Вопросы на тему поэзия. Тест по литературе «Серебряный век русской поэзии

Римма Храмцова,
Ирина ЧЕРНЫШЁВА

Вопросы и задания по поэзии XVIII века

Т ема «Русская поэзия XVIII века» традиционно является сложной как для школьников, так и для учителей. Для ребят это начальные шаги в изучении историко-литературного процесса, произведений, которые редко находят отклик в сердцах юных читателей. Именно это и служит причиной возникновения сложностей в работе учителя: перед ним встаёт вопрос, как сделать так, чтобы произведения далёкого от школьников времени, когда русская литература только начиналась, стали интересными. Здесь приходится по-особому выстраивать уроки, подбирать такие тексты, которые могли бы как-то “задеть” учеников. Эпоха классицизма была эпохой царства рассудка, поэтому можно попытаться заинтересовать ребят, давая им для самостоятельной работы задания аналитического плана, касающиеся поэзии (и поэтики) классицизма. Предлагаем несколько таких заданий разной степени сложности, которые можно использовать по-разному: в качестве итоговых вопросов во время контрольной работы, для написания рефератов, для организации самостоятельной работы на уроке в процессе изучения темы. Все они содержат в себе и творческий элемент, поэтому, как нам кажется, могут помочь сделать работу на уроке более интересной и плодотворной.

1. Поэт Х однажды вступил в своего рода литературную дуэль с поэтом-современником Y. Вот что написал первый, обвиняя второго в употреблении “низких” слов: “За образец ему в письме народный ряд, // на площади берёт он свой наряд” . Кто эти двое поэтов? Что означает термин “низкий” в словосочетании “низкие слова”? Вспомните, как называлась теория поэта Y, одним из элементов которой был “низкий”?

Комментарий. Речь идёт о Ломоносове, которого Тредиаковский обвинял в “подлом употреблении” слов “низкого штиля”. Автор учения о “трёх штилях”, Ломоносов различал три рода “речений” (слов): те, которые употребляются и в церковнославянском, и в русском языке; те церковнославянские, которые мало употребляются, но “всем грамотным людям понятны”; те, которых нет в церковных книгах (слова живого русского языка). При этом Ломоносов не соглашался с Тредиаковским в том, что необходимо избавиться от слов “низкого”, “третьего” рода в поэзии.

2. В 1735 году этот поэт опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий». Он пишет, что хорошие стихи - те, которые “и число слогов, свойственное языку нашему, иметь будут, и меру стоп с падением приятным слуху, от чего стих стихом называется, сдержать в себе имеют”. Прочтите два стихотворения упомянутого выше поэта и определите, где “хорошие” стихи, а где - нет, и поясните свой ответ.

Кое трезвое мне пианство
Слово даёт в славной причине?
Чистое Парнаса убранство,
Мусы! не вас ли я вижу отныне?

Кое странное пианство
К пению мой дух бодрит?
Вы, парнасское убранство,
Музы, ум не вас ли зрит?

Комментарий. Это В.К. Тредиаковский. Новый стих должен был, по мнению Тредиаковского, складываться равномерными двусложными стопами, строиться на правильном чередовании ударных и безударных слогов - “гладком и приятном слуху через весь стих стопами прехождении до самого конца”. Такой принцип стихосложения был назван “тоническим” (хотя на самом деле правильнее будет назвать его силлабо-тоническим). Приведённые два отрывка взяты из оды «О взятии Гданска» («На сдачу Гданска», 1734) Тредиаковского. Первый вариант - силлабический стих, написанный в “старой” манере (“плохой”), второй - силлабо-тонический, написан четырёхстопным хореем (“хороший”).

3. Перед вами два отрывка: один принадлежит перу поэта ХVIII века, другой - XIХ. Какое произведение было написано раньше и почему вам так кажется? Не выглядит ли одно из них как пародия на другое? Назовите поэтов и произведения, из которых взяты отрывки.

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит солнцем за собою
Твоей державы новый год.

И вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Весёлый праздник именин.

