Золотая орда. Э.тенишев язык межнационального общения золотоордынской эпохи - мтсс Вассалы и союзники Золотой Орды

Эдхям ТЕНИШЕВ ,
председатель Российского комитета тюркологов,
чл.-корр. РАН, засл.деятель науки Республики Татарстан,
почётный академик АН Республики Башкортостан.

Язык межнационального общения золотоордынской эпохи

(Доклад на круглом столе татарской общественности "Золотая Орда: исторические параллели", организованном Фондом Развития Мусульманских народов 02.01.2000г.)


Уважаемые дамы и господа, дорогие друзья!

Выступление мое посвящается языку, или точнее языкам, в государстве Золотая Орда. Но в начале работы нашего круглого стола завязалась интересная дискуссия, и я вынужден выйти за пределы языкознания и, не будучи историком, коснуться истории татар.

Прежде всего должен сказать, что во вводном выступлении руководителя круглого стола Ш.Ф.Мухаммедьярова тема "Золотая Орда" звучала как основная - так обязывало название круглого стола "Золотая Орда: исторические параллели". В некоторых выступлениях речь шла только о Булгарском государстве. Никаких исторических параллелей не было. История Булгарского государства - особая тема, и ей можно посвятить отдельный семинар или круглый стол. Роль Булгарского государства в истории татар сейчас, по-моему, никто не отрицает.

В построениях казанского историка Дамира Исхакова, например, как выясняется из двух последних его публикаций, место и роль Булгарского государства в истории татар Поволжья совершенно определенна и очевидна.

В разделе "основные принципы", относящиеся к проблемам создания истории татарского народа, Д.М.Исхаков формулирует три подхода к истории татар. Для нас важен сейчас третий подход: "национальную историю татар нужно рассматривать прежде всего в общем контексте общетюркской истории, так как татары являются частью тюркской - исламско-тюркской цивилизации".

Далее, в той же книге автор указывает конкретную цепочку исторических этапов вплоть до современных татар: Тюркский каганат (551-603г.г.) - Хазарский каганат (90-е г.г.VI - 90-е г.г. X и вплоть до XII в.) - Булгарский каганат (середина VII - начало XIII в.в.) - Улус Джучи (Золотая Орда) (середина XIII- начало XIV в.в.) - Казанское ханство (1438-1552г.г.).

Подобные мысли и построения были и у Вас, Шамиль Фаттыхович, по времени раньше вышеприведенной точки зрения.

Значение названных этапов в истории татар неравноценно. Особенно велико оно в период Золотой Орды - именно на территории Золотой Орды в XIV - начале XV в.в. можно впервые "констатировать существование единого татарского этноса". Естественно, что Золотая Орда привлекает внимание в первую очередь.

Что означает этот древний термин в лингвинистическом отношении? В татарском языке употребляется форма Алтын Урда. Слово алтын происходит от соединения двух слов ал и тын. Первое слово ал означает алый, а второе - тын является заимствованным из китайского языка тун ~ тун (медь). Таким образом, первоначальной формой слова была алтун ~ алтун (алая, красная медь), превратившаяся в алтын (золото). Татарское урда соответствует башкирскому урза, но туркменскому, кумыкскому, кипчакскому орда, турецкому ordu, в старых тюркских языках тоже - ordu.

Слово орду~орда можно возвести к глаголу орут (стоять или располагаться лагерем). Возможны два пути происхождения слова от указанного глагола:

а) орут-у орту орду

б) орут-а орта орда.

Значения слова разнообразны: "стан, лагерь"; "войско"; "шатер султана"; "двор, резиденция правителя".

Возникает вопрос: почему слово урда имеет при себе определение алтын? Очевидно, оно несет дополнительную, уточняющую значение основного слова функцию. Это возможно лишь при переносном употреблении слова алтын (золотой). Вот некоторые переносные значения этого слова.

1. Замечательный, прекрасный, величественный.

Это значение присутствует в названии книги буддийского содержания, которая была у древних уйгуров: алтун онлуг йарук йартрыклык (сияющая золотым блеском, т.е.величественная, прекрасная [книга]). Монгольское соответствие названного термина - алтан гэрэл (золотой свет, блеск) - сохраняет также переносное значение для алтана (замечательный, прекрасный).

Словарь Д.Н.Ушакова указывает на несколько переносных значений у русского слова "золотой":

2. счастливый, блаженный, цветущий, блестящий - золотой век (в греческой мифологии - век блаженной жизни первобытных людей), золотая пора, золотое время;

3. прекрасный, драгоценный, замечательный по достоинствам, очень ценный - золотой работник, золотые руки, золотой парень, золотые слова, золотое дело;

4. дорогой, любимый ненаглядный - золотой мой мальчик.

Из всех перечисленных косвенных значений слова алтын в словосочетании Алтын Урда самым подходящим является "величественный, прекрасный, блестящий", т.е. в целом Алтын Урда следует понимать как "величественное (блестящее) государство". Любопытно, что в русский язык понятие и термин должны были попасть из поволжско-татарского языка. Но тогда по-русски это звучало бы: "Золотая Урда", однако, на самом деле этот термин произносится как "Золотая Орда". Значит, он получен не от татар. Тогда от кого же и в какое время? Вопрос обращен, конечно, к историкам.

