Статья на тему регенерация промышленных территорий. Градостроительная регенерация части промышленной территории Красноармейского района города Волгограда на принципах гибкости и устойчивости

Решение многих проблем в обеспечении устойчивого развития современного города зависит от целенаправленного проведения мероприятий по регенерации городской среды, в частности, по использованию тех промышленных территорий, которые утратили свои функции. По существу, речь идет об экологической реабилитации территорий с целью частичного восстановления их природного потенциала и оздоровления окружающей среды.

В процессе развития города часть промышленных территорий выводится из постоянного использования, сохраняя, в основном, инженерную инфраструктуру и многие производственные строения. Превращение таких фрагментов городской структуры в источник экологической напряженности в значительной мере связано с тем, что в них, как правило, отсутствуют элементы озеленения и благоустройства, нарушен или уничтожен почвенный покров. К числу наиболее характерных особенностей бывших промышленных территорий относятся хаотичность застройки, отсутствие композиционной и функциональной связей с окружением, неорганизованность пешеходных подходов.

В то же время по своему территориальному размещению многие из промышленных участков обладают удобными связями с водными пространствами и располагаются вблизи исторических районов города. Характер постиндустриального ландшафта становится особенно конфликтным по отношению к прилегающим кварталам жилой застройки, для жителей которых такое соседство отражается на условиях окружающей среды и сокращает возможности постоянного контакта с природой.

В этих условиях поэтапное возвращение природы в такие городские пространства означает переход к более устойчивому состоянию среды, но принципиально важным является выбор новых функций территории и отдельных промышленных объектов, отвечающих экологическим и эстетическим требованиям. Гармонизация среды в данном случае предполагает дифференцированное отношение к сохраняемым промышленным строениям, выбор наиболее рационального соотношения участков преобразования, восстановления или реконструкции ландшафта. Новое качество постиндустриального ландшафта определяется интересами его полноценного использования населением, но в значительной степени связано и с достижением большей эстетической согласованности с ближайшим окружением.

Ландшафтной организацией бывших промышленных территорий необходимо решить такие задачи, как формирование системы пешеходных направлений и буферных транспортных пространств, определение последовательности и оптимальных размеров воссоздаваемых озелененных участков, сокращение отрицательного воздействия поверхностей с асфальтовым покрытием, восстановление нарушенных участков берегов водоемов, ликвидация последствий размещения различного рода свалок.

Одним из основных резервов в повышении экологической устойчивости постиндустриального ландшафта является использование открытых пространств в интервалах между производственными зданиями для увеличения природного потенциала территории. Качественное изменение среды в данном случае предполагает комплексное рассмотрение существующих производственных зданий и их окружения для создания системы пространств, обладающих возможностью совместного использования в зависимости от вносимых новых функций.

Необходимо отметить, что даже при сохранении лишь нескольких промышленных построек с последующим возведением зданий самого разного назначения, включая жилые и общественные с широким набором функций. Превращению их в своего рода символы пространства во многом может способствовать ландшафтная организация их окружения, отвечающая характеру нового использования промышленного здания.

Применение ландшафтного дизайна в таком контексте определяется особенностями размещения перепрофилируемых зданий по отношению к основным пешеходным и транспортным связям, масштабам открытых пространств и характером их предстоящего использования. Упорядочение основных подходов к объекту, соответствие выбранной схеме функционального зонирования, придание характерной геометрии пространству и преобразование поверхности земли составляют особенности и направления использования ландшафтного дизайна в качественном обновлении бывших промышленных территорий.

Размещение на территории и в корпусах бывшего индустриального предприятия "IWKA Карлсруэ - Аугсбург" современного Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (Германия) в 1997 г. стало одним из примеров радикального пересмотра роли промышленного объекта в обновлении городского ландшафта. Не обладающий особой архитектурной выразительностью 300-метровый производственный корпус был превращен в уникальный досуговый комплекс на основе использования новейших технологических достижений.

Гармоничность среды вокруг бывшего промышленного предприятия проявляется не менее рельефно в вечернее время за счет удачного решения системы подсветки деревьев, встроенной в поверхность земли в каждом из модулей.

Учитывая острую потребность в организации досуга жителей районов, примыкающих к промышленным зонам, целесообразно использовать все существующие пустыри для проведения работ по преобразованию ландшафта. Превращение отдельных индустриальных объектов в центры культуры, науки и технологии предполагает соответствующие изменения их ближайшего окружения. Качество среды, ее выразительность и разнообразие, становятся одним из наиболее существенных критериев при оценке пригодности бывших промышленных территорий для многофункционального использования. Проведение выставок и музыкальных фестивалей, концертов и спектаклей под открытым небом, обустройство детских игровых пространств в нетрадиционном окружении составляет лишь часть возможных вариантов наполнения постиндустриального ландшафта.

Поэтапное преобразование ландшафта промышленных территорий крупного города позволяет включать в сферу использования населением ранее недоступные участки, утратившие свои начальные функции и пришедшие в упадок. Возвращение природы на такие территории, ее компенсирующее воздействие на окружающую среду могут проявляться наиболее заметно в случае создания непрерывной системы озелененных пространств.

Одним из вариантов подобного превращения стало проведенное в Берлине осушение русла городского канала, утратившего первоначальное значение в качестве водной коммуникации в черте промышленного района, с последующим созданием системы озелененных пространств. Проведение таких изменений в структуре ландшафта позволило решить целый ряд экологических, эстетических и социальных проблем. Взамен загрязненного водного пространства население получило систему цветущих малых садов и прогулочных аллей, расположенных между высокими стенами по берегам бывшего канала. Изолированный от шумных и загазованных городских транспортных магистралей, этот фрагмент территории превратился в место прогулок, отдыха населения различных возрастных групп и игр детей.

Ландшафтная организация бывшего русла городского канала заключалась в разделении участков для пешеходных прогулок и мест тихого отдыха, масштабном разграничении протяженного пространства и создании контрастных декоративных композиций из цветов и кустарников на пересечении нескольких каналов. Использование вьющейся растительности позволило создать "зеленую галерею" вдоль береговой стенки и зрительно сократить масштаб открытого пространства.

Приведенные примеры создания компенсирующей природы на бывших промышленных территориях свидетельствуют о необходимости поэтапного изменения этих фрагментов городской среды с целью наиболее эффективного использования территориальных резервов города для повышения его экологической устойчивости и улучшения условий жизни населения.

