Выборгское морское сражение - "трафальгар балтики". Морские сражения на балтике Морское сражение на балтике значение

22 июня 1790 года - Выборгское морское сражение произошло между русским и шведским флотами на выходе из Выборгского залива. В нем принимало участие более 500 вымпелов и свыше 70000 человек. Это сражение было не только крупнейшим в истории Балтики, но и вообще последним генеральным сражением парусных флотов в ее водах. Потеряв 7 линейных кораблей из 22, шведский король Густав III прорвал блокаду русского флота и ушел в Свеаборг. При этом он сохранил ядро своего корабельного флота и почти весь гребной флот. После этого сражения шведы поняли бесперспективность дальнейшего ведения войны и подписали мирный договор на выгодных для России условиях. В России по этому вопросу не было единого мнения. Учитывая большие потери шведов и их согласие на подписание мирного договора, Екатерина II сочла это сражение успешным и щедро наградила его участников. Многие флотские офицеры и историки флота справедливо указывали, что русские имели две реальные возможности полностью разгромить шведский флот, и только необъяснимая нерешительность командующего флотом адмирала В. Я. Чичагова позволила шведам избежать разгрома. Обвинения эти были настолько распространены, что легкая на крайние суждения молодежь даже поговаривала о подкупе шведами нашего адмирала.

В русской морской истории Выборгское сражение - это забытая крупнейшая морская победа. Для наших противников, флот которых включал 3 шведские, 1 финскую и 1 немецкую эскадры, это было не только крупнейшее поражение, но и пример мужества моряков, сумевших вырваться из блокады, хотя и потеряв 30% флота.

Учитывая большие потери шведов и их согласие на подписание мирного договора, Екатерина II объявила это сражение успешным и щедро наградила его участников. Адмирал Василий Яковлевич Чичагов был пожалован орденом Святого Георгия I степени. Этой редкой и высокой награды не удостоился больше ни один российский флотоводец.


Шла русско-шведская война 1788-1790 годов. Обе стороны возлагали большие надежды на кампанию 1790 года и стремились к самым решительным действиям. Шведы планировали разбить русский флот, высадить десант на южном побережье Финского залива и двинуться на Петербург, чтобы продиктовать России свои условия нового мирного договора. По численности шведская армия значительно превосходила силы русских, поэтому шведский король Густав III был уверен в победе.

Русские готовились к нанесению таких ударов, которые позволили бы быстро завершить войну и обеспечить надежный выход в Балтийское море. В этой связи особое внимание было уделено усилению флота, который к началу кампании 1790 года был разделен на две эскадры. Командующий флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов со своей эскадрой стоял в Ревеле, а кронштадтскую эскадру возглавлял вице-адмирал А.И. Круз.

Шведы стремились разбить сначала ревельскую, а затем кронштадтскую эскадры по отдельности. Поэтому уже 2 мая 1790 года шведский флот подошел к Ревелю и атаковал стоявшую на рейде русскую эскадру. Бой продолжался около двух часов. Несмотря на большое численное превосходство, шведам пришлось отступить. Они потеряли два линейных корабля, причем один из них был взят в плен.

После этого поражения они направились в восточную часть Финского залива, чтобы нанести удар по кронштадтской эскадре. Бой начался утром 23 мая 1790 года недалеко от Красной Горки. И на этот раз численное превосходство было на стороне шведов, но русские постоянно атаковали, и шведы вынуждены были отойти. На следующий день бой возобновился и с перерывами продолжался до вечера.

В это время эскадра Чичагова вышла из Ревеля и уже приближалась к Красной горке. Если бы она сразу вступила в бой, шведский флот не смог бы избежать полного разгрома. Но Чичагов приказал эскадре встать на якорь недалеко от места сражения. Позднее он объяснил это выпавшим туманом, который не позволил ему обнаружить шведский флот. Ревельская эскадра не позволила шведам отступить в Свеаборг, и они отошли в Выборгский залив, где и были блокированы объединенным флотом русских.

Блокада продолжалась почти месяц. В Выборгском заливе был заперт корабельный флот и гребная флотилия шведов. В общей сложности здесь было 390 вымпелов и до 55 000 человек войск и личного состава судов во главе с королем Швеции Густавом III. Положение шведского флота было незавидным. Запасы воды подходили к концу. Людей пришлось перевести на треть рациона. При этом постоянно приходили известия о прибытии к русским крупных подкреплений. Боевой дух шведов падал.

