Как подготовить ребенка к школе занятия. Домашняя подготовка детей к школе: развивающие задания, игры, упражнения, тесты

Поступление в школу — это довольно волнительное время для любого родителя, ведь их ребенок переходит на новый этап развития и социализации! Как именно все пройдет? Получится ли у маленького справиться со школьными предметами? Сможет ли он адаптироваться к новой среде?

Чтобы все прошло гладко, можно подготовить ребенка к школе заранее. Давайте детально разберемся в том, когда нужно приступать к занятиям, какими именно они должны быть, и стоит ли отдавать малыша в подготовку или можно сделать это самостоятельно на дому.

Когда начинать подготовку?

Психологи говорят, что начинать подготовку к школе можно уже с 3,5-4 лет, тем более, что первые шаги к образованию вы уже, скорее всего, сделали: начали учить малыша читать и считать.

Именно в 3,5-4 года в ребенке формируется яркая личность. Конечно, он еще многого не умеет и не знает обо всем на свете, забрасывая вас вопросами: «Почему?» и «Как?».

Но именно сейчас в нем активно развивается логическое и пространственное мышление и активизируется память, потому упускать этот благодатный период крайне нежелательно.

Психологическая готовность

Любой ребенок должен быть подготовлен к школе не только умственно, но и с точки зрения психологии. Это значит, что в нем все должно находиться в равновесии, а именно:

  • личностная и социальная готовность;
  • волевая сфера;
  • явная мотивация к обучению.

Другими словами, юный ученик должен стремиться к походу в школу сознательно. Он должен желать получения новой информации, думать об этом этапе взросления и хотеть учиться выстраивать отношения в новом коллективе.

Что за чудо - школа?

В первую очередь стоит объяснить малышу, что такое школа, чем она отличается от садика, что означает на практике загадочное слово «уроки» и почему так важно слушать то, что говорит учитель.

Попытка визуализации

Необходимо понять внутренние ощущения ребенка и узнать, как он относится к школе. Для этого попросите его нарисовать ее в деталях и рассказать о том, какая она.

Какие уроки проходят в школе? Большие ли там перемены? Получают ли ученики оценки и нравится ли им там находиться? Пусть ребенок расскажет вам, какая там работает учительница — строгая или добрая, нравится ли ему она или нет.

Во время повествования вы получите ответы на свои вопросы: чего боится ребенок, из-за чего тревожится, чего опасается. Все эти моменты стоит обсудить с ним после рассказа и разыграть варианты выхода из разных ситуаций.

Пугать нельзя!

Не давите на ребенка психологически, не пугайте строгой дисциплиной или тем, что станете ругать его за плохие отметки. Это явно не стимулирует его к хорошему восприятию нового места обучения.

Лучше расскажите ребенку о том, что ему предстоит узнать о мире много интересного, а если в этот период он столкнется с трудностями, то всегда сможет рассчитывать на вас.

Для чего ребенку школа?

Объясните малышу, что его главной задачей станет не получение хороших оценок (хотя и это важно), а получение новых знаний, которые он в дальнейшем будет использовать в свое благо.

Например, сможет устроиться на работу, получать заработную плату и покупать то, что захочется - то есть, стать по-настоящему взрослым.

Все и сразу?

Не пытайтесь напичкать малыша обилием информации и дать ему все и сразу: много знать не означает любить учиться. Лучше развивайте в нем любознательность и умение подходить к урокам творчески. В результате малыш поймет, что учиться — это довольно увлекательно и вообще не страшно.

Самостоятельность — всему голова!

Очень важно, чтобы малыш овладел такими важными качествами, как ответственность и самостоятельность. Специальных тренировок для этого проводить не нужно — это же не армия! Достаточно доверять ребенку несложные задания и давать шанс справиться самостоятельно с тем, что ему по силам.

Можно, к примеру, поручить ему уход за цветами, которые вы купите вместе с ним. Обсудите с малышом правила и особенности заботы о растениях и объясните, что случится с цветочком, если его не поливать и не окучивать.

Чтобы малыш не забывал этого делать, прикрепите бумажку с напоминанием на холодильник.

Похвала — лучшее благо

Обязательно хвалите малыша за успехи, подчеркивая тот факт, что он знает уже очень много. Только ни в коем случае не приводите в пример других, более «развитых» детей, чтобы малыш не чувствовал себя не слишком успешным на фоне их достижений.

