелись все эти пункты благодаря поэтическому мастерству автора.

Как правило, в романтическом произведении герой не похож на остальных.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Это исключительная личность, не всегда находящая отклик в обществе. Таким героем стал и Демон, падший Ангел («дух изгнанья»), живущий в другом мире. До своего изгнанья, он был таким же, как все: «Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья..»

Герой стал лишним, никем не понятым («Я тот, кого никто не любит»). Он «сеял зло без наслажденья», наблюдая за счастливой жизнью обычных людей. Понимал, что отличается от них настолько, что уже никогда не сможет вернуться к привычной жизни. Помимо сопоставления Демона и общества, присутствует еще и сравнение двух миров: того, в котором живет романтический герой, с тем, где находится его возлюбленная. Эти миры настолько разные, настолько противоположные друг другу, что никогда не смогут пересечься. Чтобы лучше показать разницу между ними, автор уходит от реальности через мистику, что присуще лишь пассивному романтизму. Он только усиливает эффект антитезы, и так присутствующий в поэме в ярком его проявлении (Демон и Тамара, его возлюбленная; два мира; природа, настолько отличная в этих двух мирах). Против чего борется герой-одиночка? Почему он всегда находится в поисках себя, своего места? Романтический герой - это, прежде всего, думающий человек. Не найдя себя в обществе, имея какие-то отличительные ото всех черты, он всегда будет находиться в поисках, всегда будет искать то, ради чего ему стоит жить. Демон увидел смысл своей жизни в девушке из другого мира. Он по-настоящему полюбил ее и был готов отдать за нее все, был готов измениться («Хочу я веровать добру»). Он знал, что не достоин любви, но именно это светлое чувство пробудило в нем желание быть лучше, быть подобным ей. Он боролся за право любить, за право «быть, как все», но судьба в жизни каждого играет немалую роль, и именно она предназначает дальнейший исход событий. Таким образом, Демон, «лишний» герой никогда не сможет стать частью целого, он всегда будет отделим от общества, непонятым им, может быть - презираемым, даже несмотря на свои попытки все исправить. И финал поэмы в очередной раз доказывает нам эту истину.

Внутренний мир такого героя очень разнообразен. Он много думает, размышляет. И не только о своей судьбе, но и о жизни в целом, о предназначении каждого. Но, не согласный с устоявшимися нормами, он ищет свой, идеальный мир, идет против такого порядка вещей, а потому и не может найти счастья, имеет право любить, но не быть любимым.

Обновлено: 2018-06-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Циклы «Маленьких трагедий» и «Повестей Белкина» писались в полном смысле слова параллельно: в бумагах Пушкина сохранились указания на время работы над каждым произведением, входящим в эти два цикла. Циклы, анализируемые в совокупности, позволяют судить о разносторонности интересов Пушкина, о его способности отображать действительность в бесконечно разнообразных формах и о восприятии им человеческой жизни как совокупности разнохарактерных явлений, как трагических, так и комических.

Цикл "Повестей Белкина" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. "Повести и романы читаются всеми и везде", - отмечал он.

Российский культурный контекст: персонажи и сцены из жизни российской глубинки

Конкретное настоящее:

«Выстрел»: упоминается мятеж Александра Ипсиланти и сражение под Скулянами, в котором погиб главный герой;

«Метель»: действие охватывает 1811–1816 гг., упоминается Бородинское сражение 1812 г., после которого умирает главный герой Владимир;

«Гробовщик»: сообщается, что главный герой «в 1799 г. запродал первый свой гроб, и еще сосновый за дубовый»,

«Станционный смотритель»»: сообщается, что в 1816 г. Дуне 14 лет, в дальнейшем расчет времени действия может проводиться с учетом этой даты;

«Барышня-крестьянка»: в начале повести мы узнаем, что старший Берестов живет в деревне с 1797 г.

Движение от трагедии («Выстрел») к комедии с переодеваниями и веселой неразберихой («Барышня-крестьянка»). Мир постепенно окрашивается все более яркими красками и воспринимается оптимистически

Цикл из пяти повестей объединен фигурой Ивана Петровича Белкина, который, однако, не является действующим лицом, а выступает в качестве «собирателя» историй.

