Кто построил казанский кремль. Кто построил казань

В. Е. Шматов

Кто же построил Казанский Собор на Красной площади в Москве?

Из многих достоверных источников, 1 дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17/30Х.1577-20IV/03V.1642). 2 Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками. Известно так же, что чудотворная Казанская икона хранилась в период с конца 1612 года до построения Д.М.Пожарским Московского Казанского собора в приходской церкви князя, церкви Введения во храм Пречистыя Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, "собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала". 3

Однако в последние два десятилетия стали появляться публикации, из которых следует, что князь Д.М.Пожарский непричастен к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве. Этих публикаций немного, но они, к большому сожалению, оказали негативное влияние на лиц из властных структур, от которых зависит, например, такое решение − поместить на стене Казанского собора информацию о его первостроителе, князе Пожарском, или не поместить. Пока не поместили. Поэтому мы поставили перед собой задачу рассмотреть эти публикации и дать оценку достоверности помещенной в них информации.

Одним из авторов упомянутых публикаций является Павлович Г.А. 4 За основу своего заявления о непричастности князя Д.М.Пожарского к строительству Казанского собора он принимает высказывание одного из деятелей середины XIX века, имеющего эту точку зрения, некоего И.Крылова. Крылов пишет в своей работе: "Однако же древние писатели не называют строителем этого собора Князя Пожарского, 5 да и в самом Казанском соборе, кроме чудотворной иконы, 6 нет ни одной малой черты, ни одной вещи, которая напоминала бы о Князе Пожарском, даже как и не о строителе собора; нет ни только рода Пожарского, но и его самого в Синодике Казанского собора" 7 . Павлович даже не пытается осмыслить изложенное Крыловым высказывание. А просто берет его слова на веру и все. И это не случайно. Павловичу так удобнее, ибо высказывание Крылова увязывается и с его концепцией. Но позвольте. А как быть с иной точкой зрения по этому вопросу десятков других исторических деятелей ХVIII, XIX и XX вв.? Павлович об этом умалчивает. А напрасно. Любое высказывание столь значительного рода требует тщательного анализа. Иначе это ведет к искажению исторической действительности и наносит огромный вред как патриотическому и нравственному воспитанию, так и значению в истории нашего Отечества таких выдающихся личностей, как Д.М. Пожарский.

Наряду с этим, в своей публикации Павлович допускает грубые исторические ошибки. Например, на стр. 226 он пишет, что, по вероятному благословению патриарха всея Руси Гермогена, из Казани было "принесение списка (выделено авт.) с чудотворной иконы в первое ополчение, после чего была одержана победа в "етманский бой ", в трудном сражении с гетманом Хоткевичем у Новодевичьего монастыря". Однако среди подавляющего большинства ученых существует мнение, что патриарх Гермоген ради спасения Руси приказал принести из Казани в первое ополчение не список с Казанской иконы Божией Матери, а сам новоявленный Образ, свидетелем явления которого был сам Гермоген. Общеизвестно также, что "етманский бой" был не при первом ополчении, а при втором. Бой второго ополчения, которым командовал князь Пожарский, с войсками гетмана Хоткевича начался 21 августа 1612 года и закончился 24 августа полным разгромом последнего. Не верна ни хронологически, ни исторически и следующая фраза в публикации Павловича: "…сам же Образ, уже прославленный в бою (выделено авт.), взяли в поход в Москву″. Но Образ перед походом в Москву второго ополчения прославлен в бою еще не был. До появления во втором ополчении Образ ранее находился в войске князя Д.Т. Трубецкого, который за ненадобностью отправил его в начале 1612 года обратно в Казань. При этом напрашивается мысль. Если у князя Трубецкого, по мнению Павловича, был список с иконы, а не сам подлинник, какая необходимость была отправлять список в Казань? Ответ очевиден. Трубецким в Казань был отправлен подлинный Образ.

