Кореец 2 канонерская лодка. Канонерская лодка «Кореец

в Избранное в Избранном из Избранного 0

«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага» .

6 августа в 20 часов 30 минут сигнальщик германского крейсера «Аугсбург» на дистанции 50 каб. обнаружил идущий под берегом острова Кюно корабль и доложил в рубку. В этот момент командир крейсера Андреас Фишер допустил ошибку, опознав цель как канонерскую лодку «Храбрый».

«Аугсбург» и сопровождающие его эсминцы «V-29» и «V-100», повернув на восемь румбов вправо, легли на курс NW. Через 15 минут довернув на N и подойдя на дистанцию 25 каб. крейсер осветил боевыми прожекторами две канонерки русских идущие строем пеленг курсом наNW 10 град. А вставшие перед «Аугсбургом» всплески от снарядов, окатившие его полубак, однозначно дали понять, что это совсем не «Храбрый» с его 130-миллиметровками. Последовавший за тем удар в правый борт в районе шестого шпангоута заставил крейсер вздрогнуть всем корпусом. Погас носовой прожектор. Взрывом убило семь человек и сорвало стопор правого шпиля. Вахтенный доложил, что правый якорь отдан. Через пару минут якорь надежно вошел в грунт. Вход же в канатный ящик заклинило тем же взрывом. На мостике переложили телеграф на «полный назад», но почти пять тысяч тонн, прущие на скорости около 20 узлов, остановить сразу не получилось. Когда цепь вытравило полностью, «Аугсбург» клюнул носом и повалился в правую циркуляцию, черпая воду пробоиной и разворачиваясь к русским левым бортом. Весьма высоким, и хорошо различимым на фоне закатного неба. Куда почти сразу и прилетело. И рвануло.

Эсминцы, пытаясь прикрыть своего флагмана, пошли в торпедную атаку. Но попав под интенсивный артиллерийский огонь, были вынуждены отвернуть. Выпущенная миноносцем «V-29» торпеда в цель не попала…

Их строили для других акваторий. Но обстоятельства сложились так, что построенные для Дальнего Востока канонерки остались на Балтике. Первым кораблем, предназначенным для действий в Амурском лимане и татарском проливе, был «Гиляк».

Но в результате обобщения опыта действий канонерских лодок Тихоокеанской эскадры по обороне ВМБ «Дальний» на о.Цусима, где им в ходе несения сторожевой службы на внешних рейдах приходилось систематически вступать в бой, в том числе и с легкими крейсерами противника, проект доработали в сторону усиления огневой мощи. Что повлекло за собой и увеличение водоизмещения.

В результате спущенный на воду в 1908 году «Кореец» вырос до 83 метров и опух до 1750 тонн. У китайцев хватило амбиций назвать нечто подобное крейсером II ранга. При ширине почти 14 метров (13,8м) осадка в полном грузу составляла 3,2 м, что позволяло использовать корабль в нижнем течении Амура вплоть до Хабаровска и большинстве китайских рек. При приеме 280 тонн балластной воды для морских переходов максимальная осадка доходила до 3,6 м. Главный калибр составляли четыре 203-мм 45-калиберных орудия на двух двухорудийных установках фирмы Армстронг. Ассистировать им должны были четыре 120/50-мм пушки Виккерса и четыре трехдюймовки Канэ. Последние, впрочем, еще на стадии проектирования заменили на 122-мм полевые гаубицы на морских станк ах – они лучше подходили для работы по берегу. Главный броневой пояс шириной 3,4м из четырнадцати плит толщиной 50мм протянулся на 63 метра, прикрывая основные машины и механизмы лодки. Внутренняя защита состояла из 20мм бронепалубы, 50мм скосов и, стоящей на их стыке, 20мм противоосколочной переборке высотой 1,7м, толщина которой в районе элеваторов и машин корабля доходила до 50мм. Боевая рубка изготовлялась из броневой стали толщиной 50мм, крыша и подшивка рубки – из маломагнитной стали толщиной 20мм. 8" орудия были прикрытии щитами 50мм толщины. Вся эта радость приводилась в движение двумя четырехлопостными винтами диаметром 1,8м на которые работали две низкооборотные турбины Парсона общей мощностью 7600 л.с. питаемые от четырех водотрубных котлов Ярроу с угольным отоплением. Флот, имея с 1903 года опыт эксплуатации турбинного миноносца, решил попрактиковаться и на более крупных кораблях (в 1902 г. Британское Адмиралтейство модернизировало энергетическую установку 15-летнего эсминца "Velox" и по итогам годовой эксплуатации ПТУ приняло решение о том, что с 1905 г. все новые корабли Великобритании должны оснащаться только паротурбинными двигателями). При 430 об/мин. канонерка уверенно держала 20 узлов. Правда далеко убежать она не могла. Нормальный запас топлива в 180 тонн не позволял. Полный же запас в 280 тонн позволял пройти чуть более 2000 миль. Хотя для судна, главной задачей которого была роль оперативного артиллерийского резерва ВМБ и доминирование на речных акваториях, это не было критичным. На скверную обитаемость просто закрыли глаза. А вот остойчивость «Корейца» чуть было не поставило крест на всей серии. Даже на небольшой зыби прицельная стрельба была затруднена, при волнении в 5 баллов качка доходила до 30 градусов, а при волнении более 6 баллов размах бортовой качки уходил за 40 градусов. При этом потеря нормальной управляемости, приводила корабль лагом к волне, грозя опрокидыванием. «При ветре 6 баллов лодка обладает стремительной качкой, делая 24-28 размахов в минуту от 35 до 40 град., вследствие чего люди не могут удержаться на ногах». Однако, в конце концов, проблему решили установкой внешних килей.

