Обучение на заочном отделении. Объясняем на пальцах, что такое очно-заочная форма обучения

Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий , и количество аудиторных часов у них очень невелико.


Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам - контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.


Если студент не сдал работу вовремя - его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя - кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.


Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя - форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.


В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий . В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными - сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.


Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.


На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и .

Что такое установочная сессия

Установочная сессия проводится для студентов-первокурсников в самом начале обучения (как правило, в сентябре или октябре). Ее можно назвать «ознакомительной» - никаких экзаменов или зачетов в это время не сдается, студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями, с предметами, которые будут изучать в первом семестре. Также в это время решается ряд административных вопросов - таких, как выдача зачеток и студенческих; запись в библиотеку вуза и получение учебников; выборы или назначение старосты и так далее.


Во время установочных сессий проводятся лекции и практикумы по всем предметам, которые предстоит сдавать в зимнюю сессию. Занятия по каждому курсу обычно начинаются с организационной вводной части, во время которой преподаватель:


  • рассказывает о том, в какой форме будет проходить экзамен или зачет;

  • объясняет, какие контрольные работы или рефераты надо будет сделать и сдать в течение семестра;

  • дает список тем, которые надо будет освоить и вопросы к экзамену;

  • знакомит с основной и дополнительной литературой по курсу;

  • оговаривает, как и в какой форме можно с ним связаться для консультаций в случае возникновения вопросов.

Многие заочники считают установочные лекции необязательными для посещения (тем более что «санкций» за их пропуски обычно не бывает). Но лучше все-таки не прогуливать. На этих занятиях педагоги обычно достаточно четко дают понять, какой уровень требований будет предъявляться к контрольным работам и ответам на экзамене, акцентируют внимание на важных для них вопросах курса и т.д. И знание всех этих тонкостей в итоге позволит сэкономить время на подготовке.


Продолжительность установочной сессии обычно составляет одну-две недели.

Когда и как проходят сессии у заочников

Сессии , как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год . Как правило это зимняя и летняя сессии . Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии . Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.


Средняя продолжительность сессии на заочном - 3 недели, на старших курсах - до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.


Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:


  • лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;

  • сдачу экзаменов и зачетов;

  • установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.

Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю - не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.


Сколько лет учатся на заочном

В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени - и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения - больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет . При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.


На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются - поэтому часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет .

Стоимость обучения на заочном отделении

Студенты-заочники находятся в стенах вуза лишь в периоды сессии и работают в основном самостоятельно - соответственно и «себестоимость» их обучения гораздо ниже. Поэтому стоимость обучения значительно ниже - обычно за семестр заочники платят в 2-3 раза меньше , чем студенты очного отделения.


Сколько стоит заочное обучение в выбранном вами вузе, можно узнать, позвонив в приемную комиссию или же в разделе для абитуриентов на сайте вуза.

Можно ли учиться заочно бесплатно

Получение высшего образования в заочной форме на бюджетной основе возможно - по тем же правилам, что и на дневном или очно-заочном отделениях. Претендовать на бесплатные места могут только те, кто еще не воспользовался правом получить «вышку» за государственный счет. То есть люди, которые либо получают высшее образование впервые либо ранее учились на контрактной основе.


Несмотря на это, поступить заочно на бюджет достаточно сложно. Просто потому, что большинство бюджетных мест в вузах страны приходится на очников, на втором месте - студенты-вечерники. И даже в крупных государственных вузах бюджетный набор на заочное отделение может быть минимальным - или же отсутствовать вообще . И найти место, где по нужной специальности обучают на бюджетной основе удается далеко не всегда. А даже если удастся - конкуренция за немногочисленные бесплатные места может оказаться очень высокой.

Можно ли учиться заочно после 11 класса

Для заочной учебы нет никаких ограничений - первое высшее образование можно получать в любой форме, и поступать на заочное могут все выпускники, имеющие аттестат о полном среднем образовании (или диплом техникума или училища). В эпоху СССР поступить на «заочку» можно было только при наличии официального места работы - однако сейчас это также не является обязательным. Чем студент занимается за пределами стен вуза - его личное дело.


Однако поступившие на заочное после 11 класса не всегда чувствуют себя комфортно: после школы с ее постоянным контролем учиться в такой форме, подразумевающей самостоятельную организацию учебного процесса, довольно сложно. Кроме того, большинство однокурсников, скорее всего, окажутся существенно старше и опытнее.


