Нарушения мышления. Расстройства мышления Причины нарушения мышления у больных

Исследователи до сих пор не определились, что представляет собой мыслительный процесс. Считается, под ним следует понимать одну из высших психических функций, посредством которой человек воспринимает и обобщает информацию об окружающей его действительности.

Однако под воздействием внешних факторов люди могут частично или полностью потерять такую способность. Нарушения мышления носят как временный, так и постоянный характер, и могут быть следствием психических и иных расстройств.

О мышлении

Мышление является специфической особенностью, которой обладает человек. Посредством мыслительной деятельности люди устанавливают существующие взаимосвязи между различными внешними объектами и явлениями. Также этот процесс позволяет определить субъективное отношение человека к предметам и событиям реального мира. В результате за счет мышления формируется определенное восприятие окружающей действительности (точка зрения), выразить которое люди могут при помощи речи.

По сути, данный процесс позволяет человеку не только составить представление о реальном мире, но и понять его. Причем мыслительная деятельность связана не только с конкретными объектами, но и с абстрактными понятиями.

В последнем случае речь идет о процессе обобщения текущих реалий: стихийные бедствия, мебель и так далее. В ходе эволюционного развития у человека сформировалась способность объединять несколько объектов или явлений по определенному признаку. Такие умения носят название абстрактное мышление.

Формирование картин внутреннего и внешнего мира происходит за счет анализа причинно-следственных связей. При этом человек, опираясь на собственные способности, подвергает полученные в ходе мыслительного процесса результаты проверке, основываясь в своих суждениях на ранее приобретенном опыте. Например, если ребенок, приблизившись к краю кровати, упал, то в будущем, достигнув той же точки, он сможет представить дальнейшее развитие событий и принять соответствующее решение.

Нарушение мышления диагностируется при условии, если человек не соответствует следующим критериям:

Важно отметить, что приведенные критерии являются общими. То есть, не соответствие одному из них не может считаться отклонением в рамках принятых эмпирических, логических и иных оснований.

Например, установлено, что еда после 9 вечера вредит здоровью. Если большинство людей соблюдают это правило, а несколько человек отказываются, то поведение последних не считается признаком психических расстройств.

В медицинской практике принято выделять следующие виды нарушения мышления:

  • динамики мышления;
  • логического (личностного) мышления;
  • ассоциативного (операционного) мышления.

Ввиду того, что мышление представляет собой сложноорганизованный процесс, который подвергается изменениям под влиянием множества факторов, определить наличие нарушений не всегда удается даже опытному специалисту.

Особенности нарушений мыслительной динамики

Нарушение динамики мышления проявляет себя в виде следующих процессов.

Повышение скорости мыслительного процесса

Это нарушение мышления характеризуется скачками идей. Человек не может остановиться и постоянно продуцирует их посредством речи, выдавая в окружающий мир огромный поток ассоциаций. Причем сама речь остается бессвязной и скачкообразной. Любые выводы возникают неожиданно под воздействием какого-либо внешнего или внутреннего раздражителя. Суждения об объектах носят поверхностный характер. Из-за нескончаемого потока информации у человека с таким типом нарушений нередко садится голос.

Указанная симптоматика дополняется следующими симптомами:


Важной особенностью данного типа расстройства является то, что в высказываниях больного, несмотря на их поверхность, скрывается определенный смысл. Человек при нарушении динамического мышления осознает свои действия и понимает совершаемые ошибки. Он сохраняет способность по их устранению.

Инертность мышления

Нарушение мышления данного типа характеризуется следующими признаками:

  • замедленный процесс формирования ассоциаций;
  • наличие заторможенности;
  • отсутствие способности к формированию собственных мыслей.

Человек сохраняет способность говорить, однако ответы на вопросы будут краткими и односложными. Больной с серьезными затруднениями переходит на новую тему разговора.

Отсутствие последовательности в суждениях

При таком отклонении наблюдается неустойчивый характер суждений и ассоциаций. Однако больной может достаточно хорошо анализировать текущую ситуацию, воспринимать и обобщать полученную информацию. Нарушение мышления данного типа возникает на фоне психических расстройств, а также при патологиях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания).

Появление откликаемости

Под откликаемостью понимается нехарактерное для здорового человека поведения, при котором больной постоянно и бессвязно включает в свою речь видимые объекты. Кроме того, у пациентов наблюдается дезориентация в пространстве и времени, они могут забыть определенные даты, имена и события. Речь больного становится бессвязной.

В основном откликаемость диагностируется у людей с сосудистыми патологиями головного мозга.

Соскальзывание

Данный эффект проявляет себя в виде неожиданного ухода от текущей темы рассуждений. Причем человек соскальзывает к бессвязным ассоциациям. Со временем больной вновь возвращается к начальной теме. Соскальзывание происходит эпизодически и внезапно. Наиболее часто данный эффект отмечается при шизофренических расстройствах.

Нарушения личностного мышления

К нарушениям логического мышления относятся следующие явления.