Он должен знать, что если у него что-то не получается, нужно попробовать сделать это еще раз.

Идем за знаниями: расписание занятий

Итак, психологическая подготовка малыша идет полным ходом, пора браться и за учебный процесс. Для этого развивайте в ребенке усидчивость, умение жить по графику и строгую дисциплину.

Собственно уроки стоит проводить 5 дней в неделю, а два последующих дня отдыхать и резвиться.

Расписание занятий может быть, например, таким:

  1. Понедельник: правописание и чтение;
  2. Вторник: рисование и математика;
  3. Среда: снова математика, снова правописание и, как бонус, аппликация;
  4. Четверг: чтение, английский (или другой иностранный язык) и лепка;
  5. Пятница: чтение и иностранный.

Сколько заниматься?

Ближе к пятилетнему возрасту занятия такими трудными предметами, как математика или английский, в домашних условиях должно проходить не более 20 минут. На остальные уроки можно отвести чуть больше времени - минут 25.

При этом переменки между уроками нужно сокращать: если сначала они будут большими - по часу, то потом стоит сделать их двадцатиминутными. Это поможет ребенку хорошо усваивать материал, не испытывая стресса от перестройки к новой жизни.

Методика обучения: как проводить уроки?

Давайте разберемся в том, как именно стоит учить ребенка. Советы по обучению малышей на дому для удобства приведены на примере особо значимых уроков.

Уроки чтения

Как только ваш ребенок изучит буквы и слоги, можно переходить к чтению, чтобы весь дальнейший процесс подготовки проходил успешнее.

Изучение букв стоит проводить в алфавитном порядке, а чтение - со знакомства с маленькими сказками. Для начала малыш может находить в тексте уже изученные буквы.

Пересказывайте ему прочитанное и просите повторить это еще раз, но уже самостоятельно. В помощь к изложению - 3 вопроса, на которые малыш должен коротко ответить.

Уроки правописания

Уроки правописания лучше проводить в таком же порядке, как и чтение, чтобы усвоение пройденного проходило успешнее. По мере ознакомления с материалом можно переходить к чтению простых слогов, чтобы потом попробовать их написать.

Если вы не будете отступать от этих принципов обучения, к 5 годам малыш станет довольно хорошо читать и писать. Обязательным условием является и то, чтобы ребенок работал с тетрадями для письма в линейку, а для математики - в клетку.

Уроки математики

Осваивать счет лучше всего на примере конфет, игрушек и членов семьи, при этом сначала стоит изучить целые числа. Несложные задачки по математике тоже лучше приводить на наглядном материале — на тех же конфетах.

Также можно учить числа сразу парами: 3 и 4, 5 и 6. Ребенок должен не только запоминать их, но и пытаться написать впоследствии. Обязательно повторяйте пройденный материал на следующий день, только не очень долго — не более пяти минут.

Различные геометрические фигуры лучше учить на примере того же печенья, которое сейчас выпускается в самых разных формах. Постепенно вы перейдете от «продуктов питания» к начертанию фигур в тетрадке.

Уроки ИЗО

Уроки рисования — отдушина для ребенка, потому проводить их нужно обязательно. Это может быть не только творчество в альбомах, но и аппликация, и лепка.

Здесь же можно заниматься изучением геометрических фигур, о которых мы говорили выше, и рисовать их в альбоме.

Учите малыша пользоваться красками, чтобы картины при этом не выглядели промокашкой непонятного цвета. Показывайте, как можно заштриховать рисунок карандашом или освоить технику рисования мелками.

Уроки иностранного языка

Залог успеха в изучении языка — использование ярких картинок и иллюстраций. Лучше всего, если вы начнете осваивать тот язык, который сами изучали в школе, иначе придется воспользоваться услугами репетитора.

Урок может длится минут 15, во время которого вы должны говорить с малышом на иностранном языке, сопровождая свои слова действиями. Такая форма обучения считается наиболее действенной для дошкольного возраста.

Как только урок подойдет к концу, закрепите пройденное показом мультфильма на иностранном языке.

Никогда, и это очень важно, не занимайтесь подготовкой малыша к школе «из под палки». Надо ли объяснять, что ни к чему хорошему это в итоге не приведет?