Комментарий. Первый отрывок - из «Оды Елисавете», написанной Ломоносовым в 1748 году, а второй - из романа Пушкина «Евгений Онегин». Торжественный стиль ломоносовской оды звучит пародийно в пушкинских строках, поскольку повод для написания этих строк не настолько торжественный. Домашний праздник - именины Татьяны Лариной - описан словами “высокого штиля” (образ багряной зари и строка “Выводит с солнцем за собою” - прямые заимствования), что не соответствует “низкой”, бытовой теме стихотворного фрагмента, а устаревшая форма окончаний творительного падежа -ою вместо уже принятой в XIХ веке формы -ой только усиливает комический эффект от использования таких слов.

4. Один поэт XVIII века написал пародийно-издевательское стихотворение, обращённое к Синоду:

Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Члены Синода написали жалобу императрице. С каким поэтом произошла такая неприятная история? Каков жанр этого стихотворения, почему оно выглядит как пародийное и чему посвящено?

Комментарий. Речь идёт о Ломоносове и его «Гимне бороде» (1756–1757). Уже само название звучит пародийно и выглядит как оксюморон. Такой форме, как гимн, слово “борода” не соответствует, а уж хвалить этот предмет вообще не представляется возможным словами “высокого штиля”, которые здесь намеренно употребляет Ломоносов. Сатирический эффект усиливается и за счёт авторских подробных пояснений о том, что он не будет петь “песнь” “роскошной Венере”, что как раз было естественно в рамках классицистической поэзии. Таким образом, Ломоносов выбирает противоестественный жанр для рассказа о бороде, и в результате возникает комический, пародийный эффект.

5. Найдите в приведённых ниже отрывках из стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» черты русской классицистической поэзии XVIII века, охарактеризуйте их. Как вам кажется, почему в стихотворении XIX века так много черт “века минувшего”? Что вы знаете об обстоятельствах создания этого стихотворения?

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И сёлы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг...

...Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течёт, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешёл.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се - пылает брань, на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит...

Комментарий. В стихотворении 1815 года, созданном в период поэтического “ученичества” А.С. Пушкина, осваивавшего опыт своих предшественников, можно обнаружить напряжённую метафоричность торжественных од XVIII века, гиперболичность образов, обилие церковнославянских слов и выражений, инверсию, использование устаревших форм слов. Говоря об обстоятельствах создания, ученики вспомнят, что стихотворение писалось специально к экзамену, на котором присутствовал Державин.

6. В своей замечательной книге «Проза о стихах» (глава «Метафора») Е.Эткинд пишет: “В системе классицизма существует свой образный код - набор традиционно-условных образных знаков, и каждый имеет закреплённое за ним значение… Все эти условные знаки и перифразы, сами по себе не отличающиеся живой образностью, складываются в целостную картину, которая, конечно, тоже условна, но обладает своей завершённой композицией, своим внутренним сюжетом… Поэзия классицизма - искусство аллегорий. В ней мы всегда встречаемся с фигурами, которые воплощают некие отвлечённые идеи, причём эти аллегорические фигуры образуют… целые группы, живые картины”.

Приведите примеры “аллегорических фигур” из произведений русской классицистической поэзии. Нарисуйте к одному из этих примеров иллюстрацию.

Комментарий. Для ответа на этот вопрос можно предложить ученикам обратиться к текстам стихотворений М.В. Ломоносова - «Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны» (1746–1748), «Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»; Г.Р. Державина - «На рождение в севере порфирородного отрока», «К первому соседу», «Фелица», «Осень во время осады Очакова», «На счастие», «Любителю художеств».

7. Перед вами две басни на один сюжет, созданные В.К. Тредиаковским и А.П. Сумароковым приблизительно в одно время. Анализируя эти тексты, можно наглядно проследить эволюцию литературного языка, жанра, стиля. При сопоставлении басен обнаруживается “движение классицизма от «наукообразного» рационализма (в виде авторских объяснений) к рационализму более органичному, наделяющему персонажей способностью объяснять собственные поступки и показывающему процесс принятия решения”, как отмечает в своей статье, посвящённой этим басням, В.Капленко. Приведите примеры, это “движение” иллюстрирующие.

В.К. Тредиаковский

Ворон и лисица

Негде Ворону унесть сыра часть случилось;
На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
Оного Лисице захотелось вот поесть;
Для того, домочься б, вздумала такую лесть:
Воронову красоту, перья цвет почтивши,
И его вещбу ещё также похваливши,
“Прямо, - говорила, - птицею почту тебя
Зевсовою впредки, буде глас твой для себя
И услышу песнь, доброт всех твоих достойну”.
Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,
Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,
Чтоб похвал последню получить себе печать;
Но тем самым из его носа растворенна
Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна
Оною корыстью, говорит тому на смех:
“Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех”.

