Основные формы интернационализации высшего образования на различных уровнях реализации. Интернационализация образования - это что такое? Пример интернационализации образования Что такое интернационализация образования определение

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Чупина Валентина Александровна 1 , Плешакова Анастасия Юрьевна 2
1 Уральский государственный экономический университет, доктор пед. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления
2 Уральский государственный экономический университет, доцент кафедры государственного и муниципального управления


Аннотация
Автор связывает понятие интернационализации образования в связи с процессами глобализации и регионализации. Рассматривает интернационализацию как процесс внедрения международных образовательных стандартов в деятельность университетов на основе деятельностного подхода (использование активных и интерактивных технологий в целях повышения качества преподавания и научных исследований), компетентностного подхода (результат высшего профессионального образования, представленный комплексом компетенций), этического подхода (осуществление межкультурных коммуникаций на основе традиций и инноваций, создание адаптационных условий, снижающих риски интернационализации), стратегического подхода (развитие интернационализации в сфере менеджмента и управления образованием, внедрение международных стандартов измерения его качества).
Также рассматриваются Болонский процесс и результаты его внедрения в российское профессиональное образование (международные образовательные стандарты (бакалавр, магистр, PhD), требования к уровню студента и преподавателя (академическая мобильность), специфика методов и форм обучения (интерактивность, современные педтехнологии), формы контроля (система кредитов и зачетных единиц), специфика межкультурных коммуникаций (религиозно-этнические, ментальные отличия, специфика образовательной среды), ресурсы (социально-экономические условия). Затруднения, проявляющиеся в процессе развития мобильности, в переходе на двухуровневую подготовку, сопоставлении образовательных программ с помощью кредитной системы, в измерении качества образования и его контроле, в сопоставимости научных степеней и признании дипломов. Сделан вывод, что особого внимания требует социально-культурная составляющая процесса, определяющая комфортную, толерантную среду для всех его участников.

INTERNATIONALIZATION OF HIGH EDUCATION PROCESS: PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT

Chupina Valentina Aleksandrovna 1 , Pleshakova Anastasia Urevna 2
1 Ural State University of Economics, doctor of pedagogical science, professor of the State and Municipal Administration Chamber
2 Ural State University of Economics, associate professor of the State and Municipal Administration Chamber


Abstract
The author associates the concept of internationalization of education in connection with the processes of globalization and regionalization. Considering internationalization as the process of introducing international educational standards in the activities of universities on the basis of the activity approach (the use of active and interactive technologies in order to improve the quality of teaching and research), competence-based approach (the result of higher professional education, presents a set of competencies) ethical approach (implementation of intercultural communications on the basis of traditions and innovation, the creation of adaptation conditions that reduce the risks of internationalization), strategic approach (development of internationalization in the field of management and education management, introduction of international standards of measurement quality).
Also discusses the Bologna process and the results of its implementation in Russian vocational education (international educational standards (bachelor, master, PhD), requirements to the level of the student and instructor (academic mobility), specific methods and forms of learning (interactivity, modern beltehnologiya), forms of control (system of loans and credits), the specificity of intercultural communication (ethno-religious, mental differences, specifics of the educational environment), resources (socio-economic conditions). Difficulties, manifested in the development of mobility in the transition to a two-level training, matching educational programs with the help of the credit system, in the measurement of education quality and its control, the comparability of degrees and recognition of diplomas. It is concluded that special attention should be paid to the socio-cultural component of the process that defines relaxed, tolerant environment for all its participants.

Библиографическая ссылка на статью:
Чупина В.А., Плешакова А.Ю. Интернационализация процесса высшего профессионального образования: проблемы и векторы развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]..03.2019).

Характеризуя глобальные вызовы, стоящие перед современным образованием, следует выделить один из них, связанный с глобализацией и международной конкуренцией в сфере науки и экономики и побуждающий к изменениям существующих систем образования. Новые политические и экономические процессы как в Европе, так и в мире в целом, а также особенности социально-экономической и демографической ситуации побуждают университеты идти на изменения в области образования. Глобализация и возникновение экономики глобального знания оказывают значительное влияние на стратегии развития университетов, меняют содержание их программ, диктуют новую политику взаимодействия со студентами из других стран. Интеграция образования и науки, потребность в специалисте, соответствующего новым стандартам требуемых компетенций, делают образование инструментом реализации геополитических и внешнеэкономических интересов любой страны.

Будущее высшей профессиональной школы характеризуется ростом значения информационно-коммуникационных технологий, высокой конкурентностью выпускников университетов на рынке труда, способных и готовых найти свою нишу в глобализирующемся мире. По словам американского социолога П.Скотта, «система высшего образования является создателем, переводчиком и страдальцем процессов глобализации» . Очевидно, что в современных реалиях международное сотрудничество является не только необходимым условием поддержки высокого уровня образования, но и проблемой, нуждающейся в основательном теоретическом и практическом осмыслении, опирающимся, с одной стороны, на лучший опыт мирового образования, с другой – на традиции высшей школы и достижения образования в отдельных странах.

Обсуждая понятие интернационализации, следует заметить, что термину «интернационализация высшего образования» еще нет и двух десятилетий. До 1990-х годов использовался собирательный термин «зарубежное образование», обозначавший различные виды деятельности международных отделов университетов, такие как обучение студентов за рубежом, академические обмены, привлечение иностранных экспертов. Однако эта деятельность не была концептуализирована . Термин «зарубежное образование» ненадолго сменялся понятием «глобальное образование» и постепенно закрепился термин «интернационализация образования», означавший начало создания концептуального подхода к процессу интернационализации.

Анализ отечественных исследований показывает, что российский подход к процессу интернационализации и его определения как понятия связан с выходом российского образования за национальные рамки, с международной интеграцией университетов, с подготовкой российских студентов к международному сотрудничеству и конкуренции . Так, С.Ф. Сутырин, опираясь на экономический подход, под интернационализацией понимает «процесс выхода «штатного» образовательного процесса за национальные границы, осуществляемый в значимых размерах» .

