Военно морской инженерный институт школа техников. История

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» филиалы ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в городах Санкт-Петербург, г. Пушкин и Санкт-Петербург, г. Петродворец с 1 июля 2012 года переименованы в Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

ВВМУЗ не имеет аналогов в Вооружённых Силах России. Концепция политехнического образования пронизывает всю программу обучения курсантов в течение пяти лет. Особый упор сделан на первые два года. Именно в этот период независимо от избранной специальности курсанты получат мощный базовый уровень технических знаний, который смогут в полной мере использовать в дальнейший трехлетний период специализации. Через пять лет флот пополнится специалистами, имеющими прочный политехнический фундамент подготовки.

С практической и научной деятельностью ВУЗа неразрывно связано становление и развитие Российского флота. Из его стен за более двухвековой период вышла целая плеяда выдающихся ученых, конструкторов, инженеров-механиков. Благодаря их научной и практической деятельности в России был построен первоклассный парусный, паровой, а затем и ядерный флот. Выпускники училища проектировали, строили и обслуживали боевые надводные корабли, суда, подводные лодки Российского флота.

История института ведет свое начало с 20 (31) августа 1798 года, когда Законом Российской империи № 18634, Высочайше утвержденным императором Павлом I, в Санкт-Петербурге было основано Училище корабельной архитектуры — первое в мире военно-морское инженерное учебное заведение.

Училище неоднократно меняло свое наименование и дислокацию (более 130 лет оно размещается в Главном Адмиралтействе). Здания института в г. Пушкине были построены в ХVIII-ХIХ в.в., как часть г. Софии. До 1829 г. здания принадлежали Благородному пансиону Царскосельского Лицея, а затем в них размещался Александровский кадетский корпус, откуда воспитанники переводились в Морской кадетский корпус. В 1948 г. было принято решение о создании Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И. Ленина.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 г. № 1009 путем слияния двух известных в стране учебных заведений — Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И.Ленина и Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф.Э. Дзержинского — создан Военно-морской инженерный институт, который в 2009 году присоединен к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

В соответствии с постановлением «О кадрах командного состава ВМС РККА и о мероприятиях по расширению военно-морских учебных заведений» Реввоенсовета Союза Советских Социалистических Республик от 17 мая 1932 года при Ленинградском Военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского была сформирована Школа связи ВМС РККА и подготовки «начальствующего состава связи» для ВМС. За годы своего существования, в стенах школы — училища — Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С.Попова было подготовлено более 25 тысяч высококлассных специалистов.

В процессе обучения курсанты ежегодно проходят учебную практику на кораблях с посещением иностранных портов.

Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» занимает лидирующие позиции по подготовке специалистов ВМФ инженерного профиля.

Военно-морская академия Кузнецова в Санкт-Петербурге является старейшим светским вузом нашей страны. В последние годы число желающих стать курсантами этого престижного высшего учебного заведения значительно возросло. Истории Военно-морской академии Петербурга, правилам поступления и образовательным программам посвящена эта статья.

ВМА им. Кузнецова: как все начиналось

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» — наследница знаменитой московской Навигацкой школы, учрежденной по Высочайшему указу царя-реформатора Петра Великого в 1701 году. В 1715 году ее старшие классы были переведены в Петербург, где на их основе была создана Морская академия.

Важной вехой в истории вуза является учреждение Офицерского класса при Морском кадетском корпусе по приказу императора Николая Первого, ознаменовавшее начало академического военно-морского образования в Российской империи. В 1862 году состоялось его преобразование в Академический курс морских наук по решению Александра Второго.

В 1907 году в Санкт-Петербурге построили специальное здание с аудиториями и лабораториями, куда и перевели академию.

Дореволюционная история первого морского вуза России

В 1910 году Военно-морская академия, получившая название Николаевской, стала самостоятельным научно-образовательным учреждением. Была также учреждена должность начальника вуза в ранге вице-адмирала, который непосредственно подчинялся Морскому министру. На тот период в академии действовало 4 факультета или, как тогда их было принято называть, отдела:

  • военно-морской;
  • механический;
  • гидрографический;
  • кораблестроительный.

В первые годы Первой мировой войны учебные занятия в Военно-морской академии не велись. Очередной набор состоялся только в 1916 году.

С 1919 года занятия в вузе возобновились в полном объеме, а в 1931 году ему присвоили имя К. Ворошилова.

