Александр Васильевич Беляков: биография. Биография Штурман, преподаватель военно-воздушной академии имени н

09 декабря 1897 - 28 ноября 1982

штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза

Биография

Родился в гуслицком селе Беззубово в семье учителя Василия Григорьевича Белякова. Русский.

Детство и юность провёл на родине отца, в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.

В армии с 1916 года. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). Впоследствии из-за этого получил от В. П. Чкалова прозвище «Чапай».

В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 - преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир - В. П. Чкалов , второй пилот - Г. Ф. Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне - остров Чкалова) протяжённостью 9374 км.

18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

В 1936-1939 - флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939-1940 - флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 - заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем - начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии. Депутат Верховного Совета ССР в 1937-1946 годах.

В 1945-1960 - начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года - в отставке.

С 1960 - профессор Московского физико-технического института, в 1961-1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации.

Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и Звания

  • За выполнение беспосадочного перелёта Москва - остров Удд и проявленные при этом мужество и героизм Белякову Александру Васильевичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения вручена медаль «Золотая Звезда» № 9.
  • Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.
  • Генерал-лейтенант авиации (1943), доктор географических наук (1938).

Память

Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилёве, Мариуполе и других городах. Пик на Богосском хребте (Дагестан). В Рязани в честь лётчика названа улица и 17 сентября 2010 года установлен бюст. В октябре 2010 года бюст был разбит вандалами.

Петрова В.Н.,
директор МОУ «Беззубовская основная школа».

Александр Васильевич Беляков родился 8 (21 декабря) 1897 года в д. Беззубово Ильинской волости Богородского уезда (ныне Орехово-Зуевский район). Имя Александра засвидетельствовала церковь Ильинского Погоста. В деревне Беззубово семья Беляковых жила совсем «по-первобытному». Отец, Василий Григорьевич, после окончания учительской семинарии здесь начинал свой труд сельского учителя. Квартиры не было. Снимали «частную» в пристройке дома одного крестьянина. Мебель была примитивная: опрокинутый деревянный ящик взамен стола, широкие поленья вместо стульев. Зыбка подвешена к пружине, которая прибита к потолку солидным гвоздем....

Через год отца А.В.Белякова перевели в деревню Большие Дворы возле Павловского Посада на реке Клязьме.

Детей в семье Беляковых было трое: Саша, Миша и Таня. В Больших дворах при школе не было земельного участка, ведь даже картошку негде было вырастить, а детей надо было кормить.

Вскоре отцу А. В. Белякова предложили школу в д. Субботино. Беляковы купили корову, дома стало посытнее. Отец с матерью много работали, особенно в летнее время. Они раскорчевали участок при школе, посадили яблони, малину, нашлось место и для огорода.

Александр Васильевич учиться начал с семи лет у своего отца в школе, на которой была вывеска: «Субботинское земское начальное училище».

В 1907 году Александр Васильевич закончил у отца трехлетнюю начальную школу. Приезжал инспектор, был экзамен.

Вручается аттестат об окончании Субботинского училища ученику Белякову Александру! Две пятерки и одна четверка,- сказал инспектор, вручая аттестат.

Учитель получал в месяц жалование 30 рублей. А ведь надо было прокормить, одеть и обуть всю семью. Отец Александра Васильевича ищет дополнительного заработка. Вот уже он страховой агент - бегает по деревням, страхует имущество. Он всегда кому-нибудь должен. В записной книжке мамы Александра Васильевича появляется горестная запись: «Проживаем деньги... но ничего не купили, чтобы было видно... Кроме долгу ничего нет. 140 рублей долгу. Это просто ужас...

В 1905 году отец А.В. Белякова познакомился со студентом Московского университета Масленниковым. После окончания университета Масленников был направлен в Рязанскую гимназию учителем географии.

Отец Александра Васильевича пишет письмо Масленникову, где спрашивает, не возьмет ли он его Сашу к себе в семью. Ответ пришел скоро: «Привозите Сашу в Рязань... на экзамен для поступления в гимназию. Если выдержит, то пусть живет у нас».

Александр Васильевич усердно занимается, так как он понимает, что дело идет о важном для него – о продолжении образования. И вот он, вместе с отцом, едет по железной дороге в Рязань. Экзамен Александр выдержал на «хорошо» и «отлично», хотя в диктанте слово «редька» написал через «е», а не через «ять», а в делении сделал небольшую ошибку.

