Интересные факты о баратынском. Памятное место усадьбы Боратынских "Мара" с

Уничтожена в советское время.

История

Усадьба была основана генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Баратынским , отцом знаменитого поэта. С февраля 1799 до 1804 года А. А. Баратынский вместе с женой Александрой Фёдоровной жил в селе Вяжля (ныне Марьинка Кирсановского района), где у них родились Евгений (1800-1844), Софья (1801-1844) и Ираклий (1802-1859). После конфликта с братьями в 5 верстах от Вяжли он начал строительство дома - у оврага на северо-восточной окраине леса. Парадный фасад деревянного одноэтажного дома был оформлен мезонином с маленьким балкончиком над первым этажом, сплошной стеклянной стеной оранжереи и двухэтажной кирпичной башней, где располагался кабинет хозяина и отопительная установка для оранжереи. В августе 1833 года состоялся раздел имения А. А. Баратынского (узаконенный только в 1848 году), по которому хозяином Мары стал Сергей Абрамович Баратынский , который перенёс дом и служебные постройки в рощу на пригорок, ближе к деревне Мары (ныне - Софьинка Умётского района). При этом архитектура и планировка дома были сохранены. В это время его женой была вдова барона А. А. Дельвига - Софья Михайловна (урождённая Салтыкова) .

Главным помещением в доме являлась столовая (одна стена её была стеклянная и выходила в зимний сад):

Посредине большой овальный обеденный стол с блестящей полированной поверхностью, покрытый светло‑коричневым сукном. В углу у стены, примыкавшей к оранжерее, концертный рояль, шкафчик с нотами; напротив, у другой стены - гарнитур мебели - диван, несколько кресел и круглый полированный стол, весь гарнитур крыт зелёным сукном. Над диваном копия с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». У широкого тройного окна два столика - ломберных, а немного дальше у стены чайный шкафчик. <...> На этом шкафчике стояли бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского . Меблировку столовой дополняли трюмо черного дерева, резное со столиком, на котором стояли красивые бронзовые часы под стеклянным колпаком, дальше - книжный шкаф. По сторонам трюмо висели две миниатюры - на одной из них красавица А. Д. Абамелек , жена Ираклия Абрамовича Боратынского , на другой - он сам в парадной военной форме. В углу низенький диван, тоже крытый зелёным сукном, - этот диван поступал в распоряжение детей <…> еще один шкафчик для повседневной посуды и большая кафельная белая печь

За столовой шла гостиная с камином, облицованным мрамором. Мебель в гостиной была скромной; у окна стояла фисгармония, изготовленная Сергеем Абрамовичем. Над камином, облицованным белым мрамором, рамещался указывавший направление ветра прибор (также сделанный Сергеем Абрамовичем), связанный с флюгером на крыше; на каминной полке размещались круглые золочёные бронзовые часы, - по преданию, подарок императрицы Александре Фёдоровне в день её свадьбы с молодым гене­ралом Абрамом Баратынским. В доме также стоял рояль карельской березы, на котором, по преданию, играл Михаил Иванович Глинка . В спальне своей жены Сергей Абрамович устроил «возле её кровати так, что она могла нажать кнопку и на окнах опускались сетки, чтобы её не беспокоили комары, если нажать другую - опускались темные занавески».

На въезде в усадьбу стояли два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских. В западной части усадьбы была расположена Покровская церковь с семейным кладбищем. В начале 1810‑х годов церковь сгорела и к 1818 году была построена каменная Вознесенская церковь в классическом стиле . На кладбище были похоронены мать поэта Александра Фёдоровна Баратынская, её родная сестра Екатерина Фёдоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (Дельвиг), Анас­тасия, Александра, мраморные надгробия которых сохранились до сих пор. Справа от входа, в углу кладбища, было выделено место для погребения иноверцев, где похоронили гувернёра, итальянца Жьячинто Боргезе

В парке на краю оврага был сооружен грот - здание, фасад которого напоминал старинный полуготический замок. Оно состояло из нескольких частей, каждая из которых имела самостоятельный выход. Центральная часть, с овальными, слегка заостренными кверху окнами с цветными стёклами, представляла собой большую квадратную залу с люстрой, - которую и называли гротом. Здесь, по воспоминаниям композитора Ю. К. Арнольда , жившего в 1839 году по соседству с Баратынскими, были поставлены два акта оперы «Анна Болейн » Г. Доницетти; партии исполняли члены семьи Баратынских. На другой стороне оврага - для симметрии - была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.

Гостями имения Боратынских были Н. И. Кривцов , Э. А. Дмитриев-Мамонов , барон А. И. Дельвиг , Н. Ф. Павлов , А. Д. Баратынская (урождённая княжна Абамелек-Лазарева) , А. М. Жемчужников , В. Н. Чичерин и его брат Б. Н. Чичерин , Ц. А. Кюи и другие.