1) Пушкин играет роль издателя;

2) И. П. Белкин – собиратель;

3) биография Белкина изложена в предисловии «От издателя» от лица помещика с. Ненарадово;

4) каждая из пяти повестей была в свое время поведана Белкину одним из четырех рассказчиков, ссылки на которых даются в примечании к предисловию: «Смотритель» рассказан титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицей К. И. Т.

В «Повестях» мы наблюдаем движение от пессимистического восприятия мира к оптимистическому, обратное тому, что имело место в «Маленьких трагедиях». Кроме того, при характеристике конфликта следует отметить, что в четырех из пяти повестей он имеет устоявшуюся форму «треугольника», и одна из вершин треугольника неизбежно исчезает. Конфликт в первых двух повестях существует на самом деле, в занимающей срединное положение повести «Гробовщик» представлены два конфликта – реальный и пригрезившийся герою, и в двух последних повестях конфликта как такового нет, он существует только в воображении персонажей и легко развеивается при столкновении с реальностью.

«Выстрел»

Сильвио – граф Б. – Маша (жена графа)

Причина конфликта – зависть Сильвио к графу; конфликт существует на самом деле, потому что порождающая его неприязнь – не фикция, а реальность

Исход повести трагичен: Сильвио погибает в Греции, участвуя в восстании; граф опозорен в своих собственных глазах, потому что во время дуэли отдал всю инициативу Сильвио; спокойствие его жены нарушено неожиданным визитом незнакомца, пытавшегося застрелить графа.

Благополучное разрешение конфликта было изначально невозможно. Необходимым условием такого разрешения становилась смерть одного из участников «треугольника».

«Метель»

Владимир – Марья Гавриловна – Бурмин

Причина конфликта – нежелание родителей благословить детей на брак; Из-за метели Владимир опаздывает в церковь, а Марью Гавриловну к этому времени успевают по ошибке обвенчать с проезжавшим мимо и тоже заплутавшим офицером

Исход трагичен: брак не состоялся по причине ошибки, Владимир уезжает на войну с Наполеоном и там погибает. Есть просвет: Марья Гавриловна встречает того человека, с которым ее обвенчали по ошибке, и не просто встречает, а оказывается, что она в него влюблена, как и он в нее, и их ожи-дает счастливая совместная жизнь.

Невозможно благополучное разрешение конфликта: завязавшийся узел может быть разрублен только со смертью одного из героев (муж Марьи Гавриловны сразу после венчания исчез, расторгнуть брак невозможно, заключить повторный с Владимиром тоже)

«Гробовщик» (сентябрь 1830)

Истинный конфликт: ссора гробовщика Адриана Прохорова и немцев-мастеровых на празднике.

Вымышленный конфликт: столкновение гробовщика и покойников, его бывших клиентов

Причина конфликта в действительности – недостаточная почтительность немцев-мастеровых к ремеслу гробовщика; конфликт разгорается на самом деле.

Причина вымышленного конфликта – желание покойников рассчитаться с гробовщиком, который организовывал их похороны и наживался на этом; столкновение привиделось гробовщику во сне

Во сне конфликт разрешается трагически, мертвецы являются в дом к гробовщику и задавливают его своей массой. Благополучный исход невозможен, потому что покойники – существа из другого мира, их мотивы и действия мало поддаются истолкованию и тем более управлению. Исход трагичен, конфликт может быть разрешен только со смертью гробовщика.

В реальности конфликт имеет благополучное разрешение, гробовщик готов простить своих обидчиков, потому что оскорбление ка-залось серьезным только в состоянии опьянения. Исход комичен – на следующий день после ссо-ры герой про-сыпается, вспоминает приви-девшийся ему жуткий сон и понимает, что на самом деле ничего страшного не произошло. Смерть кого-либо из ге-роев для разрешения конфликта не требуется

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин – его дочь Дуня – гусар Минский

Причина конфликта – мнимое предательство Минского по отношению к Дуне, за которое Вырин хочет отомстить соблазнителю своей дочери; конфликт существует только в воображении Вырина, потому что на самом деле Минский женится на Дуне и вовсе не думает ее бросать

Исход оптимистичен: Минский женился на Дуне, у них трое детей; трагическую ноту вносит в сюжет смерть Самсона Вырина, но это смерть случайная, она не требуется для разрешения конфликта

«Барышня-крестьянка»

Акулина – Лиза Муромская – Алексей Берестов

Причина конфликта – любовь Алексея к крестьянке Акулине и необходимость жениться на Лизе Муромской; конфликт существует только в воображении Алексея, который до определенного момента не знает, что Лиза и Акулина – одно и то же лицо

Исход оптимистичен: Алексей узнает, что Лиза и Акулина – одно лицо, он с готовностью те-перь вступает в брак; в повести представлен комический образ «смерти» крестьянки Аку-лины, которая сливается с образом дворянки Лизы и исчезает как самостоятельная личность

    Философская повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»: мотив карточной игры как сюжетообразующий .

В 1833 г. Пушкин пишет повесть «Пиковая дама», которая продолжает фантастическую линию в его творчестве. Повесть представляет особый интерес для анализа в силу своеобразной формы подачи фантастики. Фантастические элементы в «Пиковой даме» не вторгаются в ткань реальности, сохраняя свою чужеродность и не существуют в своем особом мире, а представлены таким образом, что один и тот же структурный элемент может трактоваться одновременно и как фантастический, и как бытовой, реалистический. Такая двойственность обусловлена самой тематикой произведения. Основной темой в «Пиковой даме» является карточная игра, карты, т. е. объект, окутанный мистической атмосферой и двойственный по своей природе. Карты, с одной стороны, представляют собой бытовой предмет, имеющийся практически в каждом доме; с другой стороны, они используются в мистических гадательных ритуалах, выступая как предмет-посредник между реальным и потусторонним миром. Таким же ореолом двойственности окружены карточные игры: часть игр имеет логический характер, выигрыш в них зависит от навыков и опыта, но в то же время есть целый ряд игр с картами, так называемых азартных, где выигрыш определяется только удачей. Именно эта категория заставляет человека противостоять не столько другим игрокам, сколько самой судьбе, высшим силам.

Все события в повести Пушкина связаны с карточной игрой. При этом происходящее имеет две стороны, два возможных истолкования, относительно справедливости каждого из которых автор не дает никакой информации.

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями обществ.недовольств стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха - Николая I (1796-1855). В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву. Необходимым условием упрочения сущ. строя император считал усиление личного контроля монарха за работой гос. аппарата. Апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную гос. машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной его императорского величества канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой. Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в 1четверти XIX в. система полит.сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. Обеспечивать "безопасность престола и спокойствие в государстве" стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны гос.безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите сущ.строя. Оно организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия привлекали внимание жандармского ведомства. Предметом особых забот Николая I были печать и образование. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание вести в строгом православно-монархическом духе. Запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. С.С.Уваровым теория официальной народности: православие, самодержавие и народность. В духе этой теориистроилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви. Добиваясь укрепления сущ.строя, Николай I не был уверен в его долговечности. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал спец.секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в гос-ве и разработать программу необходимых реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение 3 лет. Им была намечена довольно обширная программа преобразований, предусматривавшая некоторое ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку центральной и местной администрации в духе принципа разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги выступили против этих планов. Восстание в Польше, "холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения законности известное значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой обширной работы по систематизации законов, появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало издание "Полного собрания законов Российской империи" и "Свода законов Российской империи".

В последующие годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления гос.крестьянами: реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления позиций первого сословия империи - дворянства. Процесс постепенного эконом. оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения крепостнической системы. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию в выборах на дворянские общественные должности только тех помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100 душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. В 1845 г. был издан закон, в соответствии с которым на военной службе потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы институты "потомственных почетных граждан" (к ним относились крупные предприниматели, ученые, дети личных дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники, выпускники высших учебных заведений). Все они получали некоторую часть дворянских привилегий - свободу от телесных наказаний и др. Для укрепления материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I создал институт заповедных наследственных имений (майоратов). В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты. На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары (Ю.Ф.Самарин, М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев). В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты, которые Николай I вообще был не прочь закрыть. Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении сущ. порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Николаевская система обанкротилась. Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование гос. машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого эффекта. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

В 1839 году закончил писать поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ представлены в статье. Сегодня данное творение великого русского поэта включено в обязательную школьную программу и известно во всем мире. Опишем сначала основные события, которые изобразил в поэме "Демон" Лермонтов.

