Путь беринга и чирикова на контурной карте. Что открыли В

Капитан-командор Чириков известен как исследователь северо-западного побережья Северной Америки и человек, внесший большой вклад в освоение и укрепление Дальнего Востока


Годы учебы и преподавания

Алексей Ильич Чириков родился 13 (24) декабря 1703 года в Тульской земле в дворянской семье. Жил в Москве у своего дяди, в 12 лет поступил в Школу математических и навигационных наук – первое российское военно-морское учебное заведение.

Среди известных преподавателей школы - Леонтий Магницкий, по «Арифметике» которого училось не одно поколение русских моряков. Кроме арифметики и геометрии, учащиеся изучали навигацию, географию, геодезию, фортификацию, астрономию, иностранные языки и другие дисциплины.

В числе лучших учеников Чириков был переведен для продолжения обучения в Петербургскую морскую академию, помимо теории, академия большое место уделяла практике – астрономическим наблюдениям, кораблевождению, артиллерийской и стрельбе из мушкета, постановке парусов, такелажным работам. По окончании академии и производства в унтер-офицеры Алексей Ильич получил назначение на Балтийский флот, здесь он прослужил недолго, его назначили преподавателем в Морскую академию.

Как отличный специалист Чириков был включен в состав экспедиции Витуса Беринга, интересно, что руководство Академии, было против такого назначения, Академия теряла талантливого преподавателя, «гардемарин обучать было некому».

Экспедиция, организованная по указанию Петра I, ставила перед собой не только географические цели, но и геополитические – укрепление восточных рубежей России.

Чириков был назначен помощником Беринга, опытного мореплавателя, к тому времени уже двадцать лет состоявшему на службе у России.

Первая Камчатская экспедиция

Экспедиция выехала из Петербурга 25 января 1725 года, в Тобольске была сделана остановка, здесь заготовили канаты, пеньку, лес, и когда открылась речная навигация, отправились по Иртышу в путь. До Якутска экспедиция добиралась по рекам, частично по суше, а после Якутска – в основном пришлось идти по бездорожью.

В Якутске Чириков руководил отправкой грузов в Охотск, его журнал сохранил заметки о городе, по наблюдениям Алексея Ильича в городе находилось 300 русских дворов, а его окрестностях – 30 тысяч якутов-кочевников.

В Охотске было построено два бота «Фортуна» и «Святой Гавриил», на последнем Беринг, Чириков и другие члены экипажа числом 44 человека 13 июля 1728 года вышли в море. Чириков вел судовой журнал первой российской морской научной экспедиции, в нем записаны не только сведения о маршруте, но произведено описание обитателей моря, которые попадались на глаза путешественникам – киты, сивучи, моржи и т.д.

Во время плавания на карту были нанесены полуостров Камчатка, открыты Камчатский и Карагинский заливы с островом Карагинский, залив Креста, бухта Провидения и остров Святого Лаврентия. Карты, составленные Берингом и Чириковым, получили высокую оценку других путешественников, в частности Джеймса Кука.

Дойдя до 67° 24" северной широты, Беринг стал держать совет с экипажем, как поступать дальше. Во время совета Чириков высказывался за продолжение экспедиции, он предлагал идти дальше, к устью Колымы. Но капитан экспедиции принял решение повернуть назад.

Одна из главных задач, поставленных перед экспедицией – выяснить, есть ли перешеек между Азией и Америкой, была выполнена. Открытие, произведенное русским мореплавателем Семёном Дежнёвым еще в 1648 году, но к тому времени позабытое, было подтверждено.

Впоследствии Ломоносов выразит сожаление, что Беринг развернул корабль, если бы он продолжил путь на восток, то очень скоро обнаружил бы берега Америки.

Но берегов Америки датский мореплаватель достигнет во время следующей экспедиции.

По возвращении в Нижнекамчатск команда занималась ремонтом бота и пополнением запасов продовольствия. В 1729 году Беринг и Чириков вернулись в Петербург, где Беринг держал доклад о результатах экспедиции. На основании доклада Сенат и Адмиралтейская коллегия приняли решение снарядить Вторую Камчатскую экспедицию.

Вторая Камчатская экспедиция

Задачами экспедиции были открытие морского пути в Америку, окончательное доказательство того, что Азия с Америкой разделены проливом, поиск удобных гаваней для создания в них военно-морских баз и исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Вторая экспедиция, как и первая имела целью, не только географические задачи, ее программа включала совокупность мероприятий по включению народов, на открытых русскими путешественниками землях, в жизнь Российского государства.

Чиновники из Сената и Адмиралтейской коллегией составили план и инструкции для экспедиции, Чириков, ознакомившись с ними, внес в них замечания и предложения. Финальный вариант инструкций был принят с учетом его поправок.

Начальником всех экспедиционных отрядов был назначен Беринг, а Чириков – его первым помощником. Предварительная часть экспедиции проходила в тяжелых условиях, второй помощник Беринга Шпанберг, «пилил» бюджетные деньги, тратил их на собственные нужды, а свое служебное положение использовал для личного обогащения, местные власти также не спешили содействовать экспедиции, хотя имели соответствующие указания из Петербурга. В какое-то время проект из-за нехватки средств чуть было не свернули.

После трудного и долгого подготовительного периода экспедиция на построенных к тому времени ботах «Святой Петр» и «Святой Павел» 8 сентября 1740 года вышла к восточному побережью Камчатки.

В районе Авачинской губы экспедиция осталась на зимовку, в честь святых, имена которых носили корабли, получили свое название удобная гавань и поселение, основанное как отправная точка морского путешествия - Петропавловск.

Во время зимовки команда продолжила подготовку к предстоящей отправке к берегам Америки, параллельно Алексей Ильич занимался этнографическими и метеорологическими наблюдениями, сбором сведений о фауне и флоре, и исследованием геологических особенностей Камчатки.

4 июня 1741 года корабли вышли из Петропавловской гавани и направились к берегам Америки, 20 июня в условиях шторма и тумана, суда потеряли друг друга и «Святой Павел», которым командовал Чириков, продолжил свой путь один.

16 июля команда увидела землю: «В 2 часа пополудни впереди себя увидели землю, на которой горы высокие…», сейчас этот остров называется Бейкер.

На следующий день Чириков решил произвести разведку местности и отправил на сушу на ланг-боте десять человек во главе с Абрамом Дементьевым, но отряд к назначенному сроку не вернулся, как и второй, высадившийся на берег для поиска первого спустя несколько дней. Что произошло с 15 русскими моряками, неизвестно.

Положение оставшихся на корабле было довольно затруднительным, запасы воды и пищи подходили к концу, а высадится на берег не предоставлялось возможным, лодок на борту корабля больше не было, к тому же вся команда болела цингой. Поэтому было принято решение о возвращении в Петропавловск. Из 68 членов команды в Петропавловск вернулось лишь 49 человек.

В следующем году с целью отыскать пропавший корабль «Святой Петр» и команду Беринга, Чириков предпринял путешествие, но отыскать людей ему не удалось.

На обратном пути Чириков обнаружил остров, который нанес на карту остров и назвал Святым Иулианом (в этот день память мученика Иулиана Тарсийского, сейчас это остров Беринга), на котором и томилась экспедиция датчанина, но которую «Святой Павел» там не обнаружил.

Отчет об экспедиции вместе с картой Чириков направил в Петербург. Позже он принимал участие в составлении итоговой карты русских открытий в северной части Тихого океана.

Вернувшись в Петербург, возглавил Морскую академию. В сентябре 1747 года был переведен в Москву, где скончался от туберкулеза и последствий цинги, оставив много долгов. Алексей Ильич, отдавший 20 лет жизни на изучение Дальнего Востока, и очень много сделавший для Отечества, умер в большой нужде.

«Капитан Алексей Ильич Чириков был лучшим офицером своего времени, краса и надежда флота, умный, образованный, скромный и твердый, человек», - такую характеристику ему дал Александр Соколов, историк, живший в XIX веке.

Благодаря таким твердым и кротким людям – «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5) современная Россия стала великой державой, раскинувшейся на 1/6 земного шара.