Неспособность обобщать мысли

Разноплановость мышления характеризуется отсутствием целенаправленности в действиях больного. Последний попросту не в состоянии обобщить несколько объектов, выделив в них один или несколько признаков. При этом пациент сохраняет способность к классифицированию предметов, но осуществляет такие действия, основываясь на личностных предпочтениях: привычка, вкусовые ощущения и другое. В выводах больного отсутствует объективное суждение.

Резонерство

Характерным признаком резонерства является бессвязные и длительные рассуждения, которые ведутся без конкретной цели. Логика суждений в речи полностью или частично отсутствует. Слова и фразы не имеют видимой связи между собой. Человеку в момент, когда он произносит речь, не нужен слушатель. Ему не важно, откликается ли кто-то на высказываемые им мысли. Больному необходимо высказаться. Резонерство часто отмечается у людей, страдающих от шизофрении.

Бредовое состояние

Бредовое состояние представляет собой нарушение мыслительного процесса, при котором информация, высказываемая больным, носит абстрактный характер.

То есть, в произносимых словах и фразах отсутствует видимая связь с объективной реальностью и окружающей обстановкой. Причем сам человек полностью уверен в том, что его умозаключения являются истинными. Убедить его в обратном не удается. В качестве примера подобных явлений можно привести состояние анорексии. Человек «видит» излишки веса и стремится избавиться от него всеми возможными способами.

Отсутствие критичности мышления и навязчивость

Отсутствие критического восприятия приводит к тому, что в действиях пациента исчезает целенаправленность. Больной не способен регулировать свои поступки.

Характерным признаком навязчивого состояния являются фобии.

По мере своего развития данная проблема приводит к постепенному расстройству личности.

Нарушения ассоциативного мышления

Расстройства ассоциативного мышления проявляются в виде:


Выше уже было отмечено, что нарушения мыслительного процесса возникают по множеству причин. Более того, сегодня нет единого мнения по поводу взаимосвязи между отдельными заболеваниями и патологическими изменениями. Рассматриваемые нарушения возникают часто из-за следующих проблем:

  1. Расстройства когнитивного характера. Снижение интеллектуальных способностей происходит на фоне развития деменции, болезни Альцгеймера, шизофрении. При таких нарушениях человек не всегда и не полностью отдает себе отчет в происходящем, теряет способность контролировать своими действиями. В зависимости от области поражения головного мозга существует вероятность того, что больной начнет воспринимать окружающую действительность в искаженном виде.
  2. Психозы. Психозы негативно сказываются на мыслительных процессах человека, вследствие чего последний перестает адекватно реагировать и воспринимать окружающий мир. Его суждения часто не соответствуют общепринятой логике. Больной выражает бессвязные мысли.

Методики исследования нарушений

Исследованием нарушений мышления занимается психолог. При подозрении на наличие подобных патологических изменений изначально для их диагностирования применяются инструментальные методы:


Инструментальные методы исследования позволяют установить наличие очага поражения в головном мозгу и выявить патологии, способные привести к нарушению мышления. После завершения этого этапа диагностики работу с пациентом проводит психолог.

С целью установления характера изменений и формы патологических нарушений проводятся различные тесты. В частности, при расстройствах операционного мышления нарушениях применяются методики:

  • классификации;
  • исключения;
  • формирования аналогий;
  • определение понятий путем сравнения нескольких предметов;
  • выявление переносного смысла устоявшихся выражений (пословицы, метафоры);
  • рисование пиктограмм.

Каждый из этих методов позволяет оценить способности человека к обобщению поступающей информации, формированию представления о них и другие важные факторы, на основании которых ставится конечный диагноз.

Нарушения мыслительных способностей человека возникают в основном при психических расстройствах и заболеваниях, поражающих структуру головного мозга. Подобные расстройства проявляются в виде бессвязного выражения собственных мыслей, неправильных суждениях о объектах и процессах реального мира. Для постановки точного диагноза и выявления истинного характера нарушений мышления потребуется проведение психологического тестирования пациента.

Б ольшинство людей мыслят. Но качество их мышления очень слабое, так как не доводит до результата. Что это значит? Автор книги «Как стать умнее» Константин Шереметьев считает, что человек сильного мышления приходит в итоге до конкретного действия и ему не требуется дополнительных размышлений.

Как этому научиться?

Правило 1. Начинаем с конца

Когда вы начинаете решение, вы должны приблизительно представлять, какой результат вы получите.

Хитрость в том, что, что бы вы ни думали, вы ВСЕГДА получаете результат. Материальный результат. То, что вас окружает, - это и есть результат ваших мыслей.

Допустим, вы что-то подумали о деньгах. Ваших деньгах. Например, помечтали о том, чтобы их было больше, и мысль на этом остановилась. Тогда количество денег у вас не изменится. Мысль не доведена до конца.

Чтобы изменилось, нужно начать с конца. То есть сначала подумать о том, сколько денег для вас является нормальной суммой. Подумали - написали. Вот теперь можно уже думать о том, как их получить.