Для всей семьи поступление в гимназию было событием радостным. Уезжая, отец наказывал сыну быть скромным, не баловаться и во всем слушаться Масленниковых. Для расходов отец оставил 90 копеек серебром и медью.

До гимназии надо было пройти всего один квартал. Величественное, по тем временам, желтое красивое двухэтажное большое здание с белыми колоннами, внушало к себе уважение. На гимназистах - серая гимнастерка и брюки, кожаный пояс с медной пряжкой, на которой высечены буквы «РПГ» - Рязанская первая гимназия. В холодные дни длинная серая шинель.

В классе Александра Васильевича посадили на последнюю парту в среднем ряду. Все восемь лет он просидел на задней парте с Веней Кисиным. Учился хорошо, на четверки и пятерки. Изучали иностранные языки: немецкий и французский. Очень интересны были занятия по географии, которые вел Масленников.

Прошёл первый год занятий в гимназии. В табеле Александра Васильевича появилась запись классного руководителя: «Переведен во 2-ой класс с похвально грамотой».

В июле 1908 года отец Александра Васильевича неожиданно получил от директора гимназии бумагу, в которой было сказано: «Ваш сын, ученик второго класса Беляков Александр, зачислен казеннокоштным в пансион при гимназии». Там ученики содержались на всем готовом: жили в казенном помещении, питались, одевались и снабжались учебниками и тетрадями.

Родители Александра Васильевича были от радости на седьмом небе. Ещё бы! Саша не только ученик гимназии, но теперь на его образование не требуется никаких затрат от семьи.

Жизнь в пансионе была по звонкам, подъем в 7 часов 15 минут утра. Пансионеры умывались, и в 7 часов 45 минут воспитатель объявлял: «Становитесь на молитву». В 7 часов 50 минут утренний чай. В 8 часов утренняя репетиция - за полчаса кое-что повторить и собрать книги. В 8 часов 30 минут парами в колонне под руководством воспитателя пансионеры шли в гимназию.

В городе Рязани Александр Васильевич проучился 8 лет.

Губернский город Рязань был небольшим городком, всего 40 тыс. жителей, зато много зелени - садов и огородов. По весне благоухал сиренью, черемухой и цветущими яблоками. Весной сильно разлилась река Ока.

В 1915 году Александр Васильевич сдал выпускные экзамены на аттестат зрелости. В актовом зале на стенах висели большие рамки, в них на синем фоне золотом - имена медалистов за многие годы. Конечно, хотелось быть в этом списке, но золотую медаль получил один из выпускников - товарищ по парте Вениамин Кисин. Александра Васильевича отметили серебряной.

В 1915 году перед А.В. Беляковым встал вопрос: Какой жизненный путь избрать?

Об авиации А.В. Беляков тогда и не мечтал. Хотел быть поближе к земле. Первоначально он зарабатывал уроками, а затем поступил в Петроградский лесной институт. И, наверное, стал бы он лесничим, если бы не война. В 1916 году Беляков был досрочно принят на военную службу. Его направили в Москву в Александровское военное училище. В феврале 1917 года Беляков в чине прапорщика был направлен во Владимир в 215 пехотный полк.

После февральской революции Беляков был избран членом полкового комитета. Октябрьскую революцию Беляков встретил на Западной Двине. Был избран начальником саперной команды и членом полкового комитета. Весной 1918 г. А.В. Беляков вернулся домой и стал работать в Богородском уездном совете, в лесном отделе, которым заведовал бывший ткач Глуховской мануфактуры, старый большевик Петухов. А.В. Беляков принимал участие в национализации лесов Морозовых, Некрасовых, Шибаевых. Но мирная жизнь была недолгой. Три месяца на краткосрочных учебных курсах, а затем направление в южную группу войск. А.В. Беляков попал в легендарную Чапаевскую дивизию. Много раз видел Чапаева в бою, в штабе, среди бойцов, лично выполнял его приказания.

В 1920 году командирование направляет Белякова в Москву на учебу в аэросъёмочно-фотограмметрическую школу ВВС Красной армии.

После окончания в 1921 году этой школы Беляков за блестящие успехи был оставлен в ней инструктором, затем преподавателем, а в последствии помощником начальника учебного отдела.

Но все-таки лесное дело тянуло к себе. В 1924 году Беляков все же окончил лесной институт без отрыва от службы и подал рапорт о демобилизации.

Но в это время началось бурное развитие советской авиации: появился наш первый авиадвигатель в 400 лошадиных сил, был построен первый советский самолет, и о лесах пришлось забыть.