Рано утром 22 июня шведские суда, пользуясь легким восточным ветром, стали прорываться по северному фарватеру. Им противостоял отряд контр-адмирала И.А. Повалишина - всего 5 кораблей и одно бомбардирское судно, а также стоявший западнее отряд контр-адмирала П.И. Ханыкова - три фрегата. Ветер свежал шведские суда быстро проносились на очень близком расстоянии между кораблями отряда Повалишина, а затем Ханыкова, поражая их мощными бортовыми залпами. Наши корабли были окутаны плотным дымом. Они яростно отбивались от постоянно проходивших мимо них все новых и новых судов противника. Некоторым нашим кораблям приходилось сражаться на два борта, не имея помощи от основного флота, стоявшего на якорях около центрального и южного фарватеров.

Отряды Ханыкова и Повалишина вынесли на себе всю тяжесть этого жесточайшего боя. Их корабли имели значительные повреждения и большие потери в людях. Приказ Чичагова оказать помощь Повалишину был отдан только через два с половиной часа после начала прорыва, когда большая часть шведских кораблей уже уходила к Свеаборгу. Сильно запоздал и его приказ идти в погоню за прорвавшимися шведскими судами, в результате чего главные силы русского флота начали преследование шведов только через шесть часов после прорыва.

Под прикрытием корабельного флота из Выборгского залива прорвались и гребные суда. Против них должна была действовать наша гребная флотилия, но ее командующий принц К. Нассау-Зиген тоже устремился в погоню за парусными кораблями. Ему удалось взять в плен 60-ти пушечный фрегат. Зато шведская гребная флотилия вышла из блокады с минимальными потерями и 28 июня в заливе у Роченсальма нанесла тяжелое поражение русскому гребному флоту под командованием того же принца Нассау-Зигена.

В этом сражении шведы потеряли 64 судна, в том числе 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 21 канонерскую лодку и 16 транспортных судов. Потери в людях только погибшими и ранеными составили около 7 тысяч человек. Шведский флот вновь был блокирован русскими судами, теперь уже в Свеаборге. Потери русских: 117 убитых и 164 раненых. Русский флот потерял одну небольшую шхуну. Важнейшими стратегическими результатами сражения явились окончательный крах наступательных планов Густава III, проигрыш шведами кампании 1790 г. и войны в целом. Шведское правительство было вынуждено срочно заключить с Россией Верельский мирный договор (3.8.1790). Победа в Выборгском сражении стала успешным завершением многолетней борьбы России со Швецией за преобладание на Балтийском море. Известный английский военно-морской историк и теоретик Фред Джейн назвал Выборгское сражение "Трафальгаром Балтики".

«Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки имеет».

Пётр I

27 июля (7 августа) произошли две блистательные победы русского флота - морские сражения со шведским флотом у мыса Гангут (Ханко) (1714) и у острова Гренгам (1720).

Одним из главных направлений внешней политики российского государства издревле была борьба за выход к морским побережьям, прежде всего к Балтийскому морю. Важнейшим этапом этой борьбы стала Северная война 1700–1721гг. и, в частности, морские сражения русского и шведского флотов у мыса Гангут и острова Гренгам.

Летом 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина (99 галер и скампавей) направлялся из Кронштадта к Аландским шхерам для усиления русского гарнизона в г. Або. Путь ему преградил шведский линейный флот вице-адмирала Ватранга (15 линкоров, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля, отряд гребных судов), расположившийся у южной оконечности полуострова Гангут. Чтобы обойти корабли противника, русская сторона решила перетащить часть своих судов через переволоку в узкой части перешейка. Шведы отправили к конечному пункту переволоки эскадру контр-адмирала Н. Эреншельда (10 кораблей). Воспользовавшись разделением шведских сил и штилем, часть русского флота прорвалась на вёслах вдоль берега и блокировала Эреншельда в Рилакс-фьорде. На предложение сдаться шведы ответили отказом, после чего командовавший авангардом Пётр I приказал атаковать противника.

В ходе сражения шведы потеряли 10 кораблей, 361 человека убитыми, 350 ранеными и 237 пленными. Потери России составили 127 убитых и 342 раненых. За участие в Гангутской битве 130 русских офицеров было награждено золотыми медалями, 3 тыс. 284 нижних чина - серебряными.

Гангут - первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Усилились позиции России в Финляндии. Боевые действия были перенесены на шведскую территорию.

