Липецкий центр переучивания летного состава. Страницы истории липецкой авиации

Продолжаем разговор о Липецкой авиабазе, сегодня будут три типа самолетов, указанных в заголовке. Напоминаю, сия движуха связана с Авиадартсом-2014.
На стоянке отдыхают новейшие Су-30СМ! В тот день не летали, зато накануне 57-й серый (тот который на фото справа) дал жару в небе над Погоново!



Снимать утренний разлет – одно удовольствие, еще не жарко, солнце в контровую фазу не вступило, одним словом ходишь по травке, наблюдаешь за взлетами и наслаждаешься!

МиГ-29 18-й синий из Приволжского – взлет! Где-то мне попалась информация, уж не знаю насколько она правдивая, именно этот борт угонялся в Турцию во времена СССР.

МиГ-29 23-й синий и...

МиГ-29 27-й синий: по решению судейской бригады – лучшие летчики-истребители «Авиадартса-2014» капитаны Павел Маклаков и Евгений Кондратенко (Липецкий авиацентр).

Су-27СМ 04-й красный. СМ – означает серийный модернизированный.

Форсаж!

Ми-26 – неожиданно!

ВПП принимает душ.

Су-27СМ 04-й красный на посадку.

Cу-27СМ 07-й красный.

Он же на стоянке.

«Соколы России»

Авиационная ракета.

Авиационная бомба Подвесной бак ПТБ-3000 от Су-24 - спасибо katarosov за поправку:)

МиГ-29 «голову» от солнышка спрятал и решил прикорнуть:)

Кабина 29-го.

Вид на хвостовую часть со стороны кабины.

Подготовка к вылету Послеполетная подготовка.

Авиационная ракета с системой самонаведения.

Су-30СМ

Курский МиГ-29 к старту практически готов.

Поехали!

Следом за ним еще один "двадцатьдевятый".

Крупный план.

А это уже рулежка после посадки. Задание выполнено.

Художества с цветочками:)

Как видите, Газпромнефть обеспечивает наши Вооруженные силы топливом.

Теперь о результатах российского финального этапа Авиадартса-2014.
Соревнования проводились по нескольким дисциплинам, поэтому победитель не один.

В штурмовой авиации первой стала пара Су-25 из Липецкого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний – ведущий старший лейтенант Владимир Громов и ведомый старший лейтенант Игорь Бородачёв.

В бомбардировочной авиации на самолёте Су-24 первое место занял капитан Станислав Гасанов (Липецк).

Номинация «Лучшая навигация и техника пилотирования» – не было равных буденновским летчикам на Су-25 капитану Денису Мирошниченко и его ведомому старшему лейтенанту Илье Сорокину.

Лучшими транспортно-боевыми вертолётами признаны Ми-8 из Торжка.

На боевых вертолётах победили капитана Николай Сташкевич и капитана Андрей Мамаев (Пушкин, Ленинградская область).

В Дальней и военно-транспортной авиации в точности бомбометания и выброски грузов в заданную точку выиграли экипажи подполковника Валерия Шилова (Ту-22М3) из авиагарнизона Белая и майора Олега Калинина (Ил-76) из Пскова.

Ну а на закуску трехминутное видео

На этом завершается серия постов об Авиадартсе-2014. Другие материалы по теме вы сможете посмотреть здесь.

Липецк, 20 Июня. /сайт/ Есть в Липецке на площади Авиаторов скорбный и светлый памятник героям-летчикам, спасшим город ценой своих жизней.

История о подвиге всегда проста. Служили в Липецком авиацентре военный летчик майор Шерстобитов Сергей Максимович и военный штурман подполковник Кривенков Леонтий Александрович. Для Леонтия полет 17 декабря 1968 года должен был стать последним в липецком небе перед переходом на вышестоящую должность в Ахтубе. Он и стал последним, но в жизни. Случилось непредвиденное: при выполнении обычного рядового полетного задания на многоцелевом реактивном самолете ЯК-28 отказало техническое обеспечение. Во время набора высоты в левом двигателе бомбардировщика возник пожар. Благодаря грамотным действиям пилотов пожар был потушен, а двигатель выключен. Для того чтобы спасти боевую машину, решили садиться с одним двигателем. Но во время подготовки к посадке, когда самолет находился над жилыми районами Липецка, отказал и второй двигатель. Чтобы спасти свои жизни, пилотам достаточно было катапультироваться. Об этом поступила и команда с пункта управления полетами. Но военные летчики прекрасно понимали, что тогда машина рухнет на город, и погибнут сотни людей. Во что бы то ни стало, пилоты решили увести свой самолет от густонаселенных районов. К тому же выяснилось, что не выпускается шасси, поэтому было решено посадить самолет на фюзеляж на большом пустыре около гарнизона. Но произошла еще одна поломка техники – и боевая машина стала стремительно терять высоту. Не хватило каких-то 50 метров до совершения аварийной посадки, самолет под углом 15 градусов врезался в землю. Осколки разлетелись на 200 – 300 метров вокруг места катастрофы. Всего несколько сотен метров оставалось до здания детского садика и до жилых домов.

После расшифровки черных ящиков, стали известны последние слова Кривенкова: «Максимыч, это конец». Им было по 43 года.

