Как провести урок мини исследование по диалектам. Структура урока - исследования

Комитет по образованию и науке Волгоградской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра начального образования

МАСТЕР- КЛАСС

Тема: «Элементы исследовательской деятельности на уроке в рамках реализации ФГОС»

Выполнил: слушатель

учитель начальных классов

МКОУ «Очкуровская СОШ»

Николаевского района

Никишина Ольга Ивановна

Проверил: Гончарова Е.М., доцент

Волгоград – 2015

Тема: «Элементы исследовательской деятельности на уроке в рамках реализации ФГОС»

Цель:

1. Рассмотреть методы и приёмы организации исследовательской деятельности на уроках;

2. Осмыслить необходимость применения технологии в организации активной и эффективной деятельности учащихся;

3.Показать особенности уроков с формами организации исследовательской деятельности.

4.Приобрести практический опыт использования некоторых приёмов и методов исследовательской деятельности на уроках.

5. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Оборудование: Раздаточный материал: Логико-смысловая модель (ЛСМ)

«Дидактический исторический процессор», Презентация с использованием мультимедийной аппаратуры (Приложение). Характеристика качеств «идеального» ученика, ЛСМ «Ученик на уроке», «Документ».

План:

I. Стадия вызова

II. Стадия осмысления

III. Стадия рефлексии

Ход мастер – класса:

Делимся на проектные команды

В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, из расчета в группе 4- 6 человек). У каждой группы на столе распечатки материалов (Приложение 1 и Приложение 2), а также открытка.

Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми открытками, расположенными на столах.

I .Орг.момент.

Уважаемые коллеги! Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами».(слайд №1) Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не словами, а молча- глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения).

С этого упражнения вы можете начинать любой урок. Также на этом этапе можно использовать и метод «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя одноклассника, сказать доброе слово. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Давайте познакомимся.

Здравствуйте те, которые работают по ФГОС,

Здравствуйте те, которые осваивают УУД,

Здравствуйте те, которые провели уже мониторинг УУД,

Здравствуйте те, которые используют современные технологии,

Здравствуйте те, кто использует элементы исследовательской деятельности на уроках. Позвольте мне представиться. Меня зовут Никишина Ольга Ивановна, я учитель начальных классов Очкуровской средней школы Николаевского района.

II . Основная часть

1) Сообщение темы, введение в неё

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Тема моего мастер – класса «Элементы исследовательской деятельности на уроке в рамках реализации ФГОС» .

Перед началом мне бы хотелось, чтобы вы записали свои ожидания от сегодняшнего занятия.

Сегодня главной задачей учителя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

2) Актуализация Мастер класса

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

- Как вы думаете, каков был ответ? Почему?

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

- Какова роль учителя на современном этапе обучения? (научить ребенка учиться)

В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес обучающихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Надо отметить, что первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.

Задача же учителя - в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Познавательное развитие обозначено как способ формирования у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью.

Немалую роль в решении данной проблемы может сыграть исследовательская деятельность школьников, основной функцией которой и должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Итак, мы должны помнить, чтоисследовательскую деятельность школьников можно организовать как на уроках , так и во внеурочное время .

Основные задачи моей педагогической работы :

– научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

– сформировать навыки самоконтроля;

– создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей;

– ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы;

– сформировать навыки работы в команде.

Система занятий

При организации учебного исследования школьников на уроках и во внеурочное время я обычно включаю такие основные элементы:

Условия, для проявления познавательной деятельности:

    создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

    создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

    включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

    использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

    использование проблемных ситуаций;

    практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик взаимодействовал с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности:

1) познание объектов окружающего мира;

2) создание учеником личностного продукта образования;

3) самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

1) когнитивные качества, необходимые в процессе п ознания учеником внешнего мира;

Формы организации занятия когнитивного типа: наблюдение, эксперимент, исследование объекта, конструирование понятий (правил, закономерностей, гипотез, теорий, картины мира) и т.д.

2) креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности;

Формы организации занятия креативного типа : диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа; занятие-противоречие, парадокс, фантазия; поисковое занятие, постановка проблем и их решение; изобретательство, моделирование, эвристическая ситуация, сочинение, деловая игра, урок наоборот (ученик в роли учителя), защита творческих работ.

3) методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика.

Формы организации занятия оргдеятельностного типа : целеполагание, нормотворчество, разработка и защита коллективных и индивидуальных проектов, рецензирование, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия; конференция, творческий отчет; рефлексия.

Ведущим средством развития детей является создание эвристической образовательной ситуации. Эвристическая образовательная ситуация характеризуется образовательным напряжением, возникающим спонтанно или организуемым учителем, требующим своего разрешения через эвристическую деятельность всех ее участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.

Цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию, проблематизацию деятельности, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.

Методы обучения:

метод вживания – ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира;

метод эвристических вопросов . Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с культурно-историческими аналогами;

метод эвристического наблюдения . Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;

метод эвристического исследования . Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;

метод конструирования понятия . Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт;

метод «Если бы …» – ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все окончания в словах или сами слова, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну.