Витус Беринг. Реконструированное изображение

4 июня 1741 года Авачинскую бухту на Камчатке покинули два небольших корабля под Андреевским флагом. Они взяли курс на юго-восток. Это событие явилось началом Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Со времени отъезда из Санкт-Петербурга минуло уже более восьми лет. Такой немалый срок ушел на подготовительные и организационные работы, получение необходимых ресурсов и материалов и, самое главное, на затяжную упорную борьбу с местным бюрократическим аппаратом, не привыкшим к столичному присмотру. Курс, которым двигались экспедиционные пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел», был выбран заранее, после долгих дискуссий и споров. Согласно имеющимся в распоряжении прикомандированного к экспедиции профессора астрономии Людовика де ла Кроера картам именно на юго-восточном направлении следовало искать таинственную и обширную землю Хуана де Гамы. Ее довольно часто изображали в своих работах картографы XVIII века. Никто из принимавших участие в совещаниях перед отплытием еще не знал, что представленная профессором карта ошибочна, и указанная на ней земля не более чем миф. Это заблуждение сыграло определенную роль в судьбе экспедиции, но всё еще было впереди.

Замыслы императора

Петр I был натурой деятельной и энергичной. На протяжении всего его царствования России в полной мере пришлось вкусить плоды его трудов и принятых решений. Были проекты и замыслы, вовремя задуманные и осуществленные. Имелись те, к осуществлению которых у императора, скончавшегося отнюдь не в старом возрасте, руки не дошли. Император был увлечен идеей вывести свою страну из провинциального захолустья, достичь богатых и экзотических стран, чтобы наладить с ними торговлю. Для осуществления этих монарших чаяний требовались не только острые солдатские штыки и орудия линейных кораблей и фрегатов. Нужна была подробная информация о далеких землях и территориях и разыскание путей, как до них добраться. Еще в 1713 г. сподвижник царя, бывший долгое время морским агентом в Лондоне, Федор Салтыков представил идею построить суда в устье Енисея, для того чтобы обойти Сибирь по побережью и отыскать острова и земли, которые можно было освоить, или установить торговые отношения с Китаем.

Однако только в 1724 г., уже под конец своего царствования, Петр Алексеевич, наконец, приступил к осуществлению подобного проекта, то есть к исследованию пути через «Ледовитое море» в Индию и Китай. Государь считал, что на этом поприще русские могут добиться больших успехов и в итоге получить более короткий путь к источникам дорогих колониальных товаров. В декабре 1724 года Петр подписывает указ об организации географической экспедиции с широкими задачами. Она должна была окончательно выяснить местоположение пролива между Азией и Америкой, изучить дальневосточные берега России и в первую очередь Камчатку. Для этой цели предписывалось изготовить на месте два судна, на которых и планировалось осуществить морские походы.

Командование экспедицией было поручено датчанину Витусу Ионассену Берингу, который уже 21 год находился на русской службе. Выбор этот не был случайным, да и случайного человека щепетильный в кадровых вопросах император не поставил бы на столь ответственный пост. Беринг родился в 1681 г. в Копенгагене и на момент своего назначения был опытным и грамотным офицером – ему шел уже 44 год. Окончив в 1703 г. кадетский корпус в Амстердаме, он в том же году отправился в Россию, которая остро нуждалась в квалифицированных и обученных морских кадрах. Большую роль в принятии такого решения сыграла встреча Беринга с адмиралом Корнелием Крюйсом, который по поручению царя занимался кадровыми вопросами в Европе. К этому времени Беринг уже имел за плечами плавание в Ост-Индию.

Молодой моряк был без проволочек принят на русскую службу в чине подпоручика. Участвовал в событиях Северной войны, а в 1710-м переведен на Азовский флот, где уже в чине капитан-лейтенанта командовал шнявой «Мункер». После неудачного Прутского похода и окончания русско-турецкой войны Беринг вновь оказался на Балтике, где продолжалась борьба с все еще сильной Швецией. Датчанин служил исправно и уверенно продвигался по служебной лестнице: в 1719 г. он командует кораблем «Селафаил», который совершил нелегкое плавание из Архангельска в Кронштадт, позже, в 1720 г., – кораблями «Мальбург» и «Лесное». Последний являлся на тот момент одним из самых крупных кораблей Балтийского флота, был вооружен 90 орудиями. В том же году Беринг получил звание капитана 2-го ранга. В 1724 году, на момент принятия решения об организации Камчатской экспедиции, он был уже капитан-командором.

Первая Камчатская экспедиция

Территории, где предстояло работать экспедиции, были тогда малоизученными, и их расположение на картах начала XVIII века было весьма приблизительным. По одной из версий, Петр I имел в своем распоряжении карту «Камчадалии», составленную в 1722 г. нюрнбергским картографом И. Б. Хоманом. На этом документе рядом с Камчаткой был изображен довольно большой массив суши, обозначенный как «Земля Хуана де Гамы». В обязанности Беринга, кроме всего прочего, входило определить точное расположение этой земли и выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой.

Первоначально состав экспедиции насчитывал 37 человек. 24 января 1725 г., в последние дни правления Петра I, она покинула Санкт-Петербург и направилась через Сибирь в Охотск. Впоследствии личный состав экспедиции расширился и временами доходил до 400 человек, включая солдат, матросов и мастеровых. Путь этот в тогдашних условиях – пешком, на лошадях и на речных судах – занял почти два года. Длинная дорога была полна трудностей. Личный состав страдал от морозов, приходилось голодать – были случаи смерти и дезертирства. На последнем этапе пути до Охотска протяженностью в 500 км крупногабаритные грузы везли на нартах, в которые в качестве тягловой силы впрягались люди.

6 октября 1726 г. с передовым отрядом Беринг прибыл в Охотск, где ему пришлось дожидаться весь остальной состав экспедиции, разделенный на партии. В январе 1727 г. в этот населенный пункт прибыла последняя из них, возглавляемая Мартыном Шпанбергом, тоже датчанином на русской службе, как и сам Беринг. Места для размещения личного состава и имущества не было, поэтому путешественникам пришлось обустраиваться в Охотске самостоятельно, построив и оборудовав себе жилища собственноручно, чтобы прожить в них до окончания зимы 1726–1727 гг.

В нелегком деле Берингу помогали его соратники, среди которых выделялись своими способностями и усердием лейтенанты Алексей Ильич Чириков и Мартын (Мартин) Петрович Шпанберг. Чириков был молодым человеком, родившимся в 1703 г. в дворянской семье Тульской губернии. Юноша проявил талант к наукам и в 1715 г. стал выпускником Московской навигацкой школы, а в 1721 году – Петербургской Морской академии. Уже на следующий год после ее окончания Чириков был возращен в Академию в качестве преподавателя. Его острый ум и способности во многом повлияли на назначение его в помощники к Берингу. Лейтенант Шпанберг, поступивший на русскую службу относительно недавно, в 1720 году, успел зарекомендовать себя как опытный моряк, к тому же он лично знал Беринга.

За время долгого пути через Сибирь Алексей Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выяснить истинную широтную протяженность Сибири. Дождавшись весны, экспедиция выдвинулась из Охотска дальше. В начале осени 1727 г. на двух речных судах добралась до Большерецка, а оттуда людей и грузы на лодках и собачьих упряжках переправили в устье реки Камчатка, где с 1713 г. был расположен Нижнекамчатский острог. Ездовые собаки были мобилизованы – зачастую принудительно – у местного населения.

Тут весной 1728 г. и началось строительство экспедиционного судна. К лету этого же года был готов бот «Святой Гавриил», на котором 14 июля Беринг вышел в море. Бот двигался на север вдоль побережья Камчатки, параллельно плаванью велась съемка береговой черты. В результате более 600 км ранее практически не изученного побережья было нанесено на карту. Совершены открытия полуостровов Камчатский и Озерный. Достигнув южного побережья Чукотки, совершив 31 августа открытие залива Креста, бухты Провидения и острова Святого Лаврентия, Беринг не стал высаживаться на острове и не подходил близко к побережью, а продолжил движение на северо-восток.

«Святой Гавриил» встретил на своем пути сильные ветры, чередующиеся с туманной погодой, и в следующий раз земля была замечена с борта только 12 августа. На следующий день Беринг, не видя больше берега, решил созвать совещание. Собрав у себя в каюте Алексея Чирикова и Мартына Шпанберга, он предложил им высказать мнение по следующим вопросам: следует ли считать полностью доказанным факт существования пролива между Азией и Америкой? И есть ли необходимость в таком случае двигаться к устью Колымы, как было указано в одном из многочисленных пунктов инструкции для экспедиции? Чириков предложил подойти к побережью и продолжить двигаться на северо-восток, пока не будет достигнуто устье Колымы или полоса льдов. Если погода будет неблагоприятной и сопровождаемой противными ветрами, то не позднее 25 августа повернуть обратно и зазимовать на земле, противоположной Чукотке, богатой лесом, о которой было известно от чукчей. То есть имелась в виду Аляска. Шпанберг придерживался острожной позиции, предлагая идти на северо-восток до 16 августа, а затем уйти зимовать на Камчатку. В итоге Беринг принял решение двигаться на север для дальнейшего прояснения обстановки.