А.П. Сумароков

Ворона и лиса

И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь ещё ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: “Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок”.
“Здорово, - говорит Лисица, -
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!”
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть.)
“О, если бы ещё умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!”
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
“А сыру, - думает, - и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!”
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту, - Лисице на обед.

    Сходство творческой судьбы породило сходство мотивов и образов в стихотворениях А. Тарковского, Б. Чичибабина, В. Корнилова. Какими примерами из их стихотворений вы могли бы это подтвердить?

    Последний прижизненный сборник стихов И. Бродского называется «В окрестностях Атлантиды». Какие реальные факты биографии И. Бродского отразились в этом стихотворении?

    Новое в прочтении библейской традиции в творчестве И.Бродского (целостный анализ «Рождественской звезды»).

    Тема Языка в поэтической метафизике И.Бродского.

    «Римская» тема в поэзии И.Бродского.

    Каких современных поэтов (1990-х-2000-х годов) – представителей авторской песни вы можете назвать? Охарактеризуйте творчество одного из них.

    Творчество А.Галича. Своеобразие лирического героя.

    Творчество Б.Окуджавы. Целостный анализ одного стихотворения.

    Творчество В.Высоцкого. Целостный анализ одного стихотворения.

    Творчество А.Кушнера: мотивы, сюжеты, образы. Целостный анализ стихотворения.

    Творчество Е.Рейна: мотивы, образы, художественная эволюция.

    Мотивы и образы лирики Инны Лиснянской.

    Образ Сада в лирике И.Лиснянской.

    Мотивы и образы лирики Т.Бек.

    Мотивы и образы лирики Владимира Корнилова.

    Своеобразие лирического героя О.Чухонцева.

    Религиозно-философская и мифопоэтическая образность в поэзии А. Тарковского.

    Тема свободы в поэзии Б.Чичибабина.

    «Пушкинский текст» в поэзии Т.Кибирова.

    “Громкое” и “тихое” поэтическое слово в поэзии 2-й половины ХХ века (Е. Евтушенко; Н.Рубцова).

    Лирический герой позднего творчества Е. Евтушенко.

    Рефлексия традиции в позднем творчестве Б. Ахмадулиной.

    Историческая тема в творчестве Б. Чичибабина.

    Тема свободы в творчестве В. Корнилова.

    Любовная лирика в позднем творчестве И. Лиснянской.

    Мотивы и образы поэзии Т. Бек.

    Образы пространства в цикле стихов О. Чухонцева «Фифиа».

    Поэтика «вещного мира» в творчестве Е. Рейна.

    «Петербургский текст» в стихах А. Кушнера.

    Античная тема в творчестве поэтов «петербургской школы» (А. Кушнер, Е. Рейн, А. Найман, И. Бродский – на выбор).

    Литературные традиции в рок-поэзии (на примере творчества одного из авторов).

    Концептуализм и его «преодоление» (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, С.Гандлевский – на выбор).

    Литературные и фольклорные традиции в творчестве Т. Кибирова.

    Функция языка советской эпохи в поэзии Д. Пригова.

Литература к прозаическим текстам.

    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.

    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008. Или другое издание.

    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

    Современная русская литература: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005.

    Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.

    Современная русская литература (1990-е-начало ХХ1 века)/С.И.Тимина.Спб.-М.,2005.

    Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов и др. М.-СПб., 2002.

    Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. М., 2003.

    Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.

    Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

    Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940 – 1990-е годы: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

    Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

Форма урока:

учебная встреча . Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.

Цели встречи:

  • углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
  • уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений;
  • знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс);
  • совершенствовать навыки монологического ответа;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.
  • Оборудование:

    репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века

    Ход учебной встречи.

  • Представить направление
  • (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов .
  • Знание биографии
  • : дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию.
  • Конкурс чтецов : представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов .
  • Поэзия – это… : рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления).
  • Создание клипа : на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов .
  • Сочинить стихотворение : по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов .
  • Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.
    1. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм ).
    2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности ).
    3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин ).
    4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним ).
    5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин ).
    6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов” ).
    7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев ).
    8. Что означают ахматовские строки:
    9. “Муж в могиле, сын в тюрьме,

      Помолитесь обо мне”?

