Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы. Конкурсная заявка на участие в районном конкурсе «Воспитатель-профессионал, работающий со здоровьесберегающей методикой Идеальную образовательную организацию использующую здоровьесберегающие образ

Всем известно, что здоровье - это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.

Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Роль педагога

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие:


Что должен уметь учитель

На эффективность использования приемов и средств здоровьесберегающих методик в учебном процессе оказывают влияние различные умения педагога, а именно:

  • анализ педагогических ситуаций в аспекте оздоровления;
  • установление контакта с коллективом учеников;
  • владение основами здорового образа жизни;
  • прогнозирование развития школьников;
  • моделирование системы взаимоотношений в условиях оздоровительной педагогики.

Учитель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В том случае, если для педагога здоровый образ жизни - норма, ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в школе должным образом.

Решение проблем

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:


Понятие

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе (ЗОТ) - это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся. Если же ЗОТ связывать с решением более узких задач, то к ним можно отнести педагогические методы и приемы, обеспечивающие ученикам безопасность во время пребывания в образовательном учреждении.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Если при реализации педагогических функций решается задача сохранения у педагогов и учащихся здоровья, то можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Главная задача школы - подготовка ребенка к самостоятельной жизни за счет получения им необходимого образования. Но разве может педагог равнодушно относиться к тому, что его воспитанники имеют неблагополучное состояние здоровья, которое прогрессирующе ухудшается? Этот вопрос во многом риторический, но одним из ответов на него как раз и стала востребованность руководителями образовательных учреждений и учителями здоровьесберегающих технологий.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:


Разные подходы

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в школе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Классификация

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе включают многие знакомые большинству учителей психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем. Например, образовательный процесс, имеющий медико-гигиеническую направленность, подразумевает использование профилактических программ, проведение мероприятий по просвещению учеников относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условий обучения и т. д.

Несколько иные направления имеют экологические здоровьесберегающие технологии. Мероприятия в школе при такой направленности учебного процесса будут сводиться к воспитанию у школьников потребности заботиться о природе, приобщению их к исследовательской работе в сфере экологии.

Что касается физкультурно-оздоровительных технологий, то здесь основные задачи состоят в тренировке силы воли и выносливости, закаливании, формировании из физически слабых людей здоровых и тренированных личностей.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции

ЗОТ имеют ряд функций:

  • Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.
  • Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.
  • Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.
  • Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.
  • Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

ЗОТ в начальной школе

На каждое образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. Какие здоровьесберегающие технологии в начальной школе применяются? На самом деле их очень много. Ведь уже с первого класса у детей воспитываются привычки к здоровому образу жизни. Перед педагогическим коллективом стоит много задач:

  • пропаганда культуры здоровья,
  • совершенствование методов и форм работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья школьников;
  • формирование у учеников потребностей и качеств, способствующих развитию здоровья.

За каждым классом начальной школы должен быть закреплен отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения. В кабинете должен соблюдаться воздушно-тепловой режим.

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе предполагают использование разных форм работы с учащимися и их родителями, реализуемых классными руководителями и школьным медперсоналом. Вот некоторые из них:

  • контроль состояния здоровья;
  • предупреждение и профилактика заболеваний;
  • оформление информационных стендов;
  • своевременное информирование о предстоящих прививках;
  • выступления на родительских собраниях и т. д.

В начальных классах должны проводиться беседы с учащимися на тему соблюдения личной гигиены, профилактики простудных болезней, режима школьника, правильного питания и т. п.

Рекомендуется в работе образовательного учреждения использовать модель «Школа полного дня», при которой для каждого ученика составляется индивидуальный режим, включающий умение «переключаться» с одной деятельности на другую, развитие самостоятельности и индивидуальных способностей, профилактические мероприятия, направленные на организацию свободного времени учеников.