Строившиеся следом канонерские лодки «Сивуч» и «Бобр» получили двухорудийные башенный установки 203/50-мм проектировавшиеся как вспомогательные для тяжелого крейсера «Петр Великий». Однако в силу введения в строй английского «Дредноута», такой калибр для ТКР стал не актуален. Проект башен переработали в сторону уменьшения защиты до 50мм и благополучно вписали в выросшее до 1870 тонн водоизмещение. Нормальная осадка увеличилась до 3,3м. И из-за более полных обводов скорость лодок упала до чуть более 19 узлов. Но зато с виду это был вылитые крейсера.

В начале августа 1915 года германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.

6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) канонерки встретились с германским крейсером «Аугсбург» и эсминцами «V-29» и «V-100». Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. В 20 часов 24 минут осветив лодки прожектором крейсер начал пристрелку с дистанции 25 каб. «Сивуч», идущий головным, ратьером передал приказ на «Кореец» и принял круче к весту. Перестроившись в кильватер и имея курс NWN, канонерки с дистанции мене 20 каб., фактически прямой наводкой, открыли огонь главным калибром по германскому крейсеру. Прожекторы не включали. Классического «сrossing the T» конечно не получилось, но хватило и этого. Накрытия пошли со второго залпа – крейсер буквально влетел в столбы воды поднятые разрывами фугасных снарядов. Всплески закрыли корабль противника от дальномерщиков, поэтому разрыв на корпусе «Аугсбурга» восьмидюмового снаряда выпущенного левым орудием баковой установки «Корейца» замечен не был. А погасший прожектор посчитали пораженным осколком от близкого накрытия. Когда же крейсер развернуло бортом, и он сбросил ход, задумываться о причинах не стали, а воспользовавшись моментом, отработали по столь шикарной и почти полигонной мишени. Однако столь неудобное и критическое положение позволило немцам использовать кормовой боевой прожектор, и семь немецких 105-миллиметровок сосредоточили огонь на «Сивуче», добившись за короткий промежуток времени трех попаданий. А тут еще в атаку пошли миноносцы. Получив снаряд в румпельное отделение «Сивуч» покатился вправо и благодаря этому разминулся с торпедой. «Кореец» идя прежним курсом, перенес огонь на новых противников и заставил их выйти из боя. На одном из миноносцев был зафиксирован разрыв 120мм снаряда в районе мостика.

В 21 час 20 минут канонерские лодки оставив за кормой горящий и потерявший ход легкий крейсер «Аугсбург» имея скорость 12 узлов направились на выход из рижского залива. А ещё через пятнадцать минут на них скрестились лучи десятка прожекторов – 4-я эскадра германского флота приближалась со стороны Моонзундского пролива к месту боя. В 21 час 42 минуты комендоры двигавшегося головным линейного корабля «Posen» открыли огонь. В ответ заговорили восьмидюймовки канонерок.

На посту Службы связи Балтийского флота на острове Кюно зафиксировали продолжавшийся около полутора часов в районе острова артиллерийский бой, сопровождавшийся интенсивной стрельбой, горением множества прожекторов и осветительных ракет.