В 1820-1830 годах в Мару приезжал и подолгу жил здесь Евгений Баратынский. Уже в 1837 году и особенно в последний приезд в Мару осенью 1840 - зимой 1841 годов он с горечью отмечал, что усадьба приходит в упадок. Здесь была написана знаменитейшая элегия на русском языке, так и названная, - «Запустение».

После смерти Сергея Абрамовича Баратынского хозяйкой имения стала его жена, Софья Михайловна. После её смерти имением управляла жившая здесь с двумя незамужними дочерями Сергея Абрамовича дочь Дельвига - Елизавета Антоновна. Она была инициатором создания в усадьбе сценическо-музыкального общества; к постановкам привлекались родственники и соседи по имению; на вечерних концертах читались стихотворения Пушкина, Баратынского, Дельвига, исполнялись романсы. По воспоминаниям Е. Н. Шаховой «все сёстры Баратынские были замечательными музыкантшами, особенной одарённостью обладала Чичерина Софья Сергеевна , в молодости, посещая с мужем Италию, она выступала в Риме на любительских концертах в игре на рояле, арфе, виолончели и имела огромный успех».

Во время погромов помещичьих усадеб в 1905 году имение почти не пострадало. После революции 1917 года усадьбу национализировали. В апреле 1919 года, по сведениям журналиста Е. В. Кончина, Вяжлинским волостным советом и местным комитетом РКП(б) ставился вопрос об увековечении памяти Е. А. Боратынского, устройстве в бывшем усадебном доме музея и сельской библиотеки-читальни имени поэта. В письме от 12 мая 1919 года Е. П. Катин писал:

В моих скитаниях по Тамбовской губернии я забрел в село Вяжлю, при коем находится имение поэта Боратынского. Оно каким-то чудом уцелело от поголовного истребления.… Были имения, в которых в буквальном смысле не осталось камня на камне.… Среди этого нашествия вандалов каким-то чудом осталось нетронутым имение Боратынских. В нем устроен агрономический пункт, и в самом доме живет агроном Александр Викторович Соколов. Все материальные ценности украдены…, но духовные сокровища целы. Полное собрание рукописей Дельвига, предсмертное письмо Рылеева, письмо Пушкина, рескрипты Анны Иоанновны - вот приблизительно, что там есть.… Не говоря уже о том, что сам дом должен быть сохранен, все, что в нем еще пока есть, необходимо сберечь самым тщательным образом… Добейтесь во чтобы то ни стало через Анатолия Владимировича <вероятно, имеется в виду Анатолий Васильевич Луначарский> принятия экстренных мер к надлежащей охране…

В августе 1919 года здесь занимался систематизацией рукописного собрания сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса Кирилл Петрович Сперанский, который вывез архив в Тамбов, где на заседании Тамбовского общества изучения природы и культуры родного края сделал доклад. В 1920 году архив был перевезён в Москву, а затем часть в Петроград . В 1921 году копия картины «Сикстинская Мадонна », бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского поступили в Кирсановский музей. Вскоре усадебный дом был передан Град-Уметскому волостному комитету; через некоторое время в здании произошёл пожар. Парк был отдан в аренду крестьянскому кооперативу «Товарищество Свободы». В церкви после закрытия хранилось зерно. В начале 1940-х годов было разрушено кладбище, а в 1954 году здание церкви было разобрано на кирпич.

Планы восстановления

Летом 1957 года, когда ар­хитектор и краевед В. М. Белоусов сделал зарисовки усадебной церкви с любительской фотографии, найденной у старожилов села, усадьбы уже практически не было: «не сохранились никакие постройки, а от фундаментов зданий остались… котлованы да траншеи». В справке, составленной 12 ноября 1976 года, указывалось:

На территории бывшего фамильного имения русского поэта Е. А. Боратынского в с. Софьинка Уметского района Тамбовской области сохранились очертания фундамента дома… Недалеко от фундамента обнаружена часть кладки. Вокруг можно увидеть очертания усадебных построек и вспомогательных помещений. На северо-западе от бывшего дома заметны следы ограды фамильного кладбища Боратынских площадью 60 х 60 метров, а также следы очертания церкви, построенной матерью поэта в 1818 г. Севернее церкви обнаружены следы захоронения и обрушившихся склепов близких поэта… В парке имения Мара, находящегося примерно в 500-800 метрах от дома, старых деревьев нет, однако, видны следы дорожек и аллей. Заметны следы лестниц в овраге и очертания фундамента… здания летнего дома „Грота“. Частично сохранилась выложенная камнем дорога к дому и роднику. Можно рассмотреть примерные очертания и направления подземного хода от дома…

В единственном сохранившемся здании находилась Софьинская восьмилетняя школа. В 1980-х годах институтом «Тамбовгражданпроект» был разработан проект восстановления главного усадебно­го дома в Маре. Однако к маю 1982 года на территории бывшей усадьбы колхозом «Советская Россия» уже были построены 5 щитовых домов и в 15 метрах от местоположения усадебного дома было заложено кирпичное здание общежития. Вскоре Тамбовский облисполком издал распоряжение «Об увековечении памяти поэта Боратынского» (№ 937-р от 14.12.1982), в котором была поставлена задача обеспечить сохранность мемориальной и охранной зоны усадьбы, разработать проект воссоздания прогулочных дорожек усадебного парка, активизировать исследовательскую работу по изучению архива Боратынского и сбору экспонатов для мемориала.

