Как климат влияет на людей: особенности, примеры и интересные факты. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Как деятельность влияет на жизнь человека

Климат - это, если говорить простым языком, многолетний устойчивый режим погоды. И он оказывает влияние практически на всё. На почву, водный режим, животный и растительный мир, возможность возделывать сельскохозяйственные культуры. И конечно же, нельзя не сказать о том, как климат влияет на людей и их возможности.

Естественный раздражитель

Ни для кого не является секретом, что на протяжении многих лет в процессе эволюции люди постепенно приспосабливались к воздействиям, исходящим из внешней среды. И в человеческом организме выработались разнообразные регуляторные механизмы, напрямую связанные с данными влияниями. Сегодня люди могут нормально жить и развиваться только за счет взаимодействия с внешней средой. Человеку важно потреблять кислород, подвергаться солнечному воздействию и поглощать необходимые вещества.

Как климат влияет на людей? Воздействие на самом деле носит сложный физико-химический характер. Имеет значение абсолютно всё - лучистая энергия, давление, температура, влажность, магнитное и электрическое поле, движение воздуха и даже вещества, которые выделяются в воздух растениями. При столь многообразном воздействии в реакцию вовлекаются практически все уровни функционально-структурной организации - начиная от клеточных и молекулярных и заканчивая психоэмоциональной сферой и периферическими нервными окончаниями.

Примеры

Теперь можно перейти к ситуациям, которые наглядно показывают, как климат влияет на людей. Как показали эксперименты биоклиматологов и опыт каждого из нас - человеческий организм способен работать оптимально лишь в узком температурном диапазоне.

В жаркое время года, особенно в период с июля по август, в южных регионах существовать довольно-таки сложно. Взять, к примеру, Приморье. Климат этого края умеренно муссонный. Лето тут жаркое и влажное. И в июле/августе весь край становится похож на теплицу.

Уникальным примером можно считать Крым. Несмотря на скромную площадь (27 000 км²), его территория делится на три климатических микрорегиона и 20 субрегионов. В Севастополе, самом посещаемом в летнее время городе, царит субтропический «режим» погоды. Лето тут сухое и жаркое. И каждый год - непредсказуемое. В 2016 году, например, июнь выдался намного более душным, чем июль и август. Иногда тут могут идти дожди несколько дней подряд, а порой столбик термометра поднимается выше 40 °C.

Разбор примеров

И как климат влияет на людей, если обращаться к вышеперечисленному? Не лучшим образом. Во-первых, при таких условиях усложняется кондиционирование воздуха в легкие. При духоте снижается работоспособность, ухудшается общее состояние, самочувствие. При повышенной влажности не происходит испарение с поверхности тела. К тому же при таких условиях в разы увеличивается вероятность заразиться какой-либо инфекцией, передающейся воздушно-капельным путём, поскольку духота и влажность образуют благоприятную обстановку для развития и выживания микробов.

Организм из-за сухой жары вынужден менять уровень выделения тепла. Мы начинаем потеть, вследствие чего наша кожа увлажняется. Это испарение поглощает часть ненужного тепла. А вот если становится прохладно, то возникает дрожь и так называемая гусиная кожа, которые служат некими обогревателями.

Ещё из последствий нарушенного температурного режима следует отметить нарушение кровообращения и перегрузку ЦНС. Именно поэтому в рабочих помещениях создаётся искусственный климат за счёт кондиционеров/отопления. Нормой считается показатель от +20 до +23 °C. А уровень влажности не должен быть меньше 50% и выше 60%.

Статистика

Рассказывая о том, как климат влияет на жизнь людей, стоит обратиться к интересным данным, выясненным социал-гигиенистом Владимиром Ивановичем Чибураевым и доктором медицинских наук Борисом Александровичем Ревичем. В одном из своих трудов они привели статистику, в которой наглядно демонстрируются последствия плохих или ухудшенных климатических условий.

Так, например, до 40 000 случаев смертности в год происходит из-за загрязнения воздуха взвешенными веществами. Этот фактор провоцирует возникновение и развитие болезней органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Из-за микробного загрязнения продуктов питания и воды появляются кишечные инфекции, которые некоторые люди запускают, не лечат. Около 1 100 человек в год погибают по этой причине. И из-за опасных природных явлений в год случается около тысячи смертей.

Всё это относится к теме о том, как климат влияет на жизнь людей. Как можно видеть, запущенные последствия бывают очень даже серьёзными.