общий алгоритм работы в мастерской:

Структура урока - исследования

Первый шаг «Индуктор» - прием, обеспечивающий «наведение на проблему».

"Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Это должно быть нетрудное задание вокруг слова, звука, музыкального или видеофрагмента, предмета или рисунка.

Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование, пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

– Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.
– Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.
– “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.
– Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.

III. Имитационная игра с взрослыми

1. Слушателям предлагается раздаточный материал «Характеристика качеств «идеального» ученика.

Задание: Из предложенного списка выберите, на ваш взгляд, наиболее актуальные, значимые черты современного ученика, не более 5-и.

Слушатели работают индивидуально. На выполнение задания даётся 3-4 минуты: - ум

Грамотность

Сообразительность

Способности

Кругозор

Продуктивность

Энергичность

Заинтересованность

Общительность

Гибкость

Сотрудничество

Быстрота

Выносливость

Критичность

Креативность

Независимость

Оригинальность

Инициатива

Самооценка

Самостоятельность

Выступления слушателей предполагается.

Обращается внимание на то, что характеристика представлена тремя группами качеств:

Эффективности усвоения знаний (1);

Активности учащегося в учебной деятельности (2);

Самореализация «Я» учащегося (3).

Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, открывает большой простор для применения различных форм исследовательской деятельности, позволяя решать задачу раскрытия личностного потенциала учащегося. Таким образом, формирование исследовательских навыков позволяет ученику в самореализации своего «Я» как на уроке, так и в личном и, в дальнейшем, профессиональном плане.

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

    Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

    Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

    Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

    Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

    Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

    Определение последовательности проведения исследования.

    Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

    Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

    Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

    Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

    Обсуждение итогов завершенной работы.

Мы чаще всего задаём себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе. Добавим также, что учить этому детей у нас вовсе не принято.

При кажущемся обилии научного материала по развитию творческого мышления учащихся, приходится признать, что конкретного методического и дидактического материала, позволяющего строить обучение младших школьников с учетом развития творческого мышления нет.

«Урок русского языка» - «Состав слова»

На уроке решается кроссворд, по вертикали которого получается слово «Состав».

1) Группа учеников одного и того же года обучения или комната для занятий в школе;

2) Сильный холод, стужа, при которой вода замерзает, а температура воздуха ниже нуля;

3) Любимое время года А.С.Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье… Наступает после лета;

4) Сшитые листы чистой бумаги в области для письма, бывает в линейку и клетку;

5) Ребенок мужского пола, подросток;

6) Движение потока воздуха в горизонтальном положении.

Класс, мороз, осень, тетрадь, мальчик, ветер.

Какое слово лишнее? Почему?

Какое слово получилось в вертикальном столбике? (Состав)

Выясним в словаре, какие бывают составы.

1) Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.

2) Продукт смеси, соединения чего-либо.

3) Сцеплённые друг с другом железнодорожные вагоны, поезд.

Состав чего мы с вами будем исследовать?

Что входит в исследование?

В исследование входит: цель, объект, гипотеза.

Цель нашего исследования: сформировать представление о возможном составе слова.

Что входит в состав слова? (Окончание, основа, корень, суффикс, приставка).

Эти части слова и будут объектами нашего исследования.

Справка: Объектом называют предмет, на который направлена деятельность.
- Помогать при исследовании будут научные книги: учебники, словари и наши знания.

Работа по теме урока

Исследовать тему предлагаю по этапам.

Каждой группе я предлагаю разные объекты.

Работа в творческих группах

К каждому объекту мы выдвигаем гипотезу.

Справка: Гипотеза – это научное предположение, достоверность которого не доказана опытным путем.

Вот сейчас мы с вами выдвигаем гипотезу для каждой группы.

Что такое окончание? Основа? Корень? Приставка? Суффикс?

Вы знаете определения и с помощью заданий, предложенных в листке исследователя, вы должны или опровергнуть, или признать верным правило.

Объект №1 «Окончание»

Что такое окончание?

Чеснок.

Объект №2 «Основа»

Осина, позолота, берёзка, убор.

Пронаблюдайте, из чего состоит основа?



Объект №3 «Корень»
Устрани лишнее слово:

Поле, полочка, полевой, полюшко.

Что такое корень слова? Какие слова называют однокоренными?

Объект №4 «Приставка»

Задания для группы «Приставка».

Езда – выезд, приезд, подъезд, отъезд, съезд.

Расскажите о приставке по плану:

    где стоит приставка в слове?

    для чего служит она?

Объект №5 «Суффикс»

Задания для группы «Суффикс».

Сад - садовый, садовник, садик.

Какие части слова помогают образовать новые слова?

Расскажите о суффиксе по плану:

    где стоит суффикс в слове?

    для чего служит он?

Подтверждение гипотезы

Отчет групп с дальнейшим выполнением заданий.

Внимание на экран

1 объект. Что такое окончание?

Чеснок.

В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. Добрая слава у чеснока.

Какой вывод можно сделать? Для чего служит окончание?

2 объектом нашего исследования является основа.

В задании встретились мало употребляемые слова в современной речи. Объясним их значение с помощью словаря, внимание на экран-слайд 7 (показ на экране).