Вот как об этом пишет известный историк, архивист и археограф А.Ф. Малиновский в своем фундаментальном сочинении "Обозрение Москвы", законченном им в конце 20-х годов XIX в., но опубликованном лишь в 1992 году: "Икона сия, 8 провожаемая протопопом с духовенством, прибыла в Ярославль в тот самый день, как и шествовавший из Нижнего Новгорода с ополчением на избавление Москвы князь Пожарский. Столь нечаянно благословенная встреча принята была за доброе предвещание с твердым упованием успеха. Все воинство молило предводителя, чтобы изображение заступницы Казанской сопутствовало им в походе. И так настоящий (выделено авт.) образ остановлен в Ярославле, а список (выделено авт.) с оного, богато украшенный, отпущен был в Казань". 9

На стр. 230 своего труда Павлович в примечании 38 делает ссылку, 10 где пишет, что освящение Казанского собора состоялось 15/16 Октября 1636 года "в присутствии царя, патриарха и, вероятно, царской семьи", умалчивая о том, что при освящении собора присутствовал и князь Д.М. Пожарский. Хотя в источнике, указанном в ссылке, об этом сказано. Делая в примечании 39 другую ссылку, 11 где на стр.7 указан вклад царской семьи Казанскому собору в виде большого колокола, Павлович опять умалчивает о том, что на стр. 5 этого же источника говорится о том, что: "Казанский 12 , что на Красной площади, построен блаженныя памяти при Государе Царе Михаиле Феодоровиче, около 1630 году Князем Димитрием Михайловичем Пожарским, и освящен 1637. Церковь так названа, по тому, что в ней в 1633 году поставлена чудотворная икона Казанския Богородицы". 13

Вот так рождается фальсифицированная история. О чем-то нам расскажут, о чем-то умолчат, а какие-то события изложат в нужном им (фальсификаторам) свете.

В отличие от г-на Павловича, исследования таких знаменитых архивистов, археографов, историков и биографов XVIII, XIX и ХХ вв., как Максимович Л.М, Глинка С.Н., Малиновский А.Ф., Погодин М.П., Бантыш-Каменский Д.Н., Чичагов Н.И., Смирнов С.К., Забелин И.Е., Мельников П.И., Даль Л.В., Савелов Л.М., Корсакова В.Д., а также современных исследователей XX века, таких как Гуляницкий Н.Ф., 14 Журин О.И., Мокеев Г.Я., 15 Н.М. Курганова, 16 Р. Скрыпников 17 и др. говорят об обратном. Все вышеупомянутые авторы утверждали, что Казанский собор на Красной площади в Москве первоначально был построен князем Д.М.Пожарским.

Так А.Ф. Малиновский (1762-1840), сенатор, управляющий архивом Коллегии иностранных дел, 18 пишет: "Казанский собор построен боярином князем Димитрием Михайловичем Пожарским… Родитель государев Филарет Никитич убедил князя Пожарского в 1625 году украсить тот образ многоценною утварью, 19 а в 1630-м создать и особенный храм для оного. Строение Казанского собора, производившееся иждивением князя Пожарского, кончилось в 1633 году, но неизвестно от чего освящение церкви отложено было до 1637 года" 20 . Следует отметить, что все сведения о князе Д.М. Пожарском были взяты А.Ф. Малиновским из документальных источников XVII в., хранящихся в то время в Московском архиве Коллегии иностранных дел. И работать с этими источниками А.Ф. Малиновский начал задолго до Отечественной войны 1812 года, что подтверждает и Н.М. Курганова в своей работе. 21 Когда же в августе 1812 года архив был эвакуирован в Нижний Новгород, то во время эвакуации ряд документов архива был утрачен.

Теперь проведем анализ высказывания И.Крылова. То, что священнослужители не занесли в Синодик Казанского собора имя князя Д.М. Пожарского, еще не означает, что он не был строителем Казанского собора. В Синодике вообще не упоминается о каком-либо строителе собора. Но что может лучше всего напоминать о князе Пожарском, как не сам собор, построенный им? И что может быть драгоценнее дара, чем сам образ Пречистыя Казанския Богородицы, подаренный князем Пожарским Казанскому собору? Согласно исследованиям А.Ф. Малиновского, князь Пожарский "… перенес туда из приходской своей церкви преукрашенную от него драгоценными каменьями Чудотворную икону Пресвятыя Богородицы 22 , из Казани присланную и войско его, при завоевании Москвы, сопровождавшую" 23 . Что же касается неупоминания в Синодике Казанского собора как самого князя Пожарского, так и членов его рода, то ни сам князь Пожарский, ни члены его семьи по мужской линии на территории Казанского собора не похоронены. Имеется лишь захоронение дочери князя Петра Дмитриевича Пожарского – боярыни княгини Евдокии Петровны, жены боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукого. Кроме Долгоруких, имеются захоронения из родов князей Шереметьевых, Нарышкиных, Милославских и др., фамилии которых и упоминались в Синодике Казанского собора 24 .

Итак, казалось бы, справедливость восстановлена, так как заявление Павловича (со ссылкой на Крылова) о непричастности князя Д.М. Пожарского к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве является беспочвенным и бездоказательным. Однако у Павловича Г.А. имеются немногочисленные последователи, принявшие его точку зрения. И эти последователи, ссылаясь, в свою очередь на Павловича, пытаются оказать влияние на общественное мнение. В результате на свет появляется цветной буклет о Казанском соборе на русском и английском языках, искажающий достоверные исторические факты, излагая их в духе г-на Павловича. Тем самым принижая роль князя Д.М.Пожарского в общественно-политической и духовной жизни России того времени, умаляя его личностные качества как великого гражданина своего Отечества.

Одним из последователей Павловича Г.А. является Эскин Ю.М., сотрудник Российского государственного архива древних актов. Его первая работа о Д.М. Пожарском была опубликована еще в 1976 году в журнале "Вопросы истории" № 8, когда он работал учителем истории в средней школе. Очерк весьма сырой. О первом народном ополчении в очерке вообще ни слова. Очень вольное изложение исторических событий о формировании второго народного ополчения. Какая-то сказка, иначе и не скажешь, о неожиданном приезде Д.М. Пожарского в марте 1611 года в Москву и о его "случайном" возглавлении стихийного восстания жителей Москвы против поляков. Но год публикации работы был 1976 и роль князя Пожарского, как героя России, Эскин решил не подчеркивать. В его очерке Д.М. Пожарский представлен как суздальский князь. Ни слова не сказано о многочисленных нижегородских вотчинах князя. А человеческая сущность князя представлена следующим высказыванием Эскина: "Пожарский считал законным того монарха, которому целовала крест Москва". 25 Хотя общеизвестно, что Д.М. Пожарский не присягал ни Лжедмитрию I, ни Лжедмитрию II, ни польскому королевичу Владиславу, в то время как Москва целовала крест всем троим. Не говоря уже о том, что этих слов князь Пожарский никогда не говорил. Эти слова говорили Пожарскому жители Зарайска, где князь был воеводой в 1610-1611 гг.: "…целуем крест тому, кто будет Московскому государству царь" 26 . На что князь ответил, что и теперь есть царь и незачем требовать другого 27 .

В своем очерке о Д.М.Пожарском Эскин пишет: "В 1631г. князь построил около Красной площади в Москве Казанский собор…". 28 Но через 24 года он открещивается от своих слов в другой своей публикации, 29 ссылаясь на более авторитетный для него источник, чем был ранее – на вышеназванную работу Павловича. В примечании 36 к своей работе Эскин пишет: "Вывод автора о непричастности Д.М. Пожарского к постройке этого собора, 30 вопреки исторической легенде, подтверждает и отсутствие упоминания о нем в духовной″. 31 Но об этом "аргументе" пишет и Павлович со ссылкой на Крылова. Однако вкладов Пожарского в Казанский собор по его завещанию не было потому, что финансовые затраты Пожарского были весьма значительны уже при постройке им самого собора. И как говорилось нами ранее, самый значительный вклад в Казанский собор князь Пожарский сделал еще при своей жизни, подарив собору в 1633 году самое драгоценное, что у него было – чудотворную Казанскую икону Божией Матери украшенную им же драгоценными камнями. Что же касается исторических исследований многих известных архивистов, археографов и историков XVIII, XIX, и XX вв., то они для Эскина не более, чем "историческая легенда".