С 1930 года А.В. Беляков стал преподавателем аэронавигации в Военно-Воздушной академии имени Жуковского, а затем начальником кафедры штурманской службы. С этой академией связаны многие годы жизни А.В. Белякова.

В 1934 году Беляков познакомился с Георгием Филипповичем Байдуковым во время перелета групп тяжелых самолетов во Францию.

А другого члена будущего экипажа - Валерия Павловича Чкалова - он увидел ещё в октябре 1925 года, когда о Чкалове уже ходили легенды. А познакомились они и подружились во время работы в научно-исследовательском институте ВВС, где Чкалов с Байдуковым работали летчиками - испытателями.

В 1934 году Белякову довелось учить воздушной авиации группу полярных летчиков, в том числе Сигизмунда Леваневского, летчика-челюскинца. Ему и принадлежала идея перелета из Москвы через Северный полюс в Америку до города Сан-Франциско. Леваневский (командир и первый летчик), Байдуков (второй летчик) и Левченко (штурман самолета) решили совершить этот перелет на АНТ-25. А.В. Беляков был назначен инструктором и вторым штурманом экипажа Леваневского.

Но этот перелет окончился неудачей из-за технической неисправности машины. После этого Леваневский заявил, что одномоторный АНТ-25 не подходит для подобного перелета. Иного мнения был Байдуков, Чкалов и Серго Орджоникидзе. В 1936 г. на одном из совещаний в Кремле нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе и оба летчика изложили свое мнение Сталину, который предложил для испытания менее рискованный перелет Москва - Петропавловск-на-Камчатке. Так появился новый вариант маршрута. После его утверждения Белякова назначили штурманом чкаловского экипажа. Полет был совершен в июле 1936 года. Самолет пролетел без посадки по трассе Москва - Кольский п-ов - о. Виктория - Земля Франца Иосифа - Северная Земля -побережье п-ова Таймыр - устье р. Лены - Якутия - Петропавловск Камчатский - о. Удд за 56 часов 20 минут, преодолев 9374 км. За этот перелет постановлением ЦИК СССР летчики были награждены орденом Ленина, и им было присвоено звание Героев Советского Союза. Грамоты о присвоении высокого звания им вручил Председатель ВЦИК СССР М.И.Калинин. Золотых звезд Героя тогда еще не было. Через несколько лет, когда по предложению Жданова был учрежден особый знак отличия для Героев Советского Союза, А.В.Белякову вручили Золотую звезду № 9.

В апреле 1937 г. на Северном полюсе была высажена папанинская четверка и появилась возможность давать прогнозы погоды в центре Арктики. Полет в Америку становился реальностью. Весной 1937 г. Чкалов и Байдуков были вызваны в Кремль. Разрешение на подготовку к полету было дано. Лететь решили на одномоторном самолете АНТ-25. На рассвете 18 июня 1937 г. в 4 час. 04 мин. краснокрылатый «РД» (рекорд дальности) стартовал со Щелковского аэродрома близ Москвы. Самолет взял курс по маршруту: Москва - через Белое море - Кольский п-ов - Земля Франца Иосифа - Северный полюс - и дальше через Северный Ледовитый океан в Северную Америку. Полет из Москвы в Ванкувер занял 63 часа 16 минут. Александр Васильевич вспоминал: «...самым напряженным был момент когда мы вышли на Канаду и встретили огромный фронт облаков. Лететь вслепую было рискованно, полетели в обход через Скалистые горы и над Тихим Океаном. Шли на больших высотах. В это время кончился кислород... Полет был трудным. Мешали недостаток кислорода, облака, обледенение самолета, различные досадные неполадки. Но тем радостнее стала победа - успешная посадка в Ванкувере, где наших летчиков тепло встречали представители США. Дыхание тех незабываемых лет Байдуков и Беляков испытали летом 1975года, когда они на ИЛ-62 прилетели в Америку по тому же маршруту,что и 40 лет назад. А тот самый АНТ-25, на котором был совершен этот легендарный перелет, сейчас находится в музее В.П. Чкалова в г. Чкалове Горьковской области. Школьная модель выполнена в масштабе 1: 43.

А.В. Беляков был таким же неугомонным мечтателем, как и его друг и командир Чкалов. Беляков собирался слетать с Валерием Павловичем и вокруг «шарика», и через Южный полюс.

Однако началась Великая Отечественная война и все мечты о новых перелетах рухнули. Все помыслы были направлены на защиту священной Родины.