Через шесть лет, 27 июля (7 августа) 1720 г., у острова Гренгам галерный флот под командованием генерала М. М. Голицына (61 галера и 29 лодок, 52 орудия) разбил шведскую эскадру вице-адмирала Шенблата.

27 июля (7 августа) русский флот двинулся к острову Гренгам, чтобы занять удобную позицию в шхерах, но был атакован шведами и повернул обратно в пролив. Когда шведские корабли втянулись в мелководный район, русские перешли в контратаку и взяли 4 фрегата на абордаж, остальные шведские корабли отступили. Шведы потеряли 103 человека убитыми и 407 пленными, русские - 82 убитыми и 203 ранеными.

Победа при Гренгаме ускорила заключение Ништадского мира и окончание Северной войны.

Лит.: Кротов П. А. Гангутская баталия 1714 года. СПб., 1996; Северная война 1700–1721 гг. // Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. М., 1948. Разд. 2. С. 43-68; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// militera . lib . ru / h / boevaya _ letopis _ flota /08. html ; Новиков Н. В. Гангут. М., 1944; Материалы для истории Гангутской операции. Вып. 1-4. Пг., 1914-1918; Ростунов И. И., Авдеев В. А., Осипова М. Н., Соколов Ю. Ф. История Северной войны 1700–1721 гг. М., 1987. Гл. 4. Освобождение Прибалтики и Финляндии; Гл. 5. Последние сражения и завершение войны; То же [Электронный ресурс]. URL :

В правление Петра Великого развитию торговых отношений с другими странами сильно препятствовало отсутствие у России выходов к Балтийскому морю. В с то время на Балтике господствовали шведы. Россия полностью отрезана от моря. Петр Великий отлично понимал, что для того, чтобы отвоевать выход к морю, необходимо иметь сильный флот. В начале 17 века у России были военные корабли, однако большинство из них были не приспособлены к военным действиям на море. 20 октября 1696 года на адмиралтейской верфи началось строительство первого российского военного корабля, эта дата считается датой рождения регулярного Военно-Морского Флота России. Некоторые корабли были куплены за границей, другие были построены в России. Боевые корабли продолжали строить и после начала великой северной войны. В период правления Петра Балтийский флот достиг пика своего расцвета.

Подготовка к борьбе за выход к Балтийскому морю

В начале 17 века Швеция представляла собой страну, армия которой имела прекрасное тактическую боеспособность. Шведский морской флот по своей военной мощи считался одним из самых сильных в мире. Усилиями русской дипломатии был заключен военный союз между Россией, Польшей и Данией. Первые боевые действия союзников России в начале северной войны не были успешны. На море Россию смог поддержать только датский флот. Польша на то время не имела боеспособных морских кораблей. Однако Дания поспешила заключить с Швецией мирный договор у же в августе 1700 года, в начале Северной войны.

Русский царь продолжал осуществлять целенаправленную военную подготовку. На Олонецких верфях были построены несколько парусных и гребных судов, в том числе знаменитый «Штандарт » и «Золотой орел ». Однако боеспособность российского флота зависела не только от количества и качества боевых кораблей, но также и от уровня подготовки моряков. В связи с этим в 1707 году открываются первые школы, осуществляющие военную подготовку специалистов различного уровня: артиллеристов, инженеров, врачей и т.д.


Фрегат «Штандарт» точная копия боевого корабля, построенного Петром Великим в 1703 году

Историки придают большое значение морским сражениям на Балтике , благодаря которым в итоге Россия смогла преодолеть экономическую изоляцию, заполучив наконец выход к Балтийскому морю.

После знаменитой битвы на мысе Гангут в сознании общественности европейских стран изменилось представление о непобедимости Шведского флота. Россия продемонстрировала свою огневую мощь, доказав на примере, что способна отвоевать выходы к Балтике.


Морское сражение на балтике

Если еще оставались какие либо сомнения насчет того, что Россия превратилась в сильную военно-морскую державу, то они были развеяны после сражения при Гренгаме. Когда русская эскадра обнаружила шведские корабли рядом с островами Лемланд и Фритсберг, погодные условия не позволили русским морякам сразу же вступить в бой, что было воспринято шведскими моряками как проявление слабости. После того, как шведские корабли начали открыто атаковать российскую флотилию, русские корабли продемонстрировали свою огневую мощь. Прекрасная боевая подготовка морских артиллеристов сделала свое дело. В результате битвы при Гренгаме шведский флот потерпел сокрушительное поражения. Россия окончательно укрепила свое господство в Финском заливе.

Этот день в истории:

Во время войны со Швецией 1808-1809 годов 24 гребных судна русского отряда капитана I ранга Селиванова находились в Абоских шхерах при входе в Ботнический залив. 18 августа 1808 года они встретились у острова Судсало со шведским отрядом в составе 45 канонерских лодок и 6 галер. Противник приближался с попутным ветром к выходу из узкого пролива на просторный плес, на котором стояли русские суда. Начальник русского авангарда лейтенант Давыдов со своими 6 судами встал в проливе, закрыл шведским кораблям два прохода на плес и не дал им выйти из узости пролива и развернуть все свои силы до подхода всех судов отряда Селиванова. Усилив отряд лейтенанта Давыдова 6 судами под командованием лейтенанта Хвостова, Селиванов еще двумя отрядами судов закрыл все проходы, через которые шведы пытались обойти фланг нашей линии и выйти на большую воду.

Сражение на самой близкой дистанции продолжалось 8 часов. Несмотря на облака густого порохового дыма, относимые на русские суда, и немедленную замену поврежденных неприятельских кораблей новыми, огонь нашей артиллерии был настолько эффективен, что шведам так и не удалось прорваться на плес. Наступившая темнота прекратила сражение, в результате которого шведы потеряли 10 канонерских лодок (8 затонули, а 2 были взорваны) и 242 человека убитыми и ранеными. Потери русской стороны: 2 канонерские лодки, 45 человек убито и 68 ранено. Из-за большого расхода боезапаса и повреждений многих судов, из которых 17 имели от 4 до 8 пробоин и едва держались на плаву, Селиванов отвел свой отряд в Або.

15 ноября 1913 года на стапеле Русско-Балтийского завода в Ревеле был заложен головной эсминец новой серии, которому дали название “Гавриил”. Строившийся в рамках Большой судостроительной программы 1913-1917 годов, “Гавриил” вобрал в себя лучшие качества знаменитого эсминца “Новик”. 23 декабря 1914 года “Гавриил” был спущен на воду, но только почти через два года, 26 ноября 1916 года, вошел в состав Балтийского флота и сразу начал боевую службу. В апреле 1918 года эсминец в числе других кораблей Балтийского флота участвовал в Ледовом переходе из Гельсингфорса в Кронштадт, а в 1919 году активно включился в оборону Петрограда.

18 мая 1919 года “Гавриил” под командованием В.В. Севастьянова прикрывал в Копорской губе работу 4 русских тральщиков, проводивших контрольное траление залива. В одиннадцатом часу дня с запада к ним стали быстро приближаться 4 английских эсминца. Тральщики прекратили траление и стали отходить на восток под прикрытие береговой артиллерии форта “Красная Горка”. Прикрывая их отход, “Гавриил” занял позицию между английскими кораблями и тральщиками. Бой начался на дистанции 70 каб. В течение 50 минут по “Гавриилу” было выпущено более 300 снарядов, но благодаря искусному маневрированию русского эсминца они не причинили ему серьезного вреда. Враг не добился ни одного прямого попадания. Огнем комендоров “Гавриила” один из вражеских кораблей был поврежден, а другие попали под огонь форта “Серая Лошадь” и вынуждены были покинуть поле боя.

Ровно через три месяца эсминец “Гавриил” отличился вновь. 18 августа в 3 часа 45 минут над Кронштадтским рейдом появились английские самолеты и стали сбрасывать бомбы, одна из которых потопила баржу, стоявшую у борта линкора “Андрей Первозванный”. Русские корабли открыли по ним артиллерийский огонь. В 4 часа 20 минут, воспользовавшись тем, что внимание моряков было обращено на самолеты, 7 английских торпедных катеров типа “СМВ” незаметно приблизились к рейду со стороны Ораниенбаума и предприняли стремительную атаку наших кораблей.