В годы ВОВ академия была перебазирована в Астрахань и Самарканд и вернулась в Ленинград только в 1944 году. Тогда же за заслуги в подготовке кадров для флота и героизм выпускников ее наградили орденом Ленина.

После окончания войны на основе артиллерийского, гидрографического, минно-торпедного, кораблестроительного и факультета связи Военно-морской академии им. К. Ворошилова была создана ВМАКВ. Военно-морская академия кораблестроения и вооружения заняла здание на набережной Большой Невки, и ей было присвоено имя академика А. Крылова.

Однако в 1960 году, в связи с сокращением численности ВС СССР, ВМА им. К. Ворошилова была объединена с несколькими другими учебными заведениями того же профиля. Новый вуз стал именоваться Военно-морской академией ордена Ленина, а в 1968 году он был награжден Первой степени.

В 1990 году состоялось очередное переименование Академии. С этого времени она стала носить имя Н. Кузнецова.

Как вуз развивался после распада СССР

В 2008 году, в соответствии с президентским поручением о формировании перспективной сети военных вузов, было создано федеральное государственное военно-образовательное учреждение «Военно-морская академия им. адмирала Н. Кузнецова». Оно стало результатом реорганизации ГОУ ВМА им. Н. Кузнецова путем присоединения к нему таких образовательных учреждений, как:

  • Балтийский ВМИ им. адмирала Ф. Ушакова, дислоцирующийся в Калининграде.
  • Петербургский Военно-морской инженерный институт.
  • ВМИ радиоэлектроники им.
  • Тихоокеанский ВМИ им. С. Макарова (г. Владивосток).
  • Морской корпус Петра Великого и др.

Филиалы

В 2009 году были созданы филиалы Военно-морской академии Кузнецова в городах Владивосток и Калининград, а также три в Санкт-Петербурге. Кроме того, с 2012 года в качестве ее структурных подразделений осуществляют свою деятельность специализированные центры по подготовке моряков-подводников в городах Обнинск и Сосновый Бор (находятся в Калужской и в Ленинградской области).

Каждое из учебных академии России внесло существенный вклад в укрепление боевой мощи и обороноспособности нашей страны. Все они имеют собственную историю и хранят давние традиции.

Правила поступления

Процедура приема в Военно-морскую академию (г. Санкт-Петербург), в том числе в ее филиалы, представляет собой комплекс различных мероприятий по отбору кандидатов на обучение в качестве курсантов, соответствующих требованиям, которые установлены законодательством РФ и порядком поступления в российские вузы.

С целью зачисления наиболее способных и подготовленных молодых людей по результатам вступительных испытаний проводится конкурс.

Количество кандидатов, которые могут быть зачислены курсантами на первые курсы по каждой специальности, определяется ежегодно ГПМУ Генштаба по согласованию с ГУК Минобороны РФ.

Требования к абитуриентам в зависимости от программы обучения

Кандидатами на зачисление в институты, включая филиалы ВУНЦ ВМФ, являются россияне, отвечающие требованиям, для граждан, которые поступают на военную службу на контрактной основе, имея среднее общее образование, и относятся к одной из следующих возрастных групп:

  • от 16 до 22 лет (для лиц, не прошедших военную службу);
  • моложе 24 лет (для находящихся на военной службе по призыву);
  • моложе 27 лет (для военнослужащих-контрактников, не являющихся офицерами).

Кандидатами на поступление по программам со средней ВСП являются российские граждане моложе 30 лет, имеющие атестат о среднем общем образовании.

Предварительный отбор кандидатов на поступление в Военно-морскую академию Санкт-Петербурга им. Кузнецова

Для допуска к конкурсу претенденты проверяются на предмет соответствия следующим критериям:

  • уровень образования;
  • наличие гражданства РФ;
  • возраст;
  • уровень физической подготовки;
  • состояние здоровья;
  • профпригодность.

Учебные программы

В Санкт-Петербургской военно-морской академии организуется обучение в соответствии со стандартами высшего образования по следующим направлениям:

  • Военное управление.
  • Электроника и радиотехника.

Срок обучения составляет 5 лет. По окончании вуза курсантам (за исключением направления «Военное управление») присваивается специальность инженера.

Кроме того, там проводится обучение по программам среднего профобразования по направлениям:

  • Управление в техсистемах.
  • Техника и технологии кораблестроения.
  • Информатика и вычислительная техника.
  • Эксплуатация судовых энергоустановок.
  • Ядерная энергетика и технологии.
  • Электроника и радиотехника.

Срок обучения составляет 34 месяца. По окончании учебного заведения курсантам присваивается звание техника с соответствующей специализацией.

Военно-морская академия: факультеты

Основными подразделениями ВМА им. Кузнецова на данный момент являются:

  • Командно-штабной факультет. Был создан в 1896 году. На данный момент готовит офицеров для соединений ВМФ по нескольким специальностям. Все нынешние руководители российского являются выпускниками этого факультета.
  • Командно-инженерный факультет. Ведется преподавание таких предметов, как физика, геодезия, метеорология, гидрография, теория кораблестроения, организация техобеспечения кораблей и судоремонта, оптика, радиотехника, система маячного освещения и пр.
  • Факультет повышения квалификации и профпереподготовки.

Научно-исследовательская деятельность Военно-морской академии имени Кузнецова

Вуз имеет большой научный потенциал для решения любых вопросов, связанных с наращиванием мощи российского ВМФ.

В числе наиболее значимых результатов в этой сфере можно отметить проекты программно-уставных и других важнейших документов, разработка теоретических основ применения сил и средств в составе группировок сил, состоящих из нескольких видов войск, научное обоснование развития отдельных видов военной техники и вооружения военно-морского флота, а также всех видов обеспечения.

Кроме того, специалисты вуза участвовали в работах по созданию всех новейших подводных лодок российского ВМФ, включая субмарины «Ясень» и «Борей», а также надводных кораблей, комплексов вооружения и современного оружия, включая «Булаву», «Калибр» и др.

Вся эта многогранная деятельность осуществляется при тесном взаимодействии с предприятиями и организациями ВПК, РАН и другими организациями.

Преподавательский состав вуза

Педагогами Военно-морской академии назначаются офицеры флота, которые имеют академическое образование и практический опыт службы на судах и в штабах разного уровня. Среди них есть немало преподавателей, имеющих ученые звания и степени, в том числе в области естественных и технических наук.

Особенностью образовательного процесса в этом учебном заведении является широкомасштабное внедрение электронного обучения. Особо следует отметить усилия научно-педагогического коллектива вуза, направленные на создание самой современной обучающей среды, а также применение новейших информационных технологий.

Теперь вы знаете, когда была основана и какую образовательную деятельность ведет Военно-морская академия. Важность этого вуза для ВМФ России трудно переоценить, поэтому остается надеяться, что он в будущем сможет достигнуть еще больших высот в деле подготовки командных и научных кадров высокой квалификации.

20 (31) августа 1798 г. император Павел I утвердил доклад «комитета по учреждении училищ для учеников штурманских и Корабельной Архитектуры» - в Санкт-Петербурге и Николаеве были основаны первые в мире военно-морские инженерные учебные заведения - Училища Корабельной Архитектуры.

Главной обязанностью училищ была подготовка для адмиралтейств, портов и контрольных экспедиций необходимого числа корабельных мастеров и подмастерьев, а также подготовка молодых людей к занятию различных должностей по морскому департаменту.

Николаевское училище корабельной архитектуры просуществовало всего 5 лет. В 1803 г. его расформировали, а воспитанников перевели в училище Санкт-Петербурга.

В Петербургское училище принимались дети дворян, офицеров и солдат в возрасте 12-14 лет, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Обучение продолжалось 6 лет. Первый выпуск состоялся в 1805 г., а к 1827 г. училище дало флоту около 70 кораблестроителей.

В связи с развитием парового броненосного флота, появилась необходимость в специалистах для работы со сложными механизмами и оружием. В 1856 г. училище стало готовить корабельных инженеров, инженеров-механиков и морских артиллеристов и называться Инженерно-артиллерийским училищем Морского ведомства.

В 1898 г. в честь 100-летия училище получило наименование «Морское инженерное училище Императора Николая I», а спустя почти 30 лет было переименовано в военно-морское инженерное училище имени Дзержинского.

В 1939 г. училище было награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского.

В годы Великой Отечественной войны воспитанники училища героически сражались в составе морских стрелковых бригад - свыше 2 тыс. человек были награждены орденами и медалями. В мирное время за разработку и освоение новой техники выпускники ВВМИУ им. Дзержинского были удостоены Ленинградской и Государственной премий СССР, а некоторые из них - званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

В послевоенные годы строительство нового флота Советского Союза потребовало расширения подготовки военно-морских инженерных кадров. Новые военно-морские инженерные училища стали преемниками бывшего Училища Корабельной Архитектуры. С середины 1950-х гг. в этих училищах началась подготовка специалистов по новым направлениям, связанным с освоением флотом атомной и газотурбинной корабельной энергетики. В конце 1970-х гг. была организована подготовка инженеров-спасателей, а в начале 1980-х гг. - инженеров-экологов.