Днем 14 августа, когда видимость стала более-менее приемлемой, со «Святого Гавриила» далеко на западе была замечена земля с высокими горами, скорее всего, это был мыс Дежнева. Витус Беринг и его спутники тогда еще не знали, что почти за 80 лет до них через этот пролив прошли русские казаки под руководством Семена Дежнева, и географическое место это было фактически открыто вторично. Выйдя в море, позже названное Чукотским, путешественники произвели многочисленные замеры глубин и другие наблюдения. Однако для арктических плаваний время было уже довольно позднее, и Беринг отдал приказ возвращаться. Через две недели «Святой Гавриил» вернулся в Нижнекамчатский острог, или Нижнекамчатск, где экспедиция осталась на зимовку 1728–1729 гг.

Летом 1729 г. Берингом была сделана попытка достигнуть американского берега. «Святой Гавриил» покинул место стоянки 5 июня, однако через три дня, пройдя более 100 миль на восток и встретив на пути сильный ветер, вынужден был повернуть обратно. Обогнув Камчатку с юга, открыв Авачинскую губу и Камчатский залив, 24 июля 1729 года бот прибыл в Охотск. За время этого похода члены экспедиции описали большую часть восточного и некоторую часть западного побережья Камчатки. Если брать в расчет подобные работы, проведенные в предыдущем, 1728 году, то общая протяженность береговой линии, исследованной Берингом и его спутниками, достигала почти 3,5 тыс. км. Из Охотска Беринг выехал в Санкт-Петербург с отчетами экспедиции и рапортами. Столицы он достиг спустя 7 месяцев.

Инструкции Сената и подготовка Второй Камчатской экспедиции

За время пятилетнего отсутствия Беринга в России произошли перемены. На престоле теперь восседала императрица Анна Иоанновна, чьи помыслы были далеки от проектов ее великого дяди. По итогам своих плаваний Витус Беринг и Алексей Чириков создали подробную карту, которая еще долгое время была в употреблении. Свое восхищение проделанной картографической работой высказывал впоследствии даже такой известный английский мореплаватель, как Джеймс Кук. Разумеется, на сделанной карте были неточности: Камчатка была несколько короче своего оригинала, не совсем верны очертания Чукотки – однако это был первый документ, известный в Европе, где были изображены доселе совершенно не изведанные земли.

Спустя два месяца пребывания в Петербурге, разобравшись в новых столичных реалиях, Витус Беринг в конце апреля 1730 года подает в Адмиралтейств-коллегию докладные записки. В первом документе, названном «Предложение», датчанин аргументировано доказывал очевидную близость Америки от полуострова Камчатки и необходимость налаживания торгово-экономических отношений с тамошним населением. Поскольку путешествие на Дальний Восток и обратно через Сибирь произвело на Беринга сильное впечатление, в том же «Предложении» он высказывался за более интенсивное освоение этого края – по его мнению, тут можно и нужно было добывать железную руду, поваренную соль и сеять хлеб. Во второй записке, переданной в Адмиралтейств-коллегию, была высказана необходимость дальнейшего исследования побережья Азии, перспективной отправки кораблей к устью Амура и Японским островам. Кроме того, Беринг настаивал на организации специальной экспедиции к побережью Америки с изучением вопроса основания колоний и торговых факторий. Капитан-командор изъявлял желание вновь отправиться на Дальний Восток и принять личное участие в новой экспедиции.

Дела в царствование Анны Иоанновны решались не столь динамично, как раньше, и до Сената докладные записки из Адмиралтейств-коллегии добрались лишь к концу 1730 года. Тем не менее документы, представленные Берингом, не стали добычей пыльных сундуков и долгих ящиков. Рассмотрев отчеты и рапорты, российская Академия наук признала, что Камчатская экспедиция, несмотря на достигнутые успехи, добилась не всех поставленных задач, и исследование Камчатки и в перспективе побережья Америки следует продолжить. Кроме того, следовало произвести плавание по Ледовитому океану с целью изучения возможности проложить в Камчатское море более удобный путь, нежели по суше. Фактически это были идеи создания Северного морского пути, воплощение которых стало возможным лишь много позже.

Проекты Беринга, дополненные учеными Академии наук, рисковали утонуть в гораздо более опасном море, нежели Камчатское, – в море сенатской и придворной бюрократии. Однако у них нашелся деятельный союзник – обер-секретарь Сената Иван Кириллович Кирилов. Он был выдающимся человеком своего времени: государственный деятель, ученый, сподвижник Петра I, Кирилов считается одним из основоположников российской академической географии. Картограф, историк и правовед, он был настойчивым сторонником налаживания взаимовыгодной торговли России с Востоком. В своей сопроводительной записке к материалам Беринга Кирилов перечислил многочисленные выгоды, которые могла бы получить Россия от организации новой экспедиции на Дальний Восток. Следует заметить, что именно тогда была высказана мысль об организации кругосветной экспедиции из Кронштадта к берегам Камчатки. Осуществлен этот замысел был только через семьдесят лет Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским на шлюпах «Нева» и «Надежда».

Преодолев все бюрократические проволочки, в апреле 1732 г. последовал высочайший указ об организации и снаряжении Второй Камчатской экспедиции, руководство которой вновь возлагалось на Витуса Беринга. Она должна была состояться в рамках еще более масштабного проекта, получившего в название Великой Северной экспедиции. Основные ее задачи и цели были сформулированы обер-секретарем Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Федоровичем Головиным. Предполагалось произвести обширные и комплексные исследования северных земель, Сибири и Дальнего Востока.

Для осуществления этого замысла планировалось снарядить 8 исследовательских отрядов, каждый из которых имел бы свою собственную задачу и регион исследования и действовал независимо от других. Отряд Беринга должен был пересечь Сибирь, достигнуть Камчатки и приступить к исследованию берегов Америки. Кроме того, необходимо было выяснить факт существования так называемой «Земли Хуана де Гамы», все еще волновавшей умы многих ученых. В помощь Берингу дали уже проверенного его товарища по путешествиям Алексея Чирикова, получившего к тому времени уже звание капитан-лейтенанта. Еще один соратник капитан-командора датчанин Мартын Шпанберг получил теперь самостоятельное задание: нанести подробно на карту малоизученные Курильские острова и далее плыть к берегам Японии.

Работу Великой северной экспедиции рассчитывали закончить через 6 лет, на снаряжение входящих в нее отрядов выделили значительную сумму – 360 тыс. рублей. Российская академия наук командировала большую группу ученых, которая стала Академическим отрядом Великой Северной экспедиции.

Второй раз через Сибирь на Дальний Восток

В начале 1734 г. Витус Беринг и его люди сосредоточились в Тобольске. Отсюда ими было отправлено несколько геодезических партий для изучения северных земель. Фактически именно на Беринга была возложена задача координации действий отдельных отрядов Северной экспедиции. В конце октября того же года Беринг прибыл в Якутск, где ему пришлось провести три года. Это не было пустое и бесполезное времяпровождение – усилиями капитан-командора и его соратников организовано строительство железноделательного завода, канатной мастерской для изготовления такелажа для будущих судов экспедиции. Было заготовлено и отправлено в Охотск необходимое снаряжение и продовольствие.

Тем не менее капитан-командор покинул город и отправился в Охотск только после того, как убедился, что его люди обеспечены продовольствием в должном объеме. В Охотске пришлось вновь столкнуться с «всемерным содействием» местных властей. С комендантом города у Беринга были откровенно плохие отношения. «Всевидящее око» Адмиралтейств-коллегии, которое почему-то считало себя таковым только из-за щедрого потока доносов, приходивших из Сибири, раздраженно подгоняло капитан-командора, открыто упрекая того в нерасторопности, указывая на то, что корабли должны были быть уже построены, а паруса сшиты, и надобно не рапорты писать, а поскорее отправляться в плавание. Высоким столичным чинам было невдомек, что трудности, с которыми столкнулся Беринг, были вызваны вовсе не его медлительностью, а местные условия по сложности сродни крепости арктических льдов и почти так же неодолимы.


Пакетбот «Святой Петр» (рисунок, XIX век)

Тем временем в Охотске под руководством корабельных мастеров Макара Ругачёва и Андрея Ивановича Кузьмина подходило к концу строительство двух экспедиционных судов – пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел». Эти двухмачтовые корабли имели водоизмещение около 200 тонн и вооружены были 14 орудиями. В начале июля 1740 г. пакетботы были спущены на воду, и началось их оснащение для будущего плавания. В сентябре того же года Витус Беринг отплыл из Охотска на Камчатку, где на восточном берегу была открыта удобная бухта, получившая наименование Петропавловской. Тут оба корабля и их команды зазимовали. Весной 1741 г. развернулись окончательные приготовления.