Е.Г. Леонтьева отмечает: «Человечество связывает надежду на преодоление кризиса культуры с возможностями образования как важнейшего социального института. На рубеже XX – XXI веков вопрос о статусе университетского образования и потенциальных возможностях не потерял своей актуальности. Важно сформировать модель образования, адекватную потребностям нового века, – ту модель, которая подготовит переход к новому типу социального развития и по сути придаст этому развитию новый импульс» . Противоречие сложившейся ситуации, по ее мнению, состоит в том, что классическая образовательная модель не вполне способна ответить на вызов современным требованиям, а идущие по пути коммерциализации университеты выхолащивают ценности высшего образования, в первую очередь, духовные. «Необходимы новые подходы к практике университетского образования, – подчеркивает Е.Г. Леонтьева,- ориентированные как на сущностные параметры, доминантные характеристики университетского образования, важнейшими из которых являются фундаментализация, гуманизация и экологизация образовательной системы, так и на интернационализацию университетского образования» . Автор в логике философского подхода связывает интернационализацию с широкой интеграцией в области организации образования и подготовки профессиональных кадров: «Под интернационализацией университетского образования мы понимаем процесс международной интеграции университетского образования, ориентированный на согласованность учебных программ университетов с целью обеспечения равноценности дипломов. Целью интернационализации университетского образования является подготовка студентов и специалистов к международному сотрудничеству и конкуренции, которые будут доминировать в новом тысячелетии во всех сферах жизнедеятельности общества» – пишет Е.Г.Леонтьева .

Такое понимание интернационализации, с нашей точки зрения, закономерно и исторически обусловлено, ведь само явление развивалось поэтапно вместе с развитием университетов. Начальный этап развития европейских университетов – эпоха средних веков и возрождения – характеризуется возрастающей мобильностью студентов и преподавателей благодаря латинскому языку, на котором велось преподавание в большинстве университетов. Второй этап – период между XVIII в. и второй мировой войной – заявляет о себе ориентацией на экспорт образования и характеризуется своеобразной модой на заграничное образование. Характерной чертой и результатом такого экспорта явилось то, что в системах высшего образования, к примеру, Индии и ряда африканских стран до сих пор можно обнаружить элементы британской системы образования, а на Карибских островах и в латиноамериканских странах – французской.

В научных исследованиях есть попытки классифицировать подходы к определению понятия интернационализации. А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова и В.М. Филиппов выделяют четыре подхода к интернационализации образования: на основании деятельности, на базе компетенций, на основе культурного подхода и подхода процессуального, или стратегического . «Первый ориентирован на расширение мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава, совместную исследовательскую деятельность, изменение учебных планов. Второй предполагает новые «приращения» у человека как профессионала и личности. Третий направлен на создание интернациональной культуры в университетах. Четвертый сочетает элементы всех предшествующих подходов с тем, чтобы учебное заведение достигло международного уровня» .

Зарубежные исследователи, в отличие от российских, руководствуются иным подходом в определении понятия интернационализации. Как подчеркивает исполнительный директор Европейской ассоциации по международному образованию Х. Келлен, интерпретация изменялась в зависимости от трактовки основных причин интернационализации, от действий, выполнение которых она предполагала, и различий в политических и экономических условиях, в которых она проходила .

Активные исследования в области изучения процесса интернационализации начались в 1970-х годах. В настоящее время в зарубежных исследованиях существует несколько подходов к анализу понятия интернационализации. Так, представитель Университета прикладных наук KYAMK Минна Сьедерквист формулирует понятие интернационализации как «процесс превращения национального вуза в интернациональный вуз, ведущий к включению международного аспекта во все компоненты комплексного управления с целью повышения качества преподавания, исследования и достижения требуемых компетенций ». Представитель Центра исследований политики в области высшего образования Университета Твенте в Амстердаме Марийк ван дер Венде дает такое определение интернационализации: «Интернационализация в сфере высшего образования – это любое систематическое усилие, направленное на то, чтобы сделать высшее образование адекватным требованиям и вызовам, связанным с глобализацией общества, экономики и рынка труда» . Почетный генеральный секретарь международной ассоциации ректоров университетов, один из первых исследователей в области интернационализации высшего образования Морис Харари характеризует интернационализацию наличием международного компонента в учебных планах и программах, международной мобильностью студентов и профессорско-преподавательского состава и наличием программ технического сотрудничества и взаимопонимания . В 1972г. М. Харари выделил три основных элемента интернационализации:

Наличие международного компонента в учебных планах и программах;

Международная мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава;

Наличие программ технического сотрудничества и взаимопонимания .

В середине 90-х гг. была разработана ставшая теперь уже классической формулировка понятия интернационализации. Она принадлежит профессору университета Торонто в Канаде Джейн Найт, которая определяет интернационализацию как «процесс внедрения международного измерения таких функций деятельности университета, как преподавание, исследование и оказание услуг для повышения их качества» . Дж. Найт считает интернационализацию инновацией в сфере образования, способствующей повышению качества образовательных услуг. Автор разработала свою типологию подходов к пониманию процесса интернационализации:

Деятельностный подход (развитие совместных образовательных программ по обмену студентами и профессорско-преподавательским составом и т.п.);

Компетентностный подход (подготовка кадров «мирового» уровня, изменения в наборе компетенций профессионала: навыки, интересы, знания, ценности и т.д.);

Этический подход (развитие культуры образования и создание уникального климата, которые облегчает процесс интернационализации);

Стратегический подход (развитие аспектов интернационализации не только в академической сфере, но также в сфере управления и организации образовательного процесса) .

Изучив подходы к пониманию процесса интернационализации высшего образования российских и зарубежных ученых, мы основываемся на подходе Дж. Найт, совмещающим экономическую, культурную и педагогическую составляющие. Но уточняя его, мы предлагаем процесс интернационализации образования связывать с интеграцией нескольких подходов в процессе внедрения международных образовательных стандартов. Принципиально, что процесс интеграции происходит на основе:

  • деятельностного подхода, предполагающего использование активных и интерактивных методов в целях повышения качества преподавания и научных исследований,
  • компетентностного подхода, ориентированного на результат образования, измеряемого в терминах компетенций,
  • аксиологического подхода, основанного на сочетании традиций и инноваций, национальной самобытности и ментальности народа, создание адаптационного климата при освоении культуры другой страны;
  • стратегического подхода, связанного с развитием процесса интернационализации не только в сфере образования, но и в сфере управления им.