Какие льготы положены работающему студенту-заочнику

Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:



  • оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней - начиная с третьего курса);


  • оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);

  • раз в учебный год - оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;

  • на последнем курсе - сокращенная на 7 часов рабочая неделя , причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.

Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).


Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме , ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.

Какой диплом выдают после заочного

Несмотря на то, что многие уверены, что получать полноценные знания в заочной форме невозможно, такой способ получения знаний является абсолютно законным и «полноправным». Заочники, успешно освоившие учебную программу, получают такой же диплом о высшем образовании, как и все остальные студенты . При этом в самом дипломе форма обучения не указывается - эта информация с согласия студента вносится лишь во вкладыш. С таким дипломом можно занимать должности, требующие соответствующего уровня квалификации; поступать в магистратуру на любую форму обучения; поступать на второе высшее и так далее.


Имеют заочники право и на получение красного диплома , однако на практике это случается достаточно редко. Просто потому, что все-таки большинство совмещает учебу с полноценной работой, а в такой ситуации сложно демонстрировать только отличные знания на протяжении пяти лет подряд.


Преимущества и недостатки заочного обучения

Плюсов у заочного обучения достаточно много, и неудивительно, что эта форма получения образования достаточно востребована:

значительно ниже, а осваивать материал можно в удобном для себя темпе;

  • можно совмещать «заочку» с работой, уходом за детьми или параллельным обучением в другом вузе на очной форме;


  • стоимость обучения значительно ниже;


  • место учебы не привязано к месту жительства - ведь можно ездить на сессию в другой город;


  • отношение к заочникам обычно достаточно лояльное, и для получения зачетов по непрофильным предметам и сдачи экзаменов «на троечки» не придется особенно напрягаться;

  • в то же время если студент нацелен на получение знаний - преподаватели обычно идут ему навстречу, не отказывая в дополнительных консультациях, руководстве перспективной научной работой или возможности посещать «вольнослушателем» занятия на дневном или вечернем отделении;

  • к моменту получения дипломов большинство заочников уже имеют реальный опыт работы по специальности .

  • Но, разумеется, есть у заочного обучения и свои минусы. И главным из них является то, что полноценные знания в такой форме получить все-таки довольно сложно - это требует интенсивной самостоятельной работы, а на нее способны далеко не все студенты. Поэтому ценность диплома, полученного таким образом, часто подвергается сомнению . Особенно с учетом того, что в некоторых учебных заведениях (особенно негосударственных) требования к заочникам сводят к минимуму, делая учебу формальной. Проверяющие органы в последнее время особенно бдительно следят за «псевдовузами», делающими акцент именно на заочной форме обучения, и лишение их лицензии - не редкость. Так что выбирать вуз по принципу «минимум усилий» становится рискованно: можно потерять деньги, внесенные за учебу и при этом в итоге не получить вожделенной «корочки» государственного образца.


    Кроме того, не каждую специальность можно получить в заочной форме . Есть целый ряд профессий, освоение которых требует огромного количества практики. Медицинские специальности, ветеринария, иностранные языки - заочных программ в этих направлениях просто не существует. Кроме того, Роспотребнадзор уже заявил о том, что в ближайшем будущем планируется отменить возможность получения первого высшего в заочной форме по целому ряду направлений, включая юристов, экономистов и менеджеров. Так что выбор доступных направлений для тех, кто хочет получить первое высшее в заочной форме может сократиться.



    Кроме того, к недостаткам заочной формы можно отнести:


    • увеличенныйсрок обучения;

    • очень неравномерное распределение сил - даже если выполнять все семестровые работы вовремя, нагрузка в периоды сессии будет «зашкаливать», а автоматы заочникам не ставят практически никогда;

    • необходимость совершенно самостоятельно осваивать большие объемы информации;

    • большинство студенческих льгот (проездные, скидки и т.д.) на студентов-заочников не распространяются, стипендий им не платят, места в общежитиях не предоставляют, кроме того права на отсрочку от армии такая учеба не дает;

    • при поиске работы выбор оказывается ограниченным - далеко не все работодатели готовы отдать предпочтение кандидату, который будет периодически уходить на сессии.

