Rustik68: История казанского трамвая. Rustik68: История казанского трамвая Проекты и планы сети

Трамвайная система в Казани состоит из пяти действующих маршрутов. Ежедневный выпуск составляет 82 трамвая. Большинство трамвайных линий проложены по оси магистральных улиц, в большинстве своём на выделенном полотне, огороженном бортовыми камнями. Трамвай в центре города в большей степени был убран в 2000-х годах из-за борьбы с пробками на узких улицах, некоторые маршруты оказались нерентабельными после оптимизации транспортной схемы в 2006-2007 годах. В 2009-2013 годах была произведена реконструкция трамвайных путей на основных магистралях, а также строительство трёх новых трамвайных линий, что позволило запустить в 2012 году по участку Большого Казанского кольца трамвайный маршрут № 5 с ускоренным режимом движения. Систему обслуживает МУП «Метроэлектротранс», Трамвайное депо имени Героя СССР И. К. Кабушкина, связанное с основной сетью служебной соединительной ветвью . Все трамваи оборудованы автоинформаторами на трёх языках (русский, татарский, английский). Стоимость проезда составляет 25 рублей наличными, 23 рубля по электронной карте (2016 год). На маршрутах задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стоимостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и «электронный кошелёк»), а также льготные электронные транспортные карты.

Система имеет несколько уникальных особенностей:

  • Маршрут № 5 (скоростной (ускоренный) трамвай первого этапа) протяжённостью 23 км с 32 остановками и временем проезда около 1 часа. Тем не менее, он не является самым длинным в России (в Магнитогорске действуют встречные кольцевые маршруты № 13, 14 длиной более 28 км). Ранее действовали самые длинные в России и самые длинные в мире (из числа внутригородских) встречные кольцевые маршруты № 20, 21, имевшие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут. Отменены в 2008, ожидается их возобновление по изменённому пути следования по Большому казанскому кольцу вместо маршрута № 5.
  • Разворотный треугольник на конце маршрута № 5 возле пересечения проспекта Победы и Оренбургского проезда у микрорайона Солнечный город. Ранее несколько десятков лет действовал разворотный треугольник на конце закрытого маршрута № 2.
  • Полное пересечение трамвайных путей на все 6 возможных направлений на перекрёстке улиц Татарстан и Тукая. В настоящее время осталось 3 направления: в сторону площади Тукая пути демонтированы.
  • Двухуровневые перекрестия трамвайных линий без поворотных-стрелочных пересечений: на перекрёстке улицы Зорге (надземный уровень - путепровод с маршрутом № 4) и проспекта Победы (наземный уровень со скоростным маршрутом № 5), под которым на подземном уровне также находятся пути и станция метро ; на перекрёстке Сибирского тракта (наземный уровень с маршрутом № 4) и улицы Арбузова (выемочный нижний уровень со скоростным маршрутом № 5).
  • Вагоны РВЗ-6М2 - до 1987 вагонный парк состоял из них на 100 %. Сейчас сохранились т. н. «парадный вагон» (на линии в дни праздников), вагон-вышка контактной сети, трактир (работает по заказам) и поливочный вагон.
  • Экспозиция под открытым небом из вагонов-репликаров конки и дореволюционного трамвая и настоящего вагона типа на Аллее Славы на пересечении улиц Петербургская и Эсперанто (Назарбаева) перед зданием МУП «Метроэлектротранс» возле станции метро «Суконная слобода» .

Маршруты

История

2007 год В 2007 году был, изначально временно на время ремонта путей, закрыт трамвайный маршрут № 1, а также было объявлено о скором снятии трамвая по улице Декабристов и Кремлёвской дамбе со строительством новой линии через Ягодную слободу. Была прекращена эксплуатации трамвайной линии по улице Мазита Гафури.

2008 год В апреле по настоянию ГИБДД г. Казани было объявлено о скором демонтаже трамвайной линии по улицам Пушкина, Карла Маркса и Николая Ершова, с заменой трамвая троллейбусом, который был осуществлён в сентябре того же года. При этом ещё в июне 2008 года были закрыты самые длинные в мире трамвайные маршруты № 20 и № 21, а также маршрут № 5. До сентября же на линии оставался лишь один маршрут № 12. В июле того же года путём строительства дополнительных направлений на трамвайных узлах были объединены в один маршрут № 9 маршруты № 9 и № 10, а также продлён до Железнодорожного вокзала маршрут № 3, при этом перекрёсток улиц Тукая и Татарстан стал единственным в России перекрёстком со всеми трамвайными направлениями.

2009 год Весной было начато строительство обещанной трамвайной линии через Ягодную слободу. Тогда же было начато строительство транспортной развязки улицы Декабристов и проспекта Ямашева , для чего осенью временно были закрыты трамвайные маршруты № 13 и № 14, а маршрут № 19 был сокращён до улицы Короленко. Трамвайная сеть при этом разделилась на две независимые части. В то же время «горный» маршрут № 2 и вагоны, эксплуатировавшиеся на нём, был передан на эксплуатацию в депо № 2 (бывшее № 3), в котором не было опыта работы с ними. В результате зимой 2010 года многие из них оказались нерабочими, из-за чего уменьшился выпуск на этот маршрут, а также увеличились интервалы его движения.
2010 год В июле из-за строительства всё той же развязки маршрут № 9 пришлось сократить до депо № 2, а трамвайную сеть пришлось разделить на 3 независимые части, с организацией временного депо на кольце Железнодорожного вокзала, а также был начат ремонт путей на проспекте Ямашева.

В то же время рассматривались варианты соединения линии маршрута № 9 со строящейся линией через Ягодную слободу. В результате, в короткие сроки была спроектирована и построена линия по улице Энергетиков, с выходом на строящуюся линию в районе остановки «Улица Серова», которая была запущена в эксплуатацию вместе с основными участком линии через Ягодную слободу 6 октября 2010 года .

