Выразительные средства в рассказе бежин луг. Определите, какими художественными приемами пользуется тургенев при
(1 вариант)
Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.
Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.
Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.
Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.
(2 вариант)
В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.
Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».
Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.
Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.
Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.
Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.
- Новое!
Мы видим в рассказе, как ночью знакомые места становились таинственными, непонятными: теперь кругом было смутно, угрюмо, глухо. Так воспринимал охотник природу. Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание...
- Новое!
Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати километрах...
- Новое!
Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его...
- Новое!
Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична. Тургенев добивается гармонического звучания пейзажного мотива! как в масштабе...
«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа … »
Л.Н. Толстой
Цели урока: закрепить и расширить представление о понятии пейзаж в литературе, определить роль пейзажа в рассказе «Бежин луг», сформировать У школьников умение определять изобразительно-выразительные средства, используемые для описания природы, совершенствовать речь учащихся при создании ими текстов-описаний.
Попробуем ответить на вопросы:
— Как называется в науке о литературе (теории литературы) описание природы?
— С какой целью прозаики и поэты включают в произведения пейзаж?
Пейзаж передаёт чувства, настроение героев, автора произведения, их отношение к природе (по отношению человека к природе
можно во многом судить о его нравственных качествах). Иначе можно сказать, что всё перечисленное определяет роль (функцию) пейзажа в произведении.
Анализ текста рассказа.
Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он писал, что у него возникает «какое-то сладостное чувство, душа ноет» при общении с природой. Именно это «сладостное» чувство вызывало его пейзажные зарисовки.
Принципиально важно, чтобы в ходе анализа рассказа мы цитировали, проговаривали текст, он должен звучать на уроке, так как является образцом для совершенствования их устной и письменной речи, умения писать сочинения-описания.
Примерные вопросы и задания для анализа.
1. Прочитайте начало рассказа (первый абзац, начало второго абзаца: « … В такой точно день охотился я … »).
— Каким пейзажем начинается рассказ?
(Был прекрасный июльский день С самого утра небо ясно … К вечеру … облака как дым ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца …)
Рассказ начинается описанием природы, перед читателями предстаёт прекрасная картина июльского дня с восхода солнца до его заката.)
— Для какого места России характерен такой пейзаж? «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде,
Тульской губернии … »)
— Какие характерные особенности июля в этой местности отмечает охотник? («… один из тех дней, которые случаются только тогда,
когда погода установилась надолго … В такие дни жар бывает весьма силён … В сухом И чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью,
гречихой даже в час ночи вы не чувствуете сырости Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба … »)
— Какие краски преобладают в пейзаже июле? (Кроткий румянец зари», «солнце светлое и приветно лучезарное», «край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра», «золотисто-серые облачка», «голубоватые полосы
дождя», «краски все смягчены»)
— Каким настроением наполнена природа, какое настроение вызывает описание июльского дня у читателя? («Солнце … мирно
всплывает свежо просияет … хлынули играющие лучи солнце закатилось также спокойно, как и спокойно взошло на небо … » Полный
светлой радости, умиротворения, спокойствия пейзаж вызывает такое же настроение у читателя.)
2. Прочитайте описание наступающей ночи (от слов «Я пошёл вправо … » до слов « … маленькой кудрявой головы … »)
Как меняется пейзаж с наступлением ночи? Какие краски преобладают? (« … ночь приближалась и росла, как грозовая туча …
отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота … Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали.
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону … глухо отозвались мои шаги в застывающем воздухе … Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней … » В ночном
пейзаже преобладают тёмные тона. Ночью нарастает тревога, которая усиливается раздающимися в тишине звуками, шагами человека.)
— Какие чувства заблудившегося рассказчика отражаются в описании ночной природы? («Да где же это я? — повторял я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку … Я отчаянно
устремился вперёд, словно вдруг догадался, куда следовало идти Странное чувство тотчас овладело мной Лощина эта имела вид
правильного котла и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось … »
Рассказчиком сначала овладевает чувство тревоги, отчаяния, затем приходит решимость найти дорогу, опять сменившаяся усилением тревоги.)
3. Прочитайте фрагмент (со слов «Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг, за гуртовщиков … » до слов « … одни огоньки тихонько
потрескивали … »).
— Как чувствует себя рассказчик в кругу крестьянских ребятишек, какая пейзажная зарисовка соответствует его настроению?
Какие краски теперь преобладают в описании ночи? («Картина была чудесная, около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение … быстрые отблески … мрак боролся со светом … Тёмное чистое небо торжественно
и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах летней русской ночи … » Ощущение тревоги прошло, охотник любуется красотой родной природы, искренне говорит о своём чувстве.)
4. Прочитайте описание зарождающегося утра (со слов «Свежая струя пробежала по моему лицу … » И до конца рассказа).
— Почему рассказчик сообщает о гибели Павла после описания утренней природы?
(«Я открыл глаза: утро зачиналось … Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня … сперва алые, потом красные, золотые
потоки молодого, горячего света … Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило … принеслись звуки колокола, и
вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун … », Рождение нового дня, продолжение
жизни смягчают трагическое известие.)
— Какие изобразительно-выразительные средства характерны для пейзажных зарисовок Тургенева в рассказе «Бежин луг»?
Назовите их, приведите примеры. (Дети называют эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)
Подводя итог, отметим, что в пейзажных зарисовках рассказа раскрываются величие и красота летней русской природы, её характерные особенности. Пейзаж передаёт чувства, настроение героев произведения. В пейзаже проявляется отношение героев и автора рассказа к родной природе: они хорошо знают жизнь природы, чувствуют её красоту.
Вместе с тем пейзаж в рассказе «Бежин луг» последовательно включается в развитие действия, которое с самого начала и до конца связано с пейзажем (начинается и завершается описанием летнего утра). Эту «открытую» учениками роль пейзажа в рассказе
Тургенева следует дописать в перечень функций пейзажа в литературе, сделанный в начале урока.
Цели урока:
- Образовательные:
- познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
- определить роль пейзажа в рассказе;
- проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение к художественному слову.
- воспитывать чувство патриотизма.
- Развивающая:
- формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;
- совершенствовать выразительное чтение учащихся.
Оборудование: презентация (Приложение 1 ), иллюстрации природы к рассказу.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
1 слайд. Сообщение темы урока.
– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок).
2. Вводное слово учителя
И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.
3. Анализ пейзажей
3-4 слайды
– С чего начинается рассказ? (С описания
июльского дня.)
– Давайте прочитаем описание «прекрасного
июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при
чтении? (Создаётся настроение бодрости и
ликования, нежности и мягкости, мажорное
сообщение о наступившем новом дне, радость
встречи с природой).
5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе
жизнеутверждающее настроение? (Описание
наступления утра завершает рассказ).
– Что можно сказать о человеке, написавшем эти
строки? (Человек, умеющий видеть красоту;
обладает богатым духовным миром).
– Где располагаются в рассказе данные пейзажные
зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку
произведения).
– Сопоставьте описание летнего дня и описание
наступления утра с настроением охотника?
4. Работа над художественно-изобразительными средствами
– Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.)
1 группа. Описание летнего утра
Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня.
– Какие образные средства преобладают? Почему?
«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»
(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева
явно преобладает изобразительный эпитет в
сочетании с метафорой.
В обрисовке ясного летнего дня автор
использовал по преимуществу эпитеты, так как
преследовал цель отметить наиболее яркие
признаки природы в один из летних дней, которые
он наблюдал).
2 группа. Пробуждение летнего дня
Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра. (Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.)
– Почему для изображения пробуждающегося утра
Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и
метафоры? (Показать самый процесс пробуждения
и оживления природы. Иные средства для данной
цели были бы менее выразительны).
– А для чего в описание утра введены также
изобразительные, зрительные эпитеты? (Они
помогли автору сделать картину утра более
наглядной).
– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём
и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи.
Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного,
встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит
цель показать не только картины ночи, но и
нарастание ночной таинственности и чувство
возрастающей тревоги, которое возникло в нем в
связи с наступлением темноты и потерей дороги.
3 группа. Описание ночи
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
Сравнение |
Метафора |
Олицетворение |
Эпитет |
|
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» | «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» | «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания» | «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул» |
– Отпадает надобность в ярком изобразительном
эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется
в данном случае эмоциональным, выразительным
эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства
рассказчика. Но и им он не ограничивается.
Чувство страха, тревоги и беспокойства автору
удается передать лишь сложным комплексом
языковых средств: и эмоционально-выразительным
эпитетом, и сравнением, и метафорой, и
олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен
изобразить природу, сколько выразить свои
беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Но тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи.
– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы
в различных ее проявлениях - светлых, открытых и
таинственных, непонятных. Блуждание охотника по
лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы,
обратив внимание на то, какие ощущения
преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника
чувство беспокойства и тревоги, а картины
летнего утра и дня - чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или
иные настроения автора. (Утром преобладают
краски. Утром звуки гармоничные, зрительные
образы чёткие. Ночью преобладает мрак,
нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо
приглушённые, либо резкие, внезапные,
настораживающие, ночью преобладают зрительные
образы)
– Чем вы объясните? (Ночь – это
неизвестность, загадка, тайна, поэтому все
чувства обострены. Предметы теряют реальные
очертания и кажутся огромными. Человек
насторожен, поэтому он вслушивается,
вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от
наступающего дня чего-то хорошего, радостного.
Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас
ничто не пугает.).
Л.Н.Толстой.“Одно, в чём он мастер такой, что
руки отнимаются после него касаться этого
предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её
красок, в движении, в звуках, в запахах.
4 группа. Действенность природы
Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и слышите пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или прохладно.
5. Итог урока
– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем
его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков,
сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием»
предрасположила их к рассказам о непонятном и
чудесном, а своими загадочными звуками порождала
самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит
на мальчиков чувство безотчетного страха и
вместе с тем yсиливает обостренное, почти
болезненное любопытство их к рассказам о
таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как
сила активно воздействующая и на автора, и на его
героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении
величественного и прекрасного зрелища,
успокаивающего запуганное воображение детей и
доставляющего им истинно эстетическое
удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков
зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами
неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в
рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить
учащихся подумать над вопросом: имеет ли
какое-либо значение изображенный писателем
пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
Композиционная роль природы фиксируется в
краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.
– А ещё почему так много картин природы? (Живут в деревне. Их всегда окружает природа. Является фоном жизни ребят)
В рассказе Тургенева природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.
Значение природы в рассказе „Бежин луг"
– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины
всегда верны, мы узнаём в них родную русскую
природу, и вместе с тем видим любовь писателя к
своей родине)
В конце урока я предлагаю послушать
стихотворение, в котором также говорится о любви
к природе, малой родине.
12 и др. слайды
И.С.ТУРГЕНЕВУ. БЕЖИН ЛУГ
Иван Демьянов
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!
Конспект урока литературы в 7 классе
Цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».
Цели урока:
знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева;
выявление идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».
Задачи:
показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;
продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения;
помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев;
воспитывать трепетное отношение к природе .
Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника»,издание «Записок охотника».
Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока.
Вся моя биография в моих сочинениях…
(слайд 1) И. С. Тургенев.
Слово учителя
Слайд 2
Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, рассмотрим идейно-художественные и жанровые особенности произведения «Бежин луг».
Слайд 3
Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. И как замечательно сказал о Тургеневе великий французский писатель Ги де Мопассан.(зачитывается учеником)
(слушаем доклады учеников)
доклад 1 (Вильева Юлия)Слайд 4
по ходу Слайд 5
(статья в учебнике на стр. 167)
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного.
В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.
Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.
Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе. (Слайд 6 )
Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.
С гувернерами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
доклад 2 (Кузьмина Юля)Слайд 7 (статья в учебнике на стр. 168)
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Слайд 8
Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.
доклад 3 (Кащеева Вика) Слайд 9
(на материалах, данных учителем)
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, в течение которого он создал множество стихотворений и поэм, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев, поставивший перед собой новые творческие задачи, обратился для их воплощения и выражения к рассказам-очеркам. (Слайд 10 )
состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. (Слайд 11 )В основе художественной стройности «Записок охотника» - образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице.
Слайд 12
2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)
- С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»? Почему она называется «Записки охотника».
Напомните мне, какие литературные жанры вам уже знакомы?
Слово учителя: первые читатели обратили внимание на необычность произведения, по-разному определяли его жанровую особенность. «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».
Как мы определим жанр «Записок охотника»?
-Почему очерк? Запись определения в тетради. Слайд 13
Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.
Слайд 14
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».
- С чего начинается рассказ? (с описания природы)
- Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж) Слайд 15
- Запишем определение в тетради :
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
Вопрос: с какой целью используется пейзаж в художественном произведении?(отвечает ученик)Слайд 16-17
(Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия .)
- Итак, какую же роль играет пейзаж в литературном произведении? Слайд 18 (зачитываем и записываем)
3. Выразительное чтение. (МУЗЫКА)
Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. (Активизация читательского восприятия перед чтением очерка) Слайд 19
Зачитаем описание июльского утра. Какую же функцию выполняет такое описание природы?
(Чтение описания июльского утра. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОКНИГИ «И.С. Тургенев «Записки охотника») 02:40
- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию )
4. Работа с текстом.
Сейчас мы с вами займемся исследовательской работой. При работе с текстом попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?
Приведите примеры.
- Вопрос: какие художественные приемы вы знаете?
РАБОТА В ГРУППАХ
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… Слайд 20
Вопрос: какую же роль играют эпитеты? (зачитываем и записываем)
Обратите внимание на слайды какие чувства вызывают цвета? Слайд 22-23
Слайд 24
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Слайд 25
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Слайд 26
Олицетворение : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. Слайд 27
Итак Тургенев в произведении пользуется такими приемами как Слайд28-29
Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) Слайд 30
Прежде чем на него ответить, нам придется поработать с текстом.