Известная песня «Огромное небо», которую исполняет Эдита Пьеха, рассказывает о двух других российских летчиках, в аналогичной ситуации спасших небольшой немецкий городок. Но, по сути, эта песня обо всех героях-авиаторах, пожертвовавших собой во имя жизни других людей.

За совершенный подвиг, за спасение жизней сотен людей, Шерстобитов и Кривенков Указом Президиума Верховного Совета СССР были посмертно награждены орденами Красной Звезды. «И, собой пожертвовав, ребята в смерти обрели вторую жизнь». В их честь установлен памятник на площади Авиаторов, их именами названы две улицы в 27 и 28 микрорайонах Липецка.

Мемориальный комплекс – это боевой истребитель МиГ-19, рвущийся в небеса и два летчика у его подножия. Они будто собираются в свой самый трудный полет. Слова, выложенные золотыми буквами на камне: «Вы в небо ушли», всегда будут напоминать потомкам о героях, которые спасли сотни человеческих жизней.

Сегодня у памятника шелестят листьями на ветру березы, по весне буйно расцветает сирень, к памятнику приносят цветы молодожены. Жизнь продолжается.

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Липецкий авиацентр История Липецкого авиацентра


19.04.2013 (12:21)

Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова (Липецкий авиацентр)

1 января 1949 г. - сформирован 4 Учебный центр истребительной авиации (войсковая часть 62632), место дислокации п. Разбойщина Ворошиловского района Саратовской области. Основание: директива Генерального штаба от 24 сентября 1948 г. № орг /5/94613.

1 марта 1953 г. - на базе Высших авиационных курсов слепой и ночной подготовки летчиков-офицеров ВВС и 4 Учебного центра истребительной авиации сформирован 4 Центр боевого применения ВВС. Основанием для этого стала директива Военного Министра Союза ССР от 3 февраля 1953 г. № орг/5/567814, директива главнокомандующего ВВС Советской Армии от 27 февраля 1953 года № 135556, а местом его дислокации был определен город Тамбов.

С 1954 года Центр размещался в г. Воронеже. В 1960 году соединение перебазировалось в г. Липецк и было преобразовано в Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС. В 2011 году ему присвоено наименование Государственного ордена Ленина Краснознамённого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова. В 2009 году в его состав вошёл Центр показа авиационной техники имени И.П. Кожедуба (Кубинка), а с 2011 по 2013 годы под его управлением находились центры боевой подготовки дальней, армейской и военно-транспортной авиации.

Центр является специальным лётно-методическим, исследовательским и учебным соединением, предназначенным для разработки и развития способов боевого применения военной авиации, обучения и переучивания личного состава на существующие и поступающие на вооружение авиационные комплексы и средства поражения.

В Центре освоено свыше сорока основных типов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В их числе реактивные первенцы Ил-28, МиГ-15 и все последующие серийные самолёты фронтовой авиации, а также беспилотные средства разведки типа «Стриж», «Рейс», «Крыло». В 1960 году в Центре был создан учебный отдел, в котором прошли подготовку более 60 тысяч офицеров различных специальностей. На новую авиационную технику в Центре переучились 11 лётчиков-космонавтов СССР.

В Центре проходили службу тридцать три Героя Советского Союза и Российской Федерации. За заслуги в освоении авиационной техники звания «Заслуженный военный лётчик (штурман)», «Заслуженный военный специалист», «Заслуженный работник связи» удостоены 56 человек. За большой вклад в научную разработку проблем боевого применения авиационных комплексов и средств поражения сорок военнослужащих получили учёную степень кандидата наук.

За время существования Центра было проведено более 50 исследовательских ЛТУ и выполнено более двух тысяч научно-исследовательских работ.

На протяжении всей своей истории Центр успешно выполнял задачи, поставленные руководством Министерства обороны и ВВС. Личный состав принимал участие в учениях по испытанию атомной бомбы на Тоцком полигоне в 1954 году, показывал боевые возможности фронтовых бомбардировщиков Су- 24 на учениях «Весна - 75», в числе первых осваивал в 80- е годы самолёты 4- ого поколения Су- 27 и МиГ-29 и разрабатывал методические документы для их эксплуатации в строевых частях, в 1992 году совершили первый в истории фронтовой авиации перелёт в США на самолётах Су-27, в 1995 году летчики провели 36 учебных воздушных боя с пилотами ЮАР и во всех одержали победу.

Авиацентр участвовал в авиакосмических салонах «МАКС-2007», «МАКС-2009», «МАКС-2011» ,«МАКС-2013» и «МАКС-2015», где лётчики на боевых самолётах Су-27, Су-30СМ, МиГ-29 и СУ-34 демонстрировали маневренный воздушный бой, одиночный и групповой пилотаж. В 2006 и 2010 годах Центр принимал инспекторов государств - участников ОБСЕ.

В 2006, 2008, 2009 2011, 2013 и 2015 годах Центр участвовал в Международной выставке вооружения и военной техники в Нижнем Тагиле, 9 мая 2008, 2009, 2010, 2013, 2014, 2015 2016 годов в воздушном параде над Красной площадью в честь дня Победы в Великой Отечественной войне. В 2012 году 57 экипажей оперативно-тактической, армейской и транспортной авиации участвовали в воздушном празднике «Общее небо», посвященном 100-летию ВВС России.

Авиацентр участник крупных международных и российских учений таких как «Рубеж-2005», коллективных сил безопасности стран СНГ, «Центр-2008», «Взаимодействие-2008» , «Запад-2009», «Восток-2010», «Щит Союза-2011». «Запад-2013». Центр явился базой для проведения совместных учений ВВС России и Франции в 2013 году, ВВС России и Индии «Авиаиндра-2014», а также Всероссийского и Международного конкурса летных экипажей «Авиадартс-2014»и «Авиадартс-2015»

Лётная профессия предъявляет высочайшие требования к моральным качествам, физическим возможностям и профессиональным навыкам человека. Липецкие авиаторы неоднократно проявляли мужество в критических ситуациях возникавших во время полётов. Лётчики Л.А. Кривенков и С.М. Шерстобитов, Е.И. Захаров и В.И. Новосёлов пожертвовали собой спасая жизни другим. За мужество и героизм проявленные при исполнении воинского долга звания Героя Российской Федерации были удостоены (посмертно) генерал-майор авиации С.С. Осканов и подполковник О. А. Пешков.

Символом славной авиационной истории является памятник на площади Авиаторов - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19. Надпись на его постаменте гласит: «Монумент установлен в августе 1969 года в честь подвигов воинов-лётчиков местного гарнизона в годы гражданской, Великой Отечественной войн и в память о расположении в городе Липецке эскадрильи имени В.И. Ленина».

Сегодня Центр является основной базой исследования боевых возможностей самолётов , Су-30СМ и Су-35 с последующим внедрением в практику ВВС наработок, полученных в ходе лётных экспериментов. Находящиеся в его составе пилотажные группы , и - это визитная карточка ВВС России. На протяжении многих лет они успешно демонстрируют всему миру мощь российской авиации, маневренные возможности отечественных истребителей и мастерство летчиков.

В настоящее время основные усилия личного состава Центра направлены на повышение интенсивности боевой подготовки, увеличение налёта, дальнейшее исследование боевых возможностей стоящих на вооружении самолётов, переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей.

В 2013 году на вооружение приняты сверхманевренные многоцелевые самолеты Су-30СМ, а с 2014 года начались исследования боевых возможностей Су-35С. Постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Сейчас в распоряжении слушателей и преподавателей Центральных офицерских курсов имеются учебные компьютерные классы, автоматизированные рабочие места, комплексные и процедурные тренажеры, например, интерактивная система обучения на самолет МиГ-29CМТ, в состав которой входит учебно-компьютерный класс и процедурный тренажер.

С сентября 2016 года начальником Центра является заслуженный военный летчик России, кандидат технических наук генерал-майор Сушков Юрий Александрович.

История и современность Центра сформулированы в девизе: «Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать!»

Идет получение информации...

Герб Липецкого авиацентра


Липецкий авиационный центр - структурное формирование ВВС России, осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Официальное полное наименование - 4-й Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации.

Официальное сокращённое наименование: ГЦ ПАП ВИ МО РФ

В обиходе используется название: Липецкий авиационный центр или Липецкий авиацентр

Адрес: аэродром «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка.

На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27, Су-34, Су-30, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка.

Из истории Липецкого авиацентра:

История авиашкол в Липецке до 1960 г.:

  • В 1916 г. в Липецке появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран».
  • В октябре 1918 года, по приказу Главвоздухфлота армии "красных", в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала. Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны.
  • В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих советских лётчиков
  • 1924 г. - школа была закрыта, так и не успев организоваться.
  • После заключённого 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции Рапалльского договора советское руководство разрешило организацию в России объектов для испытания запрещенной Версальским договором военной техники и обучения военных кадров, немецкое руководство обещало, в свою очередь, содействовать экспорту немецкого технического опыта для развития оборонной промышленности Советской России.
  • Открытие немецкой авиационной школы в СССР планировалось с 1924 года. Документ о создании школы 15 апреля 1925 года в Москве подписаны начальником ВВС РККА П. И. Барановым и представителем «Зондергруппы Р» («Вогру») полковником X. фон дер Лит-Томзеном. Созданием школы руководила «авиационная инспекция № 1» германского оборонного управления. Использование аэродрома и сооружений школы было бесплатным, все расходы по полному оборудованию несла немецкая сторона. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн марок.
  • Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта.
  • Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923 - 1925 годах.
  • 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5 - 6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.
  • Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.
  • При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя, бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д..
  • За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.
  • В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера, немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться.
  • Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими европейскими странами, в частности с Францией. Рапалльский договор, подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность.
  • 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.
  • С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ), в 1938 году переформирована в Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования.
  • С июня 1937 - по август 1939 гг. - начальником школы был Эрнст Шахт , Герой Советского Союза
  • После Великой Отечественной войны произошло перевооружение на реактивные самолёты, добавился новый учебный авиаполк, готовивший командные кадры для частей дальней авиации. В тот же период соорудили два аэродрома: первый - с бетонным покрытием, в районе Венеры, второй - с грунтовым покрытием, в районе села Кузьминские Отвержки (ныне - гражданский аэропорт «Липецк»).

История авиационного центра в Липецке (с 1960 г.):

  • 4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года.
  • 1954 -1960 гг. - располагался в Воронеже.
  • В 1960 г. - центр был переведён в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС.
  • Из воспоминаний И. Б. Качоровского: "К 1960 г. в Воронеже удалось решить квартирный вопрос, люди обосновались капитально с надеждой после увольнения из армии остаться жить в прекрасном городе, при хорошей квартире. В Липецке же свободного жилья не имелось, так как уволенные офицеры остались жить в своих квартирах. Командование настояло на своем и переселение состоялось. В результате, те, кто не уволился, а остался служить, в течение трех лет работали в Липецке, а жили в Воронеже. Каждую субботу мы из Липецка ехали в Воронеж, а в понедельник возвращались в Липецк. Первый год нам выделяли автобус, а потом ездили на междугородном такси. Начальник Центра Куманичкин остался жить в Воронеже. В это время с начальником произошло несчастье, искалечившее его дальнейшую жизнь. Генерал нырнул с берега в речку Усманка, место оказалось мелким, результат - перелом двух шейных позвонков. Затем - паралич, многомесячное лечение. Заслуженного боевого генерала, с которым произошло несчастье, вывели за штат, а на его место назначили другого человека, которому поставили задачу перевести во что бы то ни стало всех офицеров, живущих в Воронеже, в Липецк."
  • В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 космонавтов.
  • После распада СССР военно-промышленный комплекс деградировал, бюджет вооружённых сил значительно сократился и, как следствие, для Липецкого авиацентра настали трудные времена. Лишь с 2003 года начались перемены к лучшему: увеличились лимиты топлива, стала укрепляться материальная база.
  • В июле 2003 года, к 300-летию Липецка, состоялось полуторачасовое авиашоу.
  • 22 апреля 2004 г. - авиацентр посетили президент России В. Путин и премьер-министр Италии С. Берлускони.
  • 3 августа 2007 года с испытательного аэродрома Новосибирского авиационного промышленного объединения вылетел новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34. Под управлением лётчиков ГЛИЦ Сергея Щербины и Александра Ащенкова самолёт прибыл в Липецкий авиацентр, где был торжественно принят и заступил на службу в ВВС.
  • Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года. Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.
  • На 2008 год в 968 иисап действуют четыре авиаэскадрильи: 1-я истребительная авиаэскадрилья (Су-27, Су-27УБ, Су-30, Су-27СМ), 2-я истребительная авиаэскадрилья (МиГ-29), 3-я бомбардировочная авиаэскадрилья (Су-24М), 4-я штурмовая авиаэскадрилья (Су-25)
  • В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2.
  • В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл 344 Центр подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в городе Торжок Тверской области.
  • В авиацентре есть свой музей, который действует с 1980 года. Находящаяся там выставка подробно отражает основные этапы авиационной истории города от первой эскадры самолётов «Илья Муромец» и до сегодняшних дней. Экспозиция музея включает образцы авиационного вооружения и оборудования, спецобмундирования, макеты самолётов и вертолётов, а также памятные подарки авиацентру.
  • После войны авиацентру передали четыре дома на улице Игнатьева - № 31, № 36, № 38 и № 40, в которых ранее размещалась немецкая школа.

Наш город, основанный в 1703 году, широко известен в России не только в качестве «города-металлурга» и «города-курорта». В XX веке Липецк стал также и «крылатым» городом, «городом-авиатором».

С его названием связаны имена таких известнейших летчиков, как М. В. Водопьянов, В. П. Чкалов, М. Т. Степанищев, А. Н. Харчевский; здесь формировались авиационные соединения в годы Великой Отечественной войны, здесь проходили и проходят обучение и переподготовку современные военные летчики, в том числе и летчики-космонавты.
Первые полеты в городе стали выполняться уже в первых десятилетиях XX века, в годы Первой мировой войны, когда здесь появились авиационные мастерские по сбору французских самолетов. Авиационный гарнизон города – ныне 4-й Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова - является одним из старейших в стране.
Началом авиационной истории Липецка считается 4 ноября 1918 года – именно в этот день на аэродроме города приземлился первый боевой самолет эскадры военных кораблей РККА «Илья Муромец». Осенью 2018 года в городе отметят 100-летний юбилей этой даты.
Вплоть до начала 2000-х годов история липецкой авиации была недостаточно широко освещена в литературе. В первую очередь она была отражена в местных энциклопедических изданиях («Липецкий энциклопедический словарь» (Липецк, 1994) и «Липецкая энциклопедия» (Липецк, 1999-2001)). Помимо этого, имелся ряд публикаций об отдельных летчиках, прежде всего о нашем знаменитом уроженце, одном из первых Героев Советского Союза М. В. Водопьянове, а также об авиации в годы Великой Отечественной войны и Липецком авиацентре. Документальных книг, написанных на эту тему, было не так уж много. Последние два десятилетия отмечены появлением ряда интереснейших исследований, более глубоко раскрывающих авиационную историю города, с которыми мы предлагаем ознакомиться ниже. Все эти книги имеются в фонде ЛОУНБ.


Ковалев С. Ю. Липецк авиационный

Книга «Липецк авиационный. 1912-1941» стала книгой-событием 2017 года. Она посвящена исследованию начала появления авиации в Липецке и ее дальнейшему развитию в период между Первой и Второй мировыми войнами.
Автор книги - подполковник запаса, техник авиации Сергей Юрьевич Ковалев. Заинтересовавшись личностью уроженца Липецка, боевого летчика Николая Ставровича Сакова, который получил пилотское удостоверение французского аэроклуба 25 сентября 1911 г., участвовал в боевых действиях Балканской войны 1912 г., Первой мировой войны, Гражданской войны в России, он занялся поиском сведений об авиаторе в архивах Липецкой и Тамбовской областей. Оттолкнувшись буквально от единственного упоминания этой фамилии в монографии «История воздухоплавании и авиации в России», Сергей Юрьевич полностью воссоздал биографию летчика, обстоятельства жизни членов его семьи (Н. С. Саков был женат на Н. С. Бехтеевой, представительнице дворянского рода Бехтеевых), а также выявил его роль в создании товарищества «ЛАМ» (Липецкие Авиационные Мастерские»).
Как пишет сам автор, «окончание работы над первой главой авиационной истории Липецка, вполне естественно, стало началом новых исследований». Помимо подробной биографии Н. С. Сакова, являющейся первой частью книги, здесь представлены еще шесть глав, подробно рассказывающих о других этапах развития авиации в городе:
- об эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец», в годы Гражданской войны активно участвовавшей в боевых действиях против белогвардейских частей генералов Мамонтова и Шкуро;
- о Высшей школе красвоенлетов (2-й ВШКВЛ), формирование которой началось в городе в 1923 г. и причинах ее закрытия в 1924 г.;
- о Липецкой авиагруппе, Эскадрилье имени Ленина и других авиационных частях, базировавшихся в городе в 1924-1929 гг., об их участии в крупных советских авиаперелетах, в различных военных парадах, а также в советско-китайском военном конфликте на КВЖД;
- о Высшей летно-тактической школе (ВТЛШ) ВВС РККА (1934-1940);
- об организации в 1934 г. и деятельности в довоенный период аэроклуба имени М. В. Водопьянова и вкладе в Победу в Великой Отечественной войне его руководителей и выпускников, двое из которых – С. Г. Литаврин и С. А. Бахаев - были удостоены звания Героя Советского Союза.
В каждой из этих глав помещены выявленные биографические сведения о преподавателях, курсантах, командном составе авиашкол.
В качестве отдельной главы приведена автобиография интереснейшего человека - знаменитого советского летчика, уроженца села Студенки Липецкого уезда (ныне часть г. Липецка) генерал-майора Михаила Васильевича Водопьянова (1899-1980), участника спасения раздавленного льдами в Беринговом проливе парохода «Челюскин» в 1934 г. Семеро летчиков – участников спасательной операции – в 1934 г. стали первыми, удостоенными звания «Герой Советского Союза»; М. В. Водопьянову в 1939 г. была вручена медаль «Золотая звезда» № 6. В дальнейшем он воевал на советско-финской войне, на Великой Отечественной войне, был участником нескольких арктических и высокоширотных экспедиций, писал книги.
В фотоприложении – карты и планы описываемой местности, ксерокопии страниц газет и журналов, в частности, органа печати 2-й ВШКВЛ – журнала «Красный орленок», многотиражных газет 1930-х гг., которые издавались авиационными частями Липецка – «Авиапост», «Взлет», «Воздушный боец», «Красноармейская звезда», фотографии из архивов и личных коллекций местных жителей, а также фотографии 1959 г. из альбома, посвященного 25-летию Липецких летных курсов.


Высоты Водопьянова

О личности легендарного летчика Михаила Васильевича Водопьянова, человека, чья биография – сплошной подвиг, более полное представление можно получить из книги «Высоты Водопьянова». Она написана коллективом специалистов Государственного архива Липецкой области – В. Б. Поляковым, Н. П. Селезневым, Ю. И. Чуриловым, А. Т. Березневым - на основе документов, которые были переданы на хранение правнучкой Героя Советского Союза - Светланой Михайловной Болдыревой. Авторы не просто рассказывают о его героических свершениях, но и пытаются проследить истоки формирования его личности, показать, «как из простого деревенского паренька формировался Герой, Труженик, Воин, Созидатель, Писатель, Человек, Полярный генерал» .
Включены сюда и материалы о состоянии сел и деревень Липецкого уезда в 1893-1907 гг., о возникновении сел Большие Студенки и Малые Студенки, а также краткое генеалогическое исследование семьи Водопьяновых.
Книга содержит большое количество редких и ранее не публиковавшихся фотографий, а также ряд стихотворений простых советских людей, посвященных нашему знаменитому земляку, которые еще раз напоминают нам о том, насколько он был известен и любим в Советском Союзе.

39.5г
В93
585873-КР
584797-АБ
584798-ЧЗ
584799-АБ
585872-АБ
Высоты Водопьянова / А. Т. Березнев [и др.]; под общ. ред. А. Т. Березнева. - Липецк, 2009. - 355 с.

С. Ю. Ковалев в своем исследовании лишь упомянул, но не счел необходимым излагать историю секретной немецкой авиашколы, активно работавшей в городе в 1925-1933 гг., поскольку к этому времени она уже была пдробно описана в исследованиях историка Ю. Н. Тихонова. Деятельность этой школы - это еще одна из страниц истории липецкой авиации, до начала 2000-х годов очень слабо освещенная в научной литературе. В фонде ЛОУНБ имеются три работы Ю. Н. Тихонова, раскрывающие эту тему.


Тихонов Ю. Н. Секретная авиашкола Рейхсвера в СССР

Первой из книг Юрия Николаевича Тихонова на эту тему в свет вышла небольшая брошюра, состоящая из трех частей. Первая часть - краткий очерк «Секретный объект рейхсвера в Липецке», где изложены причины создания секретной немецкой авиашколы для подготовки командных кадров будущих ВВС Германии именно в России и непосредственно в городе Липецке, на базе 4-го авиаотряда 38-й эскадрильи ВВС РККА.
Вторая часть брошюры представлена большим количеством фотографий, сделанных советскими и немецкими летчиками. Это фото боевых самолетов, зданий авиацентра и его отдельных частей, фотографии групп курсантов, а также излюбленных мест отдыха летчиков - улицы Соборной и окружающих ее территорий, Нижнего парка, Петровского спуска, площади Революции, Верхнего пруда, Петровского пруда, Каменного лога, реки Липовка, лодочных станций германской авиашколы на реке Воронеж.
Третья часть - информация о международной конференции «Липецкая школа немецких военных летчиков», посвященной проблеме советско-германского военного сотрудничества в 20-30-х гг. XX в., которая состоялась на базе Липецкого государственного педагогического университета 8-10 сентября 2005 г.
Эту брошюру можно считать анонсом следующей, уже более крупной работы Юрия Тихонова, вышедшей в 2008 г. в соавторстве с Дмитрием Соболевым - историком авиации, деятелем Русского авиационного общества (РУСАВИА).


Соболев Д., Тихонов Ю. Секретная авиашкола

Монография этих двух авторов подробно и многопланово, с использованием большого количества документов и фотографий, деятельность секретной немецкой авиашколы в Липецке в 1925-1933 гг., существование которой было секретным, поскольку противоречило условиям Версальского мирного договора.
За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено и переподготовлено более 200 немецких военных летчиков. Кроме того, бывшие курсанты уже в Германии становились инструкторами, и по программам, разработанным в Липецке, было подготовлено еще порядка 230 летчиков. О качестве их подготовки по сведениям в одном из приложений книги, где приведены биографии высших офицеров люфтваффе, обучавшихся в Липецке. Большинство из них имели очень высокие воинские звания (генерал авиации, генерал-майор, командир авиасоединения и т. п.).
Обучались здесь и советские летчики. Точное их число установить сложно, но известно, что к концу 1929 г. через эту авиашколу прошло 140 советских пилотов и механиков.
Авиашкола была не только местом подготовки кадров для рейхсвера, но и местом испытаний новой германской боевой авиационной техники. С 1930 г. испытательная работа в Липецке стала преобладать, группа обучения летчиков-наблюдателей была ликвидирована, ряд устаревших двухместных самолетов - вывезен, а сама авиашкола была реорганизована в опытную станцию по испытаниям – «Вифупаль».
В этой крупной научной работе читатель может найти много новой информации об особенностях подготовки немецких курсантов, о видах боевых самолетов, проходивших испытания, о том, как складывались отношения между летчиками двух стран и жителями города, о том, как повлияло существование немецкого центра в нашей стране на развитие ВВС Германии и СССР, а также об усилиях спецслужб, с одной стороны, России и Германии по сохранению тайны существования авиашколы, с другой стороны, Англии, Франции и Польши по ее рассекречиванию.
В приложениях – список высших офицеров люфтваффе, прошедших здесь летную подготовку, полный список немецких самолетов, в разные годы базировавшихся на липецком аэродроме, а также сведения о состоянии 4-го отряда 38-й отдельной авиационной эскадрильи на 01.11.1930 г.
В 1933 г. в силу ряда причин, в первую очередь из-за развивающегося ухудшения и советско-германских отношений, и внутриполитической обстановки в СССР, авиашкола была закрыта, и 18 августа аэродром в Липецке был возвращен в ведение ВВС РККА.


Тихонов Ю. Засекреченный город

Два издания книги «Засекреченный город», вышедшей в авторской редакции, отличаются от представленной выше книги более широким освещением периода 1920-30-х гг. в истории города, а также углубленным освещением подготовки именно советских летных специалистов.
Здесь достаточно подробно освещены первые этапы формирования здесь так называемой «малой академии» советских ВВС – современного Липецкого авиацентра имени В. П. Чкалова – деятельность 40-й (затем 38-й) эскадрильи и 10-го Отдельного авиаотряда, при котором действовала 10-я авиашкола, работа школы авиамехаников.
В исследовании значительно расширено описание «тайной войны» спецслужб вокруг секретного договора Рейхсвера и РККА, а также деятельность немецкой разведки по сбору данных о советской территории, объектах коммуникаций, военной технике, и противостоящая ей работа структур Разведывательного управления и ОГПУ.
Еще раз убедительно развеяны мифы о деятельности авиашколы, сложившиеся в течение многих лет, например, об обучении в Липецке Германа Геринга, об испытаниях в Липецке самолета «Юнкерс-87», а также о том, что город якобы не подвергался немецким бомбежкам в период Великой Отечественной войны
По сравнению с предыдущими исследованиями книга насчитывает значительно большее количество технических, исторических и современных фотографий.

63.3(2Р-4Ли)6
Т46
595536F-КХ(РФ)
595537F-ОО
595538F–КР
Тихонов, Ю. Засекреченный город / Ю. Н. Тихонов. - Саратов, 2011. - 239 с.

63.3(2Р-4Ли)6
Т46
600528F-АБ
Тихонов, Ю. Засекреченный город / Ю. Н. Тихонов. - 2-е изд. - Саратов, 2012. - 240 с.


Масликов В. Крылья Победы

Владимир Семенович Масликов (1946-2014) прошел службу в Вооруженных Силах от рядового до подполковника – старшего инструктора политотдела Липецкого авиацентра. Начиная с 1993 г. он работал начальником музея Липецкого авиацентра, а также писал очерки, посвященные истории липецкой авиации и деятельности Липецкого авиацентра.
Книга «Крылья Победы» посвящена 65-летию легендарного 402-го истребительного авиационного полка особого назначения. Этот полк был одним из самых знаменитых авиаполков советских ВВС. В годы Великой Отечественной войны среди других истребительных авиаполков он считался первым по количеству уничтоженных самолетов противника и вторым – по числу самолетов, сбитых в воздухе.
Авиаполк был сформирован в первые дни Великой Отечественной войны на подмосковном аэродроме «Чкаловский», в Липецк он был выведен на переформирование 3 июня 1943 г. После переформирования летчики этого полка воевали на Южной Украине, освобождали Кубань, Крым, Беларусь, бомбили Берлин.
В послевоенный период на его основе был создан Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк, который в 1992 г. стал ядром Липецкого авиацентра по проведению летных экспериментов.
При подготовке книги использовались дневники, письма, воспоминания ветеранов, а также такие уникальные документы, как исторический формуляр полка и журнал учета боевых действий.
В приложениях – списки летного состава в годы войны, список Героев Советского Союза, командиров полка, таблица их боевых вылетов.
Издание «Крылья Победы» можно считать логическим продолжением освещающего предвоенный период липецкой авиационной истории исследования С. Ю. Ковалева, поскольку оно повествует о событиях, выходящих за хронологические рамки книги «Липецк авиационный», происходивших в годы Великой Отечественной войны.


Масликов В. С. Небожители

Еще одна книга Владимира Семеновича Масликова – «Небожители», подготовленная им к 60-летию Липецкого авиацентра, вышла уже после смерти автора, в 2015 г. В ее основу легли исторические очерки и статьи, написанные им в разные годы и публиковавшиеся ранее в основном в местной прессе.
Она состоит из двух частей. В первой части, составляющей примерно треть книги, обзорно освещены все основные этапы развития местной военной и гражданской авиации – от первых летчиков и эскадры «Илья Муромец», с которой начиналась военная служба М. В. Водопьянова, до секретной немецкой авиашколы и Высшей летно-тактической школы ВВС РККА.
Больше информации дано о периоде Великой Отечественной войны. Кроме того, представлена информация об аэроклубе имени М. В. Водопьянова, о 6-й Военной авиационной школе первоначального обучения (ВАШПО), созданной на базе Липецкого и Воронежского аэроклубов в начале Великой Отечественной войны, о Воронежской специальной школе ВВС № 6, которая была реэвакуирована в Липецк в 1944 г. и действовала по 1955 г., а также о военно-патриотическом клубе «Юный авиатор», с 2009 г. носящего имя начальника Липецкого авиацентра, первого Героя Российской Федерации С. С. Осканова, удостоенного этого звания посмертно.
Уделено внимание и развитию гражданской авиации, начиная с момента образования Липецкой области – с 1954 г., а также перспективам развития авиации общего назначения (так называемой «малой авиации»).
Вторая часть, составляющая две трети книги, полностью посвящена истории Липецкого авиацентра. Как известно, в средствах массовой информации деятельность Авиацентра практически не освещалась, публикации в местных газетах и журналах начались только после 1993 г.
В книге «Небожители» подробно и четко, начиная с 1948 года по настоящее время, изложены этапы его организации и развития, основные направления учебной, летно-методической и научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы начиная с 1948 г. и заканчивая нашими днями. Рассказано о деятельности и таких структур, как Музей Авиацентра, Дом офицеров, детско-юношеского спортивно-технического центра «Новик», домового храма в честь пророка Илии. Освещена такая малоизвестная страница жизни авиацентра, как деятельность военной контрразведки.
Многие факты и фотографии, приведенные в книге, ранее попадали под режим секретности, и опубликованы впервые.


Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова

В кратком виде изложена история формирования и деятельности Липецкого авиацентра как специального летно-методологического, научного, исследовательско-испытательного и учебного учреждения ВВС Министерства обороны РФ представлена в буклете, также составленном В. С. Масликовым. В буклет включен перечень наград центра, список его руководителей, краткие сведения о деятельности других аналогичных российских центров боевого применения и переучивания летного состава. Освещены также международные связи авиацентра и деятельность пилотажной группы «Соколы России».


Липецкие крылья

Еще два интересных сборника, вышедших к юбилейным датам авиации, составлены интереснейшим человеком, настоящим патриотом Владимиром Александровичем Меркурьевым.
Это историк, краевед, изучивший множество страниц истории нашей авиации. В отличие от авторов предыдущих изданий, он не имеет прямого отношения к авиации, его профессия – учитель физики. Владимир Александрович – уроженец Смоленской области, родившийся за месяц до начала Великой Отечественной войны. В нашем городе живет с 1955 года, и сделал очень много для воссоздания страниц военной истории Липецка.
В 1967 г. в школе (ныне гимназии) № 19, где он работал в это время, им было создано патриотическое объединение, воспитывающее школьников на героических традициях истории советской авиации – экспедиционный клуб «Воздушные искатели». По местам боевой славы наших летчиков он провел с учениками два тысячекилометровых велосипедных похода и два зимних лыжных похода на 200 км.
Воспитанникам клуба принадлежит инициатива увековечения памяти единственного погибшего над липецкой землей летчика – Героя Советского Союза Д. И. Барашева – в виде бюста, средства на создание и увековечение которого они заработали самостоятельно. Еще одно их предложение – об установке монумента авиационной славы – было поддержано командующим ВВС СССР К.А. Вершининым, передавшим Липецку самолет МиГ-19, который установили на пьедестал на площади 50-летия ВЛКСМ (ныне площади Авиаторов).
Материалы, собранные в результате поисковой работы членов клуба «Воздушные искатели» и клубов других школ, где работают музеи боевой славы летчиков (школы №№ 2, 5, 9), а также в ходе встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и Липецкого авиацентра, легли в основу сборника «Липецкие крылья».
Сборник вышел к 90-летию авиации в Липецком крае - юбилею прибытия в город воздушной эскадры «Илья Муромец». История липецкой авиации органично вписана здесь в историю развития российской и советской авиации.
Период развития авиации в Липецке до 1940-х гг. освещен здесь кратко и в небольшом количестве глав. Значительно более детально расписан период Великой Отечественной войны, рассказано об очень большом количестве летчиков, в том числе удостоенных звания Героя Советского Союза, о 402-м авиаполке и других авиационных соединениях, в которых они воевали.
Книга завершается очерками об организации Липецкого авиацентра, об обучавшихся здесь летчиках-космонавтах, о династии летчиков Шелыгановых, о его руководителе (на тот период) генерал-майоре А. Н. Харчевском.


Липецкие соколы

Сборник «Липецкие соколы» вышел пятью годами позже и был приурочен к следующей
юбилейной дате авиации – к 100-летию Российских Военно-Воздушных сил.
Все факты авиационной истории, изложенные в предыдущем сборнике, нашли в нем свое отражение и дополнились новыми подробностями, выявленными в ходе поисковой работы.
Перед нами предстают истории подвигов Героев Советского Союза и Героев России - М. Т. Степанищева - единственного нашего земляка, удостоенного этого звания дважды за летные подвиги в годы Великой Отечественной войны, И. В. Свиридова, погибшего в небе над Чеченской Республикой в 1996 г., генерал-майора С. С. Осканова, который не вернулся из полета, отводя отказавший самолет от села Хворостянка Добринского района. Мы узнаем о героизме Л. А. Кривенкова и С. М. Шерстобитова, В. И. Новоселова и Е. И. Захарова, А. П. Петрова, О. В. Сторожука и В. И. Богодухова. Говорится в ней и о С. Е. Трещеве – уроженце Становлянского района, космонавте, который полгода работал на Международной космической станции.
Немало страниц уделено в сборнике и истории Липецкого клуба юных летчиков имени С. С. Осканова, экспедиционного клуба «Воздушные искатели», музея авиации и космонавтики школы № 51 «Крылья России».


Липецкий аэропорт. Воздушные ворота Липецкой области

Рассказ об истории липецкой авиации был бы неполон без страниц, посвященных истории гражданской авиации. Уже в 1954 г., почти одновременно с образованием Липецкой области, был решен вопрос о воздушном обслуживании ее районов - производились пассажирские и грузовые авиарейсы, создавалась Липецкая авиаэскадрилья, затем Липецкий объединенный авиаотряд. Развивалась вертолетная служба, а также сельскохозяйственная авиация. Появился Липецкий аэропорт, в 2005 г. получивший статус международного.
Сегодня Липецкий аэропорт – крупное предприятие отрасли воздушного транспорта, состоящее из различных служб, работа которых освещена в двух изданиях книги о «воздушных воротах» региона.

Все издания, о которых рассказано в обзоре, представляют интерес не только для тех, кто интересуется историей авиации, но и для всех, кому интересна история нашей страны и нашего города. К сожалению, почти все эти книги вышли достаточно скромными тиражами (например, тираж книги С. Ю. Ковалева «Липецк авиационный» составляет всего 100 экземпляров), но благодаря любезности их авторов, с ними можно ознакомиться, посетив Липецкую областную универсальную научную библиотеку.
Надеемся, что книги, написанные специалистами летного дела, влюбленными в небо и свою работу, привлекут внимание широкой читательской аудитории.