      (в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина ).

    10. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии ).
    11. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба ).
    12. Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой ).
    13. Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты ).
    14. О каком великом поэте И. Северянин писал:
    15. Он – это чудное мгновенье,

      Запечатленное в веках!

      Он воплощенье вдохновенья

      И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине ).

    16. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить ).
    17. Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др ).
    18. Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:
    19. Мой биограф будет очень счастлив,

      Будет удивляться два часа,

      Как осел, перед которым в ясли

      Свежего насыпали овса,

      Вот и монография готова,

      Фолиант почтенной почтенной толщины:

      “"О любви несчастной …

      В год четвертый мировой войны”.

      Здорово, гордец чумазый,

      Чтоб камнем – тяжеловес

      Избрал, не прельстясь алмазом.

      Здорово, булыжный гром!

      Зевнул, козырнул – и снова

      Оглоблей гребет – крылом

      Архангела ломового.

    20. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:
    21. а) Как я люблю фламандское панно,

      Где овощи, и рыбы, и вино,

      И дичь богатая на блюде плоском –

      Янтарно-желтым отливает лоском.

      И писанный старинной кистью бой –

      Люблю. Солдат с блистающей трубой,

      Клубы пороховые, мертвых груду,

      И вздыбленные кони отовсюду!

      (Акмеизм )

      б) Как часто выразить любовь мою хочу,

      Но ничего сказать я не умею,

      Я только радуюсь, страдаю и молчу:

      Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

      Но в близости ко мне живой души твоей

      Как все таинственно, так все необычайно, –

      Что слишком страшною божественною тайной

      Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

      (Символизм )

      в) Нет людей.

      Понимаете

      крик тысячедневных мук?

      Душа не хочет немая идти,

      а сказать кому?

      Брошусь на землю,

      камня корою

      в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

      Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

      покрою умную морду трамвая.

      (Футуризм )

      г) Я вольный ветер, я вечно вею,

      Волную волны, ласкаю ивы,

      В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

      Лелею травы, лелею нивы.

      Весною светлой, как вестник мая,

      Целую ландыш, в мечту влюбленный,

      И внемлет ветру лазурь немая, -

      Я вею, млею, воздушный, сонный.

      (Символизм )

    22. Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин ).
    23. Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам ).

    Литературная викторина для 10-11 классов. Русская литература 20 века

    Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
    Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину Русская литература 20 века. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе рекомендуемые для внеклассного чтения в 10 – 11 классах.
    Цель:
    1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
    2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
    Задачи:
    1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
    2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
    3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
    Оборудование: Выставка книги.

    И серебряный месяц ярко
    Над серебряным веком стыл
    Анна Ахматова

    Литературная викторина Русская литература 20 века.

    1. Кто автор фрагмента?
    «Однажды на рыночной площади посреди Кембриджа, я нашел на книжном лотке среди подержанных Гомеров и Горациев Толковый словарь Даля в четырех томах. Я приобрел его за полкроны и читал его, по несколько страниц ежевечерне, отмечая прелестные слова и выражения.
    - Фрагмент из мемуарной книги Владимира Набокова «Другие берега»

    2. Каким поэтам посвящены стихотворения Марины Цветаевой, фрагменты которых приведены ниже?
    а) Имя твое – птица в руке,
    Имя твое – льдинка на языке.
    Одно – единственное движение губ.
    Имя твое – пять букв.
    Мячик, пойманный на лету,
    Серебряный бубенец во рту.
    - Александру Блоку.

    Б) Рас–стояние: версты, мили…
    Нас рас – ставили, рас-садили,
    Чтобы тихо себя вели,
    По двум разным концам земли.
    - Борису Пастернаку

    3. Определите, чьи портреты даны в следующих отрывках.
    а) Худенький, тоненький, с большим лбом и вылетающим вперед подбородком, всегда закидывая немного назад голову, по Арбату он тоже будто не ходил, а «летал». Подлинно «Котик Летаев» в ореоле нежных светлых кудрей.
    - Речь идет: об Андрее Белом (воспоминания Б.Зайцева). Многолетнем жителе Арбата, авторе романа «Котик Летаев».

    Б) Был он маленьким, щуплым; голову с хохолком закидывал назад. Он любил образ петуха, который разрывает своим пением ночь у стен акрополя, и сам он, когда запевал баском свои торжественные оды, походил на молоденького петушка. Он сидел на кончике стула, вдруг куда –то убегал, мечтал о хорошем обеде, строил фантастические планы, заговаривал издателей.
    - Речь идет: об Осипе Мандельштаме (воспоминания И. Эренбурга), в стихотворении которого «Tristia» есть такие строки:
    «Что нам сулит петушье восклицание,
    Когда огонь в акрополе горит»

    4. Имена каких поэтов перечислены в следующих строках стихотворения Г. Шенгели 1955 года? Какой из этих поэтов был в свое время заклятым врагом Шенгели?
    Он знал их всех и видел всех почти:
    Валерия, Андрея, Константина,
    Максимильяна, Осипа, Бориса,
    Ивана, Игоря, Сергея, Анну,
    Владимира, Марину, Вячеслава,
    И Александра – небывалый хор,
    Четырнадцати звездное созвездье!
    - Перечислены имена: Валерия Белого, Андрея Белого, Константина Бальмонта, Максимильяна Волошина, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Ивана Бунина, Игоря Северянина, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Вячеслава Иванова, Александра Блока. Многолетним врачом Шенгели был Маяковский. В 1927 году Шенгели написал и издал памфлетную книжечку «Маяковский во весь рост».

    5. Какое суждение читатель может составить о символизме, прочтя это стихотворение символиста Андрея Белого?

    Проповедуя скорый конец,
    я предстал, словно новый Христос,
    возложивши терновый венец,
    разукрашенный пламенем роз.

    В небе гас золотистый пожар.
    Я смеялся фонарным огням.
    Запрудив вкруг меня тротуар,
    удивленно внимали речам.

    Хохотали они надо мной,
    над безумно-смешным лжехристом.
    Капля крови огнистой слезой
    застывала, дрожа над челом.

    Гром пролеток и крики, и стук,
    ход бесшумный резиновых шин…
    Липкой грязью окаченный вдруг,
    побледневший утих арлекин.

    Ярко-газовым залит лучом,
    я поник, зарыдав как дитя
    Потащили в смирительный дом,
    погоняя пинками меня.
    - Основная задача символизма заключалась не только в эстетическом, но и в религиозном преобразовании окружающего мира. Проникновение в суть символа должно было повлечь за собой новую эру в истории человечества.
    В приведенном стихотворении Андрея Белого отразилось усилившееся к началу 1910-х годов ощущение утопичности этой задачи символизма.

    6. Кому посвящено это стихотворение Николая Гумилева?
    Мощь и нега -
    Изначально!
    Холод снега,
    Ад тоски.
    И красива, и могуча,
    Лира Ваша так печальна,
    Уводящая в пески.
    Каждый путник
    Утомленный
    Знает лютни
    Многих стран,
    И серебряная туча
    На груди его влюбленной
    Усмиряет горечь ран.
    - Этот акростих (стихотворение, начальные буквы строк которого образуют имя того, к кому оно обращено) посвящен поэту Михаилу Кузмину.

    7. Стихи, какого поэта процитированы? Какие два отрывка взяты из одного произведения?
    а) Прилегши наземь, я глядел и слушал...
    Довольно гнусно вдруг завыл шакал;
    В своих мечтах меня он, верно, кушал,
    А на него и палки я не взял.

    Б) О, как в тебе лазури чистой много
    И черных, черных туч!
    Как ясно над тобой сияет отблеск Бога,
    Как злой огонь в тебе томителен и жгуч.
    - Отрывок из его же стихотворения «О, как в тебе лазури чистой много…».
    Сочетания высокого, метафизического и низкого, шутовского характерно для поэтики Соловьева. В примечании к «Трем свиданиям» он писал: «Осенний ветер и глухой лес внушили мне воспроизвести в шутливых стихах самое значительное из того, что до сих пор случилось со мною в жизни».

    В) Пронизана лазурью золотистой,
    В руке держа цветок нездешних стран,
    Стояла ты с улыбкою лучистой,
    Кивнула мне и скрылася в туман.
    - Отрывок взят из поэмы философа и стихотворца, духовного учителя А. Блока и А. Белого – Владимира Соловьева «Три свидания».