А.В. Беляков сформировал Рязанскую школу штурманов ВВС и, являясь её начальником до начала 1945 года, готовил и выпускал для авиации дальнего действия ночные экипажи.

После войны Беляков вернулся в Военно-Воздушную академию и руководил штурманским факультетом до начала 1960 года, до момента ухода в отставку.

Однако мало пришлось отдыхать А.В.Белякову. По просьбе работников ЦК КПСС Александр Васильевич согласился стать проректором по научной и учебной работе в Московском физико-техническом институте (МФТИ) и приказом министра высшего и среднего образования назначается на эту должность 25 января 1961 г. Затем Александр Васильевич организовал военную подготовку студентов МФТИ и перешёл на должность начальника военной кафедры. Немало лет Беляков был связан с МФТИ. В людях он ценил искренность, прямоту, решительность, любил людей, готовых отдать все силы на благо Родины.

О многих таких замечательных людях Беляков рассказал в своих воспоминаниях. А о нём самом Чкалов говорил: «Штурман? О нём можно сказать, как о человеке бесконечно скромном, молчаливом, не знающем страха».

До 1960 г. в деревне Беззубово мало кто знал о том, что прославленный штурман Чкаловского экипажа Беляков А.В. их земляк.

Учителя и ребята Беззубовской школы, решив создать историю своей школы и села, начали собирать материал о людях в деревне Беззубово, о тех, кто здесь жил, учился.

Краеведы школы «подняли» много интересного материала. На одном из сборов учеников школы в сентябре 1960 г. присутствовал старейший житель д. Беззубово Дмитрий Карпов, которому тогда было 85 лет. От него поступило сообщение о том, что лет 65 тому назад, ещё в царское время, в деревне учительствовал Беляков Василий Григорьевич, у которого был сын.

Краеведы школы заинтересовались: а не тот ли это Беляков, сын которого вместе с Чкаловым и Байдуковым совершил беспосадочный перелёт на самолёте АНТ-25 через Северный полюс в Северную Америку?

И начался поиск по установлению места жительства Василия Григорьевича Белякова. Он привел краеведов в Ногинский район Московской области. Было отправлено письмо в краеведческий музей г. Ногинска.

24 сентября 1960 г. из Ногинска пришёл ответ, в котором директором музея А. Смирновым сообщалось место жительства В.Г. Белякова и что сын его, А.В. Беляков, является героем Советского Союза за совершенный им в 1936 году вместе с Чкаловым и Байдуковым беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в очень трудных метеорологических условиях.

Второй перелет они совершили год спустя через Северный полюс в Северную Америку.

25 декабря 1960 г. от В.Г. Белякова пришло письмо. В нем он сообщал, что его сын А.В. Беляков действительно родился в д. Беззубово в 1897 г. и сообщались его краткие биографические данные.

Василий Григорьевич сообщил письмом сыну о желании школьников поподробнее и побольше узнать о его жизни.

В январе 1961 г. краеведы написали письмо в д. Починки, где проживал Василий Григорьевич с просьбой выслать фотографию сына и адрес.

15 февраля 1961 г. из д. Починки пришел ответ, где сообщался адрес Александра Васильевича. По данному адресу было отправлено письмо, ответ на которое был получен 24 марта 1961 г. Так завязалась переписка с А.В. Беляковым.

Давно мечтали ученики школы встретиться с Беляковым. И вот они получают телеграмму из Москвы: «Жду ваших представителей... Герой Советского Союза А.В.Беляков».

Эта встреча состоялась в январе 1968 г., когда вся страна готовилась к 50-летию Советской Армии, на квартире Александра Васильевича в г. Москве. На этой встрече он рассказал о своей жизни, о службе в дивизии В.И. Чапаева, о жизни после Гражданской войны, о знаменательных перелетах вместе с Чкаловым и Байдуковым, о годах Великой Отечественной войны и о работе в Москве в физико-техническом институте.

Ребята рассказали Александру Васильевичу о делах в школе. В заключение Александр Васильевич, его жена Ольга Павловна и дочь Ирина сфотографировались на память, а Александр Васильевич подарил книгу «Наш Чкалов» и вручил билеты в клуб имени Чкалова.

Школьники пригласили Белякова А.В. и членов его семьи посетить д. Беззубово. Весной этого же года в одном из писем директору школы Александр Васильевич пишет: «Я мог бы приехать 1 сентября на открытие учебного года».

А 1 сентября 1968 г. Беляков А.В. впервые за многие десятилетия побывал в родной деревне Беззубово, был гостем своих земляков.