    Тем не менее, для большинства плюсы оказываются более существенными, и «заочка» остается очень востребованной формой обучения. И в большинстве случаев абитуриенты, выбирая между заочным и вечерним отделением, отдают предпочтение первому варианту.

    Конечно же вы знаете, что есть очная и заочная формы обучения. Но в чем разница, многие так и не могут понять. при простоте заочной формы обучения студенты получают такие же точно дипломы, как и для очной формы. Разве что пометка там стоит о заочной форме. Но работодатели редко обращают на нее внимание, поскольку им важно само наличие диплома. Сегодня мы поговорим о том, какая специфика у заочной формы обучения.

    Первый вопрос, на который стоит ответить – куда пойти учиться после школы. На сегодняшний день многие выпускники школ всерьез задумываются над глобальным вопросом о том, кем же они планируют стать в будущем и какую нужную профессию мечтают освоить. На эту философскую тему можно рассуждать часами, однако, так или иначе, важно быстрее определиться с окончательным выбором, ведь выпускные экзамены уже не за горами. А затем наступает совершенно новый период в жизни, который одновременно пугает и вдохновляет амбициозную молодежь.

    Высшее образование в нашей стране считается нормой для общества. Специалист только тогда может считаться таковым, когда у него есть диплом о высшем образовании. На высокооплачиваемую должность ему также не удастся устроиться, если у него не будет образования. Даже колледж или техникум не дают такого эффекта, как высшее профессиональное образование. Но не у каждого есть возможность получить образование на дневной форме, поскольку у многих студентов уже имеется семья на момент поступления, которую нужно кормить, то есть считается, что образование не дает возможности зарабатывать во время его получения. Выход найден посредством заочной формы обучения.

    Специфика заочной формы обучения

    Заочное образование поделено на циклы. Первая сессия в этом цикле является установочной. То есть за ее время студент получает основные базовые знания. Он посещает лекции, которые станут основой для подготовки к экзамену. Вторая сессия также включает в себя установочные лекции, вперемешку с которыми студен сдает также и экзамены за предыдущий курс или семестр. В-целом, это очень удобно, ведь студенты могут получать высшее образование, не жертвуя ради него любимой работой. Но дело в том, что не все так перспективно в плане одновременной работы и учебы. дело в том, что по закону студент, который работает и учится, должен быть отпущен работодателем на время сессии. Это свидетельствуется справкой, присылаемой из учебного заведения. В ней прописаны четкие сроки того, как студент будет учиться, то есть в какое время его не будет на занятиях. Но не каждый работодатель возьмет на себя такую ответственность, чтобы отпустить своего работника. Представьте сами, что ценного сотрудника придется отпустить более, чем на месяц, хотя этот учебный отпуск не входит в расчет с обычным отпуском. То есть работника может не быть на рабочем месте более, чем два месяца. Такие перспективы не радуют работодателей. Итак, студент учится шесть лет вместо традиционных пяти, однако и университет посещает значительно реже, а именно – во время установочной сессии и в экзаменационный период. В первом случае преподаватели читают лекции, предоставляют план - конспекты, дают темы курсовых работ, рефератов и приблизительные вопросы на экзамен, а также производят тщательную подготовку студента к предстоящей сессии.

    Лекций для подготовки может быть недостаточно. поэтому студенты – заочники должны искать дополнительную информацию. Они могут брать ее у преподавателя, либо искать в интернете. С одной стороны, самостоятельные поиски источников помогают и стимулируют. А с другой стороны это очень трудно, и на этом этапе не исключены ошибки. А вот экзаменационный период вызывает у студентов значительно больше тревог и волнений, поскольку все полученные оценки отразятся в приложении к диплому, да и вовсе являются проходным билетом на следующий курс. Как правило, зимняя сессия длится примерно десять дней, а летняя порой затягивается и на месяц.

    Еще в советские годы заочниками становились те, кто попросту не мог поступить на очную форму. Считалось, что у них недостаточно знаний для этого. Сегодня все кардинально изменилось. Абитуриенты изначально выбирают для себя заочное образование, чтобы совмещать работу и учебу. Это основная мотивация при выборе такой формы образования. Но в чем суть такого выбора? Дело в том, что указанная форма обучения позволяет получить знания и высшее образование «без отрыва от производства», так сказать. Это очень удобно, поскольку появляется уникальная возможность самостоятельно зарабатывать деньги и оплачивать свое обучение, вступив на путь взрослой и самостоятельной жизни. Да и дополнительный отпуск, отдельно оплачиваемый предприятием, его никому не вредил.