В итоге при анализе процесса интернационализации, слишком сконцентрированном на количественном подходе «на основе цифр», мало внимания уделяется нормам, ценностям или этике интернационализации. Имеющий место прагматический подход строится без учета возможных рисков и недооценивает будущие культурно-этические издержки. Думается, что важным пунктом дискуссии об интернационализации должно стать понимание того, что она связана не только с отношениями между народами, но в большей степени – с коммуникацией между культурами и этическими ценностями как порождением этих культур.

На процесс интернационализации влияли и влияют многие факторы. Так, директор Центра интернационализации высшего образования Католического университета Святого Сердца в Милане Ханс де Вита утверждает: «Несколько таких факторов, как падение железного занавеса, процесс объединения европейских государств, а также развитие глобализации экономик и обществ стран Европы, сыграли свою роль в этом переходе от разрозненного «международного образования» к более целостной, «всеобъемлющей» концепции интернационализации».

Другие зарубежные исследователи указывают на такие факторы интернационализации, как глобализация, введение международного компонента содержания образования, повышение и измерение его качества, академическая мобильность. В некоторых работах зарубежных авторов понятия интернационализации и глобализации отождествляются, с чем мы не можем согласится, так как считаем, что глобализация – это фактор, влияющий на процесс интернационализации. Мы солидарны со П. Скоттом, утверждающим: «Глобализация и интернационализация – разные понятия, университет всегда являлся институтом интернациональным, и глобализация оказывает на него разностороннее влияние” . Интернационализация образования – процесс, который способствует развитию университетского образования и введению таких инструментов оценки, благодаря которым расширяется международное сотрудничество и развивается академическая мобильность студентов и преподавателей, осуществляется признание дипломов, степеней и учебных программ . Вместе с тем, результаты интернационализации университетского образования могут быть поучить неоднозначную оценку: с одной стороны, наблюдается определенная унификация содержания образования, профессиональных стандартов, академических степеней, что, безусловно, способствует росту мобильности студентов, соискателей и профессорско-преподавательского состава, с другой - возникает риск утраты самобытных традиций образования, растворения национальных систем образования в глобальной образовательной системе. Что касается процесса интернационализации в российских университетах, то он реализуется в следующих основных направлениях:

Интернационализация образования – процесс, который способствует развитию университетского образования и введению таких инструментов оценки, благодаря которым расширяется международное сотрудничество и развивается академическая мобильность студентов и преподавателей, осуществляется признание дипломов, степеней и учебных программ . Вместе с тем, результаты интернационализации университетского образования могут быть поучить неоднозначную оценку: с одной стороны, наблюдается определенная унификация содержания образования, профессиональных стандартов, академических степеней, что, безусловно, способствует росту мобильности студентов, соискателей и профессорско-преподавательского состава, с другой - возникает риск утраты самобытных традиций образования, растворения национальных систем образования в глобальной образовательной системе. Что касается процесса интернационализации в российских университетах, то он реализуется в следующих основных направлениях:

  • создание и ведение учебных программ на иностранном языке;
  • привлечение иностранных студентов на обучение в российских университетах;
  • организация академического обмена и импорт образовательных услуг;
  • международная аккредитация учебных планов и программ.

Заметим, что в процессе интернационализации российское образование пытается сохранить свои традиционные черты и поэтому носит интегративный характер. Интеграция российских университетов в мировое образовательное пространство имеет, на наш взгляд, на три главные черты: политика укрепления репутации высшего профессионального образования России за рубежом, привлечение лучших образцов мирового опыта в целях совершенствования российской системы образования, инвестирование в университетское образование России.

Анализируя процесс интернационализации высшего профессионального образования в России, следует подчеркнуть, что особого внимания и изучения требуют вопросы разработки механизмов обеспечения качества академических и образовательных программ, финансового обеспечения и привлечения зарубежных капиталов; участия в образовательных проектах отечественных и зарубежных фондов; привлечения работодателей и правительственных структур для интенсификации процессов, а также коммерциализации деятельности университетов. Особого внимания требует социально-культурная составляющая процесса интернационализации, поскольку именно она определяет комфортную, толерантную среду для всех его участников. Эти вопросы приобрели особую актуальность в рамках Болонского процесса.

В эпоху глобализации ведущие мировые державы и Россия пытаются откликнуться на меняющиеся геополитические и социально-экономические условия и таким образом активизировать и обогатить диалог, который рассматривается его сторонами как важнейший фактор более тесного сближения между народами и содействия росту взаимопонимания между ними.

С Европейским Союзом Россию связывает сотрудничество в области образования, начавшееся более 20 лет назад и давшее первые плоды. В этом смысле Болонская декларация является источником согласования имеющихся различий между странами и народами и нахождения эффективных способов их преодоления через построение единого образовательного пространства . Болонский процесс с самого начала имел целью укрепление репутации и конкурентоспособности европейской системы высшего образования, поэтому создание единого образовательного пространства – стратегическая задача Европы. Главными чертами создаваемого образовательного пространства являются качество, мобильность, многообразие и гибкость, открытость и доступность. Качество высшего образования предполагает его содержание, основанное на фундаментальности, универсализации, оптимальных условиях реализации образовательных программ, выводящие на соответствующий уровень профессиональной подготовленности выпускников. Что касается мобильности студентов и преподавателей в едином образовательном пространстве, то оно предполагает готовность к деятельности в любом его сегменте, возможность и готовность к свободному перемещению. Многообразие содержания, вариативность технологий реализации совместных программ Европы и России должно осуществляться на основе сложившихся традиций обеих систем, возможности автономии и свободы выбора участниками вузов и программ. Принципы доступности и открытости образования обеспечиваются совокупностью академической мобильности, возможностью обмена и открытием филиалов вузов в различных странах, а также внедрением технологий дистанционного обучения.

Формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса осуществляется на выработанных временем и приемлемых для различных систем образования фундаментальных правилах функционирования высшего образования:

  • введение двухуровнего обучения в подготовке выпускника;
  • осуществление кредитной системы как основы мониторинга;
  • разработка системы менеджмента качества образования;
  • создание условий для академической мобильности;
  • содействие трудоустройству выпускников;
  • обеспечение надежной репутации европейской системы образования.