Поиграем в школу

Заинтересуйте ребенка, а еще лучше создайте вокруг него целый учебный коллектив. Например, пригласите в гости деток того же возраста и поиграйте в школу.

Требования по графику

Как только вы увидите, что малыш достиг каких-то успехов, аккуратно начинайте требовать от него результатов — сначала ненавязчиво, потом более активно. Такой подход к учебе пойдет малышу на пользу.

Стоит ли отдавать ребенка на подготовительные курсы?

Многие родители, дети которых приближаются к школьной поре чудесной, постоянно думают о том, как подготовить ребенка к школе дома. Не лучше ли будет отдать его для этого на подготовительные занятия?

Успокойтесь, ведь вы сами можете сделать это — было бы только желание!

Каких детишек стоит отдать на курсы обязательно?

В группу исключений, для которых курсы будут предпочтительней, чем домашняя подготовка к школе, входят:

  1. Малыши, которые не ходили в садик, мини-центры и любые другие дошкольные учреждения, так как социальная адаптация для них еще даже не началась.
  2. Застенчивые ребятишки и особенно в том случае, когда подготовительные занятия ведут те же учителя, кто в будущем станут для них преподавать предметы в младшей школе.
  3. Дети, у которых мало друзей. На подготовительных уроках малыши найдут для себя настоящих товарищей и при переходе в школу смогут избежать возможных стрессов.

Если же ваш ребенок отлично адаптирован к социуму, можно не прибегать к помощи подготовительных групп. Тем более, что в наши дни во всех садиках начинают готовить детей к школе задолго до поступления.

Ваши же занятия на дому станут для малыша хорошим подспорьем, которое поможет ему подготовиться к школе неспеша, интересно и очень результативно.

Прежде чем говорить непосредственно о подготовке вашего малыша к школе, стоит напомнить об основных особенностях периода детства, называемого «дошкольный период». Это возрастной отрезок детства от 3 до 7 лет. До ростового скачка, который наступает в 6–8 лет и часто приходится именно на период начала школьной жизни, дети растут постепенно и стабильно. При этом функциональные возможности органов и систем активно совершенствуются. В дошкольные годы у детей происходит развитие базовых навыков, а также так называемых тонких навыков: умение кататься на двухколёсном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать.

Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания ребёнком нормам поведения как в дошкольных детских учреждениях, так и на подготовительных занятиях для будущих первоклассников, для дошкольников, которые по каким-либо причинам не посещали детские садики. Всем известно, что большая роль в социализации личности будущего школьника принадлежит детскому коллективу, и именно в формировании навыков общения. Можно, конечно, сказать, что к концу этого периода ребёнок готовится к поступлению в школу. Но хотелось бы, чтобы каждый родитель понимал, что это дело не одного месяца и даже не одного года. Практически весь дошкольный период становится периодом подготовки к школе.

При успешном его прохождении можно говорить о готовности к школе. Ведь именно готовность к школе определяет то, как ваш малыш будет переносить школьные нагрузки, насколько успешно он войдёт в школьный режим.

Что такое школьная готовность?

Готовность к школе имеет четыре составляющих.

  • Личностная зрелость. У ребёнка должна быть мотивация не только на уровне «в школе у меня появятся новые друзья, красивый дневник и тетрадки, яркие пенал и рюкзак», но и должен быть достигнут уровень познавательный, когда ребёнок проявляет интерес к новым знаниям и умениям. Наверняка вы заметите у вашего малыша пробуждение желания учиться, которое, в свою очередь, приводит его к умению слушать и воспринимать новую информацию.
  • Интеллектуальная зрелость (также называется интеллектуальной готовностью) – ребёнок обладает достаточным количеством базовых знаний, соответствующих его возрасту, умением логически мыслить, имеет воображение и развитую память.
  • Социальная зрелость – один из важных аспектов, свидетельствующий о способности к адаптации к новому детскому коллективу. Это и умение находиться в коллективе, общаться как с детьми, так и со взрослыми – то, что называется «способностью к социализации». В этот период ваш ребёнок усваивает образцы (стереотипы) поведения, установленные школьным коллективом, нормы и взгляды, принятые в новом для него школьном сообществе.
  • Физиологическая зрелость подразумевает физическую готовность: наличие физического здоровья, психологической устойчивости, определённых физиологических возрастных констант.