Земли Золотой Орды простирались от Дуная до Иртыша. На западе часть Орды называлась Ак Урда, на востоке - Кок Урда. Прилагательные "ак" и "кок" обозначали в данном случае не цвет, а географическое положение. Большую роль в истории ряда народов, в том числе тюркских, играла Ак Урда. Она охватывала огромную территорию - Причерноморье, Прикаспий, Поволжье, Казахстан. Монголов, можно полагать, было не очень много - главным образом военная, административная, сословная иерархия, некоторые аристократические роды и сословия. Основная этическая составляющая принадлежала различным тюркским народам. Самые видные из них - предки современных поволжских, крымских, литово-польско-белорусских татар, ногайцев, казахов и узбеков. Языки этих народов, несмотря, естественно, на исторические различия, вполне отождествимы с их современными языками. Что касается численности названных тюркских народов в Золотой Орде, - можно полагать, что сохранились их пропорции и в современном мире. Иными словами, наибольшее количество населения имели татары, узбеки, казахи, ногайцы. Отсюда, можно предполагать, что единого государственного языка тюркской семьи в Золотой Орде не было, торговые и административные дела обслуживались в различных частях Улуса Джучи татарским, узбекским, ногайским и казахским языками, другие потребности и живая коммуникация шла посредством большего количества языков и не только тюркских. Кроме живых тюркских языков с основной ролью устного общения, в Золотой Орде были и письменно-книжные языки, на которых создавались художественные произведения - целая литература, получившая название в науке, как "хорезмско-тюркская" или "золотоордынская" (были и другие названия менее употребительные сравнительно с названными выше). Наименование "хорезмско-тюркская" она получила по названию литературных центров (Хорезм и оазисы по нижнему течению реки Сыр-Дарья), в которых с XII в. литература начала развиваться.

В основе языка золотоордынских памятников лежит престижный язык предыдущего периода тюркской литературы - караханидско-уйгурский язык. Старые тюркские литературные языки создавались как единая цепочка. Эстафета передачи письменной традиции началась с рунической поры. Язык памятников рунического письма был усвоен и положен в основу древнеуйгурского языка. Древнеуйгурский язык, в свою очередь, лег в основу караханидско-уйгурского языка. Последний был адаптирован в произведениях хорезмского цикла, где он был обогащен огузскими и кипчакскими элементами и превратился в один из средневековых тюркских литературных языков. На нем созданы поэмы "Хосров и Ширин" Кутба (1338г.), "Мухаббат-наме" Хорезми (1353г.), "Гулистан би-т-турки" Сатри Сараи (1391г.), прозаическое богословско-дидактическое сочинение "Нахдж аль фарадис" Махмуда ал-Булгари (1358г.).

Впоследствии эти сочинения как духовное наследство были усвоены и действовали в ранний период литературы у татар, ногайцев, узбеков и казахов.

Несколько иллюстраций из названных выше произведений:

Улыг Тэнри-нинтатын йад коглдым, / С именем великого Тенгри на устах
Мухэббэт-намэ-ни бунйад когладым, / Я создал мухаббат-наме,
Ики йакту гэвхэр алэм-га бергэн, / Два светлых жемчуга дал он миру
Мухэббэт генжини эдэм-гэ бергэн. / Сокровищем любви наделил человека.

Махбуб-лэр зульфи / Локоны возлюбленной
Акл айагы-нын зэнжири, / Являются цепью ног разума
Дагы зирэк куш-лар-нын / И еще сетью
Тузагы дурур / Зорких птиц.

Сенин эзгy гадэтлэрен бар, / У тебя много хороших привычек
Йак-йавукны сэвэрсэн, / Ты любишь близких,
Йалган созлэмэссэн, / Не обманываешь,
Кишилэрнен эмгэгани кутэррурсэн, тэкый / Страдаешь вместе с людьми,
Конукларны агырларсэн, / Почитаешь гостей,
Мискинлэргэ йары бирурсэн. / Бедным оказываешь помощь.

Золотая Орда (по-турецки - Алтын Орду), также известная как Кипчакское ханство или Улус Ючи, была монгольским государством, созданным в некоторых частях современной России, Украины и Казахстана после распада Монгольской империи в 1240-х годах. Она просуществовала до 1440 года.

Во времена своего расцвета это было сильное коммерческое и торговое государство, обеспечивающее стабильность на больших территориях Руси.

Происхождение названия «Золотая Орда»

Название «Золотая Орда» - относительно поздний топоним. Оно возникло в подражание «Синей Орде» и «Белой Орде», а эти названия, в свою очередь, обозначали в зависимости от ситуации то независимые государства, то монгольские армии.

Считается, что название «Золотая Орда» пришло из степной системы обозначения основных направлений цветами: черный = север, синий = восток, красный = юг, белый = запад и желтый (или золотой) = центр.

Согласно другой версии, название пошло от великолепной золотой палатки, которую Батый-хан установил, чтобы отметить место его будущей столицы на Волге. Несмотря на то, что в девятнадцатом веке эта теория была принята как истинная, в наше время она считается апокрифической.

Не сохранилось письменных памятников, созданных до 17 века (они уничтожены), в которых упоминалось бы такое государство как Золотая Орда. В более ранних документах фигурирует государство Улус Джучи (Джучиев улус).

Некоторые ученые предпочитают использовать другое название - Кипчакское ханство, потому что различные производные от народности Кипчак также встречались в средневековых документах, описывающих это государство.

Монгольское происхождение Золотой Орды

До своей смерти в 1227 году Чингисхан завещал разделить между его четырьмя сыновьями, включая старшего Джучи, который умер раньше Чингисхана.

Часть, которую получил Джучи - самые западные земли, куда смогли ступить копыта монгольских лошадей, а затем и юг Руси были разделены между сыновьями Джучи - владыкой Синей Орды Батыем (запад) и ханом Ордой, владыкой Белой Орды (восток).

Впоследствии Батый установил контроль над территориями, подвластными Орде, а также подчинил северную прибрежную зону Черного моря, включив коренные тюркские народы в свою армию.

В конце 1230-х и начале 1240-х годов он проводил блестящие походы против Волжской Булгарии и против государств-преемников , многократно приумножив воинскую славу своих предков.

Синяя Орда хана Батыя присоединяла земли на западе, совершая набеги на Польшу и Венгрию после сражений при Легнице и Мухи.

Но в 1241 году, великий хан Удегей умер в Монголии, и Батый прервал осаду Вены, чтобы принять участие в споре за правопреемство. С тех пор монгольские армии никогда больше не ходили на запад.

В 1242 году Батый создал свою столицу в Сарае, в своих владениях в низовьях Волги. Незадолго до этого Синяя Орда раскололась - младший брат Батыя Шибан покинул армию Батыя, чтобы создать свою Орду к востоку от Уральских гор вдоль рек Обь и Иртыш.

Добившись стабильной независимости и создав государство, которое сегодня мы называем Золотой Ордой, монголы постепенно потеряли свою этническую идентичность.

