Как изображается в поэме новая власть. Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» Цель: увидеть, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы

Великий русский критик В. Г. Белинский считал, что в творчестве любого русского поэта можно Определить его главный пафос - главную внутреннюю движущую силу его поэзии. Такой главной направляющей идеей творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день.

Смутное время, когда жил и творил талантливый русский поэт, смена социального строя, перемены, произошедшие в связи с этим в народных массах, - все подвергалось его пристальному вниманию. Обостренное восприятие совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений.

Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота.
Есенин снова обращается в поэме к родным рязанским местам, хорошо знакомым ему. События, происходящие в одной деревне, осмысленные автором, могли бы случиться и случались в разных уголках России.

Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром».
И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать.
Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил:
Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лёт. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: Нет.

До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом. Дружище!
С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью!

Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду.
Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук.

Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства?
Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества.
Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград.

Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин: .. .на крыльце у Прона Горластый мужицкий галдеж. Толкуют о новых законах, О ценах на скот и рожь. Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте,
Мы губим себя и других?

Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа.
Без всякого выкупа с лета Мы пашни берем и леса В России теперь Советы...

Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия.

Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна.
Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть.

И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью - к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.

Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям. В результате ряда революционных восстаний возникли первые политические партии, таким образом, народ стал полноправным участником общественной жизни. Кроме того, на развитие отечества оказали влияние глобальные потрясения: в 1914-1918 гг. Российская Империя была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг., ее раздирала гражданская война. Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, называется уже эпохой «Советской республики». Есенин показал этот переломный момент истории на примере судьбы маленького человека – самого себя в лирическом образе. Драматизм эпохи находит свое отражение даже в размере стиха: трехстопный амфибрахий, который так любил Некрасов и использовал, как универсальную форму для своей обличительной гражданской лирики. Этот размер более соответствует эпосу, чем легким стихотворениям Сергея Александровича.

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность: «Село, значит, наше Радово…». Использование топонимов в книге не случайно. Они важны для создания метафорического пространства. Радово - это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново.

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Это был самый насыщенный творческий период поэта, когда ему писалось легко, как никогда прежде. И это объемное произведение он писал залпом, работа приносила ему неподдельную радость. В итоге, получилась автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события - это эпическое начало; любовь героя - лирическое.

О чем поэма?

Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», - отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он - вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Великий русский критик В. Г. Белинский считал, что в творчестве любого русского поэта можно Определить его главный пафос - главную внутреннюю движущую силу его поэзии. Такой главной направляющей идеей творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день. Смутное время, когда жил и творил талантливый русский поэт, смена социального строя, перемены, произошедшие в связи с этим в народных массах, - все подвергалось его пристальному вниманию. Обостренное восприятие совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений. Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота. Есенин снова обращается в поэме к родным рязанским местам, хорошо знакомым ему. События, происходящие в одной деревне, осмысленные автором, могли бы случиться и случались в разных уголках России. Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром». И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил: Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лёт. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: Нет. До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом. Дружище! С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью! Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду. Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук. Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства? Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества. Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград. Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин: .. .на крыльце у Прона Горластый мужицкий галдеж. Толкуют о новых законах, О ценах на скот и рожь. Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте, Мы губим себя и других? Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа. Без всякого выкупа с лета Мы пашни берем и леса В России теперь Советы... Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия. Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна. Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть. И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.

Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина»

Литература и библиотековедение

Есенина Анна Снегина. Поэма Анна Онегина написанная незадолго до смерти поэта в 1924 году явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. Это ощущение усиливается в поэме тем что на её страницах в качестве олицетворения его юности появляется Анна Снегина первая любовь девушка в белой накидке которая ласково сказала: Нет Несмотря на былые воспоминания автор прекрасно понимает что прошлое вернуть невозможно:...

5. Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина».

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы.

Главная тема поемы – Октябрь в деревне. Есенин просто не мог не затронуть в своём творчестве эту тему. Он, как и Маяковский, пришёл в поэзию не по капризу тщеславия, а был мобилизован и призван революцией. Крестьянский вопрос, самый больной и самый сложный вопрос нашей русской истории, больше всего волновал поэта, и он затрагивает его в своей поэме, которая отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы тысяча девятьсот восемнадцатого года. Старшая сестра поэта вспоминает: « В селе у нас творилось бог знает что. «Долой буржуев! Долой помещиков!» - неслось со всех сторон. Каждую неделю мужики собирались на сход. Руководил всем Мочалин Пётр Яковлевич, наш односельчанин, рабочий коломенского завода. Во время революции он пользовался в нашем селе большим авторитетом. Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нём всё. Позднее Мочалин послужил ему в известной мере прототипом для образа Оглоблина Прона в «Анне Снегиной».

С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. В тысяча девятьсот двадцать пятом году Есенин неоднократно читает «Анну Снегину». Присутствующий на одном из таких чтений Фурманов вспоминает: «Он читал нам последнюю свою, предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую, прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, переталкивались в местах, где уже не было силы радость удержать внутри».

Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Она составлена из эпизодов, дающих целостное представление о происходящих событиях. Эта поэма – поэма характеров. На первом месте стоит образ самого повествователя. Через него эпическая конструкция произведения окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными. Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой, беззаветной любви. Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается. Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать».

В отличие от первых произведений, воспевающих преображённую крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков»: крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Мы видим., что корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равной степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но характеры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Рассказ возницы не спутаешь ни с каким другим.