Итак, чтобы подготовить ребёнка к встрече со школьным психологом, родителям необходимо определиться, что их ребёнку может понадобиться для успешной учёбы в школе. В особенности если ваш малыш не посещал дошкольное учреждение. Родителям детей, которые посещают детский сад, также необходимо иметь представление о том, каким уровнем знаний и необходимых навыков хорошо бы обладать их малышу, чтобы сказать о хорошей готовности к 1 классу.

Базовые навыки и знания, необходимые ребёнку

Определим набор базовых навыков и базовых знаний, который даст вам уверенность в готовности вашего ребёнка к школьному обучению.

Что малыш уже может знать?

  • Фамилию, имя, отчество – свои и родителей.
  • Свой адрес (страна, город, улица, номер дома и квартиры).
  • Наиболее известные животные, птицы и растения. Ребёнок должен ориентироваться в отличиях домашних животных от диких.
  • Время – малыш описывает отличия дня и ночи, времён года, называет месяцы, дни недели.
  • Цвета – различает основные и их оттенки.
  • Геометрические фигуры. Дети дошкольного возраста довольно легко различают круг, треугольник, квадрат. Важно, чтобы у ребёнка было развито ассоциативное мышление, позволяющее ему соотносить фигуру и предмет: крыша – треугольник, а дом – квадрат.
  • Цифры – умение считать от 1 до 20 и обратно. Дошкольник не должен знать сложные принципы сложения, вычитания, умножения и деления, но основы вы можете ему преподать.
  • Биология – конечно же, не сам предмет, но различать живое и неживое, а также ориентироваться в простейшем строении человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги, части лица).
  • Социальные знания – к примеру, известные всем праздники и их простое описание (зима – Новый год – подарки под ёлкой).

Что касается навыков, то к этому возрасту ребёнку рекомендуется уметь выполнять следующие задания:

  • Описать предложенную картинку.
  • Прочитать слова по слогам – желательно, но мы ещё раз подчёркиваем – не обязательно.
  • Пересказать прочитанный ему текст: это свидетельствует о развитых навыках речи, навыках построения предложений и умении выстраивать их в логическую цепочку.
  • Аккуратно раскрасить картинку (элементарная штриховка).
  • Вырезать простые фигуры по контуру.
  • Вылепить предмет из пластилина по заданному образцу.

Кроме вышеперечисленного, учите вашего малыша самостоятельности, усидчивости, дружелюбию и вежливости. Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, следить за своим внешним видом, переодеваться в спортивную форму, собирать школьный рюкзак. Также расскажите будущему школьнику о том, как надо вести себя на переменах, что такое школьная дисциплина и почему необходимо начатое дело доводить до конца.

Специалистами по дошкольной педагогике разработано достаточно много методик подготовки и развития детей-дошкольников. Сегодня не будем подробно рассматривать каждую методику подготовки, мы поделимся с вами простыми и доступными методами, позволяющими не только интеллектуально подготовить к школе вашего ребёнка, но и психологически подготовить к процессу обучения:

  • Обучать в игре – проводите занятия в игровой форме, важно заинтересовать малыша.
  • Длительность вашего «урока» – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут.
  • Чередование умственной и двигательной активности – после урока математики устройте занятие физкультурой.
  • Правило постепенности – не спешите, постепенно увеличивайте сложность материала. И помните, повторение – мать учения.
  • Рисование – обязательно включайте в вашу программу подготовки занятия рисованием. Они прекрасно разовьют мелкую моторику.
  • Используйте учебные пособия с яркими крупными иллюстрациями.

Благодаря правильной подготовке будущий школьник научится думать, у него разовьются воображение, логическое мышление, память. Хочется подчеркнуть, что ваш ребёнок не обязан уметь писать, читать и считать при поступлении в школу. Хотя полученные навыки счёта, чтения и письма значительно облегчат ему процесс обучения. Но не это главное. Важно выбрать не только правильную методику подготовки дошкольника. Будет очень хорошо, если вы ознакомитесь с возможными школьными программами заранее. Формируя учебную мотивацию в процессе подготовки дошкольников, необходимо подумать о том, насколько комфортно будет вашему ребёнку учиться по выбранной программе. Когда мы говорим о комфорте, то это прежде всего создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья малыша, а также для поддержания интереса к учёбе. Так, в программе «Начальная школа XXI века» ребёнок не заучивает материал, а прежде всего учится думать и совершать открытия. Кроме того, эта программа не требует от первоклассника обязательного наличия навыков чтения, письма и счёта. Напротив, система учебников имеет более продолжительный адаптационный период в 1 классе и помогает «привыкнуть» к обучению. И ещё один совет родителям, чьи дети только готовятся идти в школу: выбирайте программу, исключающую наличие домашних заданий и имеющую сбалансированность учебных нагрузок.