Проведенный анализ деятельности консорциумов вузов ЕС и РФ убеждает в том, что воплощение в жизнь основных принципов Болонского процесса по формированию общеевропейского образовательного пространства остается далеко не завершенным. Это связано с недостаточным соответствием имеющихся условий и выдвинутых Россий обязательств реалиям социально-экономического положения страны, неготовностью системы образования к интернационализации и недостаточной проработкой самого понятия интернационализации. Вхождение России в Болонский процесс потребовал от нее шагов по кардинальным изменениям в отечественном высшем профессиональном образовании. Не случайно «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривала необходимость повышения конкурентоспособности российской системы образования, переход к обществу знаний и значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия. В Концепции подчеркивалось, что сложившаяся в России система образования является важным фактором конкурентоспособности ее выпускников в различных странах мира, укрепляет ее международный престиж как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Однако присоединение к Болонскому процессу делало необходимым разработку таких вариантов образовательных программ, которые были бы приемлемы не только для России. Акцент при этом ставился на критическую и всестороннюю оценку зарубежного опыта и взвешенного применения его результатов, с одной стороны, в интересах сохранения традиций сложившейся и имеющей признание российской системы образования и, с другой, для понимания направлений ее модернизации. При этом важно было сохранить ценности российского образования, обусловленные его культурными традициями, ментальными особенностями нации, достижениями российской педагогики.

Сегодня анализ опыта реализации «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», проведенный методом экспертных оценок , показывает, что, несмотря на явную потребность России и Европы в культурном диалоге, декларирование с обеих сторон намерений к сближению, наличие имеющихся преимуществ в образовании как у России, так и у Европы, динамичность процесса внедрения болонских принципов в российское образование оставляет желать лучшего. Одна из причин этого заключается в том, что процесс европейской интеграции часто входит в противоречие со сложившимися традициями русской педагогики, а также многовекторными связями с другими системами образования, которые в совокупности оказали и продолжают оказывать влияние на российское образовательное пространство.

«Образовательная среда является частью культурной среды в целом. Причем, она во многом выступает идеалообразующей стороной последней. Однако в процессе стандартизации образования все очевиднее выявляются проблемы, связанные с поликультурными особенностями и регионально-этническими характеристиками социальной среды всего обучающего и формирующего пространства. Следует признать, что процесс формирования общеевропейского образовательного пространства входит в острые противоречия с попытками сохранить уникальность национальных форм социализации и инкультурации», – отмечает В.Л.Бенин .

  • Бенин В. Л. Культурные традиции и современные проблемы взаи-модействия образовательных сред Европы и России / В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. − 2009. − №7. − С. 67−80.
  • Болонский процесс в России − «расстрел» фундаментального рос-сийского образования? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // info.tatcenter.ru/article/26328.
  • Гладуш А. Д. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: учеб. пособие / А. Д Гладуш, Г. Н. Трофимова, В. М. Филиппов. – М.: РУДН, 2008. − 146 с.
  • Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к Рос-сии / Европ. Совет, Генер. Секретариат. − Кельн: [б. и.], 1999. − 32 с.
  • Леонтьева Е. Г. Интернационализация университетского образова-ния: социально-философский анализ: автореф дис. на соискание ученой степени канд. философ. наук: 09.00.11 − социальная философия, Томск: [Б.и].,2002.−27с.
  • Московский Центр Карнеги. [Электронный ресурс]. − Режим досту-па: http//www.carnegie.ru.
  • Пецольдт К. Конкурентоспособность ВУЗа в условиях интернацио-нализации высшего образования [Электронный ресурс] / К. Пецольдт, С. Ф. Сутырин, А. С. Елкина // Проблемы современной экономики − 2007. − № 1. − Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1276 .
  • Подготовка специалистов в области международных и внешнеэко-номических связей для субъектов Российской Федерации: материалы между-нар. конф., 1−2 дек. 2004 г. – М.: Дип. Академия МИД РФ, 2005. − 124 с.
  • Радаев В.В.Пять принципов построения нового университета / В. Радаев // Pro et Contra. Реформа образования: проекты и перспективы / под. ред. М. Липман. – М.: РОССПЭН, 2011. – 70 с.
  • Российское и общеевропейское образовательное пространство: ор-ганизационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управ-ление: практика и анализ. −2004. – № 5−6(33). С. 12−52.
  • Carroll B. Why Internationalize? Why Now? / В. Carroll // Internation-al Educator − 1993. − Vol. 3, N 1. − P. 15−16, 46.
  • De Wit H. Trends, Issues and Challenges in Internationalisation of Higher Education / H. De Wit; Centre for Applied Research on Economics & Man-agement, School of Economics and Management of the Hogeschool van Amster-dam.−Amsterdam, 2011. − 125 p.
  • De Wit H. On the definition of international education // European As-sociation for International Education Newsletter. − 1993. − N 11. − Р. 7−10.
  • Harari M. Internationalization of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus / M. Harari // Long Beach. − California: Center for International Education, California State University,1989. − 138 p.
  • Knight J. Internationalisation Remodelled-Definition, approaches and rationales / L. Knight // Journal of Studies in Interntaional Education. − 2004. − Vol. 8, N 1. − P. 5−31.
  • Knight J. Five Truths about Internationalisation / J. Knight // Interna-tional Higher Education. − 2012. − N 69. − P. 4−5.
  • Laureys G. Mobility Has Come to Stay: Management Strategies to Meet the Demands of Internationalisation in Higher Education / G. Laureys // Higher Ed-ucation Management. − 1992. − Vol. 4, N 1. − P. 108−120.
  • Lee J. J. The False Halo of Internationalization / J. J. Lee // International Higher Education. − 2013. − N 72. − P. 6−7.
  • Soderqvist M. Internationalisation and its management at Higher Edu-cation Institutions. Applying сonceptual, content and discourse analysis / M. Soderqvist // Helsinki School of Economics: HSE Print, 2007. − 271 p.
  • Seidel H. Internationalisation: A New Challenge for Universities / H. Seidel // Higher Education. − 1991. − N 21. − P. 289−296.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    В последние десятилетия ведущим трендом, подчёркивающим развитие глобализационных процессов, стала интернационализация высшего образования. В неё включились не только отдельные университеты или организации, но и целые государства. Это и не удивительно, поскольку интернационализация системы образования может принести значительные плоды. И не только в виде притока иностранных студентов. Этот процесс даёт серьёзный толчок к развитию как системы высшего образования целого государства, так и отдельно взятого высшего учебного заведения, которое желает быть конкурентоспособным.

    Понятие интернационализации образования

    Возникло оно сравнительно недавно - в конце прошлого века, но достаточно быстро стало главной характеристикой происходящих в этой сфере. В его основу были положены разнообразные идеи международного сотрудничества в сфере образования, большинство из которых уже получило реализацию в качестве разного рода программ.

    Можно сказать, что интернационализация образования - это процесс, суть которого заключается в активном введении международного компонента во все функциональные сферы вуза. То есть он затрагивает не только учебную деятельность, но и исследовательскую, и даже административную. Авторы статей об интернационализации подчёркивают её связь со всеми функциями образовательного процесса и отмечают наличие комплексного характера этого влияния.

    Формы сотрудничества

    Следует отметить, что интернационализация образования представляет собой процесс, который включает разнообразные форматы международного взаимодействия:

    • мобильность с образовательной целью: сюда входит не только студенчество и преподавательский состав, но также и представители вузовской администрации;
    • внедрение таких типов мобильности, как институциональный и программный, на основе различных обучающих инструментов;
    • составление обновлённых образовательных стандартов на основе образцов международного уровня и включение их в учебные программы вузов;
    • создание различных форм долгосрочного партнерства в институциональной сфере образования.

    Рассматривая все эти виды международного сотрудничества, нужно обратить внимание на то, что интернационализация образования - это процесс, который охватывает не только внешние формы в виде обучения за рубежом. Это еще и сложная внутренняя трансформация. Она охватывает все высших учебных заведений и направляет их в сторону международного взаимодействия.

    Стратегии реализации

    На сегодня мировой практикой выработаны различные стратегии, которые развиваются на основе такой тенденции, как интернационализация процесса образования. В зависимости от мотивов реализации их можно сформировать в четыре группы.

    1. Стратегия согласованного подхода - опирается на долгосрочное международное сотрудничество. Оно реализуется посредством повышения мобильности как студентов, так и преподавателей, программ обмена, партнерских соглашений. Фундаментальным положением этой стратегии является не конкуренция, а налаживание сотрудничества.
    2. Стратегия, поддерживающая миграцию ведущих иностранных специалистов и одарённых студентов. Принимающая страна, стремясь повысить свою конкурентоспособность, создаёт ряд условий для них: академические стипендии, упрощённый визовый режим и иммиграционные нормы.
    3. Доходная стратегия. Она также основывается на привлечении квалифицированных специалистов с той лишь разницей, что отсутствуют какие-либо льготы, а образование предоставляется на платной основе. Приток иностранных студентов позволяет организовывать университетам предпринимательскую деятельность.
    4. Стратегия расширенных возможностей. Призвана поощрять получение образования за рубежом или в отечественных вузах, которые поставляют такие услуги. Рычагами реализации здесь служат мероприятия, направленные на поддержку мобильности как студентов, так и учёных, преподавателей и

    Уровни управления интернационализацией

    Сегодня очевидным становится тот факт, что даже глобальные процессы нуждаются в регулировании, и то, что в него включены не только конкретные предприятия или организации, но и само государство.

    Сказанное в полной мере относится и к тем явлениям, которые отражает современная тенденция интернационализации образования. Здесь можно выделить три основных уровня управления:

    • государственный;
    • региональный;
    • вузовский.

    На каждом реализуется собственная стратегия и инструменты управления. Государство, формируя стратегию развития этого процесса, должно учитывать не только тенденции сложившегося зарубежного опыта, но и специфику своей культурной среды, потенциал высших учебных заведений, их материальную базу. На этом уровне создаются инструменты и нормы, позволяющие вузам эффективно развиваться в направлении интернационализации.

    Региональный уровень призван формировать, так сказать, «на месте» те условия и инфраструктуру, которая не только позволит динамично развиваться учебным заведениям и другим связанным с ними институтам, но и создаст комфортные условия для иностранных студентов.

    Наиболее чётко инструменты интернационализации в образовании могут быть отражены именно на уровне учебного заведения.

    Инструменты управления

    Они могут разрабатываться в комплексе или же внедряться на разных отдельно.

    1. Приглашение к сотрудничеству международных экспертов. Направление их деятельности может быть различным: в качестве эксперта образовательных программ или участие в разработке стратегии развития заведения.
    2. Развитие такого элемента, как международные компетенции. Относится этот инструмент не только к преподавательскому составу, но и ко всем, кто так или иначе будет задействован в образовательном процессе.
    3. Формирование институционального партнерства с передовыми иностранными образовательными центрами.
    4. Включение в ассоциации или сети для продвижения учебного заведения на международном образовательном рынке.
    5. Участие вуза в международных рейтингах.
    6. Развитие совместно с другими учебными заведения страны и зарубежья различных образовательных проектов.
    7. Развитие и реализация исследовательских программ с зарубежными партнёрами.
    8. Проведение международной аккредитации. Сертификация качества образования на основе мировых стандартов.

    Представленный список можно продолжать, поскольку интернационализация образования - это процесс развития, который постоянно открывает новые разнообразные формы сотрудничества.

    Факторы эффективности управления

    Здесь играют роль две группы факторов: внутренние и внешние. Первая включает потенциал высшего учебного заведения: материально-техническое оснащение, уровень развития преподавательского состава и т. д.

    Вторая реализуется на уровне государства. Она охватывает политические и социально-экономические условия. В первом случае определяющую роль играет политика, реализуемая в сфере образования. Сегодня она приобретает более чёткую направленность и предлагает новые результативные инструменты реализации интернационализации.

    Учёт социально-экономических условий опирается на демографические, географические и экономические данные, которые также необходимо учитывать при разработке и реализации стратегии развития образования.

    Внутренние ресурсы развития

    На уровне вуза успех интернационализации определяется такими его возможностями:

    • наличием качественных профильных программ, которые позволят вузу найти свою сферу и предлагать там образовательные услуги;
    • сотрудничеством с зарубежными высшими учебными заведениями;
    • наличием опыта международной деятельности.

    Важное место здесь занимает наличие адекватной стратегии развития и желания ей следовать.

    Роль в развитии мировых процессов

    Современные тенденции, отражающие направленность развития современного мира, побуждают обратить внимание на соотношение таких процессов, как глобализация и интернационализация образования. Оба они некоторым образом связаны между собой. Яркая и неоднозначная тенденция, характеризующая современные трансформации, глобализация затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образование.