    8. Кто и о ком дал эти отзывы?
    а) Страна №, это - какой-то остров, где-то за "водоворотами" и "клокочущими пенами" океана. Там есть пленительные всегда "ночные" или вечно вечереющие горные озера. Кругом "рощи пальм и заросли алоэ", но они полны "мандрагорами, цветами ужаса и зла". По стране бродят вольные дикие звери: "царственные барсы", "блуждающие пантеры", "слоны-пустынники", "легкие волки", "седые медведи", "вепри", "обезьяны". По временам видны "драконы", распростершиеся на оголенном утесе. Есть там и удивительные камни, которые ночью летают, блестя огнями из своих щелей, и сокрушают грудь своих врагов.
    - Валерий Брюсов о Николае Гумилеве

    Б) № оперирует только с двумя величинами - "я" и "мир" и в строгих, лишенных всего случайного схемах дает различные возможности их взаимоотношения. Он открывает новые горизонты к выяснению вопроса о приятии мира, перенося события в высший план мысли, где этическое мерило теряет свою силу и уступает место мерилу эстетическому. По мановению его руки в нашем мире снова расцветают цветы, которые опьяняли взор ассирийских царей, и страсть становится бессмертной, как во времена богини Астарты.
    - Николай Гумилев о Валерии Брюсове.
    Брюсов и Гумилев были наиболее авторитетными среди поэтов литературными критиками своего времени.

    9. Что за стихотворение? Кто его автор?
    Мы с тобой на кухне посидим,
    Сладко пахнет белый керосин;
    Наша улица снегами залегла,
    По снегам бежит сиреневая мгла.
    Острый нож да хлеба каравай...
    Хочешь, примус туго накачай,
    Не мою тоску ты давнюю развей,
    Поделись со мной, желанная, своей!"
    А не то веревок собери
    Завязать корзину до зари,
    Чтобы нам уехать на вокзал,
    А у печки-то никто нас не видал...
    - Это стихотворение составлено из строчек стихотворения Иннокентия Анненского «Сиреневая мгла» и стихотворения Осипа Мандельштама «Мы с тобой на кухне посидим…». Мандельштамовские строки: первая, вторая, пятая, шестая, девятая, десятая, одиннадцатая. Строки Анненского: третья, четвертая, седьмая, восьмая, двенадцатая. Стихотворение Анненского, по- видимому, послужило ритмическим прообразом для стихотворения Мандельштама.

    10. Первая строфа, какого стихотворения, какого поэта приведена? Какие строки послужили ритмикосинтаксическими и тематическим прообразом для этой строфы?
    Что счастье? Над безумной речи?
    Одна минута на пути,
    Где с поцелуем жадной встречи
    Слилось неслышное прости?
    - Прообразом для первой строфы стихотворения Иннокентия Анненского «Что счастье?» послужило следующее четверостишие А.С. Пушкина:
    Что дружба? Легкий пыл похмелья,
    Обиды вольной разговор,
    Обмен тщеславия, безделья
    Иль покровительства позор.

    11.Какое событие стало причиной написания этого стихотворения Вячеслава Иванова, датированного 10 августа?
    В глухой стене проломанная дверь,
    И груды развороченных камней,
    И брошенный на них железный лом,
    И глубина, разверстая за ней,
    И белый прах, развеянный кругом,-
    Всё - голос Бога: "Воскресенью верь".
    - 7 августа 1921 года скончался Александр Блок (стихотворение Вячеслава Иванова так и называется: «Умер Блок»)

    12. Какое событие стало причиной написания этого стихотворения Анны Ахматовой?
    Широко распахнуты ворота,
    Липы нищенски обнажены,
    И темна сухая позолота
    Нерушимой вогнутой стены.

    Гулом полны алтари и склепы,
    И за Днепр широкий звон летит.
    Так тяжелый колокол Мазепы
    Над Софийской площадью гудит.