К берегам Америки

За несколько недель до предполагаемого отплытия состоялось совещание офицеров и штурманов, на котором вырабатывался маршрут движения. Основываясь на неточной карте, имеющейся у профессора де ла Кроера, с обозначенной на ней пресловутой «Землей Хуана де Гамы», они постановили идти курсом на юго-восток – для ее открытия и дальнейшего изучения. Это решение было зафиксировано письменным протоколом.

4 июня 1741 г. из Авачинской бухты вышли флагманский «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел», командиром которого являлся Алексей Чириков. Почти две недели корабли продвигались на юго-восток, пытаясь обнаружить то, чего нет. Наконец, когда все возможные расчеты и обманутые ожидания показали, что никакой земли в этом районе нет, Беринг приказал изменить курс на северо-восток. Экспедиция только зря потеряла время и припасы. 20 июня море окутал густой туман, в котором «Святой Петр» и «Святой Павел» потеряли друг друга. Три дня Беринг потратил на поиски Чирикова, пройдя на юг около 200 миль. Но все было напрасно. Дальше корабли следовали к берегам Америки самостоятельно.

17 июля 1741 года с борта «Святого Петра» была, наконец, замечена земля с заснеженными горами. Впоследствии самая высокая из них была названа горой Святого Ильи. Участники экспедиции поздравляли Беринга с долгожданным открытием, однако он не проявлял радости, а по наблюдениям окружающих, был угрюм и неразговорчив. Уже тогда у шестидесятилетнего капитан-командора проявилось недомогание.

«Святой Петр» направился вдоль побережья на запад, и через три дня был открыт остров Каяк у 60 градусов северной широты. Чуть северней была замечена удобная бухта, которой воспользовались для пополнения с берега пресной воды. Уже будучи больным, сам Беринг на американскую землю не высаживался. На берегу были обнаружены следы проживания людей: жилища, утварь и очаги. Вероятно, местные жители бежали, завидев невиданную для них конструкцию – парусный корабль.

21 июля корабль продолжил путь на запад – погода была дождливой и пасмурной. Почти треть команды страдала от цинги, сам Беринг не вставал с кровати. 2 августа был открыт остров Туманный (впоследствии остров Чирикова). 10 августа, когда больных на борту уже было много, Беринг принял решение возвращаться на Камчатку. У юго-западной оконечности Аляски 29 августа были обнаружены безлесые и пустынные острова, на которых спустя пару дней был похоронен матрос, первым скончавшийся от цинги. Впоследствии эта болезнь еще соберет свой урожай. В этом месте «Святой Петр» простоял около недели, тут же состоялся и первый контакт с аборигенами.

6 сентября пакетбот вышел в море и следовал курсом на запад. Временами на горизонте показывалась гористая земля – Алеутские острова. Не хватало провизии. Больных становилось все больше, что затрудняло управление кораблем. Зачастую моряков на вахты у штурвала отводили под руки их более здоровые товарищи. Не имея карт района, в котором находились, офицеры пакетбота вели его исключительно по звездам. Штормовое море отогнало «Святого Петра» к северу.

4 ноября показалась земля с покрытыми снегом горами. Экипаж ошибочно принял ее за Камчатку, однако это был остров. Не обнаружив подходящей для стоянки гавани, «Святой Петр» встал на якорь вблизи берега. Это сыграло фатальную роль в его судьбе. Дважды рвались якорные канаты, и в конце концов волны и ветер посадили корабль на камни.

Смерть Беринга, зимовка и окончание экспедиции

Поняв, что корабль уже не пригоден к дальнейшему плаванию, экипаж, как только позволила погода, начал высадку на берег. Это было 8 ноября. Вскоре выяснилось, что обнаруженная земля вовсе не Камчатка, а остров, берега которого были усеяны плавником. На берегу вырыли шесть прямоугольных ям, которые накрыли парусиной, – они стали жилищами путешественников на ближайшие месяцы. С корабля были выгружены все возможные запасы и снаряжение. Самого Беринга, уже тяжело больного, перевезли на носилках. Из экипажа в 75 человек вскоре после высадки на остров от цинги скончались 20. Из оставшихся не больше десятка могли стоять на ногах. Обессиленный, капитан-командор Витус Беринг пролежал в землянке почти месяц. По его просьбе его полузасыпали песком – больной говорил, что ему так теплее. 6 декабря 1741 г. отважного первопроходца не стало.


Крест на могиле Беринга на острове Беринга (Командорские острова)

Беринг был похоронен в земле острова, названного впоследствии его именем. А все острова архипелага получили название Командорские. Командование экипажем принял на себя старший офицер Свен Ваксель, швед по национальности. Вместе с ним все тяготы зимовки переживал и его десятилетний сын, взятый в плавание. Впоследствии Лаврентий Ваксель стал офицером русского флота. К середине зимы в живых осталось только 45 членов экипажа. К счастью, остров оказался набит топливом, на нем водилось множество песцов, а у берегов – вымершие к нынешнему времени морские млекопитающие, которых называли морскими коровами.

Полуразрушенный зимними штормами «Святой Петр» разобрали и из его компонентов начали строить небольшое судно для эвакуации. Поскольку оба корабельных плотника к этому времени умерли, при постройке возникли трудности, поскольку никто из офицеров и штурманов не являлся корабельным мастером. Положение спас красноярский казак Савва Стародубцев, который принимал участие в строительстве пакетботов в Охотске. С его помощью и удалось построить небольшое судно, названное также «Святым Петром». Впоследствии по рапорту Вакселя за эти заслуги Стародубцев был удостоен дворянства. 9 августа 1742 г. нового «Святого Петра» спустили на воду. 13 августа путешественники покинули приютивший их остров и 29 числа этого же месяца благополучно достигли Петропавловского острога на Камчатке.

Плавание пакетбота «Святой Павел» оказалось более коротким и закончилось благополучно. Потеряв из виду своего флагмана, Алексей Чириков в ночь с 14 на 15 июля заметил землю, оказавшуюся группой островов. Высадившиеся на берег 11, а потом еще 4 человека пропали без вести вместе с лодками, что сделало трудноосуществимой задачу пополнения пресной водой, и 25 июля было принято решение возвращаться на Камчатку. Пройдя вдоль Алеутских островов, 10 октября 1741 года «Святой Павел» вернулся в Петропавловск.

Реальное изображение Витуса Беринга

Долгое время точное место захоронение Витуса Беринга оставалась неизвестным. В 1991 году, когда исполнилось 250 лет плаванию Беринга и Чирикова к берегам Америки, клуб «Приключение» во главе с известным журналистом и исследователем Дмитрием Шпаро вместе с Институтом Археологии СССР и при поддержке других, в том числе и датских организаций, осуществили экспедицию на остров Беринга. В результате проведенных раскопок была найдена могила капитан-командора, его останки извлечены и переправлены в Москву для экспертизы. Впоследствии они были возвращены и перезахоронены на острове Беринга. В результате проведенных исследований удалось восстановить подлинный облик прославленного первопроходца. Известное изображение якобы Витуса Беринга на самом деле принадлежит его родному дяде, датскому придворному поэту XVII века. Подлинный облик капитан-командора был восстановлен.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Экспедиция отряда Беринга-Чирикова проходила в рамках Великой Северной экспедиции.

Отряд Витуса Беринга финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту.

В 1733 Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.

Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

4 июня 1741 - в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет - «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова первыми среди европейцев вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.

«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.


В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями - алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, - Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны - морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755, а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

Ч Великая Северная экспедиция

ерез два месяца после возвращения из экспедиции, в конце апреля 1730 г., В. Беринг составил две докладные записки в Адмиралтейств-коллегию (морское ведомство); в Сенат они были представлены лишь в конце того же года. В первом «Предложении» он, в частности, высказывал уверенность в сравнительной близости Америки от п-ова Камчатка и целесообразности установления торговых контактов с местными жителями; он отмечал необходимость и возможность разрабатывать в Сибири железную руду, сеять хлеб и варить соль. Во второй записке В. Беринг выдвинул план «северные земли... выведывать», т. е. установить, как далеко к северу распространяется Азия, и нанести на карту северное побережье континента. Он предложил также выяснить возможность достижения морским путем устья Амура и Японских о-вов и, наконец, направить суда к берегам Америки. Иными словами, В. Беринг выдвинул план новой большой экспедиции и выразил готовность принять участие в ней.