Здоровьесберегающие технологии в нач. школе реализуются посредством комплекса оздоровительных мероприятий:

  • классные часы «Доктор Айболит», «Если хочешь быть здоров…», «В гостях у Мойдодыра», «Лесная аптека» и т. п.;
  • подвижные игры на переменах;
  • гимнастика для глаз и физкультминутки на уроках;
  • общешкольные спортивные соревнования;
  • беседы с врачом;
  • во второй половине дня - спортивные часы «Сильные, ловкие, смелые», «Самый быстрый», «Веселая эстафета» и т. д.;
  • выпуски газет.

Особо чувствительной у учеников начальных классов является нервная система, поэтому во время урока важно проводить смену деятельности и режимов работы посредством физкультминуток, прослушивания расслабляющих песен.

Здоровьесберегающие технологии в средней школе

Ученики среднего и старшего звеньев уже более основательно и серьезно изучают всё, что касается здоровьесбережения. Они знакомятся с проблемами взаимозависимости поддержания организма в хорошей физической форме и правильного питания, узнают о том, как влияет любительский и профессиональный спорт на продолжительность жизни, всесторонне обсуждают вредные привычки молодежи (употребление алкогольных напитков, курение, наркомания) и их влияние на психическое и физическое состояние неокрепшего организма, деторождение и так далее.

Старшеклассники говорят о вышеназванных проблемах в группах, на конференциях, готовят доклады, проекты, рефераты на соответствующие темы, творчески перерабатывают интересующую информацию, тем самым развивая также учебную компетенцию и созидательные способности.

В заключение

Большинство современных проблем, которые отражают сложность ситуаций, сложившихся в системе общего образования и нуждающихся в скорейшем разрешении, связаны так или иначе со здоровьем подрастающего поколения. А это побуждает учителей вносить свою лепту в формирование и сохранение здоровья учащихся путем применения оздоровительной педагогики.

Нестерова И.А. Здоровьесберегающий образовательный процесс // Энциклопедия Нестеровых

Здоровьесберегающий образовательный процесс дошкольного учреждения требует от педагогов и руководителей образовательных учреждений высокого уровня компетентности. Умение управлять здоровьесберегающей средой позволяет развивать инновационные образовательные технологии в условиях ДОУ.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой

Проблема организации здоровьесберегающего образования заключается, с одной стороны, в разнонаправленности теоретических подходов к ее решению, с другой, – в разрозненности и односторонности усилий отдельных субъектов образовательного по практическому решению данной проблемы.

– это особый вид деятельности, в которой ее субъекты на основе планирования, организации, руководства и контроля способны обеспечить совместную деятельность учащихся, педагогов, обслуживающего персонала.

Управление здоровьесберегающей образовательной средой направлено на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие ЗОС при гарантированном достижении образовательных целей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В широком смысле слова представляет собой следующее:

  1. процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
  2. процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение являются важными условиями организации педагогического процесса в любом дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном учреждении в узком смысле представляет собой специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Основными направляющими здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения являются факторы, которые ниже представлены подробно.

Ориентация на физическое здоровье как основу здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. При этом физическое воспитание мы рассматриваем как систему, включающую двигательную активность, закаливание, санитарно-гигиенический режим, качественное питание, лечебно- профилактическую работу.

Применение системы диагностики развития ребенка , включающей физическое здоровье, эмоционально-личностное состояние, социальный статус в группе сверстников, интерес к видам деятельности и достижения в них (И.В. Житко, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова, Т.Ю. Логвина, Н.С. Старжинская, Л.С. Ходонович, В.А. Шишкина).

Создание психологических условий организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей к которым относятся:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта;
  • поощрение самостоятельности;
  • развитие творческого воображения;
  • формирование осмысленной моторики;
  • развитие способности сопереживания;
  • развитие умений активного творческого самовыражения.

Создание педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Осуществление административного контроля за грамотной организацией здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении на основании оценки его эффективности.

Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации".

Требованиях к условиям реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования прописано, что результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды. Характеристики образовательной среды представлены на рисунке.