2011 год Летом был начат ремонт путей на проспекте Победы , маршрут № 19 был временно закрыт, а также, в связи со строительством путепровода по улице Зорге маршрут № 11 был укорочен до остановки «улица Гарифьянова» со строительством временного кольца. В июле-августе по ряду причин была демонтирована линия последнего проходящего через центр города маршрута № 2 с уникальным разворотным треугольником и перекрёстком со всеми направлениями В ноябре была сдана развязка улицы Декабристов с проспектом Ямашева и снова запущена маршруты № 13 и № 14.

2012 год Началось строительство новой линии к микрорайону «Солнечный город», которая была введена в строй 31 октября вместе с реконструированной линией по проспекту Победы и новым маршрутом № 5 как линия трамвая с ускоренным режимом движения. Время пути от конечной до конечной составило 1 час, а протяжённость маршрута 23 километра. Маршрут № 14 был закрыт .

Также начат ремонт трамвайной линии по улицам Тукая и Шахиди, в связи с чем была приостановлена работа маршрутов № 3 и № 7.

2013 год Началось поступление в город трамваев Белкоммунмаш моделей АКСМ-843 00М и АКСМ-62103 . С 15 мая изменилась нумерация трамвайных маршрутов. Со 2 июня был возобновлён маршрут № 7 под новыми номером 2.

В августе был выведен из эксплуатации последний вагон 71-605 А.

2016 год В течении года было закуплено 22 новых трамвая 71-623 -02, после чего были списаны оставшиеся трамваи старых модификаций: ЛМ-93 , ЛМ-99К , 71-608КМ и 71-619К/КТ .

Проекты и планы сети

К 2018 году для 33-километровой полной кольцевой линии скоростного (ускоренного) трамвая ожидается строительство новых трамвайных путей от микрорайона Солнечный город до посёлка Борисково (участок Большого казанского кольца) и возобновление встречно-кольцевых маршрутов (вместо № 3, 5) со следованием по всему Большому казанскому кольцу .

Подвижной состав

По состоянию на октябрь 2016 года в наличии имеется 91 пассажирский трамвай

Пассажирские вагоны
Модель Количество Маршруты Максимальное количество Год начала эксплуатации
71-402 10 1,2,6 10 2002
ЛМ-99 АЭ 19 1,2,6 20 2007
АКСМ-62103 20 4,5,6 20 2013
АКСМ-843 00М 20 5 20 2013
71-623 -02 22 4,5 22 2016

Ранее эксплуатировавшиеся модели трамваев:

Пассажирские вагоны
Модель Количество Год начала эксплуатации Год вывода из эксплуатации
Бельгийский моторный вагон ? 1899 ?
Х/М ? ? ?
КТМ-1 /КТП-1 ? ? ?
МТВ-82 ? 1960-е ?
ЛМ-57 9 1961 1967
РВЗ-6 >500 1960-е 2009
РВЗ-7 5 1980-е 1987
71-605 142 1987 2014
71-608 К 24 1993 2009
71-608 КМ 46 1995 2016
71-619 К 4 1999 2016
71-619 К-01 1 1999 2016
71-619 КТ 1 2005 2016
ЛМ-93 7 1993 2016
ЛМ-99 К 15 2000 2016

В декабре 2009 года списаны все вагоны 71-608 К.

Работавшие на маршруте № 2 до середины 2009 года пассажирские вагоны РВЗ-6М2 отставлены от работы и не числятся на балансе предприятия.

В августе 2013 был списан последний вагон модели 71-605 , в августе 2014 года последний 71-605А .

Единственный вагон 71-619 КТ был списан в феврале 2016 года из-за постоянных поломок и сложностей в обслуживании, а также вагоны ЛМ-93 и ЛМ-99 К в связи с прибытием новых вагонов 71-623.

Фотогалерея

вагон 71-605А ; основной тип трамвая в городе в 1990-х гг. вагон 71-608КМ 1995-2001 г. в городе вагон 71-619К-01 1999-2003 гг. в городе

Спецвагон-рельсотранспортер ТК-28 Спецвагон-снегоочиститель ВТК-01 Спецвагон-шпалоподбивочник ШПМА-4К на строительстве трамвайной линии по улице Энергетиков

Напишите отзыв о статье "Казанский трамвай"

Примечания

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Казанский трамвай

– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.
– Запишите, это нехорошо. Очень нехорошо, – строго сказал ему генерал с белыми усами и красным, румяным лицом.
На четвертый день пожары начались на Зубовском валу.
Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод, в каретный сарай купеческого дома. Проходя по улицам, Пьер задыхался от дыма, который, казалось, стоял над всем городом. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значения сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары.
В каретном сарае одного дома у Крымского Брода Пьер пробыл еще четыре дня и во время этих дней из разговора французских солдат узнал, что все содержащиеся здесь ожидали с каждым днем решения маршала. Какого маршала, Пьер не мог узнать от солдат. Для солдата, очевидно, маршал представлялся высшим и несколько таинственным звеном власти.
Эти первые дни, до 8 го сентября, – дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.