Биографический указатель

Беринг, Витус Йохансен

Русский мореплаватель голландского происхождения, капитан-командор, исследователь северо-восточного побережья Азии, Камчатки, морей и земель северной части Тихого ок., северо-западных берегов Америки, руководитель 1-й (1725–1730 гг.) и 2-й (1733–1743 гг.) Камчатских экспедиций.

В 1733 г. правительство поставило В. Беринга во главе Второй Камчатской экспедиции, назначив «ему в товарищи другого капитана, доброго, из русских» - А. И. Чирикова. Они должны были пересечь Сибирь и от Камчатки отправиться для исследования противоположных берегов Северной Америки («обыскание американских берегов от Камчатки»), а М. Шпанберг, положив на карту Курильские о-ва,- плыть к Японии и установить с ней связь («обсервация и изыскание пути до Японии»), Несколько отрядов должны были нанести на карты северные берега России от Печоры до крайнего северо-востока и по возможности до Камчатки («для подыскания известия... имеется ли проход Северным морем»), а Академический отряд - исследовать внутренние районы Сибири. Работу экспедиции предполагалось закончить через шесть лет. Общее начальство над всей экспедицией, величайшей по объему заданий, исследуемой территории и числу участников, возлагалось на В. Беринга. Но фактически, когда он перешел в Охотск, ему были подчинены только два отряда - его и М. Шпанберга. Хотя северные отряды и работали самостоятельно, вся их деятельность контролировалась В. Берингом. Подтверждением того служат не только его рапорты в Адмиралтейств-коллегию и его детальный отчет о выполненных ими исследованиях, но, главное, переписка с начальниками отрядов.

Академия наук прикомандировала к экспедиции группу научных работников, которую обычно и называют Академическим отрядом Великой Северной экспедиции.

В начале 1734 г. вся экспедиция во главе с В. Берингом собралась в Тобольске. Оттуда он послал несколько сухопутных партий геодезистов для изучения побережья океана, выделив к уже имевшимся двух человек из свиты профессоров, и направился в Якутск, куда добрался в конце октября. Три года В. Берингу пришлось провести там: он организовал строительство железоделательного завода и канатной мастерской, наладил сбор смолы и изготовление такелажа для судов, оказал помощь попавшему в тяжелое положение отряду М. Шпанберга, обеспечил отправку в Охотск снаряжения и продовольствия.

В Якутске в конце концов скопилось до 800 участников разных отрядов - офицеры, иногда с женами и детьми, научные работники, топографы, мастеровые, матросы, солдаты и ссыльные для перевозки грузов. В ответ на настойчивые просьбы В. Беринга о помощи бездействующие местные власти начали писать доносы в столицу и всячески препятствовать заготовке продовольствия и снаряжения. Петербургское же начальство «помогло» по-своему: оно лишило В. Беринга прибавочного жалованья. Но он покинул Якутск, лишь убедившись, что команда вполне обеспечена провизией. В Охотске, куда перешел В. Беринг, за три года ему также пришлось преодолеть немало трудностей и открытую неприязнь коменданта Охотска.

Адмиралтейств-коллегия дошла до высшей точки раздражения: из полученных коллегией рапортов усмотрено только одно, что «леса заготовляются, и суда строются, и паруса шьются...». И начальство указало, что «лесам давно надлежало быть приготовленным, и судам построенным, и парусам сшитым», и потребовало от В. Беринга «в путь свой отправляться без всякого замедления, не утруждая, яко излишними, без всякого действия переписками».

В начале сентября 1740 г. В. Беринг отплыл из Охотска на Камчатку. На восточном берегу полуострова, у Авачинской губы, в открытой его моряками прекрасной гавани, которую он назвал Петропавловской - по двум судам экспедиции: «Св. Петру» и «Св. Павлу», - экспедиция перезимовала.

4 июня 1741 г. через восемь лет после отъезда из Петербурга В. Беринг и А. Чириков вышли к берегам Америки. Каждый из них командовал судном водоизмещением около 200 т с экипажем в 75 человек. На корабле В. Беринга «Св. Петр» находился молодой ученый Георг Вильгельм Стеллер , прославившийся описанием этого плавания. Помощником В. Беринга был швед Свен (Ксаверий) Лаврентьевич Ваксель , также оставивший интересное описание экспедиции.

Беринг пошел сначала на юго-восток (к 45° с. ш.) в поисках мифической «Земли Жуана-да-Гама». Эта крупная «земля» помещалась на некоторых картах XVIII в., в том числе на имевшейся в распоряжении В. Беринга, приблизительно между 46–50° с. ш. и 159–173° в. д. «...Кровь закипает во мне всякий раз, - отмечает С. Вексель, - когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой, в результате чего рисковали жизнью и добрым именем. По [ее] вине... почти половина нашей команды погибла напрасной смертью». Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что даже клочка суши в этой части океана нет, оба судна взяли курс на северо-восток. 20 июня на море пал густой туман, и корабли навсегда разлучились. Три дня «Св. Петр» потратил на поиски, пройдя в общем на юг около 400 км, а затем в одиночестве двинулся на северо-восток.

17 июля 1741 г.. на 58°14" с. ш. «Св. Петр» достиг наконец американского берега и команда увидела вдали величественный снеговой хребет Св. Ильи с одноименной вершиной (гора Св. Ильи, 5488 м, - одна из высших точек Северной Америки). Все поздравляли В. Беринга с великим открытием. Но шестидесятилетний капитан-командор не проявлял никаких признаков радости, завидев берег, к которому его впервые посылал 17 лет назад Петр I. Более того, как сообщает Г. Стеллер, он выглядел угрюмым и печальным. Он не знал точно, где находится, и с тревогой смотрел в будущее; чувствовал он себя плохо - началась цинга. Не решаясь подойти ближе из-за слабого переменного ветра, В. Беринг двинулся на запад вдоль побережья, отметил невдалеке ледник, ныне носящий его имя, через три дня открыл небольшой о. Каяк у 60° с. ш„ а чуть севернее - маленькую бухту (Контроллер), образованную узким полуостровом «матерого» берега. Он отправил туда лодку за пресной водой под командой мастера флота (старшего штурмана) Софрона Федоровича Хитрово и отпустил на берег Г. Стеллера, правда на короткий срок. Тот позднее жаловался, что на подготовку экспедиции ушло 10 лет, а на исследование ему дали только 10 часов, будто приходили только «для взятия и отвозу из Америки в Азию американской воды». Тяжело больной, капитан-командор сам ни разу не сходил на американский берег. Не наполнив даже всех бочек водой, В. Беринг 21 июля пошел на запад в штормовую, дождливую, пасмурную погоду, дрейфуя к югу, вероятно, недалеко от острова Монтагью (22 июля) и Кадьяк (26 июля), так как со «Св. Петра» видели в тумане высокие берега. На судне уже треть команды была больна цингой, кроме того, не хватало пресной воды.

2 августа был открыт о. Туманный (переименован в конце XVIII в. по предложению Джорджа Ванкувера в о. Чирикова), 4 августа - Евдокеевские о-ва (иначе, Семиди, близ 56° с. ш.), у берегов п-ова Аляски, где видели снеговые горы. 10 августа, когда уже три недели «Св. Петр» лавировал против сильного встречного ветра и мало продвинулся вперед, а цинга усиливалась, В. Беринг решил идти прямо на Камчатку.

29 августа моряки открыли у юго-западной оконечности Аляски «безлесные и пустынные острова», на одном из которых через два дня похоронили первую жертву экспедиции, матроса Никиту Шумагина . Там «Св. Петр» стоял неделю, и за это время русские впервые встретились с местными «американцами» - алеутами, как их через несколько лет начали называть.

От о-вов Шумагина (название дано В. Берингом) с 6 сентябри шли все время на запад в открытом море. Иногда на севере появлялась земля, и моряки принимали ее за Америку, так как вдали за островами поднимались горы, - на самом же деле это была Алеутская цепь. 25 сентября видели «островов немалое число» (вероятно, из центральной, Андреяновской группы), 25–29 октября - три острова из западных групп (Крысьих и Ближних). Почти все время была очень бурная погода, корабль носило по волнам, «как колоду». Не хватало воды и провизии. Наконец, 4 ноября, вдали показались высокие горы, покрытые снегом. Моряки решили, что подошли к Камчатке, и, не найдя удобной гавани, стали на якорь на некотором расстоянии от берега, у скал. Дважды рвались якорные канаты. Неожиданно высокая волна перебросила судно через бурун в бухту, сравнительно спокойную и достаточно глубокую. Это было исключительным везением после стольких несчастий, люди поспешили перейти на сушу.