Эсминец “Гавриил” в эту ночь нес дежурство у входа на рейд. Заметив первые два катера, его комендоры сразу открыли огонь. Вскоре один из катеров вспыхнул и пошел на дно, а второй отвернул и скрылся в тумане. Поспешно выпущенная одним из катеров торпеда в цель не попала и взорвалась у стенки гавани. В это время с двух направлений в гавань ворвались еще 5 катеров. Два катера отвлекли на себя внимание эсминца, а трем другим катерам удалось проскочить и прицельно провести торпедные стрельбы. В результате была потоплена плавбаза подводных лодок (бывший крейсер) “Память Азова” и подорван линкор “Андрей Первозванный”. По некоторым источникам от взрыва торпеды также получил повреждение линкор “Петропавловск”.

При выходе из гавани катера снова попали под огонь “Гавриила”. Один катер получил снаряд с эсминца и начал тонуть. Его экипаж был подобран одним из непрорвавшихся в гавань английских катеров. После этого катер дал полный ход и выстрелил двумя торпедами в злополучный русский эсминец. Выпущенные второпях, торпеды прошли мимо, а вот очередной снаряд “Гавриила” угодил катеру прямо в бензобак, после чего тот мгновенно вспыхнул и взорвался.

В 4 часа 35 минут бой закончился. Шлюпка с “Гавриила” подняла из воды 9 человек с потопленных катеров. В их числе оказался лейтенант Непир - внук вице-адмирала Чарльза Непира, в июне 1854 года безрезультатно пытавшегося захватить Кронштадт. Один из спасенных английских офицеров так оценил действия комендоров “Гавриила”: “Англичане будут очень удивлены, узнав о столь значительных наших потерях в Кронштадтской операции. Действия русской артиллерии блестящие”.

Эсминец “Гавриил” и его доблестный командир погибли утром 21 октября 1919 года в Копорском заливе после подрыва на мине при следовании на минную постановку. Вместе с “Гавриилом” на этом минном поле подорвались и затонули эсминцы “Свобода” и “Константин”. С этих трех кораблей спаслось только 25 человек, которых подобрал, шедший концевым и уцелевший, эсминец “Азард”.

"Гавриил" в апреле 1918 года.

22 июня (старый стиль) 1790 года в ходе Русско-шведской войны (1788-1790) произошло крупное морское сражение, в ходе которого в Выборгском заливе Балтийского моря две русские эскадры под командованием адмирала В.Я.Чичагова сошлись со шведским флотом под командованием короля Густава III и гранд-адмирала герцога Карла Зюдерманландского (младшего брата короля). Это сражение стало не только крупнейшим в истории Балтики, но и последним генеральным сражением парусных флотов в ее водах.

Незадолго до этого сражения, в том же 1790 году, шведский король Густав III, пользуясь тем, что Россия была втянута в очередную Русско-турецкую войну (1787-1791), предпринял попытку захватить столицу Российской Империи Санкт-Петербург, высадив десант в районе Выборга. Однако неудачные для шведов атаки на русский флот в Ревельском сражении, а затем в районе Кронштадта в мае-июне 1790 г., сорвали этот план, заставив шведские корабли отойти в Выборгский залив.

Накануне Выборгского сражения шведский флот, общей численностью до 400 судов с 3000 орудий и 30 000 матросов и солдат на борту, был блокирован в северной части залива двумя эскадрами русского Балтийского флота. Неблагоприятные ветра и белые ночи не позволяли шведам действовать оперативно и скрытно и сорвали их намерение отойти в контролируемые Швецией финские воды. В итоге, по личному приказу короля шведский флот встал на якорь в северной части Выборгского залива на расстоянии маршевого удара по столице российской Империи. В блокаде шведского флота приняли участие основные русские силы из 50 линейных кораблей, фрегатов и малых кораблей с 2718 орудий и 21 000 матросов на борту, а также эскадра поддержки - 20 галер, 8 гребных шхерных фрегатов под командованием и 52 малые галеры.


Предпринятые шведами атаки русского галерного флота закончились безрезультатно из-за отсутствия поддержки главных сил. Между тем, запертый в заливе шведский флот стал испытывать трудности с продовольствием и пресной водой, в связи с чем король Густав пошел на решительные действия, имеющие целью прорыв блокады. В 2 часа ночи 22 июня 1790 года шведские суда начали обстрел русских береговых батарей. Одновременно шведские шлюпы атаковали русскую эскадру. А около 7 часов утра начался прорвы русской блокады.