В то время как потомки монголов-воинов Батыя составляли высший класс общества, большая часть населения Орды состояла из кипчаков, булгарских татар, киргизов, хорезмиан и других тюркских народов.

Верховным правителем Орды был хан, избираемый курултаем (собором монгольской знати) среди потомков хана Батыя. Должность премьер-министра занимал также этнический монгол, известый как «князь князей» или беклербек (бек над беками). Министры назывались визирями. Местные губернаторы или баскаки отвечали за взимание дани и погашение народного недовольства. Чины, как правило, не делились на военные и гражданские.

Орда развивалась как оседлая, а не кочевая культура, и Сарай со временем становится густонаселенным и процветающим городом. В начале четырнадцатого века столица переехала в Сарай-Берке, расположенный значительно выше по течению, и стала одним из крупнейших городов средневекового мира с населением, оцененным Британской энциклопедией в 600 000 человек.

Несмотря на усилия Руси по обращению в свою веру населения Сарая, монголы придерживались своих традиционных языческих убеждений, пока хан Узбек (1312-1341) не принял ислам как государственную религию. По сообщениям, в Сарае были убиты русские правители - Михаил Черниговский и Михаил Тверской - за их отказ поклоняться языческим идолам, но ханы были в целом веротерпимыми и даже освобождали Русскую православную церковь от налогов.

Вассалы и союзники Золотой Орды

Орда собирала дань со своих подчиненных народов - русских, армян, грузин и крымских греков. Территории христиан считались периферийными областями и не представляли интереса, пока продолжали платить дань. Эти зависимые государства никогда не входили в состав Орды, и русские правители довольно скоро даже получили привилегию ездить по княжествам и собирать дань для ханов. Чтобы сохранить контроль над Русью, татарские военачальники проводили регулярные карательные набеги на русские княжества (самые опасные в 1252, 1293 и 1382 годах).

Существует точка зрения, широко распространенная Львом Гумилевым, что Орда и русские заключили союз для обороны от фанатичных тевтонских рыцарей и языческих литовцев. Исследователи указывают на то, что на монгольском дворе часто появлялись русские князья, в частности, Федор Черный, Ярославский князь, который хвастался своим улусом около Сарая, и Новгородский князь Александр Невский, побратим предшественника Батыя, Сартака-хана. Хотя Новгород никогда не признавал господство Орды, монголы поддерживали новгородцев в Ледовом побоище.

Сарай вел активную торговлю с торговыми центрами Генуи на Черноморском побережье - Сурож (Солдайя или Судак), Каффа и Тана (Азак или Азов). Также давними торговыми партнерами хана и союзниками в Средиземном море были мамлюки Египта.

После смерти Батыя в 1255 году процветание его империи продолжалось целый век, вплоть до убийства Джанибека в 1357 году. Белая Орда и Синяя Орда были фактически объединены в единое государство братом Батыя Берке. В 1280-х годах власть была узурпирована Ногаем, ханом, который проводил политику христианских союзов. Воинское влияние Орды достигло своего пика во время правления Узбек-хана (1312-1341), чья армия превысила 300 000 воинов.

Их политика в отношении Руси заключалась в постоянном перезаключении альянсов, чтобы удерживать Русь слабой и разделенной. В четырнадцатом веке подъем Литвы в Северо-Восточной Европе стал вызовом татарскому контролю над Русью. Таким образом, Узбек-хан начал поддерживать Москву как главное русское государство. Ивану I Калите присвоено звание великого князя и дано право собирать налоги с других российских держав.

«Черная смерть» - пандемия бубонной чумы 1340-х годов была основным фактором, способствующим возможному падению Золотой Орды. После убийства Джанибека империя оказалась втянута в долгую гражданскую войну, продолжавшуюся все следующее десятилетие, в среднем у власти оказывалось по одному новому хану в год. К 1380-м годам Хорезм, Астрахань и Московия попытались вырваться из власти Орды, а нижняя часть Днепра была присоединена Литвой и Польшей.

Который формально не был на троне, попытался восстановить татарскую власть над Русью. Его армия потерпела поражение от Дмитрия Донского в битве под Куликовым во второй победе над татарами. Мамай вскоре потерял власть, а в 1378 году Тохтамыш, потомок Орды-хана и правитель Белой Орды, вторгся и аннексировал территорию Синей Орды, ненадолго установив доминирование Золотой Орды на этих землях. В 1382 году он наказал Москву за неповиновение.

Смертельный удар орде нанес Тамерлан, который в 1391 году уничтожил армию Тохтамыша, уничтожил столицу, разграбил крымские торговые центры и забрал самых искусных мастеров в свою столицу в Самарканде.

В первые десятилетия пятнадцатого века власть принадлежала Идегею, визирю, который разгромил Витаутаса из Литвы в великой битве при Ворскле и превратил Ногайскую Орду в свою личную миссию.

В 1440-х годах Орда снова была разрушена гражданской войной. На этот раз она распалась на восемь отдельных ханств: Сибирское ханство, Касимское ханство, Казахское ханство, Узбекское ханство и Крымское ханство, разделившие последний остаток Золотой Орды.

Ни одно из этих новых ханств не было сильнее, чем Московская Русь, которая к 1480 году окончательно освободилась от татарского контроля. В конечном итоге русские захватили все эти ханства, начиная с Казани и Астрахани в 1550-х годах. К концу века также было частью России, а потомки его правящих ханов вошли в русскую службу.

В 1475 году Крымское ханство подчинилось , и к 1502 году та же участь постигла то, что осталось от Великой Орды. Крымские татары учиняли хаос на юге Руси в течение шестнадцатого и начала семнадцатого веков, но ни победить ее, ни взять Москву так и не смогли. Под Османской защитой Крымское ханство находилось до тех пор, пока Екатерина Великая не присоединила его 8 апреля 1783 года. Оно просуществовало дольше, чем все государства-преемники Золотой Орды.

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.

В. Ключевский

В сентябре 1980 года советский народ с большой помпой отмечал 600-летие . Ни один журнал или газета не остались в стороне от этого события, важного для русской истории. Но, прежде чем начать рассказ о событиях Куликова поля, необходимо сделать несколько наблюдений, потому что битва 1380 года является итогом большого исторического процесса, происходившего в течение нескольких веков.