Иначе получается ловушка. Вы придумали какую-то финансовую идею, но она все равно не даст вам столько, сколько вы хотите. Поэтому даже и думать не стоило.

Правило 2. Заканчиваем действием

Раз вы начали думать, то думать надо до логического конца. А как понять, когда остановиться? Для этого следующее правило: сильное мышление останавливается только тогда, когда ясен следующий конкретный шаг . То есть вы написали на бумаге такое ваше действие, которое не требует никаких дополнительных ресурсов.

Пример. Вы решили поговорить с начальником о повышении оклада. Если вы напишите только это, то непонятно, когда и что именно надо сделать. А вот если вы напишите: «В среду, в 10-00 подойду в приемную и запишусь на встречу», - то это совсем другое дело.

Иногда следующий шаг неясен, потому что зависит от других людей. В этом случае в качестве первого шага пишите контакт с этим человеком.

Пример. Вы хотите собрать веселую компанию на шашлыки. Но в вашей компании только у одного человека есть машина, на которой он может всех довезти. В этом случае не надо планировать дальше. Надо записать себе: «Позвонить Пете и узнать, хочет ли он на шашлыки».

Мышление, которое не заканчивается действием, - это слабое мышление.

Как правило, оно заканчивается пустыми мечтаниями. Если проблема не очень важна, то ничего страшного нет. Просто потеряли время.

Но если проблема для вас жизненно важна, то размышления без действий ведут к неврозу. Ведь простое размышление не меняет вашу жизнь, поэтому проблема возвращается вновь и вновь.

Правило 3. Движемся от известного к неизвестному

Когда проблема слишком запутана, то не стоит блуждать в тумане. Всегда начинайте с того, что ясно и очевидно. Выпишите это на бумаге. А потом, когда увидите, что именно вы не понимаете, начинаете это искать, выяснять, узнавать и постепенно выстраивать общую картину.

Поэтому, столкнувшись с непонятной проблемой, записали, что знаете, и пошли собирать дальнейшую информацию.

Правило 4. Движемся только вперед

Сильное мышление переходит от одной мысли к другой строго в направлении результата. У вас на листочке написано, о чем вы думаете, - о том вы и думаете. Не бросаясь из стороны в сторону.

Частая ошибка выглядит так. Вы уже что-то решили, набросали план действий, а потом испугались: «Ой, а вдруг не получится!» - и начинаете думать другой вариант. Все - это тупик. Вы так и будете бродить по кругу. Узнать, получится или не получится, вы сможете, только попытавшись сделать это .

В примере с шашлыками вы можете сделать следующую ошибку. Уже решив, что вы позвоните Пете, подумать: «Ой, а если он откажется! Лучше я что-нибудь другое организую».

В этом случае вы попали в тупик.

  • Во-первых, ваше мышление сразу обесценилось, потому что вы не сделали действия.
  • Во-вторых, вы решили за Петю. Вы не знаете, хочет он или не хочет. Может быть, он бы обрадовался, что кто-то приглашает его на шашлыки.
  • В-третьих, вы начнете организовывать что-то еще, а в конце опять испугаетесь. И это может длиться бесконечно.

Чаще всего так и происходит. Люди со слабым мышлением могут годами бояться принять решение. Все время идет мышление по кругу, и оно не заканчивается действием.

Лучше быстрое решение и конкретное действие, чем долгое обдумывание и попытка предусмотреть все. Предусмотреть все невозможно.

Правило 5. Принимать решение можете только вы

Когда вы начинаете думать над задачей, то чаще всего в любой житейской проблеме ваше решение затрагивает других людей.

Например, вы хотите поговорить о повышении зарплаты или назначить свидание.

Ошибка слабого мышления заключается в том, что вы перекладывает решение на другого человека. Выглядит это так: если вам откажут, то виноват в этом другой. А вы даже и не думаете о том, как правильно это сделать.

Сильное мышление заключается в том, чтобы во время мышления сразу подумать за другого человека . Почему он должен согласиться с вами? В чем его выгода?

В этом случае ваше предложение уже будет сформулировано намного более разумно и имеет более высокие шансы на успех.

И уж совсем пустой вариант, когда вы пытаетесь разговаривать, если еще сами не приняли никакого решения. Это выливается в пустой треп, потому что вы сами не знаете, что вы хотите, а уж собеседник тем более.

Поэтому запомните. Когда вы мыслите, то от начала и до конца вы мыслите только сами, и решение будет принято лично вами . А потом уже вы начинаете общаться и смотреть результат ваших размышлений.

Пример. Если вы хотите пригласить девушку, то САМИ решите, куда вы хотите ее пригласить. Если в кино, то на какое, в какой кинотеатр и на какой сеанс. И первое действие заключается в том, что вы собираете эту информацию: что сейчас интересное идет и где. И вот только после этого встречаетесь с девушкой и предлагаете готовое решение. Если ей не нравится один фильм, предложите другой, не нравится это время, предложите другое и т.д. Ваши шансы пойти в кино резко вырастут, чем если бы вы сказали:

Давай сходим в кино.

