Тест на тему реформаторская деятельность сперанского. Урок

Задание № 1.

Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 - статс-секретарь при госсекретаре, 1802 - статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 - статс-секретарь Александра I, 1808 - товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 - государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 - ссылка.
Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей).

Задание № 2.

Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада.

План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского.

Задание № 3.

Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований.

Задание № 4.

Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского».

Основные положения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Осуществить разделение влас-тей на законодательную, испол-нительную и судебную
- Создать систему представитель-ских учреждений
- Определить порядок, функции и ответственность органов ис-полнительной власти
- Выборность судебной власти на местах
- Разделение на три сословия всего населения России и наде-ление его определенными для каждого сословия правами
- Монарх сохранял верховную власть

Децентрализация власти
- Стремление поставить испол-нительную власть под контроль выборных органов
- Предоставление гражданских прав всему населению
- Привлечение к управлению страной более широких слоев на-селения за счет системы выборов

Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы
- Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью
- Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях
- Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права
- Основная масса населения оста-валась бесправной

Задание № 5.

Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат - состоит из двух частей - Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором.
Государственная Дума - выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу.
Государственный совет - совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним.
Министерства - орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой.

Задание № 6.

Выберите правильный ответ.
По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией; в) парламентской монархией;
б) конституционной монархией; г) республикой.

Задание № 7.

На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского.


Задание № 8.

Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского».

Причины

Последствия

* Реформы затрагивали интересы высших слоев населения
* Либеральный характер реформ
* Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества
* Личность самого Сперанского («попович»)
* Симпатии Сперанского к государственному уст-ройству Франции в условиях обострения отноше-ний двух стран
* Интриги двора
* Нерешительность Александра I

* Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффектив-ности аппарата управления
* Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общес-тва
* Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)
* Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Задание № 9.

Заполните таблицу «Функции министерств».

Название министерства

Функции

Военное министерство

Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил

Морское министерство

Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, воору-жения, строительства военно-морских сил

Министерство иностранных дел

Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал

Министерство юстиции

Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства

Министерство внутренних дел

Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйст-во, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика

Министерство финансов

Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кре-дитные учреждения (банки)

Министерство народного просвещения

Управление учебными заведениями, Академией наук, науч ными учреждениями, музеями и ведало цензурой

Министерство коммерции

Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации

Цели: - познакомить учащихся с реформатором М.М. Сперанским,

Показать основные направления деятельности М.М. Сперанского. Их прогрессивный, и в то же время половинчатый характер;

Выяснить причины неприятия реформ Сперанского дворянством и причины его ссылки;

Развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию;

Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийная установка, проектор

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

« истинно или ложно».

1. В 1801 г. Россия и Англия заключили конвенцию « О взаимной дружбе»

2. Третья антифранцузская коалиция, созданная Россией, Великобританией, Австрией и Швецией распалась.

3. Встреча императоров Александра I и Наполеона I, состоялась 25 июня 1809 г. в Тильзитском дворце.

4. Россия, несмотря на принуждение со стороны Франции, не стала присоединяться к континентальной блокаде Великобритании.

5. Командующим русской армии в русско-турецкой войне в 1811 году был назначен М.И. Кутузов.

6. Планы Наполеона - использовать в своих целях русско-турецкую войну накануне вторжения в Россию не были сорваны.

8. Итогом русско-иранской войны стало серьёзное расширение и укрепление русских рубежей России.

9. К резкому обострению отношений между Наполеоном и Александром I привёл отказ сестры Александра I выйти замуж за Наполеона.

3. Сообщение темы и целей урока.

Какое слово у вас получилось?

Как вы думаете, как оно связано с темой урока?

Запишите тему и поставьте для себя задачи.

(сл. 2) План урока:

1. Начало деятельности М.М. Сперанского.

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

4. Изучение нового материала.

1.Начало деятельности М. М. Сперанского

(сл. 3) Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Давайте немного с ним познакомимся (стр. 18-19) - в синей рамке.

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

(сл. 4) Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России ». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления.

(сл. 5) Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

— управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению

— Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

— еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

— устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

Как вы думаете, какому из этих трёх сословий принадлежали политические права?

— политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

А какому из этих сословий могло принадлежать избирательное право?

— избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

— выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);
— руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Как на ваш взгляд, император отнёсся к такому проекту?

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

Сейчас самостоятельно прочитайте материал на стр. 21-22(с последнего абзаца и ответьте на вопросы) (сл. 8)

1) когда был обнародован манифест о создании Государственного совета?

2) Какова его главная задача?

3) функции Государственного совета.

Проверим (сл. 9)

2) Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет.

3) - Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия.

В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению.

Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.

Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

3. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Прочитайте материал на стр. 22 и из «Записок» Ф. Ф. Вигеля о впечатлении от отставки М. М. Сперанского среди провинциального дворянства. 1812 г.

и попытайтесь ответить на вопрос:

«В чем вы видите причины и последствия отставки Сперанского? Каков был главный итог деятельности Сперанского?»

Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли далее в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Расширяем словарный запас:

Идеолог — выразитель и защитник идеологии — совокупности взглядов, идей, в которых отражается отношение людей к существующей действительности.

Инстанция — ступень в строении подчиненных друг другу органов.

Консерватизм — течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 22-23

Рабочая тетрадь - задания к параграфу

6. Домашнее задание:

Параграф 4, вопросы, задания в рабочей тетради, синквейн

Проверка домашнего задания

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография Михаила Михайловича Сперанского. Первый проект политических преобразований. Вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии. Введение к уложению государственных законов. Реализация реформ Сперанского на практике.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Политическая ситуация в России в первой половине XIX века. Личность Александра I, его реформы. Биография М.М. Сперанского, его назначение на должность помощника царя, планы и некоторые реализованные реформы, а также дальнейшая деятельность в ссылке.

    реферат , добавлен 27.10.2009

    Первые годы царствования Александра I. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. Служебная карьера Сперанского и претворение плана в жизнь. Установление трех основных сословий. Проект политической реформы и причины неудачи.

    презентация , добавлен 11.11.2014

    Краткая биография М.М. Сперанского. План преобразований центрального управления, Государственного Совета, учреждения министерств и Сената. Реорганизация финансовой политики России. Отлучение от государственных дел и восстановление Сперанского на службе.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2012

    Определение факторов, повлиявших на укрепление государственного аппарата и проведение ряда реформ в начале XIX в. Исторические условия формирования мировоззрения М.М. Сперанского. Деятельность М.М. Сперанского в период правления Александра I и Николая I.

    реферат , добавлен 29.04.2019

    Учение Михаила Михайловича Сперанского о праве и государстве. Анализ его государственно-правовых взглядов по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2016

    Биография графа Михаила Михайловича Сперанского - общественного и государственного деятеля времён Александра I и Николая I, реформатора, законотворца, основателя российской юридической науки и теоретического правоведения. Политические взгляды и реформы.

    презентация , добавлен 15.01.2015

Сперанский М. М. и его реформы

План реферата.

1. Краткий экскурс в историю России начала XIX века.

2. Реформы Сперанского.

3. Причины неудач реформ Александра I и Сперанского.

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.

Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Уже в конце царствования Екатерины II раздавались одинокие голоса против существующего порядка, особенно портив отношений между основными классами - дворянством и крепостными крестьянами. Правительства Павла I и Александра I собирались пойти навстречу реформам, хотя с неодинаковой охотой и сознательностью, но начавшаяся война 1812 г. остановила Александра I на его пути, на который он так решительно вступил.

Борьба с сословными привилегиями была основной из главных задач Павла I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дворянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободу дворян от телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената, дворяне, высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовные преступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных сословий.

Павел I превращал равенство прав в общее бесправие.

Была попытка облегчения участи крепостных крестьян. По указу от 5 апреля 1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу землевладельца (три дня в неделю). Но эта деятельность была лишена твёрдости и последовательности.

Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношения землевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению (100 тыс. крестьян с млн. десятин казённой земли были розданы им в частное владение).

Александр I, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно. Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).

Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние.

С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые преобразования.

30 марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для обсуждения государственных дел и постановлений.

Затем были преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они были преобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром, который отчитывался перед Сенатом.

С 1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собственность.

Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право всем лицам свободных состояний приобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.

20 февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их обязательно с землёй целыми селениями или отдельными семьями.

Затем последовали события, которые на некоторое время отвлекли императора от внутренних дел; это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора, Это был Михаил Михайловч Сперанский Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отлично окончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свой любимый предмет математику, потом красноречие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал прокурора, которым тогда и стал это вельможа. Так в 1797г. 25 - летний магистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать (по 48 часов в сутки), отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле I он был очень известен. При воцарении Александра I он был переведён в новообразованный Непременный совет, где в звании статс-секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским, как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С1806г. Сперанский и Александр I сблизились.

Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ.

Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

По словам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы».

План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов народа.

План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора.

Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т.к. Нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России.

Но кое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные части преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.

3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике.

Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.

Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства: 1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2) он один их рассматривает; 3) ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.

Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.

Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.

Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810г. и 25 июня1811г.

Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.

Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к нач. 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась «за» и государь проект утвердил.

Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.

По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены Так, цена пуда соли с 40коп. Была поднята до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде «подоходный прогрессивный» налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.

После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним влиянием.

Его назначили составителем свода законов. Он составил «Полное собрание законов Российской империи», начиная с уложения 1649г. (1803). Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился «Свод законов Российской империи», изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.

Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.

Умер в 1839г.

Причины неудач Сперанского и Александра I.

Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но по молчаливому или по гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны. По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография Михаила Михайловича Сперанского. Первый проект политических преобразований. Вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии. Введение к уложению государственных законов. Реализация реформ Сперанского на практике.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Политическая ситуация в России в первой половине XIX века. Личность Александра I, его реформы. Биография М.М. Сперанского, его назначение на должность помощника царя, планы и некоторые реализованные реформы, а также дальнейшая деятельность в ссылке.

    реферат , добавлен 27.10.2009

    Первые годы царствования Александра I. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. Служебная карьера Сперанского и претворение плана в жизнь. Установление трех основных сословий. Проект политической реформы и причины неудачи.

    презентация , добавлен 11.11.2014

    Краткая биография М.М. Сперанского. План преобразований центрального управления, Государственного Совета, учреждения министерств и Сената. Реорганизация финансовой политики России. Отлучение от государственных дел и восстановление Сперанского на службе.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2012

    Определение факторов, повлиявших на укрепление государственного аппарата и проведение ряда реформ в начале XIX в. Исторические условия формирования мировоззрения М.М. Сперанского. Деятельность М.М. Сперанского в период правления Александра I и Николая I.

    реферат , добавлен 29.04.2019

    Учение Михаила Михайловича Сперанского о праве и государстве. Анализ его государственно-правовых взглядов по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2016

    Биография графа Михаила Михайловича Сперанского - общественного и государственного деятеля времён Александра I и Николая I, реформатора, законотворца, основателя российской юридической науки и теоретического правоведения. Политические взгляды и реформы.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Краткий обзор биографии М.М. Сперанского. Политико-правовые взгляды. Отличия гражданского и правового рабства. Сперанский - участник либеральных преобразований в начале царствования Александра I. Реформы государственного управления, их роль и значение.