Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе первого года обучения для детей с общим недоразвитием речи. Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе Логопедические комплексные занятия мл

Светлана Никитина
Интегрированное занятие логопеда и воспитателя с использованием мультимедийного сопровождения на тему «Дикие животные»

Интегрированное занятие логопеда и воспитателя с использованием мультимедийного сопровождения

на тему «Дикие животные »

(подготовительная к школе группа для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Задачи :

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение сравнивать объекты по различным признакам, делать выводы;

Развивать зрительное восприятие и внимание ;

Коррекционно-образовательные :

Уточнить лексико-грамматические представления по теме «Дикие животные » ,

Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения) ;

Учить соотносить речь с координацией движений;

Совершенствовать согласование слов в роде, числе, падеже;

Закрепить навык составления рассказа-описания;

Коррекционно-воспитательные :

Учить детей бережно относиться к живой природе ;

Формировать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Оборудование : презентация на мультимедийной доске с проектором , магнитная доска, сюжетные картинки с изображением диких животных , контейнеры с фишками для звукового и слогового разбора слов , изображение зайца для каждого ребенка, вата, клейстер.

Ход занятия.

Логопед -Дети , вы любите слушать сказки? Я расскажу вам сегодня лесную сказку (предварительно из группы выбирается один ребенок, на протяжении всего занятия играющий роль зайчонка):

В густом, дремучем лесу жила-была зайчиха со своим зайчонком. Зайчонок был очень непослушным. И вот, однажды, убежав без спроса погулять, он заблудился в лесу. Зайчонок очень испугался, и стал жалобно звать на помощь маму.

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила :

Что случилось? Ты потерялся?

Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

Нет, горько заплакал малыш.

Из-за дуба в развалку вышла медведица и сказала :

Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Нет, продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала :

Я знаю, у твоей мамы колючки на спине…

Нет, продолжал рыдать малыш.

С сопением из норы вылезла барсучиха.

Может у твоей мамы белые полоски на мордочке – поинтересовалась она .

Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму : с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

Моя мама – самая красивая.

Логопед : А теперь, если вы внимательно слушали сказку, то легко ответите на мои вопросы.

Беседа по сказке.

Логопед : Кто заблудился в лесу?

Дети : В лесу заблудился маленький зайчонок.

Логопед : Почему зайчонок заблудился?

Дети : Он был непослушным, и ушел из дома один без спроса.

Логопед : Кто пришел на помощь малышу?

Дети : На помощь пришли лесные мамы.

Логопед : Но мы так и не поняли, какая мама зайчонка? Я предлагаю всем, вместе с зайчонком, пойти в нашу лесную школу, где мы ответим на все вопросы.

Дети рассаживаются на свои места перед мультимедийной доской , начинается показ слайдов.

1 слайд : Логопед - исключи «лишнее» («4 лишний» среди диких животных ) по очереди вызываются дети, нажимают на лишнюю картинку, объясняют, если верно -картинка исчезает.

2 слайд : Логопед – «Найди детёныша» :

На слайде- путаница, задача каждого ребенка найти и передвинуть детеныша к маме (для читающих детей-слова, для нечитающих - картинки)

У медведицы … лисёнок

У лисицы…. волчонок

У ежихи …. медвежонок

У волчицы…. Ежонок

3 слайд – воспитатель проводит игру «Посчитай-ка» (согласование числительных и существительных-названий животных ):

1 (один) медведь, 2 медведя, 3, 4, 5 медведей

1 (одна) лиса, 2 лисы, 3, 4, 5 лис и т. д. (на экране движется картинка животного последовательно рядом с каждой цифрой).

4 слайд : Логопед просит выложить звуковые схемы слова БЕЛКА

Дети выкладывают их на столах, сверяют правильность с доской, делят слово на слоги с тактильным контролем, ставят ударение.