    Недостатки заочной формы обучения

    Даже несмотря на многочисленные плюсы заочного образования, у него есть и свои минусы.

    заочники самостоятельно должны освоить примерно 70% учебного материала. То есть им даются только азы, а оставшуюся часть они изучают сами.
    заочное образование длиться на год больше, чем очное. То есть, пока студенты дневного отделения готовятся к диплому, заочники еде только находятся на подходе к нему.
    ощутимо и ограничение определенных привилегий, которые имеют все студенты – очники. Например, на парней-заочников, увы, не распространяется отсрочка от армии, а все возможные льготы, предоставляемые студенческим билетом, и вовсе отсутствуют. Также для студентов – заочников отменена стипендия.
    студент- заочник может рассчитывать не на помощь государства, а на собственные финансовые ресурсы и возможности; и тогда все шесть лет обучения пролетят, как один миг, без тревог и забот.

    Как получить высшее образование на заочном отделении

    Есть мнение, что студентов – заочников нельзя назвать полноценными студентами, а выпускников заочной формы нельзя назвать полноценными специалистами. Это не так. Формирование учебного плана для заочников осуществляется аналогично очникам. Только раскидано оно на 6 лет.Полученный же диплом о высшем образовании идентичен той долгожданной «корочке», которую получают очники. Мало того, на ней даже не сказано о том, что студент учился заочно, хотя, конечно, в приложении данная информация будет однозначно отражена. Но на практике получается, что при устройстве на работу выпускника обязывают предъявлять диплом, а не приложение к нему, в котором не прописана форма образования. Получить высшее образование заочно можно исключительно на платной основе, то есть по предварительно заключенному контракту. Даже блестяще пройденные вступительные экзамены не позволяют учиться бесплатно, так что стоит заранее подготовить материальную базу и соизмерить свои финансовые возможности.

    Чтобы начать учиться в выбранном вами учебном заведении на заочной форме, первостепенно необходимо сдать экзамены школьной программы, а только потом начинать подыскивать ВУЗ. Когда вы примите решение о ВУЗе, т следует собрать документы и отнести их в приемную комиссию. МЫ уже рассказывали вам о том, как осуществляется сбор и подача документов на поступление в ВУЗ. Как только вы подадите документы, то можно считать, что полдела уже проделано. Чтобы вас точно зачислили в университет или институт, необходимо также сдать экзамены. Эти экзамены, в отличие от очной формы, являются условными. Поэтому поступить вам будет не трудно. Именно поэтому многие студенты стремятся поступить учиться на заочное образование.

    Так что вполне очевидно, что заочная форма обучения на сегодняшний момент не потеряла своей актуальности, причем имеет ряд весомых преимуществ и приемлема для многих абитуриентов. Готовые специалисты также востребованы на специализированных предприятиях, а уровень их подготовки ничуть не хуже, чем у выпускников очной формы обучения. Так что, взвесив свои силы и возможности, можно смело начинать «грызть гранит науки».

    Здравствуйте, друзья! Эта статья будет интересна тем, кто планирует получить высшее образование. А значит, ребятам, заканчивающим школу, их родителям, которые не меньше внимания уделяют теме поступления, взрослым людям, пока еще по разным причинам не имеющим такового, либо тем, кто хочет получить второе высшее.

    Собственно говоря, перечисленные нами категории – довольно большая часть населения. Однако мы не будем растекаться мыслью по древу и несколько сузим категорию заинтересованных лиц: поразмышляем над тем, как сегодня в России получить заочное высшее образование. Сохранилось ли оно, платно или бесплатно предоставляется, в чем его плюсы и минусы – поговорить есть о чем.

    Из истории: 20-е годы – рождение новой формы

    Для начала чуть заглянем в прошлое и выясним, что история заочного образования в нашей стране не так-то и продолжительна. Очное образование в университетах в дореволюционной России было, курсы существовали, а вот заочных отделений не имелось. По-настоящему развитие этой формы обучения началось с 20-х годов прошлого века.

    Заочная форма обучения это возможность получать образование без необходимости 6 раз в неделю отправляться в колледж, институт или университет. После революции потребность в образованных кадрах и в первую очередь в сельском хозяйстве значительно возросла. Однако большинство из тружеников были заняты на работе и обучаться очно не имели возможности. Для них создали заочные отделения.