Там два маленьких русских корабля вели бой с двумя линкорами-дредноутами, четырьмя крейсерами, идущими в сопровождении тридцати миноносцев и восьми сторожевых кораблей. Потеряв друг друга из виду во всплесках множества снарядов, они вели каждый свое сражение, но Андреевского флага не спустили.

В 22 часа 10 минут избитый снарядами и потерявший ход «Сивуч» получил две торпеды в левый борт. Внутри корпуса прогремел сильный взрыв и героический корабль, стремительно заваливаясь на борт, затонул в географической точке с приблизительными координатами 58 гр. 08 сек с.ш., 23 гр. 50 сек. в.д. в виду прибрежной деревни Линакюля.

В 22 часа 21 минута горящий и неуправляемый «Кореец», отстреливающийся из последнего уцелевшего орудия (122-мм гаубицы), вынесло на прибрежные камни острова Кюно в полутора милях севернее указанной деревни. Команда покинула обреченный корабль, исчерпавший все возможности к ведению боя.

Из 148 человек команды «Сивуча» немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой «Сивуч» погиб ее командир Петр Нилович Черкасов, который еще в русско-японскую войну отличился в бою миноносцев под Ляотешанем 26 февраля 1904 года, а в последние дни обороны Порт-Артура служил старшим офицером броненосца «Севастополь». За свой последний бой капитан 2 ранга П.Н. Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин.

Длина готовой модели: 40 см
Количество листов: 18
Формат листов: A3

Описание, история

«Кореец» - русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Заложен в Стокгольме в 1886 , спущен на воду 7 августа 1886, вступил в строй в 1888 . Всего по этому проекту построено 9 кораблей: «Кореец», «Манджур» и «Хивинец» - на Балтике; «Донец», «Запорожец», «Кубанец», «Терец», «Уралец» и «Черноморец» - на Чёрном море.

«Кореец»

Основная информация
Тип
Государство флага
Россия
Строительство начато 1886
Спущен на воду 7 августа 1886
Введён в эксплуатацию 1888
Выведен из состава флота 1904
Современный статус Взорван и затоплен после Боя у Чемульпо
Параметры
Тоннаж 1334 тонны
Длина 66,3 м.
Ширина 10,7 м.
Осадка 3,5 м.
Технические данные
Силовая установка Одновальная, горизонтальная паровая машина двойного расширения
Скорость 13,5 узла (25 км/ч)
Автономность плавания 2850 миль (8-узл. ходом)
Экипаж 12 офицеров и 162 матроса
Вооружение
Артиллерия 2 х 203-мм (35 кал), 1 х 152-мм (35 кал), 4 х 9-фунтовых, 4 - 37-мм и 1 - 64-мм десантное орудия
Торпедно-минное вооружение 1 х 381-мм. торпедный аппарат
Боевой путь

«Кореец» нёс службу на Дальнем Востоке. В июне 1900 во время китайской кампании по подавлению восстания «боксёров» в составе международной эскадры принимал участие в бомбардировке фортов Дагу (Тяньцзинь) в устье реки Байхэ; при этом получил несколько попаданий, имел повреждения и потери - 9 убитых и 20 раненых.

Перед началом Русско-японской войны 1904 -1905 годов вместе с бронепалубным крейсером 1-го ранга «Варяг» (командир - капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) находился в качестве стационара в корейском порту Чемульпо . 8 февраля (26 января по старому стилю) 1904 «Кореец» был отправлен в Порт-Артур со срочной депешей наместнику, однако японская эскадра контр-адмирала С. Уриу, блокировавшая Чемульпо, преградила ему путь. После того, как командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г.П. Беляев повернул назад, японские миноносцы выпустили по ней три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта, показав рули. На Корейце был подан сигнал «отражение минной атаки» и сразу же, так как лодка входила на нейтральный рейд, «отбой». При этом было сделано два выстрела из скорострельной револьверной 37 мм пушки (позже японцы назовут их первыми выстрелами русско-японской войны,при этом умолчав о торпедах).


Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904»

9 февраля (27 января) 1904 «Варяг» и «Кореец» пошли на прорыв и в 11:45 вступили в неравный бой с японской эскадрой. Бой длился около 1 часа. «Кореец» принимал участие лишь в заключительной его фазе, прикрывая отход «Варяга»; ему удалось отразить торпедную атаку, предпринятую японскими миноносцами. За время боя корабль выпустил по противнику 52 снаряда; потерь и повреждений «Кореец» не имел.