    Само по себе это понятие используется некоторыми исследователями для характеристики глобализации, которую представляют как процесс интернационализации различных областей жизни: экономической, технологической, культурной, торговой и т. д.

    Это позволяет определить глобализацию как первопричину и фундамент трансформации систем обучения. Поэтому интернационализация образования — это важная составляющая развития глобальных процессов, которая включает в процесс не только различные учебные заведения, но и целые государства.

    Интернационализация как фактор развития

    Именно с таких позиций предлагается рассматривать этот процесс, поскольку так он может быть представлен как действенный инструмент, стимулирующий к достижению таких целей:

    • рост уровня преподавания;
    • развитие разнообразных форм исследовательской работы;
    • возможность выбора и использования лучших образцов международного опыта;
    • рост числа конкурентных преимуществ вуза как на внутреннем рынке, так и на внешнем — международном.

    Это общие направления развития учебного заведения, которое желает найти своё место в глобальном образовательном процессе.

    Они должны конкретизироваться и отображаться в стратегических направлениях развития вуза, которые определяются на основании потенциала. Здесь также нужно конкретизировать своё представление о месте в глобальной системе, установить, что это будет: мировой уровень, отраслевой или, возможно, региональный.

    Страница 1

    Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.

    Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании.

    А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.

    К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.

    Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:

    Формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;

    Системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;

    Построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

    Постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;

    Создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.

    Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.

    В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования.

    Модель социального управления в сфере социально-педагогической работы
    социальный педагогический управление централизация Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки. Наука управления, в этом отношении мало отлича...

    Идея личностно-деятельностного подхода
    Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода. Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе. Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного о...

    Педагогическая значимость праздников и досугов
    Однако истоки праздничного действа связаны с противопоставлением праздника обычным дням - будням. В.Н. Топоров отмечал, что целью праздника было достижение оптимального состояния его участников от полноты мира и (или) Богоощущения до восстановления некоторого среднего, нейтрального обыденного уровн...

    Все последние годы тема международной деятельности российских вузов остается одной из важных для профессионального сообщества, а утверждение в 2012 году Примерного перечня критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, безусловно, добавило к обсуждению новые акценты. Вопросы интернационализации российской высшей школы стали предметом внимания и на Санкт-Петербургском образовательном форуме-2013.

    В ряду выступлений, вызвавших особый интерес участников встречи, находится доклад директора Департамента международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрея АЛЕКСАНКОВА, к которому редакция «АО» обратилась с просьбой ознакомить читателей с основными тезисами его выступления.

    О глобализации и интернационализации сейчас принято говорить практически везде и практически во всех отраслях человеческой деятельности. Не обошла эта естественная тенденция развития и сферу высшего образования, где в силу специфики самой системы высшего образования интернационализация приобрела свои характерные черты и особенности.

    Что же понимать под этим достаточно очевидным, на первый взгляд, термином? Более «европейский» подход, основанный на интуитивно уважаемом равенстве, с одной стороны, и генетически утвердившейся в сознании людей необходимости конкурентной борьбы, с другой, выражается в определении, данном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Интернационализация - это процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию и «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование».

    Российские подходы основываются на другом психологическом восприятии термина «интернационализация» и чаще всего в различных интерпретациях определяются как «включение международного аспекта (компонента) в образовательную и научную деятельность» университета.

    Разница в подходах видна невооруженным взглядом: если европейский подход делает акцент на совершенствовании самого образовательного и научного продукта с точки зрения международных подходов и стандартов (акцент на свой продукт), то российское понимание акцентировано на заимствовании дополнительно приобретенной ценности во внешней среде (акцент вовне).

    Так что же реально дает и что меняет интернационализация в жизни университета? Очевидно, что замкнутость неизбежно будет приводить к вымиранию в современном глобальном мире. Тезис о советском высшем образовании как самом лучшем образовании в мире остался в прошлом. Этот факт приходится признавать, хотя и с естественным сожалением. В то же время попытки все «разрушить до основания» и построить «новый светлый мир» не выдерживают никакой критики. Если в этом контексте говорить об интернационализации в российских вузах, то попытки реализовать какие-либо мероприятия при отсутствии четкого и ясного понимания целей этих мероприятий и использовании заимствованных, неадаптированных механизмов достижения этих целей приводят к очевидно отрицательному результату. И таких примеров достаточно: например, при разработке и реализации программ двойных дипломов или программ академической мобильности.

    Да, в условиях демографического кризиса в России развитие экспорта образовательных услуг как составной части интернационализации отчасти может способствовать решению проблем набора студентов на программы вуза. (Тем более что спрос на программы российских университетов, в особенности в странах СНГ, остается на достаточно высоком уровне по сравнению с другими странами и регионами.) Однако такое преимущество не перекрывает и не решает существа проблемы, а именно: неадаптированное внедрение зарубежных моделей, форм и механизмов интернационализации, ведет как минимум к неоптимальному результату. Тогда логично возникают вопросы: а какой путь интернационализации наиболее оптимален для российских вузов, и какие результаты он может дать? Определим некоторые основные моменты, позволяющие, на наш взгляд, российской высшей школе выйти на оптимальный путь интернационализации.

    В ведущих зарубежных университетах прошли апробацию и активно используются новые технологии, формы и методики обучения. Причем в настоящее время они представляют собой комбинацию различных подходов, как правило, объединенных совершенно особой парадигмой образования. И следует признать, что в большинстве случаев зарубежный опыт далеко превосходит отечественную практику по использованию электронных средств обучения часто именно не по качеству технических средств, а по самой внутренней философии ее использования. Изучение зарубежного опыта именно в этом контексте и внедрение его в отечественную практику могут дать реальные результаты интернационализации российских вузов как в отечественной, так и европейской трактовке. Это первый момент.

    Далее. Очевидно, что глобализация промышленного производства и интернационализация бизнеса приводят к востребованности специалистов с соответствующими знаниями и умениями, которые помогают быстро и с наименьшими издержками адаптироваться к любым новым условиям и национальным особенностям. И, поскольку в последние годы наличие международного опыта у выпускников становится все более важным фактором их успешного позиционирования на рынке труда, способность вуза предоставить широкие возможности по прохождению стажировок или даже части обучения за рубежом рассматривается абитуриентом как весомое преимущество вуза. В свою очередь, это усиливает мотивацию вузов по развитию конкурентоспособности за счет наличия зарубежных связей. Иначе говоря, критерий интернационализации становится весьма существенным в конкурентной борьбе за выпускника школы или бакалавриата. Это второй момент.