Х
8 го сентября в сарай к пленным вошел очень важный офицер, судя по почтительности, с которой с ним обращались караульные. Офицер этот, вероятно, штабный, с списком в руках, сделал перекличку всем русским, назвав Пьера: celui qui n"avoue pas son nom [тот, который не говорит своего имени]. И, равнодушно и лениво оглядев всех пленных, он приказал караульному офицеру прилично одеть и прибрать их, прежде чем вести к маршалу. Через час прибыла рота солдат, и Пьера с другими тринадцатью повели на Девичье поле. День был ясный, солнечный после дождя, и воздух был необыкновенно чист. Дым не стлался низом, как в тот день, когда Пьера вывели из гауптвахты Зубовского вала; дым поднимался столбами в чистом воздухе. Огня пожаров нигде не было видно, но со всех сторон поднимались столбы дыма, и вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри с печами и трубами и изредка обгорелые стены каменных домов. Пьер приглядывался к пожарищам и не узнавал знакомых кварталов города. Кое где виднелись уцелевшие церкви. Кремль, неразрушенный, белел издалека с своими башнями и Иваном Великим. Вблизи весело блестел купол Ново Девичьего монастыря, и особенно звонко слышался оттуда благовест. Благовест этот напомнил Пьеру, что было воскресенье и праздник рождества богородицы. Но казалось, некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные люди, которые прятались при виде французов.
Очевидно, русское гнездо было разорено и уничтожено; но за уничтожением этого русского порядка жизни Пьер бессознательно чувствовал, что над этим разоренным гнездом установился свой, совсем другой, но твердый французский порядок. Он чувствовал это по виду тех, бодро и весело, правильными рядами шедших солдат, которые конвоировали его с другими преступниками; он чувствовал это по виду какого то важного французского чиновника в парной коляске, управляемой солдатом, проехавшего ему навстречу. Он это чувствовал по веселым звукам полковой музыки, доносившимся с левой стороны поля, и в особенности он чувствовал и понимал это по тому списку, который, перекликая пленных, прочел нынче утром приезжавший французский офицер. Пьер был взят одними солдатами, отведен в одно, в другое место с десятками других людей; казалось, они могли бы забыть про него, смешать его с другими. Но нет: ответы его, данные на допросе, вернулись к нему в форме наименования его: celui qui n"avoue pas son nom. И под этим названием, которое страшно было Пьеру, его теперь вели куда то, с несомненной уверенностью, написанною на их лицах, что все остальные пленные и он были те самые, которых нужно, и что их ведут туда, куда нужно. Пьер чувствовал себя ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины.
Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом. Это был дом князя Щербатова, в котором Пьер часто прежде бывал у хозяина и в котором теперь, как он узнал из разговора солдат, стоял маршал, герцог Экмюльский.
Их подвели к крыльцу и по одному стали вводить в дом. Пьера ввели шестым. Через стеклянную галерею, сени, переднюю, знакомые Пьеру, его ввели в длинный низкий кабинет, у дверей которого стоял адъютант.
Даву сидел на конце комнаты над столом, с очками на носу. Пьер близко подошел к нему. Даву, не поднимая глаз, видимо справлялся с какой то бумагой, лежавшей перед ним. Не поднимая же глаз, он тихо спросил:
– Qui etes vous? [Кто вы такой?]
Пьер молчал оттого, что не в силах был выговорить слова. Даву для Пьера не был просто французский генерал; для Пьера Даву был известный своей жестокостью человек. Глядя на холодное лицо Даву, который, как строгий учитель, соглашался до времени иметь терпение и ждать ответа, Пьер чувствовал, что всякая секунда промедления могла стоить ему жизни; но он не знал, что сказать. Сказать то же, что он говорил на первом допросе, он не решался; открыть свое звание и положение было и опасно и стыдно. Пьер молчал. Но прежде чем Пьер успел на что нибудь решиться, Даву приподнял голову, приподнял очки на лоб, прищурил глаза и пристально посмотрел на Пьера.
– Я знаю этого человека, – мерным, холодным голосом, очевидно рассчитанным для того, чтобы испугать Пьера, сказал он. Холод, пробежавший прежде по спине Пьера, охватил его голову, как тисками.
– Mon general, vous ne pouvez pas me connaitre, je ne vous ai jamais vu… [Вы не могли меня знать, генерал, я никогда не видал вас.]
– C"est un espion russe, [Это русский шпион,] – перебил его Даву, обращаясь к другому генералу, бывшему в комнате и которого не заметил Пьер. И Даву отвернулся. С неожиданным раскатом в голосе Пьер вдруг быстро заговорил.
– Non, Monseigneur, – сказал он, неожиданно вспомнив, что Даву был герцог. – Non, Monseigneur, vous n"avez pas pu me connaitre. Je suis un officier militionnaire et je n"ai pas quitte Moscou. [Нет, ваше высочество… Нет, ваше высочество, вы не могли меня знать. Я офицер милиции, и я не выезжал из Москвы.]
– Votre nom? [Ваше имя?] – повторил Даву.
– Besouhof. [Безухов.]
– Qu"est ce qui me prouvera que vous ne mentez pas? [Кто мне докажет, что вы не лжете?]
– Monseigneur! [Ваше высочество!] – вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья.
В первом взгляде для Даву, приподнявшего только голову от своего списка, где людские дела и жизнь назывались нумерами, Пьер был только обстоятельство; и, не взяв на совесть дурного поступка, Даву застрелил бы его; но теперь уже он видел в нем человека. Он задумался на мгновение.
– Comment me prouverez vous la verite de ce que vous me dites? [Чем вы докажете мне справедливость ваших слов?] – сказал Даву холодно.
Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
– Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Маршруты
  • 3 Подвижной состав
  • 4 Изменения и перспективы сети
  • Примечания

Введение

Каза́нский трамва́й - трамвайная система Казани. Одна из старейших электрических трамвайный систем в России, открыта 20 ноября 1899 года, заменила казанскую конку.

По состоянию на июль 2011 года действуют 4 маршрута (№ 3,7,9,11) (также ожидается возобновление маршрутов № 13,14 и 19), количество вагонов - 161 всего. Систему обслуживают депо № 1 (имени И.К.Кабушкина) и № 2 (имени Х.Х.Акалаева). До 2005 года было 3 депо. Стоимость проезда составляет 12 рублей наличными, 10 рублей по электронной карте (2011 год). На маршрутах задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стомостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и "электронный кошелёк"), а также льготные электронные транспортные карты. Оператор - МУП «Метроэлектротранс».