В 1995-1996 годах группе тамбовских энтузиастов возрождения усадьбы, которую возглавил филолог В. Е. Андреев, удалось: нанести на карту основные объекты имения Мара (храм с оградой, дом и др. постройки, сад, рощу, липовую аллею); вскрыть части фундаментов Вознесенского храма и усадебного дома, определить их размеры; опросить старожилов окрестных деревень об особенностях устройства усадьбы и этапах её разрушения. На месте колокольни разрушенного Вознесенского храма был установлен деревянный памятный крест. В августе 1999 года Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области при участии студентов Тамбовского университета на месте заброшенного кладбища Боратынских в Маре провела археологические раскопки для определения мест захоронения под руководством археолога С. И. Андреева - было обнаружено 8 склепов. В 2000 году раскопки некрополя Боратынских продолжились, началось обследование остатков фундамента усадебного дома: были определены размеры и примерная планировка основного дома. Были также уточнены места расположения парковых построек и дорожек.

Российский поэт Евгений Баратынский зарекомендовал себя не только как талантливый литератор, но и как очень опытный переводчик. Тем не менее, современниками его творчество не было оценено по достоинству, да и по сей день литературными критиками ведутся жаркие споры о его творчестве. Но ясно одно — поэзия Баратынского явно была недооценена в своё время.

  • Поэт был потомком рода Боратынских – шляхтичей, перебравшихся в Россию на исходе 17 века. Своей фамилией он обязан замку Боратынь, расположенному в Польше.
  • Отец Баратынского входил в свиту императора Павла, а его мать была придворной дамой Марии Федоровны. Именно император пожаловал отцу Евгения и его брату обширное поместье с 2000 крепостных, где и появился на свет Евгений.
  • Дядя поэта был итальянцем, поэтому Евгений рано освоил этот иностранный язык. Кроме того, с 8 лет он писал языке французов, принятом в семье, а в пансионе выучил и немецкий.
  • Баратынский, мечтавший о карьере военного, поступил в Пажеский корпус – престижнейшее учебное заведение в империи, где из отпрысков дворянских фамилий делали военачальников.
  • В Пажеском корпусе Евгений сблизился с группой сверстников, создавших хулиганское «Общество мстителей». На четвертый год учебы подростки провернули крупную шалость – украли из стола отца одного из товарищей, отдавшего им ключ, 500 рублей и драгоценную табакерку. Мальчики накупили на добытые деньги сладости и были очень довольны собой, пока об их проделке не узнали и не исключили из корпуса. Для Баратынского это стало ужасным ударом, изменившим всю его жизнь.
  • После исключения из корпуса Баратынский был лишен права занимать государственные должности, кроме позиции простого солдата.
  • Проявив упорство, он поступил рядовым в егерский полк. Для этого он перебрался из родового имения в Петербург, где познакомился с известными литераторами и опубликовал свои первые стихи.
  • Баратынский вместе со своим полком почти 6 лет провел в Финляндии. Друзья пытались добиться присвоения ему офицерского звания, но император регулярно отклонял эти прошения. Только в 25 лет Баратынский наконец получил чин прапорщика и вышел в отставку.
  • Баратынский стал первым российским поэтом, чей сборник стихов имел внутреннее единство и продуманную композицию. Подобные поэтические книги получат распространение в России только в 20 веке.
  • Во время визита в столицу Баратынский познакомился с Лермонтовым, но тот не произвел на него никакого впечатления ().
  • Поэт умер от лихорадочного припадка во время семейного путешествия по Европе. Поэту было 44 года.
  • Подмосковная усадьба Мураново, где сейчас расположен музей Тютчева, тесно связана и с Баратынским. Имение принадлежало родителям жены поэта – он проводил в этом доме каждое лето и запечатлел окрестные пейзажи в своих стихах. Двухэтажный дом, стоящий сейчас в усадьбе, был построен по чертежам Баратынского, а внутри сохранилась обстановка его рабочего кабинета.
  • Стихи Баратынского превратились в текст многих известных романсов. Автором музыки для одного из них стал Глинка.
  • У Баратынского и его жены Анастасии было 9 детей.
  • Его Александр был известным политиком начала 20 века. Его расстреляли после того, как большевики заняли Казань.

В Мураново мы ездили в октябре, когда я только приехала в Москву из Китая. погода стояла чудесная: ясное солнышко и золотая листва. до Мураново добирались электричкой, а потом пол часа шли пешком вдоль полей. вообще от усадьбы до станции ходит и автобус, но уж очень редко, а погода была уж очень прогулочная. на автобусе мы ехали назад.
усадьба позиционируется как мемориал Ф. И. Тютчеву, поэтому экспонаты и информационное наполнение посвящено гнезду Тютчевых.
меня же в первую очередь интересовал главный дом, построенный в 1842 году поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским . во-первых, потому что он был приятелем Владимира Одоевского, Евдокии Ростопчиной, Николая Гоголь, Аксаковых - из писем поэта можно заключить, что все они бывали в его имении. во-вторых, потому что совсем рядом (на следующей станции) располагалась усадьба самого Одоевского - Калистово. правда Одоевскими оно было продано к тому моменту, как поблизости поселился Баратынский. да и не осталось ничего от Калистово. но природа, ландшафт, аллеи....

в 1826 году Евгений Абрамович Боратынский женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне, поэтому впервые Мураново (тогда усадьбу Эенгельгардов) Боратынский посетил Мураново в 1826 году. с 1828 по 1844 год он с семьей почти каждое лето жил в Мураново. 29 июня 1844 года Боратынский уехал в заграничное путешествие и в Неаполе скоропостижно скончался.




главный усадебный дом (пострадал от пожара), ведется реставрация. внутрь уже пускают с экскурсией. снимать нельзя, но посмотреть есть на что.


вид от Детского домика на Главный корпус


усадебный сад был полон цветов


потомки Тютчева изображали "желтую угрозу", нарядившись в маньчжурские и японские наряды.


в парке много стендов с фотографиями, поэтому можно сравнить вид "до и после".


крылечко главного дома


Детский домик, для сравнения человеческого роста и размеров дома - фото внизу.

информация с сайта музея: При Боратынском на усадьбе существовали две фруктовые оранжереи и ананасовая теплица, а также оранжерея цветочная. В парке сохранилось несколько деревьев, относящихся ко времени Баратынского, в возрасте до 160 лет. Еще во времена Энгельгардтов в Муранове была персиковая оранжерея, перестроенная потом в 1869 г. (до наших дней она не сохранилась.) В персиковую оранжерею можно было пройти по розовой аллее, начинавшейся у северного фасада усадебного дома и продолжавшейся аллеей из плакучих берез. Северный и южный партеры дома украшали прекрасные цветники. На южном балконе, где раньше был зимний сад, стояли кадки с растениями и цветами. Усадебный дом утопал в цветущих кустарниках сирени, жимолости и жасмина.


Усадьбу Мара, безусловно, можно назвать культурным центром в Тамбовской губернии ХIХ начала ХХ веков. Это имение было родовым гнездом семьи великого поэта Е. А. Боратынского, здесь прошло его детство, здесь хранились архивы поэта. Впоследствии, на протяжении всей жизни, он возвращался в Мару (ныне с. Софьинка, Умётский район). Мара стала для Е. А. Боратынского родным домом, родным гнездом не только как для человека, но и как для поэта. Именно в Маре им написаны «Стансы», «Запустение», «Последняя смерть», поэма «Наложница» («Цыганка»). Находясь в Маре, обретая именно в родных пенатах душевный покой, Е. А. Боратынский вёл активную переписку с А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, И. В. Киреевским. В Мару, как в одно из дворянских гнёзд Тамбовского края (и при жизни Е. А. Боратынского, и уже после его смерти), приезжали философы, литераторы, художники: поэт и переводчица А. Д. Боратынская, поэт князь П. А. Вяземский, прозаик Н. Ф. Павлов, мемуарист А. И. Дельвиг, дипломат Н. В. Чичерин, герой Отечественной войны 1812 г. Н. И. Кривцов, биолог и педагог С. А. Рачинский, лесовод А. А. Рачинский, художник Э. А. Дмитриев-Мамонов, будущий митрополит Вениамин (И. А. Федченков), историк, философ Б. Н. Чичерин, поэт А. М. Жемчужников.

Возведение усадебного комплекса началось с 1804 года . Поместье заложил Абрам (Аврам) Андреевич Боратынский (1767 – 1810), служивый дворянин, вышедший в отставку в чине генерал-лейтенанта. В 1796 году он вместе с братом Богданом Андреевичем (1769 – 1820) получает землю в Тамбовской губернии в селе Вяжли. Первоначально братья построили общий дом, надеясь на совместное проживание и управление хозяйством. Однако жизнь оказалась сложнее. Первым в имение переехал Абрам Андреевич и его супруга Александра Фёдоровна Черепанова (1777 – 1853). 7 (18) марта 1800 году у четы родился сын Евгений. Вскоре братья рассорились, причем так сильно, что Абрам решил строиться от «самого пола вновь» . Заложив усадьбу в урочище Мара, молодая чета незамедлительно туда переезжает

Выбор места для возведения новой усадьбы определялся природой урочища. Недалеко от этого места протекала река Вяжля, имелся лес, живописный овраг. В короткое время были построены дом с зимним садом, разбиты липовая аллея и парк, посажен огород.

Въезд в усадьбу украшали два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских, далее шли усадебный дом, церковь с некрополем, парк и Грот – летняя резиденцией семьи.

Храм в имении построен в 1818 году на месте сгоревшей деревянной церквушки . Его главный вход шел через колокольню, соединенную с зимней и летней церквями. Cо временем здесь появилось семейное кладбище, где были похоронены мать поэта Александра Фёдоровна Баратынская, ее родная сестра Екатерина Фёдоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (урожденная Дельвиг), Анастасия, Александра. Мраморные надгробия – единственное, что осталось на данный момент от мемориальной части имения.

Недалеко от церкви располагался парк, где были устроены пруды, каскады, беседки, каменный Грот. Особенность композиции парковой зоны – это плавный переход от регулярного французского к пейзажному стилю по мере движения от усадебного дома. Отчасти такое решение было обусловлено традицией. Многие владельцы имений России, имевшие сады, непосредственно примыкающие к жилому дому, старались сохранять одну часть парка в традиционном регулярном стиле, другую в новаторской планировке, тем самым отвергая симметрию в пользу природы и сельских картин.

Доминирование пейзажного стиля в центральной части парка отражалась на взаимном расположении местных построек. Они дополняли ландшафт, буквально растворялись в окружающей природе. Парк был полон лужайками, извилистыми тропами, мостиками, прудами, имевших в том числе и практическое значение (пруды в имении использовался для разведения рыбы).

Главное сооружение парка – каменный Грот владельцы выстроили в готическом стиле. По всей видимости, композиционные решения экстерьера Грота были навеяны архитектурой Гатчины, где служил Абрам Андреевич. До нас дошли ряд описаний Грота. Современники признавали монументальность и гармоничное сочетание архитектуры строения с пейзажем парка. Одно из воспоминаний принадлежит московской художнице К. В. Гольдингер, гостившей в Маре в 1899 году: «По краю оврага шла узкая тропинка. Сначала неглубокий овраг становился все глубже и бежавшая справа дорожка все более углублялась. Мы продолжали идти поверху и вскоре пришли к небольшому кирпичному зданию, которое как бы прилепилось к краю оврага. В этом месте овраг был глубокий, поросший кустами и деревьями. В самой глубине его находился источник, из него по самой глубине бежал небольшой ручеек... Здание как бы нависало над оврагом. Оно было построено в готическом стиле, в духе романтики 40-х годов. Стрельчатые окна и двери были обложены белым камнем. Верхняя дорожка привела нас к дубовой двери. Нам было разрешено войти в большой зал готического стиля. Он был почти пуст. Правая стена, выходящая на обрыв, освещена стрельчатыми окнами, и в них были видны верхушки высоких деревьев, растущих по склону оврага […]. В гроте было два входа большую круглую площадку перед ним, висевшую над глубоким оврагом, другой, в противоположной стене, выходил на каменную лестницу, ведущую во 2-й этаж дома. Над этим входом находилось большое круглое готическое окно с цветными стеклами – точная копия с одного из окон Вестминстерского аббатства

Таким образом, этот летний дом был построен на откосе, имел 3 этажа, из них в каждый можно было войти с земли. В то время, когда я была там, он был руиной и только с внешней стороны сохранил свой чудесный романтический облик. Дом был построен, как мне рассказывали, для летнего пребывания семьи дедом тех Боратынских, которых я застала в Маре в 1899 году...» .

Недалеко от Грота – для симметрии – была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.

Усадебный дом представлял собой одноэтажную деревянную постройку с довольно практичной планировкой комнат. Такая постройка была характерна для владельцев среднепоместного дворянства, не располагавшими значительными сумами для строительства большой усадьбы. Вероятно, владелец расценивал свой дом как временное жилье до возведения более серьезного здания.

Возведение дома совпало по времени с господством классицизма в архитектуре, что отразилось на его композиции. Первоначально дом имел форму прямоугольника, в центре фасадной части которого выступала в сад полукруглая терраса (балкон), с белыми колоннами, между которыми на каменном полу стояли горшки с цветами. Расположение цветников перед окнами было подчинено геометрическому порядку: сбоку от фасада по прямой уходила в парк липовая аллея.

В последующем усадебный дом оброс новыми постройками. К нему были добавлены жилые комнаты, зимний сад. Обращает внимание практичность расширения здания: владельцы не стали возводить отдельный флигель, а увеличивали площадь в ущерб симметрии планировки. Окончательно облик усадебного дома сформировался в 1850-1860 годах, когда к нему пристроили крытый балкон-террасу и двухэтажную башню.

В 1810 году Абрам Андреевич умер. Из-за малолетства наследников, все имение перешло к жене, которая должна была разделить собственность между детьми. В 1827 году по приглашению матери в Мару приезжает Евгений Боратынский с молодой женой, где живет почти полгода. В 1829 году поэт снова в Маре. Здесь им создается поэма «Наложница», происходит знакомство с известным тамбовским дворянином, пропагандистом творчества А. С. Пушкина Н. И. Кривцовым .

В 1833 году было подано прошение о разделе вяжлинского владения между наследниками А. А. Боратынского. Согласно прошению усадьба Мара осталась в собственности у Александры Фёдоровны, Сергей получил соседнее с имением сельцо Сергиевка, Софья – сельцо Мара, Варвара – следующее за речушкой Варваринку (Рачиновка), Лев получил усадьбу в Осиновке, Евгений – в Ядровке. Брата Ираклия в прошении не было .

С разделом имения было связано наиболее длительное пребывание Евгения Боратынского в Тамбовской губернии. С осени 1832 по зиму 1834 он занимается хозяйственными делами в своей части имения. «Радуйся, – писал поэт своему другу С. А. Соболевскому, – я нашел здешнее мое имение [Ядровку] в таком положении и получил из других такие вести, что я думать не могу ехать в Петербург. Остаюсь в деревне на год, кругом меня прекрасные степные виды, но дальнейшие мне не позволены» . . В последний раз поэт посещал Тамбовщину осенью 1840 зимой 1841 года. Затем он был занят хозяйственными делами в имении своей жены – подмосковной усадьбе Мураново. Весной 1844 года Боратынский отправился морем в Неаполь, где 9 июня (11 июля) 1844 года, он скоропостижно скончался.

Юридическую силу прошение 1833 года стало иметь только 3 февраля 1845 уже после смерти Евгения и Софьи. Согласно итоговому документу владение «оставшееся после … генерал- лейтенанта А. А. Боратынского в селе Вяжлях 1250 душ с принадлежащим к оному угодьями за исключением седьмой части, принадлежащей матери Александре Феодоровне Боратынской, остальное количество крестьян и угодий разделили между собой полюбовно». Наследная часть Е. А. Боратынского перешла к его детям Льву, Дмитрию и Николаю Евгеньевичам Боратынским .

После смерти Александры Фёдоровны Мара переходит к брату Абрама Андреевича Сергею Абрамовичу Боратынскому. Последний оказался рачительным хозяином: при нем Мара переживает свой второй расцвет. Были отремонтированы все жилые хозяйственные постройки, спроектированы и построены купальня в виде готической башни и летний домик .

Отмена крепостного права негативно отразилась на финансовой состоятельности Марской усадьбы. Сын Сергея Абрамовича Михаил, медик по образованию, твердым помещиком не был, все свое время отдавал профессии. Фактически все дела в имении берут в руки его сестры – Елизавета, Александра и Анастасия. Однако больших успехов они не добились: сказывалось отсутствие необходимой сноровки, общие неблагоприятные условия для ведения хозяйства. После смерти Елизаветы, последней из оставшихся сестер, Мара перешла к дочерям Михаила Сергеевича, живших в других губерниях и не навещавших свое имение.

В годы революции и Гражданской войны крестьяне пытались устроить в имении библиотеку-читальню и музей, но безуспешно. Мара была разрушена. В разные годы предпринимались попытки ее восстановления: в 1957 году архитектор В. Белоусов сделал первые обмеры наружных остатков стен разрушенных построек.

Конкретные действия по увековечению памяти о поэте Е. А. Боратынском и усадьбе Маре как культурно-историческом памятнике предпринимала поэт, критик-литературовед из Москвы Т. А. Жирмунская. Впервые она побывала в Софьинке и Маре в сентябре 1970 г., беседовала с учителями и учениками Софьинской восьмилетней школы. При встречах с руководством Умётского района, области Т. А. Жирмунская поставила вопрос о необходимости возрождения памяти о Боратынском, возможности ежегодного проведения праздников его поэзии именно здесь, в Маре.

По предложению краеведа А. И. Захарова Тамбовским облисполкомом было принято постановление о восстановлении усадьбы как памятника русской культуры (1976), но долгие годы никакой конкретной работы не проводилось.

С 1983 г. в Маре проводятся традиционные Праздники поэзии Е. А. Боратынского, инициаторами которых стали литературоведы, преподаватели Мичуринского педиститута В. Е. Андреев и В. И. Попков.

I Праздник поэзии Е. А. Боратынского состоялся 22 мая 1983 г. в роще близ Мары . Из Тамбова, Мичуринска, Кирсанова, близлежащих сёл и деревень приехали писатели, учёные, художники, музыканты, журналисты, краеведы. С 1983 г. на традиционные Праздники в Мару, помимо тамбовских писателей, учёных, художников, журналистов, краеведов, приезжали гости из Москвы, Воронежа, Курска, Ельца, Мичуринска, Ростова-на-Дону. Состав участников и гостей год от года менялся, но сложилась группа единомышленников, проявивших неподдельный интерес к делу возрождения Мары и как к форме этого процесса – проведению праздников поэзии. Это: В. Е. Андреев, В. И. Попков, В. Г. Руделев, А. М. Кальницкая, Л. В. Гюльназарян-Пешкова, В. Т. Дорожкина, Н. Б. Моисеев, В. Г. Шпильчин, Е. Н. Писарев, И. И. Овсянников, А. А. Соболева, Л. Ю. Евтихиева, З. И. Загумённова.

Прекрасную, добрую традицию – проведение на месте усадьбы Мары, близ с. Софьинки (Умётский район), Праздников поэзии Е. А. Боратынского удалось сохранить. Они состоялись и в первом десятилетии XXI в. (2001, 2004, 2006, 2008, 2010, 2015). На каждом Празднике высказывались пожелания о воссоздании усадьбы Боратынских, но Мара так и не восстановлена.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Тамбовские даты, 2013 год [Текст] : библиогр. календарь-справочник / Упр. куль- туры и арх. дела Тамб. обл., Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Гос. арх. Тамб. обл., Гос. арх. соц.-полит. истории Тамб. обл. ; сост.: Н. Н. Трусова [и др.]. – Тамбов: Пролетарский ссветоч, 2012. – C. 188-194

2. Климкова, М. А. Край отеческий. История усадьбы Боратынских. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2006. – С. 143.

3. Климкова, М. А. Там же. – С. 100.

4. Климкова, М. А. Там же. – С. 183.

5. Цитируется по: Климкова, М. А. Там же. – С. 150-151.

6. . Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область. Труды 73. – Москва: Министерство культуры РСФСР, 1978. – С. 206.

7. Андреев, В. Е.Судьба Ядровки имения поэта Е.А. Боратынского // Культура русской провинции. – Тамбов, 2002. - С. 41 47.

8. Андреев, В. Е.Там же.

9. Андреев, В. Е.Там же.

10. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Там же.

11. Тамбовские даты, 2013 год. Там же.

Евгений Баратынский считался современниками величайшим поэтом России. Его элегии и эпиграммы читались в литературных салонах. Описаниями природы и любовной лирикой восхищались друзья-поэты. По непонятным причинам он был задвинут на задний план, но остается значительной фигурой в русской поэзии ХIХ века.

Детство и юность

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 года в семье отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Баратынского и Александры Федоровны, в девичестве Черепановой. Оба супруга принадлежали к высшей знати. Абрам Андреевич состоял в свите , Лейб-гвардии Гренадерского полка. Александра Федоровна получила образование в Смольном институте благородных девиц, служила императрице .

За верную службу братьям Абраму и Богдану император подарил имение Вяжля в Тамбовской губернии, где и родился Евгений, старший сын среди восьми детей. В 1804 году владельцы делят имущество и семья Абрама Андреевича перебирается на окраину Вяжли, где на краю живописного оврага построена новенькая барская усадьба Мара. Там прошло раннее детство поэта. В Маре написана элегия «Запустение», посвященная воспоминаниям.

Воспитателем Евгения с братьями служил итальянец Джьячинто Боргезе, памяти которого незадолго до смерти поэт посвятил стихотворение «Дядьке-итальянцу». В семье говорили на французском языке, и первые письма, посланные мальчиком домой из петербургского пансиона, написаны по-французски. В восемь лет Баратынский начал учить немецкий язык в частном пансионе, в двенадцать – поступил в Пажеский корпус.


В 1810 году внезапно умер отец, семья вернулась в поместье из Петербурга. Подготовку сына к поступлению в престижнейшее заведение Российской империи контролировала мать. Из писем к матери биографы поэта знают о его настроениях той поры. Подросток отличался мрачным строем мыслей, читал философские трактаты, однако готовился к службе в военном флоте.

Планам не суждено было сбыться. Весной 1814 года за плохое прилежание к учебе юношу оставили на второй год. Компания приятелей Евгения посвящала большую часть времени не урокам, а проказам. Самоназванное «Общество мстителей» изводило нелюбимых преподавателей злыми шутками. Забавы закончились плохо – друзья украли у отца одного из мальчишек черепаховую табакерку в золотой оправе вместе с деньгами.


В результате компанию личным распоряжением генерала Закревского исключили из Корпуса за кражу без права поступления в другие учебные заведения. Служить можно было только в чине солдата. Эта история переломила судьбу Баратынского. Он вернулся в поместье, много думал и начал писать стихи.

Брат поэта, Ираклий Абрамович Баратынский, успешно окончивший Пажеский корпус, дослужился до генерал-лейтенанта. Занимал пост губернатора Ярославля, потом Казани, заседал в сенате.

Литература

В 1819 году его творения уже стали публиковаться в журналах. Современники ценили творчество Баратынского за глубину переживаний, трагизм и надрывность. Изящный слог и сплетение словесных кружев, оригинальность стиля хвалили приятели поэта, бывшие первыми критиками.


Антон Дельвиг первым оценил незаурядный талант и напечатал одно стихотворение Баратынского без ведома автора. Восхищались творчеством молодого поэта , Петр Плетнев, Николай Гнедич, .

Ставшие знаменитыми лирические стихотворения и поэму «Эда» Баратынский написал во время службы в Финляндии, где он провел пять лет в чине унтер-офицера. Поэта вдохновляла красота дикой северной природы и прелестная графиня Аграфена Закревская, жена генерал-губернатора Финляндии Арсения Закревского. Природа и эмоции сплетаются воедино в образе потока в стихотворении «Водопад».


Есть несколько интересных фактов о Баратынском, о которых обычно не рассказывают на уроках литературы. Например, о чудовищной безграмотности поэта. В совершенстве владея итальянским, французским и немецким, поэт не владел грамматикой и пунктуацией русского языка. Из знаков препинания признавал лишь запятую. Стихи перед публикацией отдавал на редактуру Дельвигу.

Тот передавал рукопись жене, Софье Михайловне, с просьбой переписать до точки. Но вот точек-то и не было – стихотворения завершались запятыми. Даже собственную фамилию Евгений писал по-разному. Первые стихи он подписал: «Евгений Абрамов сын Баратынской». В публикации произведений и в последнем сборнике употреблялся вариант - «Боратынский».


Родовая фамилия происходит от названия замка Боратын в Галиции. Вариант с буквой О выбит на надгробном памятнике, а написание с буквой А закрепилось в биографии благодаря письмам Пушкина, который, рассказывая о трудах приятеля, называл его «Баратынский».

Поэзию Евгения Баратынского критиковали с разных точек зрения. Декабристы упрекали поэта в отсутствии гражданской позиции и излишнем влиянии классицизма. Романтизма в текстах было многовато для критиков, но мало завсегдатаям литературных гостиных. Сам автор к концу жизни редактировал свои ранние вещи, убирая из них лиричность и накатанность стиля, что также не нашло понимания у поклонников таланта.

Личная жизнь

Поэт был женат на Анастасии Львовне Энгельгардт, дочери генерал-майора. В приданое за супругой Евгений получил прочное положение в светском обществе и богатые имения, в частности - подмосковное Мураново, ставшее родовым гнездом многочисленной семьи, а впоследствии музеем имени . Там до сих пор стоит дом, построенный под руководством Баратынского, растет посаженный им лес.


Молодые обвенчались 9 июня 1826 года. Впрочем, по меркам ХIX века, в свои 22 года Анастасия считалась уже вполне зрелой особой. Она слыла умной, но некрасивой, отличалась тонким литературным вкусом и нервным характером. В браке родилось девять детей.

Молодой муж отбросил мечты и занялся обустройством быта. По письмам Баратынский тридцатых годов кажется добросовестным хозяином и отцом. К этому периоду относятся стихи «Весна, весна! как воздух чист!», в котором поэт просто радуется жизни, и «Чудный град порой сольется», в котором отмечает, что «мгновенные созданья поэтической мечты исчезают от дыханья посторонней суеты».

Смерть

Последний сборник стихотворений «Сумерки» критики жестоко раскритиковали. Особенно отличился , с которым Баратынский полемизировал до самой смерти. По мнению , Белинский виновен в ранней смерти Баратынского, поскольку ранил чувствительную душу поэта пренебрежительным тоном и оскорбительными сравнениями.


Осенью 1843 года Баратынский с женой отправляется в путешествие по Европе. Посещает крупные города Германии, живет полгода в Париже. Весной 1844 года путешественники плывут из Марселя в Неаполь. Ночью поэт написал пророческое стихотворение «Пироскаф», в котором выразил готовность умереть.

В Неаполе у Анастасии Львовны случился припадок, который сильно подействовал на ее мужа. Усилились головные боли, которые давно мучили Баратынского. На следующий день, 29 июня 1844 года, поэт умер. Официальной причиной смерти назван разрыв сердца. В августе 1845 года тело поэта вернулось на родину, в Петербург. Евгения Баратынского предали земле на Ново-Лазаревском кладбище, расположенном на территории монастыря .

Библиография

  • 1826 – поэма «Эда»
  • 1826 – поэма «Пиры»
  • 1827 – собрание стихотворений
  • 1828 – поэма «Бал»
  • 1831 – поэма «Наложница» (первоначальное название «Цыганка»)
  • 1831 – рассказ «Перстень»
  • 1835 – собрание стихотворений в двух частях
  • 1842 – сборник стихов «Сумер¬ки»
  • 1844 – «Пироскаф»