    Третий момент успешности интернационализации связан с восстановлением и развитием научно-технической базы российских университетов. И хотя по-прежнему в некоторых областях зарубежные вузы превосходят отечественные и по оснащенности, и по ресурсному обеспечению, и, что немаловажно, по степени внедрения полученных результатов в практические коммерческие разработки, именно кооперация российских университетов с зарубежными партнерами в научно-исследовательском секторе позволяет получать результаты на высоком профессиональном уровне. Что, несомненно, способствует развитию отечественной научной школы в целом.

    Также остается возможность получения дополнительного финансирования из внешних международных источников, хотя в последние годы для российских университетов эти возможности несколько уменьшились. Можно перечислить еще целый ряд причин необходимости развития интернационализации как важной составляющей всего комплекса университетской деятельности.

    Таким образом, становится очевидным, что - несмотря на некоторый существующий в образовательных кругах скепсис в отношении процессов интернационализации, в особенности среди старшего поколения преподавателей - эти процессы становятся неотъемлемой частью жизни университетов. И самое главное - такие процессы реально способствуют развитию университета, повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг и научных исследований. Осознание этого факта, по нашему мнению, произойдет достаточно быстро на уровне университетского менеджмента, и интернационализация в ближайшее время из модного течения превратится в действенный инструмент развития учебных заведений, во всяком случае крупных российских университетов.

    Позиция Минобрнауки РФ как проводника государственной политики в сфере образования в целом созвучна с позицией университетов и международного образовательного сообщества. Основными приоритетами в последнее время становятся получение международного признания российского высшего образования - за счет вхождения российских университетов в международные рейтинги, развитие научных исследований и образовательных программ - за счет интегрированного международного участия в различных формах. Вполне обоснованным формализованным итогом такого подхода стало появление индикаторов международной деятельности вуза (в совокупности с другими показателями эффективности деятельности высших учебных заведений). В их числе наличие иностранных студентов, международных образовательных программ, в том числе с преподаванием на иностранных языках и программ двойных дипломов, количество иностранных ППС, количество ППС и студентов, участвующих в программах академической мобильности, некоторые другие показатели. Но при этом возникает вопрос о том, в какой степени реальные потребности конкретного, расположенного в том или ином российском регионе вуза в сфере интернационализации коррелируют с достижением формально необходимого уровня эффективности по показателям Минобрнауки РФ? Да, в целом можно утверждать, что ориентация на выполнение индикаторов, несомненно, способствует развитию интернационализации высших учебных заведений. Однако необходимо учитывать некоторые специфические особенности. Так, например, риск попасть в разряд «неэффективного вуза» по количеству иностранных студентов заставляет некоторые небольшие региональные университеты искать их вне зависимости от мотивации, платежеспособности, успеваемости… Не говоря о том, что обучение иностранных студентов требует развитой инфраструктуры, включающей наличие общежития, соответствующего деканата, служб безопасности, паспортно-визовой службы и прочего. В отношении программ двойных дипломов и иностранных преподавателей может сложиться аналогичная ситуация. В таком случае внедряемый министерством способ оценки эффективности по формализованным показателям в реальности может и не достичь своей цели - повышения качества и развития образовательного учреждения.

    Вполне возможно, что в этих ситуациях чаще всего могут оказываться узкоспециализированные региональные вузы, решающие в большинстве своем (и часто успешно) задачи регионального характера. И распыление усилий на выполнение индикаторов интернационализации, не учитывающих ту или иную специфику вуза, может приводить к негативному эффекту.

    В целом можно констатировать, что, несмотря на некоторые издержки, интернационализация становится необходимым и существенным ресурсом развития отечественных вузов, повышения качества образовательной деятельности и научных исследований.

    1

    Интернационализация образования - процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. В ее рамках рассматривают «внутреннюю» интернационализацию как создание культуры и климата внутри вуза, которые продвигают, поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание, и «внешнюю» интернационализацию (образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование). Интернационализация и регионализация образования представляют собой динамично развивающийся процесс, который включает в себя различные формы международного взаимодействия и партнерство. Активно развивая международное сотрудничество, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет исходит из того, что целью международной деятельности является интеграция в международное образовательное сообщество; активизация научного сотрудничества; расширение доступа к информационным ресурсам и привлечение дополнительных источников финансирования. Изучение передового мирового опыта, взаимное обогащение, обмен лучшими образовательными методиками является необходимым условием подготовки специалистов, обладающих международными компетенциями.

    интернационализация

    регионализация

    высшее образование

    международное сотрудничество

    1. Шумейко А.А. Механизмы обновления высшего профессионально-педагогического образования/А.А. Шумейко//Амурский научный вестник. Вып. 2: сборник научных трудов. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. - С. 6-12.

    2. Шумейко А.А., Бавыкин В.С. Роль вузовской науки в решении вопросов кадровой политики Дальневосточного региона//Материалы Международ. науч.-практ. конф. «Дальний Восток: наука, образование. XXI век» -В 2.т. Т.1. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского гос. пед. ун-та, 2003. -С. 45-59.

    3. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. 2003. № 33.

    4. Knight J., de Wit H. Quality and Internationalization in Higher Education. Institutional Management in Higher Education. 1999.

    5. OECD. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. 2004.

    6. Transnational Higher Education in Asia and the Pacific Region/ Ed. by F. Huang. Hiroshima: Hiroshima University. 2006. 186 p.

    7. UNESCO - CEPES. Studies on Higher Education. Transnational Education and the New Economy: Delivery an Quality. Bucharest, 2001.

    8. World Education Report. UNESCO Publishing. Paris, 2004.

    Интернационализацию образования на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Следует акцентировать внимание на само понятие интернационализации в сфере высшего образования, которое в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: а) «внутреннюю» интернационализацию , что подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают, поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание, и при этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными вузами-партнерами. И б) «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование ,который представляет собой процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные административные соглашения .

    Таким образом, интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества :

    1. Индивидуальную мобильность: мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;
    2. Мобильность образовательных программ и институциональную мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ;
    3. Интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;
    4. Институциональное партнёрство: создание стратегических образовательных ассоциаций.

