Адм ответственность за экологические правонарушения. Административные экологические правонарушения

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

В комментарии к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в качестве объекта экологического правонарушения называется окружающая природная среда 1 . Такое суждение представляется неубедительным. При отсутствии в экологическом законодательстве требований, касающихся регулирования определенных общественных отношений по поводу того или иного природного объекта, юридическая ответственность не может применяться за их нарушение. Природа, или окружающая среда, выступает в качестве предмета экологического правонарушения.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся подееюрисдикцией.



Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Дляобъективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Административная ответственность за экологические правонарушения

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.

Обсуждается вопрос о концентрации правового регулирования административной ответственности в КоАП РСФСР, как это сделано в отношении уголовной ответственности в Уголовном кодексе. Однако применительно к административной ответственности существующая практика представляется предпочтительной по ряду причин. Первая связана с наличием существенных пробелов в экологическом законодательстве. Пока не оформлены в виде правовых многие экологические требования - как материальные, так и процессуальные. Их нормативное закрепление в активно развиваемом законодательстве будет требовать постоянного внесения изменений и дополнений в КоАП РСФСР. Пользование таким кодексом будет затруднено. Вторая причина касается удобства для субъектов экологического права, которым адресованы законы в области природопользования и охраны окружающей среды. Из текста одного акта они могут узнать об экологических требованиях, которые должны соблюдать, и об административной ответственности, которую будут нести в случае их нарушения. Если будет принято решение о регулировании административной ответственности исключительно Кодексом об административных правонарушениях, то с учетом пробелов в экологическом законодательстве и перспектив его развития составы административных правонарушений должны, очевидно, быть сформулированы в более общем виде - например, нарушение требований экологической экспертизы, нарушение требований экологической сертификации, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления и т.п.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

В ст.24 КоАП РСФСР установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, определены в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», в ст. 125 ЗК РСФСР, некоторых иных актах законодательства об окружающей среде. В КоАП РСФСР эти виды правонарушений содержатся в двух главах: административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность (гл. 6) и административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры (гл. 7). В соответствии с Кодексом административная ответственность применяется за:

  • нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46); на воды (ст. 47); на леса (ст. 48); на животный мир (ст. 48 1);
  • самовольную добычу янтаря (ст. 46 1);
  • бесхозяйственное использование земель (ст. 50);
  • порчу сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);
  • несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);
  • самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53);
  • уничтожение межевых знаков (ст. 54);
  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст.55);
  • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 56);
  • незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 1);
  • нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 2);
  • нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 3);
  • нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57);
  • нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 57 1);
  • невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58);
  • нарушение правил водопользования (ст. 59);
  • повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 60);
  • незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 61);
  • нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);
  • незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка (ст.63);
  • уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
  • осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
  • нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 66);
  • повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 67);
  • самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 68);
  • сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков (ст. 69);
  • ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст.70);
  • повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71);
  • засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
  • уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73);
  • уничтожение полезной для леса фауны (ст. 75);
  • нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);
  • выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77);
  • ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха (ст. 78);
  • нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 79);
  • выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80);
  • эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81);
  • несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);
  • нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83);
  • невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84);
  • нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (ст. 84 1);
  • нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 84 2);
  • нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу (ст. 84 3);
  • уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 84 4);
  • невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 5);
  • незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 6);
  • нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст. 85);
  • нарушение правил китобойного промысла (ст. 86).

В КоАП РСФСР определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.15), и подведомственность таких дел (гл.16). Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Так, согласно ст. 202 КоАП РСФСР судьи рассматривают дела об экологических правонарушениях, предусмотренных ст. 46 1 , 49, 49 1 , 56 1 -56 3 , 57 1 , 84 5 , 84 6 Кодекса.

Органы государственного горного надзора в соответствии со ст. 211 КоАП РСФСР рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 46, 55, 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 56 2 .

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77-83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор).