Примыкает к числу единомышленников Павловича по вопросам умаления роли князя Пожарского в спасении нашего Отечества и Шикман А.П., который так пишет о князе Пожарском: "П. был приглашен К.М. Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород. В 1612 году сформировал и возглавил армию". 32 Ни больше, ни меньше. Ни о первом, ни о втором народных ополчениях, ни о всенародном едином порыве освободить Отечество от литовско-польских завоевателей – об этом ни слова. Источниковая же ссылка − на раннюю работу Эскина 33 . Как будто других, более авторитетных, источников о Д.М. Пожарском нет.

Дополняет вышеперечисленных авторов Д.И. Хафизов. В своей публикации "Прославление святой иконы" он пишет, что Казанский собор был построен по государственной инициативе на деньги царя 34 . При этом основным его источником для подобного утверждения является вышерассмотренная нами публикация Павловича, на которую он в своем повествовании ссылается трижды.

Никто, и я в том числе, не призывает снять со стены Казанского собора мемориальную доску, на которой запечатлены имена нынешнего мэра Москвы и его заместителя. Честь им и хвала, что их чаяниями и трудами восстановлен и вновь открыт в 1993 году Казанский собор. Но что мешает московским властям повесить рядом еще одну памятную доску, на которой мы смогли бы увидеть имя первостроителя Казанского собора – князя Дмитрия Михайловича Пожарского? Это было бы достойно имени великого российского героя и исторически справедливо.

Примечания

1.Во всех известных источниках ХVIII, XIX и ХХ веков, кроме обсуждаемых в настоящей работе, первостроителем Казанского собора на Красной площади в Москве называется спаситель нашего Отечества - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

2.Шматов В.Е. О дате рождения князя Д.М.Пожарского. Нижегородская правда. №76, 2005.

3.Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI - первой половины XVII вв. Архитектурное наследство. Выпуск 32. М., 1984. С.39. Ранее, в этой же работе, Гуляницкий пишет: "Наиболее известным храмом - памятником Пожарского в Москве был несохранившийся Казанский собор (был снесен в 1936 году - прим. авт.) на Красной площади, начатый строительством в 20-х годах и освященный в 1637г.". В другой своей работе - "Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество ХVI - XVII вв.".Архитектурное наследство. Выпуск 28. М., 1980. С.59, он писал: "Медведковский храм строился одновременно с другой постройкой Д.М.Пожарского: в 1636 г. он закончил сооружение Казанского собора в Москве на Красной площади, также посвященного победе над польско - литовскими захватчиками".

4.Павлович Г.А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве. Культура средневековой Москвы XIV - XVII вв. М., "Наука", 1995. С. 231.

5.Писателями Крылов называет священнослужителей, ведущих записи в Синодике Казанского собора.

6.Казанской Богородицы.

7.Крылов И. Крестный ход в Казанский Собор 22-го Октября. Московские ведомости, 1850. № 128. С. 1347.

8.Чудотворный образ Казанской Богородицы.

9.Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Сост.С.Р.Долгова. М., Московский рабочий, 1992. С.88.

10. Выход государей. Изд. П.М. Строева. М., 1844. С.41.

11.Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. Часть I, II, III, IV. Москва, в Университетской типографии, у В. Окорокова, 1792.

13.Орфография сохранена.

15.Журин О.П., Мокеев Г.Я. Казанский собор на Красной площади Москвы в реставрации П.Д. Барановского. Архитектурное наследство. Выпуск 36. М., 1988.

16.Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля. Памятники культуры: новые открытия 1993. М., 1994.

17.Скрыпников Р. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени. М., 1981.

18.Главный архив России в конце XVIII - начале XIX вв.

19.Казанскую икону Божией Матери.

20.См. п.9. С89.

22.В Казанский собор.

23.Биографические сведения о князе Димитрие Михайловиче Пожарскомъ. Сочинены А. Малиновским. Москва. В типографии С.Селивановскаго. 1817г.

25.Эскин Ю.М. Дмитрий Пожарский. Вопросы истории. 1976. №8.С.110.

26.Корсакова В. Пожарский, кн. Димитрий Михайлович. Русский биографический словарь. Под ред. А.А. Половцова. Спб., 1905.

27.В.И. Шуйский.

28.См. п.25. С.117.

29.Эскин Ю.М. Завещание князя Д.М. Пожарского. Отечественная история. 2000. №1.

30. Павловича.

31.См. п.29. С.149.

32.Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник" М., 1997г.

34.Сайт духовной семинарии Казанской епархии "Православный собеседник № 1 (6)", 2004.

(ЕГРОКН)
объект № 1610053000 (БД Викигида)

Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая . Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки .

Ханская цитадель (Арк ) была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие и Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав» , протока, соединявшая реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищённой юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами.

Андрей Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» - каменные).

Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи (дюрбе). Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре , где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора.

Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре - восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни - сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» . Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х - российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне. Башня занесена в список сорока падающих башен мира. Её отклонение от вертикали составляет 2 метра. Отклонение произошло по причине проседания фундамента в одной части. На сегодняшний день падение башни остановлено.

Дворцовая (Введенская) церковь

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева» авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.

Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I , посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утверждённому в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря , и Воскресенский собор - Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объёмов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.

Чередование 4 и 8-гранных объёмов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.

Ныне здесь находится Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан.

Президентский дворец

Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке - обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле . Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор К. А. Тон , автор проекта Большого Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского , одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада - ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками, возможно, схожими с архитектурой ханского дворца. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь).

В советский период в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров Татарской АССР. В настоящее время является резиденцией Президента Республики Татарстан .

Мечеть Кул-Шариф

Сохранились братский корпус в северной части монастыря; кирпичная ограда с восточной стороны монастыря, реконструированный в формах XIX века храм Николы Ратного (служивший чайной в расположенной в советское время здесь военной части); подклет взорванного в 1930-х годах Преображенского собора; фундамент разрушенной после 1917 года монастырской колокольни с храмом св. Варвары в нижнем ярусе, фундамент церкви св. Киприана и Иустинии.

Здание присутственных мест (губернской канцелярии)

2-этажное здание губернаторского правления - присутственных мест - расположено по правую сторону главной кремлёвской улицы и Спасской башни. Проект составлен В. И. Кафтыревым , который был в 1767 году направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного комиссией Санкт-Петербурга и Москвы после большого пожара в Казани в 1765 году. Главным был второй этаж, куда высшие чиновники и важные посетители поднимались по парадной лестнице, и где располагался зал «аудиэнции» перед «судебной палатой» - центральный зал с 4 окнами. К ней примыкали «секретная» и «секретарская», в остальных комнатах сидели «приказные служители». Здание имеет подвальный этаж со сводчатыми помещениями. Для проезда в протяженный двор между зданием присутственных мест и восточным пряслом кремлёвской стены, здание имеет два сквозных проезда, делящих здание на 3 секции. С северной стороны к зданию примыкает здание бывшей Консистории.

Комплекс пушечного двора

Ансамбль пушечного двора состоит из четырёх корпусов. Здесь располагался один из крупнейших в России заводов по изготовлению и ремонту артиллерийских орудий. Казанский пушечный завод внёс свой вклад в победу русского оружия в войне 1812 г. После пожара 1815 г. завод прекратил своё существование . Недавно тут открыли Музей Оружия - Дух Воина.

Здание консистории

Здание духовного ведомства в XIX веке. В советское время в здании размещалось Министерство здравоохранения ТАССР.

Архиерейский дом

Манеж

Строевой манеж для проведения учений Казанского военного училища построен в 1880-е по проекту 1881 г., выполненному в Петербурге. Инженерное решение кровли здания позволило перекрыть значительную площадь (18 х 56 метров) однопролетными стропильными конструкциями. После проведенной в 2003-2006 гг. реставрации в здании предполагается устроить хранилище и читальный зал Музея древних книг и рукописей .

Здание гауптвахты

Находится в юго-восточном углу, направо от главного въезда Спасской башни. Здание построено в 19 веке на месте, где с 18 века находился каменный цейхгауз - склад военного имущества при губернской канцелярии, стоявшей рядом. Архитектура здания предельно аскетична.

Утраченные здания и сооружения Казанского кремля

  • Колокольня XVII века Благовещенского собора (уничтожена в 1928 году, имела 5 ярусов и служила местом хранения самого большого колокола дореволюционной Казани),
  • Преображенский собор (взорван в 1930-х годах);
  • Колокольня с храмом св. Варвары в нижнем ярусе (уничтожена после 1917 года),
  • Церковь св. Киприана и Иустинии.

Археологические исследования Казанского кремля

Основу археологическим изысканиям положили в XIX веке казанские краеведы профессор КГУ (ныне КФУ) Н. П. Загоскин и П. А. Пономарев, исследовавшие котлован на месте строящегося корпуса Юнкерского училища. Значительные археологические раскопки были проведены в 1920-х годах. Н. Ф. Калининым и Н. А. Башкировым. Систематические исследования ведущиеся с 1971 года под руководством Л. С. Шавохина и А. Х. Халикова позволили определить стратиграфию культурных отложений. В 1990-х годах был проведен ряд археологических исследований, в частности не подтвердивших версию о том, что Благовещенский собор якобы был построен на месте главной мечети ханства: каких-либо археологических фундаментов периода Казанского ханства под собором выявлено не было.

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург" Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве". Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает "камень". Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: "И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей". (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, "камня веры", в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, "граф Северный", ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы "архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил". Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.
Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

По совету одного колдуна, булгары должны были возить огромный чан с водой, и в том месте, где вода закипит, нужно возводить город. И чудо произошло на берегу озера Клебан. Это было началом зарождения Казанского Ханства.

Как все начиналось

Это лишь одна из множества красивых легенд, которые окружают основание Казани. Есть версии и про череп благочестивого мусульманина, из которого бьет чудодейственный родник, и про страшного огнедышащего дракона, который неизменно изображается на гербе на протяжении многих столетий, и многие другие интересные истории.

Точный год основания Казани, к сожалению, назвать пока никто не может. Первые упоминания о ней в русской летописи датируются 1376 и 1391 годами, а в восточных источниках - 15 веком. Географ Рачков предполагал, что Казань основана после смерти Батыя в 1255 году.

Но официальным считается совсем другое время, когда произошло основание Казани. Дата 1005 года основывается на результатах археологических раскопок в Казанском Кремле.

Долгое время, возведенная как пограничная крепость Волжской Булгарии, Казань входила в состав Золотой Орды. Это был период ее экономического роста. Благодаря географическому положению и развитию многих видов ремесел были налажены торгово-экономические связи с Турцией, Крымом, Москвой и др.

Новая эпоха

Потом был период довольно непростых отношений с Москвой. И несмотря на то, что между городами поддерживались дипломатические отношения, войны избежать не удалось.

В 1552 году войска Ивана Грозного взяли Казань. Многочисленные человеческие потери в августовском сражении, а затем продлившаяся более месяца осада не оставили Казани шансов. Это был самый тяжёлый в истории города год. Основания Казани, её жизненный уклад были полностью пересмотрены, и после падения города в октябре 1552 г. началась новая эпоха развития города в составе государства Российского.

Местное население было за пределами города, а место их поселения стало называться Старо-Татарской слободой. Саму же Казань активно начали заселять переселенцы из российских городов. В 1556 году по приказу Ивана Грозного началось строительство Казанского Кремля. Город застраивался и экономически развивался. Появлялось множество ремесленных слобод, возводились мосты, создавались первые мануфактуры.

В период правления Петра Первого Казань получила статус столицы Казанской губернии. А открытие постоянного театра и (1791 г. и 1804 г.) закрепили за городом звание культурного и научного центра.

Но были в Казани и трагические события. Пожар в период восстания Пугачева и последующие возгорания в 1815 и 1842 годах трижды сжигали город практически до тла.

Достопримечательности

Сегодня Казань заслуженно считается Этот уникальный многонациональный город сочетает в себе разнообразие культур и религий.

Несмотря на столь давний год основания, Казани не удалось сохранить действительно исторических памятников.