В октябре на Тверском бульваре все, кто интересуется будущим столицы, архитектурой и развитием городской среды смогут посмотреть содержательную фотовыставку под открытым небом «Регенерация промышленных территорий: опыт городов мира». На выставке представлены 14 городов мира, где в разное время была проведена реновация бывших промзон: Лондон, Бильбао, Лион, Гамбург, Милан, Берлин, Нью-Йорк, Амстердам, Буэнос-Айрес и др. Москва представлена самым масштабным и амбициозным проектом десятилетия - преобразованием 65 га промзоны ЗИЛа в новый район и территорию искусства с говорящим названием «ЗИЛАРТ». В постиндустриальную эпоху прежде экономически развитые районы городов нередко приходят в упадок: закрываются и выводятся на окраины заводы, переживают запустение старые порты, консервируются верфи, склады, железноорожные ветки. Для регенерации, то есть перепрофилирования, восстановления подобных заброшенных пространств требуется сильная воля, общественный мозговой штурм и существенные инвестиции. Ведь это целый комплекс мер, направленных на борьбу с экономической, физической, экологической и социальной деградацией обширных территорий. Повторное использование бывших промышленных зон решает проблему поиска участков для застройки, предотвращая разрастание городов и при этом предоставляя место для качественного жилья, парков, культурных и торговых центров. Создание рабочих мест во вновь образовавшихся кварталах также является плюсом таких проектов. Примеров успешной регенерации в мире множество. Это и создание уникальной город-ской среды на месте бездействующих доков на востоке Лондона. И образование вдоль береговой линии Осло сразу 13 новых районов. И увеличение благодаря плану Confluence в два раза центральной части Лиона – беспрецедентный случай для старого города. Международной практикой стало приглашение в такие проекты звездных архитектурных команд. В миланский CityLife были вовлечены Заха Хадид, Даниэль Либескинд и Арата Исодзаки, в гамбургский HafenCity – Жак Херцог и Пьер де Мерон, в Бильбао работал Фрэнк Гери, в Осло – Ренцо Пьяно. Стоит отметить район Puerto Madera в Буэнос­Айресе, в застройке которого участвовали Сантьяго Калатрава, Норман Фостер, Сезар Пелли, Алан Фаэна и Филипп Старк: более 60 лет это была криминогенная портовая зона, куда горожане боялись даже сунуть нос – теперь же они активно приобретают тут квартиры и мечтают устроиться на работу в здешние офисы. Совсем скоро и Москва войдет в список урбанистических ньюсмейкеров, а москвичи получат уникальный жилой комплекс ЗИЛАРТ. Период возрождения сейчас переживает территория бывшего промышленного гиганта – Завода им. И. А. Лихачева, ограниченная набережной Москвы­реки и линией Малой кольцевой железной дороги. Помимо более миллиона квадратных метров жилья здесь возведут Музейный центр «Эрмитаж­Москва», концертный зал, театры, арт­галереи, школы, детские сады. К строительству привлечены известные российские архитекторы Юрий Григорян, Сергей Чобан, Евгений Герасимов, Сергей Скуратов, Олег Харченко, Александр Бродский, архитектурные бюро «Цимайло Ляшенко & партнеры», «Мезонпроект», а также мировые знаменитости: американский архитектор Хани Рашид (Asymptote Architecture) и голландцы Виллем Ян Нетелингс и Михил Ридейк (Neutelings Riedijk Architecten). Москвичи впервые увидят такую обширную фотолетопись преобразования брошеных промзон всего мира в благоустроенные районы. Фотовыставка размещается на Тверском бульваре, от театра им. Пушкина до МХАТ им. Горького – 14 городов, 46 фотографий. {webgallery} {/webgallery}

Введение

В структуре развивающегося современного города в последние годы проблема реновации промышленных территорий является особенно актуальной. Под термином реновация понимается адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их функционального назначения.

Целесообразность реновации, внедрения альтернативных функций обуславливают социальные, экономические, психологические, исторические и эстетические факторы. Многие промышленные предприятия переносятся из центра города на его окраины, в область. При отказе от промышленного использования территории предусматривается снижение негативного воздействия на экологию.

Использование внутренних территорий, архитектурно-пространственная и функциональная организация которых на сегодняшний день не соответствует их градостроительной значимости и потенциалу, обычно не предполагает реновацию и восстановление предприятий. Поэтому одним из вариантов использования территории является полный снос существующего объекта и строительство нового по функциям комплекса с нуля. (Квартал Гелизен Кирхен, Германия, арх. М. Ковальски – на территории завода по производству печей) [Прил. 1].

Но при таком методе значительно увеличиваются затраты на снос объектов, на расчистку территории и так далее. Тем более что во многих случаях производственные здания являются архитектурными памятниками и охраняются государством (что очень характерно для нашего города []).

Именно поэтому в данной работе я и хочу рассмотреть примеры различных вариантов преобразования промышленных территорий и объектов с сохранением зданий и изменением функции, проанализировать опыт различных стран и архитектурных мастерских.

  1. В.С. Антощенков. Курс лекций «Современное градостроительство»

Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ

Начать сравнение хотелось бы с примеров из зарубежной практики проектирования.

Первый объект, который мне хотелось бы рассмотреть, - Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ (Zentrum für Kunst und Medientechnologie Karlsruhe), Германия [Прил. 2].

Размещение в 1997 году на территории и в корпусах индустриального предприятия «IKWA-Карлсруэ-Аугсбург» современного общественного центра стало одним из примеров радикального пересмотра роли промышленного объекта в обновлении городского ландшафта. Широкие, высотой в три этажа блоки здания фабрики симметрично расположены вокруг десяти внутренних дворов. Здание выполнено из бетонных рам с заполнением кирпичной кладкой по фасадам. Заброшенное в семидесятые, а затем оккупированное художниками, в конечном счете здание было переведено в ряд памятников промышленной архитектуры.

Конкурс на реконструкцию, обслуживание и расширение здания завода выиграла архитектурная мастерская ASP SCHWEGER ASSOZIIERTE. Архитекторы удачно сохранили здание 1918 года и внедрили новые высокотехнологичные элементы. Например, для избежания негативного влияния шума и вибрации на здание, звуковая студия была вынесена за пределы фабрики в виде большого стеклянного куба перед фасадом.

Современные электронные технологии, как правило, требуют пространство - не более чем обыкновенную коробку, поэтому в промышленных масштабах залов, с крупными пролетами, фабрика представляла потенциально идеальный контейнер.

Перекрыв дворы фонарями и преобразив внутренние пространства, архитекторы добились идеального современного и функционального пространства. Размещенные на крышах солнечные генераторы питают трамвайные пути прилегающих территорий.

Особое внимание на данном объекте было уделено преобразованию участка вокруг здания, попытке создания максимально естественного природного комплекса вокруг здания, тем самым играя контрастами между высокими технологиями и возвращением к природе при выходе из здания. Проблема с парковками была решена устройством заглубленного паркинга на протяжении всего здания. Вся площадь над этим гаражом представляет собой зеленый газон, с восемью модулями искусственного рельефа с посадками деревьев. Модули выполнены из металлических листов, сохраняя таким образом «память места», его индустриальное прошлое.

  1. Mixed media - architectural design of an art center in Karlsruhe, Germany. The Architectural Review, April, 1998 by Layla Dawson
  2. В.А. Нефедов. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб, 2002

Газгольдеры в Вене

Следующий объект, который привлек мое внимание, - комплекс Газгольдеров в Вене , Австрия [Прил. 3, 4].

Газгольдеры были построены в Вене между 1896 и 1899 годами. Изначально эти громоздкие здания (62 м внутренний диаметр и 72 метра высотой) служили резервуарами для газа, но в 1970 они стали не востребованы и всё техническое оборудование было удалено. Осталась кирпичная оболочка и 90000 кубометров внутреннего пространства, охраняемые как памятники архитектуры.

В 1995 году было принято решение о преобразовании функции существующих газгольдеров в жилье и торгово-деловые помещения. После проведенного конкурса определись 4 архитектурных мастерских, каждая из которых взяла для работы одно из 4-х зданий: Coop-Himmelb(l)au, Manfred Wehdorn, Wilhelm Holzbauer и Jean Nouvel.

Все архитекторы подошли к преобразованию зданий по-разному. У Нувеля внутренняя часть состоит из 9-ти сегментов, расположенных по кругу, с небольшим отступом от существующих стен. Здесь располагается 14-этажное жилье. Внутри расположен торговый центр, перекрытый куполом, имеющий связь со всеми 4-мя газгольдерами, окруженный газоном и растительностью. В проекте у Нувеля также была идея создать собственный микроклимат внутри газгольдера, подвесив под куполом климатическое оборудование, но она не осуществилась.