Воспитатель приглашает детей отдохнуть на лесной полянке под музыкальное сопровождение Е Железновой «Зайка» (координация речи и движения)

5 слайд : Логопед – Какое животное спрятано за фигурой ? (на доске фигуры, за которыми видна какая-то часть тела животного )

За квадратом лиса, я вижу лисий хвост, и т. д.

Последняя спряталась зайчиха, дети описывают её более подробно :

Это зайчиха, у неё длинные уши, короткий хвостик, мягкая белая шерсть. Вот какая мама у зайчонка, давайте сделаем её портрет.

Дети совместно с воспитателем делают аппликацию , наклеивая кусочки ваты на изображение зайца.

Итог : - Вам понравилось путешествие в лес?

Что запомнилось? Как нужно вести себя в лесу?

Публикации по теме:

Программное содержание: формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях.

«Путешествие в сказку» Интегрированное занятие логопеда и воспитателя по обучению грамоте Цели: Систематизировать знания о гласных и согласных звуках; Развивать фонематический слух; фонематическое восприятие; Воспитывать.

04/04/2015 г. Воспитатели группы «Звездочка»: Анищенко Т. В., Позднякова Е. Ю. Образовательные области: речевое развитие, познавательное.

Интегрированное занятие в старшей группе «Как дикие животные готовятся к зиме» Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природным миром и развитию речи «Как дикие животные готовятся к зиме». Содержательные.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дикие животные» Цель: Расширять знания детей о диких животных; Задачи: Обогатить словарь.

Конспект интегрированного занятия «Огородники»

Цель : Содействовать коррекции нарушений речи и двигательной сферы детей.

Задачи:

Познавательные

Уточнять и обобщать знания детей о работе в огороде.

Коррекционно-развивающие

Расширять и активизировать словарный запас;

Упражнять в словообразовании;

Развивать общую и мелкую моторику;

Совершенствовать навыки связной речи;

Развивать просодическую сторону речи;

Учить согласовывать речь с движением.

Воспитательные

Воспитывать познавательный интерес к окружающей действительности;

Формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

Шапочки овощей, мяч, муляжи овощей, 2 игрушечных грузовых машины, план – схема для составления описательного рассказа.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Послушайте загадку, отгадайте, о каком времени года она?

У избы помоет крышу,

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы ее тихонько спросим:

«Кто ты?» И она ответит:…(осень)

2. Беседа.

Л-д. Осень – время уборки урожая. Сегодня я приглашаю вас в осенний огород. Что мы называем огородом? (высказывания детей). Какую работу люди выполняют в огороде?

(копают, поливают, пропалывают, удобряют).

3. Упражнения в различных видах ходьбы и прыжках.

До огорода надо пройти небольшой путь. Мы пойдем по траве, высоко поднимая колени, пройдем на носочках, чтобы не потревожить насекомых, перепрыгнем через ручеек, выйдем на узкую тропинку.

Вот мы и пришли.

4. Артикуляционная гимнастика.

Огород наш ровный, как блин (Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу). Направо и налево расположены грядки (Высунуть узкий язык Движения языка вправо – влево, касаясь углов рта).

Чтобы собрать овощи, нам понадобится большая корзина (Широко открыть рот. Высунуть широкий язык, слегка приподнять кончик языка).

Одни овощи высокие, а другие – низкие.(Высунуть узкий язык. Движения языка за верхние и нижние зубы).

5. Л-д. Дети, какие овощи выращиваются в огороде? (Ответы детей).

Инсценировка. (Дети в шапочках овощей).

Вот овощи рядом на грядках сидят.

На солнышко дружно они все глядят.

Выбегает тут редиска,

поклонившись низко-низко.

Покружилась, покружилась

и на место воротилась.

Вот протопал очень важно,

посмотрел на всех отважно

очень красный, очень сочный, гладкий,

дождем вымытый на грядке, помидор.

А зеленая капуста,

растопырив листья густо,

прошуршала, прошумела

и на место тихо села.

Вышла важная картошка,

поплясав одна немножко,

повертелась, покружилась

и на место воротилась.

А за ней сердитый лук

по дорожке прошагал

и на грядку снова встал.