    Интернационализация высшего образования - это процесс интеграции международного и межкультурного аспектов в цели и способы предоставления высшего образования, и важным фактором этого процесса является язык, на котором ведется обучение. В настоящее время возможность получения высшего образования на русском или английском языке наиболее привлекательна для иностранных студентов .

    К числу несомненных преимуществ интернационализации можно отнести увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания. Важно отметить, что, наряду с глобализацией, в сфере образования интенсивно развиваются процессы регионализации. Объединение усилий для сотрудничества в сфере образования становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках различных региональных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности. Наиболее успешные из них - программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства, и др.

    Интернационализация, впрочем, как и регионализация, являются основанием модернизации университетского образования. Целью интернационализации университетского образования является подготовка студентов и специалистов к международному сотрудничеству и конкуренции, которые будут доминировать в новом тысячелетии во всех сферах жизнедеятельности общества.

    Новая система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и ввиду постоянного и быстрого обновления знаний формировать потребность в их непрерывном самостоятельном освоении, умениях и навыках самообразования, самостоятельного и творческого овладения этими знаниями в течение всей активной жизнедеятельности человека.

    Образование должно в итоге стать таким социокультурным институтом, который был бы способен в течение всей жизни человека представлять ему самые разнообразные наборы образовательных услуг. Необходима структура образовательной системы и ее учреждений, которая обеспечила бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь».

    Следует отметить, что интернационализация и регионализация образования представляют собой динамично развивающийся процесс, который включает в себя различные формы международного взаимодействия, партнерства и сотрудничества:

    • составление или применение новых образовательных стандартов международного уровня и согласованное включение их в учебные программы вуза;
    • создание различных форм долгосрочного партнерства в институциональной сфере образования;
    • приглашение к сотрудничеству международных экспертов по экспертизе образовательных программ или участия в разработке стратегии развития университета;
    • согласованное использование международных компетенций в образовательном процессе вуза;
    • формирование институционального партнерства с ведущими иностранными образовательными центрами;
    • участие вуза в международных рейтингах;
    • развитие и реализация исследовательских программ и проектов с зарубежными партнерами;
    • проведение международной аккредитации и сертификации качества образования на основе международных стандартов.

    Именно с таких позиций нами предлагается рассматривать этот процесс как фактор развития интернационализации и регионализации, поскольку так он может быть представлен как действенный инструмент, стимулирующий к достижению таких целей, как:

    • рост уровня преподавания;
    • развитие разнообразных форм исследовательской работы;
    • рост числа конкурентных преимуществ университета как на внутреннем рынке, так и внешнем - международном .

    Активно развивая международное сотрудничество, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет исходит из того, что целью международной деятельности является интеграция в международное образовательное сообщество; активизация научного сотрудничества; расширение доступа к информационным ресурсам и привлечение дополнительных источников финансирования. К основным задачам развития международного сотрудничества университет относит:

    • обеспечение участия профессорско-преподавательского и студенческого коллектива университета в международных программах, межправительственных договорах, соглашениях и других международных акциях, направленных на развитие интеграционных процессов в образовании и науке;
    • установление прямых партнерских отношений с зарубежными вузами, зарубежными фондами и организациями для обеспечения программ развития академического обмена, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава;
    • привлечение ведущих зарубежных специалистов, преподавателей и профессоров к чтению открытых лекций и преподаванию в университете;
    • участие в международных крупных образовательных программах и проектах, участие в деятельности международных образовательных консорциумов и объединений, в первую очередь, в рамках сотрудничества стран ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества, образовательного сотрудничества стран БРИКС и др.

    Сегодня АмГПГУ является значимым игроком на международном образовательном рынке стран АТР. Университет участвует в работе Совета ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных провинций КНР. Занимая, согласно рейтингу Федерального портала «Российское образование» 22-27 место в группе педагогических, лингвистических и гуманитарных вузов России, университет сегодня превратился в международный образовательный центр, в котором, помимо граждан РФ также обучаются граждане Китая, Кореи, Индии, Бахрейна, Италии, Японии, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии и Украины. Сегодня более 120 иностранных граждан проходят обучение по программам бакалавриата, магистратуры, занимаются на краткосрочных и долгосрочных курсах. Совместные образовательные проекты реализуются с Японией, Кореей, рядом стран Европы, и с китайскими вузами. АмГПГУ активно сотрудничает с Харбинским педагогическим университетом, Чанчуньским университетом, Цзилиньским педагогическим университетом, Цзямусским университетом и рядом других вузов. Особенно высоко мы ценим наши добрые отношения с Институтом иностранных языков Хуацяо, с которым, уже на протяжении ряда лет совместно реализуем образовательные программы по повышению квалификации студентов-лингвистов.

    Особенно следует обратить внимание на тот факт, что иностранные студенты, проходящие обучение в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете, не только активно участвуют в образовательном процессе, но и выступают на международных научных студенческих конференциях. Этому способствует и работа международных образовательных центров, действующих в университете: Центра японского языка и культуры, Центра французского языка, Образовательного центра «Институт Конфуция».

    Российские студенты и преподаватели АмГПГУ активно включаются в программы международной академической мобильности. В настоящее время в университете функционируют следующие направления: международные лингвистические стажировки; зарубежные полевые практики студентов-географов, музейные практики студентов-историков, дизайнерские практики студентов специальности «дизайн», участие выпускников университета в грантовых программах, стажировки и участие в зарубежных научных проектах преподавателей. К примеру, за последние два учебных года более 70 студентов АмГПГУ выезжали в КНР для участия в вышеуказанных программах, в том числе прошли обучение в нашем партнерском вузе - Институте иностранных языков Хуацяо, более 15 студентов посетили Республику Корея, прошли обучение в университетах и колледжах Японии, США, Канады. За этот же период времени более 20 преподавателей университета прошли научно-образовательные стажировки либо побывали с научными целями в различных зарубежных странах .

    Руководство университета прекрасно осознает, что вопросы интернационализации и регионализации образования - это чрезвычайно важные вопросы, требующие взвешенного и конструктивного подхода. Мы осознаем, что только на основе изучения передового мирового опыта, взаимно обогащаясь, перенимая друг у друга лучшие образовательные методики можно подготовить специалистов, обладающими международными компетенциями и соответствующими международному статусу и уровню.

    Библиографическая ссылка

    Шумейко А.А. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23862 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»