Газгольдер «B» был поручен мастерской Coop Himmelb(l)au. Если все остальные архитекторы формировали только внутренние объемы, то Вульф Прикс предложил дополнить 3 новых формы, причем одну из них - снаружи, тем самым показывая современную архитектуру тем, кто не попадает внутрь комплекса. Внутри здания – цилиндрический объем с офисами, снаружи - ломаная плоская форма-экран, также с офисными помещениями, а на 1-м этаже располагается многофункциональный зал для общественных мероприятий, магазины и развлечения.

В проекте Ведорн Архитектс внутри газгольдера пространство разделено на 8 секторов, каждый из которых по высоте делится на функциональные зоны: жилье, офисы, торговля, паркинг (сверху вниз). Двор над гаражом перекрыт большим стеклянным куполом, образуя рекреационную общественную зону.

Wilhelm Holzbauer подошел к проектированию начинки 4-го газгольдера иным образом. В его проекте нет общего внутреннего пространства. Напротив, внутри на всю высоту поднимается цилиндрический объем жилого здания. От него тремя лопастями отходят корпуса, деля таким образом весь внутренний объем на 3 двора.

Помимо 4-х основных зданий комплекс включает в себя множество других построек различной инфраструктуры. Сюда включены развлекательный центр, построенный Rüdiger Lainer, и торговый мол-галерея, соединяющий газгольдеры. Большое развитие комплекс получил и под землей.

Эти здания были своего рода кульминацией промзоны. Абсолютно замкнутая, самодостаточная структура, возвышающаяся над складами и пустырями. После реконструкции они остались кульминацией всего района. Только теперь это не заброшенные скелеты, а привлекательные фешенебельные офисы, квартиры и магазины. На мой взгляд, это один из самых удачных мировых примеров реконструкции промышленного объекта такого масштаба. И как говорит сам Прикс: «… the Gasometer project is a rear example of local urban center creating a tension between the city’s historical core and new developments» - «…проект газгольдеров - это один из редких примеров городских центров, создающих тесную связь между историческим ядром города и новой, развивающейся застройкой» .


Высотный центр Мельбурна

Высотный центр Мельбурна [Прил 5]. Этот объект интересен с точки зрения оригинальности взаимодействия исторического здания и новой застройки.

Жители Мельбурна считают свой город самым «технически оснащенным» в Южном полушарии, этот комплекс нередко называют «Колизеем потребителей» . Автором его проекта является Кишо Нориаки Курокава.

Строительство комплекса, расположенного в историческом центре города, велось в 1986-1991 годы. Он состоит из высотного офисного здания, торгового центра футуристической формы, а также других учреждений культурно-развлекательного назначения. 55-этажный небоскреб нависает над соседним торговым центром; при отделке его фасадов применялись различные материалы: алюминий, камень, зеркальное и тонированное стекло.

В сооружении явственно чувствуются японские мотивы. Частью торгового центра является огромный 20-этажный стеклянный конус. Внутри него стоит памятник австралийской истории - построенная в 1894 году кирпичная башня - единственная сохранившаяся постройка бывшей фабрики по выпуску свинцовых труб, когда-то стоявшей на этом месте.

В данном случае существовавшая башня не играла особой важности с архитектурной точки зрения. Однако это важная высотная доминанта Мельбурна, к которой привыкли жители города. Это часть прошлого, городской истории, которую Курокава бережно сохранил, защитив стеклянным конусом, сделав из нее деталь интерьера нового торгового центра.

Как говорит Курокава: «Один из методов создания многозначной и двойственной архитектуры - цитирование фрагментов исторических символов» .

Новая Голландия

Постепенно перейдем к российским территориям и для начала рассмотрим проект сэра Нормана Фостера , его предложение по реновации территорий острова Новая Голландия [Прил. 6].

Новая Голландия будет представлять собой треугольной формы остров в Санкт-Петербурге на собственных опорах с разнообразными культурными учреждениями, размещенными на площади в 7,6 гектаров. Проект включает помещение театра, залы для проведения конференций, галереи, гостиницу, магазины, квартиры и рестораны с подвижной ареной в самом центре.

Замечательные исторические постройки, первоначально предназначенные для хранения лесоматериалов, будут переделаны в гостиницы и места для розничной торговли, которые будут перемежаться целым рядом помещений для исполнительских и визуальных видов искусства. Целый комплекс деловых зданий, размещенный по периметру «треугольника», сделает остров центром деловой активности, а не только развлекательным центром.

Следуя контурам существующего портового бассейна, арену под открытым небом будут окружать театр, бутики и рестораны с видами на воду. Она предназначена главным образом для представлений под открытым небом, при необходимости может заполняться водой (для проведения регат), а также заливаться льдом для использования в качестве катка. Проект также обеспечивает инфраструктуру для соединения с городом. Будут построены новые мосты и дороги.

На мой взгляд, данный проект - один из наиболее достойных крупномасштабных проектов в центре Петербурга за последнее время. Складская территория, пустовавшая долгие годы, наконец, может стать достоянием общественности. Фостер с особой тщательностью продумывает каждую деталь нового комплекса. Внимание уделяется и цвету крыш, и сохранению тополей и другой растительности, которую предлагал убрать даже петербургский общественный совет, и даже композиции световых фонарей в крышах, из-за нежелательного света которых остров в ночное время может изменить свой привычный черный силуэт. Хотелось бы, чтоб такое же внимание уделялось и другим проектам новой застройки в центре города.

  1. Павел Никифоров. «Норман Фостер отстоял тополя Новой Голландии»

Музей воды

Один из удачных на мой взгляд объектов реконструкции промышленного объекта, выполненного нашими архитекторами - музей воды на территории предприятия «Водоканал» [Прил. 7].

Реконструкция здания водонапорной башни - это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот проект - эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века. Основная задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни. Сохранение целостности интерьеров - красивых залов с арочными перекрытиями.

«А вот способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма - форма осмысленная. Архитектурная сущность любой башни - стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание как бы дублируется, утрачивая при этом свою материальность» - говорит Евгений Подгорнов, руководитель мастерской «Интерколумниум».

Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским в 1860-1863 годах, связан с водой лишь функционально: монолитный объем отрицает всякую текучесть. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, удалось решить не только вопросы содержательные - размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале можно прочесть образ воды. Вместе с башней была удачно преобразована и территория вокруг музея. Разбит сквер, устроен фонтан, поставлены скульптуры.

Галерея Якута

В качестве же отрицательного примера, не законченного или не удавшегося, можно привести московский проект Галерея Якута [Прил. 8]. Попытка сделать художественную галерею в здании газгольдера газовой фабрики Арма, на манер Австрийского проекта, как мне кажется, не была реализована. Создание гламурного клуба и галереи отразилось только на внутреннем облике здания, и то не удачно. Монотонно перекрытое балками и плитами внутренне пространство не является удачным примером решения непростой проблемы.

Галерея - это только 1-я попытка преобразовать территорию фабрики в бизнес-парк, планируется устройство офисов, торговли. Хотелось бы, чтобы дальнейшее проектирование сложилось более удачно. В качестве примера можно привести дипломный проект выпускников МАРХИ 1998 года (авторы О. Дихтенко, Е. Винтова).

Золотой остров

Теперь обратимся к еще пока не осуществленным проектам, посмотрим что ожидает нас в ближайшем будущем.