6 . Мимическая зарядка.

Овощи все разные: одни большие, с круглыми боками – толстяки, а другие длинные – худышки. Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Толстяки – худышки». Я буду называть овощ. Если у этого овоща бока толстые, вы будете надувать щеки, если овощ вытянутый, вы будете щеки втягивать.

7. Игра «Вершки – корешки»

Ребята, вы читали сказку, где крестьянин и медведь делили вершки и корешки? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Вершки – корешки». (Дети стоят в кругу. Логопед бросает мяч и называет овощ. Ребенок возвращает мяч и говорит, что едят у этого овоща: вершки или корешки).

8. Игра «Волшебники – огородники»

Сейчас я предлагаю вам стать волшебниками – огородниками и создать новые сорта овощей. Какой овощ получится, если подружить

Кукурузу и горох? (Кукурох).

Огурец и лук? (Огулук).

Помидор и подсолнух? (Помисолнух).

Морковь и капусту? (Морпуста).

9. Ваши мамы готовят разные блюда и часто используют в них различные овощи. Кто из вас знает, как называется блюдо, когда смешиваются вареные свекла, морковка, картошка, соленые огурцы, квашеная капуста, лук? (Винегрет).

Мы с вами тоже приготовим винегрет.

Речь с движением «Винегрет».

Мы купили овощи всем на загляденье. Дети протягивают руки вперед, показывая

Овощи.

Приготовим винегрет, просто объеденье. Гладят живот по часовой стрелке.

Сварим свеклу и картошку, Одна рука изображает кастрюлю. Называя

Сварим сладкую морковь. овощи, дети по очереди кладут их в

Кастрюлю.

Лук мы быстро чистим, режем. Имитируют движения. Качают головой.

Чтоб заплакать не пришлось.

А соленый огурец

мы нарежем под конец. Имитируют движения.

Маслом винегрет польем

и на стол его несем. Имитируют движения.

10. Ребята, что еще можно приготовить из овощей? (Ответы детей). Из овощей можно приготовить и разные начинки для пирожков.

Игра с мячом «Пирожки». (логопед бросает ребенку мяч и называет овощ. Ребенок возвращает мяч и называет начинку из этого овоща. Например, капуста – капустная…

11. Игра «Пойми меня»

У каждого из вас, ребята, есть любимый овощ. Расскажите о нем, не называя его, а мы попытаемся отгадать, о каком овоще говорится.

(Дети составляют описательный рассказ, опираясь на план - схему).).

12. Игра-эстафета «Кто быстрее перевезет овощи».

Осенью люди делают запасы овощей, перевозят их с полей, огородов в хранилища.

Мы тоже будем делать запасы, перевозить овощи на грузовых машинах. Для этого разделимся на две команды.

Побеждает та команда, которая быстрее перевезет все овощи.

13 . Релаксация.

Мы славно поработали, пора нам и отдохнуть.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы сладко отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Улыбнуться, потянуться

И на ножки встать.


Администрация закрытого административно-территориального образования

города Заозерска Мурманской области
Управление образования Администрации ЗАТО г. Заозерска
муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга»

(ДОУ № 2)

Конспект интегрированного коррекционного занятия для детей с ОНР

«Путешествие со снежинкой»

с использованием здоровьесберегающих технологий

разработала педагог Мунтян О.В.

Коррекционно - образовательные задачи: Совершенствовать умения эмоционально передавать характер текстов, чисто интонировать и артикулировать, совершенствовать грамматический строй речи, формировать предложно – падежные конструкции.

Коррекционно – развивающие задачи: развитие связной речи, речевого и фонематического слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений, дыхания и голоса.

Коррекционно – воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Использованные здоровьесберегающие технологии на занятии : дыхательная гимнастика, релаксация, фонопедические упражения, упражнения на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика, самомассаж, суджок – терапия, артикуляционная гимнастика, речевая гимнастика.

Оборудование: картинки с изображением снежинок, мяч, зеркала, суджок на каждого ребёнка, мягкие игрушки зайца, ёжика, медведя.