На этой встрече Беляков А.В. рассказал о полувековом пути службы в Советской Армии, о том, как он стал летчиком, как совершал полет вместе с Чкаловым и Байдуковым. Здесь же состоялась его беседа с жителями села. Александр Васильевич осмотрел школу, классы, мастерские, пришкольный участок.

Трогательной была встреча Белякова А.В. со старейшей жительницей д. Беззубово Карповой - бывшей няней летчика-героя.

Уезжая из родного села Беляков А.В. передал ребятам книгу с автографом «Легендарная Чапаевская» и пожелал землякам замечательных успехов. А в альбоме Беззубовской восьмилетней школы он сделал запись: «Надолго у меня останется в памяти поездка в родные для меня места - Беззубово».

Затем в 1971 г. Беляков А.В. прислал письмо, в котором поздравлял учителей и учащихся с окончанием учебного года и 20 билетов для посещения в Кремле Оружейной палаты с приглашением к нему на дачу в поселок Старая Купавна Ногинского района.

Спустя 6 лет долгожданная встреча состоялась. В июне 1977 г. большая группа школьников побывала в гостях у Белякова А.В. Встреча проходила в подмосковной Купавне и была посвящена сорокалетию сверхдальнего перелёта через Северный полюс в Америку.

21 декабря 1977 г. А.В. Белякову исполнилось 80 лет. Накануне от учителей и учащихся школы по телефону с ним разговаривал директор школы Леонов Лев Григорьевич. Он передавал поздравления и добрые пожелания от земляков.

А в 1980 г. накануне празднования октября большая группа школьников вновь посетила героя-земляка на его квартире в Москве. Все остальное время связь с Александром Васильевичем не прекращалась. В 1981 г. вышла книга А.В. Белякова «В полет сквозь годы». Александр Васильевич выслал эту книгу с дарственным автографом в августе этого же года.

Итогом работы краеведов и учителей школы является создание и открытие музея героя-земляка А.В. Белякова.

10 октября 1981 г. в нашей школе был торжественно открыт музей Героя Советского Союза А.В. Белякова. В ноябре 1981 г. на экране ЦТ появился фильм «Первый Чкаловский перелет», посвященный 45-летию перелета из Москвы на Дальний восток.

В декабре 1982 г. после продолжительной болезни А.В. Беляков скончался.

В мае 1984 г. группа учащихся с учителями школы посетили и возложили цветы на могилу Белякова на Новодевичьем кладбище.

(По материалам музея Беззубовской школы)

Беляков Александр Васильевич - советский летчик. Родился 21 декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области в семье учителя. Русский. Член КПСС с 1936. Детство и юность провел в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.


В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 - преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую ВАШЛ.

20-22 июля 1936 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана (командир - В.П.Чкалов, второй пилот - Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне - остров Чкалов) протяженностью 9374 км.

Звание Героя Советского Союза Александру Васильевичу Белякову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.

В 1937 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.

В 1936-1939 - флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939-1940 - флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 - заместитель начальника ВВА (ныне - ВВА имени Ю.А.Гагарина), затем - начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Беляков А.В. начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. В 1945 году генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.

В 1945-1960 - начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии. С 1960 - генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. в отставке.

С 1960 - профессор Московского физико-технического института, возглавлял военную кафедру. Автор многих научных трудов по аэронавигации. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Доктор географических наук. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилеве, Мариуполе и других городах.

«Здравствуй, дорогой прадедушка Александр. Это пишет тебе твоя правнучка Катя. Я не видела тебя живым, знаю только по рассказам мамы, фотографиям, по твоим книгам. Мама очень интересно рассказывала о тебе. О том, как ты летал на самолетах, был спортивным, закаленным, не курил и был примером для подражания, как ты участвовал в Великой Отечественной войне. А еще о том, что ты был замечательный дедушка, очень добрый, внимательный и подолгу с мамой разговаривал обо всем на свете.

Недавно по телевизору показывали фильм про первые перелеты через Северный полюс. Для меня было неожиданно узнать, какие неудобства и неприятности испытывали летчики в самолете. Я бы хотела познакомиться с тобой. Когда я думаю о тебе, мне кажется, я слышу эхо далекой войны…»

Такое письмо я написала бы своему прадедушке Александру Васильевичу Белякову. Он прожил долгую жизнь, почти 85 лет. В нашей семье мы говорим о нем. Ведь пока мы помним о своих близких, они продолжают жить в наших сердцах.