На берегу вырыли в песке шесть прямоугольных ям для жилья и прикрыли их парусами.Летом 1981 г. советская комплексная экспедиция «Беринг-81» выполнила археологические работы на о. Беринга, раскопала землянки и обнаружила много предметов, а также семь пушек со «Св. Петра». Когда закончилась перевозка больных и припасов на берег, только 10 моряков еще держались на ногах. 20 человек умерли; остальные болели цингой. Больной В. Беринг целый месяц лежал в землянке, полузасыпанный песком, считая что так теплее. 6 декабря 1741 г. он умер. Земля, к которой прибило его судно, получила позднее его имя - о. Беринга, а всю группу окрестили Командорскими о-вами, в честь погибшего капитан-командора. Море, открытое Ф. Поповым и С. Дежневым, по которому В. Беринг в 1728 г. так мало плавал, было названо Беринговым, пролив, через который не он первый прошел, а те же Ф. Попов и С. Дежнев, нанесенный на карту не им, а М. Гвоздевым и И. Федоровым, наречен по предложению Д. Кука Беринговым проливом. К несчастливому капитан-командору Витусу Берингу, как за 130 лет до него к другому несчастливцу, Генри Гудзону , пришла исключительная посмертная слава.

осле смерти В. Беринга команду принял Свен Ваксель как старший офицер, но все вопросы решались на общих собраниях. (Он взял с собой в плавание сына Лоренца - Лаврентия Ксаверьевича Вакселя , десятилетнего мальчика, благополучно выдержавшего все испытания. Впоследствии Л. Ваксель стал офицером русского флота). Зимой моряки обошли кругом новую землю и убедились, что находятся на острове. На западе обнаружили выброшенный на берег камчатский лес, обломки лодок, саней и т. п. В середине зимы умерли еще 10 человек. 45 оставшихся в живых дотянули до лета 1742 г., преодолев многочисленные трудности и лишения. Зимовка протекала тяжело: часто налетали штормовые ветры, нередко достигавшие ураганной силы, дважды от подземных толчковЗаписи С. Вакселя о землетрясениях на о. Беринга оказались первыми сведениями о сейсмичности островов северной части Тихого океана. песок почти полностью засыпал землянки. Недостатка в топливе, правда, не было - волны выбрасывали на берег много леса, однако носить его приходилось на плечах за 10 верст. На острове водилось множество песцов. У берегов незамерзавшего зимой моря плавали так называемые камчатские бобры (морские выдры) и громадные, но безобидные млекопитающие - морские коровы, теперь вымершие; весной появились бесчисленные стада котиков. И команда занималась очень легкой на этом острове охотой, дававшей достаточно мяса, поскольку зверь здесь никогда раньше не видел человека и поэтому не боялся его. Каждый зимовщик получал и хлеб: из спасенных запасов ежедневно выдавалось 250–400 граммов муки.

Полуразрушенный корабль «Св. Петр» разобрали. Из его частей в мае 1742 г. начали строить новое, небольшое судно (гукор), также названное «Св. Петром». Среди офицеров и штурманов не нашлось специалиста-судостроителя, а все три корабельных плотника умерли от цинги. За дело взялся красноярский казак Савва Стародубцев, бывший простым рабочим во время постройки экспедиционных судов в Охотске, и успешно завершил его, возглавляя бригаду из 20 моряков. С. Ваксель писал, что ему «едва ли удалось бы справиться с делом без его [Стародубцева] помощи». (По представлению С. Вакселя, С. Стародубцев в 1744 г. был награжден званием сына боярского.)

С. Вакселя, С. Стародубцев в 1744 г. был награжден званием сына боярского.) 9 августа судно спустили на воду. Длина его (по килю) составляла 11 м, а ширина - 3,7 м. Разместилось на нем 46 человек, конечно, в страшной тесноте. В море вышли 13 августа, увидели через четыре дня Кроноцкий мыс (54°45" с. ш.), но не решились высадиться там и пошли к Петропавловску (53° с. ш.), причем из-за штиля или противных ветров вынуждены были большей частью идти на веслах и только 26 августа 1742 г. достигли Петропавловска.

лавание Чирикова - открытие Северо-Западной Америки и Алеутских островов Потеряв 20 июня из виду судно В. Беринга, А. Чириков на «Св. Павле» пошел на восток. В ночь с 15 на 16 июля, т. е. на полтора дня раньше капитан-командора, он увидел на 55°11" с. ш. первую американскую землю, горы и лес, спускающийся к морю (о. Принца Уэльского или один из близлежащих островков у 134° з. д.). В поисках удобной гавани он повернул на северо-запад и через три дня, пройдя около 400 км вдоль островов, составляющих архипелаг Александра, нашел подходящее место. На берег (это был о. Чичагова или его мнимый выступ - о. Якоби, у 58° с. ш.) на разведку отправились 11 вооруженных людей, а после недели бесплодного ожидания - еще четверо. Все они пропали без вести. Потеря 15 человек и двух лодок, без которых невозможно обновлять запасы пресной воды, поставили экспедицию в тяжелое положение, и 25 июля Л. Чириков решил возвращаться на Камчатку.

Он продвинулся еще немного к северо-западу и увидел горный хребет (Св. Ильи), а затем повернул на запад, в море. У открытого им 1 августа п-ова Кенай он лег на юго-западный курс. До 3 августа моряки видели высокую землю, - несомненно, о. Кадьяк. Из-за штиля и туманов судно десять недель шло отсюда до Петропавловска. В пути были открыты некоторые Алеутские о-ва, вероятнее всего: 5 сентября Умнак, из группы Лисьих, наиболее близких к п-ову Аляска; 10 сентября - Адах, из центральной группы (здесь моряки со «Св. Павла» впервые встретились с алеутами); 22 сентября - Агатту и Атту, из группы Ближних. 10 октября 1741 г. «Св. Павел» вернулся в Петропавловскую гавань. В пути от цинги умерли шесть человек.

В мае–июне 1742 г. А. Чириков повторил на «Св. Павле» плавание на восток от Камчатки, но дошел только до о. Атту и из-за туманов и противных ветров повернул назад. На обратном пути 22–23 июня он видел о. Беринга, где тогда еще томились люди со «Св. Петра», и открыл к юго-востоку от него о. Медный. Пришел «Св. Павел» в Петропавловск 1 июля. А. Чириков просил Адмиралтейств-коллегию отозвать его из Сибири, но это было сделано только в 1746 г. А через два года он умер в Петербурге (ноябрь 1748 г.).

ля отряда М. Шпанберга в Охотске построили два судна и отремонтировали третье. Одним кораблем командовал сам М. Шпанберг, другим - выходец из Англии, Вилим Вальтон , третьим - Алексей Елизарович Шельтинг . В конце июня 1738 г. флотилия перешла из Охотска в Большерецк, а 15 июля направилась оттуда на юг. Через четыре дня в густом тумане отстал А. Шельтинг (на следующий день он повернул обратно); еще через пять дней отстал и В. Вальтон; М. Шпанберг один продолжал путь вдоль Курильской гряды. Обходя ее, он дошел до пролива Фриза и обогнул о. Уруп, приняв его за группу островов. М. Шпанберг побоялся один идти дальше, к Японии, и 17 августа вернулся в Большерецк (позднее он ссылался на недостаток провизии).

В. Вальтон, разлучившись с М. Шпанбергом, достиг восточного выступа Хоккайдо (п-ова Немуро, 43°20" с. ш.), нанес на карту 26 островов и 27 августа вернулся к устью р. Большой. Во время зимовки в Большерецке моряки построили из березы восемнадцативесельный шлюп. 21 мая 1739 г. четыре судна отряда М. Шпанберга вышли из устья р. Большой. От о. Маканруши (один из северных Курильских о-вов, близ 50° с. ш., 154° в. д.) они двинулись прямо на юг до 42° с. ш. на поиски «Земли Жуана-да-Гамы». Не найдя ее, М. Шпанберг взял курс на юго-запад. На широте 39°30" В. Вальтон опять отстал. Остальные три корабля 16 июня на 39° с. ш. подошли к о. Хонсю и шесть дней следовали на юг вдоль его восточного берега. По-видимому, они остановились в районе залива Сендай (между 38 и 38°15" с. ш.). Японцы, по их донесениям, 17–21 июня 1739 г. видели там два-три неизвестных судна. Жители встретили русских далеко, не враждебно. Но М. Шпанберг не решился высадиться на берег, не запасся даже свежей провизией, хотя у него на борту были больные цингой, и 23 июня снялся с якоря. На обратном пути он обогнул южные Курильские о-ва и подошел к о. Хоккайдо, но не высаживался на берег. Так М. Шпанберг и вернулся на Камчатку, не завязав сношений с японцами, т. е. не выполнив задания.