Ход занятия.

Организационный момент с использованием релаксации

Дети заходят в группу, встают полукругом. Звучит спокойная музыка.

Логопед. Поздоровайтесь с друзьями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

Руку дайте другу справа

И скорей вставайте в круг.

Логопед. Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.

Логопед. Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и всех очаровала.

Дети . Снежинка

Логопед. Посмотрите, какое чудесное сегодня зимнее утро. Свежий, морозный воздух принесёт нам много здоровья, если мы начнем с вами правильно дышать.

Дыхательная гимнастика с использованием методики Стрельниковой


  1. «Ладошки»
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опушены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что – то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем четыре кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему – то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3 – 5 секунд, после – ещё серия из 4 вдохов.

  1. «Погончики»
Встаём прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что – то от себя в направлении пола. Делаем 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу и повторяем упражения.

  1. «Насос»
Встаём прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперёд, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выправляемся.

Логопед . Посмотрите, ребята, какие красивые снежинки вокруг нас.

Пальчиковая гимнастика «Снежинка»

Мы ладошки раскрываем, и снежинки собираем

(Сжимают и разжимают кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять, нет снежинок и опять

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Показывают ладошки)

Раз, два, три, четыре, пять, снег в ладошки набираем,

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики по одному)

И снежинки все считаем, раз, два, три, четыре, пять,

(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга)

Каждая снежинка, чётко мне видна, словно балеринка, кружится она.

Логопед . Одна из снежинок приглашает нас на прогулку в зимний лес.

Логопед. Так наша снежинка и мы, попали в лес.

Хлопья снежные летят, в воздухе кружатся

На деревья и кусты шапками ложатся.

И.Черницкая.

Логопед . Кого мы можем встретить в лесу;

Дети. Диких животных.

Упражнения на координацию речи с движениямию «Лесные жители»

Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает.

(Дети мягко шагают на носках)

По снегу петляет зайка, вправо - скок и влево – скок.

(Прыгают на двух ногах вправо – влево)

Ты его, лиса, поймай – ка, убежит он со всех ног.

(Бегут широким шагом)

По сугробам мчится волк, серый волк, зубами щёлк.

Вперевалку ходит мишка, косолапый наш топтыжка.

(Шагают на внутреннем своде стопы)

Белка скачет, белка скачет, словно серый, мягкий мячик.

(Скачут).

Игра с мячом «Детёныши животных»

(логопед называет животного и бросает мяч, ребёнок должен назвать детёныша этого животного, бросить мяч)

Логопед . Посмотрите под кусток, зайка умывается

Игра - самомассаж «Зайка серенький умывается»

(дети выполняют движения со словами)

Зайка серенький умывается,

В гости к другу собирается.

Вымыл лапки,

Вымыл носик,

Вымыл глазки,

Правое ухо, левое ухо,

Вытерся, и стало сухо.

Логопед . Ребята, расскажем зайке, что по утрам необходимо делать зарядку, как наш язычок.

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

(Детям раздаются зеркала)

Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).

А утром, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).

После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит солнышко! (“Змейка”).

Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).

Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).

А теперь наш язычок устал и захотел попить из чашки («Чашечка»). Попил и снова укрылся в своей тёплой постели.

Логопед . Ребята, а вы знаете, к кому в гости собирается зайчонок? Он решил навестить своего друга медвежонка. Пойдем к Мишутке вместе с зайчиком. Дорога к домику Мишутки непростая. Надо пройти по узенькой тропинке и по кочкам. Итак, вперед.

Упражнения на развитие общей моторики, координации движения

(ходьба по шнуру, по массажным коврикам, прыжки из обруча в обруч)

Логопед. Постучался зайчонок в дверь, а Мишутка спит. Разбудим его. Разделимся на две команды. Одна команда «Зайка» будет весело будить Мишку, а вторая « Мишка» недовольно отвечать.

«Зайка». «Мишутка».

