Выразительные средства в рассказе бежин луг. Определите, какими художественными приемами пользуется тургенев при

(1 вариант)

Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.

В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.

(2 вариант)

В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.

Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.

Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.

Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.

Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.

  1. Новое!

    Мы видим в рассказе, как ночью знакомые места становились таинственными, непонятными: теперь кругом было смутно, угрюмо, глухо. Так воспринимал охотник природу. Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание...

  2. Новое!

    Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило­метрах...

  3. Новое!

    Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его...

  4. Новое!

    Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична. Тургенев добивается гармонического звучания пейзажного мотива! как в масштабе...

«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа … »
Л.Н. Толстой

Цели урока: закрепить и расширить представление о понятии пейзаж в литературе, определить роль пейзажа в рассказе «Бежин луг», сформировать У школьников умение определять изобразительно-выразительные средства, используемые для описания природы, совершенствовать речь учащихся при создании ими текстов-описаний.

Попробуем ответить на вопросы:
— Как называется в науке о литературе (теории литературы) описание природы?
— С какой целью прозаики и поэты включают в произведения пейзаж?

Пейзаж передаёт чувства, настроение героев, автора произведения, их отношение к природе (по отношению человека к природе
можно во многом судить о его нравственных качествах). Иначе можно сказать, что всё перечисленное определяет роль (функцию) пейзажа в произведении.

Анализ текста рассказа.

Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он писал, что у него возникает «какое-то сладостное чувство, душа ноет» при общении с природой. Именно это «сладостное» чувство вызывало его пейзажные зарисовки.

Принципиально важно, чтобы в ходе анализа рассказа мы цитировали, проговаривали текст, он должен звучать на уроке, так как является образцом для совершенствования их устной и письменной речи, умения писать сочинения-описания.

Примерные вопросы и задания для анализа.

1. Прочитайте начало рассказа (первый абзац, начало второго абзаца: « … В такой точно день охотился я … »).
— Каким пейзажем начинается рассказ?
(Был прекрасный июльский день С самого утра небо ясно … К вечеру … облака как дым ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца …)

Рассказ начинается описанием природы, перед читателями предстаёт прекрасная картина июльского дня с восхода солнца до его заката.)

— Для какого места России характерен такой пейзаж? «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде,
Тульской губернии … »)

— Какие характерные особенности июля в этой местности отмечает охотник? («… один из тех дней, которые случаются только тогда,
когда погода установилась надолго … В такие дни жар бывает весьма силён … В сухом И чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью,
гречихой даже в час ночи вы не чувствуете сырости Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба … »)

— Какие краски преобладают в пейзаже июле? (Кроткий румянец зари», «солнце светлое и приветно лучезарное», «край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра», «золотисто-серые облачка», «голубоватые полосы
дождя», «краски все смягчены»)

— Каким настроением наполнена природа, какое настроение вызывает описание июльского дня у читателя? («Солнце … мирно
всплывает свежо просияет … хлынули играющие лучи солнце закатилось также спокойно, как и спокойно взошло на небо … » Полный
светлой радости, умиротворения, спокойствия пейзаж вызывает такое же настроение у читателя.)

2. Прочитайте описание наступающей ночи (от слов «Я пошёл вправо … » до слов « … маленькой кудрявой головы … »)

Как меняется пейзаж с наступлением ночи? Какие краски преобладают? (« … ночь приближалась и росла, как грозовая туча …
отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота … Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали.
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону … глухо отозвались мои шаги в застывающем воздухе … Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней … » В ночном
пейзаже преобладают тёмные тона. Ночью нарастает тревога, которая усиливается раздающимися в тишине звуками, шагами человека.)

— Какие чувства заблудившегося рассказчика отражаются в описании ночной природы? («Да где же это я? — повторял я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку … Я отчаянно
устремился вперёд, словно вдруг догадался, куда следовало идти Странное чувство тотчас овладело мной Лощина эта имела вид
правильного котла и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось … »
Рассказчиком сначала овладевает чувство тревоги, отчаяния, затем приходит решимость найти дорогу, опять сменившаяся усилением тревоги.)

3. Прочитайте фрагмент (со слов «Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг, за гуртовщиков … » до слов « … одни огоньки тихонько
потрескивали … »).