В Москве во всю идет обсуждение проекта «Золотого острова» [Прил. 9].

Программа «Золотой Остров» охватывает территорию острова напротив Кремля от Большого Москворецкого моста до памятника Петру Великому на Стрелке острова и впервые создает условия для комплексного освоения территории исторического центра площадью более 40 гектар. Нас же интересует часть острова, занимаемая сейчас фабрикой «Красный Октябрь» - западная оконечность острова.

Корпуса фабрики, являющиеся памятниками промышленной архитектуры, после ее вывода планируется реконструировать. Учитывая высоту помещений и архитектуру зданий, здесь предполагается размещение различных общественных функций и индивидуальных «лофтов» - мест проживания и работы художников, скульпторов и представителей других творческих профессий.

На месте сносимых сооружений фабрики, не представляющих архитектурной ценности, планируется возведение элитного жилого комплекса. На западной части Стрелки Острова в месте, окруженном с трех сторон водой и удаленном от городских магистралей, расположится гостиница, кафе и рестораны.

Эта территория, в силу своего географического местоположения сама по себе является весьма привлекательной рекреационной и прогулочной зоной. Все набережные на этом участке превращаются в озелененную прогулочную зону, рассчитанную на свободное посещение москвичами и гостями столицы. Западная часть Стрелки будет соединена пешеходными мостиками с площадкой памятника Петру I и Парком искусств.

Удачно в этом месте решена и проблема парковок. Двухэтажная подземная автостоянка площадью около 50 тысяч кв.м. расположится под дном гидротехнического сооружения Водоотводного канала между памятником Петру I и Малым Каменным мостом. Подземное пространство автостоянки соединится с подземной частью комплекса «Мегаполис Центра» на Стрелке Острова.

Красный пролетарий

Ну и напоследок рассмотрим не осуществленный проект, архитектурно-планировочная концепция развития и реструктуризации территории завода «Красный пролетарий» , предложенная известным московским архитектором Сергеем Скуратовым [Прил. 10].

В планировочной структуре проектируемой территории основным видится взаимопроникновение двух градостроительных направлений: «белого» и «красного». Их взаимодействие, основанное на цветовом решении красно-кирпичной и белокаменной архитектуры монастыря, становится главной стилеобразующей темой нового квартала. При этом красный цвет - это монастырская и красно-кирпичная промышленная застройка. Белый цвет декоративной отделки памятников классической московской архитектуры и основной цвет новой, легкой и динамичной архитектуры 20 века. Такое образное решение позволяет одновременно сохранить «гений места» и реабилитировать его под новую жизнь и новые функции.

Вся территория квартала делится по принципу «частное - общественное» на две категории пространств. Первая категория пространств - пешеходные бульвары, совмещенные с транспортным подъездом к домам. Десять дворовых пространств, приподнятых над землей на 4 метра, объединяют все жилые дома. В каждой группе разное количество домов, разная конфигурация в плане и разное функциональное насыщение. В центральной зоне всех дворовых пространств высаживаются крупномерные деревья. Периметр дворов имеет разную геометрию и разное решение.

Под пешеходно-транспортными зонами-бульварами организованы подземные автостоянки с автомойками, машиноместами для жильцов из расчета две машины на одну квартиру, гостевые машиноместа и места для сотрудников. На перекрестке двух пешеходных зон организованна европейская по масштабу площадь с расположенным на ней зданием гостиницы и торгово-развлекательным центром для жителей района.

Заключение

Таким образом, на примерах из отечественной и зарубежной практик архитектурного проектирования и градостроительства мы рассмотрели различные варианты и методики внедрения новой архитектуры в существующую историческую промышленную застройку. Различных подходов довольно много, и многие их них удачны и оправданы.

Политика реновации промышленных территорий в особенности актуальна для нашего города [для Санкт-Петербурга - прим. ред. ]. Петербург может утратить уникальные памятники промышленной архитектуры, если городская власть не примет решающих мер по их восстановлению. Многие здания фабрик и заводов, построенные в прошлых веках, сегодня пребывают в крайне запущенном состоянии, оставаясь при этом памятниками архитектуры.

Вернуть всем памятникам первоначальный вид без инвестиционных средств сегодня не представляется возможным, именно поэтому город возлагает большие надежды на арендаторов и владельцев исторических зданий. Политика создания чего-то нового, переосмысления промышленных зданий, приведет к притоку средств, инвесторов, сделает возможным воссоздание и поддержание памятников.

Комплексы заводов и фабрик, построенные в Санкт-Петербурге в XVIII - начале XX веков, изначально проектировались как объекты, формирующие огромное индустриальное пространство города. Это целые ансамбли, архитектура которых по силе своей выразительности и красоты не уступает другим памятникам истории и культуры.

Опыт зарубежных мастерских, а так же удавшиеся проекты наших архитекторов, очень важен. Заброшенных промышленных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. В нашем городе новая архитектура - всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест. Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован.


Максим Андреев, Санкт-Петербург, декабрь 2007 г.
Данная статья является субъективным мнением автора
При использовании материалов ссылка на автора обязательна

В программе бизнес-тура: лекции ("Экономика малоэтажного строительства", "Проектирование кварталов", "Ключевые факторы застройки поселков и небольших городов", "Технологии будущего"); деловые встречи с представителями администрации Брюсселя, Маасрихта, Эйндховена, Хелмонда, голландскими и бельгийскими девелоперами; знакомство с известными бельгийскими архитекторами; экскурсии по объектам жилой и коммерческой недвижимости (Брюссель, Маасрихт, Эйндховен, Хелмонд); знакомство с достопримечательностями Брюсселя, Маасрихта, Эйндховена, Хелмонда.

Обеспечивается перевод на русский язык. По окончании работы слушателям выдается сертификат участника.
Стоимость участия при оплате до 31 мая - 1380 евро*, после 31 мая - 1560 евро. * (Данная сумма включает в себя авиаперелет Москва-Брюссель-Москва эконом-классом, размещение в двухместном номере в гостинице 3*, шенгенскую визу и медицинскую страховку. Кроме того, в стоимость включены групповые лекции с переводом на русский язык).

Зарегистрироваться на семинар и получить дополнительную информацию можно по тел.: +7-903-2989346

ПРОГРАММА

24 июня, воскресенье. Прибытие в Брюссель. Трансфер из аэропорта в отели.
Ужин в районе Grand Place (центральная часть города) с Жоржем Борсовитцом, директором по маркетингу компании Besix и Жоржем Бинде, управляющим партнером компании Buildings & Data.