Система имела и имеет несколько уникальных особенностей:

  • самые длинные в России (и самые длинные в мире из числа внутригородских) маршруты - встречные кольцевые маршруты № 20,21, имевшие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут (отменены в 2008, ожидается их возобновление по изменённому пути следования по Большому казанскому кольцу)
  • разворотный треугольник на конце маршрута № 2
  • полное пересечение трамвайных путей на все 6 возможных направлений на перекрёстке улиц Татарстан и Тукая
  • вагоны РВЗ-6М2 - 2 пассажирских (временно не на линии; до 1987 вагонный парк состоял из них на 100 %), а также парадный (на линии в дни праздников) и кафе (временно не на линии)

вагон Х на Аллее Славы

  • экспозиция под открытым небом из вагонов-репликаров конки, Эрликон, Х на Аллее Славы на пересечении улиц Петербургская и Эсперанто перед офисом МУП «Метроэлектротранс» возле станции метро «Суконная слобода».
  • новые трамваи (модели ЛМ-99АЭ партии, полученной в 2007 г.) имеют окраску красного цвета (подобно тому как все новые автобусы - также красные, а троллейбусы - зелёные).

1. История

2. Маршруты

Трамвайные маршруты в Казани
№ марш. Конечные остановочные пункты Примечание
1 ЖД Вокзал Ул. Адмиралтейская закрыт в 2007/2008 году. Рельсы разобраны с 17 июля 2010 года
2 ЖД Вокзал Строительная академия закрыт 6 июля 2011 года
3 ЖД Вокзал Посёлок Борисково продлён в 2008 году; ранее ходил до Каюма Насыри
4 ЖД Вокзал Ул. Спартаковская закрыт 25 июля 2005 года
5 Ул. Каюма Насыри Ул. Халитова закрыт в 2008 году; незадолго до закрытия был объединён с маршрутом № 3
6 Ул. Кызыл Татарстан Ул. Спартаковская закрыт 25 июля 2005 года
7 ЖД Вокзал Речной Вокзал
8 Ул. Ершова Посёлок Борисково закрыт в 2004 году
9 Ул. Химическая ЖД Вокзал объединён с маршрутом 10 в 27 июля 2008 году, пущен по новой линии 6 октября 2010 года
10 Посёлок Караваево Ул. Химическая Закрыт 27 июля 2008 года, поглощён маршрутом № 9
11 Ул. Халитова Девятый микрорайон В августе 2011 будет временно укорочен до остановки Сады
12 Ул. Каюма Насыри Девятый микрорайон закрыт 13 сентября 2008 года
13 ул. Халитова Посёлок Караваево
14 ул. Халитова ЖД Вокзал временно не работает с октября 2009 года
15 Ул. Ершова Девятый микрорайон закрыт в 2004 году
16 Трамвайное депо № 1 Ул. Халитова закрыт в 2007 году
17 Ул. Короленко Ул. Халитова пиковый, закрыт в 2004 году. Позже перенумерован в 19А
18 Речной Вокзал Ул. Ершова закрыт в 2004 году
19 Проспект Победы Ул. Халитова временно не работает с 3 июля 2011, идет замена путей
20 ЖД Вокзал Кольцевой
21 ЖД Вокзал Кольцевой открыт 2 декабря 1999 года закрыт 1 июня 2008 года
22 ЖД Вокзал Ул. Кызыл Татарстан закрыт в 2008 году
23 Ул. Спартаковская Девятый Микрорайон закрыт в 2005 году

3. Подвижной состав

В Казани работают линейные вагоны нескольких типов: 71-605, 71-605А, 71-608КМ, 71-619К, 71-619КМ, 71-619КТ, 71-132 (ЛМ-93), 71-134К (ЛМ-99К), 71-134А (ЛМ-99АЭ), 71-402, РВЗ-6 (2 пассажирских). Преобладает модель 71-608KM

Специальные и служебные трамваи: РВЗ-6 (парадный, кафе, сварочные, вышка контактной сети, поливомоечный), 71-605 (тягачи), ВТК-24, ВТК-01, ГС-4 (снегоочистители), ТК-28, ТК-28А (рельсотранспортёры).

В декабре 2009 были списаны все вагоны 71-608К. Работавшие на маршруте № 2 и др. до середины 2009 года пассажирские вагоны РВЗ-6М2 по состоянию на январь 2011 года не списаны, но не используются.

К 2013 году (Универсиаде-2013) ожидается приобретение 125 вагонов , в том числе 66 - для ускоренного трамвая (см.ниже) .


4. Изменения и перспективы сети

В 1999 году, к 100-летнему юбилею казанского трамвая, была сооружена 8-километровая новая трамвайная линия, одна из крайне немногих новых в стране в конце XX века, по проспекту Победы от его начала до пересечения с улицей Зорге, по которой были пущены маршруты № 19 и встречно-кольцевые 20,21, самые длинные в мире.

В 2005 году были закрыты депо № 2 и демонтированы трамвайные пути по улице Островского. В связи с этим закрыты маршруты № 4,6.

В 2007 году были закрыты нерентабельные маршруты № 1,16,22. Трамвайные пути маршрута № 1 по улице К.Цеткин демонтированы в 2010, у трамвайных путей маршрута № 22 по улице М.Гафури демонтирована только контактная сеть.

В 2007 и 2008 годах действовало недолгое время в порядке эксперимента и признано нерациональным объединение маршрутов соответственно № 3,5 в № 5 и № 7,14 в № 14. Объединение маршрутов № 9,10 в № 9 с 2008 года оставлено на постоянно.

В 2008 году (несмотря на дорогостоящую переукладку в 2005 году) были демонтированы трамвайные пути по улицам Пушкина, К.Маркса, Ершова на участке от площади Тукая до перекрёстка улиц Ершова и Гвардейская. В связи с этим закрыты маршруты 5, 12, кольцевые 20 и 21.

В 2010-2011 годах осуществляются перенос трамвайной линии с Кремлёвской (Ленинской) дамбы на Адмиралтейскую (Кировскую) дамбу, включая демонтаж трамвайных путей на улице Набережная, Кремлёвской дамбе и в начале улицы Декабристов, реконструкцию трамвайных путей на Адмиралтейской дамбе и строительство новых трамвайных путей по улицам Несмелова, Краснококшайская, Б.Крыловка, Ленская (участок Большого казанского кольца) и Энергетиков, куда переносятся участки трамвайных маршрутов № 9,13,14,19.

6 октября 2010 года временно сокращённый до трамвайного депо №2 маршрут № 9 был восстановлен до Железнодорожного вокзала с движением по вышеуказанной новой трамвайной линии, проложенной через Кировский район (кроме участка по Ленской). Маршруты № 13,14,19 будут восстановлены 1 сентября 2011 года, после окончания модернизации путей по Проспекту Ямашева, Проспекту Победы и строительства двухуровневой развязки Ямашева/Декабристов.

Во второй половине 2011 года в связи со строительством нового вокзала будет закрыто трамвайное депо №2 (бывшее №3) на ул. Копылова. Все остальные вагоны перейдут в оставшееся одно депо №1.

К 2013 году (Универсиаде-2013) ожидается строительство новых трамвайных путей до микрорайона Солнечный город (участок Большого казанского кольца) с продлением туда маршрута № 19 и его преобразованием в скоростной (ускоренный) трамвай.

К 2015 году ожидается строительство новых трамвайных путей от микрорайона Солнечный город до посёлка Борисково (участок Большого казанского кольца) и возобновление кольцевых маршрутов № 20, 21 (вместо № 3, 19) со следованием по всему Большому казанскому кольцу.


Примечания

  1. 1 2 Летопись казанского транспорта - kazantransport.by.ru/kaztranh.htm
  2. Интересные факты | История трамвая - protramvai.ru/interesnye_fakty.html
  3. 1 2 В Казани закрывается трамвайный маршрут №2 - kazan24.ru/news/78565.html
  4. В Казани открылось трамвайное движение через Кировский район - www.tatar-inform.ru/news/2010/10/06/239900/ . Татар-информ (2010-10-06). - Теперь трамваи вновь ходят из центра города в Авиастроительный район, но уже по новому маршруту..

В дни 117-летия казанского электрического трамвая, прямо в салоне вагона пятого маршрута прошла лекция по его истории. Ее ведущий Илья Евлампиев написал нам полную версию. Во второй части - описание развития трамвайного движения вплоть до 50-х годов прошлого века.

История трамвая. Детали

До определенного момента сеть трамвая в городе только развивалась: поначалу конка ходила от затопленного ныне Дальнего Устья - пристаней на берегу Волги в устье Казанки - по современной улице Клары Цеткин, Кировской дамбе, нынешней улице Московской до пересечения Баумана и Чернышевского, а оттуда линия шла по Баумана и Петербургской, до пересечения с Миннулина.

Депо было одно - то самое, что фигурирует в предложении про музей, рядом располагался парк «Тиволи». Владелец предприятия Густав Тальквист популяризировал такой отдых, как поездки из города к Волге в дни ледохода (фильмов-катастроф тогда не было, только и оставалось, что смотреть на огромные движущиеся массы льда).

В здании депо в 1880 году проходила Вторая частная выставка, на которой демонстрировались новшества техники тех времен - так что выставочным залом нашему депо быть уже приходилось. С приходом бельгийских, в современной терминологии, «инвесторов» линии конки расширились и охватили улицу Пушкина (причем конка шла и за площадь Свободы), современные улицы Карла Маркса, Дзержинского у Черного Озера, всю Московскую и Тукаевскую от улицы Татарстан до площади Вахитова.

С конкой в Казани связан как минимум, один топоним. Петрушкин разъезд назван по имени коня Петрушки, пристегиваемого к вагону на подъеме из волжской поймы на террасу Адмиралтейской слободы. Сейчас коню в этом месте установлен памятник. Со времен конки сохранился и участок с самым старым движением трамвая - это нынешняя Кировская дамба.


Наверное, мало у кого трамвайное движение и татарская поэзия ассоциируются друг с другом. Но в городской культуре татар трамвай, несомненно, нашел самое яркое отражение в поэме Габдуллы Тукая « ». Главный герой поэмы, борец цирка Никитиных, «турецкий легионер» Карахмет, едет на «разборку» с Дивом от Сенного базара на трамвае, проезжая реальные места за мифическую (или сатирическую?) неделю до завода Крестовниковых на Кабане. Обратно же стреноженный Див буксировался на Сенной базар также при помощи трамвая. Кстати, дом Дива (под которым имелся в виде руководитель секты начала века Багаутдин Ваисов) выходил на Екатерининскую линию. Что ж, поэты были не чужды новшествам в своих произведениях: и у Пушкина мы читали про «страсбурский пирог нетленный», на проверку оказавшейся обыкновенной консервой.

Упали руки вниз на звук трамвая,
Он подошел, звеня и громыхая.
Батыр вошёл и занял своё место,
Билет взял с пересадкой, как известно.
С молитвой на устах единоверцы
Стоять остались, и закрылись дверцы.
Вагон рванулся, словно ветер, с места,
Баш покатился по земле с ним вместе.
Собаки на базаре будто ждали,
За ними с громким лаем побежали.
За Башем увязались на дорогу,
Куда им Баш! Отстали понемногу.
Быстрее рысака, стрелы быстрее
Несётся Баш, от скорости шалея.
Вовсю спешит вагон с батыром нашим,
Кидается шпана камнями в Баша.
Осталась слева «Эльислах» газета,
Что справа, то – библиотека это.
День, три, неделя; перед этим за день
Оставили Крестовникова* сзади.
Семь дней и семь ночей прошли, не боле,
Вагон приехал на большое поле.
И встал. Баш катит, хода не сбавляя.
«Что делать?» – крикнул Карахмет с трамвая.
«Слезай, – сказал Баш, – кончилась дорога,
До озера пешком пройдём немного.
То озеро Кабан. На дне его в колодце
Жена моя по сей день остаётся.
Проклятый Див на этом самом месте
Расправы нашей ждёт и нашей мести».
Берзаман куллар салындылар төшеп -
Күрделәр: килде трамвай җитешеп.
Пәһлеван вагонга җирләште кереп,
Алды «пересадка» берлән бер билет.
Барча мөэминнәр озатып калдылар:
«И Ходаем, рәхмәтеңне сал!» - диләр.
Кузгалып китте вагон, җилдәй бара,
Баш йомарланып китә, җирдән бара.
Башны күргәч, кузгалып гайрәтләре,
Өрде барча итчеләрнең этләре.
Йөгерәләр алды-артлы бер көтү
Кәкре койрыклар! - кая Башны җитү!
Ул барадыр йөгрек аттан да каты
Һәм җәядән аткан уктан да каты.
Үз хәленчә китмәдә тыр-тыр вагон,
Таш ата башка малайлар яльгабун.
Калды уң якта «Китаплар ханәсе»,
Сулда - «Әлислах» идарәханәсе.
Бер сәгать, бер көн вә өч көн киттеләр, -
Зур завод Крестовниковны үттеләр.
Җиде көне, төне чөнки киттеләр,
Нагяһан бер сахрая ирештеләр.
Шунда җиткәчтен, трамвай туктады,
Баш йомарланып барадыр туктамый.
Туктагач шунда сихерле машина:
«Нишлибез?» - диде Карәхмәт Башына.
Ул Баш әйтә: «Син вагоннан төш хәзер,
Бик якынлашты кирәкле төш хәзер.
Без барыйк азрак җәяү алга табан;
Иштә бу алдыңдагы күлдер - Кабан.
Бар дорыр күлнең төбендә бер кое,
Шунда керде ул теге залим Дию!»

Далее расцвет сменился годами испытаний. В годы гражданской войны на трамвайных вагонах из здания банка на улице Баумана на пристани белочехами был вывезен золотой запас и погружен на пароходы. Кстати, грузы от пристаней в город возили также посредством трамвайной сети. В годы гражданской войны и несколько лет после работа транспорта была нестабильна. В определенные периоды, например, после снежных заносов, трамвай, к тому времени национализированный, не работал весь вообще, а когда работал - то далеко не на всех линиях.

Вот после этих лет и произошел первый «трамвайный погром», когда число линий в городе уменьшилось. Вагоны так и не вернулись на Черное озеро, Касаткина, Федосеевскую и Япеева, были разобраны пути на Вишневского. А пути, поворачивающие внутрь Русской Швейцарии, современного парка Горького, нельзя увидеть уже на фотографии 1918 года.

Существует источник, который показывает, что к 27 году отсутствовал и путь на улице Нариманова. В 1930 году Казани посетил американский экономист Фрэнк Феттер, оставивший богатый архив своих фотографий, не так давно оцифрованный и выложенный в интернет. На них предстает экономическая жизнь города на закате НЭПа, а общий уровень обустроенности жизни - как будто передает ощущения из произведений Ильфа и Петрова. На фото нет признаков трамвайных линий на современных улицах Федосеевской, Япеева и на подъеме современной улицы Чернышевского к современной же Кремлевской линий уже нет. А отсутствие трамвая на Горбатом мосту в Ягодную слободу современники помнят как минимум с 1951 года, не исключая, что исчез он и раньше.

Эта же эпоха оставила несколько деталей, разгадать которые пока что не удалось ввиду небогатого картографического и фотоматериала. Так, на некоторых фотографиях видна линия трамвая от Черного озера к Кремлевской мимо Пассажа по современной улице Мусы Джалиля, отсутствующая на всех широко известных схемах. Также неизвестно, по какой причине прекратилось движение внутрь Русской Швейцарии, судя по фото, уже к 1918 году. А ряд источников указывает на нереализованный перспективы. Так, немецкоязычная карта издания Wagner & Debes в 1904 году указывает наличие трамвайных линий под Кремлем с восточной стороны, на улице Батурина, в то время как достоверно известно, что линия прошла по Япеева. А в 1914 году это же издание рисует линию по Ново-Горшечной (Бутлерова), разветвляющуюся на участок по улицам Толстого и Айвазовского и продолжающейся на территории военного госпиталя (до 2011 года трамвай ходил прямо по Бутлерова до стыка с Волкова). Неясно, когда точно исчезла ветка на «Ближнее Устье», по которой трамваи ходили к весенним пристаням на высокой воде, пока Дальнее Устье было затоплено.


В 1930-е, в эпоху индустриализации, к новым окраинам и предприятиям потянулись ветки. Появился маршрут №5 в Ягодную Слободу, проложенный по Горбатому мосту, ныне закрытому, через никуда не текущее старое русло Казанки.

Следующий маршрут, №6, был проложен от улицы Татарстан по Полянинской дамбе, возвышавшейся над заливным лугом, а точнее болотом в районе улицы Карима Тинчурина, до Новотатарской слободы и только что переродившейся из завода имени Пугачева меховой фабрики. В начале 40-х конечную трамвая продлят от территории мехкомбината – вдоль границы Новотатарского кладбища по продолжению улицы Меховщиков дотянут до «Макаронки» - поселка Поповка, где расположатся бараки.

Наиболее значительным событием является строительство в 1937 году трамвайной линии в нынешний Соцгород. В своем первом варианте линия не переходила за железнодорожную линию в районе нынешнего метро «Северный вокзал», и имела два «хвоста». Один них был в поселке ИТР, где-то в районе ДК Урицкого (представить такое, конечно, сложно, а фотографий, увы, пока что не всплывало; в этом районе мог быть построен гигантский завод по производству пишущих машин взамен площадки Пишмаша на площади Свободы, но уход с латинского алфавита не дал планам реализоваться).

Второй, ненадолго задержавшись в районе пересечения Декабристов и железной дороги, был продлен до КАПО, причем в изначальном варианте к своей конечной трамвай шел обходным путем по улице Челюскина. Изучение инвентарных карточек путей трамвая за 1940 год, любезно предоставленных для ознакомления Львом Моисеевичем Жаржевским, показывает, что помимо ответвления на поселок ИТР (к парку Урицкого примерно на уровне улице Королева, но до возникновения современной сетки улиц), известного старожилам ответвления по Восстания до Бакалейной, была еще пара ответвлений на карьер. А вот соединение с трассой по улице Челюскина никак не упоминается, хотя на врезке с Казанью с карты ТАССР 1940 года показаны одновременно трассы трамвая по Челюскина и по Копылова, то же мерещится и на немецкой аэрофотосъемке 1942 года с сайта warfly.ru.

Продлевается и линия по улице Тукаевская - трамвай за площадью Вахитова продолжил движение до КазГРЭС, как тогда называлась ТЭЦ-1. Но трасса не совпадала с современной - улицы Техническая еще не существовало, а трамвай подныривал под железной дорогой под старым мостиком времен строительства железной дороги, которым заканчивается улица Тукая и начинается Лебедева. За железную дорогу линия продолжалась совсем недалеко, до места, где теперь к улице Лебедева выходит трасса электрички до аэропорта.

В тридцатые же годы в центре города также происходят изменения: в 1935 трамвай убирают с улицы Баумана, вместо этого линия проходит по Булаку, по обеим сторонам. Трамвай, до этого Булак пересекавший лишь перпендикулярно, окончательно покинет берега лишь в 2002 году. В 1934-м трамвай с современной улицы Московская переносится на Тукаевскую на участке от Татарстан до Чернышевского. На участке же от Чернышевского до Кировской дамбы, которая тогда выходила на улицу Кирова (Московскую), трамвай продолжит ходить еще какое-то время, как и по самой улице Чернышевского. В то же время, трамвай вполне продолжал ходить мимо здания Университета по Кремлевской, только от Бутлерова продолжал подниматься без заезда на Баумана, а поворачивая на Университетскую с Профсоюзной. Так что полноценным, вторым, «погромом» трамвая изменения середины 30-х можно считать очень условно.

Увы, по ходу движения трамвая во время лекции практически не удалось пересечься с большим числом исторических мест. Удалось только заострить внимание на поворот к Петрушкиному разъезду налево после старейшего участка от вокзала - Кировской дамбы, вкратце рассказав про самый первый в Казани трамвайный парк. В определенный момент времени он назывался, кстати, Парк имени Петрова, хоть с одноименным парком рядом и не располагался. В 1960-е в данном парке расположились специальные трамваи - рельсотранспортеры, снегоуборочники и поливалки. Ну а года с 1998-го парк оказался отделен от сети и в нем размещались автомобили специальных служб. Следующим историческим кусочком, к которому удалось прикоснуться, был угол Крыловки и Краснококшайской, в районе бывшего «Эфировского кольца». Тут как раз проходил фрагмент первой открытой при советской власти трамвайной линии - маршрута №5 в Ягодную слободу.

Следующая волна изменений накрыла центр горда в 1948 году в связи с открытием в городе троллейбусного движения, и вполне годится под определение «третьего погрома». Троллейбус прошел по улице Баумана, а трамвай исчез с параллельных современных Кремлевской, Университетской и Профсоюзной, а также с Булака, за исключением разворотного кольца по Островского, Университетской, современной Пушкина и Право-Булачной; исчез трамвай и с участка Чернышевского до современной Московской - до следующей волны изменений. В то же время, по улице Ершова трамвай пролили дальше, до Октябрьского городка. В то же время по ряду вопросов остались неясности: что в этот момент происходило с трамваем в Ягодной слободе, с линией на поселок ИТР. Есть, к примеру, свидетельства, что в 1980-х горожане с удивлением для себя обнаруживали остатки трамвайных рельс в кустах у ДК Урицкого...

Окончание следует.

В этом репортаже я расскажу вам об одной из самых старых в стране трамвайных систем, о её нынешнем состоянии и о планах на будущее.

Трамвай в Казани пережил множество чёрных и белый полос в своей истории, были и демонтажи и строительства новых путей, трамвай в городе был самым обычным и заурядным, пока в 2007 году в городе не грянула транспортная реформа, придуманная мэром Казани Ильсуром Метшиным, и появилась концепция трамвая как магистрального скоростного транспорта.

Также в будущем планируется завершение трамвайного кольца строительством линии «Солнечный город - Посёлок Борисково», и уже известно, что эта линия входит в программу подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Систему обслуживает МУП «Метроэлектротранс» , образованное в 2006 году слиянием МУП «Казгорэлектротранс» и МУП «Казанский метрополитен». Генеральный директор - Асфан Галямович Галявов. При здании управления организован музей трамваев под открытым небом. В экспозиции представлены: репликар вагона Конки; ретро вагон, построенный к столетию трамвая из снегоочистителя ГС;, а также вагон Х №24, на котором работал герой СССР Иван Константинович Кабушкин, в честь которого названо трамвайное депо.

Каждый год проводится конкурс профмастерства, победитель которого получает более высокий класс

Все линии казанского трамвая построены по технологии бесстыкового пути, рельсы укладываются длинными сваренными плетями по 100 метров, а затем свариваются между собой. Через каждые 300 метров устанавливаются термокомпенсаторные стыки, либо обычные сборные стыки через каждые 200 метров.


Вагоны, покрашенные в августе 2012 года

Казань - является одним из немногих городов, где до трамвайного депо нет маршрутного трамвайного сообщения, линия «Халитова - Депо» используется только для выпуска и обкатки вагонов. До 2007 года по этой линии действовал подвозной маршрут №16, который обслуживал 1 вагон.


Вагон 71–402 в окраске 2012 года

В конце 2012 ожидается поступление первой партии новых трёхсекционных вагонов Белкоммунмаш 843, под которые ведётся переоборудование депо.


ЛМ-99К на Кировской дамбе

Большинство трамвайных линий проходит по выделенным путям, и в последние годы заметем рост пассажиропотока по нескольким направлениям, в основном по новым линиям, а также на 11 маршруте, который активно используется студентами, правда некоторые маршруты «пустовозят» из-за чрезмерного дубляжа автобусными маршрутами.


Один из старых 71–605 в Речном порту

Трамвайная линия 9-го маршрута от остановки «Ленинградская» до остановки «Давыдова» проложена по просёлочной дороге посёлка «Северный», входящего в границы Казани.


Трамвайная линия в посёлке Северный

Текст и фотографии Дмитрия Сагдеева (VarS), 2012 год.

Памятник, имитирующий целый трамвайный парк - самая молодая казанская достопримечательность. Установили его в честь 65-летия Победы. Раритеты, долгое время пылившиеся в трамвайном депо N1, восстановили к столетию Казанского трамвая и установили на центральной улице.

Водителем довоенного трамвая под номером 24 с 1932 до 1937 года был легендарный подпольщик Жан, Герой Советского Союза - Иван Кабушкин, награжденный посмертно орденом за проявленное мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками.

Еще два трамвая - более старые экспонаты. Один из них - двухъярусный, другой - работавший на конной тяге, круглые сутки открыт для посетителей. Зайти в него, чтобы почувствовать себя пассажиром или вагоновожатым может каждый. Вечером кабины при помощи специальной подсветки словно оживают. За штурвалом можно увидеть пассажиров-манекенов, одетых в духе своего времени и даже копию вагоновожатого Жана, стоящего за штурвалом.

Казанский трамвай - один из старейших в России. Он начал свою работу в 1898 году, и стал третьим (после Киева и Нижнего Новгорода) трамваем, пущенным в Российской империи. К слову сказать, в тогдашенй столице страны - Санкт-петербурге - трамвай появился только в 1905 году, целых семь лет спустя!

В начале прошлого века в городе было уже целых пять трамвайных маршрутов. У них не было номеров, а обозначались они по названиям линий. Первая линия называлась Волго-Проломная, вторая - Воскресенская, третья - Грузинская, четвертая - Екатерининская, и, наконец, пятая линия, Круговая. Общая протяженность этих пяти линий составляла более 26 километров, из них около 16 километров были двухпутными. Средняя скорость, развиваемая вагоном, включая и остановки, не превышала 11-13 километров в час, а максимальная равнялась 25 километрам.

Цена за проезд менялась в зависимости от линии и КЛАССА (да-да, трамвайные вагоны тоже были первого и второго классов! - представьте, как бы сейчас это смотрелось), но была не дороже 10 копеек. Трамвай был дешев - и поэтому любим горожанами.

В таком виде казанский трамвай функционировал вплоть до 1917 года. Неразбериха и разруха революции и гражданской войны остановили самый любимый транспорт горожан. Трамвай совершенно не работал с 1918 до 1922 года. С середины 20-х годов XX века трамвайное движение в городе постепенно налаживается; меняется устаревшее оборудование и рельсы, поступают новые вагоны. Постепенно возобновляется движение по старым трамвайным линиям. К 1930-ому году в городе работает 4 трамвайных линии. К 1939 их число увеличено до девяти - более, чем в два раза!

Во время ВОВ Казанский трамвай - единственный транспорт города.

Быстро раздвигая свои границы, город с каждым годом предъявлял все больше требований к транспорту. В 1948 году было открыто троллейбусное движение. Но "старичок" трамвай не отдал пальмы первенства. Он начал прокладывать свои рельсы к речному порту, к новым предприятиям, в новые жилые массивы. За двадцать пять лет протяженность трамвайных путей увеличилась более чем в полтора раза и достигла 130 километров. В 1970 году трамвай перевез около 150 миллионов пассажиров. Это в три с половиной раза превысило показатель 1945 года.

В 1970 году автобусы перевозили каждого второго пассажира, трамвай - каждого третьего, троллейбус - каждого шестого. В середине 70-х годов в городе функционировало 320 трамвайных вагонов и 198 троллейбусов. Были проложены трамвайные и троллейбусные линии в новые районы Горки I, Горки II, 38-й и 39-й кварталы. Началось строительство самого крупного в городе трамвайное депо на 150 вагонов в Советском районе. К концу 1970-х годов трамвай ежегодно перевозил уже более 250 миллионов пассажиров.

Сеть общественного электротранспорта постоянно росла и улучшалась. К началу 1980 г. город располагал 13 трамвайными маршрутами с протяженностью линий 120 километров и 9 троллейбусными маршрутами протяженностью 124 километра. Вместе взятые эти виды транспорта перевозили ежедневно свыше миллиона пассажиров.

У станции метро "Суконная слобода" выставлены трамваи, работавшие в разные годы в Казани. Рядом с трамваями - доска почета предприятия Казаньэлектротранс.