Если мы бросим общий взгляд на средневековую историю Восточной Европы, сначала вынуждены будем обратить внимание на сложные и противоречивые отношения и борьбу между собой двух суперэтносов - тюрков и славян.

Во-первых, после распада Великой Болгарии Кубрат хана в степях Восточной Европы остается только одно государство, созданное тюрками. Это Хазарский каганат. Борьба между Хазарским каганатом и Киевской Русью оканчивается победой князя Святослава в 965 году.

Во-вторых, с конца X века (с 990 года) начинается отчаянная борьба между Киевской Русью и союзом печенегов, проникших в степи Восточной Европы. Но вскоре эта борьба прекращается. Дело в том, что в начале XI века кыпчаки, отделившись от Кимакского каганата, направляются на запад. Они проникают в степи, где хозяйничали печенеги. Начинается борьба за место под солнцем. Сильные и многочисленные кыпчакские племена вытесняют печенегов из восточноевропейских степей и вынуждают тех отступить на запад - в придунайские степи.

В-третьих, занявшие место печенегов кыпчаки в свою очередь начинают борьбу с Киевской Русью (в 1061 году князь Всеволод был разбит кыпчаками). Борьба продолжается довольно долго и только в период правления сильного князя (умер в 1125 году) активность кыпчакских племен несколько спадает.

Русские князья в междоусобной борьбе часто привлекают кыпчакские племена и ловко используют их в своих интересах. Они женят своих сыновей на дочерях высокопоставленных кыпчаков - так завязываются семейные отношения и появляется кумовство. Несмотря на это, между тюрками - кыпчаками и русскими сохраняются напряженные отношения. (Например, походы русских князей против кыпчаков в 1168, 1182, 1184, 1202, 1205 годах говорят как раз об этом). Такая непрекращающаяся борьба объясняется тем, что степняки-кыпчаки совершают на русских князей постоянные нападения и неожиданные вылазки. Кыпчаки живут неорганизованно. Они занимают сторону то одного, то другого князя и участвуют во многих столкновениях.

Если в это время русские князья ведут соперничество, чтобы занять «золотой киевский стол», то есть взойти на главный трон в славном граде Киеве, то среди кыпчаков не возникает идея объединения, накопления сил и на этой основе организации чего-то вроде своей государственности. Поэтому у кыпчаков, в середине XI века со всей мощью ворвавшихся в степи Восточной Европы, не рождается общая идея, которая бы послужила им объединяющим началом.

Они сражаются с кем попало, служат кому попало, и каждый хан заботится лишь о своих интересах. И естественно, в такой обстановке их первоначальная мощная энергетика растрачивается даром и без пользы для себя. Надо сказать, что в этот период в степях Восточной Европы тюркский массив намного увеличивается, и это обстоятельство еще будет играть положительную роль во время образования Золотой Орды.

В 1223 году в степи Восточной Европы врывается монгольская армия, и с этого времени для обитающих здесь этносов наступает пора больших испытаний и изменений. В первом бою на реке Калка против врага выступает объединенная русско-кыпчакская армия. Но монголы сражение выигрывают. По мнению историка Ризаэтдина Фахретдина, «через Дербентский проход в восточноевропейские степи Джучи хан (сын Чингиз хана) прорвался для того, чтобы вступить в союз с тюрками-кыпчаками.

Но из-за подстрекательства русских князей кыпчаки и горцы выступили против армии Джучи хана (1223 год, ). Надо сказать, в самый ответственный момент русские полки покинули поле боя, и по этой причине кыпчаки потерпели поражение, а их племенной союз распался» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. - Казань, 1996. - С.75-76).

Действительно, это похоже на правду, потому что монголы перед началом боя, послав к кыпчакам человека, пытались тех уговорить не вступать в бой, мотивируя это тем, что монголы и кыпчаки - братья по крови. Это нашло отражение и в источниках.

Возвращаясь с калкинского сражения, монгольское войско вступает и на земли , расположенной несколько в стороне от степи, но здесь оно потерпело поражение от булгар; около четырех тысяч человек спаслось бегством. А еще через тринадцать лет большое монгольское войско, переправившись через реку Яик, начинает завоевание государств Восточной Европы.

Так, в 1236 году была завоевана Волжская Булгария, в 1237 году - Рязань, Москва и Владимирское княжество. Через два года в руках монголов оказывается славный своими золочеными куполами город Киев, затем монгольская армия захватывает Галицию, Волынь, Польшу, Силезию, Моравию, Венгрию, а в 1242 году доходит даже до стен Вены.

После грозных походов в 1243 году в степном Поволжье образовался Джучиев улус, названный впоследствии Золотой Ордой.

Тюрки и монголы

В пришедшей с востока армии наряду с монгольским элементом львиную долю составляли тюрки. Конечно, ханы были монгольского происхождения, они все были чингизидами. Но в армии представителей тюркских племен было большинство, и это дает нам право назвать походы монголо-тюркскими. Правда, в русской исторической науке на это мало кто обращает внимания, там принято выражение «монголы» или «татаро-монголы».

Но истина дороже. К тому же после образования Золотой Орды монголы в тюркской среде отюречились через два поколения. Это установленный факт. Так что походы, давшие миру новые стимулы, способствовавшие смешению крови, - явление не случайное. Деятельность великих полководцев, таких, как Чингисхан или Александр Македонский и других, без санкции неба вряд ли была бы возможна. Об этом в эзотерических источниках имеются ясные указания.

Образование Золотой Орды сплачивает в рамках одного государства живущие в степях разбросанные этносы и вот уже сколько веков ведущие между собой споры оседлые народы. Если оценивать объективно, это, без сомнения, проявление прогресса. Конечно, в войнах льется много крови, разрушаются духовные и материальные ценности. Но разве создание нового, поднятие на новую ступень развития не происходит через отказ от старого, изжившего себя? Это же основной закон эволюции.