Завязалась ожесточенная битва, в ходе которой гранд-адмирал герцог Карл был ранен, а шведский король спасся пересев на шлюпку. Но несмотря на мужество русских моряков, стремительный натиск шведов позволил прорвать блокаду и выйти из окружения. Этот успех обошелся шведам в 7 линейных кораблей, 3 фрегата, и от 4 до 7 тыс. человек личного состава. Учитывая большой ущерб, нанесенный шведскому флоту и вскоре выраженное ими согласие на подписание мирного договора, Императрица Екатерина II объявила Выборгское сражение успешным, пожаловав за него адмирала Чичагов высшей военной наградой Российской Империи - орденом Святого Георгия 1-й степени.


«Ну, друг мой сердечный Князь Григорий Александрович, есть что писать, - сообщала в письме Г.А.Потемкину Императрица Екатерина II. - Король Шведский с корабельным и галерным своим флотом был заперт от 27 маия до 21 июня, как я к тебе писала. Во все то время веял Вестовый ветр, совершенно противный нашему гребному флоту; между тем успели паки построить в Петербурге канонерских шлюпок (...) Наконец, 20 повеял и ветр способный гребным судам, и Принц Нассау, с оным вошед в Березовый Зунд, имел с Королем Шведским самим и его гребными судами пятичасовое дело, по котором Король Шведский отступил и пошел далее по Выборгской бухте и, соединясь с корабельным своим флотом, предприял с оным пробиться сквозь наш флот. Что же зделалось по власти и мудрости Божеской? Зажег[ши] три брандера, шведы пустили оные при сильном Нордовом ветре на пять кораблей отряда Контр-Адмирала Повалишина. Но брандеры сцепились с двумя шведскими кораблями, и все пять шведские взлетели на воздух; наш - ни один. Потом шведы шли четыре часа мимо Повалишина. Что он взял, что он потопил, а за ним Ханыков, увидишь из реестра, а моей памяти не достает. Чичагов, Круз и Пушкин, снявшись между тем с якорей, пошли в догонки; чего они взяли и разбили - прошу прочесть также. За галерным шведским флотом пустился равномерно Нассау. Один 60-[пушечный] корабль ему сдался. У Питкопаса стоял Кровн. Сей и ныне еще шлет пленные галеры одна за другой в Кронштадт. В Ревель приведены один 74, а другой 64-пушечный корабль, и теперь еще ловля идет. Одним словом, доныне еще все обстоятельства сей совершенной победы не собраны: пленных тысяч до пяти, пушек до восьми сот, а мелких судов щету нет еще. Король - сказывают разно: одне - будто ушел на баркасе между провиантских двух судов; другие, что был на своей яхте "Амфион", коя потоплена, и будто, сошед, сел на галеру. Сия галера взята, с ней соскочил в шлюбку; сия шлюбка также взята; с шлюбки сошел в бот, бот сей ушел. Завтрак его взят: он состоял в шести сухарях и копченом гусе и двух штофах водки. Брат королевский уехал на своем весьма разбитом корабле в Свеаборг, пред которым теперь Чичагов крейсирует. Поздравляю тебя с сегодняшним праздником и с сей победою. Разрешил нас Бог от бремени, и обрадовал тебя Чичагов еще раз, как видишь. Вчерась в день Полтавской баталии был у меня здесь молебен, а в воскресение поеду в город, и будет молебен в морской церкви у Николая Чудотворца».

Тем временем, шведский флот, уцелевший во время прорыва блокады, ушел в открытое море, после чего перегруппировался и направился на ремонт к морской крепости Свеаборг. Адмирал Чичагов, действовавший по оценкам современников крайне нерешительно, так и не смог догнать шведов, хотя преследовал их до самого Свеаборга. «Трудно объяснить поведение русского адмирала Чичагова в этот день» , - писал о Выборгском сражении его очевидец швед Ю.-А. Эренстрем, обвинявший русского адмирала в нерешительности и, как результат, упущении победы над противников. Также считал и немецкий историк флота Альфред Штенцель, отмечавший, что «шведы были обязаны своим спасением нерешительности Чичагова» : «Ему пришлось слишком долго ждать, когда наконец шведы будут прорываться сквозь его флот, а когда это наконец произошло, то из-за недостатка проворства на его кораблях, паруса были поставлены слишком поздно. (...) Русским досталась едва восьмая часть тех судов, которые спустили флаг».

Тем не менее, Выборгское сражение, по образному выражению британского военно-морского эксперта Фреда Джейна - «Трафальгар Балтики», положило конец шведским надеждам восстановить утраченное в войнах с Россией господство на Балтийском море и вернуть территории присоединенные Петром Великим.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук