Нлп практик что такое. Техники нлп в общении, дающие реальные результаты

И сформированные еще в детстве установки очень живучи. К тому же часто человек просто не знает, что и как надо исправить, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Мечта об управлении собственным сознанием и отношением к миру воплотилась в разработке различных психологических и психотерапевтических практик. Одной из самых популярных из них в настоящее время является НЛП – нейролингвистическое программирование.

Первые разработки в этой области появились в 60-70-х годах прошлого века. Основоположниками НЛП считаются американский лингвист Джон Гриндер и американский психолог Ричард Бэндлер. Создавая теоретическую основу нейролингвистического программирования, они исходили из следующего положения: вся информация, получаемая нами из окружающего мира, преобразуется при помощи логических и лингвистических (языковых) механизмов. И происходит это еще до осмысления данных, полученных нами от органов чувств. Поэтому человек имеет дело не с объективной реальностью, а со своими субъективными представлениями об этой реальности. Следовательно, и изменение человека и его жизни возможны только через изменение этих представлений при помощи нейролингвистических механизмов и формирования моделей сознания.

НЛП изначально не являлось самостоятельным направлением или школой в психологии, как, например, гуманистическая психология или психоанализ. Его разработчики использовали техники и вербальные приемы представителей трех психотерапевтических направлений: эриксоновского гипноза М. Эриксона, семейной терапии В. Сатир и гештальтпсихологии Ф. Пёрлза.

В настоящее время у НЛП много как последователей, так и критиков. Осторожное отношение классических психологов к нейролингвистическому программированию привело к тому, что эта система методик редко применяется в психотерапии, зато широко используется в различных тренингах по профессиональной подготовке персонала, особенно менеджеров по рекламе и по продажам.

НЛП – что это за методика

Как уже было отмечено, отношение к НЛП противоречивое: наряду с восторженными отзывами немало и скептических, а некоторые психологи вообще считают нейролингвистическое программирование чуть ли не шарлатанством, а не связанные с психологией обыватели часто отождествляют техники НЛП с фокусами экстрасенсов или зомбированием (ну, раз это программирование).

Однако НЛП признано официально как направление практической психологии, а скептицизм зачастую связан со спецификой приемов и техник, которые используют силу слова.

В чем суть методики НЛП

Нейролингвистическое программирование основано на следующих объективных законах человеческой психики и особенностях поведения людей:

  • Человеческое сознание – это продукт взаимодействия индивида со средой, когда внешние воздействия преобразуются, трансформируются в психические процессы.
  • Важную роль в формировании стереотипов сознания и основанных на них моделей поведения играет язык, точнее, речевые или лингвистические формулы.
  • Анализируя свой опыт и опыт других людей, добившихся успеха, человек с помощью речевых формул способен программировать свое отношение к миру и свое поведение.
  • Для успешного управления жизнью и поведением необходимы специально разработанные стратегии и лингвистические модели. Разработка их – задача практикующего психолога – специалиста НЛП.

Как вы уже, думаю, поняли, ничего сверхъестественного или паранормального в нейролингвистическом программировании нет. Сила человеческого слова и самоубеждения давно известны, так же как и один из основополагающих принципов НЛП: «Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней». Однако кажущаяся простота практик нейролингвистического программирования приводит к тому, что им начинают заниматься плохо подготовленные люди, не знающие базовых основ психологии. Попытки этих горе-специалистов изобрести собственные методики, которые не приносят желаемого результата – одна из причин скептического отношения к НЛП.

Аудиалы, визуалы и кинестетики: три подхода к воздействию в НЛП

Люди по-разному воспринимают и обрабатывают информацию в зависимости от того, какой канал восприятия у них доминирует: зрительный, кинестетический или слуховой. Да и характер этой информации разный. Доминирование одного канала или репрезентативной системы приводит к «фильтрованию» данных органов чувств, то есть то, что слышат одни, могут не видеть и не чувствовать другие. Поэтому важное условие эффективности практик НЛП – ориентация на доминирующий канал и, соответственно, на психологические особенности кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Это же стоит учитывать людям, которые хотели бы использовать приемы нейролингвистического программирования для управления собственной жизнью. Определить, какая репрезентативная система доминирует у человека, можно по особенностям его поведения и речи.

  • Визуалы ориентированы на зрительные образы, для них имеет большое значение форма, размер и цвет предметов. Для этих людей важна упорядоченность вещей, гармония окружающего пространства, поэтому их раздражают, например, не на месте валяющаяся одежда, книга, не стоящая на полке в шкафу, а лежащая на диване, а асимметричность логотипа фирмы может заставить их отказаться от покупки. Реальность они описывают в визуальных терминах, в их речи присутствует много слов, связанных со зрением: «посмотрите», «видите». Они «смутно понимают», «ясно представляют», «видят перспективы», а достижения у них «зримые».
  • Кинестетики – люди, живущие ощущениями тела. Для них важно тактильное восприятие, чувство движения, скорость автомобиля или комфорт мягкого дивана. Они придают значение не цвету, а удобству вещей. Поэтому ничто их не раздражает сильнее, чем тугой воротничок или крошки печенья в постели. Надежность делового партнера они оценивают по пожатию руки или по запаху парфюма. Так как мышление кинестетиков ориентировано на телесные ощущения, то и в речи у них много соответствующих слов и вербальных формул: «почувствуйте», «такое ощущение, что…», «мягкий», «грубый», «трогательный», «твердый взгляд», «жесткое решение», «неудобное положение».
  • Аудиалы воспринимают мир как сочетание звуков. Они и информацию лучше запоминают на слух. Для них важен тембр голоса собеседника, они предпочитают общение с деловыми партнерами по мобильному телефону или по скайпу. В речи аудиалы часто употребляют слова и фразы, связанные со слуховым восприятием: «послушайте», «это как-то не звучит», «шумный», «тихий», «звонкий»; они ждут «объяснения», которое часто им «ни о чем не говорит», а сами «берут слово».

Техники НЛП

В настоящее время существует множество разнообразных техник НЛП. Их преимущество в том, что, в отличие от других направлений психотерапии, методы нейролингвистического программирования можно применять самостоятельно и почувствовать их эффективность на себе. Для этого достаточно небольшого обучающего семинара у специалиста или даже подробной инструкции. Есть, конечно, приемы разной степени сложности, но здесь мы познакомимся с наиболее доступными и популярными.

Техника «якоря»

В жизни каждого из нас есть ситуации, которые являются знаковыми, так как оказали на нашу жизнь серьезное влияние. Они могут быть связаны и с отрицательными , но нас в данном случае интересуют только позитивные, те, что вызывают воспоминания об ощущении блаженства, незамутненного счастья.

Образы таких наполненных счастьем ситуаций вспоминаются спонтанно, но этот процесс можно сделать осознанным и организованным. Для подобной цели и служит «якорь». Выбрав наиболее привлекательную ситуацию, которая есть в памяти (встреча с любимым, сочетание ощущения свободы, теплого солнца и ласкового моря и т. д.), нужно связать ее с конкретным действием. Это может быть хлопок в ладоши, щелчок пальцами, потирание мочки уха и т. д. Эта связь и будет «якорем». В качестве «якоря» можно использовать и какой-то материальный предмет: брелок для ключей, кольцо на пальце, сувенир или талисман. А если этот предмет изначально связан с выбранной ситуацией, еще лучше.

Связь воспоминания с «якорем» нужно закрепить, мысленно повторяя про себя несколько раз. Это приведет к выработке условного рефлекса, который можно «включать» в любое время, достаточно совершить действие или посмотреть на выбранный в качестве «якоря» предмет.

Та ситуация, на которую мы поставили «якорь», называется «ресурсной» - из нее мы будем черпать позитивное настроение, силы и заряжаться положительной энергией в любое время. Техника «якоря» очень помогает в , когда нужно решать сложные проблемы или когда кажется, что ничего позитивного вокруг нас не происходит.

SMART – техника постановки целей

Одна из главных проблем многих современных людей – размытость целей или вообще отсутствие четкого представления о них. Поэтому эти люди, ни о чем не задумываясь, как бы плывут по течению и очень удивляются, когда их выносит на камни проблем и неприятностей.

Цель – это необходимый ориентир для движения вперед, да и вообще для любого движения. Поэтому очень важно научиться ставить правильные цели, чему посвящена одна из техник нейролингвистического программирования – SMART. Это аббревиатура 5 правил, которым нужно следовать при постановке цели.

  • S – specific – точность и конкретность. Намечая цель, точно и в деталях обозначайте конкретный результат, которого вы хотите достигнуть. Так, «хочу быть богатым» - это слишком размытая и нечеткая цель, поэтому она не способна стимулировать вашу активность. А вот «хочу заработать на покупку новой квартиры» - уже более конкретно.
  • M – measurable – измеримость. Четко представляйте, сколько времени и какие ресурсы потребуются для достижения цели.
  • A – attainable - достижимость и реалистичность. Отдавайте себе отчет в возможности достижения цели и не стремитесь к заведомо невозможному. Это приведет вас только к разочарованиям и утрате веры в себя.
  • R – relevant – важность, значимость и соответствие вашим требованиям. Цель должна быть значима для вас, и ее достижение должно качественно поменять что-то в вашей жизни или в вас самих.
  • T – time-bounded – временное ограничение. Установите жесткие сроки достижения желаемого. Цель, теряющаяся в далекой туманной перспективе, никогда не будет стимулом к активности.

Следуя этим правилам, вы сможете не только научиться ставить значимые для вас цели, но и достигнуть их и реализовать свои мечты.

Рефрейминг

Согласно теории НЛП, для человека важна не только и не столько объективная реальность, сколько собственное отношение к ней. Именно восприятие и оценка ситуации формируют поведение и определяют наше эмоциональное состояние. Если мы расстроились из-за поступка близкого человека, то дело не в нем и не в самом поступке, а в нашем отношении к этому. Эмоциональная оценка – это своеобразная рамка, в которую мы вставляем события реальности. Достаточно изменить рамку, и реальность будет восприниматься уже по-другому.

В этом суть техники рефрейминга. Frame – это «рамка», а рефрейминг – это смена рамки. С помощью рефрейминга можно не только изменить свое отношение к тому, что случилось, но и избавиться от шаблонов мышления, которые оказывают травмирующее действие на нас.

Рефрейминг контекста

С точки зрения НЛП, изменение восприятия ситуации возможно с помощью вербальных формул, по-другому описывающих событие. Это так называемый рефрейминг контекста, ставший популярным в последнее время. Кстати, это совсем не новое изобретение. Пример рефрейминга контекста мы можем найти в басне слепого древнегреческого сказителя Эзопа, переведенной И. А. Крыловым. Басня называется «Лисица и виноград». Лиса, которая как ни прыгала, так и не смогла достать гроздь винограда, заявляет, что он еще зелен, поэтому не стоит и расстраиваться.

А вот еще пример «народного» рефрейминга. Когда невеста перед свадьбой сбегает с другим мужчиной, это, конечно, очень неприятная ситуация. Но народная мудрость словами известной песни учит: «Если невеста уходит к другому, то не известно, кому повезло». Согласитесь, восприятие ситуации от этого в корне меняется.

Иногда для изменения оценки события, своего поведения достаточно лишь немного поменять фразу, описывающую событие. Вот, например, 3 варианта вербальных формул, по сути, с одним и тем же смыслом, но как они по-разному влияют на эмоциональное состояние и отношение к ситуации:

  1. «Я хочу достичь результата, но у меня есть проблемы».
  2. «Я хочу достичь результата, хоть у меня есть проблемы».
  3. «Я хочу достичь результата, несмотря на то что у меня есть проблемы».

Наряду с рефреймингом контекста есть и другие виды рефрейминга: рефрейминг содержания, рефрейминг результата. Но одним из самых сложных считается рефрейминг «шести шагов», который появился самым первым из всех видов этой техники.

Рефрейминг «шести шагов»

Его цель – изменение нежелательного шаблона поведения или привычки, которые в НЛП называются паттернами. Состоит этот вид рефрейминга из 6 этапов или шагов:

  • 1 этап. Определитесь с проблемой, то есть уточните для себя, что конкретно вас не устраивает в вашем поведении.
  • 2 этап. Обозначьте эту вашу черту или стереотип поведение каким-то символом, цветом, буквой, то есть создайте визуальный образ и четко закрепите в сознании связь его и нежелательного паттерна. Представьте этот образ частью себя и почувствуйте свое отношение к нему.
  • 3 этап. Почему вы следуете этому шаблону поведения? За этим должна быть какая-то позитивная причина или намерение. Выявите их и четко осознайте сущность этих намерений.
  • 4 этап. Придумайте набор альтернативных форм поведения, которые также удовлетворяют позитивному намерению и смогут без ущерба для вас заменить нежелательный паттерн.
  • 5 этап. Обратитесь к своему подсознанию с пожеланием замены ненужного стереотипа одним из альтернативных вариантов поведения.
  • 6 этап. Проверьте, все ли части вашего «Я» согласны с предложенным альтернативным вариантом. Этот последний этап называется «Экологическая проверка».

Общение с частями своего Я, со своим подсознанием, обращение к ним с просьбой или с благодарностью на первый взгляд кажется странным. Однако, в соответствии с теорией НЛП и психологией в целом, мы не всегда отдаем себе отчет в деятельности разных сфер и уровней сознания и подсознания, и уж тем более не всегда их контролируем. Поэтому установление контакта с этими областями нашей психики не только полезно, но и необходимо, чтобы научиться управлять своей жизнью.

Использование вербального воздействия в НЛП побуждает последователей этого направления не только развивать речевые навыки, но и очень серьезно и внимательно относиться к собственной речи, в том числе к внутренней, к тем формулировкам, которые мы используем. Ведь недаром говорится: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

НЛП - одно из наиболее популярных в настоящее время на­правлений психотерапии, зародившееся в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.

Однако принципиальная схема терапевтического воздействия НЛП существовала с незапамятных времен, когда жрецы, шама­ны, целители, а также некоторые властители и полководцы ис­пользовали «магическую» силу слова, способного в соответст­вующих условиях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения. Этот механизм используется и во внушении (включая гипноз), и в самовнушении (от традиционного аутотренинга до самогипноза).

Теоретическое обоснование такого воздействия прекрасно представлено в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К. И. Платонова и других выдающихся отечественных и зарубежных физио­логов, психологов и психотерапевтов. Так, Павлов писал: «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, свя­зано со всеми внешними и внутренними раздражениями, прихо­дящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заме­няет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими«закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву или условно­го рефлекса по И.П.Павлову. (Как мы знаем, их труды, особенно условно-рефлекторная теория и исследования И.П.Павлова, очень высоко ценятся и интенсивно используются в США.)

И все же о нейролингвистическом программировании в его со­временном виде можно говорить как о самостоятельном направ­лении психотерапии.

Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий ка­нал приема информации:модальность. То есть, хотя любой нор­мальный человек воспринимает мир всем спектром органов чувств: и слухом, и зрением, и обонянием, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т.д., однако у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого -слуховое (а другие - дополняют их).

Причем внутри этой ведущей модальности специалисты НЛП видят дальнейшую градацию признаков, уточняющих индивиду­альные особенности приема и переработки информации.

Для уточнения доминирующего канала, направленности и осо­бенностей приема информации в НЛП большую роль играет ана­лиз типов сканирующего движения глаз .

Так, сканирующее движение глаз показывает, какой репрезен­тативной системой получения информации человек пользуется в определенные моменты.


Считается, что движение глаз вверх-налево сигнализирует о процессе извлечения из зрительной памяти эйдетических (нагляд­ных) образов.

По классификации НЛП выделяют восемь основных типов (паттернов) направлений движений глаз и соответствующих им репрезентативных систем:

1) сканирующее движение глаз вверх-налево - зрительный эй­детический образ;

2) вверх-направо - зрительный конструируемый образ;

3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внима­тельно на внешнем объекте) взгляд - представляемый зрительный образ;

4) глаза на среднем уровне направо - слуховое конструирование;

5) глаза на среднем уровне налево - слуховые образы;

6) глаза прикрыты, взгляд обращен в себя - внутренний диалог;

7) глаза вниз и налево - слушание телефонного типа;

8) глаза вниз и направо - кинестетические ощущения, чувства.

Уточнению преобладающей репрезентативной системы спо­собствуетконтент-анализ (анализ содержания) употребляемых клиентом сенсорно-специфических терминов. Например, употреб­ление слов типа глядеть, видеть, рисовать, показывать, яркий, красный (или другой цвет) и т.п. характерно для визуальной репре­зентативной системы . Для преобладания кинестетической (мышечно-двигательной) репрезентативной системы типичны та­кие слова: трогать, теплый, мягкий - жесткий, гладкий - шерша­вый, почувствовать, схватить, погладить, потрогать и т.д. При преобладающем слуховом восприятии преобладают слова: гром­кий - тихий, шумный, мелодичный, слышать, кричать и т.п.

Доминирование в употреблении соответствующего типа сен­сорно-специфических слов указывает на основную для данного индивидуума (первичную) репрезентативную систему , то есть сен­сорную систему восприятия, которая используется данным чело­веком чаще, чем другие.

Для того чтобы установить наиболее эффективный контакт с клиентом, психотерапевт должен выявить его доминирующую систему восприятия (модальность) и использовать преимущест­венно вербальное (словесное) или невербальное (язык мимики и жестов) общение. Причем при вербальном общении он должен опираться на термины, наиболее типичные для выявленной пер­вичной модальности, характерные для нее термины или действия.

Психотерапевт осуществляет подстройку к первичной репре­зентативной системе клиента и только после этого начинает вне­дрять в установившийся контакт стратегию необходимых измене­ний поведения и состояния клиента.

Одну из причин отсутствия между супругами взаимопонима­ния и сексуальной неудовлетворенности специалисты НЛП видят в том, что супруги имеют различные первичные репрезентативные системы и не умеют осуществлять подстройку друг к другу.

Одним из ключевых рабочих терминов НЛП является понятие «якорь», под которым подразумевается какое-то специфическое ощущение (например, нажатие на плечо, руку, колено), пережива­ние клиентом соответствующего состояния. Специально вызывая или «подкарауливая» это состояние, психотерапевт каждый раз за­крепляет его якорем (т.е. мышечным или другим фиксированным ощущением). При таких повторах устанавливается условно-реф­лекторная связь между якорем и нужным состоянием, и в дальней­шем уже одно использование якоря будет вызывать это состояние.

Итак, первой задачей психотерапевтаНЛП является выявление ведущей у данного клиента репрезентативной системы восприятия и общения. Далее психотерапевт должен подстроиться к выявленной доминирующей системе, то есть заговорить с клиентом на его языке.

Затем надо уточнить, какие нежелательные состояния и их по­веденческие проявления нуждаются в терапевтической коррекции.

Обычно это делается поэтапно следующим образом.

Первый этап

Выявление характерного признака (внешнего ключа) искомого нежелательного состояния.

Второй этап

Закрепление этого состояния якорем.

Третий этап

Закрепление якоря при регулярных повторениях его одновре­менно с появлением нежелательного состояния. Для этого клиента просят пуститься в обратный путь по своей памяти , вспоминая как можно ярче ситуации, порождавшие именно эти нежелатель­ные чувства. Ощутив эти состояния, клиент сигнализирует о них психотерапевту, который закрепляет их якорем.

Четвертый этап

Психотерапевт возвращает клиента в настоящее время, создает чувство безопасности и удовлетворения, просит его изложить свою версию о том, чему его научило это путешествие в прошлое.

Лишь после выяснения и доведения до сознания клиента причин возникновения нежелательных состояний и поведенческих реакций начинается работа по рефреймингу (переформированию).

Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).

Первая ступень

Задача первой ступени - убедиться, что вы точно локализо­вали нежелательное поведение или внешний симптом нежела­тельного состояния клиента или неконтролируемый им физиоло­гический симптом.

Вторая ступень

На второй ступени психотерапевт входит в контакт с психоло­гической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Именно с этого начинается наведение моста между сознательной и бессознательной сферами психики клиента.

Клиенту рекомендуется начать сосредоточенное проникнове­ние в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной? » При­слушиваясь к ответу на этот неоднократно обращаемый к себе вопрос, клиент старается чутко улавливать и запоминать любые реакции (ощущения, зрительные образы, чувства, слова, непроиз­вольные действия), возникающие в его внутреннем мире.

При этом психотерапевт не только анализирует впечатления клиента, но и следит за любыми поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.

Третья ступень

На третьей ступени необходимо отделить намерения от их по­веденческого проявления, а затем установить и проанализировать связь между намерением и соответствующей ему или искаженной поведенческой реакцией. Задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.

Предложите клиенту спросить свою психологическую часть , от­ветственную за это поведение. «Что ты стараешься сделать для меня? » Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр.

Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния и модели поведе­ния. Так, например, если клиент скажет, что какая-то его психоло­гическая (психическая) часть говорит ему: «Я не позволю тебе всту­пать в сексуальные отношения », вы просите его задать этой части следующий вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это

Здесь может быть получен уже более рациональный ответ типа «Потому что, если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо ». То есть мы видим, что за первой реакцией запрета стоит реакция защиты.

Четвертая ступень

Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых, более приемлемых варианта удовлетворения желания.

Если не удается обнаружить творческую часть - психотерапевт должен сформировать ее. Обычно это делается с помощью воспо­минания ситуаций, в которых клиент проявлял себя творчески-находчиво. Как только такую ситуацию удается возродить в па­мяти клиента, психотерапевт закрепляет ее якорем (то есть каким-то условным касанием, движением, словом), который будет помо­гать связываться с творческой частью клиента.

Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удов­летворения потребности. Психотерапевт должен выполнять здесь лишь роль консультанта, стимулятора. Однако нередки случаи, когда у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи. В этих случаях (и только в этих случаях ) психотерапевт сам предлагает клиенту целесообразные варианты.

Пятая ступень

На пятой ступени психотерапевт предлагает клиенту прочувст­вовать, что та его часть, которая ведает этим поведением, прини­мает, осознает найденные новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. (Здесь очень важно не путать эту часть, ведающую данным пове­дением, и найденную или созданную у клиента творческую часть, разрабатывающую и предлагающую ведающей части новые моде­ли поведения.)

Для этого клиент сначала спрашивает ведающую часть себя, согласна ли она, что новые варианты решения фрустрирующей ситуации (разработанные творческой частью ) более эффективны, чем прежние, которые не приносили желаемого результата. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спро­сить ее, согласна ли она принять на себя ответственность за реа­лизацию новых моделей поведения в прежних ситуациях.

Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ведающую часть приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся новые возмож­ности. То есть клиент играет в игру, в которой он отстраняется от неполучающегося решения проблемы, передавая ее на обсуждение убеждающей и возражающей частям своего Я .

В этом нет ничего странного - ведь фактически мы постоянно спорим сами с собой по разным вопросам, сами себя убеждая и опровергая в поисках удовлетворительного решения. Авторы НЛП считают, что такой внутренний спор будет более конструк­тивным, если мы устранимся от спорящих частей и сможем менее эмоционально и более трезво рассмотреть со стороны доводы наших внутренних оппонентов.

Если все же ведающая часть так и не примет доводов творче­ской части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая со­гласится это делать.

Шестая ступень

На шестой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Для этого психотерапевт предлагает клиенту спросить себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей. Если согласие частей достигну­то, считается, что задача данной ступени выполнена и можно идти дальше. Если же какая-то часть не удовлетворена этими перегово­рами, психотерапевт вместе с клиентом возвращаются по пройден­ным шагам, для того чтобы отделить намерение клиента к осущест­влению данного процесса от каких-то частных возражений, опреде­лить причины этого сопротивления и попытаться устранить их.

Только когда экологическая проверка показывает отсутствие сопротивления всех задействованных (двух и более) частей к их рабочему взаимодействию, процесс считается завершенным.

Приведенная поэтапная схема реализации НЛП наиболее ти­пичная, однако далеко не единственная.

В настоящее время в практике НЛП применяется большое ко­личество вариантов в зависимости от конкретно сформулирован­ных целей. Тем не менее можно сказать, что все они так или иначе укладываются в приведенную схему.

Психотерапевту при семейном консультировании особенно важно уметь выявить у супругов различие модальностей (репре­зентативных систем) и, приняв на себя роль переводчика, помочь им лучше понять друг друга, а в дальнейшем обрести способность лучше понимать язык другого и заблаговременно учитывать сиг­налы нарастающего конфликта, чтобы предотвращать его или, если уж он произошел, - легче преодолевать.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность НЛП?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные рабочие термины НЛП

3. Что такое ведающая (первичная) модальность?

4. Что такое якорь и как он используется?

5. Что такое рефрейминг и в чем его сущность?

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте шесть ступеней рефрейминга.

НЛП, нейролингвистическое программирование - брэнд и направление в практической психологии со своей историей, персонами, языком, методиками и традициями​ . По сути, это совокупность технологий, объединенных общим языком и методологией, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладения клиентом расширенного набора поведенческих ​, то есть свободой выбора ответных реакций.

Для создателей НЛП человек - сложная информационная машина, имеющая свои языки и программы. Аффективная сфера, эмоции, чувства и воля описываются лишь ресурсные или нет состояния, создаваемые теми или иными программами, но не имеющие собственной природы и закономерностей. НЛП работает как с бессознательным, так и с сознанием; много и подробно работает со структурой субъективного опыта, уходя от вопроса об объективности происходящего.

"Карта не равна территории" - один из любимых тезисов НЛП, ориентирующий на изучение того, как человек воспринимает, интерпретирует и структурирует приходящую к нему информацию.

НЛП мало интересуется прошлым субъективным опытом клиента, он не ищет причины в прошлом, а изучает способ восприятия и на этой основе строит настоящее и будущее. Филогенез, формирование личности или психических функций - все это вне интересов НЛП. НЛП ориентирован прежде всего не на объяснение, а изменение. Задача НЛП - реальные личностные изменения, не почему, а КАК. НЛП интересуется теориями ровно настолько, насколько это необходимо для практики, подчеркивая при этом, что эти теории для него - не истина, а только рабочие модели. Не более, чем рабочие модели. Традиционная позиция НЛП: «Все, что мы вам рассказываем, это неправда. Дело только в том, что это работает».

У такого подхода есть свои и плюсы, и минусы. Плюсы - практичность, здоровый прагматизм, минусы - безразличие к конкретной картине мира, которая по сути внушается клиенту. При использовании шаманских техник, часто используемых в НЛП, клиент материалистическую картину мира меняет на мистическую.

​​​​​​​Любопытная особенность приверженцев НЛП - безразличие к разумным обоснованиям и убежденность, что все коммуникативные взаимодействия между людьми есть только и исключительно внушения. И ничего, кроме внушений. Разумные обоснования НЛПеры рассматривают только как разновидность внушений, эффективных для людей с личностным типом "рационал", и в общении с рационалами моделируют разумные обоснования лишь в той мере, насколько эти как бы обоснования убедительно выглядят. "Правда", "логика", "обоснованность", "объективность" и "научная честность" для приверженцев философии НЛП лишь смешные слова для наивных людей, на место которых НЛП ставит "эффективность" и "экологичность".

НЛП стремится к технологичности и использует пошаговое описание процедур изменения, где каждый шаг имеет сенсорно очевидные признаки - это привлекает к нему людей, склонных к инженерно-рациональному подходу. С другой стороны, в психотерапевтической работе НЛП использует преимущественно трансовое (измененнное) состояние психики клиента во время реализации своих техник, что создает подходу ореол "волшебства" и привлекает тех, кто любит получать результаты без сознательных усилий.

Коллекция технологических приемов НЛП - почти исключительно приемы воздействия через бессознательное и внушения, действующие скрыто, помимо и вне сознательного контроля. Игнорирование открытых и разумных вариантов взаимодействия психолога и клиента явно обедняет инструментарий НЛП, с другой стороны придавая ему привлекающую многих окраску магии и волшебства.

НЛП в первую очередь технология, прежде всего - инструментальный, а не ценностный подход. НЛП не рассказывает, как жить правильно, не решает вопросы смысла жизни или переустройства общества. Клиенты приходят со своими проблемами - НЛП переформулирует это в задачи и помогает в решении, отсекая только явно варианты.

В НЛП вообще нет понятия «правильного человека», причем как на уровне ценностей, так и на уровне поведенческих стратегий. В этом подходе не используется понятия «поведение правильное» или «неадаптивное поведение» как поведение, есть поведение более или менее подходящее под . Когда-то внимание фокусируется на нежелательном поведении и его коррекции, когда-то - на новых выборах поведения - это не так важно, важно дать возможность конкретному человеку в данном контексте подобрать нечто более подходящее (эффективное, экологичное, надежное, доступное).

Ориентировка на эффективность и безразличие к ценностям привело к тому, что НЛП стойко ассоциируется с манипулятивными технологиями. Действительно, НЛП придерживается позиции, что манипулируют все и всегда, и ставит лишь задачу делать это более осознанно.

НЛП применяется в самых различных областях: психотерапии, рекламе, спорте, личностном росте, коучинге, продажах и т.д. Метод НЛП исходит из того, что если в какой-то области кто-то умеет вести себя успешно, то другие люди могут эту успешность смоделировать и в той или иной мере воспроизвести. Нередко эту идею выдвигают как основу НЛП-подхода, утверждая, что НЛП - это технология моделирования успешности. Выделять это как особенность НЛП оснований нет, поскольку практически все авторы, работающие в практической психологии (Д. Карнеги и Б. Трэйси, Н. Козлов и С. Кови) свои наработки создавали на основе анализа особенностей общения успешных людей, анализа жизни успешных людей и руководителей успешных компаний.

В области психотерапии НЛП моделирует работу успешных психотерапевтов, в области рекламы - моделирует работу рекламистов, получающих стабильный результат. НЛП предполагает, что успешная деятельность - это в первую очередь эффективные поведенческие технологии, и если детально изучить структуру поведения (в том числе внутреннего поведения), то другие люди смогут повторить чужой успех.

Идея великолепная, но имеет слабое место. Успех - это не только технологии, это еще и способности, которые у разных людей разные. Если для деятельности дирижера требуется абсолютный музыкальный слух, а у вас его нет, моделирование гениального дирижирования вам поможет в небольшой степени.

Сильная сторона НЛП - выстроенность учебного процесса. Курс обучения (формат: ​ и ​) включает в себя востребованные темы и ориентирован на практическое применение полученных навыков в различных областях жизни. Циклы "НЛП-практик", "НЛП-мастер", "НЛП-тренер" хорошо стандартизированы по содержанию и методике обучения, в результате чего изучившие НЛП в одном учебном центре хорошо понимают выпускников другого учебного центра и могут продолжить там свое обучение.

НЛП легко узнается через свой особенный язык, отличается конкретной и техничной терминологией в противовес принятой в большинстве ранних психологических школ общей и абстрактной манере. Процедуры изменений описываются методично, подробно и пошагово, большинство понятий в НЛП стараются ввести в через наблюдаемые или сенсорно очевидные признаки. Другая черта - наукообразность и серьезность языка описания: если что-то можно описать понятно, а можно научно, в НЛП это опишут обязательно научно.

В состояние, когда человек светится радостью и заряжает радостью окружающих, будет названо Солнышко . На языке НЛП то же самое может быть названо как "Транслируемый ресурс позитива" и описано как ресурсное состояние, визуально калибруемое как метасообщение хорошего настроения.

Очень спорный вопрос - какие приемы и техники считать принадлежащими НЛП. Существует исторически сложившееся поле, которые по традиции считается полем НЛП. , глазодвигательные реакции , нейрологические уровни , договор с бессознательным , рефрейминг, якорение - когда специалисты это слышат, они уверенно говорят: «Это НЛП». С другой стороны, многие из техник, которыми пользуются нлперы и считают своими, были созданы людьми, к НЛП отношения не имеющими. Опыт Вирджинии Сатир, Фрица Перлза, Милтона Эриксона был сохранен и донесен до людей усилиями Гриндера и Бендлера, за это им огромная благодарность. С другой стороны, если какой-то специалист разработал качественную психотехнику, а нлпер ее подсмотрел и описал, смоделировал, чья теперь это методика? Моделирование стало со временем способом присвоения чужих разработок по принципу: "То, что описано на языке НЛП, становится НЛП и продается как НЛП".

​Сторонники НЛП причисляют к НЛП все то удачное, что они им понравилось у сторонних специалистов и было ими описано на технологичном нлперском языке. Чаще всего это "фишки" - приемы, которые несложны в освоении, дают быстрый, похожий на "волшебный" эффект и хорошо продаются. Большинство таких фишек использует бессознательное, транс и гипнотические техники.

В НЛП популярен рефрейминг, используемый для прямой коммуникации со структурами, обеспечивающими функционирование за пределами сознания. Якорение - другая методика НЛП, используемая для ассоциативного связывания приятного чувства от воспоминания прошлого приятного события с воспоминаниями, всегда сопровождавшимися неприятными чувствами. Действуя совместно, рефрейминг и якорение могут вызывать приятные воспоминания и чувства в данный момент. При психотерапевтическом применении НЛП обеспечивает излечение многих и иррациональных мыслей в течение одного сеанса.

Создатели НЛП мало что создали сами, но научились талантливо моделировать созданное другими, качественно описывать и энергично продавать через систему обучения. Для популяризации практической психологии НЛП сделало больше, чем какое-либо другое направление конца 20 века.

Где можно пройти обучение НЛП в Москве? В тренинг-центре Синтон:


Все хотя бы раз в жизни слышали о способности влиять на сознание с помощью манипуляции, гипноза или заговаривания. Но мало кто задумывался о сложности этого процесса. НЛП (нейролингвистическое программирование) - это техники манипулирования людьми, что представляют собой целый комплекс методов гипнотического управления.

Появление НЛП

Американский психолог Ричард Бэндлер в конце 70-х гг. прошлого века в соавторстве с коллегами создал НЛП - новую отрасль в психологической помощи. Основана она на коррекции человеческой психики, для умения контролировать эмоциональное положение, для приобретения навыков преодоления стрессов и программирования негативного мышления на позитивное.

Изначально, Бэндлер, будучи прикованным к постели, сам того не подозревая, вылечился гипнозом. Доктор фокусировался не на своей болезни, а на поведении близких людей. Он, замечая скрытый смысл в поведении семьи или друзей, записывал эти примечания.

Это помогло ему точнее узнать тонкости человеческого сознания и отвлечься от собственных проблем. Позже он стал посвящать себя обучению гипноза. Вот только созерцание за движущимся маятником или часы монотонных внушений вышли из круга его интересов. Спустя годы тщательных исследований доктор уже мог вводить людей в транс при помощи обычных рассказов.

НЛП для управления массами

Техники манипулирования людьми часто используются в незаконных целях. Они базируются на психотерапевтической способности воздействовать на человека, превращая его в зомби.

Большим успехом пользуется эта методика в СМИ для продвижения любой пропаганды. Воздействие на толпу проходит успешнее и легче. Тот же просмотр новостей, рекламы по ТВ, прогулка по городу с рассматриванием щитов зомбируют нас на контролируемый выбор.

Чтобы добиться такого успеха, специалисты тщательно составляют слоганы, титры, надписи; подбирают правильную устную и письменную речь. Большую роль играют мимика и жесты, каждое движение целенаправленно воздействует на левое или правое полушария мозга, используются повторы для их фиксирования на подсознательном уровне.

Механизмы восприятия манипуляции

Задолго до открытия принципов человеческого программирования было отмечено, что люди различаются по типам восприятия на обусловленные категории.

  1. Визуалы - получают доступ к окружающей информации в основном через зрительные образы;
  2. Аудиалы - лучше понимают мир через звуки;
  3. Кинестетики - воспринимают мир через ощущения и прикосновения;
  4. Дигиталы - люди-компьютеры, для которых самое важное - внутренний диалог и мышление.

После нескольких приемов манипулятор определит наиболее приоритетный для вас тип и подстроит техники, чтобы сковать вас.

Способы избежать манипулятивного воздействия

Специалисты в этой сфере пользуются временными слабостями человека (хроническая усталость, нехватка внимания, отсутствие мотивации, подсознательные страхи, напряженность, нервно-психическое истощение, комплексы).

Информацию о вашем моральном и физическом состоянии мошенники легко узнают из социальных сетей. Это лучший способ виртуально изучить подсознание человека и начать манипулировать им. Чтобы защититься, вовсе не обязательно учить множество техник и приемов.

Достаточно постигнуть свой внутренний мир, сильные стороны и слабые места, почувствовать личное «Я», и только тогда вы будете программировать собственные мысли, задавать тон событиям и творить жизненный сценарий.

Распространенные техники программирования

Часть методов и техник доступна для овладения после длительной практики, частью пользуются люди в обычной жизни. Они равноценны по эффективности. Психика любого индивида состоит из одинаковых компонентов, этим объясняется высокая продуктивность работы методик.

  1. Намеренное переспрашивание. Вы замечали ситуацию, что иногда собеседник, якобы для лучшего усвоения, дважды переспрашивает, изначально повторяя вас, но потом внося в контекст уже иной смысл? Он хочет контролировать ваши действия. Как избежать данных неприятностей? Вслушивайтесь в услышанное. Заметили подвох? Не отступайте, даже если человек переходит на другую тему или спешит. Переспрашивайте, не бойтесь уточнять.
  2. Перескакивание тем. В этой ситуации манипулятор пытается не зацикливаться на сказанном, а переходить к новой информации. Что это дает? Ранее озвученная информация сразу переходит в подсознательное, потому что сознание не успело ее проанализировать. Как действовать? Представьте, что вы растерянный школьник, который постоянно расспрашивает учителя в попытках понять его. Тогда вы возьмете главенство в разговоре, обезоруживая собеседника.
  3. Лживое невнимание. Собеседник постоянно отвлекается, выражает некое равнодушие? Вы высказываете все больше лишнего. Не замечая этого, вы даете манипулятору шанс узнать скрытую информацию. В таком случае внимательно следите за сказанным и не ослабляйте личный волевой контроль.
  4. Выдуманная слабость. Замечали ли вы, что при общении с беззащитным человеком хочется быть мягким и терпеливым, из-за вызванного к нему чувства жалости? Это еще одна уловка коварного манипулятора с выдуманной слабостью. Вам нужно быть бдительным и пытаться контролировать происходящее.
  5. Ложная влюбленность. На такую манипуляцию обычно попадаются девушки. Заполучив сердце своей притягательной энергетикой, молодой человек получает и контроль над сознанием девушки. Тогда весь ход событий зависит от него. Важно помнить о ясности разума и здравом рассудке.
  6. Неконтролируемый гнев. Манипулятор внезапно показывает некую необоснованную ярость. Тогда человек, на которого направлен этот яростный напор, подсознательно готов пойти на любые уступки. Чтобы этого избежать, покажите безразличие к собеседнику или инсценируйте гневное положение.
  7. Неожиданная тайна. Манипулятор после короткого диалога вдруг начинает говорить о серьезном и откровенном деле. Дает понять собеседнику, что он доверяет, чтобы вызвать у него реакцию. Это происходит в результате ослабления барьера психики, понижения бдительности объекта манипуляции.
  8. Ирония. Собеседник пытается «вывести вас из себя» с помощью насмешливого тона. Он специально ставит под сомнение сказанные вами слова, хочет добиться состояния гнева, в котором снижается критичность мышления, человек способен несознательно проговорить ранее скрытую информацию. Хорошей защитой будет инертность к манипулятору. Это введет его в заблуждение.
  9. Внезапный контраргумент. Цель манипулятора - управлять, а потом заставить чувствовать вину перед ним. Он составляет предполагаемую логическую цепочку событий на основе ваших раннее сказанных слов, но обустроенных с выгодой для него. Человек давит на внутренне слабых, самокритичных людей, понижая барьер их защитной психики словами манипуляции.
  10. Обвинение в теории. Манипулятор доказывает позицию, будто ваши выражения - пустые реплики, не имеющие целесообразного применения на практике. Он пытается унизить оппонента, этим заставляя его доказывать обратное. В л этой ситуации нельзя обращать внимание на немотивированные слова. Главное - ваша вера в силу собственного разума.

Топ-7 самых эффективных техник манипулирования

  1. Присоединение. Когда мы замечаем незнакомца, мозг интуитивно включает защитную реакцию. Внушить что-либо такому человеку сложно, поэтому попытайтесь скопировать собеседника. Сделайте максимально похожий тембр голоса, следите за жестами, походкой и даже дыханием. Это поможет человеку стать раскрепощенным в общении с вами.
  2. Раппорт - установление доверия между коммуникатором и клиентом, создание безопасного пространства. В состоянии общих шуток, ненавязчивой атмосферы и приятной болтовни снижается порог критичности друг к другу, а симпатия повышается.
  3. Правило 3-х «да». После введения в рапорт можно отправить объект манипуляции в легкий транс. Для этого последовательно задавайте вопросы, на которые он скажет «да» или выразит согласие. Последний вопрос - ключевой, по инерции на него трудно отказать.
  4. Разрыв шаблона. Это нарушение типичных действий, доработанных до автоматизма, резким, неожиданным движением или словом. Разрушить шаблон довольно легко. Период замешательства длится в среднем 30 секунд, но все зависит от вашего мастерства и чувствительности контролируемого.
  5. Переключение внимания. Этим приемом довольно часто пользуются как иллюзионисты, так и мошенники.
  6. Ведение. При нем важно не потерять раппорт и сберечь доверие в тандеме.
  7. Рефрейминг. Полезная методика, используемая в качестве способа переоценки происходящего в жизни.

Невербальные психотехники

Добровольное согласие или желанную реакцию мы получаем знаками (позы, жесты, мимика, территориальное расположение). Их тело отправляет в подсознание, после чего происходит реакция. Нужно расположить товарища к себе, приняв в начале разговора расслабленную позу.

Не стоит скрещивать ноги или руки. Избегайте скованных жестов - они легко могут восприняться как импульс напряжения и неискренности. К ним можно отнести кручение в руках каких-либо вещей (карандаш или тетрадь), отведение глаз или подёргивание волос.

Вербальные психотехники

Такого рода упражнения подразумевают использование голоса. Они эффективны как в комплексе, так и по отдельности. Заменяйте приказы, пользуйтесь вежливыми просьбами. Вместо отдачи указа (например, «Принеси мне сумку»), спрашивайте человека о возможности сделать это («Простите, вы бы не могли подать мне сумку?»).

Следующий вариант - обороты: «Осознаете ли вы, что ваше самочувствие улучшается?», «Понимаете ли вы, что этот товар наиболее удобный в применении?», «Вы знаете, что сегодня показывают в кинотеатрах?», «Вы замечаете, как поднимается расположение духа после приема этих витаминов?».

Реплики этого типа становятся ловушками для нашего мозга, они направлены на поиск ощущений и порывов. Пока мы фокусируемся на них, другие фразы автоматически попадают в сознание без критики.

Популярной является речевая стратегия трюизмов - применение банальных высказываний, общепринятых фактов, с которыми невозможно не согласиться.

Сферы применения техник

Эффективность подобного рода психологических методик стала использоваться во всевозможных отраслях науки. Выделяют такие основные области:

  1. Продажи. Большинство из них базируется на подобных методах (от составления плана и до самого проведения).
  2. Переговоры. Психологическая часть - существенная составляющая происходящего. Важно оперировать точной и веской информацией, улавливать поведение клиента, чтобы манипулировать им.
  3. Коммуникация. Манипуляция - один из главных элементов при построении незаметного контроля.
  4. Публичное выступление. Постановка голоса, уместная жестикуляция, лаконичные фразы с сильным посылом, управляемая легкость и спонтанность достигаются определенными методами.
  5. Межличностные отношения. При знании законов НЛП будет легче разобраться в них и найти точки соприкосновения.
  6. Маркетинг. Он основан на НПЛ.
  7. Кинематограф. Часто актеры используют эриксоновский гипноз.
  8. Набор персонала. Использование метапрограммных портретов (базовых фильтров для восприятия кого-либо) является действенным методом для подбора сотрудников.
  9. Моделирование. Этот процесс лежит в основе техники манипуляции.
  10. Саморазвитие. Нацеливание себя, поиск мотивации для достижения высот в любых сферах жизни.

  1. Называйте людей по имени. Оно повышает вес личности и продуктивно сказывается на чувствах человека.
  2. Комплимент. Всегда хороший вариант поднять настроение оппоненту перед деловой встречей. Коллега пойдет на уступки.
  3. Отражение. Сопутствовать адекватной реакции будет шуточная ситуация в непринуждённой обстановке.
  4. Эффект усталости. Если в конце рабочего дня вы наблюдаете, что кто-то из коллег очень устал, это момент, чтобы предложить свою помощь.
  5. Просьба. Человек, выполнивший чужую просьбу, чувствует себя значимым. Удобный момент, корректные слова, и оппонент исполняет вашу волю, но не переусердствуйте с количеством и частотой.
  6. Слушайте вдумчиво. Оказывайте внимание собеседнику во время разговора, он начнет воспринимать вас позитивно, поймет ваши рассуждения и спокойно примет объективную критику.
  7. Манипулирование на фоне жадности. Дельный совет для людей, связанных с рекламой, бизнесом, маркетингом, который позволяет программировать массы людей на расстоянии. К примеру, «приобретайте холодильник прямо сейчас и получите приз». Иллюзии выгодных скидок, бесплатных подарков, больших бонусов всегда привлекают людей, этим постоянно пользуются рекламодатели.

Самое важное в НЛП - не забывать о человеческом факторе и оставаться снисходительным к обществу. Тогда не будет потребности в программировании человеческой психики.


Нейролингвистическое программирование или НЛП это универсальный ключ в успешном общении с окружающими Вас людьми. Это новые мысли, новые мечты, новые цели. НЛП даст вам возможность легко и быстро приобретать друзей, поднимет вашу популярность. НЛП поможет вам склонять людей к своей точке зрения, увеличит ваше влияние, ваш престиж, ваше умение добиваться своего.

НЛП наделит вас способностью привлекать новых клиентов, новых


Заказчиков и повысит ваше умение зарабатывать, улучшит ваши деловые качества. При этом НЛП поможет вам сдерживать недовольство, избегать споров, поддерживать ровные и любезные отношения c людьми, сделает вас более искусным оратором, более интересным собеседником. НЛП научит вас легко и свободно применять принципы психологии в ежедневном общение c людьми и поможет вам поднимать деловой энтузиазм среди ваших сотрудников.

Существует только один путь под небом убедить кого-либо что-либо

сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один единственный путь - это заставить другого захотеть сделать это. Запомните, другого пути нет. Единственный способ, которым могут убедить вас что-либо сделать - это предложить вам то, чего вы хотите. A что вы хотите?



Почти все нормальные взрослые люди хотят:

1. Здоровья и безопасности.

4. Денег и того, что на них приобретают.

5. Уверенности в своем будущем.

6. Сексуального удовольствия.

7. Благополучия для своих детей.

8. Чувства своей значительности.

Почти все эти желания удовлетворимы, все за исключением одного, столь же глубокого и важного, как потребность в пище и сне, но оно редко бывает удовлетворенным. Фрейд его называет – «желанием быть великим»

В начале беседы необходимо расположить к себе собеседника Если вы хотите располагать к себе людей, то ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСТИННЫЙ и ИСКРЕННИЙ ИНТЕРEC K ЛЮДЯМ! Если вы хотите располагать к себе людей, правило 2 гласит: У Л Ы Б A Й T E C Ь! Правило 3 гласит: ПОМНИТЕ, ЧТО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗВУК ЕГО ИМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СЛАДКИМ И САМЫМ ВАЖНЫМ ЗВУКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ. Чаще повторяйте имя собеседника.Если вы хотите располагать к себе людей, правило 4-e гласит:

БУДЬТЕ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ. ПООЩРЯЙТЕ ДРУГИХ PАССКАЗЫВАТЬ O СЕБЕ. Если вы хотите располагать к себе людей, правило 5-e гласит: ВЕДИТЕ РАЗГОВОР B КРУГЕ ИНТЕРECOB ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА!

Итак, если вы хотите располагать к себе людей, правило 6-e гласит:

ДАВАЙТЕ ЛЮДЯМ ПОЧУВСТВОВАТЬ ИХ ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ И ДЕЛАЙТЕ ЭТО ИСКРЕННЕ.

P E З Ю M E:

ШЕСТЬ СПОСОБОВ РАСПОЛАГАТЬ K СЕБЕ ЛЮДЕЙ:

Правило 1: Проявляйте искренний интерес к другим людям.

Правило 2: Улыбайтесь!

Правило 3: Помните, что для человека звук его имени является самым

сладким и самым важным звуком человеческой речи.

Правило 4: Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать

Правило 6: Давайте людям почувствовать их значительность - и делайте

это искренне. .
Как СКЛОНЯТЬ ЛЮДЕЙ K СВОЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ

Лучше уступить дорогу собаке, чем, вступив c ней в спор за право первым пройти, оказаться укушенным ею. Даже убив eё, вы не исцелите этим полученную рану. Поэтому правило 1-e гласит:

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ДОБИТЬСЯ ЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА B СПОРЕ - ЭТО

УКЛОНИТЬСЯ OT СПОРА.

Итак, если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило 2

гласит:

ПРОЯВЛЯЙТЕ УВАЖЕНИЕ K МНЕНИЯМ ДРУГИХ. НИКОГДА HE ГОВОРИТЕ ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТО OH НЕПРАВ.

Вспомните старую пословицу: "Дракой многого не добьешься, a уступив,

получищь больше, чем ожидал". Было бы весьма благоразумно

запомнить правило 3-e, которое гласит:

ЕСЛИ ВЫ НЕПРАВЫ, ПРИЗНАЙТЕ ЭТО СРАЗУ И ЧИСТОСЕРДЕЧНО.

Если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, не забывайте

применять правило 4-e:

ВНАЧАЛЕ ПРОЯВИТЕ CBOE ДРУЖЕСКОE ОТНОШЕНИЕ.

Если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило 5-e

гласит:

ПУСТЬ ВАШ СОБЕСЕДНИК C САМОГО НАЧАЛА БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ОТВЕЧАТЬ BAM:

"ДА, ДА".

Итак, если вы хотите убедить кого-нибудь в своей точке зрения,

применяйте правило 6-e:

ДАЙТЕ СОБЕСЕДНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫГОВОРИТЬСЯ.

Таким образом, если вы хотите убедить в своей точке зрения кого-то,

пользуйтесь правилом 7.

ПУСТЬ ВАШ СОБЕСЕДНИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ИДЕЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ САМОМУ.

Двадцать пять веков назад китайский философ Лао-Цзы сказал слова,

которыми могут воспользоваться и сегодня:

"Причина того, что в реки и моря вливаются сотни горных потоков в

том, что реки и моря расположены ниже гор. Поэтому они в состоянии

властвовать над всеми горными потоками.

Так и мудрец, желая быть над людьми, он становится ниже их, желая быть впереди, он становится сзади.

Поэтому, хотя его место над людьми, они не чувствуют его тяжести, хотя его

место перед ними, они не считают это несправедливостью".

Поэтому, если вы хотите, чтобы люди изменили свое мнение или

действия, не испытывая недовольства или обиды, применяйте правило 8:

ЧЕСТНО ПОПЫТАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ ВЕЩИ C ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО.

Если вы хотите убедить в своей точке зрения,пользуйтесь правилом 9:

ПРОЯВЛЯЙТЕ СОЧУВСТВИЕ K МЫСЛЯМ И ЖЕЛАНИЯМ ДРУГИХ.

Поэтому, если хотите склонить людей к своей точке зрения, применяйте

правило 11:

ПРИДАВАЙТЕ СВОИМ ИДЕЯМ НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСЦЕНИРУЙТЕ ИХ.


КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА,HE НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И HE ВОЗБУЖДАЯ НЕГОДОВАНИЯ

Если вы должны указать человеку на его ошибку,начинайте следующим образом.

применяйте правило 1:

НАЧИНАЙТЕ C ПОХВАЛЫ И ИСКРЕННЕГО ПРИЗНАНИЯ ДОСТОИНСТВ ЧЕЛОВЕКА.

Как критиковать и не вызывать при этом ненависти, не нанося ему обиды, пользуйтесь правилом 2:

ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ HA ИХ ОШИБКИ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО B КОСВЕННОЙ ФОРМЕ.

Сначала говорите o своих собственных ошибках,чтобы изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая в нем негодования, применяйте правило 3:

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ КРИТИКОВАТЬ ДРУГОГО, СКАЖИТЕ O СВОИХ НЕДОСТАТКAX.

Никто не любит приказного тона.Никогда не говорите, например: "сделайте это, сделайте то" или "не делайте этого". Говорите: "He подойдет ли это или то?" "He думаете ли вы, что так будет лучше?" Итак, чтобы изменить человека, не нанося ему обиды и не возбуждая его негодования, применяйте правило 4:

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ BMECTO ТОГО, ЧТОБЫ ОТДАВАТЬ ПРИКАЗАНИЯ.

Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

Как побуждать людей к успеху и работе, пользуйтесь правилом 6:

ХВАЛИТЕ ЧЕЛОВЕКА ЗА КАЖДЫЙ, ДАЖЕ САМЫЙ СКРОМНЫЙ УСПЕХ И БУДЬТЕ ПРИ ЭТОМ "ИСКРЕННИ B CBOEM ПРИЗНАНИИ И ЩЕДРЫ B ПОХВАЛАХ".

Почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор - старается оправдать

хорошую репутацию, если он ею обладает.


Таким образом, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования, помните правило 7

СОЗДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ДОБРОЕ ИМЯ, ЧТОБЫ OH ЖИЛ B СООТВЕТСТВИИ C НИМ.

Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым.

Итак, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая его негодования, запомните правило 8:

ШИРЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПООЩРЕНИЕМ. СДЕЛАЙТЕ TAK, ЧТОБЫ НЕДОСТАТОК ВЫГЛЯДЕЛ ЛЕГКО ИСПРАВИМЫМ, A ДЕЛО, КОТОРЫМ ВЫ ХОТИТЕ ЕГО УВЛЕЧЬ, ЛЕГКО ВЫПОЛНИМЫМ.

Старайтесь, чтобы люди c удовольствием делали то, что вы хотите.

Этот прием - награждение титулами и почетными званиями - приносил

пользу Наполеону, он принесет пользу и вам.

Такова человеческая природа. Так что, если вы хотите изменить

человека, не нанося ему вреда и не вызывая его негодования, применяйте правило 9:

ДЕЛАЙТЕ TAK, ЧТОБЫ ЛЮДЯМ БЫЛО ПРИЯТНО ВЫПОЛНИТЬ TO, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ.


ДЕВЯТЬ СПОСОБОВ, КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА,

HE НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И HE ВЫЗЫВАЯ НЕГОДОВАНИЯ

Правило 1. Начинайте c похвалы и искреннего признания достоинства

человека.
Правило 2. Обращайте внимание людей на их ошибки, делая это в

косвенной форме.э

Правило 3. Прежде, чем критиковать другого, скажите o своих

собственных ошибках.

Правило 4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказы.

Правило 5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

Правило 6. Хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и

будьте при этом искренни в своем признании и щедры на похвалы.

Правило 7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в

соответствии c ним.

Правило 8. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостаток,

который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, a дело,

которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

Правило 9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы

хотите.

Шесть ПРАВИЛ,

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ Собеседника якобы СЧАСТЛИВЕЕ.

Правило 1. Ни в коем случае не придирайтесь!!!

Правило 2. He пытайтесь переделывать своего партнера.

Правило 3. He критикуйте.

Правило 4. Будьте искренне признательны.

Правило 5. Проявляйте чуточку внимания.

Правило 6. Будьте вежливы.

Изменения, относящиеся к физической стороне процесса общения, должны быть постепенными и ни в коем случае не очевидными. Прежде всего, надо самому расцепить руки, а затем, когда собеседник уже последовал вашему примеру, вынудить его изменить положение ног.
То же самое относится к изменениям темпа речи и тембра голоса, а также любой другой характеристики процесса общения, в том числе и вашей позы. Например, если перед вами разгневанный человек, который говорит быстро и на повышенных тонах, то прежде всего вам необходимо подстроиться к нему, по крайней мере, до некоторой степени. Если в такой ситуации вы начнете говорить медленно, обдумывая каждое слово, это явно не будет гармонировать с настроением вашего собеседника и, скорее всего, вызовет у него антипатию к вам. Поэтому вам следует начать с подстраивания.

Добившись необходимого контакта путем умелого подстраивания к вашему собеседнику (как с помощью слов, так и с помощью зеркального отражения его мимики, жестов, позы), вы можете постепенно начинать приводить его в нужное вам состояние. Вам следует постепенно замедлять темп речи и смягчать жестикуляцию до тех пор, пока ваш собеседник не начнет делать то же самое. И вскоре он успокоится. Причина этого заключается в том, что наше сознание и наше поведение тесно взаимосвязаны: (Трудно сказать: вам хорошо, потому что вы насвистываете, или же вы насвистываете, потому что вам хорошо.)
Вы оцените пользу от применения данной техники, только опробовав се на практике. Возможно, поначалу техника "подражания и ведения" покажется вам несколько искусственной и будет вас стеснять, но со временем вы станете использовать ее автоматически, причем эффективность ее от этого не уменьшится.

Прислушайтесь, какими именно предикатами пользуются эти люди в своей повседневной речи. Эти предикаты могут относиться к трем основным модальностям - зрению, слуху или осязанию. Обратите внимание, не доминирует ли среди этих модальностей какая-то одна (или две). Соответственно отметьте, предикатами какого типа ваши собеседники предпочитают не пользоваться.

Внимательно изучите отчет или какое-либо письмо, написанное интересующим вас человеком. Проанализируйте этот документ на предмет характерных предикатов. В письменной речи, как и в устной, мы склонны употреблять некие характерные обороты, отражающие способ нашего контакта с реальностью.
- Начните сами использовать в разговоре некоторые характерные для ваших собеседников словосочетания, подстраиваясь под тех людей, сенсорные предпочтения которых вам уже известны, и понаблюдайте за эффектом своих действий. Вероятно, в самом скором времени вы поймете, почему в разговоре с человеком, обладающим кинестетическим типом восприятия, следует произносить фразы типа "я ухватил вашу идею" или "мне немного не по себе от этого". Вы сами увидите, насколько повысится уровень вашего контакта с подобным собеседником, даже если раньше вам казалось, что с этим человеком невозможно общаться.
- Оцените значение невербальных характеристик поведения (в том числе движений глаз) вашего собеседника.
- Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег, начальников или клиентов, общаясь с ними, готовя для них отчеты или служебные записки. Используйте соответствующие сенсорные предикаты. Инициатива движения навстречу собеседнику должна принадлежать инициатору общения. Можно попробовать склонить собеседника в сторону какой-либо другой, не свойственной ему модальности, так, что он увидит (или услышит, или почувствует) все по-иному. Довольно часто использование этого приема помогает в налаживании общения, разряжает ситуацию. Употребление человеком кинестетического типа таких фраз, как "что вам видится в данном случае?" или "что вы по этому поводу скажете?", хотя они интуитивно и кажутся ему "неправильными", все же допустимо для него в рамках техники частичной "подстройки и ведения".

Проанализированные техники могут быть применимы в самых разнообразных ситуациях.
Вот несколько примеров:
Как успокоить разгневанного начальника или коллегу. Разные люди выражают свой гнев по-разному, и поэтому при общении приходится применять различные варианты техники "подражания и ведения". Например, если человек, находясь в состоянии горя или гнева, начинает говорить медленно, тихим голосом, значит, вам придется начинать с подражания именно этой его манеры. Вы должны установить контакт, следуя за собеседником, и вы же должны решить, когда и как повести его за собой, используя при этом в качестве сигналов для него изменения любых характеристик процесса общения. Именно вы должны контролировать весь ход общения в целом и его конкретные цели.
Как применять юмор в процессе общения. Если разговор получается слишком официальным или натянутым, примените технику "подстройки и ведения", для того чтобы создать более непринужденную обстановку. В этой ситуации поможет внесение в беседу оттенка легкого юмора в сочетании с использованием соответствующего "языка" тела.
Как поменять чье-либо настроение. Достаточно вскользь сделанного неожиданного замечания, для того чтобы "сбить" настроение собеседника, не нарушая при этом контакта с ним. Практически любой неожиданный жест может привлечь внимание собеседника и вернуть его к разговору. Именно в этот момент уместнее всего будет сказать человеку то важное, что вы хотели ему сообщить. Достаточно на несколько секунд прервать ровное течение беседы или немного поменять интонации голоса, и вы измените состояние вашего собеседника
Как закончить беседу. Неожиданное действие с вашей стороны способно полностью нарушить контакт. Например, вы можете встать, отвернуться от собеседника или хлопнуть ладонями по крышке стола. Если вы добиваетесь прекращения контакта с кем-либо, то действуйте подобным образом. Можно просто смотреть в сторону.