- Кто повествователь в рассказе? (после ответа) Слайд 31
- Почему повествователь заблудился?
5. Работа с таблицей.
- О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?
(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей») Слайд 32
-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте Слайд 33
- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун)
(после ответа) Слайд 34
- Как вы думаете, п очему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).
-Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) Слайд 35
5. Закрепление. Вернемся к нашему вопросу: как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)
Итоги урока: Слайд 36
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового вы узнали на уроке?
6. Домашнее задание Слайд 37
1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):
Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Конспект урока литературы в 6 классе
учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни
Видмановой С.И.
«Иван Сергеевич Тургенев: штрихи к портрету. «Бежин луг»: композиционные приемы как средство воплощения художественного замысла автора.»
(УМК: учебник « Литература» для ОУ под редакцией Коровиной В.Я)
Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык анализа произведения, развивать способности к мыслительной деятельности.
2) образовательная: сформировать представление о структурообразующих элементах и приемах создания художественного произведения.
3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: « открытие новых знаний»
Оборудование: доска, экран,проектор.презентация
Мотивация к деятельности. Подготовка класса к уроку
Лингвомотиватор.. Продолжите фразы,подобрав однокоренные слова к выделенным.
Образованность -это обогащенность знанием. Мы..
Успех -удел трудолюбивых людей. Мы….
Счастье- это возможность открывать новое и созидать. Мы…
ВЫВОД: мы ОБРЕЧЕНЫ на….
Актуализация и пробное учебное действие.
Вы в прошлом году пробовали себя в роли начинающих писателей и издателей собственных книг.. Этот год не станет исключением: по окончании его вам необходимо будет предложить новую книгу с собственными произведениями. Чтобы книг удалась, а произведения качественно стали лучше, начнем урок с краткого анализа рассказа «Как я провел лето»
1.Чтение рассказа.
2.Анализ
Понравился ли вам текст?
Каковы сильные и слабые стороны рассказа?
Допускаете ли такие композиционные ошибки вы?
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно строить произведение?
-….
Правильно, нужно обратиться к мастерам слова.
Постановка учебной задачи. Определение темы, цели и этапов работы над темой.
1.Литературная загадка . Звучит стихотворение И.З Сурикова.
Прослушайте стихотворение, определите, каким произведением и какого автора навеяно это стихотворение
Учитель:
Летний вечер.
Ученик 1:
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Ученик 2:
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3:
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Ученик4:
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие - то все в белом
Тени в поле ходят…
Учитель:
Детям боязно - и дети
Огонёк разводят.
2. Определение темы, цели урока и основных этапов изучения темы..
Подбор эпиграф к уроку.
4. Литературная биографическая эстафета . Учитель задает первый вопрос по биографии писателя, тот, кто правильно ответил, задает свой вопрос по биографии Тургенева другим учащимся.
Назовите место и дату рождения И.С. Тургенева….
Мы лишь набросали штрихи к портрету Тургенева. Сам же он говорил: «Вся моя биография в моих сочинениях». Потому продолжим знакомство с писателем через его творение.
Выявление места и причины затруднения.
«Бежин луг» -высочайший образец художественной прозы, горячо принятый читающей Россией. В чем причина такого успеха и долгожительства книги?
Справочник юного писателя. Повторение пройденного: сюжет и его основные единиц.
Выделение сюжетных составляющих в произведении «Бежин луг»
Верно, Тургенев ставил более сложные художественные задачи: создать широкую картину русской природы,рассказать через образы детей о русской действительности.
3. Справочник юного писателя. Повторение пройденного: композиция и ее элементы
Какие из элементов композиции стали украшением рассказа?
4. . Справочник юного писателя. Знакомство с композиционными приемами.
Какие из композиционных приемов использовал автор?
Является ли мастерское использование композиционных элементов и приемов залогом того, что произведение будет любимо читателями?
Первичное закрепление
Анализ пейзажной зарисовки
Анализ портретов
Запись вывода по вариантам. Чтение. Коррекция.
План:
Место композиционного элемента в произведении
Своеобразие
Значение элемента
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельный сопоставительный анализ портретов Вани(образ-загадка) и Павла(самый очерченный образ)
Рефлексия деятельности.
Достиг ли мы цели-познание законов построение художественного произведения?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Дифференцированное домашнее задание:
1). Развернутое высказывание «Уроки построения композиции произведения от И.С. Тургенева»
2).Составление кроссворда «Композиционные приемы и элементы»