Холод

Выше было сказано о жаре и духоте. Но, обсуждая то, как климат влияет на деятельность человека и его жизнь, важно упомянуть и о воздействии холода.

Если он кратковременный, то происходит остановка дыхания на усиленном вдохе, после чего происходит выдох, и оно учащается. Такое можно наблюдать при обливании, например. А вот длительное воздействие холода способствует выработке тепла и вентиляции. Соответственно, увеличивается и выделение углекислого газа. Организм людей, живущих на севере, работает несколько иначе. Они привыкают к холоду с детства и, соответственно, закаляются. Вот, например, если человек из Ханты-Мансийска, где на данный момент царит -52 °C, попадёт в июле в Сочи или в Крым, допустим, то ему с непривычки будет крайне сложно перенести жару. Потому что он никогда не был там, где температура воздуха около +40 °C вполне может считаться нормальной.

Польза холода

Но это ещё не всё, что можно рассказать о том, как климат влияет на образ жизни людей. Под влиянием холода также изменяется количество сердечных сокращений, и даже характер толчка. В этом есть польза, ведь аритмия исчезает в таких условиях. Ещё холод способствует увеличению мышечной силы и тонусу. Изменяется даже состав крови. Увеличивается количество красных кровяных телец и лейкоцитов. А обмен веществ обычно происходит без всяких сбоев. Движение жидкостей под воздействием холода происходит нормально, так что никаких застойных явлений не наблюдается.

Быт

О том, как климат влияет на образ жизни и быт людей, писали ещё такие великие деятели, как Монтескье, Боден и Аристотель. И по сей день данная тема актуальна.

На Севере, например, вследствие климата рождаются такие потребности, которых нет на Юге. У человека появляется необходимость оградить себя от внешних невзгод. Бóльшую часть времени северяне проводят внутри дома или рабочих помещений. У южан таких проблем нет. Но зато они должны подчиняться окружающей среде.

Морской климат

Его также стоит отметить вниманием. Было немного сказано о том, как климат влияет на жизнь человека. Примеры многочисленны. Но морской климат заслуживает отдельного внимания.

Калий, например, входящий в его состав, играет роль антиаллергена. Бром оказывает успокаивающее воздействие. Кальций способствует укреплению соединительных тканей человеческого организма. Йод влияет на омоложение клеток кожи, а магний снимает отёчность. Максимально насыщенным воздух становится во время шторма. Кстати, молекулы, находящиеся в нём, ионизированы. А это делает воздух ещё более целебным. Ведь ионы оказывают влияние на обмен веществ.

Люди и их воздействие

Говоря про быт, стоит затронуть вниманием тему о том, как человек влияет на климат. Примеры существуют. Самый яркий заключается в развитии сельскохозяйственной деятельности. В один момент она достигла такого уровня, что возник вопрос о её непреднамеренном воздействии на климат. Что произошло? Во-первых, распахивание гигантских массивов земли, по причине чего в атмосферу поднимается огромное количество пыли и теряется влага.

Во-вторых, резко сокращается количество деревьев. Леса буквально уничтожаются, особенно тропические. А ведь они влияют на воспроизводство кислорода. На выше предоставленной фотографии соединено два снимка, сделанных NASA в разные годы. И по ним визуально заметно, насколько сильны последствия вырубки лесов. Земля уже перестала быть «зелёной планетой».

Но это ещё не всё, что можно сказать о том, как люди влияют на климат. Приведите примеры сами, ведь они - вокруг нас! Вспомнить хотя бы животный мир. Многие виды уже вымерли. И до сих пор имеет актуальность перевыпас скота, из-за которого саванны и степи превращаются в пустыни. Как результат - иссушение почвы. Что и говорить о сжигании ископаемого органического топлива, из-за чего в атмосферу происходит огромный выброс СН 4 и СО 2 . Воздействие промышленных отходов и вовсе меняет её состав, увеличивая содержание аэрозолей и радиационно-активных газов.

Вывод отсюда печальный. Земля на грани экологической катастрофы. И привели к ней сами люди. К счастью, сейчас мы спохватились, и начали предпринимать попытки по восстановлению природного баланса. Впрочем, как всё будет - покажет время.

Задумывались ли вы над таким вопросом, как физическая активность влияет на мозг, как улучшить мозговую деятельность? Активный образ жизни влияет на работоспособность памяти и мозга. Люди, которые ведут активный образ жизни, имеют более высокое интеллектуальное развитие. Почему так происходит, и какая связь между спортом и активностью мозга, мы разберемся в этой статье.