Просыпайся! Просыпаюсь!

Поднимайся! Поднимаюсь!

Умывайся! Умываюсь!

Обливайся! Обливаюсь!

Вытирайся! Вытираюсь!

Собирайся! Собираюсь!

Одевайся! Одеваюсь!

Логопед . Вот и проснулся медвежонок. Хотел одеться, ищет свои вещи, да не находит.

Ищет вещи Мишка, Мишка – шалунишка.

И на стуле нет, и под стулом нет,

На кровати нет, под кроватью нет.

Вот какой наш Мишка, Мишка – шалунишка.

Логопед . Ребята, где искал вещи медвежонок?

Дети . На стуле и под стулом и так делее.

Логопед. Поможем Мишутке? Подскажите, где лежат штанишки, рубашка, ботинки и носочки?

Дети . Штанишки лежат на шкафу. Рубашка лежит под шкафом. Ботинки стоят на столе. Носочки лежат под столом.

(Логопед одевает медвежонка).

Логопед . Ребята, аккуратно медвежонок относится к своим вещам? Какие правила обращения с одеждой мы знаем?

Дети . Чистить, убирать на место, аккуратно складывать.

Логопед . Если ты, Мишутка, будешь бережно относиться к вещам, то не придется искать их по утрам.

Логопед . Посмотрите ребята, наш мишутка дружит с ёжиками

Массаж пальцев рук с помощью суджок - терапии

«Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда, мне щекотно: да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Логопед . Интересно снежинке узнать, что в зимнем лесу происходит.

(уходят от медведя). На ветку ели прилетела синичка.

Речевая гимнастика (чистоговорка «Ц»)

(Дети делают взмахи кистями рук («крылья»).

Ица – ица – ица – прилетела к нам синица.

Ицу – ицу – ицу – мы заметили синицу.

Цо – цо – цо – у неё на лапке кольцо.

(Соединяют в кольцо указательный и большой пальцы и разъединяют их. Хлопают в ладоши).

Нец – нец – нец – тут рассказу конец.

Логопед. Ребята, кажись, ветер поднимается.

Фонопедические упражнения «Снежинка» (по методу В. Емельянова)

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок.

(Дети делают глиссандо на звук а, а диапазоне терции вверх и вниз)

Налетел ветер и катал тучу по небу

(Делают глиссандо на звук у от самого верхнего)

Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю.

(Пропевают короткие звуки а в разных регистрах)

Метель поднимала снежинки и кружила их быстро и быстро.

(Делают глиссандо на звуки а, о, у вверх – вниз.

Ветер расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх.

(Произносят «а – ах!»:1 –й звук в низком регистре, а 2 –й в самом высоком)

Логопед . Унёс ветер нашу снежинку. Но вы не огорчайтесь ребята, нам пора возвращаться к себе в группу. А снежинку, я думаю, мы ещё встретим и отправимся вместе с ней в другое путешествие.

Использованная литература:


  1. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет», Москва «Творческий центр», 2008 год

  2. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2009 год

  3. М.Мальцева В. Костыгина «Мой логопедический альбом», Ярославль «Академия развития», 2002 год

Цель:

Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: формировать представление о роли леса в жизни человека; закрепить знания детей о весенних явлениях природы; познакомить детей с причинами возникновения ветра.
2. Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, навыки чтения; активизировать словарь по теме «Весна».
3. Коррекционно-воспитательная: приучать детей откликаться на просьбу о помощи.

Оборудование:

Дидактические средства: маски «Лесовичок«, «Медвежонок«, дорожка знаний, вопросы на карточках, набор букв, набор фишек для звуко-буквенного анализа, карточки со словами, записи весенних звуков, цветы из цветной бумаги. Посуда с водой, плавающие предметы, свеча, сюрпризы.