    Все грозней бушует, непреклонный,
    Словно здесь еретиков казнят,
    А в лесах заречных, примиренный,
    Веселит пушистых лисенят.
    15 сентября 1921
    - Поводом к написанию этого стихотворения послужила гибель Николая Гумилева. Стихотворение сопровождается эпиграфом из его «Пьяного дервиша»:
    Мир лишь луч от лика друга,
    Всё иное тень его!
    «Одновременная гибель» Блока и Гумилева поразила современников, как свидетельствовала та же Ахматова в своих прозаических мемуарных заметах.

    13. Кто и о ком написал приводимое ниже стихотворение? В каком автор стихотворении видел предшественника того, о ком написано стихотворение?

    В его стихах - веселая капель,
    Откосы гор, блестящие слюдою,
    И спетая березой молодою
    Песнь солнышку. И вешних вод купель.

    Прозрачен стих, как северный апрель.
    То он бежит проточною водою,
    То теплится студеною звездою,
    В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

    Уют усадеб в пору листопада.
    Благая одиночества отрада.
    Ружье. Собака. Серая Ока.

    Душа и воздух скованы в кристалле.
    Камин. Вино. Перо ив мягкой стали.
    По отчужденной женщине тоска.
    1925
    - Стихотворение Игоря Северянина об Иване Бунине. Вошедшие в его книгу «Медальоны», составленную из 100 сонетов – характеристик. Бунин – поэт для Северянина был прежде всего автором книги «Листопад» (1901) и особенно стихотворения «Одиночество» (1903):
    Мне крикнуть хотелось вослед:
    "Воротись, я сроднился с тобой!"
    Но для женщины прошлого нет:
    Разлюбила - и стал ей чужой.
    Что ж! Камин затоплю, буду пить...
    Хорошо бы собаку купить.
    Предтечу Бунина Северянин видел в И.С. Тургеневе и поэтому «спрятал» в своем сонете заглавие тургеневской повести «Вишневые воды»

    14. Откуда взят данный фрагмент?
    Шли и шли и пели "Вечную память", и когда останавливались, казалось, что ее по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра.
    - Борис Пастернак «Доктор Живавго»

    Шли они - и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простирались под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело.
    - Иван Бунин «Господин из Сан – Франциска»

    Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны – деревьев скрипели и гудели сердитые песни.
    - А.М. Горький «Старуха Изергиль».

    Иные останавливались в ограде, за белыми каменными стенами, под старыми липами и кленами, и разговаривали. Все принарядились по- праздничному, смотрели дуг на друга приветливо, и казалось, что в этом городе живут мирно и дружно. И даже весело. Но все это только казалось
    - Федор Сологуб, «Мелкий бес».

    15. Откуда взят приведенный ниже отрывок? Представители какой государственной системы является персонаж, произносящий эти слова? Какова позиция автора произведения? На чьей он стороне?
    Пропасти нет! Ее выдумали. Мы форма единой сущности – партийного государства. Наши капиталисты не хозяева. Государство дает им план и программу. Государство забирает их продукцию и прибыль. Они имеют шесть % от прибыли для себя – это их заработная плата. Ваше партийное государство тоже определяет план, программу, забирает продукцию. Те, кого вы называете хозяевами, рабочие, - тоже получают заработную плату от вашего партийного государства.
    - В романе Василия Гроссмона «Жизнь и судьба» с такими словами эсэсовец Лисс обращается к старому большевику, одному из основателей РСДРП Мостовскому. Лисс называет Мостовского «учителем», и эту точку зрения, несомненно, разделяет Гроссман, всем романом своим доказывающий тезис о единстве тоталитарных государственных систем фашистской Германии и СССР.

    16. Что вы знаете о писателе Максудове? Почему его пьеса называлась «Черный снег»?
    - Максудов – главный герой во многом автобиографического «Театрального романа» Михаила Булгакова. Название пьесы Максудова «Черный снег» намекает на заглавие романа Булгакова «Белая гвардия», позднее ставшего основой пьесы «Дни Турбиных». В романе «Белая гвардия» мотивы снега и черноты возникают уже на первой странице: «Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом»; «Улетающий в черное, потрескавшиеся небо бог ответа не давал»; «… били в столовой черные стенные башенным боем» (часы).