"Печальный Демон" летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей. Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют. Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал. Праздничное торжество готовится в его усадьбе.

Демон любуется Тамарой

Уже собрались родственники. Вино льется рекой. Жених должен прибыть к вечеру. Молодая княжна Тамара выходит замуж за молодого властителя Синодала. Старинные ковры тем временем расстилают слуги. Невеста по обычаю должна еще до появления своего жениха исполнить танец с бубном на кровле, устланной коврами.

Вот девушка начинает танцевать. Невозможно себе представить ничего прекраснее, чем этот танец. Она настолько хороша, что сам Демон залюбовался Тамарой.

Мысли Тамары

В голове молодой княжны кружат разные мысли. Она покидает дом отца, где не знала ни в чем отказа. Неведомо, что ожидает девушку в чужом краю. Выбором жениха она довольна. Он влюблен, богат, красив и молод - все, что необходимо для счастья. И девушка гонит прочь сомнения, всю себя отдавая танцу.

Демон убивает жениха девушки

Следующим важным событием продолжает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание эпизода, связанного с ним, следующее. Демон уже не в силах оторвать свой взгляд от прекрасной Тамары. Он очарован её красотой. И поступает, подобно настоящему тирану. Разбойники по велению Демона нападают на жениха княжны. Синодал ранен, однако скачет к дому невесты на верном коне. Доехав, жених падает замертво.

Тамара уходит в монастырь

Князь убит горем, плачут гости, Тамара рыдает в своей постели. Вдруг девушка слышит приятный, необычный голос, утешающий ее и обещающий послать волшебные сны. Находясь в мире грез, девушка видит прекрасного юношу. Она понимает утром, что её искушает лукавый. Княжна просит отправить её в монастырь, где она надеется найти спасение. Не сразу соглашается на это отец. Он грозит проклятьем, но в конце концов сдается.

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.

Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

На этом заканчивает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.

Специфика анализа поэмы "Демон"

Поэма "Демон", которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов ("Демон").

Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой. Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона "Каин", Сатану, изображенного Мильтоном в "Потерянном рае", Мефистофеля в знаменитом "Фаусте" Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон - мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он - "царь познанья и свободы". Демон - воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Любовь Демона к Тамаре

В своем надменном уединении главный герой страдает. Он тоскует о связях с людьми и миром. Демону наскучила жизнь исключительно для себя. Для него любовь к Тамаре, земной девушке, должна была означать начало выхода к людям из угрюмого одиночества. Однако поиски "любви, добра и красоты", гармонии в мире для Демона фатально недостижимы. И он проклял свои безумные мечты, остался вновь надменным, одиноким во Вселенной, как и прежде, без любви.

Разоблачение индивидуалистического сознания

Поэма Лермонтова "Демон", краткое содержание которой мы описали, - произведение, в котором разоблачается индивидуалистическое сознание. Такое изоблечение присутствует и в предыдущих поэмах этого автора. В этой разрушительное, демоническое начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Данная проблема, которая глубоко волновала поэта, разрабатывалась им также в прозе ("Герой нашего времени") и драматургии ("Маскарад").

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного "несправедливого приговора"? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма "Демон" Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше. Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта. Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал "Демон". Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.

"Демон" - образец романтической поэмы

Художественное своеобразие поэмы определяет также богатство ее философско-этического содержания. Это яркий образец романтизма, построенный на антитезах. Герои противостоят друг другу: Демон и Бог, Демон и Ангел, Демон и Тамара. Полярные сферы составляют основу поэмы: земля и небо, смерть и жизнь, действительность и идеал. Наконец, противопоставляются этические и социальные категории: тирания и свобода, ненависть и любовь, гармония и борьба, зло и добро, отрицание и утверждение.

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность - все это должно привести и привело к тому, что "Демон" Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

"Демон" - повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть - прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.