Софья Рогозинская

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Светлана Владимировна Роговская
Подготовка к школе в домашних условиях

Самая актуальная тема, которая беспокоит родителей пятилетних детей – подготовка ребёнка к школе .

Подготовка ребёнка к школе должна осуществляться со всех сторон : в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома . В детском саду и в школе проводят занятия специалисты, и они сделают своё дело, но только при совместной работе с родителями.

Я как учитель начальных классов остановлюсь на самом волнуемом для вас вопросе : как в домашних условиях подготовить ребёнка к школе ? Что для этого нужно делать?

Больше общайтесь с ребенком, отвечайте на его вопросы, уделяйте ему внимание, вместе читайте.

Сделайте ваши занятия дома увлекательным и веселым времяпровождением : превратите обучение в игру, обычную прогулку – в увлекательное приключение. Помните, что в игре создаются наиболее благоприятные условия для развития вашего ребенка и общения с ним.

Идёте с ребёнком по улице – считайте вместе лужи, шишки, дома , цветы, деревья, птичек, просите его называть номера домов, читать названия улиц и магазинов, рассказывать, откуда появилась лужа, почему именно здесь много шишек, во что играют дети на детской площадке, для чего нужны скамейки в парке и т. д. Во время прогулки, используя камешки, палочки, каштаны, жёлуди, выкладывайте цифры, буквы, пишите их мелом на асфальте, т. к. запомнить информацию визуально гораздо легче. Предлагайте ребёнку несложные задачи из окружающей его жизни.Например : на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве?

Дома на занятиях с детьми считайте фрукты, овощи, конфеты, любимые игрушки, героев сказок. Раскладывайте перед ребенком игрушки, например, киндер-сюрпризы, просите запомнить, а потом, когда он отвернётся, убирайте одну или меняйте их местами. Ребенок должен найти, что изменилось.

Играйте с дошкольником в слова : пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква, найдёт отличия в словах, какое из них длиннее, какое короче, какими буквами они отличаются.

Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждайте с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы. Только не ограничивайтесь односложными ответами «да» , «нет» или «не знаю» . Попросите ребёнка объяснить, почему он так думает. При этом помогайте ему строить объяснение логически и доводить мысль до конца.

Обсуждайте с детьми, что относится к предметам одежды, мебели, посуды, к фруктам и овощам, и тому подобное.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какие же способы помогут тренировать детскую руку?

1. Лепка из глины и пластилина.

2. Рисование и раскрашивание картинок.

3. Изготовление поделок из бумаги,природного материала : шишек, желудей, соломы.

4. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

5. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

6. Завинчивание и развинчивание крышек банок.

7. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

8. Перебирание круп, например, гороха, гречки и риса.

9. “Показ” стихотворения. Когда ребёнок рассказывает стихотворение, пусть показывает руками всё, о чём говорится в нём.

10. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, собирание пазлов.

Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т. д.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности,выработать определенный режим : в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать - это поможет малышу проще адаптироваться к школе .

Уже сейчас, уважаемые родители, учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

Обязательно учтите следующее :

Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него.

Развитие должно быть гармоничным. И помните, большую роль для ребёнка играет похвала.

В психологии существует точка зрения, согласно которой хвалить ребёнка нужно даже «авансом» , тогда он будет стараться соответствовать этому образу. Если говорить ребёнку «Ты – хороший» , «Ты - умный» , «Ты - способный» , «У тебя все получится» , «Я в тебя верю» , у него формируется вера в свои силы и адекватная самооценка. Неверно говорить ребёнку «Ты – самый лучший» , т. к. это подразумевает сравнение его с другими, что делать нецелесообразно. Если у человека с детских лет развивается привычка сравнивать себя с другими, он может вырасти неуверенным в себе или завистливым. Сильные личности себя с другими не сравнивают, они осознают свою уникальность и неповторимость.

С. В. Роговская, учитель СШ № 2 г. Могилёва

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях» Проводя любые процедуры закаливания,необходимо прежде всего ориентироваться на состояние вашего ребенка. Каждый ребенок индивидуален,поэтому.

Представляю вашему вниманию приемы логопедического массажа. Данный вид деятельности очень важен во время подготовительной работы по постановке.

Мастер-класс «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультация для родителей В каждом маленьком ребенке – Каждый маленький.

Памятка для родителей «Рисуем песком в домашних условиях» В современном мире очень важно, чтобы ребенок шел в ногу со временем, активно, с интересом и увлечением занимался своей деятельностью, видел.

На чтение 6 мин. Просмотров 327 Опубликовано 19.06.2019

От того, как пройдёт подготовка к школе, зависит адаптация ребёнка к новым социальным условиям и его способность воспринимать материл на уроках. Нужно ли отдавать малыша на специальные подготовительные занятия либо возможно и дома развить детский потенциал – давайте разберёмся.

Что указывает на готовность к обучению

Детские психологи определяют готовность ребёнка к школьному периоду, исходя из 4 критериев:

  1. Личностного. Когда малыша тянет в коллектив детей не только из-за возможности общения с ними, но и из-за стремления поумнеть, узнать то, чего он ещё не знает.
  2. Интеллектуального. Характеризуется грамотной речью, законченными мыслями, наличием минимальных знаний, умением внимательно слушать взрослых.
  3. Социально-психологического. Подразумевает умение общаться со сверстниками, способность концентрировать своё внимание.
  4. Физиологического. Когда ребёнок здоров и психологически устойчив.

По утверждению психологов, можно начинать уже с 3,5 лет. Ведь именно в этот возрастной период активно развивается пространственное и логическое мышление, совершенствуются процессы запоминания.

Детки, посещающие детский сад, быстрее воспринимают и выполняют задания для дошкольников. Им легче пережить первые учебные месяцы и адаптироваться в новом коллективе.

Это объясняется тем, что в средней группе воспитатели начинают знакомить малышей с базовой информацией, которая понадобится в первом классе.

У ребёнка должна быть развита волевая сфера и мотивацию к получению знаний. Малыш должен самостоятельно стремиться к походу в школу, желать поумнеть и выстроить отношения в новом коллективе.

Правила проведения занятий в домашних условиях

Чтобы подготовить ребёнка к школе самостоятельно, составьте план учебных занятий. Можете приобрести настоящий дневник, в котором будет реальное расписание уроков.

Заполните для себя этот дневник, а также выставляйте малютке оценки. Они могут быть в виде смайлов различных цветов – это очень понравится крохе, и простимулирует его заниматься усерднее.

Большие темы нужно разбить на отдельные занятия, продолжительность которых не должна превышать 15 минут за один раз. Старайтесь не проводить более 2 занятий в день для 4-5 летних детей.

Также делайте перерывы в образовательном процессе, во время которых можно сделать гимнастику для глаз или выполнить несколько физических упражнений.

Чтобы приучить кроху к порядку, просите его складывать книжки, ручки, тетради после урока.

Подготовка к школе включает не только обучение счёту, чтению и письму. Важно научить малыша соблюдать распорядок дня, быть усидчивым, вежливым, внимательным, дружелюбным.

От того, насколько позитивным и уверенным в себе будет ребёнок, зависит успешность его социализации. В первые дни будет нелегко, но постепенно ребёнок привыкнет и полюбит ваши совместные занятия.

Чему нужно научить

Важно знать, не только как подготовить, но и с чем знакомить юного дошкольника.

Каждый будущий первоклашка должен знать своё полное имя и имена родителей, адрес, времена года, цвета, распространённых животных, уметь отличать одушевлённое от неодушевлённого.

Самый важный подготовительный материал должен включать следующие занятия:

  • чтение;
  • основы математики и геометрии;
  • чистописание;
  • творчество;
  • иностранный язык.

Давайте ознакомимся с каждым разделом более подробно.