25 июня, понедельник.
Завтрак в отеле.
9:30. Бельгия на стыке современных тенденций европейской архитектуры. Вступительное слово Исполнительного директора компании Buildings & Data Жоржа Бинде (автора ряда архитектурных бестселлеров) и Исполнительного директора компании CLI, профессора Института экономики города, профессора Института высшей архитектуры La Cambre, члена комиссии по урбанизму города Брюсселя Кристиана Лассерра
10:00. Основные градостроительные принципы Брюсселя. Приоритет малоэтажному строительству. Доклад начальника управления методологии градостроения города Брюсселя, Бенуа Перильо.
10:30 - 11:30. Проект Central Plaza. Case-study. Редевелопмент территории на основании решения городского Совета. Содокладчики: представитель девелоперской компании Egimo; представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
11:35 - 12:30. Экскурсия в Central Plaza.
12:45 - 14:00. Проект Rive Gauche. Case-study. Регенерация промышленной зоны: многофункциональный комплекс "вертикального" смешения стилей . Представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
14:10 - 15:10. Обед в Центре города.
15:20 - 16:10. Проектирование и дизайн многофункциональных комплексов. Объект: Jardins de la Couronne / Crown Avenue (редевелопмент на территории Военного госпиталя. Площадь участка 6 га, инвестиции - 87 млн евро. В состав проекта входит три типа жилья — социальное, эконом-класса и де-люкс, а также малоэтажный офисный комплекс). Экскурсия на объект. Представители архитектурных бюро A.2R.C и ASSAR.
16:20 - 18:20. Другие объекты малоэтажной застройки Брюсселя. Жилой комплекс площадью 100 тысяч кв.м., соседствующего с офисным комплексом Jardins de Jette площадью 40 тысяч кв.м. Представитель архитектурного бюро ASSAR.
18:20 - посещение Atomium — символа WorldExpo - 1958 г. Посещение смотровой площадки (на высоте 102 м.). Ужин (там же) или в городе.

26 июня, вторник.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:40. Технологии экономичного строительства. Экология зданий. Case-studies: Covent Garden, Berlaymont (здание Еврокомиссии), European Quarter of Brussels. Представитель архитектурного бюро Art & Build architects.
10:50 - 12:30. Особенности реконструкции зданий постройки середины XX столетия. Опыт архитектурных бюро ASSAR и Atelier d’Art Urbain / Vizzion. Штаб-квартира как частный элемент офисных зданий. Case-Studies. Реконструкция многофункционального комплекса Madou Plaza (лауреата MIPIM-2006), Green Island (лауреат MIPIM -2000), малоэтажный офисный комплекс - Штаб-квартира KBC-банка (крупнейший банк Бельгии), Штаб-квартира НАТО. Содокладчики: Исполнительный директор архитектурного бюро ASSAR, Эрик Изебрант, Исполнительный директор архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion, Сефик Биркё. Экскурсия на объект Green Island.
12:40 - 13:40. Обед в городе.
13:50 - 15:20. Регенерация промышленных территорий. Case-study. Жилой комплекс Jardins de Fondiers, построенный на месте бывших производственных корпусов. Экскурсия на объект. Исполнительный директор архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion, Сефик Биркё.
15:30 - 16:40. Посещение офиса архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion, знакомство с новыми проектами компании.
.16:50 - 18:20. Масштабные многофункциональные комплексы. Сase-study. City Center / City 2 Shopping — крупнейший многофункциональный проект в Брюсселе за последние 30 лет. Включает в себя офисы, построенные с сохранением фасада здания универмага 1928 года постройки, жилую часть и шоппинг-молл. Экскурсия по объекту. Представитель архитектурного бюро Atelier d’Art Urbain / Vizzion.
18:30 - Ужин в городе. Свободное время.

27 июня, среда.
Завтрак в отеле.
9:30 - 12:15. Культурная составляющая современных микрорайонов. Театр — центр притяжения
Экскурсия по проектам. 1. Louise Village. Реконструкция квартала в модном торговом районе Брюсселя, создание пешеходной зоны. Представитель компании Codic, представитель архитектурного бюро ASSAR;
2. WOLUBILIS - культурная деревня. Малоэтажный многофункциональный комплекс, включающий театр, торговые, жилые и офисные площади, художественные мастерские. Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
3. Galeries Royales Saint-Hubert. Королевские галереи. Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
4. Театр Koninklijke Vlaamse Schouwburg. Представитель архитектурного бюро A.2R.C.
12:20 - 13:40. Обед в кафе Театра.
13:50. Трансфер из отелей на городской вокзал г. Брюсселя.
14:40. Отъезд в Маасрихт на поезде.
16:10. Прибытие в Маасрихт. Размещение в отелях.
17:00 - 18:40. Экскурсия по Маасрихту. Maasricht Mosae Forum. Представители компании Fortis Vastgoed.
19:00. Ужин.

28 июня, четверг.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:30. Регенерация городского центра Маасрихта, района Belvedere площадью 280 га. (инвестиции 1,3 млрд. евро). Case-study. Представитель компании ING Real Estate.
10:45 - 12:50. Экскурсия в район Belvedere. Представители BPF Bouwinvest и городской администрации Маасрихта.
13:00 - 14:00. Обед.
14:00. Трансфер на вокзал.
14:50 - 16:10. Поездка в Эйндховен на поезде.
16:15 - 16:45. Размещение в отелях.
17:00 - 18:30. Посещение Института недвижимости Fontys Hogeschool University of Professional Education.
18:40. Ужин. Свободное время.

29 июня, пятница.
Завтрак в отеле.
9:30 - 10:30. Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс Nimbus Family Entertainment Centre. Case-study. Представитель TCN Property Projects.
10:40 - 12:00. Свободное время.
12:20 - Поездка в Хелмонд на электричке.
12:40 - 13:30. Встреча с представителями администрации Хелмонда.
13:40 - 14:30. Обед в центре города.
14:40 - 17:00. Экскурсия по городу. Осмотр разнообразных объектов малоэтажного строительства (Хелмонд считается центром современной малоэтажной застройки). Брандевоорт, Сяют -Каде, строительство многофункционального городского центра.
17:10 и далее. Свободное время.

По желанию участников могут быть организованы дополнительные экскурсии:
1.Брюссель - обзорная экскурсия;
2.Брюссель — Музей изящных искусств;
3.Королевская колокололитейная мастерская.

УДК 624; 69; 72 ДЕМИДОВА Е. В.

Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства

Статья посвящена проблеме реабилитации промышленных территорий, особенно актуальной в российских городах. Акцент сделан на изучении понятий, объясняющих процесс восстановления городских территорий, - реабилитация, реконструкция, реновация, ревитализация и др. Автор характеризует элементы реабилитации посредством применения «биологического» подхода к изучению городов. Примером одной из форм реабилитационного процесса выступает обновление промышленных территорий в отечественных городах.

Ключевые слова: реабилитация, реконструкция, реновация, ревитализация, реструктуризация, промышленные территории.

THE REHABILITATION OF INDUSTRIAL TERRITORIES AS PARTS OF THE CITY SPACE

The article is devoted to the problems of rehabilitation of industrial territories which is especially actual in the Russian cities. In article the emphasis is placed on studying of the concepts explaining process of restoration of urban areas - rehabilitation, reconstruction, renovation, revitalization, etc. The author characterizes rehabilitation elements by means of application of «biological» approach to studying of the cities. There is presented examples of rehabilitation process - regeneration of industrial territories in the Russian cities.

Keywords: rehabilitation, reconstruction, renovation, revitalization, restructuring, industrial territories.

Демидова

Владимировна

старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: [email protected]

В современных российских условиях наблюдается крайняя неравномерность пространственного экономического развития. Неправильно сформирована система расселения на муниципальном уровне с отсутствием достаточного числа средних городов и доминированием мегаполисов, которые стягивают капитал, инвестиции и трудовые ресурсы. Взаимодействие регионов малопродуктивно, а мобильность населения крайне затруднена; в стране отсутствуют высокоэффективные территориальные промышленные кластеры, используемая инфраструктура устарела. Решение этих проблем связано с разработкой и реализацией комплексных стратегий, направленных на гармоничное развитие территориальных комплексов.

В связи с этим наиболее актуальные проблемы развития городских территорий заключены в сфере реконструкции городов, упорядочения развития городских агломераций, комплексного преобразования всей среды жизнедеятельности человека, ее экологизации, гуманизации и эстетизации на основе регионализма, который предполагает учет местных градообразующих факторов и условий, что в общем виде представляет собой процесс реабилитации городского пространства.

При помощи реабилитационной политики городские структуры создают своего рода поляризацию пространства, выявляя слабые места и проблемные участки, учитывая инфраструктурные предпосылки (можно составить «карту военных действий»), обеспечивая принятие правильных управленческих решений, определяя формы землепользования, направления и объемы реконструкции и нового строительства. Можно сказать, что политика реабилитации городского пространства - своего рода молекулярная теория развития территории, когда все участники процесса создания среды обитания работают осознанно и взаимоувязанно. В данном случае она обеспечивает разрешение противоречий между собственником и всем городским сообществом.

Реабилитация городского пространства в общем случае представляет собой восстановление. В настоящее время в научной литературе не сложилось общепринятой универсальной научно-технической терминологии в данной сфере человеческой деятельности. В отечественной литературе понятие «восстановление пространства» наполняется различным содержанием: синонимами выступают «переустройство», «обновление», «реконструкция», «модернизация», «реставрация», «реструкту-

ризация», «реновация», «ревитализация» и др. Попробуем разграничить данные термины и обосновать целесообразность использования понятия «реабилитация» в настоящем тексте.

Потребность в преобразовании городского пространства означает фундаментальный сдвиг общественного развития. Век коммуникаций и постиндустриального развития способствует тому, что системность и связность становятся ключевыми характеристиками современного общества, повышая уровень социальной сложности, что приводит к необходимости адаптации городских поселений.

Рассматривая город как социальный организм, Н. П. Анциферов предложил, по аналогии с живым существом, выделить три элемента, которые определяют три подхода к изучению его единства - анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма .

Органической теории города придерживается и М. Г. Диканский, который описывает следующую парадигму в изучении города: «Современная наука о городе рассматривает улицы, площади, рынки, способы сообщения и т. д. как части единого целого, как части городского организма». В деловой части города автор слышит «сердце городского организма», в движении толпы «циркуляционную систему», в электрическом освещении и телефонных линиях - «нервную систему», в административном центре - «разум, контролирующий действия», а душа города проявляется «в стремлениях и чувствах граждан» .

Во многом экстраполяция термина «реабилитация» (лат. re... - вновь + habilis - приспособленный, удобный; rehabilitation - восстановление способности, годности) из медицины в городские теории развития объясняется исследованиями социальной жизни больших городов.

В «Словаре русского языка» приводятся три определения данного понятия: восстановление чести, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица; восстановление по суду или в административном порядке в прежних правах; восстановление здоровья и трудоспособности лиц, физические и психические способности которых ограничены после перенесенных заболеваний, травм .

В Энциклопедическом словаре медицинских терминов под реабилитацией подразумевают комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановле-

нию автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесенных или врожденных заболеваний, а также в результате травм . При этом большое значение имеет социальная адаптация больных, пострадавших и инвалидов. По заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, реабилитация определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий, возможный для него уровень функциональной активности» .

В юриспруденции реабилитация - это возвращение лицу ранее потерянных им прав, привилегий, доброго имени, репутации; исправление, перевоспитание преступников; возвращение преступника к нормальной трудовой деятельности и общественной жизни путем использования таких средств, как освобождение на поруки, условно-досрочное освобождение и т. д. В экологии реабилитация - это восстановление, приведение поврежденной экосистемы, ландшафта и т. д. к исходному состоянию.

В связи с развитием реабилитационных явлений с точки зрения экономических отношений представляется необходимым ввести понятие реабилитации в терминологический аппарат градостроительной деятельности. Такой подход означает отказ от рефлексивных пошаговых реакций на конкурентные и внутренние угрозы развития и основывается на стратегии упреждающего формирования условий для устойчивой эволюции города как единого целого.

Термин «реабилитация» применительно к городским территориям впервые появился в связи с реконструкцией и восстановлением целых кварталов многих европейских городов после Второй мировой войны. В Соединенных Штатах Америки необходимость в реабилитации была вызвана процессами джентрифика-ции, происходящими в крупных городах.

В российских городах, вслед за зарубежными, также назрела потребность в обновлении городского пространства. В стране сменился характер урбанизации - она перешла из фазы социалистической, государ-ственно-обеспечиваемой, в ту фазу, где на первый план выходят экономические и социальные интересы частных субъектов экономики, сво-

бодно выбирающих место для своего жилья и бизнеса. Государственные капитальные вложения в развитие городов и территорий сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта.

Тем не менее в отечественной литературе на сегодняшний день понятие реабилитации относительно градорегулирующей деятельности встречается достаточно редко. Процесс реабилитации городских территорий за рубежом означает восстановление городской среды, снос устаревших зданий, обустройство свободных территорий и строительство проектов по новым дизайнерским и конструкторским технологиям .

Автор определяет реабилитацию как организованное преобразование ткани городского пространства, которое достигается в результате одновременной работы по четырем направлениям - техническое обновление, социальное оживление (ревитализа-ция), экономическая модернизация и экологическое восстановление (Иллюстрация 1).

Первым элементом является техническое переоборудование, а именно реконструкция. Реконструкция (от лат. re... - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и ranstmrtio - построение) - коренное переустройство, перестройка по новым принципам; восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям .

В промышленности реконструкция представляет собой видоизменение, переделку существующих основных фондов на основе их технического совершенствования. Словарь естественных наук гласит: «Реконструкция объекта - проведение строительных работ в целях изменения существующих техникоэкономических показателей объекта и повышения эффективности его использования, предусматривающих: реорганизацию объекта; изменение габаритов и технических показателей; капитальное строительство, пристройки, надстройки; разборка и усиление несущих конструкций; переоборудование чердачного помещения под мансарду; строительство и реконструкцию инженерных систем и коммуникаций. При реконструкции зданий предусматривается полное или частичное освобождение помещений: отселение жителей, вывод организаций и т. д.» .

В Российской архитектурно-строительной энциклопедии (часть IV)

дается следующее определение понятия: «Реконструкция объектов строительства - это приведение строительными средствами зданий и сооружений различного функционального назначения в соответствие с требованиями времени» . Прежде всего, в задачи реконструкции входит устранение морального и физического износа объектов строительства. Реконструкция объектов строительства «должна рассматриваться в связи с градостроительной ситуацией, окружающей средой, которая определяет... параметры реконструируемых зданий» . Обычно реконструкция объектов строительства бывает связана с их частичной или полной перепланировкой в соответствии с изменившимися социальными и техническими требованиями. Обязательным условием реконструкции является обеспечение современного уровня комфорта и благоустройства.

Применительно к градостроительству реконструкция города - это обновление, коренное преобразование исторически сложившегося города (его планировки, застройки и благоустройства), вызываемое современными социально-экономическими, санитарно-гигиеническими и архитектурно-художественными требованиями и осуществляемое на основе достижений науки и техники .

В Градостроительном кодексе РФ также дается понятие реконструкции, под которой понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения .

Е. М. Блехом предлагается другое определение, которое включает не только технико-технологическое, но и экономическое содержание: реконструкция трактуется им как форма расширенного воспроизводства отдельных зданий и всего жилого фонда и застройки города, микрорайона, квартала . Это наиболее широкое, общее понятие, охватывающее все сознательные действия, направленные на улучшение жилой застройки и качества жизни населения.

В Российской архитектурностроительной энциклопедии приводится понятие реконструкции архитектурно-исторической среды городов - «это достаточно свободный. режим строительных работ, подчиненный задачам функционирования объектов историко-культурного наследия в новых социально-экономи-

ческих условиях, допускающий снос ветхих строений, перепланировку. не исключающего возможность использования новых строительных материалов» . Приведенное определение реконструкции архитектурно-исторической среды городов является самым общим понятием реконструкции, объединяющим в себе более частные понятия.

Двумя подвидами реконструкции, которые могут быть отнесены к преобразованию городского пространства, являются реставрация и модернизация.

Реставрация (от лат. restavratio - восстановление) - вид деятельности, направленный на восстановление утерянных качеств объекта реставрации. Это может быть привлекательный внешний вид, практичность и надежность конструкций, элементов отделки, коммуникаций. Существует несколько видов реставрационных работ, которые объединяет единая цель - восстановить утраченные свойства и функции, эстетику объекта.

По А. Ф. Лосеву, «реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле подчиняется его закономерностям^!), 9]. Значительная часть реставрационных работ предполагает воссоздание исторического облика памятника. Вклад творчества реставраторов в этот процесс направлен именно на это, замысел автора памятника должен быть сохранен - это главный принцип реставрации.

Модернизация (от греч. modeme - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества . Это процесс приспособления объекта к новым взглядам и потребностям, придание ему современного облика.

Модернизация представляет собой форму простого воспроизводства. При модернизации выполняется комплекс мероприятий, направленных на снижение физического и морального износа, за исключением увеличения общей площади, изменения объема и назначения здания. Данный термин не пригоден к описаниям городской среды, потому что не передает комплексного характера изменений сложных систем.

Следующим шагом реабилитации является работа с «организмом» города, а именно - реструктуризация.

Реструктуризация (лат. ге... - вновь, снова, назад + лат. stгuctuгa - устройство, строение, состав) - из-

менение структуры чего-либо , в нашем случае - системы управления городским пространством.

Это важный элемент реабилитационного процесса, призванный оптимизировать структуру городского хозяйства и механизм его управления, которые будут обеспечивать уровень эффективности, обеспечивающий ее конкурентоспособность. Реструктуризация - та часть преобразования, где наблюдается самая быстрая отдача, а трудности - самые существенные. Многие города останавливаются на данном этапе, не используя другие направления, что не приводит к новому импульсу развития.

Ревитализация имеет дело с социальной стороной городского пространства и призвана регенерировать социальную активность и гражданскую ответственность.

Ревитализация (от лат. ге. - приставка, обозначающая возобновление или повторность действия + лат. у^аНз - жизненный, животворный, живой - в буквальном переводе «возвращение жизненных сил») - это процесс «оживления» городского пространства путем обеспечения людей качественной и благоприятной средой обитания, предоставления возможностей творческого и профессионального роста, активной социализации и культурного развития. Это наиболее трудоемкий и наименее исследуемый элемент, который, тем не менее, является потенциально наиболее сильным направлением реабилитации.

Реновация (от лат. гепоуайо - обновление, возобновление) - возбуждение процесса роста посредством установления связи города с окружающей средой. Реновация направлена на обменные процессы и предполагает использование внешних источников для своего развития и нивелирование негативных факторов и условий.

Каждое направление реабилитации содержит свой набор инструментов, каждый из которых относится к какой-либо сфере городского «организма», что представлено на Иллюстрации 2.

Применяя концепцию изучения городского пространства как биологического механизма, представленную на Иллюстрации 2, можно сделать вывод, что секрет устойчивого городского развития заключается в способности руководить одновременным взаимосвязанным преобразованием всех его систем (производство, инфраструктура, менеджмент, человеческие ресурсы, отношения с внешней средой и т. д.).

0*еПеТ сос^ог/:

1а С &-РІ г~ 2 і физичеаого эеконст- облика города 1 РУКЦИЯ Реструк- торизация 1 рынков \%\ ■» -о " о о \\ 1 Ш

Межгородская 1 Ренова- Ревита-) ,*0спечение л и за ци я /

\ \ % ® \ ция 5 г ^ 01 £ $

\ Ж / \ х/ /// В, ^ \ \ / £ о \ф%° # I 8 \ %\\ \ 74 і \ л\\ х і % V /

Иллюстрация 1. Четыре элемента реабилитации городской территории

Иллюстрация 2. Общая «биологическая» схема реабилитации городского пространства

Компонентами реабилитации выступают не только улучшение технических характеристик, основанных на современных строительных технологиях и планировочно-композиционных решениях, но институциональное (общественное) и экологическое преобразование. Это сложный процесс качественного воспроизводства городского пространства, обладающий синергетическим эффектом.

Реабилитация пространства города включает в себя не только технические и организационные, но и экономические, юридические, управленческие и другие вопросы и рассматривается как процесс био-лого-социально-экономического преобразования, отражающий новые рыночные отношения между его участниками.

Сущность политики и выбор методов проведения реабилитации городских территорий зависят от политических, экономических, социальных, конъюнктурных и даже природно-климатических факторов. К политическим факторам относятся разработка градостроительной концепции, позиция органов местного самоуправления; к экономическим - возможности бюджетов всех уровней управления, потенциальных инвесторов, в том числе и населения; к социальным - удовлетворенность населения качеством городского пространства, улучшение показателей качества жизни; к конъюнктурным - состояние спроса и предложения, уровня цен на рынках недвижимого имущества.

Изучив зарубежный опыт обновления городских пространств, можно утверждать, что типичными предпосылками реабилитации городских участков выступают:

1 низкое качество функционирования городских зданий и сооружений, вызванное неблагоприятными погодными условиями и длительным периодом эксплуатации;

2 нерациональное зонирование территорий, не обеспечивающее экологическую, санитарную и транспортную безопасность населения;

3 необходимость восстановления исторической ценности памятников архитектуры и старых городских кварталов;

4 переход на такой тип муниципальной политики (как во Франции), задачей которой является социальная интеграция и стимулирование инвестиционного процесса в качестве рычагов управления экономическим ростом;

5 добровольное желание горожан и инвесторов содействовать прогрессу городского развития;

6 смена конфигурации социальной картины города, изменение местного или регионального имиджа. Целью территориальной реабилитации является улучшение качества городского пространства, а следовательно, повышение уровня жизни горожан. Суть данного действия заключается в максимально эффективном использовании возможностей территорий; обеспечении их устойчивого развития; повышении конкурентоспособности и развития социальноэкономического потенциала .

Россия только вступила на путь развития административно-территориальных единиц по принципу корпоративной стратегии. Однако актуальность комплексной реабилитации территорий отечественных городов не вызывает сомнений.

Во-первых, сложившаяся структура города «советского» типа лишь частично отвечает рыночным условиям, отличаясь низким качеством жилья и рекреационных зон, высокой долей промышленно-складских территорий в центре города, неблагоприятной транспортной ситуацией (уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует нагрузке и не поспевает за ростом автопарка в городе).

Во-вторых, процессы трансформации городских экономических функций, развитие новых технологий, рост доходов населения и изменение их потребностей выдвигают новые требования к качеству городской среды.

В-третьих, в стране сменился характер урбанизации. Государственные капиталовложения в развитие городов и территорий сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта.

Промышленные предприятия и транспортная сеть на их территории - традиционно устойчивые с градостроительной точки зрения структуры. Сейчас они вынуждены становиться более динамичными и вживляться в общую городскую инфраструктуру, чтобы избежать постепенной деградации и упадка.

Заводы-гиганты и их огромные промышленные территории со всеми прилегающими административными зданиями, производственными помещениями, складами и отлаженной транспортной инфраструктурой занимают огромную территорию в географическом центре отечественных городов. Все перечисленные факты делают данную территорию чрезвычайно привлекательной для девелоперов.

В советский период промышленные предприятия строились преимущественно на окраинах города, постепенно «обрастая» жилой зоной. Сегодня они оказались полностью окруженными жилой застройкой, которая имеет свою разнообразную структуру, предметно-пространственную среду, не связанную с промышленными зонами по архитектурно-художественному облику и уровню благоустройства. В результате эти зоны существуют сами по себе.

В Советском Союзе и отечественной литературе тех лет уделялось внимание обновлению морально и физически устаревших зданий и кварталов; реконструкции промышленных объектов; однако аспект этих знаний носил сугубо технический характер, что не отвечает реалиям современности, когда необходимо восстанавливать (трансформировать) целые зоны, учитывая социальные, экологические и экономические последствия данных преобразований. Научные организации в то время занимались схемами упорядочения промышленной застройки; основные варианты обновления городской среды сводились к решению транспортных проблем, а также планировочных задач посредством расчленения крупных промышленных комплексов на более мелкие составные единицы, в результате чего город получал более открытую структуру. Однако данные предложения редко реализовывались на практике, поскольку у городских властей отсутствовал механизм управления процессами территориальной трансформации.

Рыночная экономика и новая законодательная база предоставили органам местного самоуправления, бизнесу и жителям право самим распоряжаться вопросами городского переустройства. Сегодня редевелопмент промышленных территорий способен принести очевидные результаты как городу (изменение внешнего облика), так и предпринимателям, готовым вложить средства в бывшие заводы. В последнее десятилетие в стране появились первые результаты реабилитации «промышленных зон».

Конверсия бывших промышленных территорий представляет необычайный градостроительный интерес для большинства индустриальных городов. В ходе деиндустриализации освобождаются площади в существую-

Иллюстрация 3. Двор дома по ул. Комсомольская, 76, Екатеринбург, Свердловская область. URL: http://www.mira39. ru/gallery/13

щих границах поселений, и, что наиболее привлекательно для инвестиций, - в центральных районах городов. Эти площади могут использоваться для развития городской инфраструктуры, строительства жилья, совершенствования транспортной системы.

В городе Екатеринбурге согласно Генеральному и Стратегическому планам развития был определен перечень промышленных предприятий, планируемых к выносу за городскую черту. Некоторые собственники предприятий сами выступают в роли инвесторов: например, «Уралобувь» строит жилой комплекс «Университетский» на месте бывшей фабрики (Иллюстрация 3).

На месте шарикоподшипникового завода был построен жилой комплекс «Бажовский» (Иллюстрация 4).

Ключ к положительному эффекту от таких проектов лежит в их полифункциональности. Это означает отказ от огромных моноструктур в застройке, как, например, крупные торговые комплексы, однофункциональные общественные центры либо крупные селитебные образования без интегрированной в них инфраструктуры.

Наиболее востребованной частью программ по реабилитации индустриальных зон являются проекты преобразования старых неработающих заводов и фабрик в значимые для города объекты (музеи, картинные галереи, кинотеатры и т. д.). Дисфункциональные городские пространства - бывшие промышленные площади, портовые терминалы, территории казарм или устаревшие транспортные узлы - требуют нового использования. Так, Невьянский историко-архитектурный музей располагается в здании бывшей электростанции XIX в. рядом с башней (Иллюстрация 5).

Иллюстрация 4. Жилой комплекс «Бажовский», Екатеринбург, Свердловская область. URL: http://www.bazhovsky-pr. ru/gallery3/index.php/SDC11957

Иллюстрация 5. Музей в здании бывшей электростанции и Невьянская башня, г. Невьянск, Свердловская область. URL: http:// wikitravel. org/ru/%D0%A4%D 0%B0%D0%B9%D0%B B:Nevyansk-tower2.jpg

Иллюстрация 6. Выставочный центр креативного пространства «Ткачи», г Санкт-Петербург URL: http://www.kommersant. 1^^^1882536

Еще одним вариантом реконструкции промышленных сооружений без их абсолютного сноса является их переориентация под жилые помещения - лофты (Иллюстрация 6). Лофтом на Западе называют жилые помещения, переоборудованные на базе старых индустриальных зданий - производственных или складских пространств с высокими потолками и сохранением основных конструкций. При этом возникает новая форма организации жилого помещения: внутреннее пространство представляет собой единый объем, за исключением изолированных подсобных помещений и санузлов.

Сейчас стиль «лофт» становится популярным и в России: в Москве, Петербурге, Чебоксарах и Екатеринбурге уже построены бизнес-центры и жилые комплексы. Однако в настоящее время в России застройщикам подчас проще снести старый завод или фабрику и построить на освободившемся месте новое здание. Лишь немногие из них решаются браться за реконструкцию исторических (но не охраняемых государством) построек. Так же популярна «стилизация» частных апартаментов под «лофт».

Заключение

Основным направлением реабилитации промышленных зон за рубежом является техническое перевооружение промышленных объектов с последующим изменением своего функционального назначения (вплоть до прямо противоположного - жилого, культурного, общественно-делового) .

история успеха обеспечивают городам новые экономические возможности, необходимое сегодня качество жизненного пространства, рабочие места и смысл существования .

Список использованной литературы

1 Блех Е. М. Социально-экономическая эффективность реконструкции и модернизации жилищного фонда/ВНИИТАГ: обзор//Жи-лые здания: обзорная информация. М., 1989.

2 Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. : электронный справочник: в 30 т. online. URL: http://great-soviet-encyclopedia. ru (дата обращения: 11.03.2012).

3 Большой экономический словарь/под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2002.

4 Вальчук Э. А. Диспансеризация и медицинская реабилитация. URL: http://minzdrav.by / med/docs / journal/St_2009_N2_3.pdf (дата обращения: 09.01.2012).

5 Градостроительный кодекс Российской Федерации. № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 г. Официальный текст. М., 2005.

6 Демидова Е. В. Проблемы реабилитации городских пространств // Академический вестник Урал-НИИпроект РААСН. 2009. № 2. C. 52-56.

7 Диканский М. Г. Проблемы современных городов (движение в больших городах, кризис жилища). М., 1925.

8 Зарубежные и отечественные традиции в исследовании города/Центр социологических и маркетинговых исследований «АНАЛИТИК».

URL: http://socio-research.

ru / svd / cnt/ru/fldr_mainmenu / fldr_publications/fldr_thesis/fldr_ dnv_citymodification/fldr_dnv_ abstract / fldr_chapter_01 / cnt_ chap_01_03 (дата обращения:

9 Культура как локомотив развития города. М., 2006.

10 Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

11 Лысова А. И. Реконструкция зданий. Л., 1979.

12 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.

13 Политика городского восстановления. Опыт Франции/Документ Генерального управления урбанистики, жилья и строительства. Июль 2001 г.

14 Российская архитектурностроительная энциклопедия. Т. 4. URL: http://www.gosstroy. ru/rasee.ru (дата обращения: 20.10.2012).

15 Словарь по естественным наукам. URL: http://www.glossary.ru (дата обращения: 14.02.2012).

16 Шер М. Чувство лофта // Огонек. 2012. № 11.

17 Энциклопедический словарь медицинских терминов/под ред. Б. В. Петровского. М., 1984. Т. 3.

18 Энциклопедический словарь экономики и права. URL: http://