Аналогичные требования прописаны и в стандартах начального и полного общего образования, концептуальных программных документах развития образования России. Эти стратегические ориентиры легли в основу построения концепции и программы опережающего развития школы, которая включает в себя основную идею, общие установки, важные для определения цели, принципы управления развитием здоровьесберегающей среды, организации и функционирования учебно- воспитательного процесса.

Опережающее управление здоровьесберегающей средой ДОУ

Т.И. Шамова характеризует опережающее управление как качественное управление качеством образования. При осуществлении опережающего управления важно определить систему управленческих действий, которая могла бы:

1. на основе ведущей образовательной парадигмы выделить актуальные для конкретного образовательного учреждения инновации;

2. выделить компетенции субъектов образовательного процесса, позволяющие успешно реализовать внедряемую инновацию в процессе совместной деятельности;

3. разработать программу повышения профессиональной компетентности всех участников реализации инновации, ориентированной на выполнение стандарта. Очень важным в успешном достижении целей является объединение усилий ученых, педагогов и практических работников .

В современных условиях работа образовательного учреждения требует от руководителей всех уровней использовать самостоятельность и принимать на себя ответственность в принятии решения. При этом обязательно нужно иметь стратегию.

Под стратегией понимается долгосрочный план действий по руководству коллективом образовательного учреждения, образовательным процессом и учреждением в целом. Этот план преследует четко определенные цели и строится на реальных возможностях организации, учитывает условия ее функционирования.

Опережающее управление реализует второй принцип стратегии руководства, который вытекает из первого, и означает способность предвидеть проблемы и строить свои действия так, чтобы исключить или, по крайней мере, ослабить влияние нежелательных последствий этих проблем в настоящем и будущем. Для реализации данного принципа руководство должно располагать определенными методами и приемами осуществления опережающего управления, иметь соответствующую компетентность и условия.

Опережающее управление выстраивается из дальнейшего развития содержания образования. Опережающее управление предопределено новым стандартом развития образования в Российской Федерации.

Опережающее управление обусловлено требованиями времени интенсификации и модернизации образования и обеспечивается как важнейшее условие соответствия в процессе непрерывного обновления содержания образования. Изменение образовательных стандартов, уход от знаниевой парадигмы в содержании образования и переход к компетентностно-ориентированному образованию, требуют опережающего управления и в развитии здоровьесберегающего качества образовательной среды .

Отдельно следует отметить, что личностно-ориентированная концепция образования очень важна для здоровьесберегающего образовательного процесса дошкольного учреждения.

Личностно-ориентированная концепция образования в рамках управления включает следующие принципы:

  1. формирование общей культуры личности обучающихся;
  2. обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для самореализации личности;
  3. мониторинг и корректировка психического развития учащихся;
  4. разработка и реализация индивидуальных учебных программ по предметам;
  5. мониторинг и корректировка эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников;
  6. использование дополнительного образования, предусматривающего включение в учебный план экскурсий, уроков музыки, ИЗО, хореографии, этики; а также организацию работы студий: вокальной, хоровой, ИЗО, хореографической, театральной, вокально-инструментального ансамбля;
  7. привитие ценностей здорового образа жизни, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  8. ежедневный контроль за выполнением режима дня, качественной подготовкой домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитанию самоконтроля, саморегулирования, самоорганизации .

Деятельность педагогов в процессе построения здоровьесберегающей среды

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ основан на постоянном взаимодействии всех структурных звеньев учебного заведения. Деятельность администрации направлена на организацию эффективной деятельности и обеспечение согласованности в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Создание максимально комфортных условий для занятий детей и воспитателей, а так же осуществление контроля и регулирование процесса.

Деятельность педагогов в ДОУ главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения, реализацию принципов и технологий здоровьесбережения в процессе организации образовательной деятельности учащихся.

Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности обучающихся, их родителей и социальных партнеров – специалистов из научных и государственных учреждений, занимающихся проблемами здоровья детей и подростков. Несомненно, вектор их усилий в предлагаемой модели здоровьесберегающей среды возможен при повышении уровня здоровьесберегающей компетентности, овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, основами планирования индивидуального развития собственного здоровья.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 05.05.2014 "Об образовании в Российской Федерации" с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 // Российская газета, N 303, 31.12.2012
  2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами – М.: Владос, 2013.
  3. Плетнева Е.Ю. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования // Валеология. – 2010. – №1. – С. 5-8.



Задачи: 1. Апробировать на практике модель здоровьесберегающей деятельности в школе; 2. Разработать и реализовать программы повышения профессионального уровня педагогов в области здоровьесбережения; 3. Организовать просветительскую деятельность с учителями, учащимися и родителями по формированию навыков здорового образа жизни; 4. Осуществить информационную поддержку модели по ЗОЖ




Нормативно-правовая база - Конституция Российской Федерации - Закон РФ «Об образовании» - Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года - Конвенция о правах ребенка - Закон РФ о правах ребенка - Закон Ставропольского края «Об образовании» - ФЗ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» - ФЗ 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Типовое положение об образовательном учреждении - Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года - «Наша новая школа» (президентская инициатива) - Требования СанПина


Здоровье учащихся: Физическое Психическое Социальное Реализация ФГОС Сотрудничество с МУЗ «Суворовская ЦРБ» (медосмотры, профосмотры) Выполнение правил СанПиНа Детские объединения (отряд «Милосердия», волонтеры) Допобразование (секции, кружки, спецкурсы) Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений Работа с родителями Работа в социуме Диагностика и мониторинг здоровья школьников Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий Профилактика вредных привычек Модель здоровьесберегающей деятельности МКОУ ООШ 23 Предгорного муниципального района Ставропольского края


Принципы здоровьесберегающей деятельности: 1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся 2. Принцип не нанесения вреда 3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом 4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания 5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся 6. Принцип отсроченного результата 7. Принцип активной обратной связи


Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений. 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры: Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья Организация питания. Психолого-логопедическая служба Социально-правовая служба 2. Рациональная организация учебного процесса. -Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление: -Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся -Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы -Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)


3. Медико-гигиенические технологии: Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Проведение прививок. 4. Физкультурно-оздоровительные технологии: Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости. 5. Экологические здоровьесберегающие технологии: Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. Обустройство пришкольной территории. Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах. 6. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.


5. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. 6. Компенсаторно-нейтрализующие технологии: Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков. Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.


7. Стимулирующие технологии: Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Физические нагрузки. Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением. 8. Информационно-обучающие технологии: Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких. Проведение тематических классных часов. Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья. Оформление тематических стендов на тему здоровья.


9. Мониторинг. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе. Задачи мониторинга: Описание здоровьесберегающей деятельности. Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье. Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Создание и распространение эффективных моделей здоровья. Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.


Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости. С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям: 1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость: 1) состояние здоровья школьников; 2) пропуски уроков по болезни; 3) уровень тревожности; 4) охват горячим питанием; 5) занятия в спортивных секциях; 6) уровень адаптации и мотивации учащихся; 7) результаты обученности. 2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности: 1) состояние здоровья педагогов; 2) применение новых технологий; 3) диагностика затруднений; 4) уровень невротизации.


Ожидаемые результаты: Создание активной здоровьесберегающей инфраструктуры школы, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий. Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков. Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества. улучшение организации питания учащихся; повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения.


Прогнозируемая модель ученика. Это – человек: относящийся к здоровью как к важной личной и общественной ценности; знающий механизмы и способы поддержания здоровья; физически развитый; стремящийся к физическому совершенствованию; без вредных привычек; знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.


Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять своё и ценить чужое здоровье.



Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Автор Чикота Олеся Валерьевна
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………...2
Здоровьесберегающие технологии на уроках и
во внеурочное время………………………………………2
Основные принципы здоровьесберегающей
деятельности………………………………………………..4
Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих
технологий………………………………………………….5
Заключение…………………………………….…………...8
Приложение………………………….……………………..9
Литература………………………………………………...12
Введение
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы,определяющие стратегию развития
образования.
« Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования,и в этих целях,наряду с другими мероприятиями,предполагается проведение оптимизации учебной,психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,в том числе за счет:
реальной разгрузки содержания общего образования;
использование эффективных методов обучения;
повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
рационализация досуговой деятельности,каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска,предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и
во внеурочное время.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком - инвалидом.
Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного
процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Основные принципы здоровьесберегающей деятельности.
Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:
комплексность;
системность;
целостность;
динамичность (повторяемость);
репрезентативность;
методическое единство.
Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.
Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.
Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.
Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.
Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.
Методическое единство непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.
Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в
системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
медико - гигиенические технологии (МГТ);
физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
существуют и другие основания для классификации
здоровьесберегающих технологий.
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
защитно-профилактические;
компенсаторно-нейтрализующие;
стимулирующие;
информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.
В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно – методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебно - воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;
ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий
и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного -30%, от того, что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в самостоятельном творчестве – 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.
Обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учащихся и учителя.
Помощь учащимся в адаптации к новым условиям.
Создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках.
Создание ситуации успеха, которая позволяет человеку находится в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий, незнанием учебного материала.
Использование личностно ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.).
Совершенствование контрольно-оценочной деятельности: учащиеся обобщают изученный материал, оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, успехи, неудачи, вносят коррективы.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального, формирование практических навыков. Учащиеся с развитым логическим мышлением, памятью, вниманием успешно и с интересом учатся, а это напрямую связано с психическим здоровьем, познанием окружающего мира, формированием нравственных качеств,способностью адаптироваться в современном мире.
Оптимальная дозировка домашнего задания (в том числе использование разноуровневых дифференцированных заданий).
Использование нетрадиционных игровых форм проведения урока, создание условий для проявления творческой активности (конкурсы кроссвордов, стенных газет, рефератов, стихотворений по изучаемой теме), проведение внеклассных мероприятий.
Совместная работа с психологом по выявлению психологических особенностей учеников для выработки личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу не менее 60% и не более 75-80%.
Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.
Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но все же такие паузы – необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель (примерно через 20 минут от начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Заключение
Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике
«педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Приложение.
Простейшие упражнения для глаз:
1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Профилактические упражнения для глаз:
Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Упражнения на релаксацию:
Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Гимнастика.
«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.
«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.
«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.
«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
«Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.
«Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.
«Велосипед». Держась за сидение стула, «крутим» педали велосипеда (можно со звуковым сопровождением).
Упражнения для улучшения осанки.
«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).
«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
«Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:
2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.
Сядьте, вытянув ноги и держась за сидение стула, медленно поднимайте ноги согнутые в коленях (можно прямые) и медленно их опускайте.
Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь.
Из положения стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола.
Со словом «пожалуйста»:
- встаньте
- руки вверх
- руки в стороны
- руки вниз
- опустите руки
- руки к плечам
- похлопайте в ладоши.
(Обратить внимание на внимание).
«Полёт в космос»:
Учитель - К запуску ракеты приготовиться
Учащиеся – Есть приготовиться! (хлопки в ладоши над головой)
Учитель – Пристегнуть ремни!
Ученики – Есть пристегнуть ремни! (щелчки пальцами)
Учитель – Включить зажигание!
Ученики – Есть включить зажигание! (вращательные движения руками)
Учитель – Завести моторы!
Ученики – Есть завести моторы! (руки к плечам, вращение вперёд и назад)
Все: 5,4,3,2,1, пуск; Ура, ура, ура!
Психогимнастика.
1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.
2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
3. «Шалтай – Болтай». Ребята стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делаем повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.
- Шалтай – Болтай сидел на стене,
- Шалтай – Болтай свалился во сне.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрёй, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
Энергично произносить «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
« Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный).
ЛИТЕРАТУРА.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.
Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.