Влияние спорта и физической активности на мозг

«Физические упражнения оказывают влияние прежде всего на мозг и лишь затем на тело. Они управляют настроением, уровнем энергичности и внимательности, общим ощущением хорошего самочувствия»

Доктор Джон Рэтей

  1. Во время физической нагрузки кровь приливает к мозгу, которая несет в себе питательные вещества и кислород.
  2. Умеренная физическая нагрузка стимулирует работу нервных клеток мозга, а также способствует более быстрому развитию нейронных отростков.
    В процессе научных исследований было обнаружено, что спорт способствует развитию дендритов не только тех участков мозга, что отвечают за двигательную активность, но и на области, которые отвечают за обучение, мышление и память. Именно рост и развитие нервных клеток и их окончаний отвечают за интеллектуальные способности человека.
  3. Физическая активность продлевает молодость. Есть научные исследования, которые подтверждают, что регулярная физическая активность способствует синтезу новых стволовых клеток, которые обновляют и омолаживают не только ткани мозга, но и организм в целом. То же самое происходит и с нервными клетками, которые восстанавливаются при физической активности.
  4. С возрастом кровеносные сосуды теряют свою эластичность. И в первую очередь страдает аорта, которая снабжает мозг кровью. В результате снабжение мозга кислородом ухудшается, что приводит к ухудшению умственных способностей. Согласно результатам исследований немецкого Федерального союза кардиологов, люди в возрасте 55-75 лет, которые занимались спортом, лучше выполняют когнитивные тесты, чем нетренированные люди. Занятия спортом поддерживают здоровье и эластичность кровеносных сосудов, что способствует сохранению работоспособности мозга долгие годы.
  5. Активирование роста и развития новых нейронов в гиппокампе способствует улучшению памяти. Гиппокамп – это участок мозга, который отвечает за память. Поэтому люди, которые ведут активный образ жизни, легче усваивают и запоминают новую информацию. Ведь при физических нагрузках учащается сердцебиение, соответственно больше крови попадает в мозг. Исследования показывают, что уровень конгитивных способностей увеличивается на 15% сразу после тренировки. Минимальное время тренировок, необходимое для улучшения работы мозга – 30 минут три раза в неделю.
  6. Тренировки повышают способность мозга концентрироваться. Так как во время выполнения упражнений, человек не только концентрируется на определенной задаче, но и контролирует технику упражнения, считает повторы. Или при выполнении дыхательной гимнастики концентрируется на вдохе-выдохе.
  7. Физические тренировки учат человека ставить цели и достигать их. Это напрямую помогает человеку бороться со стрессом. Ведь причина любого стресса – страх, что количество навалившихся проблем настолько велико, что человек думает, что никогда не справится с ними. Исследования института здоровья Колорадо показали, что люди, которые ведут активным образ жизни, более стрессоустойчивы и менее беспокойны.
  8. Физические нагрузки помогают противостоять депрессиям. Это связано с выработкой серотонина и дофамина во время тренировок. Кроме того, тренировки помогают человеку обрести чувство контроля над своей жизнью.
  9. Как физическая активность влияет на внимание? Медики часто рекомендуют детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности занятия спортом. Это альтернатива медикаментозному лечению. Причина в том, что спорт помогает мозгу формировать такие функции, как последовательность, умение расставлять приоритеты, выдержку.
  10. Интересен тот факт, что анаэробные тренировки приводят к увеличению размеров гипоталамуса и коры головного мозга. Они ответственны за память и способность к обучению. Силовые тренировки такого эффекта не оказывают, так как их действие направлено на учащения сердцебиения и концентрацию внимания на определенном упражнении.
  11. Исследование Лоренцы Кольцато и Жюстин Паннекок «Влияние физических упражнений на дивергентное мышление» показали, что человек переживает творческий подъем сразу после тренировок. И этот эффект длится еще несколько часов. Доказано, что физически активные люди предлагают более интересные идеи на работе или учебе, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Этот эффект объясняется тем, что тренировки способствуют выработке серотонина, который называют «гормоном счастья». Это нейромедиатор головного мозга, вещество, которое передает импульсы мозга между нервными клетками. Гормоном серотонин становится тогда, когда попадает в кровь. Физическая активность способствует выработке серотонина, который в первую очередь отвечает за уверенность в себе и прилив сил.
  12. Физическая активность влияет и на настроение. Люди, которые занимаются спортом, чувствуют себя более счастливыми, эмоционально стабильными. У них уменьшается тревожность, проходит депрессия. Это объясняется тем, что помимо серотонина, физическая активность способствует более активной выработке дофамина - это вещество, которое отвечает за психоэмоциональное состояние. Дофамин поддерживает мозговые и сердечные функции, контролирует вес, увеличивает работоспособность и улучшает настроение. Регулярные физические упражнения это залог поддержания дофамина на нормальном уровне.

