Методы изучения педагогической деятельности презентация. Методология и методы научного исследования

Цели изучения курса

Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психолого- педагогических исследований;

Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации;

Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, коммуникативность.

Задачи изучения курса

дополнить и систематизировать знания о методологии научного, в том числе психолого-педагогического исследования;

сформировать понятийный аппарат в области методологии научного исследования;

раскрыть методологический аппарат научного исследования;

выделить методы и методики психолого-педагогического исследования;

организовать работу по выполнению, самооценке и взаимооценке заданий, связанных с построением научного аппарата магистерского исследования.

Основное содержание теоретического блока

Тема 1. Методологические основы исследования

Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики.

Общие методологические принципы научного исследования . Частные методологические принципы психолого- педагогического исследования.

Научные подходы к исследованию сложных хронотопологических процессов. Сущность современной образовательной парадигмы на различных уровнях.

Методологические требования к проведению психолого- педагогического исследования.

Методологические требования к результатам исследования.

Тема 2. Методологический аппарат исследования, его содержание и характеристика

Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики.

Оценка и научное редактирование темы исследования. Структура доказательства актуальности темы исследования. Уровни формулирования противоречий. Характеристика проблемы исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования в зависимости от формулировки темы. Целеполагание и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психолого- педагогического исследования.

Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогического исследования

Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Классификация методов психолого-педагогических исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.

Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.

Теоретические методы психолого-педагогического исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование.

Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования: генетический, исторический и сравнительный.

Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании. 6

Тема 4. Методика проведения психолого-педагогического исследования и педагогического эксперимента

Логика проведения психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. Паспорт специальности. Зависимость логики построения исследования от специальности.

Педагогический эксперимент, его сущность и этапы. Схемы педагогического эксперимента.

Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки исследовательских данных. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования.

Оформление результатов и содержательных выводов исследования.

Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Язык и стиль диссертации.

Характеристика основных видов представления результатов исследователя

Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ

Роль ИКТ в проведении научного исследования. Обзор средств ИКТ, используемых на различных этапах научного исследования.

1. Актуальность научного исследования. Доказательство актуальности конкретной (выбранной) темы научного исследования

2. Проблематика научного исследования. Формулировка проблемы научного исследования, сравнение полученных результатов, коррекция и рефлексия

Основное содержание практического блока

3. Целеполагание научного исследования. Формулировка целей и задач научного исследования

4. Построение методологического аппарата научного исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования.

Теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования

Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты. Эмпирические методы Синтез Индукция Дедукция Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация и моделирование методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты) методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные) методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум) методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) Анализ методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.)

Теоретические методы Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое. Синтез - это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании. Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Теоретические методы Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез. Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т. е. подытоживание исследования. При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению. Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Эмпирические методы Наблюдение - метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются: · целенаправленность; · аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются; · комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого; · систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эмпирические методы Виды наблюдений: 1. по временной организации - непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); 2. по объему - широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; 3. по способу получения сведений - непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Наблюдение может быть также включенным и невключенным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны. По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Эмпирические методы Достоинства наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучить предмет: - в целостности; - в естественном функционировании; - в многогранных связях и проявлениях. Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод Не позволяет: - активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; - наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц; - охватить некоторые труднодоступные явления, процессы; - избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя; - делать точные замеры.

Эмпирические методы Беседа дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб» . Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

Эмпирические методы Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет: Открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов; Полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные; Именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные - без указания автора ответов; Полные и урезанные; Пропедевтические и контрольные; и т. д.

Эмпирические методы Тестирование - метод педагогического исследования с использованием тестов. Тест (от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Качество теста определяется: надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики). Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

Эмпирические методы Эксперимент – это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. Виды эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях. Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента). Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки. К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования: 1. Он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. 2. Его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Эмпирические методы Выделяют следующие этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Методы педагогического исследования Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По форме фиксации информации существуют следующие документы: - письменные (содержат в основном буквенный текст); к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, контрольные работы и др. ; - статистические (информация в основном цифровая); - иконографические (кино- и фотодокументы, картины); - фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); - технические (чертежи, поделки, техническое творчество).

Эмпирические методы Метод изучения продуктов деятельности учащихся: Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Метод изучение школьной документации - вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников. М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики. Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Математические методы Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала. Шкалирование - превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом. Метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей. Метод педагогического консилиума, т. е. обсуждение результатов изучения уровня воспитанности и обученности школьников и совместная выработка средств преодоления недостатков. Социометрический метод - позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе. Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Математические методы Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных). Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Слайд 2

Слайд 3

Методы исследования - пути, способы изучения объективной реальности Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий

Слайд 4

25.11.2017 Методы педагогического исследования Теоретические методы Эмпирические методы Математические и статистические методы

Слайд 5

теоретическиеметодыисследования

25.11.2017 анализ (мысленное расчленение целого на части) синтез (объединение частей в целое, связь) абстрагирование (выделение, вычленение, извлечение) конкретизация (наполнение) моделирование (создание, применение модели) сравнение (сопоставление, выделение определенных отношений) обощение

Слайд 6

Эмпирические методы исследования

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - (empiricalresearchmethods) Слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств".

Слайд 7

педагогический эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование); социометрия, тестирование, педагогический консилиум; экспертные оценки, изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта и др.

Слайд 8

Наблюдение

Организованное восприятие процессов и явлений, связанных с целенаправленным формированием личности школьника

Слайд 9

Виды наблюдений

По длительности проведения - кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). По охвату - выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей - непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).

Слайд 10

Слайд 11

25.11.2017 Методы опроса Устный опрос Письменный опрос

Слайд 12

Беседа

Самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения результатов исследования

Слайд 13

25.11.2017 Беседа стандартизированная свободная

Слайд 14

Требования к составлению вопросов

опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным; более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные — позднее; вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих; вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

Слайд 16

Интервьюирование

Интервью мнений (выясняются оценки явлений, событий) Интервью документальное (установление фактов)

Слайд 17

Правила проведения интервью

во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних слушателей; каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизмененном виде; следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы; интервью должно быть кратковременным (с учащимися, как правило, не более 15—20 минут, со взрослыми не более 30 минут);

Слайд 18

интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.); интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы. (Например: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»); если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять отвечающему вопрос и содержащиеся в нем понятия; если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос непонятен!»; ответы записываются в вопросник только во время опроса.

Слайд 19

Письменный опрос

Анкетирование - в его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респондентов (опрашиваемых) на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.

Слайд 20

Анкетирование

Слайд 21

Этапы составления вопросника

Определение характера информации Составление приблизительного ряда вопросов Составление первого плана вопросника Предварительная его проверка путем «пилотажа» Исправление вопросника и окончательное его редактирование

Слайд 22

Требования к вопросам анкеты

Взаимосвязь в структуре анкеты Лаконичность, простота, точность формулировок Разумное соотношение открытых и закрытых вопросов Достаточное и необходимое количество вопросов Целесообразность вопросов Определенная логика расположения вопросов Личностная направленность вопросов

Слайд 23

Вопросы анкеты не должны

  • Слайд 24

    Достоинства метода анкетирования

    Массовость обследования Незначительные затраты времени для сбора информации Простая технология обработки результатов Возможность получения письменных ответов на вопросы, которые в устной форме остаются без ответа Возможность сравнения результатов нескольких исследований

    Слайд 25

    Эксперимент

    латинского происхождения и в переводе означает "опыт", "испытание". метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

    Слайд 26

    Виды педагогического эксперимента

    Констатирующий (изучаются существующие педагогические явления) Формирующий (конструируются новые педагогические явления)

    Слайд 27

    По месту проведения: Естественный педагогический эксперимент - научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса. Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

    Уровни методологического знания (Э. Г. Юдин) : Философский - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания Общенаучный - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин Конкретно-научный - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной дисциплине Технологический - составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания


    1. Общая методология педагогики Основные положения и принципы материалистической диалектики Закон единства и борьбы противоположностей, (процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся) Закон перехода количественных изменений в качественные, (увеличение педагогических воздействий приводит к улучшению их качества) Закон отрицания отрицания, (формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку)


    1. Общая методология педагогики Основные категории материалистической диалектики Представления о зависимости педагогического процесса от социально- экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей Представления о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях


    2. Специальная методология педагогики Устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него Особенности развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности Единство воспитания и самовоспитания личности




    Основные методологические подходы в педагогике 1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов


    Основные методологические подходы в педагогике 2. Личностный подход Сущность: признает личность как продукт общественно- исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности ее - интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности


    Основные методологические подходы в педагогике 3. Деятельностный подход. Сущность: Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности Задача воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия)


    Основные методологические подходы в педагогике 4. Полисубъектный (диалогический) подход Сущность: Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг...», «с кем поведешься...») Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе


    Основные методологические подходы в педагогике 5. Культорологический подход Сущность: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры) Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества


    Основные методологические подходы в педагогике 6. Этнопедагогический подход Сущность: Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей




    Выделенные методологические подходы педагогики позволяют: 1)определить ее действительные проблемы и способы их разрешения; 2)проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию); 3)реализовать гуманистическую парадигму образования. 1. Системный подход 2. Личностный подход 3. Деятельностный подход 4. Полисубъектный (диалогический) подход 5. Культорологический подход 6. Этнопедагогический подход 7. Антропологический подход




    Педагогические исследования Педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления В. М. Полонский


    Педагогические исследования Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе Прикладные исследования это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики Разработки направлены на обоснование конкретных научно- практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения


    Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития). Неповторимость Неоднозначность (т.к. влияют много причин) Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие особенности: Педагогические исследования


    Методика Это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала Метод исследования Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления Методология система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.


    Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта методы теоретического исследования математические и статистические методы


    Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта Это способы исследования опыта организации образовательного процесса. Изучается опыт лучших педагогов, и опыт рядовых. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.


    Педагогические исследования методы теоретического исследования Это изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о воспитании; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.


    Педагогические исследования математические и статистические методы Применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Регистрация, ранжирование, шкалирование.


    Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса Требования системного подхода таковы: 1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система. 2. Определяется стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике. 3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта. 4. Определяется структура и организация диагностируемого явления. Системный подход к изучению педагогических процессов


    Классификация методов исследования По масштабу: - глобальный; - локальный; - микро эксперимент По цели: - констатирующий (изучаются существующие педагогические явления); - проверочный уточняющий (проверяется гипотеза); - созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются новые педагогические явления) По месту проведения: - естественный; - лабораторный;


    Этапы педагогического исследования 1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. 2. Построение рабочих гипотез. 3. Выбор методов исследования. 4. Осуществление проверки гипотез опытом. 5. Теоретические выводы. 6. Оформление результатов: а) усовершенствование теории; б) пересмотреть отрицательные результаты; в) постановка более сложной проблемы; г) внедрение в практику.


    Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности. Выводы












    1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы Он предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы. Нужно изучить, что накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи, основные принципы научных исследований и т. п.). Для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу анализировать по следующим параметрам:


    Как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса; какие определения давали субъекту исследования, какие признаки считали существенными и т. д.; в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно объяснить; каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории обучения (воспитания), в практике; как связано данное явление с другими родственными явлениями – основными и побочными; при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление;


    14. Статистический метод В его пределах широко применяются следующие конкретные методики: регистрация – выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества; ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду объектов; шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.


    В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок» и т. п. «Сильные» шкалы – интервальная и шкала отношений. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т. д. Применение элементарных методов математической статистики для решения наиболее часто встречающихся на практике типовых задач по обработке данных: Замена множества числовых значений измеряемого показателя двумя обобщенными величинами, выражающими наиболее типичное значение показателя и степень разброса значений относительно него, и их статическая оценка. Определение статистической достоверности различий между двумя однородными показателями. Определение связи между двумя показателями и оценка статистической достоверности (Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М, 1977). Рассмотрим эти задачи в указанной последовательности: 1. Пусть имеется n испытуемых, у которых измеряется некоторая характеристика определенного явления; в результате получается множество числовых значений выбранного показателя: х 1 х 2, х 3... х n В качестве меры центральной тенденции (т. е. величины, вокруг которой группируются Основные градации шкал: шкалы наименований (номинальные); шкалы порядка (или ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений. Шкалы наименований – самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Представляют собой наименования объектов. Единственная математическая характеристика – принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет... Пример: список специальностей, перечисление характеристик учеников.




    Педагогические наблюдения Непосредственное и целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должно быть строго спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными (прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену или с помощью телекамеры.




    6. Анкетирование и интервью При этом необходимо соблюдать следующие требования: · тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию; · использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость; · однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировке; · использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов); · проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых, внесение необходимых коррективов; · применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши доля самооценки).


    Метод обобщения независимых характеристик Этот метод повышает объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива. Метод педагогического консилиума Коллективное обсуждение результатов учебно-воспитательного процесса проводится по специальной программе с выводом


    Метод изучения и анализа документации Продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение тетрадей, классного журнала, рисунков и других работ учащихся и т. п.). Изучение и обобщение передового педагогического опыта Это дает исследователю материал, очень ценный для педагога-исследователя, для педагогической науки. отдельные расходящиеся между собой значения показателя), представляющей множество данных)


    Педагогический эксперимент Констатирующий эксперимент дает возможность изучить существующие педагогические явления; при уточняющем эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов выявляются новые педагогические явления и проверяется их истинность; контрольный эксперимент дает возможность подтвердить