То что преодолевал ледокол. «Ермак» – первый в мире арктический ледокол

Ермак - ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса.

Ледокол «Ермак»

В ноябре 1897 года правительство выделяет деньги на постройку ледокола и комиссия во главе с адмиралом Макаровым приступает к разработке технических условий. В составе комиссии были Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский и Р. И. Рунеберг, Ф. Ф. Врангель и другие.

Ледокол «Ермак» на стапелях

Ледокол был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре 1897 года по заказу России. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. «Ермак» был спущен на воду на месяц позже контрактного срока и после заводских испытаний был принят в эксплуатацию.

Ледокол «Ермак» на ходовых испытаниях

М.П. Васильев, первый командир ледокола «Ермак» 1898 – 1901.

19 февраля 1899 на корабле был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). 21 февраля ледокол вышел на родину, в Финском заливе его ждал сплошной лёд (в ту зиму лёд в заливе был необычайно тяжёлым толщиной до метра). 1 марта достигли кромки льда. Некоторое время ледокол продвигался очень легко со скоростью 7 узлов, но в районе острова Гогланд корабль остановился: ледяное поле оказалось слишком тяжёлым, его пришлось обходить. 4 марта корабль прибыл в Кронштадт. Корабль встречали с особым торжеством: стечение людей, военный оркестр, высокий приём.

Но уже 9 марта ледокол ушёл на своё первое задание - пришло известие о затёртых в районе Ревеля 11 пароходах. Корабли были успешно вызволены и отконвоированы в порт. 4 апреля в два часа дня «Ермак», легко сломав невский лёд встал около Николаевского моста в столице империи.

Ледокол «Ермак» в Санкт-Петербурге

29 мая 1899 года «Ермак» вновь вышел из Ньюкасла на север - в своё первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут Шпицберген, проверку прошли механизмы машины в тяжёлых условиях Заполярья.

Экипаж «Ермака»

Выявленные недостатки были устранены в Англии в течение месяца (убран передний винт, укреплён корпус). 14 июня того же года «Ермак» снова вышел в полярное плаванье. Экипажем корабля во главе с С. О. Макаровым была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне океана. Однажды, наткнувшись на торосы, корабль получил пробоину, которая была заделана, но корабль уже не мог продолжать интенсивных исследований и вернулся в Англию для ремонта.

Ледокол «Ермак». Спуск водолазов для осмотра корпуса

Водолаз «Ермака»

Ледокол «Ермак». Замена носовой части. Англия 1900 год.

Была создана комиссия по разбору причин инцидента, результатом работы которой стало решение о работе ледокола только в акватории Финского залива. Здесь в зиму 1899-1900 года «Ермак» успел спасти крейсер «Громобой», который сел на мель и был затёрт льдами между Петербургом и Кронштадтом.

Ледокол «Ермак» идет на помощь

Принимал самое активное участие в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», который сел на мель в районе острова Гогланд. Во время этой акции «Ермака» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого Александра Попова - радиотелеграф. Благодаря связи судовой радиостанции с береговой (Котка) была спасена группа унесённых на льдине рыбаков.

Ледокол «Ермак» спасает броненосец «Генерал-адмирал Апраксин»

Во время русско-японской войны «Ермак», преодолев лед в Либавском порту, провёл эскадру контр-адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше тысячи суток.

Ледокол «Ермак» на Неве 1910-е

Ледокол «Ермак» в Неве. 1912г.

14 ноября 1914 года ледокол был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс.

Ледокол «Ермак»

Вскоре в походе из Гельсингфорса в Кронштадт «Ермак» вместе с другими ледоколами провел 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив. Руководитель похода и одновременно наморси Балтийского флота - каперанг Щастный тем самым спас всё боевое ядро Балтийского флота. За участие в «ледовом походе» «Ермак» был награждён почётным революционным Красным знаменем ВЦИК. Щастный расстрелян.

После этого ледокол вернулся к мирной службе и в 1920-1930 годах обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в Арктике и Белом море.

Ледокол «Ермак»







«…Был по моей инициативе заказан ледокол «Ермак», ближайшей целью сооружения этого громадного ледокола была у меня та мысль, чтобы, с одной стороны, сделать судоходство в Петербурге и других важных портах Балтийского моря в течение всей зимы, но главным образом попытаться, нельзя ли пройти на Дальний Восток через северные моря, по северному побережью Сибири»,- писал выдающийся русский государственный деятель, тогда министр финансов, С.Ю.Витте. В самом конце 19 века, лучшие умы России были озабочены решением проблемы, которая уже несколько веков волновала и путешественников, и государственных деятелей – как сократить путь из Европы в Азию и на Дальний Восток, как освоить такой неприступный и одновременно такой привлекательный своей простотой и короткостью путь по северным морям империи.

Сама идея постройки и испытания первого в мире арктического ледокола, названного впоследствии «Ермак», принадлежала адмиралу русского флота, ученому, герою русско-японской войны С.О. Макарову. Его славное имя до сих пор носит знаменитое Высшее инженерное морское училище в Санкт-Петербурге.

Смелый проект поддерживал и знаменитый ученый Д.И.Менделеев. Правда, он предлагал пройти непосредственно через Северный полюс – сначала поднявшись к высшей точке Земли, а затем спустившись к российским берегам в районе Дальнего Востока. Д.И.Менделеев считал такой путь более легким и безопасным и даже был согласен сам участвовать в экспедиции. Адмирал Макаров был другого мнения. Он предлагал двигаться традиционным – вдоль береговой линии – путем. Как бы то ни было, прошла идея Макарова.

Ледокол был построен английской фирмой «Армстронг», предложившей лучший проект. И в октябре 1898 «Ермак» был спущен на воду, а уже спустя пять месяцев он вышел в свое первое плавание в район Ревеля (современный Таллин). В ревельском и петербургском портах он спас корабли, зажатые льдом. Затем было спасение броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на мель и оказавшегося ледовом плену.

В ходе спасения «Генерала-адмирала Апраксина» произошло важное событие – впервые был опробован и использован беспроволочный телеграф – изобретение А.С.Попова. «Ермак» принял первую телеграмму и выступил на помощь рыбакам, которых унесло в море на оторвавшейся льдине.

Первый арктический рейс «Ермака», к сожалению, потерпел неудачу около острова «Шпицберген». Но зато в ходе этого плавания ледокол достиг рекордной для свободного плавания широты — 81о30’.

Следующий поход в Арктику «Ермак» совершил под командованием С.О. Макарова. В этом плавании были сделаны исследования по изучению льда и океана, правда, ледокол получил пробоину. Но попытки проникнуть вглубь Арктики, несмотря на первую неудачу, «Ермак» не оставил – в 1901 году, будучи затертым льдами на подходах к Новой земле, судно по решению С.О.Макарова двинулось в сторону Земли Франца-Иосифа, достигло архипелага, обследовало его южные и юго-западные берега и команда водрузила там российский флаг.

А потом началась «обычная работа» — «Ермак» стал проводить караваны судов по Финскому заливу. Буднями «Ермака» стали не только проводки, но и спасательные работы – за первые десять лет работы ледокол спас 618 пароходов. Во время Первой мировой войны он проводил через льды корабли Балтийского флота, тем самым спасая их от захвата противником.

Еще десять лет прошло в работе по обеспечению навигации. А затем снова – в Арктику, на трассу два года как официально организованного Северного Морского Пути.

Наступил 1938 год. Вся страна следила за операцией по спасению участников дрейфа научной станции «Северный полюс». И «Ермак» снова пришел на помощь.

Неутомимый труженик, первый российский ледокол в этом же году, совершая плавание к каравану дрейфующих судов, достиг 8305 с.ш., установив тем самым рекорд свободного плавания во льдах, и освободил из ледового плена несколько десятков судов, в том числе ледокольные пароходы «Малыгин» и «Садко».

Во время войны с Финляндией и Великой Отечественной войны «Ермак» занимался проводкой судов, а потом – вплоть до осени 1944 года зенитные орудия ледокола наряду с другими судами защищали город.

С 1947 г. снова началась работа на Севморпути. И в 1949 г. ледокол «Ермак» был награжден орденом Ленина в связи с 50-летием со дня его постройки.

Навигация 1963 г. стала для него последней. Через два года ледокол «Ермак» был разрезан на металлолом. Но славное имя не кануло в Лету. В 1974 г. в Финляндии был построен и спущен на воду новый ледокол «Ермак», мощностью 41,4 тыс. лошадиных сил, который до сих пор бороздит ледовое пространство у северных берегов России.

Заказан для русского Министерства финансов.
14.11.1897 г. - граф Витте сообщил адмиралу С.О.Макарову, что проект одобрен и на постройку отпущено 3 млн. рублей.
28.12.1897 г. - С.О. Макаров заключил контракт.
04.02.1899 г. - готов к сдаче. После испытаний и подъема 19.02.1899 г. флага 21.02.1899 г. ушел в Россию. Цена 1 500 000 руб.
01.03.1899 г. - вошел во льды Балтики.
04.03.1899 г. - пришел в Кронштадт.
09.03.1899 г. - ушел к Ревелю.
11-12.03.1899 г. - привел в порт от о. Суроп застрявшие пароходы и ледокол «ШТАДТ РЕВЕЛЬ» , пребывал там ещё 2 недели.
30.03.1899 г. - пришел в Кронштадт.
Начало 04.1899 г. - ушел в Санкт-Петербург.
Начало 05.1899 г. - вышел в Англию.
29.05.1899 г. - ушел из Ньюкасла в Северный Ледовитый океан.
08.06.1899 г. - дошел к южной части о. Шпицберген и 14.06.1899 г. ушел в Англию. Месяц на ремонт е(снят носовой винт, укреплён корпус).
14.07-16.08.1899 г. - новый рейс к Шпицбергену - пробоина в носу. Заделав дыру, пришел на Балтику.
13.11.1899 г. - снял броненосный крейсер «ГРОМОБОЙ», затёртый льдом на мели у Петергофа и привел в Кронштадт.
01-11.04.1900 г. - снимал с мели у о. Гогланд и привел в Аспе броненосец береговой обороны «ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН».
С 08.1900 г. - перестройка на верфи-строителе.
16.05.1901 г. - снова идет из Кронштадта на Север. У Новой Земли затёрт льдами. Дрейфовал с 14.07 до 06.08.1901 г Оттуда к Земле Франца-Иосифа. На Балтику пришел 01.09.1901 г.
08.10.1901 г. - перешёл в ведение Комитета по портовым делам, подчинён Отделу торговли и мореплавания для работы на Балтике.
1903-1905 гг. - перешёл в ведение Главного управления торгового мореплавания и портов.
02.10.1904 г. - с 3-м эшелоном II эскадры Тихого океана (кап. 1 ранга Егорьев) ушел из Либавы к Скагену для похода на Тихий океан. У Скагена 05.10.1904 г. приказом командующего опыт траления. Вели «ЕРМАК» и буксирный пароход «РОЛЛАНД» - трал лопнул. У Скагена поломка кормовой машины. Командир Р.К. Фельман шел на вельботе к флагману для доклада - обстрелян арт. огнем эскадренного броненосца «КНЯЗЬ СУВОРОВ».
20.10.1904 г. - ушел в Россию с неисправным эскадренным миноносцем «ПРОЗОРЛИВЫЙ».
20.01.1905 г. - на стоянке в Риге, приказ идти в помощь Отдельному отряду контр-адмирала Небогатова.
24.01.1905 г. - ушел в Либаву. Прибыв 25.01.1905 г. ломал лед в аванпорте - помог ББО уйти на пробу машин и стрельбы.
02.02.1905 г. - с портовыми барказами увел Отдельный отряд Небогатова на рейд.
Лето 1905 г. - проводка каравана к устью р. Енисей с грузами для Транссиба. После русско-японской войны сдан МТиП.
1909 г. - план рейса с Балтики до Берингова пролива за навигацию - не выполнен. 1899-1909 гг. провел во льдах около 620 судов.
10.10.1908 г. - снял с рифа у м-ка Стейнорт бронепалубный крейсер «ОЛЕГ».
23.09.1909 г. - получил радиостанцию.
В конце 1910 г. - во льду провел крейсер «ОЛЕГ» Морским каналом для ремонта на Франко-Русский завод.
14.11.1914 г. - призван в Балтийский Флот.
Начало 03.1915 г. - с ледоколами «ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ» и «ПЕТР ВЕЛИКИЙ» провел в Кронштадт из Ревеля крейсер «РЮРИК» после аварии у о. Готланд.
Конец 03.1915 г. - провел с ледоколом «ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ» к о. Эре линкоры «СЛАВА» и «ЦЕСАРЕВИЧ».
1915-1916 гг. - капитальный ремонт. Позднее в ОВР Морской крепости Императора Петра Великого (Ревель).
22.06.1916 г. - в Ревеле.
09.1917 г. - в Кронштадте.
25.10.1917 г. - перешел на сторону Советской власти.
К середине 02.1918 г. - пришел в Ревель.
22-27.02.1918 г. - уводил в Гельсингфорс корабли Балтфлота.
12-17.03.1918 г. - с ледоколом «ВОЛЫНЕЦ» в «Ледовом» походе привел в Кронштадт 4 линкора и 3 крейсера.
29.03.1918 г. - вышел к Гельсингфорсу, но от артиллерийского обстрела с о. Лавенсари ушел назад.
30.03.1918 г. - снова в море. 01.04.1918 г. после обстрела с ледокола «ТАРМО» вернулся.
05.04.1918 г. - от м-ка Родшер вел в Кронштадт второй отряд (2 ЛК 2 КР 3 ПЛ и другие). Пришли 19.04. 1918 г. Затем до 22.04. 1918 г. вел третий отряд. За поход - Почётное Красное знамя ВЦИК.
С 05.1918 г. - хранение. 24.09.1918 г. - сдан Главоду НКПС.
С 1919 г. - переименован в «СТЕНЬКА РАЗИН» (имя не прижилось).
11.11.1919 г. - 29.05.1920 г. - у БФ отстой в Петрограде.
Начало 04.1921 г. - первый пришел в Кронштадт после разгрома восстания.
Осенью 1921 г. - ремонт на Балтийском заводе.
С 15.12.1921 г. - проводки в Петроград.
К осени 1922 г. - в Ледокольной эскадре у НКВТ. Зимой - весной 1922 - 1923 гг. ввели и вывели из порта 108 судов.
К осени 1924 г. - подчинен Управлению Ленинградского торгового порта. 12.1924 г.сменили сломанный винт не заходя в док.
22.02-07.04.1929 г. - работал в аренде в Кильском канале (Германия). В тот год вел во льду свыше 500 судов. По моб. плану 1930 г. план вооружить 2 102 мм. 4 37 мм. 4 пул.
30.01.1931 г. - подчинен Наркомводу.
03.1931 г. - осмотр комиссией Ленинградского военного порта для вооружения.
19.12.1931 г. - приказ начать работы (2 102 мм. 4 76 мм.2 37 мм.2 пул) - должен провести к 01.04.1932 г.з -д.им А.Марти (Адмиралтейский) - 23.12.1931 г. отмена.
С 20.06.1934 г. - в аренде ГУСМП. 30.06. ушел в Карское море и открыл о-ва названные в честь С.М. Кирова.
12.1934 г. - новый договор о аренде. В конце года шел на проводки в Балтику. С весны в Арктике.
С 1935 г. - нес самолет Ш -2. С сер. 02.1938 г. участие в снятии полярников станции «Северный полюс 1» - потерял бортовые винты. 21.02.1938 г. - принял снятых полярников с ГИСУ «ТАЙМЫР» 28.02. привезя их в Мурманск.
28.08.1938 г. - дойдя в точку 83°06" с.ш. и 139°09" в.д. вывел из дрейфа ледоколы «САДКО» и «МАЛЫГИН» - «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» его продолжил.
1938 г. - прошел 13000 миль (2617 во льду).
Уйдя на Балтику 02-05.1939 г. ремонт в Кронштадте.
09.04.1939 г. - подчинен НКМФ. Осенью 1939 г. был в Кольском зал. Нач.12.1939 г. ушел из Мурманска в Лиепаю и Ленинград. Придя 22.12.1939 г. - вошел в Красный Балтийский флот.
Днем 31.12.1939 г. - увел из Кронштадта в море линкор «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» для обстрела Биорке. 02.01.1940 г. довел до о.Сескар и затем вел назад.
Конец 01.1940 г. - безуспешно обстрелян у о. Соммерс финским ледоколом «ТАRМО» и вооружен (4 76 мм. 4 45 мм. 4 пул).
Середина 04.1940 г. - вел караван ТР на Ханко – придя назад разоружен.
20.06.1940 г. - сдан ГУСМП. К нач. ВОВ ремонт в Ленинграде.
27.06.1941 г. - подчинен КБФ и вооружен (2 102 мм. 2 76 мм).
С конца 07.1941 г. - 2 102 мм,4 76 мм,2 45 мм,4 пул. Команда свыше 250 чел. 09.09. при авианалете повреждены осколками мостик и рубка.
04.10.1941 г. - принят в отряд особого назначения КБФ.
11-12.1941 г. - проводки в Морском канале Кронштадт – Ленинград. 26.11, 01 и 05.12 попали снаряды – ремонт вел экипаж. В 22.45 08.12.1941 г. - у Петергофа носом подрыв на фугасе ПДО (1 чел погиб). Поврежден корпус,работал и дальше.
13-15.12 и 26 - 27.12.1941 г. вел стоявшие во льду суда от о. Лавенсари (в том числе ПЛ «К 51»).
28.12.1941 г. - пришел в Кронштадт. С 01.1942 г. из -за нехватки угля отстой в Ленинграде.
10.06.1942 г. - корпус поврежден близким разрывом бомбы. 01.08.1942 г.почти весь экипаж (кроме 15 чел.) ушел на фронт.
К 24.02.1944 г. - нес 6 45 мм орудия противо-воздушной обороны.
17.06.1944 г. - разоружен.
06.11.1944 г. - исключен из списков и сдан Ленинградскому торговому порту.
С 12.1944 г. - проводки у Ленинграда.
После Великой Отечественной войны 23.03.1946 г. подчинен МинМорФлоту.
08.1946 г. - снял севший у Гетеборга на камни советский плавдок и увел в Берген.
Зимой 1947 г. - спас буксир «АППОЛОН» у Свинемюнде и пароход «ВАЛДАЙ» у Дании. В том году работал в Арктике.
1948 г. - начало 07.1950 г. - ремонт в Антверпене.
26.03.1949 г. - получил орден Ленина за ВОВ и освоение Северного Морского пути.
С 28.07.1950 г. - в Мурманске и вошел в Архангельское (с 1953 г. - Мурманское) морское арктическое пароходство.
С 1953 г. - нес радиопеленгатор.
15.03. 1953 г. - подчинен ММРФ.
Весной 1954 г. - придан вертолет «МИ-1» для разведки.
С 25.08.1954 г. - у ММФ.
1954 г. - работа в Западной Арктике.
07-09.1955 г. - проводка по СМП каравана ЭОН-66 из крейсера «АДМИРАЛ СЕНЯВИН» и «ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ», 10 ПЛ и около 15 малых военных кораблей и ВСУ.
1958 г. - обеспечение зверобойного промысла в Баренцевом море.
Конец 1962 г. - последний рейс в Арктику.
1963 г. - решение СовМина и ЦК КПСС ставить на вечную стоянку. Стоял у причала Мурманского судоремонтного завода.
Весной 1964 г. - решение отменено.
23.05.1964 г. - приказом №107 ММФ сдан на слом. Попытки сохранить музеем безуспешны. Затем отстой.
С 1966 г. - неспешная разборка у причала № 8 в Мурманске. Нач. 70-х гг. после снятия надстроек, машин и котлов увод на судоразделку у Зеленого мыса в Мурманске. К 1975 г. разобран полностью.

Иногда по выходным мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - В какой стране был построен ледокол «Ермак»?

A: Россия
B: Германия
C: Нидерланды
D: Великобритания

Правильный ответ: D: Великобритания

Строительство ледокола было проведено в Англии на верфи Ньюкасла. Чтобы быть уверенным в надежности своего «детища» в условиях Заполярья Макаров изготовил цинковую модель корабля в масштабе 1:48 с точно такими же водонепроницаемыми отделениями в днище. В опытных условиях, заполняя водой один – два отсека, Макаров убедился, в правильности расчетов. Когда при первом испытательном плавании в Арктику ледокол «Ермак» получил серьезную пробоину, адмирал был уверен, что корабль не потеряет плавучесть и ходовые качества.

Первенец судов своего класса, «Ермак» рубил лед так же, как современные ледоколы: взбирался на ледовое поле и своим весом ломал его. Преодолевать особенно толстый лед кораблю помогала дифферентная система (предназначена для освобождения ледокола от заклинивания и придания необходимой посадки). Две цистерны: носовая и кормовая, соединялись трубой. Когда ледокол застревал, в носовую цистерну из кормовой на высокой скорости перекачивалась вода – это помогало резать лед.

«Ермак», маломощный по сравнению с современными ледоколами, прошел через три войны – Японскую, Первую и Вторую мировые. После войны служил на Крайнем Севере. 26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем, ледокол «Ермак» был награждён орденом Ленина, за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны и освоении Северного морского пути. Только лишь в 1963 году его списали. На базе первого в мире арктического ледокола собирались сделать памятник-музей, но отстоять, прославленный ледокол не удалось. Его пустили на переплавку.

Неувядаемой славой покрыл себя «Ермак», мощный ледокол, построенный в 1899 году по проекту замечательного русского флотоводца, ученого, адмирала С. О. Макарова. Многие годы ледокол плавал в морях Северного Ледовитого океана, в 1918 году обеспечил знаменитый Ледовый поход Балтийского флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, снимал со льдины экипаж полярной станции «Северный полюс-1», провел десятки караванов судов по Северному морскому пути. В годы Великой Отечественной войны совершал героические рейсы между Ленинградом и Кронштадтом - перевозил вооружение, продовольствие,- топливо. В 1949 году в связи с 50-летием «Ермак» за отличную службу был награжден орденом Ленина. Только спустя еще 14 лет ледокол поставили на прикол, оборудование демонтировали, корпус пошел на переплавку.
Но вот имя «Ермак» вновь на борту судна. Преемником славы легендарного «Ермака» стал крупнейший в мире дизельный арктический ледокол, головной из серии, строительство которой по заказу нашей страны ведет финский концерн «Вяртсиля». О размерах «Ермака» говорят такие данные: длина-135, ширина (максимальная) - 26, высота борта - 16,7, осадка - 11 м, водоизмещение - 20 241 т. Скорость хода на чистой воде составляет 19,5 узла, что превышает скорость атомного ледокола «Ленин», но уступает скорости нового атомного гиганта «Арктика».
Ледокол «Ермак» - четырехпалубное судно. Чтобы обеспечить судну непотопляемость и придать корпусу требуемую прочность, его разделили восемью водонепроницаемыми переборками на десять отсеков. Затопление одного или даже нескольких отсеков не представляет опасности для корабля. Учитывая тяжелые условия эксплуатации ледокола, при проектировании были приняты повышенные значения ледовых нагрузок на обшивку корпуса (в районе грузовой ватерлинии). Ледовой пояс изготовлен из стали толщиной 54 мм (у атомного ледокола «Ленин» - 36 мм), не дающей трещин при температуре до минус 50°С. Ниже третьей палубы корпус двойной. Все это позволяет ледоколу преодолевать льды толщиной более двух метров.
Форсирование тяжелых льдов, околка льда вокруг проводимых судов требуют высокой маневренности силовой установки, приводящей в движение гребные винты ледокола. Для этих целей лучше всего подходит электрическая передача на постоянном токе, так как у двигателя постоянного тока при уменьшении частоты вращения увеличивается крутящий момент и при этом используется полная мощность питающего генератора.
Силовая установка ледокола - дизель-электрическая. Она состоит из девяти главных дизель-генераторов постоянного тока по 3080 кВт. Эти генераторы питают три гребных электродвигателя мощностью по 8800 кВт, приводящих во вращение три гребных вала с винтами. Каждый гребной вал диаметром 670 мм выходит из корпуса через водонепроницаемую трубу с сальниковым уплотнением и резиновым подшипником, впервые примененным на судах данного типа. Частота вращения гребных валов изменяется в пределах 108-180 оборотов в минуту.
Четырехлопастные гребные винты изготовлены из никелевой стали и имеют съемные лопасти. Над рулем ледокола расположен большой ледовый нож, защищающий руль от повреждений при движении задним ходом. В каждой группе из трех генераторов и гребного электродвигателя имеются два тиристорных выпрямителя, регулирующих ток возбуждения в обмотках электромашин.
На ледоколе предусмотрены шесть вспомогательных дизель-генераторов переменного тока по 1126 кВт для обеспечения электроэнергией вспомогательных механизмов и освещения.
Управление силовой установкой производится с центрального поста управления и из ходовой рубки, в которой установлено необходимое навигационное оборудование, в том числе две радиолокационные станции, индикатор обстановки и эхолот.
При движении ледокол преодолевает льды различной толщины и прочности. Но даже для такого гиганта, как «Ермак», толщина окружающего льда и напор ледовых полей могут оказаться настолько большими, что мощности силовой установки будет недостаточно, чтобы вырвать корабль из ледовых тисков. В таких случаях приводят в действие креновую, дифферентную и воздушно-пузырьковую системы.