Ход занятия:

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй»

(по стихотворению Т.Сикачёвой)

Логопед:

Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской…

Логопед и дети:

Курице (Дети показывают «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Музыкальный руководитель:

Ребята, как замечательно у нас с вами получилось!
Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей).
А с кем мы ещё не поздоровались? (Ответы детей).
И с нашими пальчиками мы ещё не поздоровались.
А ведь они у нас хоть ещё и маленькие, но уже ловкие да умелые.
Пальчики у нас все разные, и у каждого свой характер.

Пальчиковая речевая игра «Утречко»

Утро настало, солнышко встало. (Показывают «солнышко»)

Эй, братец, Федя,
Разбуди соседей.
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Серёдка!
Вставай, Сиротка!
И, крошка Митрошка!
Привет, Ладошка!

Музыкальный руководитель:

Ну вот, правую ладошку и пальчики мы разбудили, а теперь надо и левую разбудить да и поздороваться!
(Игра проводится ещё раз с пальцами левой руки).

Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись,
И друг другу улыбнулись.

Пальчиковая речевая попевка «Сова»

(Сл. народные, муз. И.Бодраченко)

Логопед:

Наши пальчики играли,
И гуляли, и плясали.
А теперь мы, детвора,
В лес отправимся!

Дети:

Логопед:

Только вот молва идёт:
Птица в том лесу живёт.
Птица вот какая:
Днём на дереве сидит,
То ли дремлет, то ли спит,
Ночью по лесу летает,
Малых детушек пугает.
Всё головушкой вертит,
Во все стороны глядит,
Во-о-от такая голова.
Что за птица-то?

Дети:

Музыкальный руководитель:

А вы совушку боитесь?

Дети:

Музыкальный руководитель:

И назад не воротитесь?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Что ж, тогда пойдём гулять,
Сову-совушку встречать.

Музыкальный руководитель и дети:

В лесу темно
все спят давно.
Одна Сова не спит,
на суку сидит
да как полети - ит!

Музыкальный руководитель:

Летела Сова -
Большая голова.
Как она летела -
Во все стороны глядела.
Глядь, навстречу…

Логопед:

Вы узнаете кто, если отгадаете загадку:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Настя первая отгадала загадку, она и будет сегодня медвежонком.
(Надевается маска «медведя»).
Наш Медвежонок решил проведать своего братца, который жил на другом краю дремучего леса, и отправился в путь. Вдруг ему навстречу хозяин леса - Лесовичок.

Лесовичок:

Зачем ты сюда пришёл? Это мой лес. Захочу и не пропущу тебя!
(Логопед предлагает детям попросить от имени Медвежонка пропустить его).

Лесовичок:

Хорошо, я пропущу Медвежонка, если вы поможете ему пойти по дорожке знаний.
(Дети сами зачитывают вопросы и отвечают на них).

Что такое лес?
Как начинается весна в природе?
Какие птицы прилетают первыми?
Пословицы и поговорки о весне.

Лесовичок:

Я очень доволен вашими ответами и разрешаю Медвежонку пройти через лес.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Логопед:

Идёт Медвежонок дальше, красотой леса любуется, но и о цели своего путешествия не забывает. Вдруг путь ему преградила глубокая и быстрая река.
Задумался он: как она образуется? Что такое вода?
(Опыты с водой. Свойства: прозрачная, без цвета, без запаха и вкуса, растворяет вещества).
Как Медвежонку перебраться через реку?
(Дети предлагают варианты, пробуют предметы на плавучесть: металл, дерево, пластмасса и т. п.).
Пока Медвежонок переправлялся через реку, поднялся ветер, который мешал ему двигаться. Ребята, давайте поговорим о ветре. Какой бывает ветер?
(Сильный, слабый, приятный, ласковый, нежный, освежающий, колючий...)
Что умеет делать ветер?
(Гудеть, свистеть, завывать, поднимать пыль, срывать с головы...)
А вы знаете, как ветер приходит к нам в комнату?

Опыт со свечой

В комнате у нас живет тёплый воздух. Он лёгкий, Любит путешествовать по всей комнате и убегать через щели вверх. (Поднесём горячую свечу к приоткрытой двери сверху, пламя отклоняется в сторону улицы.) С улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, любит находиться у земли. (Поднесём свечу к низу двери, пламя отклоняется в сторону комнаты.) Там, где двигаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Ветер успокоился, можно продолжать наш путь.

Мы дорожками идём,
Мы тропинками идём,
Мы с лукошками идём,
Мы с корзинками идём.

Логопед:

Ручеёк на пути, как же нам перейти. А вот и мостик кто-то сделал.
А мостик не простой. Чтобы его перейти, нужно мальчикам пройти по согласным, а девочкам по гласным.

Ручеёк по жёрдочке перешли
И полянку светлую мы нашли.

(Звучит музыка А.Вивальди «Весна»).

А сейчас мы разделимся на группы. (Логопед раздаёт буквы. В первой группе те, у кого буква «а», во второй - «и», в третьей - «у». На «полянке» лежат цветы с аналогичными буквами).

Выросли цветы на поляне,
Утром весенним раскрыв лепестки.
Что под цветами, узнаете сами,
Нужно лишь свой вам найти.

(Под каждым цветком лежат слова).

Составьте предложения из данных слов. А теперь проверьте друг у друга, правильно ли составлены предложения. Скажите одним словом, о чём эти предложения? (О весне.)
Составьте рассказ из этих предложений. Прочитайте.
Как вы понимаете словосочетание «раскисли дороги»? Что произошло с ними?
А если слово «раскис» отнести к живому существу («Я раскис».), как изменится его значение? Придумайте своё предложение.

Возьмите каждый по слову, фишки и составьте схему своего слова.

А вон и домик братца Медвежонка. Как вы думаете, о чём Медвежонок расскажет своему братцу? Я думаю, теперь Медвежонок без нашей помощи дойдёт.

Медвежонок:

Спасибо, ребята, что помогли мне добраться до моего братца. За это я вас угощу. (Даёт корзинку с угощениями).

Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она является новой немного забытой моделью, направленной на развитие творческих и речевых способностей детей, которая позволяет увидеть и понять любое явление целостно. В детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Создавая развивающую речевую среду, мы активно используем интегрированные занятия, способствующие не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующие творческое развитие детей, создающие условия для повышения компетентностного потенциала воспитанников. Интегрированные занятия разрабатываются группой специалистов: учителем-логопедом, воспитателем, педагогом – психологом, музыкальным руководителем, хореографом, физ. инструктором. Эти занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности: речевой, театральной, музыкально-ритмической, физкультурной, изобразительной. Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. На интегрированных занятиях обогащается словарный запас и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания.

Интегрированные занятия позволяют гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы. Включение детей с ОНР в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов. Эти занятия можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, педагога – психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада интегрированные занятия планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.

Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

На интегрированных занятиях решаются следующие задачи: Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.

Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде. Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом занятии. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности: речевую, логико-математическую, театральную, музыкально-ритмическую, физкультурную, изобразительную. Каждый вид деятельности имеет свои особенности и свое влияние на развитие способностей ребенка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств. Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность. Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Как правило, дети с ОНР отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, мы решили связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Приложение 1 Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Интегрированные занятия могут иметь форму спектакля. Можно использовать следующие виды театральной деятельности: музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность развивать речевую активность. Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности: развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Нарушения речи преодолеваются и некоторыми нетрадиционными видами деятельности, например, с помощью музыки и движения. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения, которые оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи, развивая все компоненты речи, слуховые функции, речевые функциональные системы, двигательные сферы, ручную и артикуляционную моторику, память, внимание, общую моторику.

Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни.

Количество интегрированных занятий определяет каждый учитель – логопед сам. Важнейшее условие интеграции – близость содержания ведущих тем разных занятий, их взаимосвязь. Интегрирование занятий строится таким образом, чтобы возникло взаимопроникновение элементов разных знаний на каждом его этапе. Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности: необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов; свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество. Работая по данной теме, мы уже можем сделать некоторые выводы: занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической, прикладной); у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность; переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.