Почему многие профессиональные спортсмены кажутся не очень умными?

Как улучшить мозговую деятельность и как физическая активность влияет на мозг, мы с вами уже разобрались. Но почему многие спортсмены не блещут своими интеллектуальными способностями? Во-первых, все зависит от того, чем человек занимается помимо спорта, интересуется ли чем-то еще. Если человек всю свою жизнь посвящает только спорту, изнурительным тренировкам, то ясное дело, что он просто не может проявить себя в других сферах. Во-вторых, профессиональные спортсмены часто вынуждены испытывать неимоверные усилия и напряжение. Это негативно сказывается на нервной системе. Изнурительные тренировки не несут пользы организму.

Если вы почитаете биографии современных спортсменов, вы увидите, что это интересные разносторонние личности. Многие из них достигли успеха и вне спорта.

Когда мы говорим, как физическая активность влияет на мозг, мы говорим не о профессиональном спорте и тяжелейших нагрузках, а о активном образе жизни. Достаточно в день хотя бы 30 минут прогуливаться на свежем воздухе, чтобы укреплять сосуды, обогащать мозг кислородом.

Какая физическая активность лучше всего влияет на мозг?

  1. Гимнастика способствует улучшению кровообращения всего организма и усиливает питание мозга.
  2. Прогулки на свежем воздухе. Если вы устали и не можете решить какую-то задачу, выйдите на свежий воздух. Даже не длительная прогулка приводит к озарению и новым мыслям.
  3. Плавание – это один из самых безопасных видов физической нагрузки, которая благотворно влияет на работу мозга. Во время плавания работают не только все группы мышц, но и осуществляется дыхательные нагрузки, которые обогащают мозг кислородом.
  4. Дыхательная гимнастика не требует уделять ей отдельного времени. Ее можно выполнять на работе, дома, без отвлечения от основных дел. Она снабжает мозг кислородом, улучшает память.
  5. Йога развивает не только гибкость тела, но и ума.
  6. Танцы – это особый вид спорта. Занятия приносят удовольствие, поднимают настроение, развивают координацию и эстетику движений.
  7. Езда на велосипеде – это и кардионагрузка, и времяпровождение на свежем воздухе. Укрепляет сосуды, улучшает работу сердца.
  8. Очень полезны любые игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон).

Как правильно выбрать вид физические нагрузок и какие правила нужно соблюдать, чтобы физические нагрузки приносили максимум пользы вашему организму.

  1. Если вы заботитесь о своем интеллекте, то выбирайте не травмоопасный вид спорта.
  2. Занятия должны проходить в таком режиме, чтобы вы не чувствовали истощенность. Вы должны чувствовать легкую усталость, которая после отдыха сменяется приливом сил.
  3. Не увлекайтесь частыми экстремальными видами спорта. Выброс адреналина вызывает активность мозга, но она направлена на выживание. Если вы хотите до старости иметь здравый рассудок, хорошую память – лучше займитесь спокойными видами спорта.
  4. Очень важна регулярность занятий. Важно выработать в себе привычку. Спорт должен постоянно присутствовать в вашей жизни. Стать образом вашей жизни.
  5. Чтобы выработать привычку, нужно попробовать разные виды спорта и выбрать тот, который приносит вам наибольшее удовольствие. Намного легче привыкнуть к чему-то приятному и не забросить это дело, чем пытаться себя заставлять.

Вы должны понимать, что любая, даже минимальная физическая активность влияет на ваш мозг, ваше тело и улучшает здоровье.

Активный образ жизни – это важная составляющая жизни человека. Она способствует саморазвитию, поддержанию тела в тонусе, прекрасной физической форме.

Влияние физической активности на мозг человека трудно переоценить. Укрепление сосудов, выработка гормонов счастья серотонина и дофамина, укрепление нервной системы за счет более быстрого роста и восстановления нервных клеток, увеличение гипоталамуса и коры головного мозга – всего 30 минут 3 раза в неделю. Найдите время на себя и сохраните свое здоровье, молодость и здравый рассудок на всю жизнь

Вам известно множество примеров положительных и отрицательных последствий деятельности человека в биосфере. В настоящее время человечество находится перед лицом глобальных проблем, от решения которых зависит существование человеческого общества на Земле.

Продовольственная проблема возникла в связи с быстрым ростом численности населения Земли. Ежегодно население земного шара увеличивается на 2%, то есть каждую минуту в мире рождается около 150 человек.

Население Земли нуждается в продуктах питания. В связи с этим увеличивается площадь сельскохозяйственных угодий, и в первую очередь пашни. Распаханность земель в отдельных странах колеблется от 1-4 до 30-70%. В настоящее время сельскохозяйственные угодья занимают 10-12% площади суши. Площадь сельскохозяйственных угодий нельзя увеличивать до бесконечности, поэтому главная роль в решении продовольственной проблемы принадлежит интенсификации сельского хозяйства, более эффективному использованию сельскохозяйственных угодий. Важная роль в решении этой проблемы отводится выведению высокопродуктивных пород и сортов.

Проблема истощения природных ресурсов. Потребление природных ресурсов растет быстрыми темпами.

Если в 1913 г. в среднем на каждого жителя нашей планеты приходилось 4,9 т различных природных ресурсов, в 1940 г.- 7,4 т, в 1960 г.- 14,3 т, то к 2000 г. их количество достигло 45 т на человека.

Для своих нужд человечество использует 13% речного стока, из земных недр ежегодно добывается около 100 млрд т полезных ископаемых. Производство электроэнергии удваивается примерно каждые 10 лет.

В результате возникает проблема недостатка минеральных ресурсов и энергетического кризиса в связи с истощением мировых запасов нефти и газа.

Для охраны невосполнимых минеральных ресурсов необходимо совершенствовать способы их добычи (в земных пластах при современных способах добычи остается 25% руд черных и цветных металлов, 50-60% нефти, 40% угля), более полно извлекать из руд все содержащиеся в них элементы, использовать полезные ископаемые только по назначению. Для решения энергетической проблемы следует более широко использовать энергию ветра, Солнца, приливов и отливов.
Что касается восполнимых биологических ресурсов (растений, животных), то их добычу следует организовывать так, чтобы в природе всегда оставалось необходимое количество особей для восстановления исходной численности популяций.
Загрязнение окружающей среды твердыми, жидкими и газообразными ве 1000 ществами приводит к изменению ее физических и химических свойств, что неблагоприятно влияет на организмы. Различают физическое (тепловое, шумовое, световое, электромагнитное и др.), химическое и биологическое (привнесение в природные сообщества нехарактерных для них видов, которые ухудшают условия существования обитателей данного сообщества) загрязнение.

Для решения этой проблемы создаются очистные сооружения, внедряются малоотходные и безотходные технологии, устанавливаются запреты на ввоз и расселение в сообществах нехарактерных для них видов.

Проблема сохранения биоразнообразия, генофонда растительного и животного мира. Важнейшая задача, стоящая перед человечеством,- сохранение всего многообразия организмов на Земле. Все виды тесно взаимосвязаны, поэтому уничтожение одного вида приводит к исчезновению связанных с ним видов.

С целью сохранения всего многообразия видов растений и животных применяются меры по восстановлению численности отдельных видов. Для этого редкие и исчезающие виды заносятся в Красную книгу, запрещается промысел животных или сбор дикорастущих растений. Важная роль в сохранении биоразнообразия принадлежит заповедникам, заказникам, национальным паркам, ботаническим садам, зоопаркам, где изучаются биологические особенности организмов, восстанавливается их численность.

Сохранению биоразнообразия способствует восстановление естественных сообществ на тех территориях, где они исчезли по вине человека. Так, на месте бывших лесов проводятся лесопосадки, восстанавливаются пастбища, в пустынях закрепляются пески путем посадки растений.

Опустынивание земель происходит под влиянием деятельности человека. Одна из причин опустынивания — неумеренный выпас скота. Например, овцы во время выпаса уничтожают всю растительность, которая закрепляла пески своими корнями. В результате под влиянием ветра они начинают перемещаться, увеличивая площадь пустыни, засыпая плодородные земли. Для закрепления песков необходимо проводить работы по восстановлению растительного покрова.

Многообразие живых организмов — основа существования биосферы, поэтому, сохраняя все современные виды организмов, человек обеспечивает условия, пригодные для жизни на Земле человеческого общества. В последние десятилетия ведется активный поиск оптимальных путей ведения хозяйственной деятельности с тем, чтобы наносить природе минимальный ущерб. Рассмотрим некоторые аспекты проблемы организации хозяйственной деятельности человека с учетом экологических закономерностей.

Человек, как и всякое биологическое существо, зависит от состояния окружающей его среды. Год от года влияние деятельности человека на окружающую среду непрерывно возрастает и вызывает ее изменения. Перед человечеством стоит важная проблема — обеспечение устойчивости среды обитания.

Один из путей решения этой проблемы — рациональное использование биологических ресурсов. Биологические ресурсы — это все живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Их особенность состоит в том, что они способны возобновляться в процессе размножения.

Биологические ресурсы определяют устойчивость всей биосферы как среды обитания человека, служат источником пищевых продуктов, сырья, лекарственных веществ. Как правило, эти ресурсы используются нерационально. Для их сохранения необходимо предпринять ряд мер: пересмотреть принципы размещения и организации производства, наладить мониторинг — службу слежения за состоянием окружающей среды; регулировать численность популяций в естественных и искусственных экосистемах; изучать динамику численности популяций, их биоценотические связи. Основу решения этих вопросов составляет изучение естественных сукцессионных процессов и управление ими.

Необходимо помнить о том, что исчезновение видов носит экосистемный характер.

Каждый исчезнувший вид растений уносит с собой не менее пяти видов беспозвоночных животных, существование которых связано с этим видом.

Второй путь решения проблемы связан с организацией сельского хозяйства на основе знания экологических закономерностей. Необходимо т d39 ак организовывать севообороты в агроэкосистемах, чтобы создавать целостные системы с развитием всех трофических уровней. Это позволит устранить угрозу массового размножения вредителей, снизит необходимость применения больших доз ядохимикатов. На полях целесообразно выращивать не одну культуру, а несколько, учитывая разные экологические условия. На таких полях можно снимать в течение одного сезона разнообразные урожаи.

Для борьбы с сорняками следует использовать преимущественно биологический метод, основанный на способности культурных растений конкурировать с сорняками, опережая их развитие в пространстве и во времени.

Промышленность также должна развиваться с учетом экологических закономерностей. Уже сейчас человек в состоянии прогнозировать последствия техногенных преобразований среды, решать проблему утилизации отходов, проводить биологическую очистку сточных вод. При развитии промышленности важно учитывать закономерности, существующие в биосфере. Вещества, извлекаемые для нужд человека из природы, должны возвращаться в биосферу в пригодном для включения в биологический круговорот виде, то есть промышленность должна встраиваться в естественный круговорот веществ в биосфере.

Таким образом, учет экологических закономерностей — одно из условий выживания, сохранения и развития человеческого общества.

Насколько полезным был этот материал?

Мы представляем собой биологический вид, но как личность можем состояться только в результате культурной эволюции. Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие.

Этапы формирования личности

Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека:

  • природная среда, климатические особенности района проживания;
  • совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе;
  • усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации;
  • субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.

Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.

Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • ранний до 3 лет;
  • с 3 до 11 лет;
  • подростковый, с 12 до 15 лет;
  • юношеский возраст (до 18 лет).

Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.

Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.

Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.

В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.

Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.

Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.

В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.

Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».

Влияние личности на социум

Социум в современном понимании представляет собой сложную макросистему, стремящуюся к единому стандарту ценностей с учетом наследия разных культур и традиций. Отмечается не только влияние общества на личность, но и обратный процесс. Влияние человека на общество определяется степенью развития умственных способностей, навыком эффективно взаимодействовать с группами.

По отношению к окружающей среде особа может выступать в разных ролях: потребитель, созидатель или разрушитель. Самым низким уровнем ответственности является потребительский, когда индивидуум ограничивает свои интересы меркантильными и мелочными потребностями.

Более высокий уровень ответственности предусматривает усиление влияния позиции человека на окружающих. Степень воздействия личности на социум определяется способностью к действиям. Сильный и целеустремленный индивид может повлиять на изменения в мире, сплотив вокруг себя группу единомышленников.

При выполнении в социуме определенной функции деятельность человека на пользу окружения им поощряется. Сила положительного примера является одним из главных инструментов влияния личности на общество.

Во многих художественных произведениях поднимались острые социальные вопросы, и писатели оказывали существенное воздействие на ход истории. Рассказы Тургенева «Записки охотника», где с симпатией и любовью описаны образы крестьян, показали безнравственность крепостного права, и в России общественность поднялась на борьбу за его отмену.

Аргументы, приведенные Шолоховым в рассказе «Судьба человека », привели к принятию закона о реабилитации военнопленных, которых до этого судили как предателей родины.

Социум и человек не могут существовать и развиваться без зависимости друг от друга . А.М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» показал, что человек не может счастливым, если ставит себя выше общества. Принося свою жизнь в жертву, как Данко, он останется в истории примером мужества.

Многогранный процесс превращения в личность возможен только при постоянной работе над собой и в результате влияния разнообразных групп.

Задав вопрос о том, с чем людям приходится сталкиваться на работе, можно получить очень разные ответы.

Стоматолог скажет, что ему постоянно приходится иметь дело с отговорками и слабохарактерностью. Взрослые серьёзные люди отменяют приём, ссылаясь на отсутствие свободного времени, а когда всё-таки оказываются в кресле, врут о том, как тщательно они пользовались зубной нитью, и нарушают все обещания, которые давали в прошлый раз. Воспитание «больших детей» делает стоматолога строгим.

Юрисконсульт ответит, что он ежедневно сталкивается с агрессией и нетерпеливостью своих клиентов, которые хотят, чтобы всё было сделано ещё вчера. Никому нет дела до личной жизни других людей.

Звукорежиссёр скажет, что проблемы возникают неожиданно и постоянно, но если быть внимательным и действовать методично, то решение обязательно найдётся. Если есть семь возможных причин проблемы, нужно просто проверить каждую из них. Технологии вообще хороши тем, что в этой сфере всё устроено логично.

Что работа меняет в нас

Фото Ernesto De Quesada/Flickr.com

Все профессии можно классифицировать в зависимости от того, какие черты человеческой натуры они укрепляют и ослабляют.

  • Терпение и раздражительность . Приучает ли ваша работа акцентировать внимание на том, что происходит здесь и сейчас, а то, что случится через несколько лет, считать неважным (новостной редактор, медсестра-сиделка)? Или же она заставляет вас мыслить в долгосрочной перспективе (авиационный инженер, инспектор по надзору за электростанциями)?
  • Подозрительность или доверие . Какое из чувств обостряет ваша работа? Вы находитесь в среде, где люди держат многое при себе или используют прямую (журналист, антиквар)? Или же вы работаете с людьми, которые не скрывают того, что их беспокоит (психотерапевт, авиадиспетчер)?
  • Умозрительность или конкретика . На работе вы сосредоточены на том, какими вещи могли бы быть, или на том, какие они на самом деле? Вы обращаете внимание на то, чему все остальные люди не придают значения (учёный, поэт), или вам платят за внимательное отношение к сугубо практическим деталям (кровельщик, поставщик свежих фруктов)?
  • Поиск согласия или независимость . Некоторые профессии учат способности приходить к общему мнению (преподаватель, организатор праздников), другие выдвигают на первый план личное мнение или необычную точку зрения на привычные вещи (тренер, предприниматель).
  • Оптимизм или пессимизм . Работа призывает вас находить положительные стороны и, возможно, сглаживать недостатки (маркетинг, личный коучинг) или вырабатывает привычку прежде всего обращать внимание на опасности и ошибки, которые могут привести к неприятностям в будущем (юристы, бухгалтеры)?
  • Нацеленность на прибыль или отстранённость от финансовых вопросов . Предполагает ли рабочая среда и ваш статус сосредоточенность на деньгах и прибыли (торговый агент, генеральный директор) или же этому можно вообще не придавать значения изо дня в день (научный сотрудник, учитель)?
  • Хрупкое положение или надёжный статус . Художники часто терпят неудачи: работа, в которую они вложили всю свою душу, может быть недооценена, а то и полностью проигнорирована. Даже если они будут хороши в том, чем занимаются, коммерческий успех и признание общества вовсе не гарантированы. Тогда как другие профессии подразумевают хорошее вознаграждение: например, квалифицированный IT-специалист обязательно найдёт высокооплачиваемую работу.
  • Лучшие или худшие стороны жизни . Некоторые профессии всё время напоминают о ценности жизни (акушерство, уход за больными). В других сферах люди больше сталкиваются с худшими сторонами человеческой натуры (полиция, семейное право).
  • Строгая иерархия или случайное продвижение . В одних профессиях условия, которые требуются для продвижения по карьерной лестнице, заранее известны и логичны (пилот, учитель), в других же гораздо больше зависит от случая и связей (телевидение, политика).
  • Работа в исчезающей или растущей отрасли . Есть направления деятельности, золотой век которых уже в прошлом. Работать в таких сферах, вероятно, не так интересно, как раньше (книгоиздательство, эфирное телевидение). А есть новые отрасли с высокими прибылями и взрывным ростом (социальные медиа, технологии). Вы работаете с людьми, которые чувствуют, что могут завоевать мир, или находитесь среди тех, кто понимает, что мир уже победил их?

Сущность перемен


wwwuppertal/Flickr.com

Пребывание в определённой психологической среде ежедневно в течение многих лет оказывает огромное влияние на наши привычки и мышление. Это влияет на то, как мы воспринимаем людей, определяет наши взгляды на жизнь и постепенно меняет нас самих. Всё, что мы делаем на рабочем месте, распространяется и на остальную часть нашей жизни.

Обычно мы считаем, что такое случается где-то далеко и с кем угодно, только не с нами. Мы понимаем, что взгляды французского аристократа в XV веке были предопределены строгой социальной иерархией и этикой воина, а тяжкий труд и постоянная борьба со стихией значительно повлияли на мировоззрение обитателей шотландской рыбацкой деревушки в XIX веке. Однако мы мало чем отличаемся от них. Нам гораздо сложнее заметить то, что происходит с нами, поскольку для нас самих наши взгляды кажутся совершенно естественными и единственно верными, хотя это не так. Увидеть это поможет встреча с иностранцем или человеком с совершенно отличным от вашего родом занятий.


Фото Royal Navy Media/Flickr.com

Иногда мы можем заметить результаты воздействия работы на человека. Если спросить адвоката, какими будут машины через 20 лет, он удивится: зачем вообще размышлять о чём-то недостижимом сейчас? могут развиваться совершенно непредсказуемо, но и через 20 лет будут суды, законы и юриспруденция. И мы разберёмся со всем этим, когда придёт время. А если поинтересоваться у академика, сколько он зарабатывает в час или какую прибыль принесло его последнее открытие, он наверняка сочтёт ваши вопросы неуместными.

Мы знаем, что образ мышления людей в рабочей среде также прослеживается в их поведении в обычной жизни. Учитель начальных классов воспринимает своих детей как учеников, преподаватель, привыкший читать лекции, обычно оказывается главным болтуном на званых обедах, а политик вряд ли удержится от того, чтобы произнести речь на свадьбе.

Однако это всё лишь вершина айсберга. Влияние работы становится заметным во множестве других случаев.

  • Технические специалисты очень спокойны и воспринимают жизненные проблемы так же, как технические неполадки, с которыми они сталкиваются на работе. Они считают, что с большинством трудностей можно разобраться, если не паниковать и методично перебрать все возможные решения.
  • У телепродюсеров хрупкое чувство собственного достоинства. Они очень агрессивны, когда чувствуют, что находятся на вершине, но быстро меняют поведение, поняв, что ситуация складывается не в их пользу.
  • Стоматологи любят командовать. Они так часто отчитывают людей за их слабости, что это становится привычкой.
  • Писатели-фрилансеры, которым постоянно приходится подстраиваться под требования заказчиков, привыкают к ощущению, что их недопонимают и недооценивают.

Хорошее и дурное влияние

Работа может хорошо влиять на людей. Мировосприятие, приобретённое в рабочей среде, часто восполняет пробелы и культивирует качества, которые человек не смог бы развить самостоятельно. В офисе, где важна скорость и , нерасторопный и легкомысленный человек обычно становится более собранным. А среда, где достижение компромисса является частью рабочего процесса, будет чрезвычайно полезна для людей, которые считают собственное мнение исключительно важным.

Однако работа оказывает и . Когда у человека закрепляется определённый способ мышления и выполнения задач, всё отличное от этого постепенно вытесняется. Школьный администратор может быть очень хорош в подборе персонала и решении организационных проблем, но вопрос «Какова глобальная цель образования?» поставит его в тупик.

Подобные вопросы могут быть очень болезненны для многих из нас, поскольку лишний раз напоминают, от чего нам пришлось отказаться, чтобы сосредоточиться на конкретной работе. Посвятив большую часть жизни определённому делу, мы не в состоянии уделить достаточно времени другим, потенциально не менее интригующим, вещам.

Помнить о том, как работа меняет нас, - значит быть снисходительнее к другим людям. Возможно, это работа сделала их нервными, агрессивными или скучными. Занимаясь чем-нибудь другим, они, вероятно, были бы совсем другими людьми.