Взрыв «Корейца»

Чтобы не допустить захвата корабля японцами, после боя (в 15:55) «Кореец» был взорван на рейде Чемульпо. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон и вскоре вернулся в Россию. В Санкт-Петербурге все офицеры были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд - знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которой были награждены все участники боя.


«Кореец-2»

В 1906 на Путиловском заводе была заложена ещё одна канонерская лодка с таким же названием, относившаяся к типу «Гиляк» (все 4 корабля серии носили имена канонерок, погибших в Русско-японской войне). В конце Первой мировой войны «Кореец-2» участвовал в Моонзундском сражении; ввиду опасности захвата противником был взорван экипажем.

В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.

Появление в русском флоте

Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.

По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия "Храбрый", а также "Хивинец". Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа "Гиляк", но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели "Ардаган", "Каре" и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные "Ардаган" и "Каре" решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок - "Бурят".

Канонерская лодка "Кореец"

Данный боевой корабль сразу же после постройки отправили на Дальний Восток, где он, собственно, и нес службу. "Кореец" принимал активное участие в боевых действиях 1900-1905 годов. Так, он был использован против Ихэтуаньского восстания, более известного как восстание боксеров, помимо этого, принимал участие в обстреле форта Таку. Во время Русско-японской войны "Варяг" и "Кореец" находились в порту Чемульпо и защищали там русские интересы.

Так, в феврале 1904 года "Варяг" и "Кореец" выступили против целой японской эскадры кораблей. В результате боя потерь не было, так как велся он на большой дистанции. Канонерская лодка "Кореец" не достреливала до врага, а японские же снаряды по большей части перелетали. Так как лодка была боевой, то нельзя было допустить её захвата противником. Когда экипаж пересел на французский "Паскаль", "Кореец" был подорван и, следовательно, затоплен.

Пройденный боевой путь

Во время сражения в "Корейца" попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки - соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду "Кореец-2". Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

"Хининец" и "Сивуч"

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка - "Хивинец". Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился "Хивинец" в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

"Сивуч" известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили "Сивуч", но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским "Варягом".

История корабля "Борб"

Если крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" предназначались больше для атаки, то исключительно с оборонительной цели был создан "Борб". Этот корабль имел базу "Гиляк" и сошел с верфи в 1907 году, а проект по разработке начался в 1906-м. По большей части применялся для защиты реки Амур практически до самого Хабаровска. Конструкторы поставили акцент на автономности и дальности плавания. Но в ходе эксплуатации мореходность оказалась на достаточно низком уровне.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец" представляли огромную ценность для страны. Эти корабли обладали высокой огневой мощью, чего нельзя сказать о лодке "Бобр". Особого вооружения на борту не было, поэтому зачастую использовалась она как плавательная база. После 21 года службы она была сдана на лом. Прототипов по данному проекту создано не было.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец": функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск ;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. "Варяг" (крейсер) и канонерская лодка "Кореец" существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

Об основных характеристиках

Наибольшее внимание конструкторы уделяли такому показателю, как скорость и огневая мощь. Чем больше был калибр орудия и количество пушек, тем эффективней считалось использование судна. Что касается скорости, то она всегда была важной характеристикой. Обычно составляла от 8 до 15 узлов. В зависимости от цели использования канонерка могла быть небронированной, что обеспечивало максимальную мобильность. Защита бронеплитами самых уязвимых мест - наиболее приемлемый вариант. Удавалось добиться оптимальной скорости и живучести. Броненосец же был защищен со всех сторон, но плавал довольно медленно. С одной стороны, он мог пережить множество прямых попаданий, а с другой - становился легкой мишенью для более подвижных боевых кораблей.

Чаще всего канонерские лодки оснащались пушками основного калибра от 200 до 350 мм и вспомогательными орудиями. В качестве последних нередко применяли 76-150 мм, но это было больше свойственно речным канонеркам. Устанавливались автоматические пушки, такие как "Зенит". Пулеметы старались применять как можно реже ввиду низкой дальности стрельбы.

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

В заключение

Канонерки российского производства славились тем, что вступали в неравные схватки с врагом и нередко выходили из боя победителями. Это заслуга не только конструкторов корабля, но и экипажа, который храбро сражался за свою Родину. В таких случаях американцы или немцы тут же отступали, не желая терять технику и живую силу. Русские же стояли до конца. Именно благодаря этому было выиграно не одно морское сражение. Плюс ко всему нередко нашими использовалось устаревшее вооружение, которое не позволяло иногда даже пробить броню противника. Но все это не мешало сражаться до последнего. Яркими тому примерами служат "Кореец" и "Варяг".



Слава оказалась настолько громкой, что для канонерской лодки “Кореец” ее осталось не так уж и много, хотя именно этот скромный корабль оказался в самом центре событий, разыгравшихся на рейде корейского порта Чемупьпо 8 февраля 1904 года.


К началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром — 46-летним капитаном 2-го ранга Г.П. Беляевым. Опытный военный моряк, Г.П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра.
На “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции — трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты, и он вместе с “Варягом” вышел в свой последний бой. В присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше. Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры.

Из отчёта командира “Корейца” Г.П. Беляева: "Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по «Asama» и «Takashiho». Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Asama»,- команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход - и прикрывал его, сначала огнем левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов, стрельбу из этих орудий прекратил." Море вокруг “Корейца” кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль...

"По дальнейшим известиям, крейсер «Asama» сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же «Takashiho», после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море.

Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8 дм. орудия-22 выстрела, из 6 дм.-27 и из 9 фунтовой пушки-3 выстрела. Убитых и раненых не было."

Понимая,что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена. На "Корейце" стали готовиться к взрыву. Вскоре от бортов русских кораблей стали отваливать шлюпки, перевозя на борт французского крейсера «Паскаль» раненых, а затем и остальных членов команд. С "Корейца" последним сошел его командир Г. П. Беляев.
Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей...

На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием.
Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г
В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Головной корабль крупной серии русских мореходных канонерок. Заложен по русскому проекту в 1886 году в Стокгольме, спущен на воду 7 августа 1886-го, вступил в строй в 1888 году.

Водоизмещение 1334 т,
мощность горизонтальной паровой машины двойного расширения 1564 л. с.,
скорость хода 13,5 узла.
Длина наибольшая 66,3 м,
ширина 10,7,
среднее углубление 3,5 м.
Бронирование: палуба 12,7 мм.
Вооружение: 2 — 203-мм орудия, 1— 152-мм орудие, 4— 9-фунтовых, 2— 47-мм,
4— 37-мм и 1 десантная пушки.

Канонерская лодка "Кореец". Модель в бутылке (1л.) Автор Артем Попов.

Канонерская лодка "Кореец"

  • Годы эксплуатации: 1885г - 1904г.
  • Заложена на Стокгольмской ферфи, в Швеции декабрь 1885 год.
  • Спуск на воду произведен в август 1886 год.
  • Введена в строй в 1887 году.

Канонерская лодка Кореец

"Подвиг крейсера Варяг" стал символом несгибаемости русского военного флота. Менее известный участник героического подвига, канонерская лодка "Кореец" совместно с дала бой японской эскадре, пусть короткий и безнадежный. Она была таким же полноправным участником боя. И заслужила таких же почестей как и Варяг. Именно на канонерской лодке, а не на крейсере были самые мощные орудия 208 мм или восьмидюймовки. Варяг имел на борту орудия максимальным колибром 152 мм.
27 января 1904 года, после боя с японской эскадрой в Чемульпо, в отличии от затопленного " " была взорвана экипажем.
На следующий год, была поднята японцами и сдана на металлом.

февраль 1904 года, Чемульпо, взорванная канонерская лодка Кореец

  • Водоизмещение "Корейца" -1224 т. Длинна 66.7, ширина 12.2, высота 3.8 метра.
  • Вооружение: 2 восьмидюймовых орудия - 203мм, 1 орудие - 152 мм, 4 орудия- 107 мм, 2 - 47 мм, 4 - 37 мм, 1 НТА (торпедный аппарат) 381 мм
  • Бронирование лодки - броневая палуба 10 мм
  • Механизмы 2 горизонтальные машины двойного расширения 1724 л.с., 6 огнетрубных котлов, 2 винта.
  • Максимальная скорость - 13,5 узла.
  • Дальность плавания 2850 миль.
  • Экипаж канонерской лодки "Кореец" : 12 офицеров и 162 матроса.

Все матросы - участники боя, получили в награду ЗОВО (Знак отличия Военного ордена). Именно такая аббревиатура встречается в литературе, по простому же "Георгиевским крестом" . Награжденному «Георгием» выплачивалось пожизненное денежное вознаграждение, составлявшее за год 2 рубля 70 копеек (!).
После октябрьской революции 17 года денежные выплаты были прекращены.

Через 50 лет Советское правительство вспомнило о героях. В 1954 году 45 ветеранов, участников морского сражения в Чемульпо, указом правительства награждаются медалью «За отвагу».

Все офицеры обоих морских судов были награждены орденом святого Георгия IV степени. Так же все участники сражения - были награждены специальной медалью за бой крейсера "Варяг" и "Корейца".

Учрежденная медаль за бой крейсера Варяг и канонерской лодки Кореец

Ниже собран пофамильный состав канонерской лодки "Кореец" , с интересными фактами из жизни участников сражения. К примеру один из матросов, после награждения, спустя немного времени потерял наградную медаль.

Если кому-то что либо известно о судьбе участников сражения просьба отписать в комменты.

  1. Адрианов Николай горнист
  2. Адрианов Петр комендор
  3. Акросимов Александр подшкипер
  4. Акрутский Федосий комендор
  5. Анисимов Инокентий матрос
  6. Арискин Василий квартирмейстер
  7. Артеньшин Поликарп квартирмейстер
  8. Базайкин Семен машинист
  9. Балаев Арсений комендор
  10. Барабанщиков Василий матрос
  11. Башмаков Михаил комендор
  12. Белоусов Алексей марсовый
  13. Белых Дмитрий комендор
  14. Беляев Григорий Павлович капитан 2 ранга, командир канонерской лодки «Кореец», награжден за сражение орденом Св. Георгия 4 степени. В 1905 году, командир броненосца «Синоп», член состава суда над бунтарями матросами.
  15. Беляев Федор матрос
  16. Берсеньев Василий парусник
  17. Бершатский Илларион матрос
  18. Беседин Константин кок
  19. Близнюк Владимир матрос
  20. Близнюк Павел матрос
  21. Бирилев Павел Андреевич, год рождения 1881, мичман. Был одним из организаторов взрыва канонерской лодки «Кореец» 9.02. 1904 г.; награжден за бой орденами Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом и Св. Георгия 4 ст.
  22. Богданов Василий минер
  23. Богомолов Яков матрос
  24. Боженов Семен кочегар
  25. Бойсман Владимир Васильевич мичман, Св. Анны с надписью «за храбрость». Сын В.А. Бойсмана (командир «Пересвета») перешел в армию. Умер в эмиграции в г. Териоки (Финляндия) в чине генерал-майора.
  26. Большешапов Степан матрос
  27. Борделюк Мефодий кочегар
  28. Бордуховский Иван рулевой
  29. Борейко Александр матрос
  30. Боринов Александр машинист
  31. Борисов Василий Борисович матрос, родился в селе Юрьево Старорусского района Новгородской области, награждён 4 ст., георгиевской медалью, также были вручены именные часы с надписью «Герою Чемульпо». В школьном музее хранились его медаль участника русской – японской войны, на одной стороне медали: «1904 -1905 гг», на другой - «Да вознесёт нас господь в своё время».
  32. Босков Тихон хозяин отсеков
  33. Бутлеров Александр Михайлович мичман, вахтенный начальник, участвовал в проведении взрыва лодки, орден Св. Анны с надписью «за храбрость»; 30 сентября 1913 г. убит на дуэли с лейтенантом Дурново в Севастополе.
  34. Бочаров Леонтий матрос
  35. Буравлев Петр матрос
  36. Бурков Серафим матрос
  37. Ваганов Николай артиллерийский квартирмейстер 1 статьи, был назначен из числа добровольцев произвести взрыв лодки «Кореец».
  38. Вандокуров Захар сигнальный квартирмейстер.
  39. Васильев Алексей матрос.
  40. Ведерников Александр водолаз
  41. Великанов Степан машинист
  42. Вертоховский Станислав машинный квартирмейстер. Принимал участие в военных действиях 1901 г. под Таку и за это имел Знак отличия Военного ордена 4 ст., 3 ст. получил за Чемульпо.
  43. Волконе (Вологоня) Адам матрос, лишен наград и осужден на 1 год и 6 месяцев за промотание казенных денег и покушение на грабеж с применением насилия.
  44. Волошин (Волошен) Мирон Порфилович квартирмейстер, 1954 г. медаль "За отвагу"
  45. Воронин Прокопий маляр
  46. Вороновский Иван плотник
  47. Вторых Захар минер
  48. Вычугжанин Михаил комендор
  49. Глазунов Павел Дмитриевич писарь, был в числе добровольцев произвести взрыв КЛ «Кореец», было отказано.
  50. Голышев Егор матрос
  51. Гончаров Порфирий водолаз
  52. Грибов Дмитрий матрос
  53. Грышин Михаил матрос
  54. Гринь Даниил матрос
  55. Гуров Тимофей рулевой
  56. Диких Платон ст. командор. Еще до сражения в Чемульпо, принял участие в боевых действиях 1901 года. под Таку, за что и награжден Знак отличия Военного ордена 4 ст., под Чемульпо удостоин ЗОВО 3 ст.
  57. Долганов Михаил квартирмейстер
  58. Дорофеев Иван матрос
  59. Дриждь Анисим матрос
  60. Дробенко Анисим матрос.
  61. Дроних Яков машинист
  62. Дьячков Иван матрос 1 ст., был назначен из добровольцев взорвать «Кореец», приказано сесть в вельбот.
  63. Дурнов Сергей Николаевич мичман
  64. Емельянов Парфирий минный квартирмейстер, участник подготовки лодки к взрыву.
  65. Еременко Корней матрос
  66. Ермолаев Терентий марсовый
  67. Ефимов Павел матрос
  68. Железнов Павел Васильевич
  69. Жернаков Григорий уроженец Черемховского района, Иркутской обл.
  70. Афанасий Жуков водолаз.
  71. Заводовский Егор квартирмейстер
  72. Засухин Анатолий Николаевич р.1861 г. капитан 2 ранга; ст. офицер Сибирского флотского экипажа: орден Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом и Св. Георгий 4 ст.
  73. Захаров Андрей квартирмейстер
  74. Зинович Роман кочегар
  75. Зырянов Денис Кириллович кочегар; 1954 г. медаль "За отвагу" .
  76. Заяц Матвей матрос
  77. Золотухин Иван комендор
  78. Иванов Феоктист марсовый
  79. Каданников Петр санитар
  80. Казачишин Антон матрос
  81. Катунин Алексей матрос
  82. Кнюков Дмитрий марсовый
  83. Козлов Илья квартирмейстер
  84. Колесников Иван машинист
  85. Комашев Устим матрос
  86. Комошев Яков матрос
  87. Константинов Алексей хозяин отсеков
  88. Копылов Иосиф кочегар
  89. Котков Алексей батальер
  90. Кощеев Иван кочегар
  91. Кругленко Павел санитар
  92. Криштофенко Аким (кок), отказавшийся перед боем съехать на берег, Аким был вольнонаемным. Просил командиров выдать ему винтовку; во время сражения находился у кормовой подачи.
  93. Кузнецов Константин сигнальщик
  94. Кулагин Никита ложечник
  95. Кулагин Терентий минер
  96. Кулиничев Порфирий матрос
  97. Куцубинский Ефим матрос
  98. Левицкий Александр Иванов лейтенант, родился в 1886 году. Минный офицер выбран из добровольцев для проведения взрыва, орден Св. Станислава 2 ст. с мечами и Св. Георгий 4 ст.
  99. Лохтин (Локтев)Иван Капитонович рулевой, 1954 г. медаль "За отвагу".
  100. Лыщетный Кузьма матрос
  101. Лукин Степан кочегар
  102. Мазунов Павел писарь
  103. Макаров Терентий матрос
  104. Максимов Николай машинист
  105. Малинников Петр машинист
  106. Мариничев Николай матрос
  107. Меньшиков Даниил боцманмат.
  108. Меркушев Валерий Аполлонович р.1876 г. младший врач, лекарь Сибирского флотского экипажа, награжден за бой орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами (16 апреля 1904 год). Св.Георгий 4 ст.
  109. Михайлов Прокофий Кузьмич, 1954 г. медаль "За отвагу" .
  110. Мойдаос Петр машинист
  111. Мокрушин Федор машинист
  112. Морозов Герасим кочегар
  113. Назаренко Григорий матрос
  114. Никифоров матрос 2 ст.
  115. Никольский Василий фельдшер
  116. Огородников Николай матрос.
  117. Осташев Кузьма кок
  118. Охлопков Алексей сигнальщик, похоронен 50 километров от Иркутска, село Биликтуй (в селе Беликтуй есть музей «Корейца»), в 1954 году награжден медалью «За отвагу».
  119. Плесовский Григорий марсовый
  120. Пахоруков Тимофей матрос
  121. Подеругин Егор кочегар
  122. Подымахин Михаил машинист
  123. Покидаев Василий матрос
  124. Потемкин Василий матрос
  125. Прахов Иван Александрович, 1954 г. медаль "За отвагу".
  126. Пушкар Алексей матрос
  127. Рерлев Василий матрос
  128. Родин Кузьма кочегар
  129. Ромашкин Вальпургий Порфирье (кличка Валик) матрос. На время сражения 18 лет. Получил контузию головы. После высадки (район Гиблартара) с эвакуирующего «Паскаля», в ожидании запаздывающего на неделю парохода «Малайя» (он должен был забрать раненных). Отпросился у командира в отпуск «по ранению» в Севилью. В увольнении влюбляется в Карменситу - будущую жену (венчание состоялось в апреле).
  130. Рудаков Федор квартирмейстер
  131. Рудых Дмитрий кочегар
  132. Румянцев Федор квартирмейстер
  133. Рунцев (Рунуев) Андрей машинист 2 ст. В 1904 году ему исполнился 21 год, смельчак и балагур, во время боя получил ранение в ногу. На крейсер «Тальбот» доставлен в Англию. После возвращения и получения наград, переехал с семьей в Баку. В качестве машиниста ходил по Каспию. За недоказанное соучастие в убийстве офицера был приговорен к расстрелу. Учтя награждение "Георгием", расстрел заменили ссылкой. Был машинистом поезда, в 52 году трагически погиб.
  134. Рышков Иван матрос
  135. Сандерман Элиас кочегар
  136. Сафонов Алексей машинист
  137. Садовников Александр матрос.
  138. Сергеев Гаврила матрос
  139. Симбирцев Сергей (Прокофий) похоронен в селе Биликтуй. квартирмейстер; 1954 г. медаль "За отвагу".
  140. Синицын Иннокентий кочегар
  141. Скибин Феоктист хозяин отсеков
  142. Соколов Дмитрий матрос
  143. Солотков Михаил кочегар
  144. Сопленко Митрофан сигнальщик
  145. Софронов Егор рулевой квартирмейстер.
  146. Софронов Яков боцман, участник подготовки к взрыву «Корееца».
  147. Спиряков Лаврентий Евдокимович минер
  148. Субботин Михаил (Максим) машинист
  149. Степанов Павел Гаврилович, родился в 1863 г. артиллерийский офицер, лейтенант, награжден орденом Св. Станислава 2-ая степень. с мечами и Св. Георгий 4 степени.
  150. Сырельщиков Илья содержатель
  151. Тимохин Василий кочегар
  152. Тирский Дмитрий машинист
  153. Тихонов Яков командор
  154. Торопин Андрей кочегар 2 ст. Был раскулачен, владел хозяйством и 2-этажным бревенчатым домом. Умер в 1946 году, получив повторную похоронку на младшего сына Фрола, внуком ему приходится архитектор А.Н. Шепелев.
  155. Торопов Яков матрос
  156. Трунин Петр матрос
  157. Труфанов Никита матрос
  158. Туев Иван Екимович, жил с 1877 - 1949г. Фельдфебель, участник боев 1901 года, медаль "За отвагу" 1954 год. Часть личных вещей находятся в городском музее Советска.
  159. Тюшняков Степан командор.
  160. Утробин Вячеслав минер, ухитрился потерять "Георгия", после церемонии награждения Москва 14 апрель 1904 год.
  161. Федоров Иван машинист
  162. Франк Валерий Ал. (Иван Леонтьевич) родился в 1880 году. корпус инженер-механиков флота, назначен взорвать «Корееца», награжден орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.
  163. Хохлов Ефим кочегар
  164. Хуторков Ф. матрос, впоследствии принял участие в восстании на броненосце «Потемкин»
  165. Цыганов Николай комендор
  166. Чердынцев Семен кочегар
  167. Чуркин Сергей кочегар
  168. Шазуков Емельян матрос
  169. Шаманаев Федор кочегар
  170. Широких Иван матрос
  171. Ярошенко Семен матрос
  172. Ячменев Георгий Иванович содержатель; в 1954 году удостоен медали «За отвагу».