Начало Великой Отечественной войны застало моих бабушку и прабабушку в Москве. Позднее они уехали в далекую эвакуацию. Тяжелые условия, недоедание, частые ангины с осложнениями – все это, как эхо войны, потом догнало мою бабушку и спустя много лет стало причиной ее преждевременного ухода. А вот прадедушка А.Беляков еще осенью 1940 года был назначен начальником 1-ой высшей Рязанской авиационной школы штурманов. Он так писал в своем письме:

«Ясным было и для меня: надо торопиться с подготовкой кадров, готовиться к схватке с врагом».

Организацию школы пришлось начинать с нуля: строить казармы, столовую для летчиков, жилые дома, расширять аэродромы. Разместить надо было более 5000 человек: летчиков, штурманов, механиков, преподавателей. Казалось, для решения всех задач нужны были героические меры.

Но как видно, героического в характере прадедушки было достаточно. В 1936-1937 годах он в составе экипажа В.П.Чкалова участвовал в беспосадочных перелетах из Москвы на Дальний Восток и из Москвы через Северный полюс в Америку. 63 часа в тесной кабине одномоторного самолета, когда от нехватки кислорода летчики теряли сознание, а температура в самолете была близка к нулю. За участие в этих перелетах прадедушка получил звание Героя Советского Союза и был награжден золотой звездой.

Так что работа закипела, к зиме строительство было полностью закончено, и уже 1 января 1941 года в Рязанской школе начались занятия и полеты. «Начальник авиашколы должен летать не хуже своих учеников», — так считал прадедушка и регулярно летал на различных типах самолетов. Особенно полюбил он самолет Ил-4 (авиаконструктора С.В. Ильюшина). Именно на этих самолетах 7 августа 1941 года морские летчики нанесли бомбовый удар по Берлину. Двое из них позже тоже работали в Рязанской школе. После этого налета берлинские газеты писали, что Берлин бомбардировала английская авиация. Но англичане это опровергли. Над Берлином в августе 1941 года летали наши самолеты.

Еще до начала войны многие были уверены, что в случае нападения наша авиация нанесет сокрушительный удар по немецким войскам, и исход войны будет решен в короткие сроки. К сожалению, реальное положение дел в начале войны оказалось совсем иным. Наша армия отходила с тяжелыми оборонительными боями. В Рязанскую школу все прибывали и прибывали летчики и техники. Шла напряженная работа по подготовке истребительных полков, полков дальних бомбардировщиков. Все экипажи обучались полетам ночью и в сложных метеорологических условиях. Немецкая авиация не раз бомбила аэродром в Рязанской школе, были раненые и убитые. Все долгие военные годы работа продолжалась и ночью, и днем. В 1944 году, наконец, удовлетворили просьбу прадедушки о переводе его в действующую армию. Несмотря на то, что исход войны был уже определен, немцы продолжали сопротивляться как фанатики. В последнюю зиму войны, в Германии стояли тридцатиградусные морозы, в Берлине царила паника. Сюда направлялись тысячи беженцев, а немецкие войска ожесточенно сопротивлялись, стремясь не допустить наши войска в столицу. Отступая, они взрывали взлетно-посадочные полосы, что конечно осложняло работу нашей авиации. Тогда впервые для взлета и посадки самолетов стали использовать прекрасные немецкие автострады. Прадедушка участвовал в Висло-Одерской, а затем в Берлинской операции в составе 2-й воздушной и 16-й воздушной армии, за что был награжден орденом Отечественной войны I степени. Эта семейная реликвия хранится у нас.

До конца своей жизни прадедушка не мог забыть героические военные годы. Незабываемым был Парад победителей в Москве, в котором он принимал участие. А Рязанская школа летчиков существует и в наше время. Называется она Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации. Несколько лет назад там был поставлен памятник моему прадедушке. И это тоже эхо войны…

В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 - преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую ВАШЛ.

20-22 июля 1936 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана (командир - В.П.Чкалов, второй пилот - Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне - остров Чкалов) протяженностью 9374 км.

Звание Героя Советского Союза Александру Васильевичу Белякову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.

В 1937 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.

В 1936-1939 - флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939-1940 - флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 - заместитель начальника ВВА (ныне - ВВА имени Ю.А.Гагарина), затем - начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Беляков А.В. начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. В 1945 году генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.

В 1945-1960 - начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии. С 1960 - генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. в отставке.

С 1960 - профессор Московского физико-технического института, возглавлял военную кафедру. Автор многих научных трудов по аэронавигации. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Лучшие дня