В. Вальтон и на этот раз отличился: он прошел до юго-восточного выступа Хонсю и выслал на берег за водой восемь человек. Японцы помогли им набрать воду. Оттуда В. Вальтон прошел на юг, мимо каких-то цветущих берегов, и на 33°28" с. ш. бросил якорь у маленького острова (вероятно, из группы Идзуситито), где простоял день. В июле он вернулся в Охотское море.

Осенью 1741 г. А. Шельтинг вместе с геодезистом М. Гвоздевым на дубель-шлюпкеДубель-шлюпка - военное парусно-гребнос судно, имевшее две мачты, вооруженное несколькими малокалиберными пушками. «Надежда» проследил западное побережье Охотского моря до устья Уды, а затем в поисках удобной якорной стоянки осмотрел Шантарские о-ва. В августе 1742 г. А. Шельтинг, исследуя южную часть Охотского моря, подошел у 50°10" с. ш. к восточному берегу Сахалина, принятому им по карте Фриза за Землю Йессо. Он спустился сначала на юг до широты пролива Лаперуза и, как и Фриз, не заметил его в тумане. Отсюда «Надежда» двинулась на восток, в напрасных поисках хотя бы клочка суши прошла 2000 км и повернула назад. На пути в Охотск (куда судно прибыло 10 сентября) А. Шельтинг проследовал вдоль всего восточного (более 600 км) берега Сахалина, тогда еще совершенно неизвестного. И вновь туманы мешали морякам видеть побережье, поэтому съемка, выполненная М. Гвоздевым, малоудовлетворительна.

М. Шпанберг оказался плохим руководителем исследовательской экспедиции, проявил за эти годы «чрезмерную осторожность», граничащую с трусостью, подозрительность, сварливость и зависть к более удачливым офицерам. И все-таки его отряд добился крупных географических результатов: был открыт путь от Камчатки к Японии; нанесена на карту, хотя и очень не точную, а местами неверную, вся «гирлянда» Курильских о-вов от Камчатского Носа до Хоккайдо, западные участки побережья Охотского моря, включая восточный берег Сахалина (показанный, кстати, как остров, а не как полуостров Азии) и часть Северной Японии; доказано, что к востоку от Японских о-вов никакой суши не существует. Эти достижения были использованы уже при составлении восточной части «Генеральной карты Российской империи», изданной Академией наук в 1745 г.

частник Великой Северной экспедиции мичман Василий Андреевич Хметевский в 1743–1744 гг. выполнил первое детальное описание части северного берега Охотского моря. Вместе с помощником Андреем Шагановым он начал съемку 28 июня 1743 г. из Охотска. Почти за два месяца «без проронку», т. е. пропусков, они прошли на боте, Бот - одномачтовое парусно-гребное судно. следуя всем крупным изгибам до устья р. Туманы, впадающей в Гижигинскую губу (у 156° в. д.). 25 августа из-за противных ветров пришлось приостановить работы и бросить якорь, а на следующий день разразился шторм, нанесший значительные повреждения судну. Только 2 сентября удалось продолжить съемку до устья р. Вилиги (у 157° в. д.). Нехватка провианта и сильные ветры вынудили В. Хметевского закончить опись. Бот двинулся на юго-восток, пересек залив Шелихова и после четырехдневного перехода коснулся побережья п-ова Камчатка близ 59° с. ш. Но никто из мореходов не мог сказать, где они находятся. В. Хметевский двинулся вдоль берега на юго-запад и лишь 12 сентября, пройдя более 400 км до устья р. Морошечной, наконец, определился.

Судно стало на зимовку немного севернее - в устье р. Хайрюзова (у 57° с. ш.). Зимой В. Хметевский составил карту заснятой части северного побережья (более 1500 км). Летом 1744 г. он и геодезист Михаил Васильевич Неводчиков , участник плавания М. Шпанберга в Японию, присланный вместо умершего А. Шаганова, провели съемку побережья Камчатки от пункта зимовки до Большерецка (600 км.).

Завершить исследование оставшихся неописанными Гижигинской и Пенжинской губ В. Хметевскому удалось лишь через 18 лет: осенью 1753 г., командуя пакетботом, он потерпел крушение у одного из Курильских о-вов и до 1761 г. находился под следствием. В два «приема» с отдыхом на р. Тигиль (17 марта - 5 апреля и 10 июня - 20 июля 1761 г.), на бригантине он и его помощник Иван Андреевич Балакирев засняли около 2 тыс. км побережья, общая протяженность съемки достигла 4,1 тыс. км. Составленная В. Хметевским карта, конечно, отличавшаяся от современных нам карт, все же довольно верно передавала конфигурацию северной, наиболее изрезанной, части Охотского моря - Гижигинской и Пенжинской губ. На ней выявлены относительно правильные контуры Тауйской губы, п-овов Кони и Пьягина,Эти полуострова получили названия лишь во второй половине XIX в. а также Ямской губы.

ще в 1734 г. В. Беринг поручил двум геодезистам - П. Н. Скобельцыну и В. Шетилову , несколько лет проработавшим в Забайкалье, отыскать более короткий, чем якутский, путь к Охотскому морю. Он должен был отвечать также другому требованию - не проходить по р. Амуру. Исходным пунктом путешествия геодезисты выбрали Нерчинск.

Попытка найти проводников в 1734 г. потерпела неудачу: местные жители, промышлявшие в тайге, не пользовались сухим путем, предпочитая двигаться по воде. Они выбирали какой-нибудь левый приток р. Шилки и по нему поднимались в верховья, а затем возвращались той же дорогой.

Летом следующего года во главе партии, включавшей нескольких казаков и переводчиков, с проводниками, уверявшими, что знают, как выйти на р. Уду, П. Скобельцын и В. Шетилов сплыли по р. Шилке до устья р. Горбицы, ее небольшого левого притока (у 119° в. д.). Здесь они пересели на лошадей и медленно двинулись на восток через горную лиственничную тайгу, обходя болота и переправляясь через верховья многочисленных притоков Шилки и верхнего Амура.

После тяжелой зимовки где-то в верховьях р. Большого Ольдоя, притока верхнего Амура (у 123° в. д.), геодезисты решили завершить работы. Они перевалили в верховья р. Нюкжи и со съемкой спустились по ней и по р. Олёкме на р. Лену. В Якутск они добрались в начале июня 1736 г. и представили карты большей части течения р. Нюкжи и нижней Олёкмы.

По приказу В. Беринга геодезистам пришлось повторить поиски дороги на р. Уду. Через Иркутск они прибыли в Нерчинск и в начале июня 1737 г. во главе более крупного отряда снова направились на восток. На этот раз им удалось достичь верхнего Гилюя. По ноябрьскому снегу на нартах и лыжах они проследили его до впадения в р. Зею и, несомненно, видели хребет Тукурингра, сопровождающий правый берег реки. Целый месяц отряд поднимался по Зее, пока не иссякли запасы продовольствия. К тому же проводники не смогли указать дороги на р. Уду. Пришлось поворачивать назад. Через увалы и холмы в северо-западной части Амурско-Зейского плато геодезисты достигли р. Амура у 124° в. д. и вернулись в Нерчинск в конце декабря.

П. Скобельцын и В. Шетилов не выполнили приказа В. Беринга, но первые пересекли в широтном направлении приамурскую тайгу и «каменные россыпи» южных склонов гор, входящих, как мы теперь знаем, в системы Олёкминского Становика и Станового хребта. По их подсчетам, протяженность маршрута по этой совершенно неисследованной и безлюдной местности с учетом блужданий из-за отсутствия хороших проводников составила 1400 км.

Задача, поставленная В. Берингом, была решена только через 114 лет: от р. Горбицы до р. Уды в 1851 г. прошел топограф В. Е. Карликов .

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

В декабре 1724 г. Петр I приехал в сенат, высшее государственное учреждение того времени, и, когда зашла речь о границах России с Китаем, велел показать карты Сибири.

Секретарь сената И. К. Кирилов ответил, что достоверных карт нет, а имеются только отдельные чертежи, на которые нельзя положиться, да неполная китайская карта. Петр приказал нанести их на один лист и назавтра подать ему. А когда Кирилов выполнил этот приказ, Петр увидел, что показать на карте крайний северо-восточный угол Азии вовсе не удалось. Не было даже точно известно, соединены ли Азия и Америка перешейком или разделены проливом. И хотя якутский казак Семен Дежнев еще в 1648 г. прошел морем из Ледовитого в Тихий океан мимо Чукотского п-ва, сообщение о его плавании не было напечатано, а устные рассказы постепенно забылись. В учебнике географии Гибнера, по которому обучались в школах, было сказано: «Кажется, Азия и Америка к северу либо вместе смежны или токмо узкою проливою отделены».