Большая часть древних построек и архивных документов об управлении Казани была уничтожена многочисленными пожарами и разрушительными войнами, и основной ансамбль архитектурных строений представлен постройками 19 и 20 в.

Но несмотря на это достопримечательностей в Казани действительно очень много.

  • Музей Ислама (в нем представлены археологические памятники 10-11 веков);
  • Памятник (возведен по приказу Екатерины Второй);
  • Храм всех религий;
  • Петропавловский собор (возведен в честь покровителей Петра Великого - Петра и Павла);
  • Крестовоздвиженский храм;
  • Азимовская мечеть;
  • Дом Шамиля;
  • Свято-Успенский Зилантов монастырь;
  • Казанский университет;
  • (первая каменная мечеть, построенная в Казани после ее взятия Иваном Грозным. Разрешение выдано самой Екатериной Второй);
  • Гостиный двор Казани (расположен на месте средневекового караван-сарая);
  • Парк 1000-летия Казани;
  • Голубое озеро;
  • Храм Нерукотворного Образа Спасителя (находится на острове посреди Казанки, построен в память о русских воинах, погибших при и многие другие.

И, конечно же, самый посещаемый туристами Казанский Кремль. Эта постройка включена в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заложенный в 1556 году, он и сейчас является главным административным зданием. В нем находится резиденция президента.

Внушительный юбилей

В 2005 году наступила круглая и важная дата - отмечалась тысячелетняя история Казани. Основание города (дата) привлекло в город много людей. Только официальных лиц, посетивших столицу Татарстана в честь юбилея, было 10 тысяч. На сценах города шли праздничные концерты.

К юбилею были открыты новый ипподром, сказочный каскад музыкальных фонтанов. Также жителей города ожидал долгожданный подарок в виде открытия Завершал празднование великолепный тысячезалповый салют.

Глядя на сегодняшнее великолепие древнего города, даже трудно себе представить, каким будет 2000-й год основания Казани.

Казанский кремль расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки . Казанский кремль представляет собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю: археологические остатки первого (XII-XIII вв.), второго (XIV-XV вв.) и третьего городищ (XV-XVI вв.); построенный из волжского известняка и кирпича кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая (быв. Ивановской, по близлежащему Иоанно-Предтеченскому монастырю) и зданию Гостиного двора (ныне музей РТ) . Общая площадь кремля составляет 1500 квадратных метров, окружность 1800 м. Южная стена Кремля с пятью башнями выходит на Площадь Тысячелетия - вид на Кремль с этой площади является самой распространённой «визитной карточкой» города. Кремль имеет богатую подсветку в тёмное время суток.

История

Древнейшая история кремля

До наших дней не сохранилось письменных свидетельств возникновения кремля, но по официальной версии город Казань был основан в начале X века . В начале своего существования Кремль именовался Керман (тат. Кирмән ). Какие-либо письменные источники на этот счёт отсутствуют.

XII-XIV вв. Булгарская крепость

Наиболее ранние археологические находки были найдены в северной части кремля, ближе к Казанке, там где находилось древнейшее булгарское укрепленное поселение и позднее, в течение столетия, крепость Казанского ханства. Исследователи расходятся относительно датировки деревянных крепостных сооружений древнейшего периода: некоторые полагают, что булгарское торговое поселение было укреплено уже в X веке, другие - только в XII веке. Относительно характера укреплений ученые также расходятся, одни полагают, что каменные стены частично были возведены уже в XII веке, другие полагают, что лишь в XV или в XVI веке, после реконструкции кремля по указу Ивана Грозного псковскими зодчими. Со 2-й половины XIII века до 1-й половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды: в 1236 году монгольские орды во главе с Батыем вторглись в пределы Волжской Булгарии и разорили ее столицу Булгар , а в 1240 году Булгария, как и русские княжества, окончательно оказалась в подчинении Золотой Орды . Часть булгар бежала в районы речки Казанки и основали Иски-Казань, город в 45 километрах от Казани. В 1370 году булгарский князь Хасан заложил основу крепости на месте современного Казанского кремля, служившей резиденцией булгарских князей до 1445 года.

XV - первая половина XVI века. Ханская крепость

Памятный знак у фундамента ханского мавзолея рядом с башней Сююмбике

Ханская цитадель была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие ворота, Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав», проток, соединявший реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищенной юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами. Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» - каменные). Соборная мечеть Кул-Шариф имела по преданию 8 минаретов. Есть все основания предполагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре , где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора. Тезицкий (тезик араб. - купец) ров отделял ханскую цитадель от южной части, где застройка была деревянной. Здесь селились приближенные хана и находилось кладбище. При мечетях находились медресе и мавзолеи.

Вторая половина XVI века. Строительство каменного кремля псковскими зодчими

Архитектура башни

Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре - восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни - сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» . Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х - российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне.

Дворцовая церковь

Дворцовая (Введенская, освящена с 1859 в честь Сошествия Св. Духа) церковь

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева» авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.

Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I , посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утвержденному в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря , и Воскресенский собор - Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объемов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.

Чередование 4 и 8-гранных объемов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.

Губернаторский дворец

Президентский (быв. Губернаторский) дворец

Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке - обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле . Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор А. К. Тон , автор проекта Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского, одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада - ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь). В советское время в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров ТАССР.

Здание присутственных мест (губернской канцелярии)

2-этажное здание губернаторского правления - присутственных мест - расположено по правую сторону главной кремлевской улицы и Спасской башни. Проект составлен В. И. Кафтыревым, который был в 1767 году направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного комиссией Санкт-Петербурга и Москвы после большого пожара в Казани в 1765 году. Главным был второй этаж, куда высшие чиновники и важные посетители поднимались по парадной лестнице, и где располагался зал «аудиэнции» перед «судебной палатой» - центральный зал с 4 окнами. К ней примыкали «секретная» и «секретарская», в остальных комнатах сидели «приказные служители». Здание имеет подвальный этаж со сводчатыми помещения. Для проезда в протяженный двор между зданием присутственных мест и восточным пряслом кремлевской стены, здание имеет два сквозных проезда, делящих здание на 3 секции. С северной стороны к зданию примыкает здание бывшей Консистории.

Благовещенский собор

Благовещенский собор и колокольня в начале XX века

Построен в XVI веке псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Белокаменный крестовокупольный в плане собор первоначально был почти в 2 раза меньше современного храма, расширившегося в результате нескольких реконструкций. Свод покоится на 6 круглых, как в Успенском соборе Московского кремля столпах. Купола собора в 16 веке имели шлемовидную форму. В конце 16 века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенных папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора.

В XVIII и XIX веке ряд переделок радикально изменил облик собора, в особенности вид с западной стороны. В 1736 году шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол получил завершение в виде так называемой «бани» в стиле украинского барокко . Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная в 1694 году при митрополите Казанском Маркелле. К 1821 году Христорождественский храм сильно обветшал и техническая комиссия предложила на его месте построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Казань в 1836 году, предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив собор на запад. По проекту казанского губернского архитектора (1834-1844) Фомы Петонди (1794-1874) собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо XVIII века. Эта реконструкция сделала собор более удобным для молитвы, однако сильно изменила его первоначальный гармоничный облик. С тех пор экстерьер собора не изменялся, если не считать разрушения построенного по проекту Ф. Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной коммунистами в 1928 году великолепной 5-ярусной колокольни XVII века, хранившей самый большой колокол Казани. Вес его составлял 1500 пудов (около 24570 кг).

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

Преображенский собор Спасского монастыря в начале XX века

Основан в XVI веке св. Варсонофием . Сохранились братский корпус в северной части монастыря; кирпичная ограда с восточной стороны монастыря, реконструированный в формах XIX века храм Николы Ратного (служивший чайной в расположенной в советское время здесь военной части); подклет взорванного в 1930-х годах Преображенского собора; фундамент разрушенной после 1917 года монастырской колокольни с храмом св. Варвары в нижнем ярусе.

Здание консистории

Здание духовного ведомства в XIX веке. В советское время в здании размещалось Министерство здравоохранения ТАССР.