    17. Кто из поэтов и прозаиков, творивших в 20 веке, был профессиональным:
    а) учителем математики.
    - Александр Солженицын
    б) инженером.
    - Андрей Платонов
    в) врачом.
    - Михаил Булгаков.
    г) авиатором.
    - Василий Каменский (поэт – футурист)
    д) композитором.
    - Михаил Кузьмин
    е) сапожником.
    - Михаил Зощенко

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Разработчик: преподаватель первой категории

    ГБПОУ МО «Луховицкий авиационный техникум»

    Камагина И.В.

    ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

    1. Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии?

    А) 1880-е - 1940-е гг

    Б) 1890-е - 1920-е гг

    В) 1900 - 1930-е гг

    Г) 1890-е - 1940-е гг

    2. Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные направления модернизма

    А) Креационизм, имажинизм, акмеизм

    Б) Символизм, акмеизм, вульгаризм

    В) Плюрализм, акмеизм, футуризм

    Г) Футуризм, акмеизм, символизм

    3. Напротив фамилии каждого поэта напишите течение русского модернизма, представителем которого он являлся

    А. Ахматова --------_________________

    А. Блок _________________

    С. Есенин _________________

    В. Маяковский ________________

    В. Хлебников _________________

    В. Брюсов _________________

    О. Мандельштам ________________

    4. Кто из поэтов Серебряного века не принял революцию 1917 года, но не эмигрировал из страны?

    А) А. Блок

    Б) В. Маяковский

    В) С. Есенин

    Г) А. Ахматова

    5. Из какого произведения эта фраза:

    Стоит буржуй, как пес голодный,

    Стоит безмолвный, как вопрос.

    И старый мир, как пес безродный,

    Стоит за ним, поджавши хвост

    А) М. Горький, «Песнь о Соколе»

    Б) А. Ахматова, стихотворение «Вечером»

    В) М. Цветаева, стихотворение «Тоска по Родине! Давно…»

    Г) А. Блок, поэма «Двенадцать»

    6. Сопоставьте стрелкой (линией) фамилию поэта и одну из особенностей его поэзии

    А) А. Ахматова 1) Внимание к форме стиха, особенное построение ритмического рисунка («лесенка»)

    В)В. Маяковский 3) Эволюция образа Прекрасной Дамы на протяжении всего творческого периода

    Г) А. Блок 4) Использование метафор при описании малой родины - русской деревни

    Д) С. Есенин 5) Внимание к бытовой «говорящей» детали

    7. Кто из поэтов Серебряного века не являлся представителем ни одного из течений модернизма?

    А) С. Есенин

    Б) Д. Мережковский

    В) А. Ахматова

    Г) М. Цветаева

    8. Почему в русской литературе начала XX века господствовала именно поэзия?

    А) Множество событий-катаклизмов (войны, революции) способствовали эмоциональному накалу, и это привело к господству поэзии

    Б) Господство поэзии - это результат наследия поэтов второй половины XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой и др.)

    Б) Не было талантливых писателей-прозаиков

    9. Кто из поэтов посвятил большинство своих лирических произведений русской деревне?

    А) Н. Гумилев В) С. Есенин

    Б) А. Блок Г) А. Ахматова

    10. Перед Вами особенности трех основных направлений русского модернизма. Напротив каждой напишите соответствующее ей направление

    А) Точность и ясность языка, внимание к бытовым деталям - ___________________

    Б) Туманность, мистичность, использование символов - ___________________

    В) Изобретение нового языка, бунтарство, смелые эксперименты с формой стиха - _________________

    ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ

    В заданиях 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9 отметьте правильный ответ, поставив напротив него любой условный знак. ВНИМАНИЕ! Правильный ответ может быть только один.

    В задании 3 напротив фамилии поэта напишите одно из течений русского модернизма, к которому имело отношение его творчество.

    В задании 6 проведите стрелку или линию от фамилии поэта к присущей ему поэтической особенности

    В задании 10 напротив характерного свойства напишите название течения русского модернизма, к которому это свойство относится.

    ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

    1 - Б

    2 - Г

    3 - А. Ахматова - акмеизм, А.Блок - символизм, С. Есенин - имажинизм, В. Маяковский - футуризм, В. Хлебников - футуризм, В. Брюсов - символизм, О. Мандельштам - акмеизм

    4 - Г

    5 - Г

    6 - А - 5, Б - 2, В - 1, Г - 3, Д - 4

    7 - Г

    8 - А

    9 - В

    10 - А - акмеизм, Б - символизм, В - футуризм