    Гарантировано государством

    И довольно продолжительное время этот процесс шел по нарастающей: студентов-заочников становилось все больше. Сегодня ситуация несколько изменилась: некоторые популярные вузы отказываются от заочного отделения, считая получаемое в нем образование не очень качественным. Примером такого вуза можно назвать МГУ.

    Тем не менее такая форма, как заочное обучение, прописана в законе об образовании от 2012 года. Как закреплено в документе, студенты могут пройти обучение в очной, очно-заочной и заочной форме. Сегодня стала востребованной и новая формадистанционное обучение, которое во многом схоже с заочным образованием, однако имеет и отличия.

    Две составляющие: самостоятельность и отчетность

    Итак, в чем же суть заочного обучения. Назовем два главных момента: это самостоятельная учебная работа студента в период между сессиями, выполнение обязательных контрольных, проверочных работ, а также курсовых; и сдача сессий в стенах университета, которая в зависимости от учебного заведения проводится от 1 до 4 раз в год. Чаще всего – 2 раза в год.

    Во время сессии студенты посещают лекции, имеют возможность напрямую общаться с преподавателями, а также в обязательном порядке сдают экзамены. Учебные программы для заочников составляются специальные, учитывающие самостоятельную работу в течение основного учебного времени.

    Конечно, по интенсивности обучения соперничать с очной формой заочная не может. Именно поэтому обучение на последнем длится дольше, чем на дневном. Если в большинстве вузов в России обучение на бакалавра длится 4 года, у заочников на это уходит пять лет. Программа обучения предусматривает обязательную практику. Завершается оно так же, как на дневном – сдачей госэкзаменов и защитой диплома.

    Нюансы: баллы ЕГЭ, цена вопроса, специальности

    Несколько слов о поступлении. Во-первых, плюсом такой формы обучения является тот факт, что для поступления не существует ограничений. В частности, возрастных. Важным моментом является то, что количество баллов ЕГЭ для поступающих на заочку может быть гораздо ниже, чем на очное отделение – одним словом, поступить сюда проще.

    Отметим также, что заочное отделение – это вовсе не синоним платного отделения. До сих пор многие университеты имеют бюджетные места для заочников. Правда, справедливости ради, отметим: таких мест с каждым годом становится меньше. Выбирая учебное заведение, хорошо изучите имеющуюся информацию: возможно, вам повезет и вы сможете обучаться заочно бесплатно. И помните: второе высшее – только платно.

    Обратить внимание нужно и на то, а есть ли вообще в выбранном вами вузе, вернее, на выбранном вами факультете заочное обучение. Так, к примеру, медицинские специальности врача, акушера, медицинской сестры и т. д. получить заочно нельзя – в этих профессиях необходимы навыки, которым нужно учиться не только теоретически, но и практически.


    Накануне 2016 года прошла большая волна дискуссий об отмене заочного обучения на факультетах менеджмента, юриспруденции, экономики. Однако пока для них такая форма сохранена. Хотя споры об эффективности заочной формы обучения продолжаются до сих пор.

    И хотя споры ведутся, многие с удовольствием выбирают заочное обучение, получая в итоге диплом государственного образца, ничем не отличающийся от диплома студента-очника. Если, конечно, учебное заведение, выдавшее его, имеет необходимую аккредитацию и лицензию.

    Очень многим категориям жителей страны заочная форма удобна. Не все имеют средства для обучения по очной форме, не все могут ездить из глухой деревни в столичный вуз. У кого-то проблемы здоровьем, кто-то не хочет бросать перспективную работу, кто-то рожает ребенка, но хочет, чтобы уход за ним не поставил крест на учебе. У всех них есть возможность получить заветный диплом, обучаясь заочно.

    Более того, законом студентам заочных отделений гарантирован ряд прав: бесплатный учебный отпуск на время сдачи сессии, бесплатный отпуск для подготовки и защиты диплома, бесплатный проезд один раз в год к месту учебы и обратно, сокращенная рабочая неделя на последнем курсе. Условие одно: вы должны быть хорошим студентом (учиться без хвостов), а вуз – быть учреждением с государственной аккредитацией.