Чтение

Приобретение этого навыка имеет основополагающее значение. Именно от этого умения зависит успешность процесса получения новых знаний. Изначально малыш должен познакомиться с алфавитом, для этого приобретите большой красочный алфавит (продаются магнитные и звуковые азбуки). Так процесс ознакомления пройдёт интереснее и быстрее.


Идите от простого к сложному. Научите ребёнка складывать знакомые буквы в слоги и в слова. Найдите на просторах интернета детские песенки и стишки про буквы. Они помогут малышу быстрее запомнить весь алфавит.

Кроха должен произносить звуковую форму согласных букв (не «эм», а «м»). Так ему будет проще комбинировать буквы, и составлять из них слова.

Задания для дошкольников должны проходить в игровой форме. Для этого купите дополнительный дидактический материал для уроков: пазлы, кубики, карточки с изображением букв. Можете сами сделать карточки, на которых буде наглядно проиллюстрировано соединение букв в слоги.

Основы математики и геометрии

Для этого нужно ознакомить чадо с понятиями «больше», «меньше» и «равно». Для занятий используйте специальные палочки. Пускай ребёнок раскладывает их рядом с предметами: если машинки 2, то и палочки должно быть 2.

Ознакомление с азами геометрии начинайте с объяснения понятий «близко» и «далеко». А затем проинформируйте ребёнка о наличии различных геометрических фигур: треугольника, квадрата, овала, прямоугольника. Пусть малыш научится отличать их между собой.

Старайтесь заниматься в игровой форме: ведь новая информация нелегка для восприятия. Приобретите кубики с изображением цифр, они помогут обучиться счёту. Попросите ребёнка посчитать проезжающие мимо машины либо проходящих мимо детей.

Чистописание

В возрасте до 6 лет дети ещё не уверенно держат ручку, поэтому не ожидайте от них совершенных результатов. Обучение чистописанию нужно начинать с прописывания различных закорючек, крючков. Сами буквы (печатные) начинайте писать по достижению ребёнком 5 лет.


Если вам не нравится почерк малыша, не стоит его корректировать и «давить» на чадо. Возможно, у крохи слабо развита мелкая моторика рук – у вас ещё есть время для развивающих заданий.

Займитесь лепкой, складыванием пазлов, собирайте конструктор – это поможет усовершенствовать моторику.

Сразу научите малютку правильно держать ручку. В школе будет сложно отучить его от выработанной привычки писать.

При письме всегда следите за детской осанкой. Спина должна быть прямой, грудь – располагаться на уровне стола, а локти – лежать на столе.

Если вы занимаетесь и в вечернее время, используйте настольную лампу. Тетрадь также должна располагаться особым образом: немного под углом, а левый угол внизу должен указывать на центральную часть грудной клетки.

Творчество

Задания для дошкольников в этой сфере должны быть связаны с тем, что нравится малышу: это может быть рисование, лепка, аппликация. Если вы выбрали рисование, то рекомендуется закреплять пройденный материал посредством этого занятия. Можно раскрашивать цифры, буквы, рисовать круги, квадраты.


Лепите зверей, и называйте вслух их название и цвет. Обращайте внимание на то, где обитают животные, чем питаются. Если делаете аппликацию, указывайте какой формы используемый объект, и чем он ассоциируется у малыша.

Иностранный язык

Поскольку у детей 4-5 лет активно развивается память и мышление, то нужно постоянно и систематично пополнять их словарный запас. Понятно, что знание иностранного алфавита ребёнку такого возраста ни к чему.

Начните обучать его простой лексике: названию членов семьи, цветов, фруктов и овощей на другом языке.

Научите отвечать на простые вопросы (Как тебя зовут? Сколько тебе лет?). Особенно эффективно разучивание коротких иностранных стишков и песенок.

Эти базовые знания помогут ребёнку лучше усваивать учебный материал, ведь он будет знать, о чём идёт речь.

Заключение

Если у вас нет времени и желания ежедневно заниматься с ребёнком, то лучше запишите его на подготовительные занятия. Если же вы хотите самостоятельно подготовить малыша к школе, то это вполне возможно.

Главное – проводить уроки в соответствии с созданным вами расписанием, и не лениться. Также перед введением новой темы не забывайте повторять ранее изученный материал. И не нужно переживать, если ребёнок усваивает материал плохо – вы ведь только готовите его к получению базовой информации, а не подготавливаете к экзамену.