Вопросы подведомственности дел об экологических правонарушениях решен в КоАП недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Так, Госкомэкология РФ, на которую возложено осуществление государственного экологического контроля, в соответствии со ст. 219 2 Кодекса вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 56 1 , 56 2 , 57 1 и 84 5 , т.е. связанные с охраной минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Закон «Об охране окружающей природной среды» подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимоот его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

43. В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о том, сколько человек в России умирает в связи с воздействием на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в России в последние 25 лет сократилась с 71 года до 57 лет, в том числе в связи с деградацией природы.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
  • загрязнение вод (ст. 250);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251);

Загрязнение морской среды (ст. 252);

  • нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
  • порча земли (ст. 254);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);
  • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • незаконная охота (ст. 258);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259);
  • незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
  • уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

  • нарушение правил безопасностина объектах атомной энергетики (ст. 215);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
  • жестокое обращение с животными (ст. 245);
  • экоцид (ст. 358).

Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:

а) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. Важно подчеркнуть, что в прежнем УК РСФСР вовсе не предусматривались составы, отражающие посягательство на природу в целом. По новому УК РФ к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в ст. 247- 249,259, 262, 215, 237, 358;

б) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это - преступления, предусмотренные ст. 245, 250-258, 260--261 УК РФ.

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. Кдополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа - 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный - до 700 минимальных размеров оплаты труда;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;
  • обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);
  • исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);
  • ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);
  • арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);
  • лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Субъективная сторона составов экологических преступлений выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях- загрязнениях водного и воздушного бассейнов составляют 0,96% от общего числа экологических преступлений, загрязнении земли - 0,75%. Само количество таких дел уменьшилось за 1996 г. соответственно на 22 и 32,8%. Применяются в основном нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (браконьерство, незаконная порубка леса, незаконная разработка недр).

Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95-99%*.

___________________________

* Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями. Автореф. докт. дисс. М., 1994. С. 5.

В целом характерно резкое несоответствие количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экологические преступления, количеству лиц, осужденных за них. Так, в 1995 г. по возбужденным за экологические преступления 8066 уголовным делам на 9093 лиц осуждено всего 5100 человек (56%). Нуждается в существенном улучшении качество следствия по делам об экологических преступлениях. Каждое 4-5-е дело необоснованно прекращается. При назначении наказания суды нередко допускают необоснованные послабления лицам, совершившим опасные экологические преступления.

По оценкам Директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования»

Возмещение вреда (ущерба), причиненного природным ресурсам и окружающей среде

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.

Обсуждается вопрос о концентрации правового регулирования административной ответственности в КоАП РСФСР, как это сделано в отношении уголовной ответственности в Уголовном кодексе. Однако применительно к административной ответственности существующая практика представляется предпочтительной по ряду причин. Первая связана с наличием существенных пробелов в экологическом законодательстве. Пока не оформлены в виде правовых многие экологические требования - как материальные, так и процессуальные. Их нормативное закрепление в активно развиваемом законодательстве будет требовать постоянного внесения изменений и дополнений в КоАП РСФСР. Пользование таким кодексом будет затруднено. Вторая причина касается удобства для субъектов экологического права, которым адресованы законы в области природопользования и охраны окружающей среды. Из текста одного акта они могут узнать об экологических требованиях, которые должны соблюдать, и об административной ответственности, которую будут нести в случае их нарушения. Если будет принято решение о регулировании административной ответственности исключительно Кодексом об административных правонарушениях, то с учетом пробелов в экологическом законодательстве и перспектив его развития составы административных правонарушений должны, очевидно, быть сформулированы в более общем виде - например, нарушение требований экологической экспертизы, нарушение требований экологической сертификации, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления и т.п.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

В ст. 24 КоАП РСФСР установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, определены в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», в ст. 125 ЗК РСФСР, некоторых иных актах законодательства об окружающей среде. В КоАП РСФСР эти виды правонарушений содержатся в двух главах: административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность (гл. 6) и административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры (гл. 7). В соответствии с Кодексом административная ответственность применяется за:

  • · нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46); на воды (ст. 47); на леса (ст. 48); на животный мир (ст. 48 1);
  • · самовольную добычу янтаря (ст. 46 1);
  • · бесхозяйственное использование земель (ст. 50);
  • · порчу сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);
  • · несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);
  • · самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53);
  • · уничтожение межевых знаков (ст. 54);
  • · нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст.55);
  • · нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 56);
  • · незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 1);
  • · нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 2);
  • · нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 3);
  • · нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57);
  • · нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 57 1);
  • · невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58);
  • · нарушение правил водопользования (ст. 59);
  • · повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 60);
  • · незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 61);
  • · нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);
  • · незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка (ст.63);
  • · уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
  • · осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
  • · нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 66);
  • · повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 67);
  • · самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 68);
  • · сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков (ст. 69);
  • · ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст.70);
  • · повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71);
  • · засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
  • · уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73);
  • · уничтожение полезной для леса фауны (ст. 75);
  • · нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);
  • · выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77);
  • · ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха (ст. 78);
  • · нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 79);
  • · выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80);
  • · эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81);
  • · несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);
  • · нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83);
  • · невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84);
  • · нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (ст. 84 1);
  • · нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 84 2);
  • · нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу (ст. 84 3);
  • · уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 84 4);
  • · невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 5);
  • · незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 6);
  • · нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст. 85);
  • · нарушение правил китобойного промысла (ст. 86).

В КоАП РСФСР определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.15), и подведомственность таких дел (гл.16). Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Так, согласно ст. 202 КоАП РСФСР судьи рассматривают дела об экологических правонарушениях, предусмотренных ст. 46 1 , 49, 49 1 , 56 1 -56 3 , 57 1 , 84 5 , 84 6 Кодекса.

Органы государственного горного надзора в соответствии со ст. 211 КоАП РСФСР рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 46, 55, 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 56 2 .

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77-83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор).

Вопросы подведомственности дел об экологических правонарушениях решен в КоАП недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Так, Госкомэкология РФ, на которую возложено осуществление государственного экологического контроля, в соответствии со ст. 219 2 Кодекса вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 56 1 , 56 2 , 57 1 и 84 5 , т.е. связанные с охраной минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Закон «Об охране окружающей природной среды» подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.

Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природоресурсном законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они в основном группируются в главе «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры».

В своей совокупности административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп:

загрязнение окружающей природной среды;

превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических и иных вредных воздействий;

нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

несоблюдение экологических требований при складировании, переработке, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных, химических и иных вредных веществ;

нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств;

нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи, приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, природного сырья, ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов, а также естественных экологических систем;

невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний специальных государственных органов экологического контроля;

незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;

нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых территорий.

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. Основными являются такие, которые заключают в себе основную карательно-воспитательно-предупредительную функцию и не могут назначаться в дополнение к другим видам взысканий. Дополнительные выполняют вспомогательные функции в достижении целей наказания. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных административных взысканий. Другие взыскания, перечисленные выше, могут применяться только в качестве основных.

Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить в качестве дополнительного только то административное наказание, которое названо в статье нормативного акта, устанавливающего ответственность за конкретное административное правонарушение. Например, в качестве дополнительного взыскания конфискация предусмотрена в санкции ст. 85 КАП РСФСР об ответственности за нарушение правил охоты, рыболовства и осуществления других видов пользования животным миром.

Лишение права охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования в связи с их трудовой деятельностью.

Предприятия, учреждения, организации, предприниматели -- физические лица привлекаются к административной ответственности за экологические правонарушения в случаях. если нарушение связано с процессом производственной иле иной хозяйственной деятельности.

Должностные лица подлежат ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности.

По действующему законодательству к должностным лицам могут быть применены лишь два вида административных взысканий -- предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых ими функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.

Отраслевым природоресурсовьш законодательством предусматриваются иные размеры штрафа. Так, в ст. 29 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указывается, что за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере:

На должностных лиц -- не более суммы трехмесячного дохода;

На работающих граждан -- не более суммы месячного дохода;

На неработающих граждан -- не более 50 рублей.

Другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специального законодательства о прохождении службы и дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях -- административную на общих основаниях.

Нестерова И.А. Административные экологические правонарушения // Энциклопедия Нестеровых

С каждым годом в мире накапливаются проблемы связанные с охраной окружающей среды. В России борьба с нарушениями в сфере экологии стали очень важным аспектом административного и иных отраслей права. В данном свете большой интерес представляет вопрос о применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в области охраны окружающей среды и природопользования.

Экологические правонарушения и административная ответственность

В современном российском праве за экологические преступления несется административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.

За административные экологические правонарушения отвечает глава 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". В неё включены 42 статьи, которые объединяют 70 самостоятельных составов административных правонарушений.

Если внимательно изучить составы представленные в КоАП РФ то возникают вопросы, связанные с тем к чему относятся преступления. Относятся ли они к области охраны окружающей среды или же к области природопользования.

Нарушение правовых норм в области экологии приводит к экологическим правонарушениям. Это еще одна разновидность противоправного поведения людей или их объединений.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде либо реально создающее угрозу такого причинения .

Отличительным элементом состава эколого-административного правонарушения от экологического преступления является то, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.

Действующее законодательство регламентирует возраст привлечения к административной ответственности за экологические преступления.

Возраст, с которого лицо может привлекаться к административной ответственности за экологические правонарушения, при условии физического здоровья и вменяемости, – это 16 лет.

Ст.9 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" гласит: "Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме".

Административные экологические правонарушения имеют объективную и субъективную сторону. Субъективная сторона характеризует психическое отношение физического лица к совершенному деянию и его последствиям и имеет определенную специфику.

Д.Ю. Гладышев характеризует субъективную сторону эколого-правового нарушения как психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии.

Умысел административного экологического правонарушения бывает умышленным либо по неосторожности.

В процессе изучения особенностей административных экологических правонарушений была установлена разница между эколого-административным правонарушением и другими видами эколого-правовых нарушений. Различия состоят не только в субъекте и субъективной стороне, а также в уровне общественной опасности.

Виды административных экологических правонарушений

Административная ответственность установлена за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и природных комплексов

Виды административной ответственности за экологические правонарушения:

  • ответственность за нарушение правил охраны и использования земель установлена за порчу земель;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования недр предусмотрена за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования вод урегулирована за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования ресурсов природных комплексов установлена за нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии;
  • ответственность за нарушение нормативных требований охраны атмосферного воздуха предусмотрена за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования лесных ресурсов установлена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд, нарушение правил лесопользования, нарушение правил осуществления побочного лесопользования, нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования животного мира предусмотрена за уничтожение мест обитания животных;
  • ответственность за нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы .

Интересной является точка зрения И.Б. Калинина, который предложил классификацию представленную на рисунке ниже.

По мнению И.Б. Калинина, "в основе данной классификации лежит система общественных отношений, возникающих в процессе ресурсопользования".

Существенным недостатком данной концепции является то, что опираясь на столь важный объект эколого-правовых отношений как природопользование, она не затрагивает такие объекты правонарушения как окружающую среду в целом и ее отдельные элементы.

Для более полного исследования видов эколого-административных правонарушений необходимо исходить из следующей классификации, подразделяющей административные экологические нарушения на две основные группы:

  1. Правонарушения против права собственности в области окружающей среды (статьи 7.1-7.11, 8.6, 8.26,8.28 КоАП РФ) и права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (статьи 8.5, 10.7 КоАП РФ);
  2. Правонарушения против установленных правил охраны окружающей среды и природопользования. В этой группе можно выделить как правонарушения, которые могут иметь своим объектом различные элементы окружающей среды, так и затрагивающие лишь конкретные элементы. Универсальные правонарушения содержаться в статьях 8.1-8.4 КоАП РФ.

В административно-правовой науке выделяют ряд специальных нарушений, которые представлены на рисунке ниже.

Основой деления в данном случае выступает объект правонарушения, но целью классификации является распределения элементов системы административных правонарушений в области охраны окружающей среды в определенной логической последовательности, что позволяет более четко исследовать данный институт административного права.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ред. от 12.03.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2014 // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ в ред. от 22.04.2013 // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012
  4. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016)// / Консультант Плюс. Версия Проф. – – М, 2016.
  5. Гладышев Д.Ю. Некоторые особенности юридической ответственности за экологические правонарушения // Юридическая техника Выпуск № 6 / 2012 – С. 126-129
  6. Ермакова Л. Экологические правонарушения: Понятие и разграничения // Экологическое право. – 2004. – № 4. – С. 8-9.
  7. Калинин И.Б. Природоресурсное право – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009
  8. Пакалов Д.С. Экологические правонарушения: структура и причины // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал Выпуск № 1 / 2012. С. -226-228

Макарова Анастасия Сергеевна,студент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург[email protected]

Административная ответственность за экологические правонарушения

Аннотация.В данной статье определяется понятие административной ответственности, применяемой за экологические правонарушения. Раскрывается сущность административной ответственности и ее особенности. Приводятся классификации перечня административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и виды наказания за данные правонарушения. А также выявляются основные функции административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства.Ключевые слова:административная ответственность, правонарушение, административное правонарушение, кодекс об административных правонарушениях, природоохранное законодательство.

В настоящее время добыча и переработка минерального сырья является основой Российской экономики. Научнотехнический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду приводят к обострению экологической ситуации в стране: загрязнение природной среды, истощение запасов природных ресурсов, ухудшение здоровья населения и т.д. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является охрана окружающей природной среды.С каждым годом количество экологических правонарушений увеличивается. Экологические правонарушения приводят к неблагоприятным сдвигам в области охраны окружающей среды и природопользования.В законе не предусмотреноточногоопределение понятия экологического правонарушения. Ночаще всегоподадминистративнымэкологическим правонарушением принимаютлюбое противоправное, виновноедействие либо бездействие физического или юридического лица, не соответствующее экологоправовым нормам и за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.Административная ответственность является многоаспектной и многогранной категорией административного права.Она требует наиболее глубокого и полного изучения, по многим причинам:Вопервых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, контролируемого административноправовыми нормами. Понимание юридической природы административной ответственности, способностьсопоставлять меры административной ответственности с другими типамиадминистративноправового принуждения является важнейшей задачей административного права, административноправовой науки и юридической практики.

Вовторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок использованиямер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, называемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного надзора в различных областях: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасностипожарной безопасности и т. д.

Втретьих, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое исполняется совместными действиямиорганов и должностных лиц исполнительнойвласти, местного самоуправления, судьями. Профессор А.Б.Агапов считает, что «административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к (физическому, юридическому) лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности»Профессор Д.М.Овсянко под административной ответственностью понимает «применение мер наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц».Обобщив наиболее распространённые определения административной ответственности, еёможно определить как видюридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделённым соответствующими полномочиями,административного наказанияк физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение.Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».Административная ответственность характеризуется:вопервых, наличием собственной нормативноправовой основы, регулирующей разнообразные аспекты правоохранительной деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления;вовторых, носит всеобщий характер, то есть ее нормы и правила обязательны для всех лиц,как физических, так и юридических;втретьих, назначается только за административные проступки.Основополагающими принципами административной ответственности являются:1)принцип законности;2)принцип неотвратимости ответственности;3)принцип индивидуализации ответственности;4)принцип справедливости;5)принцип презумпции невиновности (состоит в том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом обадминистративных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлениемсудьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.)6)принцип целесообразности(предполагает соответствие избираемой меры административноправового воздействия целям административной ответственности)7)принцип гуманизма (состоит в том, что мера наказания не должна унижать человеческое достоинство, его честь и другие естественные права и свободы человека)Административная ответственность в сфере экологических правонарушений наступает только за совершение деяния, содержащий конкретный состав административногопроступка. В отличие от других видов юридической ответственности имеетнадведомственный характер.Особенность административной ответственности в области природопользования и защиты окружающей среды состоит в следующем:предметомсостава экологического правонарушения считается совокупность общественных отношений складывающихся в сфере применения и охраны недр, земель, вод, лесов, атмосферного воздуха, а также животного и растительного мира;наступает только за конкретные правонарушения, определенные в законодательстве в качестве административных;административная ответственность за экологические правонарушения предусматриваетпредупреждение, назначение административного штрафа, конфискацию орудия совершения административного правонарушения, административный арест, административное приостановление деятельности, изъятие лицензии на использование ресурсов, возмещение нанесенного вреда природной среде, и административное выдворение для иностранных граждан и лиц без гражданства;кадминистративной ответственности привлекаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства, а также должностные и юридические лица;применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;согласно статье 3.2 КоАП РФ могут быть применены только предусмотренные законом взыскания, но статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от них при малозначительности проступка.Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождаетвиновное лицоот обязанности возмещения причиненного экологического ущерба (вреда). Это объясняется тем, что хоть штраф и носит материальный характер и является мерой наказания, а не возмещение вреда: соответствующая сумма штрафа идет не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законом в бюджет или специальные счета экологических фондов.Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати МРОТ(минимальный размер оплаты труда); на должностные лица от 3 до 200 МРОТ; на юридические лица от 100МРОТ.В гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» включается ряд статей, предусматривающих административную ответственность за экологические правонарушения. Перечень административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно условно классифицировать по различным критериям.По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб,их делят на следующие группы:1)в сфере экологической информации (ст.8.1,8.4,8.5,8.40);2)охрана земель (ст.8.6,8.7,8.8);

3)охрана недр (ст.8.9,8.10,8.11);

4)охрана атмосферного воздуха (ст.8.21.);

5)охрана водных ресурсов (ст.8.12–8.20.);

6)охрана лесов (ст.8.24–8.32.);

7)охрана животного мира (ст.8.33–8.38.);

8)размещения отходов производства (ст.8.2,8.19);

9)в области сельского хозяйства (ст.8.3);

в области транспорта (ст.8.22,8.23).Также можно условно разделить на следующиегруппы:Первая группа состоит из правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушение базовых экологоправовых норм, распространяющихся на все институты экологического права. К таким требованиям относятся: статья 8.4. КоАП РФ «Нарушение законодательства об экологической экспертизе»; статья 8.5. КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации», Статья 8.41. «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», Статья 8.46. «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений»Во вторую категорию входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных объектов. Таких,как порча земель(статья 8.6.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных объектов(Статья 8.13.КоАП РФ);Нарушение правил охраны атмосферного воздуха(Статья 8.21.КоАП РФ); Нарушение правил использования лесов(Статья 8.25.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов(Статья 8.38.КоАП РФ); Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов(Статья 8.33.КоАП);В третью группу входит состав правонарушения, определяющие ответственность за несоблюдение законного порядка земель с особым экологоправовым статусом. Например, Статья 8.7.КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв»;В четвертую группу включают составы правонарушения изза не соблюдения условий в сфере охраны окружающей среды в хозяйстве или иной деятельности. К таким относят Несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами(Статья 8.2. КоАП РФ); Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления(Статья 8.44. КоАП);Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств(Статья 8.15. КоАП РФ);Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов(Статья 8.26.КоАП РФ). и др.Административная ответственность за экологические преступления осуществляет несколько ключевых функций:стимулирующую к соблюдению экологоправовых норм;компенсирующую, нацеленную на возмещение потерь в окружающей среде и возмещение ущерба здоровью человека;предупредительную, обеспечивающуюпредотвращениеновыхпреступлений;карательную, заключающуюся в наказании виновного за совершение природоохранных правонарушений.Кроме главы 8 КоАП РФ о совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающейсреды" (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (ст. 49) и другими. В данных статьях перечислены виды юридической ответственности, в том числе и административной, за не соблюдение экологического законодательства.Несоблюдение природоохранного законодательства, а также невыполнение правил охраны окружающей природной среды на сегодняшний день считается крайне опасным, в связи с этим законодательством за правонарушением в данной сфере предусмотрена различного рода юридическая ответственность в зависимости от вины, уровня природоохранной угрозы, а так же экологического риска.