    Перечень специальностей, на которые можно учиться заочно, становится все короче. Министерство образования и науки планирует отменить такую форму обучения для инженеров, строителей, энергетиков и других профессий, где нужно много практики. А лучше вообще оставить заочную форму только для повышения квалификации. Действительно ли студенты-заочники получают плохие знания? Можно ли после такой учебы устроиться на работу? Давайте разбираться.


    Примерно месяц студенты ходят на сессию, затем получают домашнее задание по каждому предмету и начинают работать самостоятельно. На следующей сессии показывают, чему научились. Вот как это выглядит в реальности.

    Первый этап - установочная сессия

    Группа студентов собирается на установочную сессию. Преподаватели знакомят с правилами обучения в конкретном вузе, учебным планом, рассказывают про основы профессии, проводят вводные лекции, дают список литературы и задания для самостоятельной работы.
    Срок : 20-25 дней.

    Второй этап - самостоятельная работа

    Студенты по удобному для себя графику читают учебники, пишут контрольные работы на выбранные заранее темы, готовятся к выступлению на семинарах, экзаменам, тестам. Если необходимо - занимаются практической работой: проводят опросы, ведут дневники наблюдений и т. д. Чтобы контролировать работу студентов, преподаватели назначают сроки сдачи работ. Например, если следующая сессия в мае, то работы по разным предметам нужно отправить на e-mail преподавателя, например в феврале, марте, апреле. Вовремя сданные контрольные работы и рефераты служат допуском к экзаменам.

    Срок: до следующей сессии.

    Третий этап - сессия

    Задача студентов - показать, как усвоили материал. Они сдают экзамены, участвуют в семинарах, групповых, лабораторных занятиях, отвечают на вопросы тестов. Ну и конечно, снова лекции, семинары, новый учебный материал.

    Срок: 20-30 дней. Обычно проходит 2 сессии в год.

    Эти этапы (кроме первого) чередуются на протяжении 3-6 лет обучения. Раз в год студенты пишут курсовую работу и защищают ее. А в конце обучения, вместе со сдачей государственных экзаменов, защищают дипломную работу с исследованием, практической частью и выводами.

    Зачастую образовательные учреждения предполагают сессию при заочной форме обучения в конце ноября и первых числах декабря. При этом многие университеты проводят зимние экзамены для заочников в начале января. А вот весенняя сессия обычно одинаково во всех учреждениях проводится в марте. В зависимости от курса экзаменационная сессия у заочников может длиться от трех до четырех недель.

    По закону работающие студенты могут рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск, длительность которого увеличивается от первого (до 40 календарных дней) к пятому (до 50 дней) курсу обучения.

    Чем заочное обучение отличается от очного?

    Срок обучения зависит от вуза и специальности. Например, в 2018 году в КГПУ им. В. П. Астафьева любое заочное обучение идет 5 лет. Притом в этом же университете есть очные специальности сроком обучения в 4 года.

    «Я получала среднее образование очно, а высшее - заочно. В колледже я толком не училась, прогуливала занятия, часть предметов вообще прошла мимо меня. Но на работу по профессии устроиться смогла. А вот на заочке я взялась за ум. Совмещала работу и учебу, да так, что в итоге красный диплом получила. Мне предлагают должность заместителя начальника отдела, а я размышляю по поводу второго высшего...» Ирина, 34 года, технический специалист


    Как поступить на заочное отделение в вуз

    Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.

    Программы обучения

    В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5-6 лет). Это виды программ обучения.

    Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.

    Бакалавр

    Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.

    Магистр

    Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения - 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.

    Специалист

    Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.

    Бакалавриат - общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр - ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.

    Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.

    Проходной балл

    Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.

    Вот несколько примеров:

    Количество заявлений

    На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

    • на очное образование - почти 7 заявлений на одно место;
    • на заочное - чуть больше 2 заявлений.

    А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % - на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

    Вступительные экзамены

    Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно ? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ - обязательны.

    Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

    Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

    Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

    Стоимость

    Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

    Возраст студентов


    Как проходит заочное обучение в вузе

    Срок обучения - от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1-2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения - 4 года и 7 месяцев.

    Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

    Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником .


    О чем еще нужно подумать заранее

    Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

    Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

    Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.


    Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

    • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
    • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
    • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
    • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2-3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
    • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

    «В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные - женщины 30-40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.


    Мифы о заочном обучении

    Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

    Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

    Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

    Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы - им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

    Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку - бесплатную или оплачиваемую.

    Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1-2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

    Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства . Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

    Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.