— Как чувствует себя рассказчик в кругу крестьянских ребятишек, какая пейзажная зарисовка соответствует его настроению?
Какие краски теперь преобладают в описании ночи? («Картина была чудесная, около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение … быстрые отблески … мрак боролся со светом … Тёмное чистое небо торжественно
и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах летней русской ночи … » Ощущение тревоги прошло, охотник любуется красотой родной природы, искренне говорит о своём чувстве.)

4. Прочитайте описание зарождающегося утра (со слов «Свежая струя пробежала по моему лицу … » И до конца рассказа).
— Почему рассказчик сообщает о гибели Павла после описания утренней природы?

(«Я открыл глаза: утро зачиналось … Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня … сперва алые, потом красные, золотые
потоки молодого, горячего света … Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило … принеслись звуки колокола, и
вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун … », Рождение нового дня, продолжение
жизни смягчают трагическое известие.)

— Какие изобразительно-выразительные средства характерны для пейзажных зарисовок Тургенева в рассказе «Бежин луг»?
Назовите их, приведите примеры. (Дети называют эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)

Подводя итог, отметим, что в пейзажных зарисовках рассказа раскрываются величие и красота летней русской природы, её характерные особенности. Пейзаж передаёт чувства, настроение героев произведения. В пейзаже проявляется отношение героев и автора рассказа к родной природе: они хорошо знают жизнь природы, чувствуют её красоту.

Вместе с тем пейзаж в рассказе «Бежин луг» последовательно включается в развитие действия, которое с самого начала и до конца связано с пейзажем (начинается и завершается описанием летнего утра). Эту «открытую» учениками роль пейзажа в рассказе
Тургенева следует дописать в перечень функций пейзажа в литературе, сделанный в начале урока.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
  • определить роль пейзажа в рассказе;
  • проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
  • Воспитательные:
  • воспитывать уважение к художественному слову.
  • воспитывать чувство патриотизма.
  • Развивающая:
  • формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;
  • совершенствовать выразительное чтение учащихся.

Оборудование: презентация (Приложение 1 ), иллюстрации природы к рассказу.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

1 слайд. Сообщение темы урока.

– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок).

2. Вводное слово учителя

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.

3. Анализ пейзажей

3-4 слайды

– С чего начинается рассказ? (С описания июльского дня.)
– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при чтении? (Создаётся настроение бодрости и ликования, нежности и мягкости, мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).
5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе жизнеутверждающее настроение? (Описание наступления утра завершает рассказ).
– Что можно сказать о человеке, написавшем эти строки? (Человек, умеющий видеть красоту; обладает богатым духовным миром).
– Где располагаются в рассказе данные пейзажные зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку произведения).
– Сопоставьте описание летнего дня и описание наступления утра с настроением охотника?

4. Работа над художественно-изобразительными средствами

– Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.)

1 группа. Описание летнего утра

Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня.

– Какие образные средства преобладают? Почему?

«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»

(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой.
В обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал).

2 группа. Пробуждение летнего дня

Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра. (Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.)

– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? (Показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны).
– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты? (Они помогли автору сделать картину утра более наглядной).

– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи. Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги.

3 группа. Описание ночи

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания» «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

– Отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Но тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи.

– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях - светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня - чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора. (Утром преобладают краски. Утром звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие, ночью преобладают зрительные образы)

– Чем вы объясните? (Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.).

Л.Н.Толстой.“Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её красок, в движении, в звуках, в запахах.

4 группа. Действенность природы

Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и слышите пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или прохладно.

5. Итог урока

– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном, а своими загадочными звуками порождала самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем yсиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как сила активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища, успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить учащихся подумать над вопросом: имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения. Композиционная роль природы фиксируется в краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.

– А ещё почему так много картин природы? (Живут в деревне. Их всегда окружает природа. Является фоном жизни ребят)

В рассказе Тургенева природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.

Значение природы в рассказе „Бежин луг"

– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине)
В конце урока я предлагаю послушать стихотворение, в котором также говорится о любви к природе, малой родине.

12 и др. слайды

И.С.ТУРГЕНЕВУ. БЕЖИН ЛУГ

Иван Демьянов

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

Конспект урока литературы в 7 классе

Цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

Цели урока:

    знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева;

    выявление идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

Задачи:

    показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

    помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;

    продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения;

    помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев;

    воспитывать трепетное отношение к природе .

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника»,издание «Записок охотника».

Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.

Вся моя биография в моих сочинениях…

(слайд 1) И. С. Тургенев.

    Слово учителя

Слайд 2

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, рассмотрим идейно-художественные и жанровые особенности произведения «Бежин луг».

Слайд 3

Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. И как замечательно сказал о Тургеневе великий французский писатель Ги де Мопассан.(зачитывается учеником)

(слушаем доклады учеников)

доклад 1 (Вильева Юлия)Слайд 4

по ходу Слайд 5

(статья в учебнике на стр. 167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле­жал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях историче­ских событии со времен Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергард­ском полку и ко времени встречи с будущей же­ной был в чине поручика. Мать - богатая поме­щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.

Все управление усадьбой Спасское было в ру­ках матери Варвары Петровны. Вокруг простор­ного двухэтажного господского дома, построенно­го в форме подковы, были разбиты сады, устрое­ны оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в кото­рый возникло Спасское. Мальчик рано стал заме­чать, что все вокруг подчинено дикому произво­лу, капризам властных родителей. Осознание это­го омрачало любовь к Спасскому и его природе. (Слайд 6 )

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в мо­их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернерами и домашними учителями по­стоянно происходили какие-нибудь недоразуме­ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани­мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.

    доклад 2 (Кузьмина Юля)Слайд 7 (статья в учебнике на стр. 168)

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси­тет, на словесное отделение.

    Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы­ванием в Университете таких замечательных лю­дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге­нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ­ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Слайд 8

Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе­тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра­новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

    доклад 3 (Кащеева Вика) Слайд 9

(на материалах, данных учителем)

Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на­чального периода творчества И. С. Тургенева, в те­чение которого он создал множество стихотворе­ний и поэм, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев, поставив­ший перед собой новые творческие задачи, обра­тился для их воплощения и выражения к расска­зам-очеркам. (Слайд 10 )

состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за­конченные произведения, разнообразные по со­держанию и художественным особенностям. (Слайд 11 )В основе художественной стройности «Записок охотника» - образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно­шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую­щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ­ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб­щая читателю уже известные сведения об этом лице.

Слайд 12

2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)

- С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»? Почему она называется «Записки охотника».

Напомните мне, какие литературные жанры вам уже знакомы?

Слово учителя: первые читатели обратили внимание на необычность произведения, по-разному определяли его жанровую особенность. «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».

Как мы определим жанр «Записок охотника»?

-Почему очерк? Запись определения в тетради. Слайд 13

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.

Слайд 14

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».

- С чего начинается рассказ? (с описания природы)

- Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж) Слайд 15

- Запишем определение в тетради :

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Вопрос: с какой целью используется пейзаж в художественном произведении?(отвечает ученик)Слайд 16-17

(Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия .)

- Итак, какую же роль играет пейзаж в литературном произведении? Слайд 18 (зачитываем и записываем)

3. Выразительное чтение. (МУЗЫКА)

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. (Активизация читательского восприятия перед чтением очерка) Слайд 19

Зачитаем описание июльского утра. Какую же функцию выполняет такое описание природы?

(Чтение описания июльского утра. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОКНИГИ «И.С. Тургенев «Записки охотника») 02:40

- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию )

4. Работа с текстом.

Сейчас мы с вами займемся исследовательской работой. При работе с текстом попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?

Приведите примеры.

- Вопрос: какие художественные приемы вы знаете?

РАБОТА В ГРУППАХ

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… Слайд 20

Вопрос: какую же роль играют эпитеты? (зачитываем и записываем)

Обратите внимание на слайды какие чувства вызывают цвета? Слайд 22-23

Слайд 24

Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Слайд 25

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Слайд 26

Олицетворение : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. Слайд 27

Итак Тургенев в произведении пользуется такими приемами как Слайд28-29

Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) Слайд 30

Прежде чем на него ответить, нам придется поработать с текстом.

- Кто повествователь в рассказе? (после ответа) Слайд 31

- Почему повествователь заблудился?

5. Работа с таблицей.

- О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей») Слайд 32

-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте Слайд 33

- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун)

(после ответа) Слайд 34

- Как вы думаете, п очему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

-Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) Слайд 35

5. Закрепление. Вернемся к нашему вопросу: как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)

Итоги урока: Слайд 36

- Понравился ли вам рассказ Тургенева?

- Что нового вы узнали на уроке?

6. Домашнее задание Слайд 37

1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):

    Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

    Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

    История, которую рассказал герой;

    Ваше отношение к герою.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Конспект урока литературы в 6 классе

учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни

Видмановой С.И.

«Иван Сергеевич Тургенев: штрихи к портрету. «Бежин луг»: композиционные приемы как средство воплощения художественного замысла автора.»

(УМК: учебник « Литература» для ОУ под редакцией Коровиной В.Я)

Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык анализа произведения, развивать способности к мыслительной деятельности.

2) образовательная: сформировать представление о структурообразующих элементах и приемах создания художественного произведения.

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

Оборудование: доска, экран,проектор.презентация

Мотивация к деятельности. Подготовка класса к уроку

Лингвомотиватор.. Продолжите фразы,подобрав однокоренные слова к выделенным.

Образованность -это обогащенность знанием. Мы..

Успех -удел трудолюбивых людей. Мы….

Счастье- это возможность открывать новое и созидать. Мы…

ВЫВОД: мы ОБРЕЧЕНЫ на….

Актуализация и пробное учебное действие.

Вы в прошлом году пробовали себя в роли начинающих писателей и издателей собственных книг.. Этот год не станет исключением: по окончании его вам необходимо будет предложить новую книгу с собственными произведениями. Чтобы книг удалась, а произведения качественно стали лучше, начнем урок с краткого анализа рассказа «Как я провел лето»

1.Чтение рассказа.

2.Анализ

Понравился ли вам текст?

Каковы сильные и слабые стороны рассказа?

Допускаете ли такие композиционные ошибки вы?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно строить произведение?

-….

Правильно, нужно обратиться к мастерам слова.

Постановка учебной задачи. Определение темы, цели и этапов работы над темой.

1.Литературная загадка . Звучит стихотворение И.З Сурикова.

Прослушайте стихотворение, определите, каким произведением и какого автора навеяно это стихотворение

Учитель: Летний вечер.
Ученик 1: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Ученик4: Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие - то все в белом
Тени в поле ходят…
Учитель: Детям боязно - и дети
Огонёк разводят.

2. Определение темы, цели урока и основных этапов изучения темы..

Подбор эпиграф к уроку.

4. Литературная биографическая эстафета . Учитель задает первый вопрос по биографии писателя, тот, кто правильно ответил, задает свой вопрос по биографии Тургенева другим учащимся.

Назовите место и дату рождения И.С. Тургенева….

Мы лишь набросали штрихи к портрету Тургенева. Сам же он говорил: «Вся моя биография в моих сочинениях». Потому продолжим знакомство с писателем через его творение.

Выявление места и причины затруднения.

«Бежин луг» -высочайший образец художественной прозы, горячо принятый читающей Россией. В чем причина такого успеха и долгожительства книги?

Справочник юного писателя. Повторение пройденного: сюжет и его основные единиц.

Выделение сюжетных составляющих в произведении «Бежин луг»

Верно, Тургенев ставил более сложные художественные задачи: создать широкую картину русской природы,рассказать через образы детей о русской действительности.

3. Справочник юного писателя. Повторение пройденного: композиция и ее элементы

Какие из элементов композиции стали украшением рассказа?

4. . Справочник юного писателя. Знакомство с композиционными приемами.

Какие из композиционных приемов использовал автор?

Является ли мастерское использование композиционных элементов и приемов залогом того, что произведение будет любимо читателями?

Первичное закрепление

Анализ пейзажной зарисовки

Анализ портретов

Запись вывода по вариантам. Чтение. Коррекция.

План:

Место композиционного элемента в произведении

Своеобразие

Значение элемента

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельный сопоставительный анализ портретов Вани(образ-загадка) и Павла(самый очерченный образ)

Рефлексия деятельности.

Достиг ли мы цели-познание законов построение художественного произведения?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Дифференцированное домашнее задание:

1). Развернутое высказывание «Уроки построения композиции произведения от И.С. Тургенева»

2).Составление кроссворда «Композиционные приемы и элементы»