В начале 1990-х гг., после распада СССР, подготовка инженерных кадров для Военно-Морского Флота была сосредоточена в военно-морских инженерных училищах, расположенных в Санкт-Петербурге и Пушкине - Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского и Высшем военно-морском инженерном училище имени В. И. Ленина. На базе этих училищ в 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации был образован Военно-морской инженерный институт.

Лит.: Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 200-летию образования Училища Корабельной Архитектуры - Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского: Сб. материалов конференции. Ч. 1-2. СПб., 1998; Иванов А. Е. Высшие учебные заведения России в конце XIX - начале XX в. М., 1991; Пароменский А. И. Исторический очерк Морского инженерного училища императора Николая I. 1798–1898. СПб., 1898–1911. Вып. I–III; Усик Н. П., Полях Я. И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского. Л., 1976.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 25 (1798–1799). № 18634 .

В мае 1918 года на 3-м съезде моряков Балтийского флота была принята резолюция , в которой было записано: «…Морское инженерное училище, дающее флоту необходимых специалистов, должно непрерывно продолжать свои занятия на прежних основаниях, впредь до выработки норм в связи с общей реорганизацией морских школ » .

В августе 1918 года Училище перебазировалось в здание Морского корпуса . 4 октября 1918 года Училище было расформировано, но старшему курсу разрешили закончить образование. С воспитанников взяли подписку о том, что «…они будут служить во флоте по полтора года за каждый год обучения », нежелающие дать подписку увольнялись из училища . Воспитанники училища стали называться военморами (военными моряками) Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ). 29 июля 1918 года состоялся первый после революции выпуск Училища воспитанников дореволюционного набора. Девяти выпускникам присвоили звание «корабельный инженер», среди них был В. Г. Власов , впоследствии крупный учёный-кораблестроитель, инженер-контр-адмирал.

27 июня 1919 года состоялся последний выпуск Морского инженерного училища (48 специалистов: 15 мая - 41 инженер-механик, 1 июня 1919 года - 7 корабелов). Согласно приказу РВС Республики № 474 от 27 июня 1919 года выпускникам присваивалось звание «инженер-механик флота» . Среди выпускников были: Н. В. Алякринский , который через 13 лет стал первым начальником ; Н.Г. Кузнецов , который в 1933 году стал первым начальником кафедры математики в училище.

Весной 1920 года в Соединённых классах специалистов командного состава флота (образованных 26 октября 1918 года) открылся механический отдел - правопреемник бывшего Морского инженерного училища, а осенью - кораблестроительный отдел. В октябре 1921 года соединённые классы были преобразованы в Училище командного состава флота , в котором корабелы и механики продолжили образование. В Училище принимали лиц из числа военных моряков всех званий и специальностей, окончивших Военно-морское подготовительное училище Управления военно-морских учебных заведений.

В марте 1922 года было принято решение о разделении Училища командного состава флота на Военно-морское и Морское инженерное училище. 2 мая 1922 года Морское инженерное училище было восстановлено в полном объёме. Начальником училища был назначен его выпускник 1917 года В. Л. Бжезинский . Училище размещалось в здании бывшей Покровской общины на Васильевском острове, где началось его формирование и новая история. В училище были созданы три отдела: механический, электротехнический и кораблестроительный. Срок обучения устанавливался - четыре года и восемь месяцев .

8 ноября 1923 года состоялся первый в советский период ускоренный выпуск 10 инженеров-механиков и 8 инженеров-электриков. Среди выпускников был А. И. Берг (окончивший училище экстерном), впоследствии ставший академиком , инженером-адмиралом, Героем Социалистического Труда .

В сентябре 1925 года Училище вновь переехало из здания бывшей Покровской общины на Васильевском острове в здание Главного Адмиралтейства.

В 1926 году для обучающихся было введено воинское звание курсант, Училище перешло на 5-летнее образование .

В октябре 1929 года в Училище произошло слияние механического и электротехнического отделов и началась подготовка командиров электромеханических боевых частей кораблей.

Училище в этот период закончили видные впоследствии учёные-кораблестроители, военные и государственные деятели. Среди них: учёный-конструктор, Герой Социалистического Труда В. Н. Перегудов , начальник Главного управления кораблестроения, заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению адмирал Н. В. Исаченков , Министр судостроительной промышленности СССР А. М. Редькин , начальники Аварийно-спасательного управления ВМФ СССР А. А. Фролов и Б. Е. Годзевич , начальники ЦНИИ военного кораблестроения К. Л. Григайтис , Н. В. Алексеев , Л. А. Коршунов , директор ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова В. И. Першин и другие.

В предвоенный период

27 апреля 1930 года Училище причислено к разряду высших учебных заведений. С 1 октября 1931 года в училище впервые организуются кафедры . Учебные курсы преобразованы в дивизионы, которые делились на группы по специальности, а классы - на смены. Механический сектор был разделен на дизельный и паросиловой. Также при Училище были открыты политические курсы, которые 10 декабря 1932 года приказом РВС СССР № 235 преобразованы в Военно-политическую школу, а в 1936 году - в Военно-политическое училище и переведено из здания Главного Адмиралтейства .

В июне 1932 года в Училище организуется отдельная Школа для подготовки начальствующего состава связи . 29 марта 1933 года Школа преобразована в Училище связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (в 1936 году переведено из Главного Адмиралтейства, в последующем получило название ).

В 1932 году в Училище была воссоздана адъюнктура для подготовки высококвалифицированных кадров. В 1934 году на ней обучалось десять человек.

В 1937 году вновь начинает действовать электротехнический сектор.

В 1939 году был создан отдела береговой обороны, который в 1940 году был передан Высшему инженерно-строительному училищу ВМС.

16 мая 1939 года училище было отнесено к разряду ВУЗов 1-й категории и переименовано в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского . 10 июня 1939 года Училище награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1940 году в Училище вместо отделов были сформированы факультеты - паросиловой, дизельный, электротехнический, кораблестроительный.

В марте 1941 года для повышения качества летней практики курсантов на Чудском озере был создан учебный отряд кораблей училища - канонерские лодки «Тарту», «Нарва», «Эмбах» и «Исса». Основная база отряда находилась в Тарту (Эстонская ССР).

В предвоенные годы ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского было единственным военно-морским училищем, которое готовило военные инженерные кадры для флота.

Среди выпускников предвоенного периода видные впоследствии учёные, кораблестроители, военные и государственные деятели: Герой Социалистического Труда В. Н. Буров ; начальник Главного управления кораблестроения, заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению адмирал П. Г. Котов ; директор Балтийского завода и Судостроительного завода имени А. А. Жданова , заместитель Военно-Морского Министра по судоремонту, начальник училища вице-адмирал И. Г. Миляшкин ; начальник Главного управления Северного морского пути (Главсевморпути) , заместитель Министра морского флота СССР В. Ф. Бурханов ; начальник Кронштадтского морского завода , заместитель начальника тыла ВМФ Б. М. Волосатов ; начальник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища вице-адмирал М. А. Крастелёв и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны

  • 15 августа 1941 года - эвакуация Училища в г. Правдинск Горьковской области.
  • 12 февраля 1942 года - перебазирование Училища в г. Баку .
  • 1 сентября 1943 года - при Училище открыты курсы офицерского состава инженерно-корабельной службы.
  • 15 ноября 1943 года - ученому совету Училища предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
  • 25 декабря 1943 года - Училищу вручено боевое Красное знамя части.
  • 23 июня 1944 года - перебазирование Училища в Ленинград .
  • 1951 г. - передача Училищу Инженерного замка для размещения кораблестроительного и особого факультетов.
  • 7 октября 1954 года - при Училище формируются курсы по подготовке специалистов судоремонтных предприятий.
  • 20 августа 1956 года - ученому совету Училища присвоено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
  • 3 мая 1957 года - в Училище образован специальный факультет (в 1988 г. получил открытое наименование - факультет ядерных энергетических установок).
  • С 24 апреля 1959 года - при Училище функционировали курсы инженеров-механиков ПЛ и НК по живучести кораблей, по размагничиванию, инженеров-энергетиков ЯЭУ ПЛ.
  • С 1973 года - в Училище открыто отделение заочного обучения.
  • С 20 июня 1975 года - в Училище введена специализация «спасательно-судоподъемная, водолазная».