ВОЗЫ - колёсная повозка или сани с грузом

Возница - человек, который правит лошадьми в упряжке

Возок - в старину: крытая зимняя повозка; сани со спинкой

Повозка - перевозочное средство, в которое запрягается животное

Запишем все слова, выделим, окончание, основу, корень (1 ученик на доске)
- Пронаблюдайте, из чего состоит основа? (Основа состоит из корня и двух частей слова, которые стоят до корня и после корня)
- В каких словах основа состоит только из корня?
- Может ли быть основа без корня?
- Сделаем вывод, из чего может состоять основа?
- Вы у меня просто молодцы, сами вывели это правило. Настоящие учёные!
- А теперь нам нужно отдохнуть.

3 объект. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 3)

Ваше мнение коллеги? Слово корень - многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения слова. (Корни бывают у растений, у зуба есть корень, корень слова)
- Как вы думаете, что интересует нас на исследовании? (КОРЕНЬ СЛОВА)
- Что такое корень слова? (корень слова - главная, основная часть слова)
- Действительно, корень является сердцевиной слова. От него растут слова.

Я вам расскажу одну историю. Много-много лет назад появилось слово – САД. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?» Посадили люди слово САД, стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий, много появилось ростков от слова САД. Все они похожи на него, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. (Слайд 4 с деревом и словами)
- Что общего во всех словах? (общий корень)
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень
- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова от слова САД, выделите корень.
- Внимание на экран, 2 этап.

Исследуем такое понятие как однокоренные слова. (Слайд 5)
-Вы кто такие?
Я - Гусь. Это – гусыня. Это – Наши гусята. А вы кто? - А я ваша родственница – гусеница!
- Назовите однокоренные слова.

Работа с учебником. Страница 55, упражнение 109

Можно ли эти слова назвать однокоренными?

Почему вы так считаете, докажите.
- Сделайте вывод, что такое однокоренные слова?

4 и 5 объект - Словообразующие морфемы

Как вы думаете, почему я объединила эти объекты?

Какие части слова помогают образовать новые слова? (Приставка и суффикс)

Садик, садовый, посадка, посадил, рассада.

Итог исследования.

IV . Рефлексия

Перед началом вы записали свои ожидания

Они оправдались? Запишите своё отношение к увиденному.

Можно использовать метод «Пометки на полях» или «Инсерт»

Следующий метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Технически он прост. Пометки могут быть следующие:

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

V . Подведение итогов

Где вы можете это использовать..

Литература:

1. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. – С. 24-36.

2. Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010. – 228с.

3. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.

Приложение: №1

Урок – исследование

этап урока

деятельность учащихся

деятельность учителя

Организацион-ный

Настрой на предстоя-щее исследование. Осознание проблемы.

Настрой учащихся на предстоящее исследование.

Объявление учебной проблемы урока.

Познавательно- информационная беседа

Общение с опорой на личный опыт. Изложение подготовленного сообщения. Поиск ответов на вопросы в учебнике.

Введение новой информации в рассказе, беседе.

Заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Организация обсуждения вопросов в учебнике

Анализ инфор-мации с целью открытия ново-го знания

Наблюдения с опорой на реальные объекты и иллюстрации. Выявление известных и неизвестных знаний о материале Изучение инструкции.

Работа с дополнитель-ными источниками ин-формации Формулирование задачи исследования

Обсуждение найденных решений, выбор опти-мального решения, обобщение.

Подбор материалов и инструментов.

Обращение к личному опыту учащихся.

Подведение учащихся к выявлению и осознанию учебной проблемы (например, свойства материала). Организации обсуждения выявленных решений, подведение к оптимальному решению.

Подведение и выбору необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов.

Планирование самостоятель-ного исследова-ния учащихся

Ответы и постановка вопросов на понимание

Краткое инструктирова-ние по организации опыта, исследования.

Практическая работа

Подготовка рабочих мест к проведению опытов, исследования. Наблюдение и фикса-ция наблюдаемых явлений (письменная, уст-ная). Обсуждение полу-ченных результатов. Обобщение, выводы. Уборка рабочих мест.

Раздача объектов ис-следования. Проведение поэтапного исследования совмест-но с учащимися. Стимулирование взаи-мопомощи учащихся. Обсуждение наблюдае-мых явлений. Подведение к обобще-ниям.

Оценка деятельности учащихся на уроке

Оценка и самооценка:

    качества исследова-ний и наблюдений;

    полноты и точности полученных резуль-татов.

Оценка выполненных работ (совместно с уча-щимися) по следующим критериям:

    качество проведён-ных исследований и наблюдений;

    полнота и точность полученных резуль-татов;

    самостоятельность (при помощи учите-ля, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно);

    умение работать

с текстом учебника, инструкцией, допол-нительной информа-цией.

Технология урока – исследования

Учитель математики

Драченко Е.Н.

Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило»

Эти советы не потеряли актуальности. Основная идея обновления состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. В связи с этим и методы обучения должны изменяться, чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать логическое мышление и исследовательские навыки, формировать умение самостоятельно работать. Среди существующих методических подходов я отдаю предпочтение проблемному обучению, а значит, в своей работе предпочитаю использовать технологию проблемного обучения

Центральные понятия проблемного обучения:

- проблема;

- гипотеза;

- проблемная ситуация;

- проблемный вопрос;

- проблемная задача;

- творческая задача;

- самостоятельная работа.

Проблемное обучение - это развивающее обучение. Потребность что-то понять возникает у ученика лучше всего в условиях проблемного обучения. Моя задача - определить, как и когда его использовать. Учащиеся же должны решать проблемы, которые ставит перед ними учитель. Главное при осуществлении проблемного обучения - проанализировать содержание, чтобы обнаружить в нём проблемы, а затем выстроить их в порядке подчинения друг другу. Условиями осуществления проблемного обучения являются: наличие проблемной ситуации, готовность учащихся к поиску решения, возможность неоднозначного пути решения.

Основу этой педагогической технологии составляют уроки-исследования, моделирующие процесс научного исследования. На таких уроках ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). По объёму осваиваемой методики научного исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки исследования.

Это могут быть уроки закрепления знаний по определённой тематике, уроки изучения нового материала или уроки решения задач, когда среди возможных решений надо выбрать наиболее рациональное.

На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой темы, т.к. такие уроки позволяют решать не только образовательные, но и другие задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы и, что очень важно, проявлять самостоятельность в поиске решения. Уроки-исследования лучше всего проводить группами как постоянного, так и сменного состава. По выполнении работы учащиеся должны обменяться полученными результатами, подвести итоги и сделать выводы. Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты.

Урок-исследование включает в себя несколько этапов: постановка проблемы, обсуждение условий и методов её решения, планирование и проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, выводы и обмен информацией.

Характерные особенности технологии урока-- исследования

Цель

Развитие личности

Интегральная характеристика

Школа развития

Преобладающий тип и

характер

взаимоотношений

Субъект - субъектный

Девиз педагога

«Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

Демократичность, диалогичность,

открытость, рефлективность

Формы организации

Групповые, коллективные

Методы обучения

Проблемные:

проблемного изложения,

частично-поисковый,

эвристический,

исследовательский

Ведущий принцип

«выращивания»

Ведущий тип деятельности,

осваиваемый учеником

Продуктивный, творческий,

проблемный

«Формула обучения»

Проблемная

деятельность -

рефлексия - знания

Способы усвоения

Поисковая, мыслительная

деятельность, рефлексия

Функции учителя

Организатор сотрудничества,

консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Позиция ученика

Активность, наличие мотива

к самосовершенствованию,

наличие интереса к

деятельности

Уроки-исследования позволяют привить учащимся начальные практические навыки в обращении с экспериментальной установкой, дают им возможность почувствовать вкус к исследовательской работе, развивают познавательный интерес, причём удаётся включить в поиск решения той или иной задачи одновременно весь класс. Это в значительной степени активизирует мыслительную и практическую деятельность учащихся. Нельзя не отметить и ещё одно: учащиеся развивают умение самостоятельно получать и осваивать новую информацию, получают возможность расширить и углубить свои знания. При таком подходе полностью исчезает формализм в знаниях учащихся. После проведения урока-исследования сами учащиеся отмечают, насколько полезны такие уроки, подчёркивают, что на таких уроках новый материал усваивается лучше.

Современный, творческий учитель знает о том, что если раньше на первый план ставились образовательные цели, а цели развития ставились как сопутствующие им, то в настоящее время приоритет отдается целям развития. Если раньше учитель был ориентирован в основном на среднего ученика в своей работе и реализация дифференцированного подхода на уроках математики была, образно говоря, делом совести учителя, то современные инновационные подходы к обучению математике требуют обязательного дифференцированного подхода, обязательного личностно-ориентированного подхода, в соответствии с которым каждый ученик, образно говоря, выбирает свою траекторию обучения.

Приложение

Урок - исследование в 10 классе (40 минут)

Тема:

Цели : 1) способствовать развитию умения устанавливать взаимосвязь между параметром и наличием решений в иррациональных уравнениях или неравенствах; способствовать расширению и углублению знания учащихся о степенной функции.

2) способствоватьформированию таких исследовательских умений, как умение выдвигать гипотезу на основе анализа данных и обоснования для её подтверждения или опровержения, умение сделать вывод.

3) способствовать воспитанию трудолюбия, целеустремлённости, умения работать в коллективе

Оборудование

Плакат с планом работы на уроке.

Учебник авт. Алимов Ш.А. и др. „ Алгебра и начала анализа 10-11 ”. Рабочая тетрадь.

Плакат с девизом урока

Таблица-схема „ Решение иррациональных неравенств ”.

Плакат с выдвинутой гипотезой.

Оценочный лист работы учащихся в группе.

Фамилия, имя учащегося

За установление объекта изучения

За выполнение задания №1

За выполнение задания №2

За выполнение задания №3

Оценка за работу на уроке

Папка с заданиями для каждой группы. Таблицы-плакаты (лист ватмана каждой группе) для записи решения неравенства, маркеры для каждой группы трёх цветов.

Переносная доска с записью решения задания №2.