В книге Н.К.Рериха «Держава Света» имеется интересная мысль об этом. Он пишет: «Великие переселения народов - не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых рас. Поэтому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости» (Рерих Н.К. Держава Света. - Нью-Йорк, 1931. - С.155).

Развитие и регресс монгольской орды

А вот другой исследователь, близкий по духу Рериху, пишет о кочевниках: «Кочевники ворвались в евразийские просторы, когда древние цивилизации оседлых земледельцев уже умирали. Как океанские валы, прокатились они по Планете, неся в себе энергетику, напитавшую затем бесчисленные поколения различных народов» (Шапошникова Л.В. Веления Космоса. - М., 1996. - С.43).

В чем же заключается смысл монгольско-тюркских походов? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует выяснить, что дает эволюционному развитию данное явление. Давайте представим себе Восточную Европу той поры. В каком состоянии находятся в это время русские княжества? Надо сказать, они в это время ведут между собой междоусобные войны - развитие остановилось, все увлечены борьбой за власть. А монгольско-тюркские походы вносят в этот затхлый мир невиданное движение и свежие ветры. Войдя в состав Золотой Орды, русские знакомятся с новым государственным устройством, новыми законами, новой военной системой, усваивают новые методы управления, сбора налогов, открывают для себя новые способы связи между частями государства (ям). Возникают новые торговые пути и т.д.

Разве все эти нововведения не являются движением вперед, новым витком прогресса? Если так, то великое передвижение народов, большие походы, в результате которых образовалась Золотая Орда, необходимо рассматривать как следствие влияния внешних сил, потому что космос ведет постоянную работу по продвижению человечества по пути эволюции, но никогда не вмешивается без надобности в дела земли, все делается руками человеческими. Поэтому люди это не ощущают, думают, что само собой так получилось.

Мы уже говорили, что и до монгольско-тюркских походов в степях Восточной Европы усилился массив кыпчакских племен, что они стали основными соперниками славян в этом регионе. А с образованием Золотой Орды эти степи вообще превратились в Кыпчакскую степь, и в историю она вошла под названием Дешти Кыпчак. Таким образом, кыпчаки становятся здесь основным этносом, а монголы, как уже было сказано, ассимилируются. Тюрки превращаются не только в правящий, но и государствообразующий народ. Конечно, Волжская Булгария тоже не оставалась в стороне от этого процесса. Можно считать, что «татаризация» булгар началась именно в этот период.

Наконец-то я встретил источник, в какой-то мере уточняющий этот вопрос. В № 7, 8 журнала «Мирас» (Наследие) за 1996 год был опубликован труд Ибн аль-Асира под названием «Совершенство в деле составления летописей». В источнике речь идет о времени правления Берке хана, описывается прибытие послов из Египта и их прием в юрте хана. «Берке хан сидит на троне, рядом с ним находится его старшая жена, далее на скамьях расположились 50-60 эмиров. Когда послы вошли к хану, Берке хан приказал везирам огласить письмо… Стоявший рядом с Берке ханом старший кадий перевел письмо и отдал список хану (что за список, неясно. - С.Ш.). Письмо стали читать людям Берке хана по-тюркски. Татары этому очень обрадовались…» (Мирас. - 1996. — № 7-8. — С. 189).

Надо сказать, в последнем предложении заложена очень ценная информация. Значит, с самого начала образования Золотой Орды (первый хан Бату скончался в 1255 году) в управлении государством принимали активное участие тюрки-татары. Конечно, мы не можем сказать точно, сколько человек из тех эмиров, участвовавших в приеме послов, были из тюрко-татар. Однако обращает на себя внимание тот факт, что прибывшее с послом письмо было специально переведено для тюрков-татар, что их очень обрадовало. Этот факт говорит о том, что ханы-чингизиды Золотой Орды в управлении государством опирались и на тюрков-татар, поэтому превращение тюркского языка в скором времени в официальный язык государства было явлением естественным.

Таким образом, вошедшие в состав Золотой Орды тюрки, живя в сплошной кыпчакской языковой среде, в общественно-политическом, экономическом и культурном отношениях втягиваются в единый центр и создают общий язык, культуру и литературу.

Будучи живым организмом, изменяющейся системой, Золотая Орда тоже переживает различные времена. Но наибольшего могущества и большого авторитета в мире это государство достигает в (1312-1342). В это время его политическое влияние, высокий уровень жизни, налаженная экономика и развитая культура достигают такой высоты, что оно для соседних государств становится образцом для подражания. Именно в этот период ислам превращается в официальную религию. Из различных точек мусульманского мира в Сарай устремляются религиозные деятели, известные ученые и литераторы.

Проходивший в эти годы через земли Золотой Орды известный мусульманский путешественник Ибн Батутта отмечает мир и благополучие в государстве, безопасность дорог, наличие в пути множества караван-сараев, ханака, в которых обитают суфии и дервиши. В пути путешественник встречается с огромной процессией с сотнями юрт, идущей, заполняя половину степи. Как выясняется впоследствии, это была процессия, сопровождающая одну из жен Узбек хана. Такая роскошь и широта его крайне удивили.

Однако именно при правлении Узбек хана от достигнутого благополучия, несметных богатств, текущих в центр государства, высокого авторитета и дипломатических успехов происходит как бы головокружение и успокоенность. Люди начинают жить в свое удовольствие, получая от жизни лишь наслаждение и ни о чем не думая. Естественно, такое поведение к добру не ведет. Известно, если считаешь, что всего добился, и на этом успокоился - знай, что пропал. Это значит, что развитие остановилось.

Узбек хан также много привилегий предоставил подвластным ему русским княжествам. В свое время на это обратил внимание и Ризаэтдин Фахретдин. Оценивая деятельность этого хана, он одновременно указывает и на его ошибки. Он пишет: «Несомненно, Узбек хан был выдающимся правителем, при котором Золотая Орда достигла небывалого расцвета и могущества в политике. Она заключается в том, что он, усиливая Московское княжество и не осознавая этого, исподволь готовил против Золотой Орды серьезного врага. Узбек хан ликвидировал постоянно воюющие между собой мелкие княжества и собрал их воедино. По этой причине русские почувствовали свою силу» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. — Казань, 1996. — С.95). Мало того, Узбек хан предоставляет митрополиту Руси Петру, православной религии неограниченные вольности, монастырские земли освобождает от уплаты ежегодной дани (ясака). По словам того же Р.Фахретдина, в ярлыке хана, данном в защиту православной религии, были такие слова: «Ежели кто будет поносить христианскую религию, молвить обидные слова против церквей, монастырей и часовен - тот человек будет казнен».

Конечно, каждый народ имеет полное право исповедовать свою религию, придерживаться своих обычаев и житейских правил. В этом отношении в Золотой Орде существовала неограниченная свобода вероисповедания и толерантность, каждая религия имела равные права, никак не притеснялась, что превратило государство в одно из самых передовых. На эту особенность обращали внимание приезжие гости и послы разных стран. Их крайне удивляла такая свобода в выборе веры, о чем в своих странах они не могли даже мечтать. Все это говорит о том, что, видимо, в Золотой Орде не существовало должного понимания, что религия является одним из сильнейших видов идеологического оружия.

Обратимся к православной религии. Если бы ханы видели в этой религии сильное идеологическое оружие, направленное против татар-мусульман, если бы они понимали, что эта религия способствует объединению русского народа и одновременно является в руках церковников сильным средством воспитания в народе враждебности к мусульманам, они вряд ли предоставили бы ей столько вольностей. Русский народ воспрянул духом именно благодаря своим религиозным деятелям, постепенно окреп, поверил в себя и в конце концов превратился в силу, которая с оружием в руках выступила против Сарая. Так Золотая Орда своей необдуманной политикой сама воспитала против себя сильного врага.

Вот что интересно: Узбек хан, заняв трон, тут же начинает беспощадную борьбу против , все еще существовавшего среди монголов, прилагает много сил для искоренения этой религии в своем государстве. По этой причине входит в противоречие с монголами. А вот православию он предоставляет широкие права, не думая о том, что такая политика в дальнейшем может создать для государства серьезные проблемы.

При Узбек хане и его сыне Джанибек хане Золотая Орда еще процветает, но после убийства взошедшего на трон Бирдебек хана (1359 г.) в государстве начинаются внутренние неурядицы и борьба за власть.

В 1360-1361 годах государство разделяется на правое и левое крыло. Если земли, лежащие к востоку от Волги, представляют левое крыло, восточные входят в правое крыло. Волга является естественной границей двух частей государства. Если на одной стороне с центром в Сарае происходит постоянная смена ханов, на другой стороне действует энергичный , стремящийся посадить на трон своего хана. Так в стране начинается фактически гражданская война, которая продлится двадцать лет и превратится в фактор, разрушающий государство изнутри. Московское княжество ловко использует эту нестабильность в свою пользу, и за эти годы довольно сильно укрепляется. Если бы в Золотой Орде не возникла эта «великая замятия», то русским в 1380 году и в голову не пришла бы мысль выступить на Куликовом поле против татар.

Внутренние смуты в татарском государстве оканчиваются сражением на Куликовом поле. После этого , который начинает укреплять страну, собирая улусы в единый центр.

Однако надо сказать, что на Куликовом поле против объединенного русского войска сражались силы не центрального правительства, а только лишь , поэтому мы решительно отвергаем мнение, что на Куликовом поле силы Золотой Орды были разбиты. В этом бою русские сражались лишь с Мамай мурзой, который сам боролся против центрального правительства с центром в Сарае.

Через два года после этой битвы все возвращается на круги своя. В 1382 году Тохтамыш хан захватывает Москву, и , получивший за Куликовское сражение звание Донской, как и в прежние годы, начинает платить так называемый «ордынский выход» (т.е. ясак).

Об истории Золотой Орды, ее поэзии и культуре по передаче Русской службы Британской вещательной корпорации.

Монгольские воины, среди них мы видим командира отряда на коне и воина-сигнальщика на верблюде.

Монгольские воины, среди них мы видим командира отряда на коне и воина-сигнальщика на верблюде. С монгольского сайта по истории.

Итак, из передачи об истории и поэзии Золотой Орды вышедшей в декабре 2004 года на Русской Службе Британской вещательной корпорации. Гостем передачи был Равиль Бухараев, историк Золотой Орды и переводчик ее поэтов, ниже передача в тексте в частичной расшифровке сайт, полностью вы можете послушать ее в аудиофайле :

  • аудио файл №1

Равиль Бухараев рассказывает о происхождении Орды:

«Нашествие на сопредельные страны было монгольское. Когда монголы под предводительством Чингисхана подошли к Каспийскому морю, обошли его за шесть месяцев кругом. Потом, после этого столкнулись с русскими на (реке) Калке (31 мая 1223 года. Прим. сайт), уже истощенные этим походом вокруг всего Каспия, это были чистые монголы .

Но впоследствии, когда Чингисхан уже не руководил нашествием на Русь и Европу (новое, второе, нашествие произошло спустя 13 лет Прим..к. к тому времени он уже умер, руководство приняли царевичи-чингизиды. Впереди был Батый, но он был далеко не главным среди царевичей-чингизидов. Был Гуюк (внук Чингисхана. Прим..

То войско, которое образовалось ко времени нашествия на Русь и на Европу, это было войско с другим составом. Монголы там занимали центральные военные должности, но на самом деле это войско было уже кыпчакское. И их уже следовало называть не монголо-татары, а монголо-кыпчаки. Т.к. это было население Великой степи, а кыпчаки — это бывшие половцы из русских сказаний.

Татар как таковых (там) не было. Современные казанские татары с современным названием народа, его этнонимом, это как раз народ, который получился в результате этногенеза, в процессе что ли. Была Волжская Булгария, которая была частью золотой Орды, и население Булгарии смешалось с кыпчаками , естественно, а также смешалось со славянами, которые принимали ислам.

А почему ислам? Ведь армия Чингисхана не была мусульманской...

Армия Чингисхана не была даже буддийской. Они были тенгрианцами — поклонниками неба (т.е. шаманистами. Прим.сайт), хотя среди них были несторианцы-христиане ( — одна из сект христианской церкви, образовавшаяся в Византии. Прим..

Но когда при хане Берке (еще один внук Чингисхана, правил в 1257-1266 гг., тогда же Монгольское государство разделилось на самостоятельные государства, основанные потомками Чингисхана на территории от Пекина до Крыма. Прим. сайт) основалась Золотая Орда, и была проблема выбора веры, то Берке стал мусульманином для того, чтобы установить дипломатические связи с самых могущественным государством того времени, а это был, конечно, фатимидский Египет (отколовшийся к тому времени от Арабского халифата, а сам халифат в Багдаде спустя столетие также попал под власть тюркских племен при номинальном правлении халифа, ставшего лишь духовным повелителем правоверных. Конец халифату положили монголы взявшие Багдад в 1258 году. После этого во главе мусульманского мира уже всегда стояли тюрки, в частности, османы. Прим. сайт).

Позднее эти два государства — Золотая Орда и Фатимидский Египет дружили на протяжении столетия, и вместе отражали набеги... кого? Монгольских Ильханов в Персии. Монгольское войско, государство и народ к тому времени уже раскололся на части, в том числе (династию) в Персии, и Золотую Орду. Были они, казалось бы, из-за одного народа, но стали страшными соперниками вокруг Шелкового пути, а также на Каспии и на Кавказе. При хане Берке Орда начинает становиться мусульманским государством, а уже, где-то при хане Узбеке становится крупной мусульманской цивилизацией. Огузо-кыпчакский язык был языком Золотой Орды. Он, конечно, был тюркским языком . (Наряду с тюркским языком, монголы приняли письменность тюрок-уйгуров в качестве письменности для монгольского языка, который всегда сохранялся в исторической Монголии. Прим. сайт).

(Монгольская империя была, вопреки распространенному мнению не только кочевой, но и огромной оседлой державой. В ней было сто городов ) ... Некоторые из них еще стоят. Большинство поволжских городов стоят на руинах золотоордынских городов. Это сохранилось в их названиях. Саратов — это Саратау («Желтая гора»). Царицын назвали очень остроумно от Сарысы, тюркского названия. Самара, Камышин, Казань, Ургенч, и, естественно, города Крыма также являлись ордынским городами .

Кроме того, о чем мы говорим, наследие Золотой Орды, осталось в именах многих известных людей (в России). Например, Рахманинов. Его фамилия происходит от Рахман, в переводе «Милостивый». Державин происходит от Богрима-мурзы, который напрямую выехал из Золотой Орды. А предки Карамзина звались Кара-Мурзиными. Среди русских семей, особенно дворянских, несметное количество родов, которые в свое время выехали с Золотой Орды ...

Самыми крупными ордынским городами были Сарай-Бату (недалеко от нынешней Астрахани) и Сарай-Берке (недалеко от нынешнего Волгограда, на реке Ахтубе) . Они стояли на реках. Это были города в которых был и мечети, православные церкви. Существовал православный епископ Сарайский Петр . Были католические храмы, и синагоги. В сарайских городах жили ремесленники, писцы-бюрократы, и поэты Это были торгово-ремесленные города. Для купцов там были невероятно хорошие условия. Золотоордынские ханы очень строго соблюдали собственные законы. Охрана дорог и обеспечение торговли были одним из главных приоритетов .

Оттуда появились на Руси «ямы», т.е постоялые дворы, оттуда же ямщики. Оттуда появилась (на Руси) регулярная почта. Купцу нужно было заплатить всего три процента таможенной пошлины, чтобы проехать по всей территории Золотой Орды, а это от Крыма, от Феодосии, до Иртыша и Аральского моря. После уплаты они получали дощечку пайзу — серебряную или медную, и никто больше не смел с купца взять какие-либо поборы.

Ордынские города были каменные. Когда спрашивают, куда эти города подевались? До XVI века эти города еще разбирали разламывали на кирпичи. Ордынский кирпич был лучший, т.н. «мамайский кирпич» . Из этого кирпича построены очень многие волжские города. Музыка Рахманинова... это тоска по воле, которая растворена в идее этого великого государства», говорилось в передаче.

В ходе передачи Равиль Бухараев прочитал несколько своих переводов с тюркского любовной лирики золотоордынских поэтов. Интересно, что в золотоордынской поэии не была популярна военная тематика, т.к. монгольская армия обычно, по словам Равиля Бухараева, всегда была либо в походе, или в военных лагерях, и была отделена от городов, не интересуясь поэзией .

Золотоордынская поэзия включала множество поэтов-этнических тюрок, живших в городах покоренной Золотой Ордой Средней Азией. Равиль Бухараев приводит одно из стихотворений среднеазиатского тюркского золотоордынского поэта о том, что надо учиться преданности богу у христиан-католиков . (Интересно, что после реставрации в Константинополе в 1261 году Византийской империи и, соответственно, разгрома византийцами Латинской империи, основанной крестоносцами в этом городе за 57 лет до того, некоторые рыцари-католики, остались жить в регионе Анатолии — предместьях Константинополя, приграничье Византии, ею уже не контролировавшемся, среди платящих дань монголам турок-сельджуков. Отметим, что Анатолия благодаря монголам освободилась от влияния Арабского халифата, но существовавшую в урезанном виде Византию монголы так и не покорили. Рыцари же сначала не спешили возвращаться в Европу, но и в Византию также уже никогда не вернулись, где еще целых два века, до самого османского завоевания, правила византийская историческая династия Палеологов,- династия, при латинянах правившая из Фракии — граница нынешних Болгарии и Греции; область известная в период потери Палеологами Константинополя и как Никейская империя).

Также по этой теме:

На каком этапе обучения обычно школьники знакомятся с понятием «Золотая Орда»? 6 класс, конечно же. Учитель истории рассказывает детям, как страдал православный народ от иностранных захватчиков. Складывается впечатление, что в тринадцатом столетии Русь переживала такую же жестокую оккупацию, как и в сороковых годах прошлого века. Но стоит ли так уж слепо проводить параллели между Третьим Рейхом и средневековым полукочевым государством? И что для славян означало татаро-монгольское иго? Чем была для них Золотая Орда? «История» (6 класс, учебник) не является единственным источником по этой тематике. Есть и другие, более основательные труды исследователей. Давайте по-взрослому взглянем на довольно продолжительный временной отрезок в истории родного отечества.