А что сейчас идет?

Да я не знаю, я думал, ты знаешь…

Правило 6. Мыслите ясно

Человек не может знать все. Это вроде бы очевидная мысль, но когда вы о ней забываете, то возникают сложности: вы начинаете думать о проблеме, туманно представляя себе, о чем вы думаете.

Пример. Вы пришли купить маленький компьютер, и продавец вас спрашивает:

Вы хотите ноутбук или нетбук?

Если вы ясно понимаете разницу, то проблемы нет. Но если не понимаете, то можете попасть в ловушку. Вы можете сделать вид, что знаете, и начать решать туманную задачу. Понятно, что в тумане вы можете легко ошибиться и купить совсем не то, что вам нужно.

В реальной жизни подобные ситуации на каждом шагу. Вы не можете быть экспертом по всем вопросам, вы не можете детально разбираться в компьютерах, автомобилях, стиральных машинах, пылесосах и прочих вещах, но вам нужно всем этим пользоваться.

Поэтому запомните следующее правило сильного мышления: не понимаете - спросите .

Люди попадают в ловушку туманного мышления, потому что боятся показаться глупыми. Но реально умный человек помнит, что всего знать нельзя, поэтому как раз умный человек постоянно спрашивает совета.

Правило 7. Проверьте цепочку

Это завершающее правило сильного мышления. Когда вы расписали решение задачи и наметили первое действие, то не торопитесь его совершать. Помните: «Семь раз отмерь - один раз отрежь».

Вам нужно внимательно просмотреть всю цепочку звено за звеном. При этом вы должны по каждому звену ответить на два вопроса:

  1. Вы понимаете, что здесь надо сделать?
  2. Результат даст возможность перейти к следующему звену?

И когда прошлись по цепочке, то затем ответьте на вопрос по цепочке в целом:

Цепочка приведет к желаемому результату?

Если ответы на все вопросы положительные, то можете смело переходить к действию.

Из книги «Как стать умнее»,

Источник

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

  1. Нарушения операциональной стороны мышления:
    • снижение уровня обобщения;
    • искажение уровня обобщения.
  2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления:
    • разноплановость мышления;
    • резонерство.
  3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:
    • лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;
    • откликаемость.
  4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:
    • нарушение критичности мышления;
    • нарушение регулирующей функции мышления;
    • разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются как снижение уровня обобщения , когда трудно вычленить общие признаки предметов.

В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.

Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.

Лабильность мышления , или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.

Инертность , или «вязкость мышления» , - это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.

Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала - они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.

«Откликаемость» - это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных - последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.

«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.

Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.

Разноплановость мышления - это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.

Резонерство - многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).

Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».

Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал:

«Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума - это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».

«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.

При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.

Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом . Противоположное расстройство мышления - шперрунг , т.е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.

Неоправданная «обстоятельность мышления» - это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления . Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.

Крайняя степень расстройства мышления - бред , или «интеллектуальная мономания» . Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Мышление

Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Мышление тесно связано с другим базисным познавательным процессом – процессом восприятия и необходимо возникло в результате его поступательного эволюционного развития. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала в каждый момент конфликтного взаимодействия конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида. На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.

Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок – переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Таким образом были расширены его временные границы и созданы предпосылки для интенсивного развития других психических функций (долговременная и кратковременная память, воображение, перспективное мышление и др. - то есть сознания и самосознания в широком смысле этого понятия). Параллельно и взаимозависимо с этими процессами возникли и развивались новые сугубо человеческие свойства – символика языка и речи, изобразительного искусства, зачатки религиозного чувства, научного сознания мира и своего места в нем.

Таким образом был осуществлен переход от системы представлений об окружающем мире, которая постепенно складывалась на основе его индивидуального и коллективного восприятия к системе понятий . Последняя отражала самые существенные, позволяющие сделать обобщения признаки явлений и предметов и складывалась в картину понимания окружающего мира. Символика языка как функция коммуникации из средства обозначения реальностей все больше превращалась в средство общения, обмена информацией, формирующее коллективное сознание популяции. Наряду с конкретными понятиями , описывающими отдельные предметы, явления (кошка, стол, пожар) возникли абстрактные, обобщающие конкретные реалии (животные, мебель, стихийные бедствия).

Способность формировать и усваивать смысловые, родообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением. Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.

Мышление нормальных людей организует картины окружающего и внутреннего мира на основе анализа причинно-следственных отношений, подвергая его результаты проверке опытом, и рано или поздно оказывается в состоянии выявить внутренние связи объектов и явлений.

Творческое, или так называемое диалектическое, мышление, являющееся основой профессионально-клинического, как наиболее продуктивная форма опирается на анализ и синтез. Анализ предполагает выяснение того, чем данный объект, предмет, явление в силу своих индивидуальных особенностей отличается от других, внешне похожих. Для того, чтобы это установить, необходимо изучить его структурно-динамическое своеобразие. Применительно к больному это означает необходимость исследования исключительности личностной феноменологии, включая изучение биологического, психического и социального статусов.

Синтез, напротив, означает стремление установить внутренние связи внешне непохожих объектов, что невозможно ни на уровне восприятия, ни на уровне конкретного формального мышления. Иногда эта связь представлена лишь одной характеристикой, которая, тем не менее, является фундаментальной. Если верить преданию, то закон всемирного тяготения открылся Ньютону в тот момент, когда ему на голову упало яблоко. Восприятие внешних признаков указывает лишь на сходство форм. Понимание внутренних связей позволяет рассмотреть в одном ряду совершенно разные объекты, обладающие лишь одним общим качеством – массой. Человеческий разум благодаря этому свойству способен также к экстраполяции известной внутренней связи за пределы опытного восприятия пространства и времени, что делает его возможности практически безграничными. Так происходит осознание человеком законов, управляющих миром, и постоянный пересмотр уже имеющихся представлений.

Так называемое формальное мышление, являющееся атавистическим или имеющее болезненные причины, идет по пути аналогий, которые устанавливаются по признакам внешнего сходства, и уже поэтому не может быть творчески продуктивным. В медицине оно называется фельдшерским, но отнюдь не является прерогативой фельдшеров. Мыслящий подобным образом врач, завершая специальное образование, имеет канонизированные представления о реестре существующих, по его мнению, форм болезней в их описательных характеристиках с соответствующим алгоритмом последующих действий. Диагностическая задача решается чаще всего на основе формальной калькуляции симптомов с отнесением их массива к известной нозологической матрице. Происходит это по принципу ответа на вопрос: на кого больше похожа летучая мышь – на птицу или на бабочку? На самом деле на лошадь (и то, и другое – млекопитающие). Познавательная деятельность, организованная подобным образом, способна лишь клишировать стандартные ситуации в рамках решения самых простых задач. Она нуждается в руководстве, контроле и может быть приемлемой только у претендующих на роль исполнителя.

Расстройства мышления выявляются либо при помощи тестовых процедур (патопсихологически), либо на основе клинического метода при анализе речевой и письменной продукции обследуемого.

Выделяют формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) и так называемые патологические идеи.

Расстройства мышления по форме (расстройства ассоциативного процесса)

Нарушения темпа мышления

Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» - крайняя степень ускоренного мышления.

Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.

Болезненно замедленное мышление. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.

Нарушения стройности мышления

Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т.п.

При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

Нарушение целенаправленности мышления

Резонерство (бесплодное мудрствование, рассуждательство). Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

Символическое мышление . Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

Персеверация мышления . Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

Расстройства мышления по содержанию

Включают в себя бредовые, сверхценные и навязчивые идеи.

Бредовые идеи .

Представляют собой ложные, ошибочные суждения (умозаключения), возникшие на болезненной основе и недоступные критике и коррекции. Заблуждающегося, но здорового человека рано или поздно можно либо разубедить, либо он сам поймет ошибочность своих взглядов. Бред же, являясь одним из проявлений расстройства психической деятельности в целом, может быть устранен только посредством специального лечения. По психопатологическим механизмам бредовые идеи делятся на первичные и вторичные.

Первичный бред, или бред толкования , интерпретации вытекает непосредственно из расстройств мышления и сводится к установлению неправильных связей, неправильному пониманию взаимоотношений между реальными объектами. Восприятие здесь обычно не страдает. Изолированно первичные бредовые идеи наблюдаются при сравнительно легких психических заболеваниях. Болезненной основой здесь чаще всего является патологический характер или личностные изменения.

Вторичный, или чувственный бред представляет собой производное от других первичных психопатологических расстройств (восприятия, памяти, эмоций, сознания). Выделяют галлюцинаторный, маниакальный, депрессивный, конфабуляторный, образный бред. Из сказанного следует, что вторичный бред возникает на более глубоком уровне расстройства психической деятельности. Этот уровень или «регистр», как и генетически связанный с ним бред, называют параноидным (в отличии от первичного – паранойяльного).

По содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи можно разделить на три основные группы: преследования, величия и самоуничижения.

К группе идей преследования относятся бред отравления, отношения, воздействия, собственно преследования, «любовного очарования».

Бредовые идеи величия также разнообразны по содержанию: бред изобретательства, реформаторства, богатства, высокого происхождения, бред величия.

К бредовым идеям самоуничижения (депрессивный бред) относят бред самообвинения, самоуничижения, греховности, виновности.

Депрессивные фабулы обычно сопровождаются подавленностью и предъявляются астенично. Параноидный бред может быть как астеничным, так и стеничным («преследуемый преследователь»).

Бредовые синдромы

Паранойяльный синдром характеризуется систематизированным бредом отношения, ревности, изобретательства. Суждения и умозаключения больных внешне производят впечатление вполне логичных, однако они исходят из неверных посылок и ведут к неверным выводам. Этот бред тесно связан с жизненной ситуацией, личностью больного, либо измененной психическим заболеванием, либо являющейся патологической от самого рождения. Галлюцинации обычно отсутствуют. Поведение больных с паранойяльным бредом характеризуется сутяжничеством, кверулянтскими тенденциями, иногда агрессивностью. Наиболее часто этот синдром наблюдается при алкогольных, пресенильных психозах, а также при шизофрении и психопатиях.

Параноидный синдром. Характеризуется вторичным бредом. К группе параноидных синдромов относятся галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, кататоно-бредовой и некоторые другие синдромы. Параноидные синдромы встречаются как при экзогенных, так и при эндогенных психозах.

При шизофрении часто наблюдается один из наиболее типичных вариантов галлюцинаторно-параноидного синдрома – синдром Кандинского-Клерамбо , который складывается из следующих симптомов: псевдогаллюцинации, психические автоматизмы, бредовые идеи воздействия. Автоматизмами называют явление утраты чувства принадлежности самому себе мыслей, эмоциональных переживаний, действий. По этой причине психические акции больных субъективно воспринимаются как автоматические. Г. Клерамбо (1920) описал три вида автоматизмов:

    Идеаторный (ассоциативный) автоматизм проявляется в чувстве построннего вмешательства в течение мыслей, их вкладывание или отнятие, обрывы (шперрунги) или наплывы (ментизм), ощущение, что мысли больного становятся известны окружающим (симптом открытости), «эхо мыслей», насильственная внутренняя речь, вербальные псевдогаллюцинации, воспринимаемые как ощущение передачи мыслей на расстояние.

    Сенсорный (сенестопатический, чувственный) автоматизм. Для него характерно восприятие различных неприятных ощущений в теле (сенестопатии), чувство жжения, скручивания, боли, полового возбуждения в качестве сделанных, специально вызванных. Вкусовые и обонятельные псевдогаллюцинации могут рассматриваться в качестве вариантов этого автоматизма.

    Моторный (кинэстетический, двигательный) автоматизм проявляется ощущением вынужденности некоторых действий, поступков больного, которые совершаются помимо его воли или вызваны воздействием извне. При этом больные часто испытывают мучительное чувство физической несвободы, называя себя «роботами, фантомами, марионетками, автоматами» и т.д. (чувство овладения).

Объяснение подобных внутренних переживаний при помощи воздействия гипнозом, космическими лучами или различных технических средств называется бредом воздействия и иногда носит достаточно нелепый (аутистический) характер. Аффективные расстройства при этом чаще всего представлены чувством тревоги, напряженности, в острых случаях – страха смерти.

Парафренный синдром . Характеризуется сочетанием фантастических, нелепых идей величия с экспансивным аффектом, явлениями психического автоматизма, бредом воздействия и псевдогаллюцинациями. Иногда бредовые высказывания больных имеют в качестве основы фантастические, вымышленные воспоминания (конфабуляторный бред). При параноидной шизофрении парафренный синдром является заключительным этапом течения психоза.

Помимо описанных выше хронических бредовых синдромов в клинической практике встречаются остро развивающиеся бредовые состояния, имеющие лучший прогноз (острая паранойя, острый параноид, острая парафрения). Они характеризуются выраженностью эмоциональных расстройств, низкой степенью систематизации бредовых идей, динамизмом клинической картины и соответствуют понятию острого чувственного бреда. На высоте этих состояний могут наблюдаться признаки грубой дезорганизации психической деятельности в целом, в том числе признаки нарушения сознания (онейроидный синдром).

Острый чувственный бред также может быть представлен синдромом Капгра (Капгра Ж., 1923), включающим помимо тревоги и идей инсценировки симптом двойников. При симптоме отрицательного двойника больной утверждает, что близкий человек, например, мать или отец, не является таковым, а представляет собой подставную фигуру, загримированную под его родителей. Симптом положительного двойника заключается в убеждении, что незнакомые лица, специально изменившие свой облик, представляются больному в качестве близких людей.

Синдром Котара (нигилистический бред, бред отрицания), (Котар Ж., 1880) выражается в ошибочных умозаключениях мегаломанического, ипохондрического характера по поводу своего здоровья. Больные убеждены в наличии у них тяжелого, смертельного заболевания (сифилиса, рака), «воспаления всех внутренностей», говорят о поражении отдельных органов или частей тела («сердце перестало работать, сгустилась кровь, кишечник сгнил, пища не перерабатывается и из желудка поступает через легкие в мозг» и т.п.). Иногда они утверждают, что умерли, превратились в гниющий труп, погибли.

Сверхценные идеи

Сверхценные идеи – суждения, возникающие на основе реальных фактов, которые эмоционально переоцениваются, гиперболизируются и занимают в сознании больных неоправданно большое место, вытесняя конкурирующие представления. Таким образом, на высоте этого процесса при сверхценных идеях, также как и при бреде, исчезает критика, что позволяет отнести их к разряду патологических.

Умозаключения возникают как на основе логической переработки понятий, представлений (рационально), так и с участием эмоций, организующих и направляющих не только сам процесс мышления, но оценивающих его результат. Для личностей художественного типа последнее может иметь решающее значение по принципу: «если нельзя, но очень хочется, то можно». Сбалансированное взаимодействие рациональной и эмоциональной составляющих называется аффективной координацией мышления. Наблюдающиеся при различных заболеваниях и аномалиях эмоциональные расстройства вызывают ее нарушения. Сверхценные идеи являются частным случаем неадекватно избыточного насыщения аффектом какой-либо отдельной группы представлений, лишающего конкурентоспособности все прочие. Этот психопатологический механизм называется механизмом кататимии . Вполне понятно, что возникающие подобным образом патологические идеи могут иметь не только личностную, болезненную, ситуационную обусловленность, но и содержательно связаны с жизненными темами, вызывающими наибольший эмоциональный резонанс.

Этими темами чаще всего являются любовь и ревность, значимость собственной деятельности и отношение окружающих, собственное благополучие, здоровье и угроза потери того и другого.

Чаще всего сверхценные идеи возникают в ситуации конфликта у психопатических личностей, в дебютных проявлениях экзогенно-органических и эндогенных заболеваниях, а также в случаях их легкого течения.

При отсутствии стойкой дезорганизации эмоционального фона они могут иметь транзиторный характер и при его упорядочивании сопровождаться критическим отношением. Стабилизация аффективных расстройств в процессе развития психического заболевания или хронизации конфликта у аномальных личностей приводит к стойкому снижению критического отношения, что некоторые авторы (А.Б. Смулевич) предлагают называть «сверхценным бредом».

Навязчивые идеи

Навязчивые идеи, или обсессии , - это возникающие спонтанно патологические идеи, носящие навязчивый характер, к которым всегда имеется критическое отношение. Субъективно они воспринимаются как болезненные и в этом смысле являются «инородными телами» психической жизни. Чаще всего навязчивые мысли наблюдаются при заболеваниях невротического круга, однако могут встречаться и у практически здоровых людей с тревожно-мнительным характером, ригидностью психических процессов. В этих случаях они, как правило, нестойкие и не причиняют значительного беспокойства. При психическом заболевании, напротив, концентрируя на себе и на борьбу с ними всю активность больного, переживаются как крайне тягостные и мучительные. В зависимости от степени эмоциональной насыщенности, во-первых, выделяют отвлеченные (абстрактные) навязчивости. Они могут быть представлены навязчивым мудрствованием («мыслительная жвачка»), навязчивым счетом (арифмомания) .

К эмоционально насыщенным навязчивостям относятся навязчивые сомнения и контрастные навязчивости. При них больные могут многократно возвращаться домой, испытывая тревожные сомнения, закрыли ли они дверь, выключили ли газ, утюг и т.п. При этом они прекрасно понимают нелепость своих переживаний, но не в силах перебороть возникающие вновь и вновь сомнения. При контрастных навязчивостях больные охвачены страхом совершить что-то недопустимое, аморальное, противозаконное. Несмотря на всю тягостность этих переживаний, больные никогда не пытаются реализовать возникшие побуждения.

Навязчивые идеи, как правило, представляют собой идеаторный компонент навязчивых состояний и редко встречаются в чистом виде. В структуре их также имеют место эмоциональная составляющая (навязчивые страхи – фобии), навязчивые влечения – компульсии , моторные расстройства – навязчивые действия, ритуалы. В наиболее полном виде эти нарушения представлены в рамках обсессивно-фобического синдрома . Навязчивые страхи (фобии) могут иметь различное содержание. При неврозах они чаще всего носят понятный характер, тесно связанный с ситуацией реальной жизни больного: страхи загрязнения и заражения (мизофобия) , закрытых помещений (клаустрофобия ), толпы и открытых пространств (агорафобия) , смерти (танатофобия ). Чаще всего встречаются навязчивые страхи возникновения тяжелого заболевания (нозофобия ), особенно в случаях, спровоцированных психогенно: кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия, спидофобия .

При шизофрении навязчивые переживания чаще имеют нелепое, непонятное, оторванное от жизни содержание – например, мысли о том, что в употребляемой пище могут присутствовать трупный яд, иголки, булавки; домашние насекомые могут заползти в ухо, нос, проникнуть в мозг и т.п.

Тревожно-напряженный аффект в этих случаях довольно часто послабляется ритуалами – своеобразными символическими защитными действиями, нелепость которых больные также могут понимать, однако их выполнение приносит больным облегчение. Например, чтобы отвлечь себя от навязчивых мыслей о заражении, больные моют руки определенное количество раз, используя при этом мыло определенного цвета. Для подавления клаустрофобических мыслей перед тем, как войти в лифт, трижды оборачиваются вокруг своей оси. Подобные действия больные вынуждены повторять по многу раз при всем понимании их бессмысленности.

Чаще всего обсессивно-фобический синдром наблюдается при неврозе навязчивых состояний. Он также может встречаться в рамках эндогенных психозов, например, при неврозоподобных дебютах шизофрении, а также при конституциональных аномалиях (психастении).

Одним из вариантов обсессивно-фобического синдрома является дисморфофобический (дисморфоманический) синдром . При этом переживания больного сосредоточены на наличии либо мнимого, либо реально существующего физического недостатка или уродства. Они могут носить как характер навязчивых страхов, так и сверхценных мыслей со снижением или отсутствием критического отношения, напряженным аффектом, вторичными идеями отношения, неправильным поведением. В этих случаях больные пытаются самостоятельно устранить имеющиеся недостатки, например, избавиться от веснушек при помощи кислоты, бороться с излишней полнотой, прибегая к изнурительному голоданию, или обращаются к специалистам с целью хирургического устранения имеющегося, по их мнению, уродства.

Синдром дисморфомании может наблюдаться у аномальных личностей в подростковом и юношеском возрасте, чаще у девушек. Также у них часто встречаются близкие к этому синдромы – синдром нервной анорексии и ипохондрический. Бредовой вариант синдрома дисмофомании наиболее типичен для дебютных проявлений параноидной шизофрении.

Симптомы болезни - нарушения мышления

Нарушения и их причины по категориям:

Нарушения и их причины по алфавиту:

нарушение мышления -

Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений Однако в психологии существует множество других определений. Например - высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Мышление - высшая форма отражения объективной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из ВПФ. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

При каких заболеваниях возникает нарушение мышления:

Нарушения динамики мышления.

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)

Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей - повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:
- Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
- Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
- Мало задумываются над ответом.
- Легко исправляют ошибки, если на них указать.
- Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
- Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений. Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.
81 % сосудистые заболевания
68 % травма
66 % МДП
14 % шизофрения (в период ремиссии)

При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.

Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, так как если положить - утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.

Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.

Создаётся вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:
- откликаемость - следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
- отвлекаемость - следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей - основа дальнейшей целенаправленной деятельности.

5. Соскальзывание. Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

1. Снижение уровня обобщения. В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.
95 % олигофрения
86 % эпилепсия
70 % энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67 %) и психопатов (33 %).

Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями.

Нарушения мотивационного компонента мышления.
1. Разноплановость мышления. Нарушение мышления, обозначенное как “разноплановость”, заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.

Больные могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый им материал; актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Вместе с тем больные не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах. Речь идет не о том всестороннем, свойственном мышлению здорового человека подходе к явлению, при котором действия и суждения остаются обусловленными целью, условиями задания, установками личности.

При непоследовательности суждений больные на какой-то отрезок времени лишаются возможности правильно и адекватно рассуждать. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок. Приведенные данные находятся в соответствии со многими клиническими данными. Анализ историй болезни этих больных, наблюдения за их поведением в жизни и больнице выявили неадекватность их жизненных установок, парадоксальность их мотивов и эмоциональных реакций.

Поведение больных отклонялось от обычных нормативов. Больной мог не заботиться о своих близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу “пищевого рациона” своей кошки, другой больной мог оставить свою профессию и, обрекая семью на лишения, занимался тем, что целыми днями расставлял вещи перед фотообъективом, так как, по его мнению, “видение в различных ракурсах приводит к расширению умственного кругозора”.

2. “Резонерство”. Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологий мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство. Резонерство – склонность к пустым рассуждениям.

Это расстройство мышления определяется клиницистами как “склонность к бесплодному мудрствованию”, как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. Разноплановость и резонерство речи находят свое выражение в речи, которая приобретает, по выражению клиницистов, характер “разорванности”. Анализ образцов “разорванной” речи приводит к следующим выводам.

Во-первых, в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; больные произносят ряд фраз, но не сообщают в них никакой содержательной мысли, не устанавливают никаких, хотя бы ложных, связей между предметами и явлениями.
Во-вторых, в речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли. Так, больной называет ряд предметов - воздух, материю, художника, происхождение человека, красные кровяные шарики, но в его высказывании нет смыслового объекта, нет логического подлежащего. Приведенные отрывки нельзя изложить другими словами.
В-третьих, больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. “Разорванная” речь этих больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков, она не является ни орудием мысли, ни средством общения с другими людьми.

Резонерство и разорванность речи наиболее характерны для шизофрении.

Наиболее качественно выраженным расстройством мышления является бред.
Бред – не соответствующие реальности представления и умозаключения, в ошибочности которых патологически убежденного в их правильности субъекта невозможно разуверить. Его содержание может быть самым разнообразным: бред преследования, отравления, ревности, величия и т.д. От обычных человеческих заблуждений бред отличается следующим:
1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе влияют на его поведение.

Навязчивые состояния (обсессии) – это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают какие-то мысли, страхи, влечения, действия, сомнения (например, навязчивое мытье рук, страх перед числом “3” и т.д.)

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Некритичность - утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение мышления:

Вы заметили нарушение мышления? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны . Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее .

(+38 044) 206-20-00


Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось мышление? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам , мы обязательно постараемся Вам помочь.