Карточка для проведения рефлексии, где указаны блоки рефлексии:

«Я»: как я чувствовал себя на уроке; было ли комфортно;

моё настроение на уроке; доволен ли я.

«МЫ»: насколько комфортно работалось в группе;

затруднялся ли в общении.

«ДЕЛО»: достиг ли я цели учения;

нужен ли мне этот материал (интересен, развивает меня, пригодится дальше); мои затруднения, как преодолел.

Справка-инструкция об исследовании:

Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний.

Объект исследования - то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования - совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области математического объекта, в котором вычленяется проблема, требующая решений.

Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

Логика исследования.

    Постановка и формирование проблемы. Определение предмета.

    Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.

    Построение плана исследования (выбор методов и процедур).

    Проверка гипотезы.

    Оформление результатов исследования.

    Определение сферы применения найденного решения.

    Проверка и уточнение выводов.

На уроке используется групповая форма работы. (В каждой группе 4 ученика, один из них назначен руководителем работы на уроке).

Логика урока.

I . Установление объекта изучения.

Учитель. Учащиеся.

1. Изучение какой темы проходит?

Степенная функция.

2. Какому вопросу темы посвящены предыдущие уроки?

Иррациональным уравнениям и неравенствам.

3. Чему научились?

    Классифицировать по способам решения.

    Решать уравнения и неравенства.

4. Какие дополнительные вопросы затронуты в теме «Иррациональные уравнения и неравенства»?

Параметр в иррациональных уравнениях и неравенствах.

5. Какие умения приобрели в этом вопросе?

Умеем:

    Решать несложные уравнения и неравенства с параметрами.

    Выяснять вопрос о наличии решений уравнения или неравенства в зависимости от параметра.

    Определять количество корней уравнения в зависимости от параметра.

    Записывать систему или совокупности систем равносильных уравнению или неравенству.

6. Итак, к чему сводится решение иррационального уравнения с параметром?

К постепенному переходу от иррационального уравнения к рациональному путём возведения в степень обеих частей уравнения, либо введения вспомогательной неизвестной величины.

Причём решение сопровождается проверкой, либо идёт на языке равносильности.

7. К чему сводится решение неравенства?

    Учитывается ОДЗ переменной и параметра.

    Путём преобразований неравенство сводится к одному из типов, которое затем решается на базе известного алгоритма с учётом ОДЗ переменной и параметра.

8. Все ли вопросы в теме «Параметр в иррациональных уравнениях и неравенствах» имеют ответ?

Нет, например, интересен вопрос о влиянии параметра на наличие решений в уравнениях и неравенствах.

Объявляю тему урока "Параметр в иррациональных уравнениях и неравенствах»

II . Его цель : исследовать вопрос о влиянии параметра на наличие решений в рассматриваемых уравнениях и неравенствах.

Урок строим как урок-исследование .

Учитель . Напомните, что такое исследование? (Здесь и далее ответы учащихся приведены в скобках.)

(Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний)

Учитель . Что включает в себя этот процесс?

(Объект исследования и предмет исследования)

Учитель. В нашем исследовании объект – это что?

(Параметр в иррациональных уравнениях и неравенствах)

Учитель . А предмет исследования?

(Взаимосвязь параметра и наличия решений в уравнениях и неравенствах)

Учитель. Назовите шаги исследования.

Учащиеся.

    Выдвижение гипотезы.

    Проверка гипотезы и оформление результатов исследования.

    Вывод по поводу той проблемы, которая озвучена.

Учитель . Сформулируйте гипотезу о влиянии параметра на наличие решений иррациональном уравнении или неравенстве.

Учащиеся. Параметр всегда влияет на наличие решений в иррациональном уравнении или неравенстве.

III . Учитель . Дальнейшая работа предполагает проверку гипотезы и оформление результатов исследования.

1) Обсудите и выполните в группе задание: в уравнении исследуйте число корней в зависимости от параметра Сделайте вывод о влиянии параметра на наличие корней.

Каждая группа самостоятельно выполняет задание. На классной доске запись решения выполняют 4 ученика из различных групп; один из них рассказывает решение и приводит формулировку вывода о влиянии параметра на наличие решений данного уравнения.

Решение. Оба слагаемые – возрастающие функции от ; их сумма обладает тем же свойством. Значит, выражение
может принять каждое значение не более одного раза. Корни в левой части уравнения определены, если

Тогда наименьшим значением, принимаемым левой частью уравнения, является
. Это и есть наименьшее значение выражения
, когда уравнение разрешимо, то есть, имеем:
,
. Итак, при
в уравнении единственный корень; при
корней нет.

Ответ: при
в уравнении единственный корень, при
корней нет
.

Учащиеся . Вывод: параметр влияет на наличие решений данного уравнения .

2)Учитель Решите относительно уравнение
. Сделайте вывод о влиянии параметра на наличие решений в заданном уравнении

Учитель Одна из групп комментирует выполнение предложенного задания, делает вывод; после этого на переносной доске предлагается для проверки, заготовленное ранее, верное решение.

Решение. а) ОДЗ:
;

б)
то есть

при любом корнем является
; при
корнем является
.