Петр I знал, что вопрос о том, соединяются ли Азия и Америка, вызывает споры среди ученых-географов. Он сам еще в 1719 г., посылая геодезистов Евреинова и Лужина на Камчатку и к Курильским о-вам, приказал им выяснить, есть ли пролив между Азией и Америкой. Геодезисты, занимаясь составлением карты Камчатки и Курильских о-вов, разумеется, не могли в то же время разрешить и эту задачу.

Известный немецкий ученый Лейбниц и члены Парижской академии наук еще за несколько лет до того просили Петра I послать экспедицию, чтобы установить, есть ли пролив между двумя великими материками. Но тогда Россия вела войну со Швецией и Петр не мог заняться этим делом. Когда же война кончилась победой и Российская империя распростерлась от Балтийского моря до Тихого океана, пришла пора точно установить ее границы н очертания берегов.

Просмотрев карту, составленную Кириловым, с белым пятном па месте крайней северовосточной части Сибири, Петр решил послать экспедицию на Тихий океан.

Такая экспедиция нужна была не только для того, чтобы узнать, соединяются ли между собой Азия и Америка. Россия уже стала морской державой и вела обширную торговлю с другими странами через Балтийское море, а по Тихому океану еще не ходили русские торговые корабли. Надо было узнать морские пути в Америку и в Японию, чтобы выяснить, можно ли начать с ними торговлю. Наконец, важно было собрать сведения о самой дальней окраине Российского государства и выяснить, нет ли там еще неизвестных мест, откуда можно получать в большом количестве меха соболей, песцов, морских бобров и других зверей, шкуры которых ценились дорого.

Петр приказал отправить из Петербурга в Охотск или на Камчатку капитана с двумя лейтенантами и штурманами, с корабельным мастером, матросами и опытными плотниками. Они должны были построить там два небольших судна и идти по Тихому океану на север от Камчатки, пока не выяснят окончательно, есть ли пролив между Азией и Америкой. Петр хотел, чтобы русские моряки побывали в тех местах Америки, где живут европейцы.

«Самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды»,- предписывал Петр.

Адмиралтейств-коллегия, которая была морским министерством того времени, назначила начальником экспедиции капитана Витуса Беринга.

Беринг был датчанином, но он уже двадцать лет служил в российском флоте. Вместе с ним в экспедицию были назначены лейтенант Мартин Шпанберг, тоже родом из Дании, и Алексей Ильич Чириков. Шпанберг был деятелен и настойчив, но груб и очень жесток с матросами. А Чириков, которому исполнилось всего двадцать два года, уже успел выдвинуться как образованный и способный офицер, всегда до конца выполнявший свой долг.

В январе 1725 г. обоз экспедиции вышел из Петербурга. Предстояло проехать около 10 тыс. км с тяжелым грузом: инструментами, канатами, парусами, якорями для судов, которые намечалось строить на берегу Охотского моря или Камчатки. Особенно труден был путь от Якутска до Охотска. Тропа длиной около тысячи километров шла то через горы, то между болотами, и по ней могли пройти только верховые и вьючные кони. Громоздкие грузы приходилось везти на лодках сперва по Лене, потом по Алдану, Мае и Юдоме против течения, а затем зимой перетаскивать на нартах до рек Охоты или Урака, впадающих в Охотское море.

Летом 1726 г. Беринг выехал из Якутска и через полтора месяца добрался до Охотска; причем многие вьючные лошади пали в пути, а лодки с грузами застряли на Юдомс до осени, остановленные льдом. Люди, вынужденные тащить грузы на себе, впрягаясь в нарты, выбивались из сил и нередко в пути умирали. Только спустя год все грузы были доставлены в Охотск и переправлены на восточный берег Камчатки.

В начале 1728 г. Беринг поехал со своими спутниками на собаках в Нижне-Камчатский острог, около которого строилось новое судно, бот «Св. Гавриил», предназначенное для плавания по Тихому океану.

В июле 1728 г. бот «Св. Гавриил» вышел в Тихий океан и пошел на север: сперва вдоль берега Камчатской, а потом - Чукотской земли. 8 августа (ст. ст.) с судна увидели, что к ним плывет большая байдара, сделанная из моржовых шкур, в которой сидят эскимосы. Беринг расспросил эскимосов через переводчика об их земле.

Идя проливом между Азией и Америкой, Беринг открыл остров, который назвал именем святого Лаврентия, но противоположного берега пролива, п-ва Аляски, он не видел: расстояние между Азией и Америкой в самом узком месте пролива составляет около 90 км.

16 августа (ст. ст.) моряки дошли до 67°18’с. ш. Берег Азии отклонялся все больше к западу, как и говорили эскимосы, утверждавшие, что их земля «обращается к устью Колымы». Беринг решил, что существование пролива можно считать доказанным, и повернул обратно. Только Чириков настаивал на продолжении плавания, пока судно не дойдет до устья р. Колымы, на запад от которой берег был известен, или до льдов, которые всегда ходят в Ледовитом океане. Это смелое предложение было отвергнуто. На обратном пути заметили остров, который назвали о-вом Св. Диомида.

Перезимовав на Камчатке, Беринг в июне 1729 г. снова вышел в море и направился прямо на восток. Он надеялся дойти до Америки, не зная, что этот материк находится на очень большом расстоянии от Камчатки. Судно прошло около 200 км по Тихому океану в густом тумане при сильном, порывистом ветре, вернулось назад к Камчатской земле, обогнуло ее и с трудом добралось до Охотска. В начале марта 1730 г. участники Первой Камчатской экспедиции возвратились в Петербург.

ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Первая Камчатская экспедиция подтвердила мнение, что Азия и Америка разделены проливом. Но это не было окончательно доказано, потому что Беринг повернул обратно, не дойдя до р. Колымы и не увидев берегов Аляски.

В 1732 г. было решено послать на Тихий океан вторую, более значительную экспедицию: двум кораблям надлежало пойти к Америке, а двум другим - к Японии.

Одновременно решили построить новые суда в Архангельске, в Тобольске и в Якутске, чтобы, послав их в Ледовитый океан, выяснить, можно ли пройти вдоль его берегов до пролива между Азией и Америкой, а затем выйти в Тихий океан.

До тех пор еще ни в одном государстве не осуществлялся такой обширный план исследований одновременно на двух океанах. Поэтому вся Вторая Камчатская экспедиция, включавшая не только камчатский отряд, но и отряды, изучавшие побережье Северного Ледовитого океана, вошла в историю географической науки под названием Великой Северной экспедиции (см. стр. 336).

Капитана Беринга произвели в капитан-командоры, а лейтенантов Чирикова и Шпанберга - в капитаны. Беринг и Чириков должны были вести корабли к Америке, а Шпанберг - к Японии.

В Камчатской экспедиции принимала участие Академия наук. В Сибирь поехали ученые: натуралист, т. е. исследователь природы, акад. Гмелин, историк акад. Миллер, астроном проф. Делиль де-ла-Кройер и позднее еще натуралист Стеллер. Вместе с учеными послали и несколько студентов, в том числе солдатского сына Степана Крашенинникова, который стал потом замечательным исследователем Камчатки.

В феврале 1733 г. первые обозы экспедиции вышли из Петербурга. На этот раз предстояло доставить на необжитое побережье Охотского моря большое количество грузов. Для того чтобы тащить бечевой против течения тяжело нагруженные лодки по Илиму, Алдану, Мае, Юдоме и другим рекам, нужно было множество людей. Сибирские власти отправляли на эту работу ссыльных и крестьян, которые нередко были вынуждены покидать свои дома на несколько лет.

Летом 1738 г. два новых судна, построенные в Охотске, смогли выйти в море. Они направлялись к берегам Японии. Летом 1740 г. на воду спустили суда «Св. Петр» и «Св. Павел», которые должны были идти к Америке.

В начале осени Беринг и Чириков вышли в море и, пройдя между первым Курильским о-вом и Камчаткой, вошли в Авачинскую губу на восточном берегу Камчатки. В этом заливе заранее была выбрана прекрасная естественная гавань, в которой корабли стали на зимовку. Капитан Беринг назвал гавань в честь своих кораблей Петропавловской.

Петропавловск-Камчатский теперь один из лучших портов в Тихом океане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .