Целой недели шло данное письмо снежных заносов. Дидактический материал по русскому языку на тему "Служебные части речи" (7 класс)

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ Круцких Мария Владимировна, учитель ВВК МБОУ СОШ с углубленным изучением предметов №78 г. Воронежа. Педагогический стаж 35 лет.


Цель урока: отрабатывать навыки слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; отрабатывать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.


Проверка домашнего задания


Рыбачьи лодки вытащенные на берег образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей напоминающих хребты огромных рыб.5


Выписать слова с пропусками и объяснить их написание.


Выписать словосочетания, в которых зависимое слово присоединено к главному при помощи предлога, произвести фонетический разбор слова.


Правописание предлогов Несмотря на (погоду) Невзирая на (лица) Вместо (друга) Вроде (тебя) Вследствие (аварии) Навстречу (гостям) Наподобие (шара) Насчёт (изложения) Сверх (ожидания) Ввиду (отъезда) (но иметь в виду) В течение (часа) В заключение (доклада) В продолжение (часа) В отличие (от других) В виде (полукруга) В связи (с трудностями) За счёт (своего времени) В целях (получения прибыли) В силу (сложностей) Под видом (услуги) В отношении (отъезда) В соответствии (с законом) С Л И Т Н О Р А З Д Е Л Ь Н О


(1)Из-за сложного характера Лида долго не могла подружиться с новыми одноклассниками. (2)В течение первой четверти у нее так и не появилось ни одной подруги. (З)Несмотря на ее неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью: нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами: «Списывайте!» (4)Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о ее семье: оказывается, отец Лиды погиб при выполнении служебного задания, а мать тяжело болела. (5)Девочка ухаживала за матерью, училась совершенно самостоятельно и все же каждый день была готова к любому уроку. (6)Обо всем этом рассказала Лидина соседка, Ираида Захаровна, после того как ребята решили «проработать» «новенькую» за грубость на классном собрании. (7)«А ведь нас самих надо наказать - за черствость. Живем вблизи человека и ничего о нем не знаем», - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решенные ею задачки. Текст


Блиц – опрос


Найдите и исправьте ошибки, аргументируйте свой ответ


Благодаря слушателей – деепричастие, совершенного вида, невозвратное, определение. Благодаря брату – предлог, непроизводный, употреблен с дательным падежом существительного брат, дополнительное значение, несовершенный вид, обстоятельство.


Продолжение следует - предлог, именительный падеж, подлежащее. В продолжение разговора – предлог, непроизводный, употреблен с родитель ным падежом существительного разговор, имеет значение дополнения, входит в состав обстоятельства


В течении ручья – предлог, производный, употреблен с родитель ным падежом существительного ручей, значение времени. Густел в течение3 часа – _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Спишите, раскрывая скобки: Нечто _______________ конуса; (в)роде Согласовать _________, числе, падеже; (в)роде Пойти _______________ с ветераном; (на)встречу _____________________ другу; (на)встречу ______________________ ошибки; (в)следствие ____________________ по делу; (в)следствии



Они проехали мимо. Мы прошли мимо людей. Деньги перевели на счёт банка. Они говорили насчёт работы. Благодаря за помощь, он пожимал мою руку. Благодаря другу я смог выжить. Омонимичные части речи


Выписать словосочетания с производными предлогами Впереди отряда, идти впереди, выйти навстречу гостям, вымыть окна внутри, внутри дома, вблизи берега, не было вблизи, вокруг оси, оглянулся вокруг, несмотря на болезнь, не смотря по сторонам, благодаря теплу, благодаря за оказанную помощь.


Вставьте пропущенные по смыслу слова: _______________________________ целой недели шло письмо ________________________________________ снежных заносов. Прошу соблюдать тишину _______________________________ целого получаса ________________________ выходом в эфир. Это нужно сделать _________________________________________ безопасности (По)причине, (в)целях, (в)течени…, (в)продолжени…, (в)связи с


Впоследствии Фантазия: – наречие (потом, после) 1) способность к творческому воображению 2) мечта, продукт воображения 3) музыка льное произведение в свободной форме ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работа по группам: 1 группа работает за компьютерами 2 группа выполняет задание в тетрадях


Работа с текстом: Прочтите текст. Какова тема текста? Озаглавьте текст. Определите стиль текста. Определите тип данного текста. Выпишите производные предлоги. Из предложения №3 выпишите наречие и выполните морфемный разбор.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Домашнее задание: № 310 (3 группа) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Каковы особенности правописания производных предлогов?» (1 и 2 группы) В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста 2 примера, иллюстрирующих правописание производных предлогов, образовавшихся от разных самостоятельных частей речи.

Происхождение слова

По происхождению слово предлог – это калька с греческого языка, буквальный перевод которой значит «перед словом ». Предлогов не так уж много: около 200. Однако по частоте употребления в речи занимают четвертое место (после существительного, глагола, местоимения). Па частотности на первом месте предлог в, на втором – на.

Предлог как часть речи

«Художники» Приставки обведите в кружочки и раскрасьте красным карандашом, предлоги обведите в квадраты и раскрасьте синим карандашом. Лодка (от) плывала (от) берега. (По) полю (по) тянулся густой туман. Через час мы (до) плыли (до) большого села. Я (с) кинул (с) себя одежду и бросился (в) воду. (Под) водой в море бывают (под) водные камни. Ребята (до) бежали (до) навеса. Пароход (от) чалил (от) причала. Бабушка (на) кинула платок (на) плечи. Товарищи (за) шли (за) мной.«Кляксы» У предлогов давно идет спор с существительными. Первые уверенно претендуют на главные роли. Некоторые существительные и вовсе заставили работать на них. Незадолго до урока я подготовила вам предложения с предлогами, но существительные вмешались и все испортили: наставили клякс. Помогите восстановить текст, вставив подходящие по смыслу предлоги (слабым ученикам предлагаются слова для справок). целой недели шло данное письмо, снежных заносов. ускоренной ликвидации последствий пожара необходимо создать аварийную группу для работы трех дней. переездом на новое место жительства прошу разрешить переадресовку газет, журналов и брошюр. Прошу соблюдать тишину получаса выходом в эфир. Плакаты будут расклеены трех часов.Для справок: по причине, в целях, со стороны, в течение, в продолжение, в связи с.Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен. Лист бумаги необходимо разрезать вдоль . Уцелел ли колодец вблизи нашего дома?Вблизи виднелись горы. Его как будто что-то дергало идти наперекор . Каждую весну ребята обламывали ветки черемухи, но она наперекор всему зацветала все сильнее. Он вихрем пролетел мимо . Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется. Поезд не остановился и проехал мимо станции.

Употребление предлогов

Игра «Редактор» Ученик принес в редакцию свои заметки о школьных делах. Помогите редактору исправить ошибки в употреблении предлогов. По приезду домой я устроился на новую работу. Чувствуется в нем уверенность в победу. Благодаря болезни я пропустил двести уроков. Мы писали рецензию о сочинении товарища и отзыв на рассказ. Я удивляюсь вами. Ввиду подготовки к карнавалу ребята украсили зал гирляндами. Настя вернулась с города довольная, с покупками. Поезд пришел согласно расписания. Мать сильно беспокоилась за сына. (По приезде, уверенность в победе, из-за болезни, рецензия на сочинение, отзыв о рассказе, удивляюсь вам, в связи с подготовкой, из города, согласно расписанию, беспокоиться о сыне.)«Соедини яблоко» На столе лежат картинки половинок яблока. С обратной стороны записаны слова. Ученик должен выполнить задание. При правильном ответе учитель вручает ученику вторую половинку яблока. Чтобы яблоко соединить, употребите с данными предлогами существительные в нужном падеже. Укажите падеж.
Вследствие Засуха
Ввиду Болезнь
Вопреки Распоряжение
Вроде Треугольник
Наперекор Предсказание
Из-под Земля
Благодаря Учеба
Из-за Поворот
Согласно Приказ
В течение Год
Несмотря на Дождь
В заключение Собрание
Заполните таблицу, записав данные слова с уместными по значению предлогами. Крым, школа, пустыня, лес, Камчатка, станция, выставка, пастбище, Минск, космос, Беларусь, поле, роща.Прочитайте текст и ответьте на поставленный в заглавии вопрос.

Как надо было сказать?

Большой переполох вызвала сценка, в которой главную роль исполнял переполох благодаря… направив острие копья в грудь провинившегося, он вопрошал страшным голосом: - Зачем благодаришь болезни? За что благодаришь засуху? - Я не благодарю, - лепетал несчастный. - Нет, благодаришь! Кто сказал: «Благодаря болезни я не выучил уроки?», «Благодаря засухе хлеба не уродились»? - А как же надо было сказать? (Е.Язовицкий)«Корректор» Устраните неуместные канцеляризмы. В связи с дождем ребят не пустили гулять. В продолжение всего лета я отдыхал у бабушки. Ввиду неудачной шутки я поссорился с другом. Учитель выздоровел, и сегодня уроки будут проводиться согласно расписанию. Вследствие падения мальчик сильно ушибся. Надо закрыть форточку во избежание сквозняка.Помогите Васе Ошибкину устранить недочеты в употреблении предлогов. Тургенев любил и преклонялся перед родным языком. Благодаря плохой погоде я никак не мог добраться до города вовремя. Поезда идут согласно расписания. Благодаря моего друга я отлично справился с поручением. Родители вернулись с кино. Над входной дверью висела надпись: «Скупка овощей от населения». Товарищ готовил уроки, но сегодня его ни по чем не спросили. Он сидел на первом ряду.

Правописание предлогов

Словарный диктант «Проверяю себя» (В) течени.. урока, (в) течении..реки; (в) продолжении.. занятий, (в) продолжени… романа; я имею (в) виду, (в) виду непогоды; (не) смотря на усталость, (не) смотря ему в глаза; (в) следствии.. дурной погоды, принимали участие (в) следствии..; (не) видавшие света (в) продолжении.. целого столетия; поговорили (на) счет предстоящих юбилейных торжеств; (в) течении… апреля произошли изменения; (в) виду обстоятельств; он узнал (в) последствии…; (в) виду маленьких точек; (в) силу сложившихся обстоятельств; прочитал (в) продолжении… книги; (на) подобии… овала, обратить внимание (на) подобие фигур; идти (на) встречу ветру; (не) смотря на тяжелые условия жизни, (не) смотря (ни) на кого.«Дешифровщики» Прочитайте шифровку. Разделите запись на слова. Объясните правописание предлогов. Иззаголовкаиззазабораиззадачиизподворотниизподворотиззагримаиззаводаиззаглавияиззазависимостииззавистииззаглушкииззаварки.Составьте предложения с данными парами слов. Ввиду -в виду, вместо – в место, навстречу – на встречу, насчет – на счет, вроде – в роде, вследствие – в следствии.Перфокарты «Правописание предлогов» Вариант1 Отметьте случаи слитного написания. работал (в) течение недели неурожай (в) следствие засухи (в) последствии понял птица (в) роде воробья фигура (в) роде куба сдал (в) продолжение часа дом (на) подобие лабиринта сказал (в) заключение (в) связи с переездом (не) смотря на громВариант 2 Отметьте случаи слитного написания. (не) взирая на снег узнал (на) счет работы перевел деньги (на) счет оказался (в) течении реки (в) виду опасности иметь (в) виду (в) следствии по делу ответил (в) место тебя (в) место укромное (на) перекор судьбеВариант 3 Отметьте случаи слитного написания. (в) продолжение беседы преграда (в) виде забора (в) течение просмотра (в) виду непогоды (не) взирая на предсказание имел (в) виду рассказ догадался (в) последствии (в) следствие тайфуна камень (на) подобие груши говорил (на)счет обедаВариант 4 Отметьте случаи слитного написания. (в) следствии по делу деньги поступили (на) счет (в) продолжении новеллы пребывал (в) заключении (в) связи с экзаменами (на) перекор собеседнику (не) смотря в глаза получил (в) место зарплаты слухи (на) счет сноса (в) следствие аварииИгра «Лови ошибку» На доске или отдельном столе размещены звезды, на которых написаны предлоги. Задача учащихся найти звезды с неправильным написанием предлогов. Исправленные варианты записать в тетрадь, определить разряд. Побеждает тот, кто быстрее и правильно «поймает» все ошибки. Вместо звезд могут быть ромашки, солнышки и т.д. В течении, в следствие, всвязи, в продолжение, наподобие, на счет, из-за, поза, вместо, иметь ввиду, ввиду, несмотря на, навстречу, в заключение, ввиде, по мере.

Разряды предлогов

Игра «Самый внимательный» Необходимо из текста выписать все предлоги со словами, к которым они относятся. Определить разряд предлогов по значению.

Почему в Якутии нет пустыни?

В Якутии выпадает очень мало осадков, приблизительно столько, сколько и в пустыне Каракумы. Так почему же в Якутии не появляется пустыня? Просто там в почве залегает мерзлота. Постепенно оттаивая, она равномерно снабжает влагой траву, кустарники и деревья. Не будь ее, в Якутии вместо лесов была бы пустыня. (По А.Смирнову)«4 лишний» Найдите производные предлоги. В, на, от, вокруг. К, по, из-под, насчет. Ввиду, под, над, кроме.«Вопрос на засыпку»

    С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (С глаголом.) С каким падежом чаще всего употребляются предлоги? (С Р.П.) Какие предлоги не могут быть приставками? (К, для, кроме.)

Урок русского языка в 7классе. Учитель Добаева Роза Агубеевна.

Тема. Слитное и дефисное написание предлогов.

Цель: ознакомить учащихся с условиями слитного, раздельного и дефисного написания предлогов; совершенствовать умения опознавать условия выбора орфограммы и правильно писать производные и непроизводные предлоги, обосновывая свой выбор; развивать логическое и абстрактное мышление; воспитывать сознательное отношение к языку как к основному способу получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Оборудование: учебник, компьютер, учебные тексты, опорная схема- алгоритм, карточки.

Тип урока: урок получения новых знаний, формирование орфографический навыков и умений с элементами тренинга.

Ход урока.

    Организационный этап.

    Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Проблемная беседа.

    Изучая разряды предлогов по составу, вы запомнили, что есть простые и составные предлоги.

    Какие предлоги называют простыми, а какие - составными?

    Как вы думаете, бывают ли непроизводные предлоги составными? Почему?

    Вы, конечно, помните, что производные составные предлоги пишут в два слова. С правилом о правописании таких предлогов вы ознакомились дома и даже составили опорную таблицу к нему.

На сегодняшнем уроке у вас есть возможность продемонстрировать понимание правила о правописании предлогов, умение составлять опорные таблицы и потренироваться в написании предлогов, возможно, используя собственную таблицу.

    Работа над темой урока.

    Проверка усвоения правила правописания предлогов на основе домашнего задания.

    Воспроизведение самостоятельно изученного правила о правописании производных предлогов с демонстрированием составленной к нему опорной таблицы (2-3 учащихся).

    Беглая проверка выполнения упражнения с объяснением орфограмм.

    Закрепление правила правописания предлогов на основе опорной схемы- алгоритма, предоставленной учителем.

    Орфографический тренинг.

1.Словарный диктант.

Подежурить вместо друга; отправиться в место назначения; отстать вследствие болезни; увидеть в следствии новые факты; отложить ввиду отъезда; иметь в виду; поговорить насчет похода; положить на счет в банке.

2) Конструирование предложение с производными предлогами.

Задание. Выберите подходящие по смыслу предлоги, из помещенных справа, и запишите с ними предложения.

    Целой недели шло данное письмо _ снежных заносов.

    Ускоренной ликвидации последствий пожара необходимо создать аварийную группу для работы _ трех дней.

    С переездом на новое место жительства прошу разрешить переадресовку газет и журналов.

    Прошу соблюдать тишину _ получаса _ с выходом в эфир.

Сноски: по _ причине, в _ целях, со _ стороны, в _ течение, в _ продолжение, в _ связи с.

3.Минутка отдыха.

IV. Работа с учебником.

    Стр. 144 пар. 57 , орф. № 64,65,66.

    Упр. 351; карточки (2-3 ученика).

Задание: переписать производные предлоги, образованные от существительных, заключить в прямоугольник.

V.Подведение итогов урока. Рефлексия.

1) «В правописание предлогов слитно, раздельно и через дефис я разобрался(-лась)…»;

2) «Разобраться в правописании предлогов мне больше всего помогло…»;

3) «Мне легко было выполнять … , а трудно…»

VI.Домашнее задание.

Пар.57 упр.№350, обозначить орфограммы.

Приложение.

Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов.

От наречия - пиши слитно

От существительного - пиши раздельно

ввиду (в знач. по причине)

вроде (в знач. подобно)

насчет (в знач. О)

наподобие

вследствие (по причине)

в продолжение

по причине

в заключение

в отношении

Шығыс Қазақстан облысы Үржар ауданы

Жанай ауылы « Жанай орта мектебі» КММ
Орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі
Аленова Арайгуль Санкайбайевна
Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов».
(урок закрепления изученного материала в игровой форме).
Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (карточки), сигнальные карточки.
Цели урока:
1.Обучающие: закрепить навык правописания производных предлогов, совершенствовать ЗУНы по теме, научить применять знания на практике.
2.Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.
3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний, повторение.
- Повторение правописания наречий
Слайд 3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Слайд 4. Проверка.
- Актуализация знаний, полученных по теме урока. Фронтальный опрос.
-Какую часть речи изучаем?
-Что узнали об этой части речи на предыдущих уроках? Дайте определение предлога. Какие бывают предлоги? (Слайд 5)
-Какие правила правописания производных предлогов выучили к сегодняшнему уроку? (Слайды 6, 7, 8)

3.Объявление темы, целей и задач урока. Слайд 9. Звучит космическая музыка.(например, гр. Spase)
- Сегодня у нас урок закрепления знаний о правописании производных предлогов. И проведём мы его в форме игры-путешествия в космос на одну из планет другой галактики. Работать вы будете сегодня в группах.. Каждая группа – космический экипаж. Все экипажи будут соревноваться друг с другом. Занявший 1 место экипаж получит «5», второе место –«4». Вы должны придумать название своему кораблю, распределить роли: командир экипажа, бортинженер, пилоты. Во время игры вы будете выполнять задания по теме урока, которые будут оцениваться в баллах.

4.Закрепление материала. Тренировочные упражнения.
-Итак, получен приказ из центра управления полётами, но он зашифрован. Вам предстоит сначала расшифровать его, чтобы экипаж получил разрешение взлететь первым.
Слайд10. Упражнение выполняете письменно в тетради. У вас должно получиться предложение. Кто первым выполнит задание, получит 10 баллов.
Слайд 11. Проверка. (Вам следует отыскать стартовый шифр).

Чтобы ваш экипаж получил команду: «Ключ на старт!», вам надо отыскать этот стартовый шифр, выполнив упражнение№2, записываете только ключ. – 10 баллов. Слайд 12. Проверка – слайд 13.
- Итак, ключ на старт! Полёт разрешён! (Звучит космическая музыка). Слайд 14.
-Первая минута полёта. Полёт проходит успешно. Все приборы работают нормально. Но куда же вы летите? Чтобы узнать это, вы должны выполнить упражнение письменно в тетрадях.. В записанных словах обозначьте орфограммы. Затем выпишите вставленные буквы и получите название планеты. Запишите его на листок и передайте в центр полёта (учителю).
Проверка. Слайд 15. (Название планеты – Астрон) – 5 баллов.
-Так как планета находится в другой галактике, вам надо проложить курс к этой планете. И сделают это капитаны у доски. Выполняются карточки №1, 2,3 и объясняются – 5 баллов.
Карточка1.
(В) следстви… снежных заносов уроки отменили. 2.Разговор нужно отложить (в)виду предстоящего отъезда. 3. Придётся тебе подежурить (в)место меня. 4.Туристы, (не)смотря на погоду, ушли в поход. 5. О судьбе героя можно узнать (в)продолжении… повести. 6. Я пришёл узнать (на)счёт подарков.
Карточка 2.
Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:
1.(В) течении… получаса соблюдайте тишину. 2.(В)следствие контузии я уволился из армии. 3. (Не) смотря на доску, я решил пример. 4.(В)связи с переездом на новое место жительства, прошу переадресовать мою корреспонденцию. 5. Узнай, пожалуйста, (на)счёт расписания на завтра. 6.(В)продолжении… третьего года жизни ребёнок утраивает свой словарный запас.
Карточка 3.
Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:
1.(В) течении… целой недели шло данное письмо. 2.Брошка была сделана (на)подобие бабочки. 3.Адвокат увидел (в)следствии… новые факты в пользу подзащитного. 4. (В)целях самообороны он изучал восточные единоборства. 5.(В)виду плохой погоды рейс отменили. 6.Я поработаю (в)место тебя.
Остальные члены экипажа выполняют на карточках (или в тетрадях) синтаксический разбор предложения – 5 баллов:
В течение нескольких часов через иллюминатор космонавты наблюдали за Землёй.
- Вы благополучно совершили посадку на планету, и вас встретили доброжелательные инопланетяне. Центр управления полётом прислал вам телеграмму с инструкциями, но связь с планетой оказалась неустойчивой, поэтому в телеграмме есть пропуски. Вам надо её правильно прочитать, а для этого выполнить письменно на карточках упражнение №4. – 10 баллов. Слайд 16.
Проверка – слайд 17.
-Гостеприимную планету пора покидать. Для этого центр управления полётом решил проверить, все ли системы корабля работают нормально. Для этого он проводит с вами тест на внимательность. (Работа с сигнальными карточками). Правильно поднятые экипажем карточки с буквами Е, И дают команде по 1 баллу:
Опоздать вследствие непогоды, недочёты в следствии по делу об убийстве, прочитать в продолжении к первой части, исправить в течение дня, в быстром течении реки, ответить в продолжение минуты, выполнять в течение года, задержаться вследствие дождя, запретить вследствие эпидемии, вылепить наподобие цветка.
- Ну, что ж, все системы функционируют нормально, можно лететь домой. Но вы забыли предупредить жителей планеты, куда им посылать свои космические корабли с ответными визитами. Центр управления полётом зашифровал это место. Помогите инопланетянам расшифровать, где приготовлено для них место для посадки. Слайд 18.Выполните упражнение в тетрадях. Запишите слово-ключ на листок (попутное повторение орфографии) -5 баллов.
Проверка- слайд 19.
-Ну и пока вы летите на Землю, у вас есть время, чтобы заняться привычным делом – выполнить в тетрадях упражнение, пока центр управления полётом подводит итоги.
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях. Слайд 20.
Проверка –слайд 21.

5.Обобщение.
-Чему мы учились сегодня на уроке? Что закрепляли? Научились ли отличать предлог от существительного с предлогом? Как пишутся производные предлоги?
6. Домашнее задание. Слайд 22.
7. Подведение итогов, выставление оценок.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слитное и раздельное написание производных предлогов

«Четвёртый лишний» П ростоял с год, говорил с 10 часов утра, проснулся в 7 часов, порошок для стирки. Прошёл мимо, вследствие болезни, шёл впереди, благодаря его. Строился около дома, сидел перед сценой, ориентировались благодаря компасу, пришёл с багажом.

Повторение Зависимость одного слова от другого. 1) Что выражает предлог как часть речи? 3) Какими могут быть предлоги по происхождению? Простые и составные. 2) Какие предлоги выделяются по строению? Производные и непроизводные. 4) На какие группы делятся производные предлоги? Наречные, отыменные, глагольные.

Когда производные предлоги пишутся слитно, когда – раздельно? От какой части речи образован предлог? От наречия – пиши СЛИТНО От существительного – СЛИТНО и РАЗДЕЛЬНО ВПЕРЕДИ НАВСТРЕЧУ ВВИДУ НАСЧЁТ ПО МЕРЕ В ВИДЕ

Отличие предлогов от существительных ПРЕДЛОГИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (есть синонимы) (прямое значение) вследствие (= из-за) в следствии в заключение (= в конце) в заключении в течение (= в продолжение) в течении, в продолжении наподобие (= вроде) на подобие (на сходство) навстречу (с Д.п.) на встречу (с Т.п.) насчёт (= о, об) на счёт ввиду (= из-за) иметь в виду вместо (= за) в место вроде (= наподобие) в роде

В ТЕЧЕНИ Е В ПРОДОЛЖЕНИ Е ВСЛЕДСТВИ Е В ПОСЛЕДСТВИ И (наречие= потом) Запомни!

ОТЛИЧИЕ ПРЕДЛОГОВ ОТ ДЕЕПРИЧАСТИЙ ПРЕДЛОГИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ благодаря (с Д.п.) благодаря (с В.п.) несмотря на (= вопреки) не смотря на (= не глядя)

Объяснительный диктант: раскройте скобки, вставьте буквы 1) Мы бежали (на)встречу брызгам волн. 2) Они отправились (на)встречу с любимым артистом. 1) У многих русских рек, (на) подоби.. Волги, один берег горный, а другой – луговой. 2) Профессор обратил их внимание (на)подобие этих физических явлений. 1) (В) течени.. м есяца она молчала. 2) (В) течени.. реки много поворотов.

Объяснительный диктант: раскройте скобки, вставьте буквы 1) (Не)смотря на все старания, он опоздал. 2) Оправдывался, (не)смотря в глаза. 1) (В) заключени.. он поблагодарил всех присутствующих за поздравление. 2) (В) заключени.. с татьи был сделан интересный вывод. 1) (В) следстви.. дождей дороги размыло. 2) (В) следстви.. по делу выяснилось много неясных фактов.

Конструирование предложений с производными предлогами: подберите подходящие по смыслу предлоги. 1) ___целой недели шло данное письмо ___снежных заносов. 2) ___ ускоренной ликвидации последствий пожара необходимо создать аварийную группу для работы ___ трёх дней. 3) ___ с переездом на новое место жительства прошу разрешить переадресовку газет и журналов. 4) Прошу соблюдать тишину___ получаса __ с выходом в эфир. Со стороны, в течение, в продолжение, в целях, в связи с, по причине.

Тренажёр 1. Выпишите сочетания с предлогами. (В)целях ликвидации недостатков; поговорить (на)счёт работы; (в) следстви.. допущены ошибки; буду иметь это (в)виду; (в) следстви.. потери работы; находиться (в)близи; (не)смотря под ноги; (в)виду нехватки времени; (в) течени.. реки; прийти (в)место друга; идти (на)встречу; (во)круг костра; (в) продолжени.. часа; благодаря помощи. 2. Запишите остальные сочетания, указав часть речи над подчёркнутыми словами

Проверьте себя! 1.С предлогами: В_целях ликвидации недостатков; поговорить на сч ёт работы; вс ледстви е потери работы; вв иду нехватки времени; прийти вм есто друга; в ок руг костра; в_продолжени е часа; благодаря помощи. 2. В_следстви и (сущ.) допущены ошибки; буду иметь это в_виду (сущ.); находиться вб лизи (нар.); не_смотря (деепр.) под ноги; в_течени и (сущ.) реки; идти н ав стречу (нар.);

Творческое задание: впиши производные предлоги не считая, спустя, несмотря на, благодаря, включая в соответствующие словарные статьи. 1) ____- предлог с Дат. Из-за кого(чего)- нибудь, вследствие чего- нибудь. 2) ___- предлог с Вин. В том числе и.., вместе с кем(чем)- нибудь. 3) ___- предлог с Род и Вин. За исключением, помимо кого(чего)- нибудь. 4) __- предлог с Вин. По прошествии чего- нибудь, по истечении какого- нибудь времени. 5) __- предлог с Род. Невзирая на что-либо, вопреки чему- либо. 1- благодаря 2- включая 3- не считая 4- спустя 5- несмотря на

Тестовое задание 1) Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся: а) слитно б) раздельно 2) Какой производный предлог пишется слитно: а) (на) счёт б) (в) целях в) (по)мере 3) Какой производный предлог пишется раздельно: а) (в) роде б) (в) место в) (в)целях 4) Предлог (не) смотря на пишется: а) слитно б) раздельно

Тестовое задание 5) Предлог (в)следствие пишется: а) слитно б) раздельно 6) В предлоге в течени.. н а конце: а) Е б) И 7) В каком слове на месте пропуска пишется И: а) В заключени.. вечера состоится концерт. б) Впоследстви.. он вернулся в родные места. 8) В каком случае слово со скобками пишется слитно: а) Мы спорили (на) счёт его поступка. б) Деньги переведены (на) счёт в банке.

Ответы: 1)а 2)а 3)в 4)а 5)а 6)а 7)б 8)а

Домашнее задание: Параграф 57, стр 144. Упражнение 350