Ответ: при любом корнем является
; при
корнем является
.
, тогда, удовлетворяющих условию . Вывод: в данном неравенстве параметр не влияет на наличие решений.

IV .Учитель . Сделайте общий вывод по результатам проверки гипотезы

Учащиеся.

Проверка гипотезы показала, что параметр не всегда влияет на наличие решений уравнения или неравенства, значит, гипотеза неверна. То есть вопрос о взаимосвязи параметра и наличия решений в уравнении или неравенстве не имеет однозначного ответа и решается индивидуально для каждого из заданий с параметром.

V . Учитель . Подведём итог урока. Неслучайно выбран сегодня девиз урока: «Жизнь - постоянное изменение параметров».

Жизненная ситуация часто напоминает задание с параметром. Умение анализировать её - помогает выбрать правильное решение для дальнейших действий. .

Урок-исследование как средство получения новых прочных знаний.

О себе: стаж работы в сфере образования 8 лет. Профессиональные интересы: сопровож-дение одарённых детей, интеграционные процессы в образовательной среде, компетентностный подход.

Сейчас слова ФГОСы и инновационные технологии стали очень модными, но эта модность диктуется временем и новыми потребностями современного общества.

Само появление стандартов нового поколения связано с неудовлетворенностью общества теми результатами обучения, которые были прежде. Оказалось, что современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний. Необходимы специалисты, умеющие оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.

Вот именно таких специалистов мы и должны с Вами вырастить и подготовить к профессиональному обучению. Как же сформировать такую личность в стенах школы? Силами преподаваемого предмета? Последние годы показали, что используемые ранее педагогические технологии не дают сейчас желаемого результата, мы призваны искать новые пути решения педагогических проблем – использование инновационных технологий, то есть таких технологий, которые позволяют добиваться новых результатов обучения, востребованных временем. Такой технологией для меня уже несколько лет является – исследовательская технология или урок-исследование.

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в актив-ной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

Следует сразу отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке — исследовании эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект — субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега».

Урок – исследование.
Под уроком – исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
— постановку проблемы,
— повторение теории, посвященной данной проблематике,
— подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,
— обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Технология.
Вспомним, как происходят открытия? Чаще всего открытия случайны и оттого чрезвычайно интересны как для самих участников событий, так и для широкого круга неспециалистов. Ведь история таких открытий – своего рода научный детектив, с той разницей, что автор – ученый никогда не знает, чем увенчаются его поиски. Чаще всего открытия происходят в тех областях наук, в которых для этого можно использовать инструментарий (вещества, приборы, материалы …). Здесь создается некая модель (конструкция), воздействуя на которую, изучаются результаты. Филология в этом смысле не самая перспективная область для свершения открытий, но для проведения уроков исследования с учащимися нам будет достаточно таких инструментов, как интерпретация, анализ, синтез. Вот и весь инструментарий! Мы не собираемся совершать открытия, с помощью этого набора инструментов ученики будут получать (практически самостоятельно!) новые знания. И чтобы добиться поставленной цели, им придется конструировать ˝идеи˝, используя филологические инструменты, воздействовать на них, ˝прокрутить˝ в памяти достаточно большой объем знаний. Основой деятельности учителя на таком уроке считаю проверку идей (даже неперспективных, пока это не станет очевидным!) учащихся, предлагаемых для решения проблемы. Если таких идей нет – необходимо подвести учащихся к их появлению с предложением хотя бы одной идеи (никогда сразу не предлагайте верную, ученики должны найти её самостоятельно путем перебора различных вариантов).

Главная цель урока – исследования — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Ведущей ценностью урока — исследования является ценность процесса движения к истине. Урок – исследование — это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!!
Главное таинство урока-исследования – зарождение идеи решения поставленной проблемы.
Развивающая функция обучения русскому языку и литературе требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Уместно в связи с этим привести слова французского философа М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Филология должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека. Обучение же должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле: «Усвоение = Понимание + Запоминание».

Но если мы хотим действительно еще и развивать молодежь, то должны руководствоваться следующей формулой:
«Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».

Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность, и эта деятельность обязательно должна оцениваться.

Оценивание успешности учащихся в выполнении исследования.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:
— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
— степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
— практическое использование ЗУН;
— количество новой информации использованной для выполнения проекта;
— степень осмысления использованной информации;
— оригинальность идеи, способа решения проблемы;
— осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или иссле-дования;
— уровень организации и проведения презентации;
— владение рефлексией;
— творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
— значение полученных результатов.

Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Эффективным средством обучения и развития является организация уроков — исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ю.В. Завельский. Памятка для учителя. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. №6, 2007 г.
2. Н.Ю. Шеленкова. Организация исследовательской работы учащихся в школьном научном обществе. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 5, 2005 г.
3. Н.С. Генералова. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. № 8, 2009 г.
4. Л.Г. Перевозная. Организация исследовательской деятельности учащихся – перспек-тивный путь развития одаренности детей. ttp://festival.1september.ru/articles
5. Организация исследовательской работы Из опыта работы школ Алтайского края. http://festival.1september.ru/articles/568376/


Lesson study

Подход Lesson Study, предназначенный для исследования класса, возник в 1870-х годах, в Японии, в целях усовершенствования школьной практики. Подход Lesson Study в последнее время получил популярность за пределами Японии, после того, как в 2007 году Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Исследователи названных стран заинтересовались высокими академическими достижениями японских учеников, продемонстрированными в рамках международных исследований. Йошида утверждает, что данный успех обусловлен широким использованием Lesson Study в японских школах, и потому в настоящее время активно внедряется в качестве подхода для развития педагогических знаний учителей и их профессиональной практики в ряде стран Восточной Азии. Можно утверждать, что рефлексия является одной из характерных особенностей Lesson Study. Тем не менее, чтобы назвать деятельность по внедрению Lesson Study профессиональной, необходимо соблюдение определенных принципов и практических составляющих. Lesson Study является, по существу, коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения, а также Исследование в действии (Action research), поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения? Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов. Lesson Study является демократичным способом улучшения практики. Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Учителя, составляющие группу, в большинстве случаев, работают в одной школе, но могут быть привлечены коллеги других школ для совместной работы в целях улучшения практики. Иногда учителя, имеющие опыт работы по использованию определенных подходов или аспектов учебной программы, и прошедшие соответствующую подготовку,

могут быть приглашены в качестве профессионального куратора группы. Тем не менее, все члены группы в полном объеме и в равной степени вовлечены в процесс. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, вся группа принимает на себя ответственность за него и любые результаты оценивания процесса преподавания и учебного занятия в целом относятся к работе всей группы, а не отдельного учителя. Следующей демократичной особенностью Lesson Study является то, что учитель делится накопленным

знанием с широкой педагогической общественностью. В Японии результаты Lesson Study регулярно публикуются для учителей, чтобы поддержать их практику и содействовать в подготовке ими собственных циклов исследований. Группы по реализации подхода Lesson Study также моделируют преподавание нового подхода или аспекта учебной программы с коллегами и организовывают обсуждения о проведенных исследованиях. В Японии Lesson Study оценивается в аспектах системы ценностей, атрибутов и

личностных качеств учащихся, чтобы содействовать гармонизации деятельности всей школы.

Они учатся относиться к этим источникам критически. Например, они должны видеть и понимать разницу между субъективной стороной источников, обусловленной личным отношением автора к тому или иному событию, и объективностью, то есть фактической реальностью, существующей независимо от авторской позиции.

В работе с текстами нужно уметь находить наиболее важную информацию . Исследовательская деятельность приучает к внимательной работе с источниками. Кроме того, работа с текстами учит ориентироваться в сложном потоке информации, что диктуют условия современной жизни. Человек должен уметь избирательно относиться к поступающей к нему информации, выбирать важное и отбрасывать ложное и лишнее. При этом уметь выразить собственное мнение, занять собственную позицию.

Исследовательская деятельность используется мною на уроках истории и обществознания, при написании учащимися различных работ, а также во внеурочной деятельности - в поисковой работе на базе школьного краеведческого музея. В нашей школе в течение нескольких лет действует научное общество учащихся. Ежегодно оно проводит школьные научно-практические конференции, на которых ученики школы выступают с защитой своих работ.

Исследовательская деятельность может успешно осуществляться при выполнении обучающимися проектов. В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место, и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Исследовательский метод , или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом. Обучающиеся под руководством учителя работают над проектами, используя методы научного исследования, такие, как изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок и другие.

Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога - основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся. Одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. В постановке проблемы исследования особое внимание нужно уделять её актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов. Учитель должен не вести ученика к ответу, указывая ему путь, а совместно с ним искать решение.

Исследовательская деятельность непосредственно на уроке имеет отличия от внеурочного исследования. Она ограничена во времени, носит более узкий характер. Здесь не может быть использовано большое количество литературы. Но при этом соблюдаются почти все правила и принципы, как при любом исследовании. Во время исследования на уроке учитель создает такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны учащихся. Таким образом, возникает мотивация. Ученики под руководством учителя формулируют гипотезу. Гипотеза служит ориентиром в поиске необходимой информации. Она может не соответствовать позиции ученика. В процессе работы учащиеся могут убедиться в ошибочности выдвинутой гипотезы, или ошибочности избранного ими пути следования. И это будет тоже значимый результат, потому что это - их исследование, их поиск решения. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Для того чтобы результат был более эффективным, класс можно разделить на группы по 3-4 ученика. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Учитель в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Каждая группа после обсуждения гипотезы в узком кругу выносит свое мнение на суд всего класса. Учитель активно участвует в дискуссии и, в случае необходимости, корректирует и направляет мысль учащихся. Одновременно он для себя делает пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию (есть ли она в школьной медиатеке, библиотеке и т. д.).

Группы учеников должны с помощью аргументов доказывать свою точку зрения, опираясь на ту информацию, которую они получили в ходе взаимного поиска решения задачи. Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Мнения обучающихся по какому-то вопросу могут расходиться. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, если умеет её аргументировать. Другое дело, что ученик не всегда может использовать достаточное количество доказательств либо может в чем-то ошибаться. В этом случае учитель и выступает в роли арбитра, который показывает наиболее верное решение проблемы. Если класс, исследующий какую - либо проблему, имеет достаточно высокий образовательный потенциал, то учитель предоставляет право самим ученикам разрешить ситуацию.