Начало Золотой Орды

Впервые Европа познакомилась с монгольскими кочевыми племенами в первой четверти тринадцатого века. Войска Чингисхана дошли до Адриатики и могли успешно продвигаться и дальше - на Италию и в Но мечта великого завоевателя свершилась - монголы смогли зачерпнуть шлемом воду из Западного моря. А потому многотысячная армия вернулась в свои степи. Еще двадцать лет монгольская империя и феодальная Европа существовали, никак не сталкиваясь, как бы в параллельных мирах. В 1224 году Чингисхан разделил свое королевство между сыновьями. Так появился Улус (провинция) Джучи - самый западный в империи. Если мы зададимся вопросом, что такое Золотая Орда, то точкой отсчета этого государственного образования можно считать 1236 год. Именно тогда амбициозный хан Бату (сын Джучи и внук Чингизхана) начал свой Западный поход.

Что такое Золотая Орда

Эта военная операция, длившаяся с 1236 по 1242 год, заметно расширила территорию улуса Джучи на запад. Однако о Золотой Орде говорить тогда было еще рано. Улус - это административная единица в великой и она была зависима от центральной власти. Однако хан Бату (в русских летописях Батый) в 1254 году перенес свою столицу в Нижнее Поволжье. Там он устроил столицу. Хан основал крупный город Сарай-Бату (сейчас место близ села Селитренное в Астраханской области). В 1251 году состоялся курултай, где императором был избран Мункэ. Батый приехал в столицу Каракорум и поддержал престолонаследника. Другие претенденты были казнены. Их земли были разделены между Мункэ и чингизидами (в том числе и Бату). Сам термин «Золотая Орда» появился гораздо позже - в 1566 году, в книге «Казанская история», когда само это государство уже перестало существовать. Самоназвание же этого территориального образования было «Улу Улус», что означает в переводе с тюркского «Великое Княжество».

Годы Золотой Орды

Выказывание преданности хану Мункэ сослужило Бату хорошую службу. Его улус получил большую автономию. Но полную самостоятельность государство обрело лишь после смерти Батыя (1255), уже во времена правления хана Менгу-Тимура, в 1266 году. Но и тогда сохранялась номинальная зависимость от Монгольской империи. В состав этого непомерно разросшегося улуса входили Волжская Болгария, Северный Хорезм, Западная Сибирь, Дешт-и-Кипчак (степи от Иртыша до самого Дуная), Северный Кавказ и Крым. По площади государственное образование вполне можно сравнить с Римской империей. Его южной окраиной был Дербент, а северо-восточным пределом были Искер и Тюмень в Сибири. В 1257 году на трон улуса взошел брат (правил до 1266 г.) Он принял ислам, но, скорее всего, из политических соображений. Широкие массы монголов мусульманство не затронуло, зато дало возможность хану привлечь на свою сторону арабских ремесленников и торговцев из Средней Азии и Волжских Булгар.

Наибольшего расцвета достигла Золотая Орда в 14 веке, когда на трон взошел Узбек-хан (1313-1342). При нем ислам стал государственной религией. После смерти Узбека государство стало переживать эпоху феодальной раздробленности. Поход Тамерлана (1395 год) вбил последний гвоздь в крышку гроба этой великой, но недолговечной державы.

Конец Золотой Орды

В XV веке государство распалось. Появились маленькие независимые княжества: Ногайская Орда (первые годы XV столетия), Казанское, Крымское, Астраханское, Узбекское, Центральная власть оставалась и продолжала считаться верховной. Но времена Золотой Орды прошли. Власть правопреемницы становилась все более номинальной. Это государство называлось Большая Орда. Оно располагалось в Северном Причерноморье и простиралось до Нижнего Поволжья. Большая Орда прекратила свое существование лишь в начале шестнадцатого столетия, будучи поглощенной

Русь и Улус Джучи

Славянские земли не входили в состав Монгольской империи. Что такое Золотая Орда, русичи могли судить разве что по крайнему западному улусу Джучи. Остальная империя и ее столичный блеск оставались вне поля зрения славянских князей. Их отношения с улусом Джучи в определенные периоды носили различный характер - от партнерских до откровенно рабских. Но в большинстве случаев это была типично феодальная взаимосвязь феодала и вассала. Русские князья приезжали в столицу улуса Джучи, город Сарай, и приносили оммаж хану, получая от него «ярлык» - право на управление своим государством. Первым сделал это в 1243 году Поэтому самым влиятельным и первым по субординации был ярлык на Владимиро-Суздальское княжение. От этого во время татаро-монгольского ига и центр всех русских земель сместился. Им стал город Владимир.

«Страшное» татаро-монгольское иго

Учебник истории за шестой класс живописует напасти, которые терпел русский народ под оккупантами. Однако не все было так печально. Князья сначала использовали отряды монгол в борьбе со своими врагами (или претендентами на престол). За такую военную поддержку нужно было платить. Потом, во времена князья должны были часть своих доходов от податей отдавать хану улуса Джучи - своему сеньору. Это называлось «ордынский выход». Если плата задерживалась, прибывали бакаулы, которые взимали подати сами. Но при этом славянские князья правили народом, и жизнь его текла по-прежнему.

Народы Монгольской империи

Если мы зададимся вопросом о том, что такое Золотая Орда с точки зрения государственного строя, то тут нет однозначного ответа. Поначалу это был полувоенный и полукочевой союз монгольских племен. Очень быстро - в течении одного-двух поколений - ударная сила войска завоевателей ассимилировалась среди покоренного населения. Уже в начале XIV века русские называют Орду «татарами». Этнографический состав этой империи был очень разнородным. Тут постоянно проживали аланы, узбеки, кипчаки и другие кочевые или оседлые народности. Ханы всячески поощряли развитие торговли, ремесел и строительство городов. Никакой дискриминации по признаку национальности или вероисповедания не было. В столице улуса - Сарае - в 1261 году даже образовалось православное епископство, настолько многочисленной была тут русская диаспора.