У радовских мужиков, мечтающих получить без выкупа помещичьи угодья, есть свои интонационные характеристики. Как контрастно изображены братья Оглоблины: Прон и Лабутя. Если первый – подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый, то второй – лентяй, пьяница, трус и приспособленец.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина – первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет.

Поэма «Анна Снегина» – редчайший документ революционной эпохи. Этот документ некому и нечем оспаривать. Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна о жизни русского мужика в дни великого социального перелома. Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в этом и в других своих произведениях, он рассказывает о себе. Но это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать дальше – в будущее…

В новой России для красоты не остается места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Кстати сказать, в родном для Есенина Константиновском уезде деревни с такими названиями существовали, только располагались не по соседству друг с другом. Очевидно, Есенина привлекло символическое значение этих названий. «Радово» в нашем сознании ассоциируется с «радостью», а также с «радеть», то есть заботиться о чем-то. «Криуши» же напоминают о чем-то неправильном, кривом. Есенин еще в августе 1920 г. в одном из писем с тревогой отмечал: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Поэт скорее всего предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян все соки (так и произошло в коллективизацию, уже после самоубийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, на красный флаг смотрел не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и с все возрастающим страхом.

Интересен образ и самой Анны Снегиной, которая является частью прошлого лирического героя, его юности. Поэт вспоминает годы молодости, когда он и Анна мечтали о прекрасном будущем, говорили о своих возможностях и устремлениях. Но теперь все изменилось, поменялась сама жизнь, независимо от воли людей. Трагичен эпизод, где Анна Снегина узнает о гибели своего мужа на войне. Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32895. Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Сенсуализм и рационализм. Проблема истины. Агностицизм 44.86 KB
Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное эмпирическое и теоретическое. Субъект познания тот кто познает; Объект познания то что познается. Чувственное познание Самая простая и исходная форма познания.
32896. Сознание и человек. Гилозоизм, панпсихизм. Редукционизм, физикализм, механицизм 35.52 KB
Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности материи. Отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи. Редукционизм высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей свойственных низшим формам т. Механицизм теория в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея что каждое явление представляет собой результат существования материи находящейся в движении и может быть объяснено на основе законов...
32897. Декарт (1596-1650) 11.6 KB
Первое правило метода гласит что истинным является все то что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнениям то есть самоочевидно. Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь ради успеха ее изучения на более простые составляющие. Третье правило метода утверждает: в познании мыслью следует идти от простейших то есть элементарных и наиболее доступных для нас вещей к вещам более сложным. Четвертое правило декартовского метода ориентирует на достижение полноты знания.
32899. Иммануил Кант(1724 – 1804) 12.28 KB
Иммануил Кант1724 1804. В философском развитии Канта различают 2 периода:1. Разработка космогонической картины мира происхождение солнечной системы из первоначальной туманности теория КантаЛапласа. Всеобщая естественная история и теория неба 1755 в нем Кант практически исключает идею сотворения.
32900. НЕОКАНТИАНСТВО 11.82 KB
В неокантианстве различают Марбургскую школу занимавшуюся преимущественно логикометодологической проблематикой естественных наук и Фрейбургскую Баденскую школу сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла. Разрабатывала в основном вопросы связанные с методологией гуманитарных наук. Различие между естествознанием и науками гуманитарного цикла представители этой школы видели не в разнице предмета исследования а в специфическом методе присущем историческому познанию.
32901. Философская система 11.94 KB
Субъективный дух человеческое сознание постигая вещи обнаруживает в них проявление абсолютного духа божественного мышления. Порожденная духом природа не имеет независимого от него существования. Дух выходит из природы прерывая внешнюю кору материальности как чего то низшего.3 Философия духа делится на три части на учения о субъективном объективном и абсолютном духе.
32902. Становление марксистской философии 11.5 KB
Во второй половине 50х и особенно в 60е годы происходит антропологический поворот: советская философия обращается к человеку человеческой проблематике. В современном буржуазном обществе она предстала по Марксу как проблема отчуждения: устройство общества разделение труда частная собственность таково что результаты человеческой деятельности продукты труда отчуждаются от человека и превращаются в господствующую над ним силу что ведет и к отчуждению людей друг от друга.
32903. Философия Жизни в19 в 12.41 KB
Философия Жизни в19 в. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни. Именно в это время возникает иррационализм который к концу 19 века оформляется в отдельную школу Философию жизни. Этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма позитивизма механицизма т.

Великий русский критик В. Г. Белинский считал, что в творчестве любого русского поэта можно Определить его главный пафос - главную внутреннюю движущую силу его поэзии. Такой главной направляющей идеей творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день.

Смутное время, когда жил и творил талантливый русский поэт, смена социального строя, перемены, произошедшие в связи с этим в народных массах, - все подвергалось его пристальному вниманию. Обостренное восприятие совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений.

Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота.
Есенин снова обращается в поэме к родным рязанским местам, хорошо знакомым ему. События, происходящие в одной деревне, осмысленные автором, могли бы случиться и случались в разных уголках России.

Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром».
И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать.
Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил:
Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лёт. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: Нет.

До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом. Дружище!
С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью!

Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду.
Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук.

Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства?
Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества.
Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград.

Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин: .. .на крыльце у Прона Горластый мужицкий галдеж. Толкуют о новых законах, О ценах на скот и рожь. Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте,
Мы губим себя и других?

Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа.
Без всякого выкупа с лета Мы пашни берем и леса В России теперь Советы...

Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия.

Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна.
Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть.

И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.