Рассмотрим пример организации исследования на уроке истории России. Учитель ставит перед изучением нового материала гипотезу (либо вместе с обучающимися формулирует её). Задача учащихся заключается в том, чтобы разрешить эту гипотезу. Это можно сделать двумя способами: либо подтвердить её, либо опровергнуть. Перед учащимися стоит нелегкая задача: подвергнуть сомнению то, что сказал учитель или то, что кажется, на первый взгляд очевидным. Вдруг они могут доказать что-то обратное? В этом и будет заключаться их смелость, творчество, научный поиск: найти новое решение проблемы и доказать свою точку зрения, которая, возможно, будет отличаться от точки зрения учителя. Здесь на помощь ученику и придут его учебные умения: умения в работе с историческими источниками и возможность их анализировать, умения доказать свою точку зрения, приводя аргументы. Это касается раскрытия внутренних качеств личности ребенка, которые он может проявить при решении исследовательской задачи. Естественно, что ребенок при этом опирается на доказательную базу: текст учебника, выдержки из исторических документов, (или документов, касающихся развития общества), карты, таблицы, схемы и др. Если обучающиеся получают задание заранее, они могут привлечь ещё большее количество источников, включая Интернет. Таким образом, обучающиеся учатся ориентироваться в потоке информации и использовать её для решения различных проблем.

Конкретный пример : постановка гипотезы на уроке при изучении темы: «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» (8 класс).
Сформулированная самими учениками может выглядеть таким образом:
«Отмена крепостного права способствовала успешному социально-экономическому развитию России».
Учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить данную гипотезу. Каким образом они могут это сделать? Обучающиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание. Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. Вторая группа исследует уровень развития промышленности в пореформенное время. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, карту, помещенную в учебнике или атласе «Экономическое развитие России во второй половине Х1Х в». Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Кроме этих трех групп, создается и экспертная группа. В её задачу входит анализ предложенных таблиц и ответов одноклассников во время работы трех обозначенных групп. В ходе обсуждения предложенной гипотезы обучающимся можно предложить сравнить пореформенный период в России XIX века с современностью. Ученики могут обнаружить некоторые сходства. Будет понятно, что при проведении каких-либо реформ в обществе изменения могут наступить не сразу, а с течением времени.

Какие существуют трудности в применении исследовательского метода? Трудности могут быть различного плана. Например, если этот метод применяется на том или ином уроке, то на глубокое исследование не хватит времени, поэтому учащиеся могут прийти к ошибочным выводам. Также непосредственно на уроке невозможно использовать большое количество источников, что сужает зону поиска информации. Не все обучающиеся в классе смогут быстро сориентироваться в предлагаемых источниках информации, прийти к правильному решению. Как выходить из этой ситуации? Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить навыкам работы с историческими источниками, умению выбирать нужное. Во внеурочной работе обучающиеся, наоборот, могут растеряться в потоках информации. Не всегда смогут правильно оценить различные точки зрения. И здесь задачей учителя будет помощь в правильной ориентации в источниках информации. При сборе информации у населения обучающиеся должны владеть методами опроса, анкетирования, анализа информации и т. д. Поэтому, прежде чем заниматься исследованием, сначала нужно научить его участников пользоваться этими методами.

Особенности восприятия, усвоения, интерпретации учебного материала у мальчиков и девочек, здоровых и нездоровых обучающихся сильно варьируют, поэтому учитель должен это учитывать и при работе с учащимися в группе, и при планировании исследовательской деятельности. Если ребенок медлителен, педагог должен составить вместе с ним точное планирование его работы. Во время проверки хода работы проверять соответствие её намеченному плану, хвалить за успехи, намечать перспективы дальнейшей деятельности и напоминать о сроках. Можно разбить работу на части, точно определить сроки выполнения каждой из них.

Если же ребенок слишком тороплив, педагог должен тщательно проверить вместе с ним результаты его работы, указать на возможные недостатки, недоработки, разработать все возможные пути решения проблемы, показать - каковы могут быть пути разработки вопроса, предложить различные варианты действий, направлять его работу в нужное русло в случае, если ребенок выбрал неверный путь решения вопроса. Итак, в планировании исследовательской работы очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Исходя из этого, и строить работу с обучающимися. Педагог должен способствовать тому, чтобы ребенок сумел раскрыть все свои способности. При этом он построит работу так, чтобы ребенку самому хотелось заниматься каким-либо исследованием, чтобы это затронуло струны его души. Ведь любая умственная работа требует душевных затрат. Значит, с одной стороны, он может проявить себя, а с другой, он сам будет развиваться, почувствует важность своей деятельности, своего труда. Исследование и подразумевает именно такой подход к ребенку как к личности, которая неравнодушна к различным аспектам жизни общества. Итак, исследовательская деятельность становится интересной и полезной при правильной её организации, планировании и мудром руководстве. У обучающегося формируется внутренняя мотивация, умение подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.